Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ИДЕАЛА УЧИТЕЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.'

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ИДЕАЛА УЧИТЕЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / УЧИТЕЛЬ / ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕКТОР / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевелёв Виталий Юрьевич

Введение. Во второй половине XIX века в Российской империи под действием внешних и внутренних факторов на страницах научной литературы и периодической печати начинает разворачиваться дискуссия о развитии системы народного образования и о месте и роли учителя в этой обновленной системе. Постепенно формируются две самостоятельных точки зрения по этому вопросу: государственная (официальная) и общественно-педагогическая. Каждая из них по-разному отвечала на поставленный перед ними вопрос, имея, однако, и общие черты. Учительство, с одной стороны, являясь частью интеллигенции, разделяла общественно-педагогические идеи, с другой стороны, было вынуждено следовать указаниям государственных органов власти. Материалы и методы. Статья написана на основе изучения трудов современников (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, Л.Н. Толстой, А.Н. Острогорский и др.), монографий по истории образования советского и российского периода, а также нормативных документов (Сборник постановлений по Министерству народного просвещения). В качестве основного метода исследования использовался теоретический анализ педагогических источников. Результаты исследования. В результате проведенного исследования удалось выявить и четко обозначить как противоречия существующих взглядов на развитие системы народного образования и становление образа идеального учителя, так и выявить аналогичные позиции у государства и педагогической общественности того времени. Государственный вектор идеала был направлен, в первую очередь, на сохранение монархии, в то время как общественно-педагогический вектор подчеркивал в образе идеального учителя гуманизм, его профессиональные и личные качества. Обсуждение и выводы. Государство, находясь в кризисной ситуации, формирует заказ на законопослушных, безынициативных покорных верноподданных Отечества. Педагогическая общественность того времени, не отрицая необходимости верой и правдой служить государству, настаивает на необходимости демократизации существующей системы народного образования и выдвигает свои, отличительные характеристики к образу идеального учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN VECTORS IN DETERMINING THE IDEAL TEACHER IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

Introduction. In the second half of the 19th century in the Russian Empire under the influence of external and internal factors on the pages of scientific literature and periodicals the discussion about the development of the public education system and the teacher’s place and role in this updated system began. Two independent points of view on this issue (state (official) and social-pedagogical) formed gradually. Each of them answered the posed question in different ways, however, having common features. On the one hand, teachers shared social and pedagogical ideas, being part of the intelligentsia, on the other hand, they were forced to follow the instructions of state authorities. Materials and methods. The article presents the research of contemporary works (K.D. Ushinsky, N.I. Pirogov, K.P. Pobedonostsev, L.N. Tolstoy, A.N. Ostrogorsky, etc.), monographs on the education history in Soviet and post-Soviet periods, as well as regulatory documents (Collection of resolutions on the Ministry of Education). Theoretical analysis of pedagogical sources was used as the main research method. Results. Both, the contradictions of existing views on the development of the public education system and the image of an ideal teacher, and similar positions among the state and the contemporary pedagogical community were revealed. The state vector of the ideal image was primarily aimed at maintaining the monarchy, while the socio-pedagogical vector emphasized humanism, professional and personal qualities of an ideal teacher. Discussion and conclusion. In crisis situation the state forms an order for law-abiding inactive obedient loyal subjects. The pedagogical community of the Russian Empire, not denying the need to serve the state faithfully, insisted on the need for democratization of the existing public education system and put forward own distinctive characteristics to the image of an ideal teacher.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ИДЕАЛА УЧИТЕЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья / Article

УДК / UDC 37.013

Основные векторы в определении идеала учителя во второй половине XIX века

В. Ю. Шевелёв

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Во второй половине XIX века в Российской империи под действием внешних и внутренних факторов на страницах научной литературы и периодической печати начинает разворачиваться дискуссия о развитии системы народного образования и о месте и роли учителя в этой обновленной системе. Постепенно формируются две самостоятельных точки зрения по этому вопросу: государственная (официальная) и общественно-педагогическая. Каждая из них по-разному отвечала на поставленный перед ними вопрос, имея, однако, и общие черты. Учительство, с одной стороны, являясь частью интеллигенции, разделяла общественно-педагогические идеи, с другой стороны, было вынуждено следовать указаниям государственных органов власти.

