Научная статья на тему 'Медийное освещение образовательного пространства как предпоcылка педагогической журналистики'

Медийное освещение образовательного пространства как предпоcылка педагогической журналистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАДИДАКТИКА / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / PEDAGOGICAL JOURNALISM / COMMUNICATION / MEDIA DIDACTICS / MEDIA COMPETENCE / NATIONAL EDUCATION / NATIONAL SCHOOL / PEDAGOGICAL PRESS / PEDAGOGICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волик Е. А.

Статья посвящена исследованию русской педагогической журналистики, ее роли в развитии педагогики в историческом аспекте. Научно обосновано влияние педагогической журналистики на развитие народного образования и народных школ середины XIX начала XX столетия. Материалы педагогической печати служат источниковой базой для создания инновационных педагогических методов работы. Раскрыты роль и функции педагогической журналистики, исследованы этапы развития педагогических изданий, изучены актуальные вопросы народного образования и народных школ, которые раскрывала педагогическая журналистика, выявлены основные работы отечественных авторов о народных школах, определены их ключевые тематические направления. Обращение к истории русских народных школ через педагогическую журналистику позволяет проследить трансформации в системе народного образования России, исследовать этапы ее эволюции и эффективность развития российской системы образования. В связи с этим в современной образовательной среде возникает исследовательский интерес к освещению педагогических проблем средствами педагогической журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COVERIDGE OF EDUCATIONAL SPACE AS A PREREQUISITE OF EDUCTIONAL JOURNALISM

The article is devoted to the investigation of Russian pedagogical journalism, its role in the development of pedagogy in the historical aspect. The influence of pedagogical journalism on the development of the public education and public schools of the mid XIX early XX century is scientifically substantiated. Materials of the pedagogical press are the base source for the creation of innovative pedagogical methods of work. The role and functions of pedagogical journalism are revealed, stages of development of pedagogical editions are investigated, actual questions of national education and national schools which were illuminated by pedagogical journalism are studied, the basic works of domestic authors about national schools are studied, their key thematic directions are defined. The reference to the history of Russian public schools through pedagogical journalism allows us to trace the transformations in the system of public education in Russia, to study the stages of its evolution and the effectiveness of the Russian education system. In this regard, in the modern educational environment there is a research interest in the coverage of pedagogical problems by means of pedagogical journalism.

Текст научной работы на тему «Медийное освещение образовательного пространства как предпоcылка педагогической журналистики»

История и культура

УДК: 37.013:070:37

МЕДИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ПРЕДПОCbMКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Е.А. Волик

Аннотация. Статья посвящена исследованию русской педагогической журналистики, ее роли в развитии педагогики в историческом аспекте. Научно обосновано влияние педагогической журналистики на развитие народного образования и народных школ середины XIX - начала XX столетия. Материалы педагогической печати служат источниковой базой для создания инновационных педагогических методов работы. Раскрыты роль и функции педагогической журналистики, исследованы этапы развития педагогических изданий, изучены актуальные вопросы народного образования и народных школ, которые раскрывала педагогическая журналистика, выявлены основные работы отечественных авторов о народных школах, определены их ключевые тематические направления. Обращение к истории русских народных школ через педагогическую журналистику позволяет проследить трансформации в системе народного образования России, исследовать этапы ее эволюции и эффективность развития российской системы образования. В связи с этим в современной образовательной среде возникает исследовательский интерес к освещению педагогических проблем средствами педагогической журналистики.

Ключевые слова: педагогическая журналистика, коммуникация, медиадидактика, медиакомпетентность, народное образование, народная школа, педагогическая пресса, педагогическая наука.

MEDIA COVERIDGE OF EDUCATIONAL SPACE AS A PREREQUISITE OF EDUCTIONAL JOURNALISM

E. Volik

Abstract. The article is devoted to the investigation of Russian pedagogical journalism, its role in the development of pedagogy in the historical aspect. The influence of pedagogical journalism on the development of the public education and public schools of the mid XIX - early XX century is scientifically substantiated. Materials of the pedagogical press are the base source for the creation of innovative pedagogical methods of work. The role and functions of pedagogical journalism are revealed, stages of development of pedagogical editions are investigated, actual questions of national education and national schools which were illuminated by pedagogical journalism are studied, the basic works of domestic authors about national schools are studied, their key thematic directions are defined. The reference to the history of Russian public schools through pedagogical journalism allows us to trace the transformations in the system of public education in Russia, to study the stages of its evolution and the effectiveness of the Russian education system. In this regard, in the modern educational environment there is a research interest in the coverage of pedagogical problems by means of pedagogical journalism.

