DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-197-203 УДК 37:070
Волик Елена Анатольевна
Кубанский государственный университет
О ТЕМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 1860-1917 ГГ.
Статья посвящена комплексному исследованию материалов о народных школах в педагогической журналистике середины XIX - начала XX столетия. Обобщён педагогический опыт, отраженный в журнальных публикациях, разработан каталог статей о народных школах, предложена тематическая периодизация образовательной прессы. Обоснована идея о том, что задача педагогической журналистики 1860-1917 гг. заключается в изучении работы народных школ, формировании теоретического и практического базиса педагогики и определении перспектив развития образования. Появление конкурентоспособных педагогических изданий обеспечило участникам педагогического процесса возможность быстрой реализации коммуникативной связи и, как следствие, стремительные темпы модернизации образования. Педагогическая журналистика 1860-1917 гг. раскрывала проблемы становления и развития народных школ, способствовала определению дальнейшего курса народного образования.
Ключевые слова: педагогическая журналистика, медиасреда, информационные и коммуникационные технологии, народное образование, народная школа, педагогическая пресса, педагогическая наука.
Информация об авторе: Волик Елена Анатольевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия.
E-mail: [email protected]_
Дата поступления статьи: 22.11.2019.
Для цитирования: Волик Е.А. О тематических особенностях педагогической журналистики 1860-1917 гг. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 197-203. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-197-203.
Yelena A. Volik
The Kuban State University, the City of Krasnodar
THE QUESTION ABOUT THE MATICAL FEATURES OF PEDAGOGIC JOURNALISTIC IN 1860-1917
The article presents the results of a comprehensive study of materials about public schools in pedagogic journalism of the mid-19th - the early 20th centuries. The pedagogic experience is generalised through the analysis of journal publications and a catalogue of articles about public schools, created a thematic periodisation of the educational press is developed. The idea substantiated is that the task of the pedagogic journalism (1860-1917) is to study the work of public schools, to form the theoretical and practical foundations ofpedagogy, and to determine the prospects for the development of education. In connection with the emergence of competitive pedagogic publications between the participants in the pedagogic process, the quickest implement communicative communication, which made possible to modernise education, became possible. Pedagogic journalism of1860-1917 revealed the problems of the formation and development ofpublic schools, thanks to its materials, the further course ofpublic education was determined.
Keywords: pedagogic journalism, media environment, information and communication technologies, national education, national school, pedagogic press, pedagogic science.
Information about the author: Yelena A. Volik, the Kuban State University, the City of Krasnodar, Russia.
E-mail: [email protected]
Article received: November 22, 2019.
For citation: Volik Ye.A. The question about thematical features ofpedagogic journalistic in 1860-1917. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 197-203 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-197-203.
В современном образовательном пространстве появились новые средства общения и обучения, вследствие чего коммуникация преподавателей, руководителей школ создала профессиональную педагогическую меди-асреду, как следствие, расширились возможности педагогической журналистики. Тесное взаимодействие СМИ и педагогического сообщества обусловило необходимость не только обновлять содержание образования в соответствии с последними научными достижениями, но и активно внедрять в учебный процесс информационные и коммуникационные технологии [Славина, Назарова: 13]. Все больше педагогических работников размещают учебно-методические статьи по различным областям знаний в профильных СМИ, делятся практическим опытом и разработками как в печатных,
так и электронных изданиях, все чаще обращаются к интернет-ресурсам при подготовке к лекциям, семинарам, в процессе разработки учебно-методических программ в условиях реализации ФГОС общего образования. Следовательно, педагогическая общественность принимает активное участие в журналистском процессе, разработке учебного комплекса и в развитии педагогики как науки. Кроме того, многие образовательные учреждения сегодня имеют собственные сайты или порталы. Учителя активно осваивают коммуникационные технологии, применяемые не только в учебном процессе, но и в едином информационном пространстве для обмена опытом [Славина, Назарова: 13]. Разработка медиаобразовательных материалов и инновационных методик дистанционного и мобильного обучения в практике современного пе-
дагога обеспечивает высокие результаты при формировании коммуникативной, информационной и поликультурной компетенции учащихся [Жилина, Чепуренко, Юрьева: 132].
