ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2012, №1, 49-59
О ФЕНОМЕНЕ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)
THE PHENOMENON TEACHING RUSSIAN JOURNALISM (THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURY)
Пузырёва Л.В.
Аспирант Смоленского государственного университета E-mail: [email protected]
Puzyryova L.V.
Graduate student, Smolensk State University
Аннотация. В статье рассматриваются особенности феномена педагогической журналистики как вида журналистики и как педагогического явления, и прослеживается эволюция русской педагогической журналистики во второй половине XIX века, на этапе её становления и широкого развития: от рождения феномена в 60-е годы XIX века до завершения его формирования в конце XIX - начале ХХ веков.
Annotation. Article makes an attempt to examine the particularities of the phenomenon of pedagogical journalism as a form of journalism and pedagogical occurrence. It also helps to trace the evolution of Russian pedagogical journalism in the second part of the XIX century, at the stage of its formation and vast development: from the creation of the phenomenon in the 60s of XIX century. until the completion of its formation in late XIX - early XX centuries.
Ключевые слова: феномен русской педагогической журналистики, педагогический журнал, обсуждение вопросов образования и воспитания, развитие образования.
Keywords: phenomenon of Russian pedagogical journalism, pedagogical magazine, questions discussion of education and upbringing, education development.
При анализе педагогических явлений, в частности - педагогической прессы, в господствующем в современной философии образования гуманистическом аспекте их нельзя рассматривать вне культурно-исторического контекста. Развитие русской педагогической журналистики (изданий по проблемам воспитания, обучения и образования) теснейшим образом связано с развитием культуры и социально-педагогической ситуацией.
Являясь вполне самодостаточной, педагогическая журналистика вместе с тем теснейшим образом связана с культурой и гуманитарным знанием. Во все времена творцами культуры были педагоги: С. Полоцкий, Ф. Прокопович, Н.И. Новиков, В.А. Жуковский, К.П. Победоносцев, И.Ф. Анненский и др. С другой стороны, среди сотрудников педагогических журналов немало крупных деятелей культуры, науки и искусства: И.Ф. Анненский, И.А. и Ю.А. Бунины, В.И. Вернадский, И.И. Мечников, Е.А. Покровский и др. Сама педагогическая журналистика, являясь самостоятельной отраслью журнальной периодики, затрагивала и поднимала важнейшие проблемы, волновавшие русскую культуру и общественность, главная из которых - избрание пути развития России. Так, на рубеже XIX -ХХ веков педагогическая пресса отражала противостояние взглядов приверженцев западнического и славянофильского направлений на пути развития русской школы: следует ли проводить школьную
реформу по западному образцу или важнее развивать национальные, русские педагогические идеи и национальную систему образования.
Педагогическим журналам принадлежит исключительная роль в культурном развитии: отличаясь, по своим родовым признакам, оперативностью распространения информации, направленностью на выборочное, аналитическое отражение актуальных для текущего момента событий, они первыми подхватывают новую педагогическую мысль, распространяют, популяризируют её, способствуют росту и развитию интереса общества к педагогическим вопросам, формируют педагогическое мировоззрение у учителей. Являясь связующим звеном между учителями и учёными-педагогами, педагогическая пресса отражает положение, проблемы и нужды школы, позволяет организовать их обсуждение, способствует осуществлению диалога между учителями и учёными-педагогами. Благодаря перечисленным особенностям педагогическая пресса имеет возможность в значительной мере способствовать развитию образования.
Феномен педагогической журналистики как вида журналистики и как педагогического явления, её исключительность заключаются в том, что именно она объединяет в себе две важнейшие для процесса развития образования составляющие: во-первых, на её страницах осуществляется теоретическое осмысление проблем педагогики, накопленного педагогического опыта, наследия теоретиков педагогики, поиск решения принципиальных проблем образования; во-вторых, она обеспечивает максимально возможное участие в обсуждении теоретических и практических проблем школы практикующих учителей.
Первоначально специализированной педагогической периодики в России не было, и педагогические проблемы освещались в журналах общего, универсального содержания, имевших политема-тический характер. По данным Российской педагогической энциклопедии, первые материалы по вопросам воспитания появились в русской прессе в последней трети XVIII века в журналах Н.И. Новикова «Трутень» (1769-1770) и «Кошелёк» (1774) [4, с. 311]. Он же ввёл в «Прибавления к “Московским ведомостям”» (1783-1784) самостоятельный педагогический отдел, который впоследствии вырос в первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). В начале XIX века материалы по вопросам воспитания публиковались в журналах «Московский вестник», «Атеней», «Соревнователь просвещения», «Вестник Европы», «Телескоп», «Мнемозина», «Московский телеграф», «Молва» и др.