Материалы и методы. Статья написана на основе изучения трудов современников (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, Л.Н. Толстой, А.Н. Острогорский и др.), монографий по истории образования советского и российского периода, а также нормативных документов (Сборник постановлений по Министерству народного просвещения). В качестве основного метода исследования использовался теоретический анализ педагогических источников.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования удалось выявить и четко обозначить как противоречия существующих взглядов на развитие системы народного образования и становление образа идеального учителя, так и выявить аналогичные позиции у государства и педагогической общественности того времени. Государственный вектор идеала был направлен, в первую очередь, на сохранение монархии, в то время как общественно-педагогический вектор подчеркивал в образе идеального учителя гуманизм, его профессиональные и личные качества.

Обсуждение и выводы. Государство, находясь в кризисной ситуации, формирует заказ на законопослушных, безынициативных покорных верноподданных Отечества. Педагогическая общественность того времени, не отрицая необходимости верой и правдой служить государству, настаивает на необходимости демократизации существующей системы народного образования и выдвигает свои, отличительные характеристики к образу идеального учителя.

Ключевые слова/ идеал, учитель, ценности, государственный вектор, общественно-педагогический вектор.

Для цитирования: Шевелёв В.Ю. Основные векторы в определении идеала учителя во второй половине XIX века // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 8-18.

Main vectors in determining the ideal teacher in the second half of the 19th century

Vitaliy Yu. Shevelev

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. In the second half of the 19th century in the Russian Empire under the influence of external and internal factors on the pages of scientific literature and periodicals the discussion about the development of the public education system and the teacher's place and role in this updated system began. Two independent points of view on this issue (state (official) and social-pedagogical) formed gradually. Each of them answered the posed question in different ways, however, having common features. On the one hand, teachers shared social and pedagogical ideas, being part of the intelligentsia, on the other hand, they were forced to follow the instructions of state authorities.

Materials and methods. The article presents the research of contemporary works (K.D. Ushinsky, N.I. Pirogov, K.P. Pobedonostsev, L.N. Tolstoy, A.N. Ostrogorsky, etc.), monographs on the education history in Soviet and post-Soviet periods, as well as regulatory documents (Collection of resolutions on the Ministry of Education). Theoretical analysis of pedagogical sources was used as the main research method.

Results. Both, the contradictions of existing views on the development of the public education system and the image of an ideal teacher, and similar positions among the state and the contemporary pedagogical community were revealed. The state vector of the ideal image was primarily aimed at maintaining the monarchy, while the socio-pedagogical vector emphasized humanism, professional and personal qualities of an ideal teacher.

Discussion and conclusion. In crisis situation the state forms an order for law-abiding inactive obedient loyal subjects. The pedagogical community of the Russian Empire, not denying the need to serve the state faithfully, insisted on the need for democratization of the existing public education system and put forward own distinctive characteristics to the image of an ideal teacher.

Key words: ideal, teacher, values, state vector, social and pedagogical vector.

For citation: Shevelev, V.Yu. (2020) Main vectors in determining the ideal teacher in the second half of the 19th century. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. P. 8-18. (In Russian).

Введение

Учителя на протяжении всей истории человечества служили одним из главных ценностных ориентиров окружающего социума. Именно они, занимаясь обучением и воспитанием подрастающего поколения, по существу, формируют аксиологические, идеальные ориентиры будущего общества. Поэтому ценности, присущие учителю, играют важную роль в понимании ценностей того общества, в котором они находятся. Таким образом, образ идеального учителя можно представить как своеобразный индикатор образа идеального общества.