Педагогической журналистике посвящены исследования таких отечественных авторов, как М.А. Азарная [Азарная: 1], Л.Н. Береснева [Берес-нева: 3], Н.И. Бондаренко [Бондаренко: 4], В.А. Лу-башов [Лубашов: 7], Е.В. Царева [Царева: 9]. В большинстве работ исследуются история педагогической журналистики, проблемы нравственного, умственного, духовного, национального, гражданского, этнического, религиозного, физического воспитания. Тем не менее тема народных школ в педагогической журналистике, тематическая каталогизация и периодизация образовательной прессы в дореволюционный период 1860-1917 гг. остались за рамками комплексного исследования и системного изучения. В качестве методологических подходов к исследованию рассматриваемой проблемы мы применили цивилизационный подход (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Е.В. Шес-тун, М.В. Захарченко и др.); историко-культуроло-гический (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); системный (Л. фон Берталанфи, А.А. Богданов, А.И. Уемов, М.А. Садовский); антропологический (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Цель данной работы - изучить тематические особенности педагогической журналистики исследуемого исторического периода и систематизировать материалы о народных школах.
Период с 1860 по 1917 г. характеризуется активным становлением и развитием педагогической журналистики, проявляющей интерес к проблемам народного образования, общественного воспитания и методикам, позволяющим адаптироваться в новой социальной среде. Она служит информационным источником образования, от эффективности ее функционирования зависит реализация программ образования. Под педагогической журналистикой 1860-1917 гг. мы понимаем печатные издания - журналы, брошюры, бюллетени. Педагогическая пресса рассматриваемого периода рассчитана на широкий круг читателей: педагогов, ученых, инспекторов и родителей. По мнению Т.Е. Денисович, основная идея педагогической журналистики заключается в том, чтобы образование стало ценностью человека и общества [Денисович: 8]. Цель образования - это идеальный образ результата, выражающий социальные потребности и определяющий педагогические методы и средства. Идеал выступает в виде образца, очерчивающего систему профессионально-личностных координат [Шевелёв: 171]. Педагогическая журналистика отражала организацию работы низших и средних учебных заведений, особенности учебно-воспитательного процесса в различных организациях, специфику совместного обучения,
исследования зарубежного педагогического опыта, содержала материалы учебно-методического характера, освещала вопросы гигиены, влияния семьи и школы, введения экзаменов. Нами проведен анализ около 30 педагогических изданий 1860-1917 гг., цель которых - обсуждение проблем народного образования, бытовых, методических, педагогических проблем, а также создание народных школ. Следует отметить, что на фоне обсуждения проектов и законопроектов, истории образования за рубежом, педагогики, психологии, физиологии, методики тема народных школ в данных журналах является ключевой.
Педагогическую прессу 1860-1917 гг. целесообразно классифицировать по следующим признакам:
1) месту издания: всероссийские, губернские, областные, уездные, окружные, городские;
2) языку издания: русскоязычные, национальных меньшинств, иноязычные;
3) тематическому направлению: документация, педагогика, психология, медицина, физиология, гигиена, история русской и зарубежной педагогики, школьное дело для школ всех типов, архитектура и строительство, критика и литература, хроника народного образования, библиографическое и музейное дело;
4) этапу системы образования: дошкольное образование, образование на дому, низшее для школ всех типов и начальное образование, профориента-ционное образование, высших учебных заведений, внешкольных учебных заведений;
5) целевому назначению: для руководителей образовательных учреждений, педагогических коллективов, учителей-предметников, научных работников, воспитанников, родителей.
6) характеру информации: информационно-документальные, архивные, историко-педагоги-ческие, психолого-педагогические, методические, медицинско-педагогические, общетеоретические, управленческие, узкоспециализированные, общественно-образовательные, по внеурочной деятельности;
7) по периодичности: еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и т. д.
Одними из первых вопросы народного образования и народных школ затронули «Журнал Министерства народного просвещения» и «Воспитание», наиболее полно осветившие первые шаги становления народного образования и народных школ в России.
В «Журнале Министерства народного просвещения» наиболее активно обсуждались проблемы народных школ в статьях 1862-1863 гг.: Л. Моз-далевского «Народные школы», И. Корнилова «Замечания о народных училищах министерства народного просвещения», А. Гордона «Нужно ли приготовить особых учителей для народных
школ?», П. Перевлесского «Что надобно для наших народных школ?». Обзорные материалы состояния народных школ в Сибири, Эстляндии, Финляндии, Польше давали представление о состоянии народного образования 1960-х гг. в России.