В 1803 г. в Петербурге вышел первый журнал по народному образованию под названием «Периодическое сочинение об успехах народного образования» [6, с. 4], прямой предшественник «Журнала Министерства народного просвещения» (1834-1917) [6, с. 5], начавшего выходить при министре С.С. Уварове и ставшего основным официальным педагогическим изданием страны.
Первым русским специальным педагогическим изданием исследователи (Н.С. Захарьина, И. Об-резкова, Н.А. Зиневич) называют «Педагогический журнал», основанный Е.О. Гугелем, П.С. Гурьевым и А.Г. Ободовским и выходивший в Санкт-Петербурге в 1833-1834 годах. Несмотря на короткую жизнь, журнал «заложил традиции передовой педагогической журналистики, воспринятые издателями 60-х годов XIX в.» [23, с. 299].
Этап становления и широкого развития отечественной педагогической журналистики пришёлся на 1855-1890 гг. [2, с. 3; 6, с. 6; 15, с. 64; 16, с. 22]. Именно к концу этого периода стало возможно говорить о феномене русской педагогической журналистики.
Конец 1850-х - 1860-е гг. можно назвать золотым веком русской педагогической журналистики, временем её подъёма, когда она стала «важнейшим фактором развития народного образования и педагогической науки в России» [6, с. 6], впервые оказалась востребованной и впервые получила возможность влияния на развитие отечественного образования.
В истории России это исключительный период - время подготовки и осуществления «великих реформ» Александра II, одной из которых была образовательная реформа, затронувшая все три ступени образования. Кроме того, во второй половине XIX в. в стране развернулось мощное общественно-педагогическое движение, распадавшееся на три направления, представители которых имели разные взгляды на крестьянский вопрос и пути развития и преобразования России: консерваторов,
либералов и радикалов. При всём расхождении взглядов отмену крепостного права передовые общественные деятели рассматривали «как важнейшее условие для нравственного развития народа и страны, необходимую предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс» [20]. Главной задачей поколения интеллигенции 1860-х гг. стало освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут [20], а важнейшим средством освобождения и развития личности признавалось просвещение, вера в силу которого была свойственна всем жаждавшим обновления русского общества.
В 1860-е гг. впервые в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс: возникли воскресные школы, были созданы первые народные библиотеки и читальни, стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний. С 1860-х гг. наблюдается расцвет русской национальной педагогики, связанный с именами К.Д. Ушинского, Н.Х. Весселя, П.Ф. Каптерева и других видных педагогов. В 1867 г. в Александровском уезде Екатеринославской губернии состоялся Первый учительский съезд. В 1869 г. в Санкт-Петербурге создаётся первое педагогическое общество, положившее начало распространению подобных обществ по всей России.
Важнейшими проблемами, волновавшими общественность, были борьба против сословной школы, догматизма, зубрежки и муштры, за автономию высшей школы, за светское образование. Как масштабные изменения общественной жизни отразятся на образовании? Как проходит образовательная реформа? По какому пути она должна осуществляться в дальнейшем? Эти вопросы требовали обсуждения и разрешения. Министр народного просвещения А.В. Головнин (1862-1866 гг.), руководивший реформой высшего и среднего образования, со своей стороны также выступал за обсуждение деятельности Министерства народного просвещения.
Организовать широкое обсуждение педагогических вопросов было возможно только на страницах периодических изданий. В 1850-1860-е годы увеличилось число статей педагогического содержания в литературно-политических журналах и журналах общего содержания. В 1856 году журнал морского ведомства «Морской сборник» «поддержал первые проблески нашей самостоятельной педагогической мысли» [30, с. 101]: в нём была опубликована статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни. Отрывки из забытых бумаг», выражавшая гуманистические взгляды педагога и хирурга. Н.И. Пирогов высказался за перестройку системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Статья вызвала широкую дискуссию на страницах печати.
В 1857 г. в Санкт-Петербурге вышел первый номер «Журнала для воспитания», позднее издававшегося под названием «Воспитание» (1860-1863). Основанный педагогом-практиком А.А. Чуми-ковым, журнал имел общепедагогический характер, был посвящён вопросам воспитания и обучения. В нём публиковались как оригинальные статьи русских педагогов, так и работы, посвящённые педагогике и народному образованию Европы и Америки, критические обзоры русской и зарубежной педагогической литературы. Этот журнал использовался и для создания в России первого педагогического общества [2, с. 150]. В нём печатались К.Д. Ушинский, П.Г. Редкин, И.И. Паульсон, Н.Х. Вессель, Н.А. Добролюбов и др. Редактора А.А. Чумикова, который сделал «Журнал для воспитания» органом передовой общественно-педагогической мысли [4, с. 311; 13, с. 41], называли «основателем русской педагогической журналистики» [16, с. 23; 25, с. 299].
