Научная статья на тему 'Яков Аронович роткович (1909-1975)'

Яков Аронович роткович (1909-1975) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Яков Аронович роткович (1909-1975)»

Яков Аронович Роткоеич (1909-1975)

29 июня 1975 года после непродолжительной болезни скончался крупнейший специалист в области истории преподавания литературы, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор Яков Аронович Роткович. Свою плодотворную научную деятельность учёный сочетал с многолетней работой в высшей школе. Он был превосходным лектором и педагогом, воспитателем студенчества и научной молодёжи. Его жизнь является примером самоотверженного служения науке и воспитанию подрастающих поколений.

Я.А. Роткович родился 2 февраля 1909 года в г. Вильно (Вильнюс) в семье служащего. В 1915 году в связи с наступлением немецкой армии семья эвакуировалась в Воронеж. Здесь будущий учёный получил среднее образование, окончив в 1924 году школу-девятилетку. Из школьных предметов его особенно интересовали история и литература.

В конце 1924 года Я.А. Роткович вместе с семьёй переехал в Москву, где в 1925/1926 учебном году обучался на третьем курсе педагогического техникума имени Профинтерна под руководством многих замечательных педагогов: П.Н. Шимбирева, В.А. Вейкшана, Е.Н. Медынского, П.О. Афанасьева, М.А. Рыбниковой. Этот год сыграл решающую роль в профессиональном определении Я.А. Ротковича. Решив стать педагогом-словесником, он поступил в 1926 году во 2-ой Московский государственный университет, который закончил в 1930 году по отделению русского языка и литературы педагогического факультета. Из профессоров и преподавателей 2-го МГУ особое влияние оказали на него руководители специальных семинариев, в которых он участвовал: Б.М. Соколов («Русские былины»), Н.П. Сидоров («Проблемы поэтики»), Н.К. Пиксанов («Творчество И.С. Тургенева»), В.С. Нечаева («Русская лирика XVШ-XX веков»), В.П. Переверзев («Творчество В.М. Гаршина»), И.И. Анисимов («Современная зарубежная литература»), М.А. Рыбникова («Методика преподавания литературы»), А.М. Пешковский («Методика преподавания русского языка»). Почти со всеми своими руководителями Я.А. Роткович сохранял отношения и после окончания университета. Особенно тесными и длительными были его связи с членом-корреспондентом АН РСФСР Н.К. Пиксано-вым. Некоторые из семинарских работ Я.А. Роткови-ча были рекомендованы к печати, а две из них (о Тургеневе и по методике литературы) были опубликованы.

По окончании университета Я.А. Роткович поехал на работу в Оренбург. В течение полутора лет он работал в Оренбургском Казахстанском рабфаке, где преподавал литературу и возглавлял предметную комиссию по русскому языку и литературе. Весьма полезным было для него общение с талантливыми словесниками рабфака К.К. Березиным и Н.С. Прянишниковым (последний опубликовал в дальнейшем содержательные книги о Толстом и по литературному краеведению). В Оренбурге Я.А. Роткович также

работал (в июне-августе 1930 г.) инспектором проф-обра в ОкрОНО. С сентября 1931 года, после открытия Оренбургского педагогического института, он был приглашён туда на работу по совместительству.

Начав свою работу в вузе в должности ассистента, Я.А. Роткович уже тогда фактически проводил работу, выполняемую доцентами. Он прочитал лекционный курс «Введение в литературоведение». Вскоре после своего приезда в Оренбург Я.А. Роткович был избран председателем городского объединения словесников и стал работать как методист. Здесь же им были написаны две научные работы: «Методическая система М.А. Рыбниковой» и «Лишние люди» в произведениях И.С. Тургенева», опубликованные в журнале «Литература и язык в политехнической школе».