Статьи номеров первого полугодия 1860 г. знакомят читателей с характеристикой народных школ. Особое значение имела законодательная база, широкой дискуссии подлежал «Проект устава низших и средних училищ». Пристальное внимание уделяется вопросам организации, содержания, финансирования и отчётности земледельческих школ, обустройства школ и организации сельских приходских школ. С 1864 по 1867 г. интерес «Журнала Министерства народного просвещения» к теме народного образования снизился, материалы отражают государственные законопроекты, проблемы гимназического и университетского образования.
Анализ № 1-5 журнала «Воспитание» показал, что за 1861 г. вышло около 16 материалов о народных школах. К наиболее значимым публикациям, отражавшим развитие и становление народных школ, относятся статьи К. Д. Ушинского «Накануне 1861 г.», А.И. Забелина «Школа при фабрике Прохоровых», Ф.А. Дилигенского «По поводу проекта устава училищ Министерства народного просвещения», барона Бекермана «Нечто о приходских училищах в западном крае», П. Обломкова «Несколько слов об уездных училищах», В.Г. Флорик-са «Мысли о школах грамотности». Авторы обсуждали материалы учебно-методического характера, зарубежный педагогический опыт, вопросы организации работы народных школ, воспитания в различных учреждениях, совместного обучения, введения экзаменов, влияния семьи и школы на развитие личности учащихся.
Тематика по проблемам организации учебно-воспитательного процесса была актуальна в 19701980-х гг. для таких педагогических изданий, как «Педагогический листок», «Педагогический сборник», «Народная школа». В публикациях указанных журналов представлены цели воспитания, проводится анализ учебно-методической базы. Эти материалы становятся основой теории воспитания и обучения в низших учебных заведениях.
Значительное место отводится публикациям, посвященным вопросам образования и воспитания, в журнале «Педагогический сборник», издаваемом при Главном управлении военно-учебных заведений. Статьи данного издания с 1871 по 1912 г. о народных школах представляют для нас интерес с точки зрения анализа учебно-методических и воспитательных рекомендаций, тематических и поурочных планов. «Педагогический сборник» стал одним из немногих журналов, предложивших распределить учебную нагрузку в соответствии с возрастом учащихся и унифицировать план преподавания.
В журнале «Педагогический листок» с 1879 по 1916 г. представлено около 42 публикаций о народной школе: Д.И. Тихомирова «Современные задачи начальной школы» и «Накануне свободы просвещенной», цикл статей Н.А. Скворцова «Наша школа», С.О. Серлополко «Какая школа нужна деревне?», Д.И. Тихомирова «Неотложные нужды земских школ» и «Желательное и возможное из области знаний в курсе народной школы», А.М. Обухова «Всеобщее обучение в Московской губернии», А.А. Стаховича «О примерной программе начальных народных училищ ведомства Народного просвещения», А. Анастасьева «Новая общеобразовательная русская школа», С. Рабо-вича «Сельскохозяйственные учебные заведения и новейшие реформы», А.И. Лебедева «Школьное дело», К.В. Ельницкого «Сравнительная оценка домашнего и школьного обучения», В. Линда «Продолжительность обучения в начальной школе». Журнал «Педагогический листок» содержал периодические материалы о педагогической реформе, вел дискуссии на тему существования начальных народных школ, сельских школ, классических и реальных учебных заведений в единой системе образования. Обостряется полемика по поводу внедрения в школьную практику инновационных приемов, все настойчивее звучат предложения отказаться от использования немецких методик в русских школах. В обучении акцент ставится на привитие навыков к учению, самостоятельности, а также на развитие у учащихся всех сословий сознательного отношения к окружающему миру. К основным проблемам учителя относили трудности у учащихся низших школ в изложении материала, пересказе. Требовалась также работа по развитию письменных навыков. Журнал «Педагогический листок» дает общую характеристику состояния всех школ в губерниях.
В данных журналах поднимаются вопросы повышения квалификации земских учителей, подчеркивается необходимость их систематического образования и введения в курс обучения общеобразовательных предметов, возрастной педагогики, психологии и гигиены. Организация квалифицированной работы учителя и качественного обучения ученика становится приоритетной задачей. Важно отметить, что с 1873 по 1878 г. проблемы народного образования не затрагивались.