Ещё в первом номере журнала в редакционной статье отмечалось, что появление педагогического издания, «недостаток в котором был давно у нас ощутителен», русское общество восприняло неоднозначно: многие встретили его с сочувствием, но некоторые высказывали сомнения, не иссякнет ли в скором времени материал для такого издания, и указывали на слишком общий характер многих статей. Редакция, стремясь «успокоить сомневающихся в возможности издания у нас одного педагогического журнала, каких в Германии около сотни», привела перечень статей, планируемых к публикации [21].
Два года спустя редакция отмечала бытование в среде педагогов мнения о ненужности специального педагогического издания, сомнений в необходимости его существования. В данной связи
отмечалось, что «много ещё надобно трудиться нам на пути, нами предначертанном, чтобы польза от периодического издания, посвящённого исключительно педагогике, была сознательно и ясно понята у нас всеми и каждым» [9, с. 123].
В конце 1850-х гг. идею издания педагогического журнала вынашивал К.Д. Ушинский [11]. Педагог, «объективно анализируя тогдашнюю российскую действительность, видел необходимость в специализированном педагогическом журнале» и в 1859 г. обратился к министру просвещения Е.П. Ковалевскому с просьбой разрешить издавать педагогический журнал «Убеждение» [11]. К.Д. Ушинский считал необходимым разграничивать популярные и специализированные издания и готовил настоящий журнал для педагогов, существование которого находил чрезвычайно полезным, в первую очередь для учителей. Результатом переговоров стало назначение К.Д. Ушинского редактором «Журнала Министерства народного просвещения».
Время редакторства К.Д. Ушинского (1860-1862 гг.) называют прорывом в педагогическую науку, попыткой сконцентрировать внимание авторов и редакторов журнала на насущных проблемах учителей [11]. К.Д. Ушинский преобразовал журнал из историко-филологического в собственно педагогический [6, с. 7]. Работы по словесности, наукам и художеству сменили статьи по различным вопросам педагогики и дидактики, критические описания воспитательных и учебных учреждений, критические разборы педагогических сочинений, учебников и детских книг, сочинения «по всем отделам науки», если они «по содержанию своему могли иметь влияние на педагогическую деятельность», психологические и философские статьи.
Путь выяснения общественного мнения о воспитании К.Д. Ушинский находил в обсуждении вопросов образования с самим народом, учителями на страницах педагогической прессы. В 1860 г. в «Журнале...» был опубликован «Проект низших и средних училищ ведомства Министерства народного просвещения» с целью «вызвать со стороны опытных педагогов критические заметки на этот “Проект” в его целости или на его отдельные статьи». Присланные заметки планировалось помещать в приложениях к журналу. Действительно, в 1861 г. был опубликован «Свод печатных рецензий на проект устава средних и низших учебных заведений» (см. № 2), велось дальнейшее обсуждение общих и частных вопросов этого проекта. Редакция пыталась не только учитывать мнения педагогов, но и уяснить реальное положение дел в русских школах: статье, представляющей выдержки из отчётов попечителя о приходских училищах в некоторых губерниях Московского учебного округа, сопутствовал комментарий редактора: «Если бы таких сведений было собрано побольше и в различных местностях России, тогда бы настоящее положение учебной части, её средства и потребности выразились бы ясно, и мы знали бы с точностью, что у нас есть и чего нам недостаёт; отчего иные меры, отличные на бумаге, оказываются слабыми на деле, и откуда льётся то зло, которое портит лучшие намерения» [10, с. 85].
За полтора года редакторства К.Д. Ушинский «сумел превратить этот ведомственно-учёный орган в педагогический журнал» [5, с. 89]. В 1862 г. К.Д. Ушинский в силу обстоятельств покинул пост редактора «Журнала.», а в 1864 г. его неофициальная часть была упразднена. В дальнейшем, будучи официальным изданием, он уже не пользовался популярностью у читателей.