В начале 1932 года оренбургские организации направили Я.А. Ротковича по развёрстке, полученной из Наркомпроса, в одногодичную аспирантуру Центрального научно-исследовательского программнометодического института. Через полгода за успехи в учебной и научной работе он был переведён на второй год обучения в трёхгодичную аспирантуру. Во время пребывания в московской аспирантуре Я.А. Роткович решил работать над диссертацией, посвящённой изучению методического наследия В.Я. Стоюнина, и сделал по этой теме первое сообщение. Так определилось направление всей его последующей исследовательской работы, в которой доминирующее место заняли труды по истории преподавания литературы. Во время пребывания в аспирантуре Я.А. Роткович принял участие в создании первых стабильных программ по литературе для средней школы и стабильного учебного пособия. В 1932 году вышла в свет составленная вместе с

А.Я. Цинговатовым и М.П. Николаевым «Хрестоматия по литературе для ФЭС-ШКМ». Через год она была переиздана в несколько переработанном виде под названием «Хрестоматия по литературе XIX века» (чч. I и II, составители А.Я. Цинговатов и Я.А. Роткович) и выдержала семь изданий.

Пройти нормальный курс трёхгодичной аспирантуры Я.А. Ротковичу не удалось. По семейным обстоятельством он должен был прервать обучение и направиться на работу в Куйбышевский (тогда Самарский) пединститут, куда его пригласил на работу профессор В.А. Малаховский. Кандидатский минимум был сдан в Москве к концу 1932-1933 учебного года.

Более сорока лет — с марта 1933 года и до конца жизни — Я.А. Роткович работал в Куйбышевском педагогическом институте. Являясь одним из старейших работников этого института, Я.А. Роткович внёс весьма существенный вклад в дело развития и укрепления одного из крупнейших педвузов страны. Сам же Я.А. Роткович с признательностью отмечал впоследствии, что уже в 30-е годы ему посчастливилось работать в Куйбышеве с такими учёными-фило-логами, как А.Н. Гвоздев, В.А. Малаховский,

И.М. Машбиц-Веров, А.И. Метченко, а также погибшими в годы Великой Отечественной войны Л.А. Жуковым и М.Д. Заблудовским.

Работу в Куйбышевском педагогическом институте Я. А. Роткович в первые 15 лет сочетал со службой по совместительству в учреждениях по повышению квалификации учителей — краевом научно-исследовательском институте педагогики, научно-педагогической лаборатории, институте усовершенствования учителей. Сотрудничество в этих учреждениях давало возможность сохранить тесную связь со школой и непосредственно участвовать в её работе.

Вернувшись из Москвы, где он находился в центре подготовки новых стабильных программ и учебников, Я.А. Роткович совместно с группой учителей — О.Е. Иофиной, М.П. Макаровой, В.П. Фин-кельштейном — развернул серию экспериментальных работ по методике. Его статья «Опыт экспериментального исследования методики преподавания литературы в средней школе», опубликованная в журнале «Русский язык и литература в средней школе» (1934. № 3), представляет собой «первое в советской методике экспериментальное исследование эффективности основных методов преподавания литературы» («Педагогическая энциклопедия», т. III, 1966. столб. 728).

В 1937 году Я.А. Роткович защитил при Высшем коммунистическом институте просвещения кандидатскую диссертацию («В.Я. Стоюнин. Жизнь и творчество»), по которой в качестве официальных оппонентов выступали профессор В.В. Голубков и профессор Ф.М. Головенченко. Диссертация была рекомендована к печати и издана Учпедгизом в 1941 году. Но её тираж остался на складе Смоленской типографии при захвате города немецко-фашистскими войсками и был сожжён. Один экземпляр книги (сигнальный) сохранился у её автора. Вскоре после защиты диссертации Я.А. Ротковичу были присуждены учёная степень кандидата педагогических наук и учёное звание доцента. В конце 1937 года он был назначен заведующим кафедрой литературы.

Одновременно с научно-методической деятельностью Я.А. Ротковича развёртывалась и его деятельность в качестве педагога высшей школы. За время работы в Кубышевском педагогическом институте Я.А. Роткович читал разнообразные лекционные курсы, ярко продемонстрировавшие его широкую эрудицию и лекторский талант. Он читал курсы «Устное народное творчество», «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Методика преподавания литературы», «Советская литература», «Литература народов СССР». В течение ряда лет он с успехом руководил работой студенческих научных семинаров по творчеству А.М. Горького, А.В. Кольцова, по теме «Литература и фольклор». Как лектора его характеризовала глубина и ясность изложения, стройность и последовательность в развёртывании мысли и аргументации, сдержанная эмоциональность, красноречие.