Во второй половине XIX века в системе образования происходят значительные изменения. Меняются названия и появляются новые типы учебных заведений, корректируются программы и цели образования. Естественно, что в период перемен в общественном сознании начинает формироваться личностное отношение к происходящим изменениям. Которые могут совпадать или не совпадать с официальной позицией государства. Несовпадение, а зачастую прямая противоположность мнений чиновников и представителей педагогической общественности на происходящие образовательные реформы являются главной проблемой данного педагогического исследования.

Учительство в этот период становится одним из катализаторов продвижения общественных инициатив среди всех уровней исполнительной власти. Активное участие в общественной деятельности, а также поиск собственных ценностных ориентиров способствует консолидации учительства и превращение в самостоятельную обособленную часть российской интеллигенции. Более подробно этот процесс раскрывается в работе А.В. Уткина «Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX веков» [11].

Главной целью данного исследования является обобщенная характеристика существующих во второй половине XIX века векторов определения образа идеального учителя Российской империи. Для этого были сформулированы две задачи:

1) выявить и обобщить характерные особенности государственного вектора определения образа идеального учителя через анализ проводимых реформ в области образования;

2) выявить и обобщить характерные особенности общественно-педагогического вектора определения образа идеального учителя через анализ трудов педагогов, живших в обозначенных хронологических рамках.

Из цели и задач можно сформулировать следующую гипотезу: доказать наличие общих и различных характеристик в образе идеального учителя второй половины XIX века со стороны государственного и общественного направления педагогической мысли.

Обзор литературы

Современные историко-педагогические исследователи уделяют достаточно большое внимание данному хронологическому периоду. Это связано с бурными изменениями, происходившими в то время практически во всех сферах жизни общества, а также с наличием в должном количестве исторических источников.

Наиболее значительный вклад в развитие общественно-педагогической мысли второй половины XIX века внесли Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, С.И. Миропольский, А.Н. Острогорский, К.П. Победоносцев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский. Именно труды этих педагогов легли в основу написания данной статьи.

В советский период характеристика образа идеального учителя и его ретроспективный анализ нашел своё отражение в таких работах как «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв.». (Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Ф.Г. Паначин, Б.К. Тебиев и др.).

Среди современных российских исследователей этой проблематики при написании статьи были использованы труды А.В. Уткина, а именно его монография «Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX веков». Особенности становление образа учителя в российской педагогике конца XIX - начала XX веков в своих трудах рассматривает А.И. Салов, в частности в своей монографии «Гуманистический образ личности учителя в отечественной педагогике 20-х годов XX века».

К сожалению, на данном этапе исследования не удалось выявить зарубежные монографии по данной проблематике. Можно выдвинуть предположение, что это связано с низким интересом иностранных ученых к образу идеального учителя в Российской империи второй половины XIX века.

Наличие такого широкого спектра научной литературы доказывает актуальность данной тематики.

Материалы и методы

Основным методом исследования при написании данной статьи был метод теоретического анализа педагогических источников. Были изучены труды классиков отечественной педагогической мысли, современные ис-торико-педагогические монографии и периодическая педагогическая печать второй половины XIX века. Это позволило сформировать четкое представление об исторических особенностях того периода и об условиях складывания различных векторов определения образа идеального учителя.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что во второй половине XIX века под действием проводимых Александром II Великих реформ, а также проводимых Александром III так называемых контрреформ в Российской империи сложилась достаточно разветвленная система народного образования. Каждый тип учебного заведения был создан государством для решения своих конкретных задач, которые объединились в одну главную цель - формирование лояльного отношения к монархической форме правления государством. Такую точку зрения активно поддерживало чиновничество через издание соответствующих циркуляров и указов. Некоторые из них можно найти на страницах Сборника постановлений по Министерству народного просвещения. Так, например, в десятом томе мы можем обнаружить знаменитое обращение И.Д. Делянова «О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменения состава оных», в котором говорится о необходимости «...освободить от поступления в них (в гимназии - прим. автора) детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей.» [9, с. 881] так как от состава гимназий и прогимназий зависит «.дурное направление учащихся...» [9, с. 883]. Очевидно, что главная цель данного документа - это попытка оградить детей дворян от возможного пагубного, революционного влияния детей разночинцев. Однако, в дальнейшем, с лозунгами об отмене этого документа по крупным городам Российской империи пройдут многолюдные митинги и марши [5, с. 51]. Соответственно, можно констатировать, что эта же цель становится главной для гимназий и прогимназий, а следовательно, и для педагогических работников этих учебных заведений, так как именно им будет необходимо достигать поставленной цели.