С 1864 г. в Петербурге стал выходить просуществовавший до 1918 г. «Педагогический сборник» - официальный орган Главного управления военно-учебных заведений, публикации которого периода 1864-1881 гг. носили преимущественно общепедагогический характер [19, с. 12]. Важнейшие, остро стоявшие научно-педагогические вопросы современной школы поднимали и освещали также появившиеся в конце 50-х - 60-е гг. XIX века частные педагогические журналы: «Русский педагогический вестник» Н.А. Вышнеградского (1857-1861), «Учитель» Н.Х. Весселя и И.И. Паульсона (1861-1870), «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого (1861-1862), «Народная школа» Ф.Н. Медникова (18691889).
Несмотря на появление в этот период первых журналов по дошкольному воспитанию и обучению («Гувернантка», 1862 и «Детский сад», 1866-1876) и по методике преподавания отдельных предметов («Филологические записки», 1860, 1862, 1864-1917), особенностью русской педагогической журналистики 1860-х годов являлась её общепедагогическая направленность, интерес к
обсуждению принципиальных основ обучения и воспитания, преобладание публикаций общепедагогического характера.
По справедливому замечанию И. Соловьёва, через несколько лет после появления статьи К.Д. Ушинского о пользе педагогической литературы «эта литература вызвала большой спрос и нашла умелую разработку» [30, с. 117]. В период серьёзных перемен в общественной жизни, в годы осуществления образовательной реформы педагогические вопросы стали интересовать широкие слои общества, поэтому появление специальных журналов, издававшихся и редактировавшихся крупными педагогами, встретило отклик со стороны читателей. Время конца 1850-х - 1860-е годы - золотой век русской педагогической журналистики. Именно в эти годы она стала выполнять функции, реализация которых служит определяющей характеристикой педагогической журналистики как уникального явления и позволяет говорить о рождении феномена русской педагогической журналистики.
Во-первых, в 1860-е годы происходило теоретическое осмысление накопленного русского (национального) и зарубежного педагогического опыта. Оно осуществлялось, в частности, на страницах педагогических журналов. В 1862 году Л.Н. Толстой в издававшейся им «Ясной Поляне» объяснил неуспех школьных реформ. Главным принципом немецкой педагогики, на которую были ориентированы все отечественные образовательные реформы, был принцип принуждения. Основываясь на наблюдениях над современной школой, Л.Н. Толстой пришёл к заключению: «Всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Но школа не только не возбуждает вопросов, она даже не отвечает на те, которые возбуждены жизнью» [33]. Основной целью учреждавшихся свыше правительственных школ, по мнению Л.Н. Толстого, было не образование народа как таковое, а образование его по удобным правительству методам. И если в Германии права этой школы на господство отстаивались на основании её двухсотлетнего существования, то «на каком основании нам защищать народную школу, которой у нас нет? Какое мы имеем историческое основание говорить, что наши школы должны быть такие же, как и европейские школы? Мы не имеем еще истории народного образования» [33]. Л.Н. Толстой доказал, что основополагающий принцип национальной русской школы должен иметь совершенно иной характер, диаметрально противоположный навязываемому ей немецкому принципу принуждения. В основе педагогического мировоззрения Л.Н. Толстого лежала мысль о «полнейшей свободе и отсутствии всякого нравственного посягательства на чужую, хотя бы и маленькую личность» [33]. Именно эта идея, по убеждениям Л.Н. Толстого, должна была стать руководящей при реформировании русской школы.
Во-вторых, о рождении феномена русской педагогической журналистики свидетельствует то, что в 1860-е годы именно на страницах педагогической периодики стало возможным обсуждение насущных вопросов школы и участие в нём учителей-практиков. Журналы конца 1850 - 1860-х годов освещали волновавшие общественность актуальные педагогические вопросы (осуществление школьной реформы, введение обязательного обучения, женского образования, деятельность народной школы, влияние на русскую школу немецкой педагогики и др.), организовать широкое обсуждение которых было возможно только на страницах педагогических журналов. Это и пытались воплотить в жизнь К.Д. Ушинский, А.А. Чумиков и другие педагоги - редакторы и издатели педагогической прессы.
В 1870-1880-х гг. реакционность образовательных реформ и относительный спад бурного развития педагогической мысли отразились на развитии педагогической журналистики, что выразилось в изменении её проблематики и адресной направленности.