В разные периоды своей жизни Я.А. Роткович обращался к писанию работ на историко-литератур-

ные темы. Эти обращения учёного к историколитературной тематике пересекались с его педагогической деятельностью в области изучения русской литературы (статьи о Тургеневе, о Кольцове) и литературы народов СССР (статьи о Е. Чаренце и Лорд-кипанидзе). Задумав большую работу о Кольцове, Я.А. Роткович напечатал в «Учёных записках» Куйбышевского педагогического института (вып.6, 1942) историографический очерк о творчестве поэта, получивший высокую оценку в специальной литературе, и вчерне набросал две другие главы. Однако эта работа не получила продолжения и завершения. Возвратившись к историко-методической тематике, Я.А. Роткович приступил к созданию фундаментального исследования, посвящённого истории преподавания литературы в русской школе. Он решил исследовать истоки русской методической науки и дать портреты её первооткрывателей — великих русских просветителей М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковско-го, А.Н. Радищева, Н.И. Новикова. Итогом этой работы была докторская диссертация «История преподавания литературы в русской средней школе (с середины XVIII века до 60-х годов XIX века включительно)», которую он защитил в 1951 году.

В 1953 году в «Известиях Академии педагогических наук РСФСР» отдельным выпуском вышел капитальный труд Я.А. Ротковича «Очерки по истории преподавания литературы в русской школе». Автор исследования нарисовал целостную картину истории методики преподавания литературы, начиная с её истоков до середины XIX века. Поражает громадность работы, проделанной Яковом Ароновичем. Он привлёк огромный архивный материал, до него никем не тронутый, многие вопросы поставил и разработал заново.

Я.А. Роткович по существу закончил работу, начатую Д.К. Мотольской, А.П. Скафтымовым,

В.В. Голубковым, М.А. Рыбниковой по изучению опыта преподавания литературы в дореволюционной русской школе, создав новую самостоятельную отрасль педагогической науки — историю преподавания словесности.

История русской методики рассматривается исследователем как история зарождения и развития в России передовой, материалистической и демократической теории преподавания литературы, как органическая часть истории отечественного просвещения и культуры.

Обращаясь к преподаванию словесности в прошлом, автор особое внимание уделил анализу «Риторики» М. В. Ломоносова и показал значение этого выдающегося труда не только для формирования методики литературы, но и для развития философии, эстетики и филологии. Как высшее достижение русской методической мысли XVIII века рассматриваются автором суждения А.Н. Радищева о воспитании юношества и роли художественной литературы в формировании личности человека-гражданина. Серьёзному исследованию подверглись высказывания М.М. Щербатова, М.М. Сперанского, Н.И. Новикова и многих других выдающихся деятелей культуры и

просвещения XVIII века. Автор монографии нарисовал законченную картину преподавания литературы в учебных заведениях России XVIII века, показал систему домашнего воспитания и место литературы в этой системе.

С такой же тщательностью Я.А. Роткович исследует состояние преподавания словесности в России XIX века. Он анализирует учебные пособия и программы по литературе, рассказывает о практике наиболее выдающихся педагогов-словесников. Впервые так основательно и интересно рассказано в монографии Я.А. Ротковича о талантливых преподавателях П.П. Ершове, авторе известной сказки «Конёк-горбунок», В.В. Авдееве, В.П. Скопине и многих других. Специальные главы посвящены известному педагогу, поэту и критику А.Ф. Мерзлякову и выдающемуся методисту и филологу Ф.И. Буслаеву.

Автор вывел из забвения имена многих учителей и методистов, показав значение их деятельности для дальнейшего формирования методической науки и практики.

В специальной главе Я.А. Роткович рассматривает деятельность В.Г. Белинского и показывает непреходящее значение деятельности гениального критика не только для школы XIX века, но и для нашего времени. Подвергнув сокрушительной критике догматическую систему преподавания, Белинский по существу дал в своих работах развёрнутый курс теории и истории литературы для школы.