Keywords: pedagogical journalism, communication, media didactics, media competence, national education, national school, pedagogical press, pedagogical science.

В настоящее время в медийном пространстве благодаря техническому прогрессу становится доступным коммуникативный процесс между педагогической и научной общественностью; педагогическая периодика как электронных, так и печатных изданий развивается быстрыми темпами. Происходящие в журналистике перемены связаны с технологиями, а точнее, с цифровой революцией, стремительно

набирающей обороты [13, с. 12]. Трансформации в системе СМИ (В.И. Штепа), требуют не только объяснения причин, их породивших, но и четкого знания механизмов функционирования периодического издания, условий формирования

его тематической структуры, конкретизации целеполагания и воздействия на общественность [16].

В данном контексте актуализируется вопрос, как именно определенный контент (в нашем случае педагогический) влияет на появление специализированных изданий, в которых он становится типоформирующим. Поэтому представляется правомерной поставленная в статье задача - организовать медийное пространство как предпосылку педагогической журналистики. Основной материал составляют около ста контекстов, извлеченных путем выборки из журналов XIX в.: «Воспитание»

(1860), «Педагогический вестник» (1882), «Записки учителя» (1884), «Педагогическая хроника» (1885), «Педагогический

еженедельник» (1894).

Глобальная коммуникация способствует развитию международного сотрудничества и служит механизмом, влияющим на перемены в обществе, образовании, политике. Результатом журналистской коммуникации является знание, перерастающее в стойкую категорию -общественное мнение [16, с.345]. Специфика средств массовой коммуникации заключается в возможности ведения открытого диалога журналиста со своей аудиторией [4, с.86]. Ориентирование читателей принадлежит к числу ведущих функций формы современного медиа издания. Конструкция и печатного, и сетевого изданий представляет собой ориентирующую систему. Каждый элемент этой конструкции несёт в себе ту или иную ориентирующую информацию [5, с.100].

Педагогическая журналистика выполняет просветительские функции, отражает парадигму своего времени, отбирает опубликованные материалы для применения в образовательном процессе. Полагаем, реализация

коммуникативной связи между поколениями способствует передаче педагогического опыта, формированию теоретических основ и планированию перспектив развития образования.

На сегодняшний день популярно такое направление педагогической науки, как медиадидактика. Она разрабатывает теорию медиаобразования и обучения, научно обосновывает закономерности, принципы, методы и организационные формы обучения с привлечением медиапродуктов и опорой на массмедиа, а затем реализует принципы гуманизации образования, а также способствует повышению интеллектуального, культурного, духовного, морального уровня будущего специалиста. Благодаря средствам массовой коммуникации появились новые возможности для педагогов: участие в научных конференциях, обмен опытом при подготовке к уроку и др.

Медиакомпетентность позволяет осознанно воспринимать, критически осмысливать, интерпретировать медиатексты с целью расширения общих, социокультурных и профессионально значимых знаний,

коммуникативных и творческих компетенций. Умение оперативно использовать полученную информацию на уроке и лекции, по нашему мнению, является одной из главных задач современного преподавателя. Неисчерпаемость информационных ресурсов в СМИ создает

возможность применения педагогической журналистики в интересах педагогики.

Мощным фактором развития педагогической науки, в частности отечественного народного образования, стала журналистика середины XIX -начала XX в. Сегодня существует объективная необходимость системного изучения принципов работы народных школ и народного образования в педагогической журналистике как самостоятельном направлении. Сложившаяся ситуация обусловливает актуальность представленного исследования. Данный период характеризуется активным становлением и развитием педагогической журналистики, которая проявляет интерес к проблемам народного образования, общественного воспитания и методик, позволяющих адаптироваться в новой социальной среде, личному опыту при создании отечественных народных школ.