К.П. Победоносцев, занимавший пост обер-прокурора Священного Синода, в своих трудах неоднократно подчеркивал, что народная школа «...учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим, учит знать Бога и любить его и бояться, любить Отечество. чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли» [7, с. 138], тем самым соглашаясь, что главная цель школы - сохранение существующего порядка вещей.

Государственный вектор, направленный на сохранение существующего строя, поддерживался и частью педагогического сообщества. С.И. Миропольский в своих трудах подчеркивал необходимость тесной связи между школой и церковью, между учителем и священником, отмечая, что «.русский народ всегда был силен своею православною верою, единодержавною царскою властью» [3, с. 30].

Общественно-педагогическое движение, объединявшее представителей различных сословий, взглядов, выделяло свои требования к существующей системе образования, одно из которых - просвещение всего населения, без чего невозможно подготовить его к новым условиям, а решение этой задачи требовало и нового идеала учителя. Ещё одной характерной чертой общественно-педагогического движения стал гуманизм -представление о миссии учителя, заключавшейся в реализации идеи о формировании в растущем человеке прежде всего самого человека, готовности учителя к созданию условий для свободного развития и саморазвития ребенка в процессе обучения и воспитания [8, с. 25].

К.Д. Ушинский в соответствии со своей идеей народности считал, что для того чтобы школа воспитывала детей в духе стремлений народа, её учителя должны быть не только образованными, но и пронизанные духом народа, его интересами: «...прежде всего и более всего наше народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в народных учителях, - народных не потому только, что они учат народ и в народных школах, а потому, что они вышли действительно из среды народа, вынесли с собой его лучшие, характеристические свойства...» [12, с. 487].

Н.И. Пирогов подчеркивал, что сложившаяся система образования обособлена от окружающей действительности. Он полагал, что новая

школа должна строиться на принципах гуманизма. Он воспринимал ученика и учителя обособленными личностями. Более того, он полагал, что именно личность учителя в наибольшей степени влияет на формирование личности ученика. Отдельное внимание от также уделял профессионализму учителя, замечая, что «главное для учителя - суметь изложить свой предмет именно так, чтобы ученик его усвоил» [6, с 702].

В.И. Водовозов прежде всего был сторонником обучения всех детей без сословных ограничений, исключений, поэтому и вел речь о народной школе, об учителе этой школы, о содержании обучения в ней. В «Идеале народного учителя» он раскрывает характерные особенности идеального учителя, считая таковым выходца из народа: «...к сожалению, наше воспитание, несмотря на все гуманные стремления к народности, ещё очень мало приготовляет нас к тому, чтоб вместе понимать народ как следует и уметь с ним обходиться. Дело пошло бы лучше всего, если б удалось образовать учителя из народа» [2, с. 224].

Л.Н. Толстой в идеальном образе учителя основную роль отводил формированию духовного мира детей через творчество и любовь. Он полагал, что школы должны быть бесплатными и бессословными, так как любой ребёнок способен усваивать глубокие теоретические знания, любой ребенок способен заниматься творчеством, и, конечно, любой ребенок заслуживает внимания и любви со стороны учителя: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он -совершенный учитель» [10, с. 292].