В 1956 году Я.А. Роткович завершает своё исследование преподавания словесности в дореволюционной русской школе выпуском «Хрестоматии по истории методики преподавания литературы», в которую вошли лучшие образцы методических сочинений XVIII-XIX веков.

Всё, о чём писал Я.А. Роткович, так или иначе было обращено к школе, к сегодняшнему дню, к учи-телю-словеснику нашего времени. В 1969 году издаётся книга «Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки», основанная на материалах докторской диссертации и предназначенная для учителей.

Автор ставил задачей познакомить учительство с передовыми традициями русской методики. Он обстоятельно рассматривает теоретические проблемы методической науки, но преимущественное внимание уделяет практическим вопросам преподавания, выдвигая на первый план те плодотворные идеи методистов прошлого, которые близки современной школе.

Рассматривая методические воззрения В.Г. Белинского, автор убедительно показывает огромное влияние критики Белинского на теорию и практику школьного преподавания литературы. Главную задачу учителя-словесника Белинский-критик видел в изучении конкретных художественных произведений, в первую очередь, произведений современных авторов, а преподавание литературы связывал с воспитанием человека-гражданина.

Я.А. Роткович показывает, каким поучительным для учителя является умение критика рассматривать

художественные произведения в тесной связи с жизнью, с общественными проблемами современности. На большом фактическом материале в книге Я.А. Ротковича развёртывается гражданская целеустремлённость методики Чернышевского и Добролюбова, её активный характер. Самое значительное место в книге занимают главы, в которых даётся анализ методических работ В.И. Водовозова, В.Я. Сто-юнина, В.П. Острогорского.

В 1965 году вышла новая фундаментальная работа профессора Я.А. Ротковича «Очерки по истории преподавания литературы в советской школе», являющаяся прямым продолжением его исследований, посвящённых истории дореволюционной методики. Книга открывается главой о А.М. Горьком. Обширные и тщательные исследования, в том числе и архивные, позволили ему представить методические взгляды великого пролетарского писателя в виде определённой системы. А. М. Горький живо интересовался вопросами детского чтения, предъявлял большие требования к созданию детской литературы. Весьма актуальны мысли А.М. Горького о создании детской высокохудожественной научно-популярной книги для детей.

Поучителен горьковский принцип анализа произведений в тесной связи с жизнью. А.М. Горький дополнил метод «реальной критики» Н.А. Добролюбова конкретно-историческим рассмотрением эпохи.

Методическое наследие великого писателя, как справедливо пишет Я.А. Роткович, должно быть тщательно изучено и использовано учительством.

Одной из наиболее интересных глав этой книги является глава о выдающейся методистке М.А. Рыбниковой. Автор раскрывает сложный путь её педагогических поисков. Особенно интересен для учителя разбор самого значительного труда М.А. Рыбниковой — «Очерков по методике литературного чтения». Я.А. Роткович показывает, какое значение придавала М.А. Рыбникова эмоциональному восприятию художественного текста, целостному анализу произведения. Говоря о практике выразительного чтения, системе письменных работ, предложенной выдающейся методисткой, Я.А. Роткович показывает полезность и поучительность её методов и приёмов для современного учителя литературы.

Я.А. Роткович впервые исследовал творчество крупнейшего методиста нашего времени В.В. Голубкова и показал непреходящую значимость выдвинутых и разработанных им методических проблем.

В последней, заключительной главе автор обозревает современное состояние методической науки, выделяет наиболее плодотворные направления методических поисков. И здесь автор руководствуется стремлением поддержать новое в методике и сделать это новое достоянием всех учителей-словесников. В книге отчётливо видны свойственные Я.А. Ротковичу широта взглядов, отличающая истинно большого учёного, умение заметить и вовремя оценить новые методические идеи.

Естественным продолжением «Очерков по истории преподавания литературы в советской школе»

явилась хрестоматия по советскому периоду, которая вышла в издательстве «Просвещение» в 1969 году. Обе эти книги отличаются единством в отборе, трактовке и расположении материала.

Наибольшая ценность хрестоматии заключается в том, что читатель имеет возможность познакомиться не только с важнейшими работами современных ему методистов, но и получить краткий, но содержательный очерк о жизни и деятельности каждого. Кроме того, в книге приводятся воспоминания, помогающие глубже осмыслить их жизнь и методические воззрения.