На наш взгляд, педагогическая журналистика является важным фактором общественно-политического, культурного развития общества и становления педагогической науки в целом. Особенность педагогической журналистики заключается в том, что ее базисом служат педагогические источники. Пресса освящает и анализирует проблемы учебно-воспитательного процесса в школе, тем самым формируя общественное мнение по вопросам воспитания и образования. Журналистское сообщество решает стоящие перед ним задачи, получает возможность оказывать влияние на аудиторию, формируя знания и ценностные ориентиры. Историко-прогностический характер печатных материалов раскрывает диалектику отношений традиционной и инновационной деятельности. Педагогическая журналистика допускает использование аналитических материалов, поэтому

педагогические явления могут исследоваться многогранно через анализ содержания различных печатных изданий и работ авторов в данной области. Ценность педагогических изданий заключается в том, чтобы представить читателю современные концепции обучения и воспитания в образовательных учреждениях различных типов. Историко-теоретический аспект печатных материалов затрагивает различные вопросы, связанные с изучением целей и задач народных школ и их эволюции в педагогических изданиях.

С помощью журналистики в XIX в. стал возможен диалог между обществом и властью; появилась возможность согласовывать политические и экономические планы верховной власти с интересами народа. Создавая и развивая институт общественного мнения, журналистика

готовила общество к политическим и структурным образованиям [17, с. 102]. Педагоги, журналисты, политики принимали участие в обсуждении вопросов народного образования на страницах педагогической прессы 1860 - 1917 гг., предлагая новые теоретические основы обучения и воспитания, активно внедряли самые современные на тот момент методики обучения и воспитания в России.

Бурный рост тиража газет, журналов и ежегодников соответствующей направленности зафиксирован в следующие периоды: 1860 - 1890 гг., 1890 г., 1910 г., 1912 г., 1914 г. «Отечественная педагогическая наука, - считает Л.Н. Береснева, - не может быть оценена без ее источника - педагогической журналистики» [2, с.4]. Исследователем дано следующее определение педагогической журналистики: «Педагогическая журналистика - специфическая деятельность по сбору, обработке и распространению информации по актуальным проблемам образования (воспитания и обучения) в периодически выходящих журналах и т.п. изданиях, радио- и телепередачах, а также на интернет-сайтах, видеоконференциях,

предназначенных для педагогов, родителей и студентов» [2, с. 13].

По мнению Н.И. Бондаренко, педагогическая журналистика, обеспечивая открытость и доступность происходящих в сфере образования процессов, способствовала диалогу между государством и всеми участниками национальной образовательной системы, вовлекая их в модернизационные процессы. Мы солидарны с Н.И. Бондаренко, который выделяет следующие периоды развития педагогической прессы:

1) 1860-е гг. - зарождение педагогической печати, образование ядра традиций отечественной педагогической журналистики;

2) 1890 - 1900-е гг. - формирование и обогащение традиций педагогической журналистики;

3) 1922 - 1991-е гг. - сохранение отечественных традиций, подвергавшихся определенной идеологической корректировке;

4) 2000-е гг. - значительные обновления сложившихся традиций отечественной педагогической журналистики в мировоззренческом, концептуальном, функциональном и содержательном ракурсах [3].

Анализ периодики 1850 - 1860-х гг. свидетельствует о том, что именно с педагогической журналистики начинаются процесс формирования теоретических основ русской народной школы и попытки обосновать ее цели, задачи, принципы, содержание и методы

обучения [6, с.3]. Как полагает И.В. Зайченко, «...важным условием интенсификации педагогичной науки является расширение ее источниковой базы в части использования в процессе ее исследования печатных материалов педагогической прессы прошлого» [9, с.3].

К определяющим чертам педагогических журналов О.Ю. Образцова относит открытость, восприимчивость к новому в теории и практике образования, позволяющие четко реагировать на запросы общества в сфере педагогики и отражать постоянно меняющуюся педагогическую реальность [12, с.69].

Исследуя роль педагогической периодики в контексте проблем профессионального образования, Е.В. Царева дает оценку значению педагогической печати в развитии системы профессионального образования учителя и отечественной народной школы в дореволюционный период. К основным функциям русской педагогической прессы исследователь относит информационную (информация о состоянии педагогического образования), интерактивную (организация дискуссии о состоянии и путях развития системы педагогического образования), ценностно-ориентационную (формирование представлений читателей о соответствии целей содержанию образования), культурно-формирующую

(повышение научной эрудиции, культурного уровня читателей, народных учителей, преподавателей, воспитанников),

стимулирующую (побуждение педагогов к совершенствованию подготовки народных учителей в соответствии с требованиями времени [14, с. 12].

