Гордиенко Оксана Геннадьевна
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. Я. СТОЮНИНА
В статье рассмотрены основы профессионализма учителя, формируемые в процессе его профессиональной подготовки и реализуемые им затем в самостоятельной деятельности, раскрыт социокультурный и историко-педагогический потенциал российского учительства на примере личности В. Я. Стоюнина. Сделан акцент на необходимости учета отечественных исторических реалий, историко-педагогической преемственности в подготовке педагогических кадров для современной школы и их ориентации на идеальные образы российского учительства.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/4-1/58.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 4(70): в 2-х ч. Ч. 1. C. 197-200. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/4-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.08
В статье рассмотрены основы профессионализма учителя, формируемые в процессе его профессиональной подготовки и реализуемые им затем в самостоятельной деятельности, раскрыт социокультурный и исто-рико-педагогический потенциал российского учительства на примере личности В. Я. Стоюнина. Сделан акцент на необходимости учета отечественных исторических реалий, историко-педагогической преемственности в подготовке педагогических кадров для современной школы и их ориентации на идеальные образы российского учительства.
Ключевые слова и фразы: история педагогики; система образования; процесс обучения; воспитание; учитель; профессионализм.
Гордиенко Оксана Геннадьевна
Пятигорский государственный университет oksgordienko90@mail. гы
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. Я. СТОЮНИНА
Реформирование системы педагогического образования, динамика ценностей и смыслов, поиск ориентиров в подготовке учителя - все эти процессы приводят к мысли о необходимости учета отечественных исторических доминант, накопленного положительного опыта, идеальных образов российского учительства в современном профессиональном стандарте педагога. Таким подлинно интеллигентным, высоконравственным педагогом является В. Я. Стоюнин (1826-1888), по праву занимающий почетное место в галерее выдающихся отечественных теоретиков и практиков образования [8; 9]. Свидетельства его современников убеждают, что «Владимир Яковлевич Стоюнин принадлежит к числу тех редких людей, которые по смерти своей оставляют богатое духовное наследство на пользу общества; поэтому-то разобраться в этом наследстве, оценить это оставшееся богатство составляет нравственный долг тех педагогических или литературных обществ, которые ставят своей задачей заботу о разумном духовном развитии наших подрастающих поколений» [5, с. 109].
Педагогическое наследие В. Я. Стоюнина современно - в этом убеждают выступления ученых на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения В. Я. Стоюнина, которая была организована Научным советом по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. По выражению академика М. В. Богуславского, в процессе собственного преподавания в гимназии В. Я. Стоюнин «утвердился на ценностях педагогической деятельности, на подвижническом служении Отечеству, российскому обществу и русскому народу» [2, с. 14]. Поэтому научно-педагогическое наследие В. Я. Стоюнина и накопленный опыт преподавания, оригинальный, основанный на отечественных традициях, дают четкие, ценные ориентиры для современного педагогического образования, раскрывают основы профессионализма учителя, «достоинства преподавания». Этим фактором обусловлена актуальность статьи.
В представленной статье на основе научного анализа работ В. Я. Стоюнина и его педагогической деятельности выявлены основные идеи, связанные с профессионализмом учителя, проведена оценка их обоснованности, рационализма, функциональности, актуализирован потенциал данных воззрений и высказаны предложения о внедрении их в современный образовательный процесс подготовки педагогических кадров.
Прежде всего, с точки зрения В. Я. Стоюнина, учитель должен свободно и в совершенстве владеть материалом, чтобы давать учащимся качественные научные знания, то есть содержательность подготовки учителя в соответствии с уровнем развития современной ему науки является наиважнейшей основой профессионализма учителя. «Не слишком развитые» люди зачастую идут в университеты, а должны туда поступать личности умные, заинтересованные. Университетское образование должно быть дополнено работой по самообразованию учителя, сам В. Я. Стоюнин показывал в этом пример, много читал, посещал кружки в студенческие годы. Только высокообразованный и знающий свое дело учитель, сообщая ученикам прочные знания, может развить их «деятельность мысли», способности. «Каждый научный предмет может быть хорошим средством для развития в руках порядочного педагога» [7, с. 43], владеющего педагогическим умением и тактом, утверждает В. Я. Стоюнин.