Основные педагогические установки автора сказались в его «примечаниях и комментариях». В этом разделе книги мы не только находим множество важных сведений, различные ссылки, объяснения трудных мест, смысла педагогической позиции методиста, но и полемику, критическую оценку отдельных работ.

Составлением хрестоматии Я.А. Роткович закончил изучение истории становления и развития отечественной методики, проследив её путь более чем за двухсотлетний период, начиная с XVIII века и кончая сегодняшним днём. Одним человеком проделана работа целого научного коллектива.

По образцу его диссертации созданы докторские диссертации по истории методических идей на Украине и в Азербайджане. Трудно указать хотя бы на одну диссертацию по методике преподавания литературы, которая бы в своей историографической, экспериментальной или проблемной части не опиралась на труды Я.А. Ротковича. Определённое влияние историографические исследования Я.А. Ротко-вича оказали на методики других специальных дисциплин. Много сил и энергии Я.А. Роткович отдавал благородному делу подготовки научных кадров. Более двадцати его аспирантов, ставших кандидатами наук, трудились и трудятся во многих педвузах страны.

Я.А. Роткович вёл большую организаторскую научно-методическую работу. Он выступал с докладами на многих всесоюзных, республиканских и зональных конференциях и участвовал в их организации в г. Куйбышеве. Он являлся председателем научно-методического совета на историко-филологическом факультете Куйбышевского педагогического института, членом президиума Куйбышевского отделения педагогического общества РСФСР, председателем бюро Поволжского зонального научного объединения литературоведов и методистов педвузов, членом Учёной комиссии по литературе ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР, членом Головного совета по литературоведческим наукам Министерства высшего и среднего образования РСФСР. Особо нужно выделить высокополезную деятельность Я.А. Ротковича в качестве члена Учёной комиссии ГУВУЗа, для которой им составлен ряд весьма содержательных записок и методических писем по различным вопросам изучения и преподавания

литературы в вузе, а также на посту председателя зонального объединения литературоведов Поволжья. Это последнее было создано по инициативе Я.А. Рот-ковича и с честью возглавлялось им в течение многих лет. Объединение это продолжает функционировать и по настоящее время уже под руководством его учеников и последователей.

Большую научную и научно-организаторскую деятельность профессор Я.А. Роткович совмещал с энергичной и кропотливой работой в качестве научного редактора. Он являлся редактором и соредактором многих выходивших в Куйбышеве изданий по литературоведению и методике литературы. Несколько работ, написанных им или вышедших под его редакцией, указаны как обязательные или рекомендуемые в учебных программах, пособиях и методических изданиях и по сей день. Автор более двухсот работ, Я.А. Роткович вошёл в историю методики как её историограф, как автор двух монографий о преподавании литературы в отечественноё школе и составитель двух хрестоматий к ним.

Наряду с научно-педагогической и научноорганизаторской работой Я.А. Роткович выполнял и руководящую административную работу в высшей школе. В 1954-1957 годах он работал заместителем ректора института по научной работе. Все последующие годы он руководил общей кафедрой литературы, а потом, до самой кончины, организованной им кафедрой советской литературы и методики.

За многолетнюю плодотворную деятельность Я.А. Роткович был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник народного просвещения». В 1968 году ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. За успешную разработку вопросов преподавания литературы в средней общеобразовательной школе Я.А. Роткович награждён в 1974 году медалью К.Д. Ушинского.

Яков Аронович поддерживал самую тесную связь с учительством, проявлял постоянное внимание к нуждам школы, стремился как можно больше учителей приобщить к активному участию в научнометодической жизни.

Яков Аронович был не только выдающимся учёным, но и замечательным человеком, великодушным и терпимым по отношению к своим ученикам, интересным собеседником и превосходным оратором.

Все, кто соприкасался с Яковом Ароновичем при его жизни, хранят о нём самую светлую и благодарную память.

H.A. Бодрова, бывшая аспирантка Я.А. Роткович, ныне профессор кафедры русской литературы XX века и методики преподавания литературы Самарского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.