К обсуждению работы народных школ присоединяются журналы «Педагогический вестник» (1882), «Записки учителя» (1884, 1885 гг.), «Педагогическая хроника» (1885), «Педагогический еженедельник» (1894), «Семья и школа» (1885). С 1861 по 1886 г. в педагогических статьях содержится анализ работы школы и влияния народных школ на эффективность производительности труда, изучаются программы народных школ различных типов. Педагогические издания
проводят дискуссии о распространении грамотности в уездных земствах, где есть спрос на цер-ковно-приходские школы и создаются домашние школы, школы грамоты, обсуждаются правила, по которым эти школы могли бы работать.
О проблемах народных школ в 1990-е гг. заговорили на страницах журналов «Образование», «Народное образование», «Русская школа», «Известия по народному образованию».
Журнал «Образование» с 1897 по 1909 г. делает акцент на аналитике общего состояния народного образования, его достижениях, приводит статистические данные о финансировании. О народном образовании пишут Н.Е. Уренович, П.Ф. Каптерев,
B.П. Вахтеров, В. Василевич, С. Бобровский. Издание ведет разъяснительную работу о том, как открывать школы, как организовать работу с учетом их удаленности. Указанная проблематика затронута в статьях Н. Лазаревского «Государственные учреждения в России», И.Н. Миклашевского «Вопросы народного образования», П.Ф. Каптерева «О народном образовании». Авторы отмечают повышение качества образования в 1897 г. В большинстве публикаций оценивается положение народных школ (С. Касимов «Народное образование в земском бюджете», А.Н. Страннолюбский «Что говорит последняя статистика народных школ?»,
C. Ашевский «Экономический подъем России и народное образование»).
Начало XX в. связано с вопросом органичного слияния всех типов школ в статьях П.Ф. Каптерева «Наша будущая средняя школа», Я.И. Душечкина «К вопросу о школьной реформе», А.Н. Острогорского «Как устроить нашу среднюю школу», Н. Спасского «Наша средняя школа и ее желательная реформа», Н.Н. Иорданского «Новый проект местной школьной реформы». Однако с 1901 по 1909 г. интерес к проблемам народного образования снижается, материалы носят больше литературно-публицистический характер.
Журнал «Русская школа» (1891-1916) проводит анализ каждой из существующих типов школ в городах и земствах, дает характеристику периодов развития школ и ставит вопрос о создании собственной системы образования. В издании отмечается, что на 1894 г. в губерниях России официальная организация начального образования находилась в удовлетворительном состоянии. По данным А. Анастасьева, в начале 1890-х гг. повысился уровень подготовки учителей начальных школ [2, с. 115-123]. В издании с 1891 г. активно обсуждается вопрос создания комбинированной народной школы в статьях М.В. Неучаева «Участие народной школы в деле сельскохозяйственного интереса», «Низшие сельскохозяйственные школы, какими они есть и какими должны быть», «Низшие сельскохозяйственные школы», С. Бобровского «По вопросу о введении в программу начальных
училищ сельского хозяйства», И.И. Мещерского «Заметки по сельскохозяйственному образованию», М.Л. Песковского «Сельскохозяйственное образование», М.П. Зубрилова «К вопросу о нужных сельскохозяйственных школах и их влиянии на крестьянское хозяйство», Е.Д. Максимовича «Система мер о распространении сельскохозяйственных знаний среди народа».
В 1894 г. авторами журнала «Русская школа» ставится вопрос о том, как достигнуть общеобразовательного минимума населения, сделать общедоступным начальное образование и построить достаточное количество народных школ. Начальную школу рассматривают как путь к самообразованию. Считается, что полная информация и разъяснительная работа о спорных вопросах создания школьной системы, собственно народной школе и проблемах будет содействовать распространению технического и профессионального образования. Данной тематике посвящены работы М.Л. Песковского «К вопросу о системе народного образования», М.И. Демкова «О задачах русской педагогики», Д.С. Трифановского «Наша общеобразовательная школа, ее недостатки и необходимость и возможность для России положить в ее основание новые начала». К 1905 г. научных работ на тему народной школы становится меньше. Журнал «Русская школа» в 1907 г. обращается к проблеме внутренней реформы нашей школы, рассматривает введение научных знаний в учебный процесс.