Историко-педагогический источник, такой как периодическая печать, с 1802 по 1860-е гг. представляет собой разнообразный по содержанию, объему, характеру в жанровом отношении материал, отражающий результат многоплановой работы педагогической мысли. В прессе происходит становление педагогической периодики, которая представляет собой частное проявление общего процесса в печати и играет значительную роль в развитии педагогики как науки [11, с. 165].

Таким образом, приоритетная задача педагогической журналистики заключается в формировании исторического сознания и фиксации педагогического опыта. По нашему мнению, важно, что ученые, проводя параллели между информационными потребностями читателей и развитием специализированной прессы, доказывают рост интереса к педагогике и школе. В качестве обоснований они приводят

факты, свидетельствующие о формировании педагогической журналистики, с появлением которой были удовлетворены потребности аудитории в информации о воспитании и обучении.

Согласно А.М. Азарной, исследовавшей предметно-тематические и структурно-функциональные особенности педагогической прессы в России, пресса в 1860-е гг. отличается количественным преобладанием ведомственных педагогических изданий над частными. Поиск новой модели частного педагогического издания привел к дифференциации прессы с учетом тематических интересов и изменения аудитории, появились первые журналы, освещающие вопросы народных школ, дошкольного обучения и воспитания [1, с.70-82]. Педагогические издания этого времени делятся на политематические (отражающие несколько тем) и монотематические (отражающие одну тему) [1, с.3]. Педагогическая печать XIX в., приходит к заключению А.М. Азарная, была единственным ведомственным органом, который получил широкое развитие и к концу столетия представлял разветвленную систему различных

периодических изданий [1, с.126-137].

Обращаясь к педагогической прессе, в своей статье «Роль педагогической журналистики в развитии педагогической науки второй половины XIX века» Н.Э. Чернявская указывает на то, что педагогическая журналистика обладала, в частности, большой воспитательной силой [15, с.163-165].

Кроме того, отечественная педагогическая журналистика внесла огромный вклад в теоретическую разработку и пропаганду идей семейной педагогики. А.В. Говорун подчеркивает, что редакции журналов ставили целью дать родителям определенную базу педагогических знаний, познакомить с организацией воспитания детей в семье, отстаивая при этом передовые взгляды на формы и средства воспитания. Широкий круг проблем, освещавшихся на страницах педагогической прессы, разнообразие публикаций

способствовали повышению педагогической культуры родителей и воспитателей [6, с. 12].

Обобщение отечественного опыта в области становления, развития и реализации идей педагогического образования родителей в истории педагогической мысли проведено И.В. Дубинец. Отечественная педагогическая пресса, отмечает ученый, начиная со второй половины XIX в. служит оперативным органом популяризации педагогических идей, знаний, достижений теории и практики, отражает

актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях семьи и школы [8, с.50].

По нашему мнению, специальные журналы для родителей и воспитателей, издания общепедагогического характера, публикуя научный, реферативный, методический материал, статьи прикладного характера, педагогические размышления, очерки из опыта семейной жизни, раскрывали теоретико-методические вопросы воспитания детей, а также формы работы с родителями в России в исследуемый период. Наряду с публикациями, обращенными к родительской аудитории, увеличилось количество печатных материалов, посвященных специфике домашнего и школьного воспитания.

Вопреки негативному влиянию

правительственных реформ, в отечественной педагогической журналистике преобладали демократические принципы в конкретизации целей и задач формирования всесторонне развитой личности ребенка, его умственного и эстетического воспитания, возвышалась роль СМИ в социализации, разрабатывались методы и формы подготовки родителей к воспитанию детей. Педагогическая журналистика в 1890-е гг. была посвящена преимущественно анализу роли семьи в обществе и духовному развитию личности.

Изучение школьной практики и педагогической теории в педагогической прессе дает Н.М. Годий право утверждать, что внимание уделялось разработке и использованию средств и методов обучения, подготовке родителей к эстетическому воспитанию детей, которое считалось составной частью воспитания и развития личности [7, с. 134]. Подчеркивая особую роль родителей в умственном развитии детей дошкольного возраста, педагогическая журналистика отражала положительный и отрицательный семейный опыт, акцентировала внимание на взаимосвязи умственного, физического и нравственного воспитания, информировала о роли игры, сказки в развитии нового поколения [7, с. 109].