Идеи гуманизма в своих трудах развивал и Н.Ф. Бунаков. Он большое внимание уделял не только роли учителя в процессе обучения, но и в процессе воспитания учащихся. Ученый также отмечал, что личный пример учителя имеет огромное влияние на детей, когда от учителя к детям передается его гуманность, справедливость, стремление к деятельности. Идеальный учитель, по мнению Н.К. Бунакова, должен обладать сравнительно высокой педагогической культурой, относится к порученному делу с полной энергией и воодушевлением, вкладывать в него душу разум, и с большим уважением относится к учащим и ко всем окружающем жителям [1, с. 40].

А.Н. Острогорский, противопоставляя себя государственному вектору в образе идеального учителя, считал, что новая школа не нуждается в учителе-надзирателе, учителе-чиновнике, учителе-передатчике знаний. По его мнению, новой школе был необходим высокообразованный учитель-философ, личность, обладающая широким кругозором, способная стать для учащихся руководителем их будущих научных изысканий. А.Н. Острогорский писал, что успех воспитания во многом зависит от того, насколько учитель знает своих воспитанников, насколько он сумел проникнуть в их внутренний мир, понять их психологию. В школе, отмечал ученый, должен работать учитель, знающий душу своего ученика, как свои пять пальцев, и умеющий играть на его способностях, как на клавишах фортепьяно, извлекая те звуки, которые ему желательны [4, с. 16].

Обсуждение и выводы

Развернувшуюся деятельность общественно-педагогического движения следует рассматривать как феномен зарождающегося гражданского общества в России. Одно из требований - просвещение всего населения, без чего невозможно подготовить его к новым условиям, а решение этой задачи требовало и нового идеала учителя. От нового педагога требовалось знание педагогики и психологии, потребности в расширении навыков и умений общаться с учениками и их родителями. Социально-педагогическая функция учителя сводилась к воспитанию гражданина своего народа. Педагог, по представлениям общественников, - это российский интеллигент, человек высококультурный в самом благородном смысле слова, высоконравственный, человек слова, преданный своему народу, своему Отечеству.

Становление и развитие человека самостоятельного и живущего интересами народа - вот та цель, которую ставили общественники. Общественный идеал учителя предполагал социальную активность не только в профессиональной деятельности, но и в социальном окружении. Занимаясь просветительской деятельностью среди крестьян и рабочих, педагог решал важнейшие социальные задачи, приближая идеи гражданственности, личной и общественной самостоятельности, идею общечеловеческого воспитания, идею национальной системы образования на лучших национальных традициях и ценностях - вот на что ориентировался общественный педагог.

Вместе с тем идеал учителя с позиции и государства, и общества рассматривался как личность высоконравственная, патриот - в этом нет противоречий. Однако идеальный педагог с точки зрения государства, являясь проводником самодержавно-православной идеологии и находясь под постоянным контролем, был ограничен в самостоятельном выборе как содержания, так и методов обучения, что сопровождалось определенной оторванностью от многих национальных и культурных традиций в силу ориентации на зарубежную культуру. Общественно-педагогическое движение не могло принять такой идеал учителя в силу того, что цели воспитания не совпадали.

Итак, впервые в истории российских образовательных реформ был поднят вопрос об учителе как ключевой фигуре образовательного процесса, профессионализм которого, духовное и нравственное развитие напрямую связывались с успехом всей отечественной системы образования.

Каждый тип школы, разнообразие которых было представлено во второй половине XIX века, в России предопределил и требования к педагогу, связанные с содержанием их деятельности. Государственные требования к педагогу заключались в решении прежде всего важнейшей задачи - передача необходимого объема знаний по определенным программам для подготовки добропорядочных подданных. Общественно-педагогическое движение соотносила идеал педагога не только с обучающей функцией, а прежде всего с воспитательной. А цель школы виделась в воспитании не просто добропорядочного подданного, а человека - гражданина. Идеал педагога определялся не только работой с учащимися, но и выполнением определенных социальных задач, таких, как, например, просветительской деятельностью в народной среде, что особенно актуально было для сельской школы.

Список литературы

1. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 412 с.