В 1911 г. современные педагогические тенденции, вопросы педагогики и психологии экспериментальной школы освещает журнал «Педагогическое дело» (1911-1914) под редакцией
B.О. Лидерса (1911-1913), И.Г. Остроумова (1912), Д.Н. Кропотова (1913-1914). В части первой за
1911 г. представлена статья Ф. Ф. Олденбурга,
C.Ф. Фортунатова «Из деятельности земств и городов по народному образованию». В части первой за
1912 г. опубликовано два материала: «Гроднецкое реальное училище Цесаревича», «Краткие сведения о состоянии гроднецких низших училищ».
Для учителей средней и начальной школы работало московское издание «Педагогическое обозрение» под редакцией А.Е. Флёрова (в 1915 г. -Н.В. Васильева). В № 1-5 1912 г. представлено четыре публикации о народной школе.
Еженедельный педагогический литературно-научный журнал «Вестник школы» выходил в Петербурге (1914-1916) под редакцией С. Иванова и И.В. Скворцова. На его страницах в 1914 г. было размещено около 15 публикаций о народном образовании, 4 публикации о школьном и учебном деле в народной школе и 2 общепедагогические публикации. Заметим, что журнал публиковал статьи из различных областей знания, размещал обзоры общей и специальной прессы, заметки о книгах, посвященных вопросам педагогики воспитания
и методики преподавания. В разделе «Хроника» приводились кратко или полностью приказы, циркуляры по Министерству народного просвещения. Значительное внимание «Вестник школы» уделял подготовке народных учителей и нуждам сельских школ, считая одной из главных их задач подготовку учащихся к будущей практической деятельности.
В петербургском журнале «Учитель и школа» (1914-1915), издаваемом два раза в месяц под редакцией Я.И. Душечкина, в первой части за 1914 г. опубликовано 5 статей. Среди них «Земство и народное образование» А. Шингарева, «На пороге второго пятидесятилетия земской жизни» В.В Чарнолуского. Во второй части целесообразно отметить работу Б.Б. Веселовского «Вопросы народного образования в земскую сессию», А. Нижнегородского «Вопросы народного образования на нижегородском губернском земском собрании».
Это ежемесячное информационное и справочное издание освещало вопросы образовательной и профессиональной школы первых двух ступеней, дошкольного и внешкольного образования, образования учителей, самообразования и библиографии. С 1911 по 1916 г. в Санкт-Петербурге выходил «Вестник народного образования» под редакцией Е.Ф. Проскурякова. В доступных для исследования № 6-7 «Вестника народного образования» за 1916 г. выходит три публикации о народных школах и шесть общепедагогических. Среди них «Новая школа», «К вопросу народного образования в губерниях, земствах земских собраний 1915», «Постановка народного образования», «Школа для взрослых».
Педагогический журнал А.И. Зачиняе-ва (с 1914 г. А.В. Туфанова) «Обновление школы» выходит в Варшаве с 1911 по 1915 г. около десяти раз в год.
Издаваемый в Санкт-Петербурге в 1914-1917 гг. журнал «Земство и народное образование» под редакцией А. Ф. Валяева публикует статьи о деятельности земств в области народного образования.
Издание Всероссийского союза городов «Педагогические известия» (1917) выпускает пять номеров. Журнал содержит информацию о деятельности педагогических съездов и собраний по контролю за состоянием народного образования в последние годы существования Российской империи. В № 1 1917 г. отметим публикации Н. В. Тулупова «Школьное дело и города», П. Казанцева «Задачи городов в области народного образования».
Итак, исходя из анализа публицистических изданий «Педагогическая мысль», «Педагогическая неделя», «Начальное обучение», «Педагогическое дело», «Педагогическое обозрение», «Вестник школы», «Земство и народное образование», «Обновление школы», «Вестник народного образования», «Учительский вестник», «Педагогические известия», можно судить о состоянии народного образования 1914-1917 гг. В связи с реформами
в период с 1914 по 1917 г. материалы по рассматриваемому вопросу публикуются нерегулярно, что свидетельствует о снижении интереса к теме народных школ. Последние статьи датируются 1917 г., материалы изданы журналом «Учительский вестник», в № 1-2 выходят две публикации Д. Любченко «Высшие начальные училища», «Школьная сеть высших начальных училищ». Активность в обсуждении проблем народной школы наблюдается после Великой Октябрьской революции, а именно с 1917 по 1936 г.