Проведенное нами теоретическое исследование позволяет сделать вывод о том, что русская педагогическая журналистика является решающим фактором развития педагогической науки, формирования новых подходов к рассмотрению ключевых вопросов педагогики, принципов обучения и воспитания. Таким образом, в журналистике исследуемого исторического периода (1860 - 1917 гг.) актуализировались темы изучения феномена народных школ и их развития. Такие проблемы, как создание народной школы, ее

демократизация, нашли свое отражение в педагогической журналистике. Она была главным средством массовой информации, позволяющим сформировать педагогическое и общественное мнение по вопросам образования. По мнению А.В. Климиной, «...педагогическую

журналистику необходимо рассматривать в качестве одного из уникальных модераторов развития как непосредственно самой школы, так и обогащения ее образа, в абрисе которого находили свое отражение основополагающие идеи относительно предназначения этого социокультурного института» [10, с. 172].

Полагаем, что на данном этапе педагогическая журналистика представляет собой динамичное явление, способствующее развитию педагогической науки в Российской Федерации. В процессе исследования рассматриваемой проблемы стало очевидным, что внимание академического сообщества стран СНГ привлек ряд проблем, отраженных в педагогической журналистике 1860 - 1917 гг. Также установлено, что педагогическая журналистика является научно-педагогическим феноменом и обладает различными функциями (исследовательскими, практическими, аналитическими).

Появление огромного количества конкурентоспособных педагогических изданий, таких как «Воспитание», «Вестник воспитания», «Русская школа», «Педагогический вестник» (1882), «Записки учителя» (1884), «Педагогическая хроника» (1885),

«Педагогический еженедельник» (1894), позволило многоаспектно отразить идеи о народном образовании в отечественной журналистике.

Обращаясь к зарубежному реформаторскому опыту, русская педагогическая журналистика проявляла глубокий интерес к педагогическим проблемам и путям их решения. В прессе акцентировалось внимание на особенностях детского возраста, данных личности, среды, в которой воспитывается личность, при этом усилилось внимание ученых к вопросам индивидуального обучения и формирования у детей аналитических способностей, умения к обобщению информации. Впервые была обнаружена взаимосвязь умственного, морального и физического воспитания. На страницах печатных изданий авторы обсуждали различные аспекты нравственного становления, развития и формирования социально значимых гражданских качеств, таких как патриотизм. Несомненный интерес представляют также работы по вопросам физиологии и гигиены.

Широкую дискуссию педагоги вели на тему трудовой школы, анализировался ее теоретический и практический опыт. Для этого периода характерны публикации по проблемам сущности воспитания ребенка, развития его сознания и глубокого чувства единства с другими людьми.

Педагогическая журналистика конца XIX столетия обращала внимание и на проблему организации педагогического образования родителей. В журналах публиковались многочисленные статьи теоретической и практической направленности, освещавшие проблемы воспитания и самообразования в семье. В условиях социально-экономических преобразований в обществе ценность представляли материалы научно-методического характера, посвященные отношениям в семье. Пристальное внимание уделялось обоснованию социально-педагогической роли родителей, в частности женщины-матери, в умственном развитии детей. Педагогическая журналистика благодаря авторитету своих авторов и разноплановости публикаций знакомила родителей с ролью и значением умственного, трудового, эстетического воспитания. Особая роль в периодике отводилась значению книг, игр, игрушек и сказок в жизни ребенка.

Педагогическая пресса давала адекватную оценку состояния народного образования с целью облегчить труд учителя и разобраться в предлагаемых новинках. Осуществлялся контроль как педагогических, так и художественно-публицистических произведений, отслеживалось качество всей издаваемой литературы. В критических статьях были разработаны общие начала детского чтения, которые могли послужить базисом для педагогической деятельности.

«Журнал министерства народного просвещения» представлял на своих страницах обзор «Проекта устава для низших и средних училищ». Ориентация педагогических изданий на общественное мнение позволяла экспертам в области образования корректировать деятельность народных школ и народных училищ, а также разрешала вопросы управления народным образованием в ведомстве народного просвещения. Авторами обсуждались организационные вопросы работы народных школ: состояние воспитания в различных организациях, материалы учебно-методического характера, совместное обучение, влияние семьи и школы, введение экзаменов, зарубежный педагогический опыт, женское образование. Наибольшее развитие в журналистике получили

идеи трудовой школы, свободного воспитания, демократизма образования.