198
^БЫ 1997-2911. № 4 (70) 2017. Ч. 1
Учитель, осуществляя четкое преподавание своего предмета, должен дозировать научную нагрузку, опираясь на общедидактический принцип доступности и посильности: «Давайте ученикам столько, сколько они принять могут» [Там же, а 49]. И тогда не найдется ни одного ученика, который бы не преуспел в каком-нибудь предмете. Учитель, с точки зрения В. Я. Стоюнина, - это не только человек, осуществляющий обучение своему предмету, это и воспитатель в полном и широком смысле этого слова. Педагог должен заботиться о гармонии в развитии духовных и физических сил учеников, о детском досуге как средстве развития и укрепления самодеятельности, инициативы, характера ученика [Там же]. Поэтому содержательность предметной и педагогической профессиональной подготовки, полученной в учебном заведении и путем самообразования, выступает основой профессионализма учителя.
Особую роль в системе профессиональной подготовки учителя В. Я. Стоюнин отводил таким составляющим, как принципиальное, выдержанное поведение учителя, его личный пример настойчивости, трудолюбия, волевой целеустремленности, твердости и последовательности в воспитании воли учащихся, призванной выработать у них твердый характер, умение реализовывать свои планы, доводить до конца задуманное, не останавливаться перед препятствиями. Более того, «воспитатель, готовя своему отечеству граждан, должен и сам быть проникнут чувством гражданства» [Там же, с. 64]. Гражданственность, по его мнению, «включает в себя глубокое осознание личной сопричастности своему народу, культуре, демократии, участие в труде на благо общества и для личной пользы». Педагог был убежден, что новое воспитание под руководством таких истинных педагогов «даст нам отличных людей, деятельных граждан, прекрасных специалистов» [Там же, с. 33].
Непременным условием проявления и полного раскрытия профессионализма учителя является уважение к профессии учителя со стороны государства, общества и соответствующая достойная оплата его труда: «Учитель не есть чин. Нужно во всем согласоваться с общественными понятиями, а в глазах общества учитель есть человек, имеющий известные занятия и исполняющий известные обязанности. Труд считается благодарным и достойно вознагражденным тогда, когда человек, посвящая ему большую часть своего времени, может жить так, как все живут в том круге или в том обществе, к которому принадлежит он» [Там же, с. 63-64]. По утверждению педагога, с заботами о воспитании должна связываться и забота о воспитателях, одно без другого немыслимо.
Идеи профессионализма учителя в полной мере нашли отражение в деятельности самого В. Я. Стоюнина как учителя-практика. Педагог горячо любил школу и учительское дело, расценивал свою деятельность как высокую просветительскую миссию. Его индивидуальный стиль учителя-словесника характеризовался сдержанностью, строгостью. Внешне суховатый человек, он не был разговорчив и красноречив. Ему чужды были панибратские отношения с учителями; с учениками он обращался доброжелательно, спокойно, дружественно, но сдержанно. За этой уравновешенностью стоял характер подлинного педагога. По сохранившимся воспоминаниям учеников [5], он выделялся среди других учителей умением и готовностью серьезно разговаривать с учащимися, вниманием к их интересам и запросам. Он обращался с учениками как со взрослыми, никогда не смеялся над их незнанием или неудачным ответом. Это свидетельствует о том, что в центре внимания преподавательской деятельности В. Я. Стоюнина всегда стоял ученик. Во всех педагогических работах В. Я. Стоюнин рассматривал ученика как полноценную личность, достойную уважения и заботы.