Таким образом, в педагогической журналистике исследуемого исторического периода мы выявили наиболее актуальные темы: изучение феномена народных школ, анализ их развития и пути демократизации. Педагогическая журналистика выступала главным средством массовой информации, позволяющим сформировать педагогическое и общественное мнение по вопросам образования. Исходя из анализа педагогических изданий 1860-1917 гг., правомерно дать следующую тематическую периодизацию педагогических материалов:
1) 1860-е гг. - обсуждение вопросов организации и педагогических проблем в народных школах (подвижные школы и школы грамоты, воскресные школы, вечерние школы, курсы для взрослых);
2) 1870-е гг. - полемика относительно обязательного посещения народных школ всеми сословиями, организации общего обучения, обсуждение недоверия крестьянского населения к школе, дискуссия по учебно-методическим вопросам;
3) 1880-е гг. - анализ работы школ всех типов, статистика их развития, разработка учебно-методических комплексов;
4) 1890-е гг. - анализ финансирования народного образования по губерниям с целью повышения качества образования;
5) 1990-е гг. - актуализация вопросов начального и общего образования;
6) 1906-е гг. - обсуждение положения школы военного времени;
7) 1907-1913-е гг. - исследование вопросов народного образования и создания средней школы в рамках педагогических съездов, конференций;
8) 1914-1917-е гг. - научная дискуссия об управленческих вопросах, проблемах народного образования на местах.
Комплексное исследование педагогических материалов о народных школах и народном образовании отечественных авторов в педагогической журналистике конца XIX - начала XX в. показало, что благодаря генерированию научных педагогических идей появилась возможность анализа практической деятельности и эффективности дореволюционной школы. К ведущим педагогическим изданиям, затронувшим вопросы народных школ, относятся: «Министерство народного просвещения», «Народное образование», «Русская
школа», «Образование», «Известия по народному образованию». Меньшее количество публикаций по рассматриваемой тематике отмечается в таких журналах, как «Педагогический листок», «Воспитание», «Народная школа», Вестник воспитания», «Вестник школы», «Педагогическая мысль», «Учитель и школа», «Обновление школы», «Вестник народного образования», «Педагогическая неделя» и «Записки учителя».
Педагогическая журналистика 1860-1917 гг. раскрывала проблемы становления и развития народных школ, ее материалы способствовали определению дальнейшего курса народного образования. Актуализация вопросов образования на страницах печатных изданий «Журнал Министерства народного просвещения» и «Воспитание» (1860-1870) позволила обобщить педагогический опыт и выявить существующие проблемы - сословность, отсутствие методических программ, тяжелые условия труда учителя. Благодаря педагогической и журналисткой активности в исследовании проблем народного образования повысилась гражданская активность, проявившаяся в помощи при строительстве и организации школ различных типов. Наибольшее количество материалов начала 1900-х гг. посвящено эксперименту в школах различного типа, которые делились опытом и программами. Этот опыт становится основополагающим для решения вопроса о создании средней школы.
По нашему мнению, педагогика в рамках журналистских практик представляет собой организованную систему, наделенную смысловым многообразием и способную формировать свое информационное пространство. Следовательно, опыт журналисткой образовательной среды 18611917 гг. позволил развивать педагогический опыт и транслировать инновационные достижения, определять цели (результаты), содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального, общего и высшего образования.
Список литературы
Азарная М.А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности: дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2006. 177 с.
Анастасьев А. О предметах преподавания в начальных школах // Русская школа. 1893. № 2. С. 115-123.
Береснева Л.Н. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX в.: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005. 273 с.
Бондаренко Н.И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования: на примере журна-
ла «Учитель» - 1861-1918; 1997-2009 гг.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 197 с.
Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика: учебное пособие. М.: Форум, 2016. 144 с.
Жилина А.И., Чепуренко Г.П., Юрьева Д.В. Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями // Вестник Ленинградского государственного университета. 2019. № 2. С. 132-145.