Однако в конце 1890-х гг. имела место активная дискуссия по поводу требований об изменении системы народного образования и управления училищами ввиду несоответствия последних нуждам общества.

Таким образом, журналистику

образовательной и воспитательной

направленности правомерно считать элементом общественной жизни и общественно-педагогического движения конца XIX - начала XX в. Педагогические журналы отразили и

раскрыли проблемы становления и развития народных школ, благодаря им был определен характер финансирования, разработаны цели и задачи образования, которые позволяли наметить дальнейший курс народного образования.

Итак, сказанное позволяет заключить, что педагогическая журналистика не только освещает новейшие педагогические течения, исследуя и оценивая их основные идеи, но и предпринимает попытки проанализировать истоки и факты проявления новой педагогики, выступает фундаментом педагогической науки.

1. Азарная М.А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Азарная Марина Александровна. -Ставрополь, 2006. - 177 с.

2. Береснева Л.Н. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX в.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Береснева Лариса Николаевна. - Киров, 2005. - 273 с.

3. Бондаренко Н.И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования: на примере журнала «Учитель» -1861-1918; 1997-2009 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бондаренко Наталья Ионовна. - М., 2010. - 197 с.

4. Буров А.А. Современная отечественная картина медиамира / А.А. Буров // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2015. - № 3. - С. 86.

5. Васильев С.Л. Идентификационное ориентирование читателей периодического издания: задачи и инструменты / С.Л. Васильев // Вестник Воронежского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 100.

6. Говорун А.В. Семейное воспитание в отечественной педагогической журналистике второй половины XIX - начала ХХ ст.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Говорун Алла Валентиновна. - Харьков. - 1995. -249 с.

7. Гордий Н.Н. Проблема подготовки родителей к умственному воспитанию в отечественной педагогической журналистике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гордий Нина Николаевна. - Харьков - 2000. - 170 с.

8. Дубинец И.В Педагогическое образование родителей в отечественной периодической прессе второй половины 19 века: дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.01 / Дубинец Ирина Владимировна. - Бердянск. - 2000. - 192 с.

9. Зайченко И.В. Проблемы украинской национальной школы в прессе второй половины 19 - начала 20 века: дис. ...

д-ра пед. наук: 13.00.01 / Зайченко Иван Васильевич. - Киев. -1996. - 414 с.

10. Климина А.В. Образ школы в отечественной педагогической журналистике начала XX века / А.В. Климина // Вестник Тверского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 172-177.

11. Лубашов В.А. Новаторская деятельность журнала «Педагогический сборник» по формированию общественно-педагогического сознания и развитию учебно-методического дела в России второй половины XIX - начала XX века: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лубашов Владимир Анатольевич. -Карачаевск. - 2009. - 187 с.

12. Образцова О.Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца 19 века - начала 20 века: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Образцова Оксана Юрьевна. -Архангельск. - 1996. - 187 с.

13. Самойленко Н.С. Позицианирование в тексте СМИ: номинативный аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Самойленко Никита Сергеевич. - Воронеж. - 2018. - 172 с.

14. Царева Е.В. Влияние периодической печати на развитие системы профессионального образования учителей в России на рубеже 19-20 веков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Царева Елена Вячеславовна. - Нижний Новгород. -2010. - 160 с.

15. Чернявская Н.Э. Роль педагогической журналистики в развитии педагогической науки второй половины XIX века / Н.Э. Чернявская // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 7. - С. 163165.

16. Штепа В.И. Естественно-научная тематика в отечественной прессе середины XX - начала XXI века (на примере химической отрасли): дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10 / Штепа Виктор Иванович Воронеж. - 2009. - 408 с.

17. Щербакова Г.И. Взаимодействие журналистики и образования в России 19 века / Г.И. Щербакова // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. - 2003. - С. 102-103.

Сведения об авторе:

Волик Елена Анатольевна (г. Краснодар, Россия), аспирант Кубанского государственного университета кафедры «Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования», специальность 13.00.01, e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Volik (Krasnodar, Russia), post-graduate student of the Kuban state University of the Department of "Social work, psychology and pedagogy of higher education", specialty 13.00.01, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.