Анализируя педагогический стиль В. Я. Стоюнина, исследователь Я. А. Роткович указывает на следующие характерные черты его профессионализма: «Мастерски владея педагогическими средствами воздействия на учеников, Стоюнин не прибегал для поддержания дисциплины на своих занятиях к наказаниям и окрикам. Важнейшими факторами, определявшими дисциплину учащихся, он считал интересное преподавание и образцовое поведение самого учителя. Четкая и сосредоточенная деловитость, настойчивое требование добросовестного труда, подкрепляемое примером собственного трудолюбия - этими качествами Стоюнин завоевывал внимание своих учеников» [4, с. 187]. По его мнению, В. Я. Стоюнин придерживался важного педагогического правила - хорошо знать психологию обучаемого, изучать его индивидуальные особенности, учитывать в процессе обучения многообразие характеров, интересов и подготовки учеников.
Важная черта нравственности педагога, утвержденная В. Я. Стоюниным в собственной педагогической деятельности, - это высокая культура поведения учителя, находившая отражение в манере объяснения, в его речи. Простоту и ясность его объяснений подчеркивал В. П. Острогорский, известный русский педагог, литератор, общественный деятель, бывший учеником В. Я. Стоюнина: «Речь его, не блиставшая красноречием, пафосом, эффектами, поражала нас свободой и простотой в выборе слов и выражений, определенностью, необыкновенной ясностью и содержательностью, а когда касался он своих любимых предметов, достигала одушевления и сердечности» [5, с. 105]. Педагог обладал большой нравственной силой, культурностью, выражавшейся в обращении, манерах и такте, а также во внимании, сдержанности, заботливости, доброжелательности, уважении достоинства личности ученика, отзывчивости.
Высокая профессиональная культура Стоюнина, соединенная с настоящей, серьезной образованностью, основательным знанием литературы, давала непревзойденный образец эрудированности и интеллигентности педагога. Методический талант и опытность, знание ученической аудитории делали его занятия гибкими по содержанию и методическому оформлению. Испытывая любовь к труду, он прививал ее ученикам. Он требовал всегда сознательного труда, разумной инициативы. Особенностью педагогического стиля В. Я. Стою-нина являлось то, что он умело организовывал умственную деятельность обучаемых на уроке, развивая «самостоятельность и живой интерес к делу» [Там же, с. 111]. Этому способствовали такие методы работы, как
аналитическая беседа, подготовка и написание сочинения, основанные не на механическом запоминании, списывании и т.д., а на глубоком умственном труде, связанном с анализом, синтезом, сравнением.
В собственную педагогическую деятельность В. Я. Стоюнин внес много нового, ценного и прогрессивного. Он выступил как педагог-новатор, высказав идею о тесной связи школы с жизнью и национальной культурой народа, видя в литературе средство к познанию человека и общества. Новизна и прогрессивность педагогического подхода к преподаванию литературы заключалась в том, что в ней он видел средство воспитания «гражданина своего отечества и всесторонне развитого человека» [6, с. 73]. По свидетельству В. П. Острогорского, В. Я. Стоюнину в его педагогической деятельности удавалось «развивать вкус молодежи, обращать ее интересы к писателю, к хорошей книге, давать положительные эстетические и историко-литературные знания. В числе таких людей Стоюнин бесспорно занимал одно из самых видных мест во всей России» [5, с. 106].
Суть профессионализма учителя емко отражена в высказывании самого В. Я. Стоюнина: «Каждый преподаватель должен найти в своем учебном предмете три живые силы, которые бы благодетельно действовали на учащихся: 1) он должен сообщать им истинные познания, касающиеся природы и человека, 2) развивать их и 3) приучать к труду. Материал, передача и восприятие его и разумная работа над ним - вот те три силы, которые должны соединяться в преподавании, чтобы дать ему педагогическое или воспитательное значение» [7, с. 297]. Таким педагогом-профессионалом, достигшим вершины педагогического мастерства, являлся сам В. Я. Стою-нин, добившийся высокого авторитета, который влиял и на учителей, и на воспитанников. В. Я. Стоюнин своими уроками и личными качествами оказывал на учеников самое благотворное влияние. По свидетельству одного из его учеников, Витберга, В. Я. Стоюнин своим поведением, обращением и беседами на уроках пробуждал в учениках высокие, истинно человеческие чувства, мысли и стремления. Каждый его урок, каждая беседа были тем светлым лучом, который освещал «нравственный мрак» и указывал настоящий нравственный путь. Он был не просто учитель, то есть не просто передатчик известного запаса научных сведений, а проповедник высоких и облагораживающих идей, которыми были проникнуты не только его статьи, сочинения, но и классные беседы, его обращение с людьми, вся его светлая личность [3, с. 131-132].