Лубашов В.А. Новаторская деятельность журнала «Педагогический сборник» по формированию общественно-педагогического сознания и развитию учебно-методического дела в России второй половины XIX - начала XX века: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2009. 187 с.
Славина В.А., Назарова Н.Е. Образовательная журналистика: проблемы и перспективы // Преподаватель ХХ1 век. 2010. № 1. С. 13-18.
Царева Е.В. Влияние периодической печати на развитие системы профессионального образования учителей в России на рубеже 19-20 веков: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2010. 160 с.
Шевелёв В.Ю. Наследие отечественных педагогов конца XIX в. в становлении образа идеального учителя // Вестник Ленинградского государственного университета. 2017. № 4. С. 171-178.
Reference
Azarnaya M.A. Pedagogicheskaya pressa v Rossii vo vtoroj polovine XIX v.: genezis, predmetno-tematicheskie i strukturno-funkcional'nye osobennosti: dis. ... kand. filol. nauk [The pedagogical press in Russia in the second half of the XIX century: genesis, subject-specific and structural-functional features: DSc thesis]. Stavropol, 2006, 177 p. (In Russ.)
Anastas'ev A. O predmetah prepodavaniya v nachal'nyh shkolah. Russkaya shkola [The subjects of teaching in elementary schools]. Russian School, 1893, № 2, рр. 115-123. (In Russ.)
Beresneva L.N. Osnovy nravstvennogo vospitaniya detej i yunoshestva v russkoj pedagogicheskoj zhurnalistike vtorojpoloviny XIX -nachalaXX v.: dis. ... kand. ped. nauk [Fundamentals of moral education of children and youth in Russian pedagogical journalism of the second half of the XIX - beginning of XX centuries: DSc thesis]. Kirov, 2005, 227 p. (In Russ.)
Bondarenko N.I. Tradicii otechestvennoj pedagogicheskoj zhurnalistiki i ih rol' v razvitii rossijskogo obrazovaniya: na primere zhurnala «Uchitel'» - 1861-1918; 1997-2009 gg.: dis. ... kand. ped. nauk. [Traditions of Russian pedagogical journalism and their role in the development of Russian education: biased the example of the magazine «The teacher» - 1861-1918; 1997-2009: DSc thesis] Moscow, 2010, 197 p. (In Russ.)
Denisovich T.E. Pedagogicheskaya zhurnalistika: uchebnoe posobie [Pedagogical journalism: a training manual]. Moscow, Forum Publ., 2016, 144 p. (In Russ.)
Zhilina A.I., Chepurenko G.P., Yur'eva D.V
Mobil'noe obuchenie kak pedagogicheskaya innovaciya v sisteme upravleniya znaniyami [Mobile training as a pedagogical innovation in the knowledge management system]. Vestnik of the Leningrad State University, 2019, № 2, pp. 132-145. (In Russ.)
Lubashov V.A. Novatorskaya deyatel'nost' zhurnala «Pedagogicheskij sbornik» po formirovaniyu obshchestvenno-pedagogicheskogo soznaniya i razvitiyu uchebno-metodicheskogo dela v Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka: dis. ... kand. ped. nauk [Innovative activities of the journal "Pedagogical Digest" on the formation of social and pedagogical consciousness and the development of educational and methodological work in Russia in the second half of the XIX - early XX centuries: DSc thesis]. Karachaevsk, 2009, 187 p. (In Russ.)
Slavina VA., Nazarova N.E. Obrazovatel'naya zhurnalistika: problemy i perspektivy [Educational journalism: problems and prospects]. Lecturer XXI century, 2010, № 1, pp. 13-18. (In Russ.)
Careva E.V. Vliyanie periodicheskoj pechati na razvitie sistemy professional'nogo obrazovaniya uchitelej v Rossii na rubezhe 19-20 vekov: dis. ... kand. ped. nauk [The influence of the periodical press on the development of the system of professional education of teachers in Russia at the turn of the 19-20 centuries: DSc thesis]. Novgorod, 2010, 160 p. (In Russ.)
Shevelyov VYu. Nasledie otechestvennyh peda-gogov konca XIX v. v stanovlenii obraza ideal'nogo uchitelya [Shevelev VYu. The legacy of domestic teachers of the late XIX century in the formation of the image of an ideal teacher]. Vestnik of the Leningrad State University, 2017, № 4, pp. 171-178. (In Russ.)