2. Водовозов В.И. Педагогика. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2020. 407 с.

3. Миропольский С.И. Учебник дидактики. СПб.: Синод. тип., 1913. 185 с.

4. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 352 с.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX -начало XX в. / под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М.: Педагогика, 1991. 448 с.

6. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. 704 с.

7. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб.: Издательская фирма, 1996. 510 с.

8. Салов А. И. Гуманистический образ личности учителя в отечественной педагогике 20-х годов XX века: предпосылки формирования, сущность, эволюция. М.: АСОУ, 2009. 125 с.

9. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: Т. 1. Т. 8: Царствование императора Александра III. 1881-1883 г., 1892. 1758 с.

10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 542 с.

11. Уткин А.В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX веков: моногр. Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., 2010. 320 с.

12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи: 1857-1861. М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948-1952. 656 с.

References

1. Bunakov, N.F. (1953) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Publishing house of the Academy of pedagogical Sciences of the RSFSR. (In Russian).

2. Vodovozov, V.I. (2020) Pedagogika. Izbrannye sochineniya [Pedagogy. Selected works]. Moscow: Yurayt. (In Russian).

3. Miropolsky, S.I. (1913) Uchebnikdidaktiki [Textbook of didactics]. SPb: Synod. tip. (In Russian).

4. Ostrogorsky, A.N. (1985) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).

5. Dneprov, E.D., Yegorov, S.F., Panachin, F.G., Tebiev, B.K. (1991) Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoj mysli narodov SSSR. Konec XIX - nachalo XX v. [Essays on the history of schools and pedagogical thought of the peoples of the USSR. The end of the XIX - beginning of the XX century] Moscow: Pedagogika. (In Russian).

6. Pirogov, N.I. (1952) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR. (In Russian).

7. Pobedonostsev, K.P. (1996) Sochineniya [Essays]. SPb: Izdatel'skaya firma. (In Russian).

8. Salov, A.I. (2009) Gumanisticheskijobrazlichnosti uchitelya votechestvennojped-agogike 20-h godovXX veka: predposylki formirovaniya, sushchnost', evolyuciya [Humanistic image of the teacher's personality in the national pedagogy of the 20s of the XX century: prerequisites for formation, essence, evolution]. Moscow: ASOU. (In Russian).

9. (1892) Sbornik postanovlenij po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya: T. 1. T. 8: Carstvovanie imperatora Aleksandra III. 1881-1883 g. [Collection of resolutions on the Ministry of national education: Vol. 1. Vol. 8: the Reign of Emperor Alexander III. 1881 -1883]. (In Russian).

10. Tolstoy, L.N. (1989) Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical works]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).

Общая педагогика General pedagogy

11. Utkin, A.V. (2010) Genezis missii uchitelya v istorii otechestvennogo obra-zovaniya XVIII - nachala XX vekov: monografiya [Genesis of the teacher's mission in the history of national education of the XVIII-early XX centuries]. Nizhny Tagil: Nizhnet-agil'skaya gos. sotsial'no-ped. akad. (In Russian).

12. Ushinsky, K.D. (1948-1952). Sobranie sochinenij: v 111. T. 2: Pedagogicheskie stat'i: 1857-1861 [Collected works: in 11 t. T. 2: Pedagogical articles: 1857-1861]. M.-L.: Akad. PED. nauk RSFSR. (In Russian).

© В.Ю. Шеевелёв, 2020

© Vitaliy Yu. Shevelev, 2020

Информация об авторе

Шевелёв Виталий Юрьевич, ассистент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 00000002-2643-8903, e-mail: shevelev_vitalik@mail.ru

Information about the author

Vitaliy Yu. Shevelev, Assistant, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-2643-8903, e-mail: shevelev_vitalik@mail.ru

Поступила в редакцию: 09.06.2020 Received: 09 June 2020

Принята к публикации: 22.06.2020 Accepted: 19 June 2020

Опубликована: 29.06.2020 Published: 29 June 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.