Поскольку в теоретическом аспекте понятие «профессионализм» в широком смысле, а также «профессионализм педагогической деятельности» как его разновидность и «основы профессионализма будущего учителя» недостаточно разработаны в современной педагогике [1, с. 3-4], то анализ работ и педагогической деятельности В. Я. Стоюнина позволяет дополнить и укрепить все три компонента структуры основ профессионализма современного учителя как вершины его педагогического мастерства: профессионализм знаний как основание, базис формирования профессионализма в целом, профессионализм общения как готовность и умение использовать систему знаний на практике, профессионализм самосовершенствования - компонент, обеспечивающий динамичность, развитие целостной системы [Там же, с. 5].
Воззрения В. Я. Стоюнина о «достоинстве преподавания каждого учебного предмета» [7, с. 296], о необходимости содержательной предметной и педагогической профессиональной подготовки укрепляют профессионализм знаний. При этом размышления о поведении учителя, важности его личного примера гражданственности, настойчивости, трудолюбия, волевой целеустремленности, твердости и последовательности, сдержанности, строгости относятся к профессионализму общения, а идеи о необходимости самообразования ведут к профессионализму самосовершенствования, самокоррекции. Обоснованность и рационализм идей В. Я. Стоюнина подтверждены его собственной практикой, а также опытом внедрения в педагогический процесс женских гимназий второй половины XIX - начала XX века. Известно, что в 1911 г. в пособии К. В. Ельницкого по истории педагогики «Русские педагоги второй половины XIX века» появился очерк о В. Я. Стоюнине. Оно предназначалось в качестве руководства для учебных заведений, в которых преподавалась педагогика: значит, личность и педагогическая деятельность В. Я. Стоюнина были представлены как образец, достойный изучения, подражания и воплощения в практику российской школы.
Таким образом, основы профессионализма, разработанные и внедренные В. Я. Стоюниным, актуальны, функциональны и в настоящее время, что подтверждается опытом практикующих учителей. Эффективная их реализация способствует повышению качества процесса обучения, улучшению его результата, выработке индивидуального профессионального стиля, основанного на отечественном историко-педагогическом опыте.
Список источников
1. Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура // Профессионализм педагога: тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Ижевск - СПб., 1992. Ч. I. С. 3-5.
2. Богуславский М. В. Генезис педагогической системы В. Я. Стоюнина // В. Я. Стоюнин - видный отечественный просветитель, ученый-педагог и методист-словесник: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 190-летию со дня рождения В. Я. Стоюнина (19 декабря 2016 г.) / под общ. ред. чл.-корр. РАО М. В. Богуславского. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С. 11-20.
3. Ельницкий К. В. Русские педагоги второй половины XIX столетия. Пг., 1916. 180 с.
4. Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы: историко-методические очерки. М., 1959. 357 с.
5. Русские методисты-словесники в воспоминаниях: пособие для учителей литературы старших классов средней школы / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Баевский. М.: Просвещение, 1969. 216 с.
6. Русский учитель: статьи, очерки / под ред. Н. И. Громова. М., 1959. 187 с.
7. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
200
ISSN 1997-2911. № 4 (70) 2017. Ч. 1
8. Федотова И. Б. Социокультурный и историко-педагогический потенциал российского учительства: В. И. Чарнолус-кий // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и пед. науки Рос. акад. образования (г. Тверь, 6-7 июня 2016 г.) / под науч. ред. чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. М. В. Богуславского, д-ра пед. наук, проф. С. В. Куликовой. Волгоград, 2016. С. 274-278.
9. Федотова И. Б., Исаев Л. Н. К проблеме исторических реалий и идеальных образов российского учительства: А. П. Медведков и С. А. Золотарев // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2016. № 2. С. 239-243.
THE BASICS OF TEACHER'S PROFESSIONALISM IN V. YA. STOYUNIN'S PEDAGOGICAL HERITAGE
Gordienko Oksana Gennad'evna
Pyatigorsk State University oksgordienko90@mail. ru
The article examines the basics of teacher's professionalism formed in the process of his professional training and implemented in his autonomous activity. The author discovers socio-cultural, historical and pedagogical potential of the Russian teachers by the example of V. Ya. Stoyunin's personality. The paper emphasizes the necessity to consider domestic historical realia, to preserve historical and pedagogical continuity when training pedagogical staff for the modern school and to inspire the students by ideal images of the Russian teachers.
Key words and phrases: history of pedagogics; educational system; educational process; upbringing; teacher; professionalism.
УДК 378.4
В статье описывается методика формирования лингвокультурной грамотности будущих педагогов на основе применения метода Э. Д. Хирша как составной части концепции лингвокультурной педагогики высшей школы. Анализируются результаты внедрения в бакалавриате и магистратуре модульных междисциплинарных образовательных программ, направленных на ознакомление обучающихся с новой терминологией, пополняющей концептосферу образовательного дискурса.
Ключевые слова и фразы: лингвокультурная грамотность; лингвокультурная педагогика; профессиональная лингвокультура; профессиональная терминология; концептосфера университетского дискурса.
Мирошникова Ольга Христьевна, к. пед. н.
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону rostovolga@yandex. гы
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В БАКАЛАВРИАТЕ И МАГИСТРАТУРЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
XXI век ставит перед выпускниками вузов немало глобальных вызовов. Современный специалист должен быть мобильным, коммуникабельным и грамотным в различных областях знания. При этом «усложнение форм и каналов коммуникации, возрастающее культурное и лингвистическое разнообразие и связанность современного мира ведут к расширению понимания грамотности» [5]. Необходимым компонентом «новой грамотности» специалистов является формирование лингвокультурной грамотности, создающей основу для межкультурной коммуникативной компетентности.
Идея формирования лингвокультурной грамотности принадлежит американскому педагогу и культурологу, профессору Э. Д. Хиршу, которого называют реформатором современной американской системы образования. Согласно концепции Э. Д. Хирша, любой образованный человек должен овладеть минимумом общекультурной информации (базовыми понятиями, фоновыми знаниями, культурными знаками и символами), позволяющей ему вести полноценную межкультурную коммуникацию в разнообразных ситуациях общения [9]. Ученый стал разработчиком словаря культурной грамотности, включающего 5 000 базовых лингвокультурных концептов из области литературы, искусства, науки, техники, философии, религии и др., которые легли в основу образовательных методик лингвокультурной направленности, применяемых в американских школах.
В последние годы концепция культурной грамотности Э. Д. Хирша привлекла внимание отечественных педагогов, лингвистов и культурологов. Проводились исследования уровня лингвокультурной грамотности в студенческой среде [3; 8], делались попытки разработать модель словаря лингвокультурной грамотности [1]. Отечественные ученые стали искать действенные методы, с помощью которых можно повысить уровень культурной грамотности молодежи. Одним из таких методов стало вовлечение студентов вузов в этнокультурное исследование с целью создания электронного словаря лингвокультурной грамотности, который может найти применение в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного [3].
Мы полагаем, что развитие лингвокультурной грамотности имеет большой методический потенциал в контексте формирования профессиональной лингвокультуры специалистов и развития трех базовых компетенций: самообразовательной, социально-педагогической (просветительской) и преподавательской [2]. Профессиональный