Большая часть педагогических журналов, возникших в 1860-е гг., перестала выходить (кроме «Педагогического сборника» и «Воспитания»). Тем не менее, во второй пол. 1870-х - 80-е гг. дифференциация педагогических журналов продолжалась [4, с. 311]. Издавались специальные журналы «Наша начальная школа» (1873-1876) (приложение к журналу «Семья и школа»), «Журнал элементарной математики» (1884-1886), «Школа математики чистой и прикладной» (1885), «Слепец» (18891917) и др. В 1880-е годы появились новые региональные педагогические издания: «Педагогический вестник» (1881-1882) в Елисаветграде, «Городской и сельский учитель» в Симбирске (1894-1896)
и Казани (1897-1899), «Церковноприходская школа» (1887-1906) в Киеве, «Школьное обозрение» (1889-1900) в Одессе, «Гимназия» (1888-1900) в Ревеле и др.
В публикациях новых журналов внимание сосредоточивалось преимущественно на проблемах методики, учебных пособий, описании педагогического опыта и обеспечении возможности обмена им - т.е. на актуальных вопросах, неразрывно связанных с практической педагогикой и интересовавших, в первую очередь, учителей-специалистов.
Так, например, журнал «Семья и школа» (1871-1888), издававшийся с целью организации взаимосвязи между родителями и учителями, пропагандировал систему начального воспитания Ф. Фре-беля и одним из первых поставил вопрос о методических разработках для средней (а не только начальной) школы. «Педагогический листок» (1871-1918) в годы редакторства Д.И. Тихомирова (с 1885 г.) настойчиво поднимал вопрос о народной школе, положении народного учителя, публиковал материалы по частным методикам.
Вопросам женского образования был посвящён журнал «Женское образование» (1876-1889), проблемы начального образования и его методики освещал «Русский начальный учитель» (18801911). На 80-е (и 90-е) гг. XIX века пришёлся также второй период истории «Педагогического сборника», во время которого на его страницах велась полемика по вопросам методики преподавания [19, с. 13].
С 1875 г. ежемесячно выходил первый критико-библиографический журнал «Педагогический музей» (1875-1880), который печатал обозрения периодической литературы, учебных пособий и книг по педагогике и училищеведению, обзоры текущей педагогической литературы и наглядных пособий.
Таким образом, в 1870-80-е годы развитие педагогической журналистики продолжалось, однако её тематика и проблематика и, как следствие, адресная направленность изменились. Если в 1860-е годы в журналах обсуждались масштабные общепедагогические вопросы, интересовавшие широкие круги общества, то в следующие два десятилетия проблематика сузилась, конкретизировалась, стала носить более практический, прикладной характер. Большая часть материалов была теперь посвящена проблемам педагогической практики и нуждам народной школы, частным методическим вопросам, которые интересовали в первую очередь педагогов-специалистов. Публиковались материалы об учительских съездах, письма педагогов в редакции журналов, статьи, написанные народными учителями.
Оценка периода 1870-1880-х годов в истории русской педагогической журналистики носит, как правило, отрицательный характер. Так, автор опубликованного в 1884 г. в журнале «Русский начальный учитель» обзора современной педагогической журналистики Н. Дебольский полагал, что содержание современных педагогических журналов «сводится или на то, что интересно только для учителя-специалиста, или на то, что можно с гораздо большим удобством и удовольствием узнать и в другом месте» [7, с. 64]. Отрицательную оценку журналов Н. Дебольский аргументировал их ориентацией на учителей-специалистов и слабым раскрытием в них общих вопросов, находившихся в центре внимания в журналах 1860-х годов.
По нашему мнению, приведенная аргументация неубедительна и потому не может быть решающей в оценке значения изданий: поскольку педагогические журналы как корпоративная пресса создаются, прежде всего, педагогами и для педагогов, на их страницах должны ставиться и решаться именно те вопросы, которые на каждом конкретном этапе развития образования волнуют педагогическую общественность.
Если в годы крупных преобразований внимание фокусировалось на общих, принципиальных педагогических вопросах, то в другой исторический период российская педагогическая журналистика начала прямой, без посредников диалог с учителем-практиком, обсуждая с ним и при его непосредственном участии важнейшие педагогические и методические вопросы, необходимые для совершенствования педагогического мастерства, реализации основополагающих задач по воплощению в жизнь прогрессивных методических идей и частных методических приемов преподавания. В сложившихся условиях поворот педагогических периодических изданий в сторону практической
педагогики, по нашему мнению, следует расценивать не как спад, а как новый этап в развитии русской педагогической журналистики.
Педагогу Н.В. Чехову принадлежит мнение, что в 70-80-е годы XIX века «в нашей педагогической литературе царило полное затишье» [32, с. 87]: педагогической литературой и педагогическим делом «тогда интересовался очень небольшой круг лиц» [32, с. 87], «педагогическая практика за это время не выработала ничего, заслуживающего внимания» [32, с. 87]. На наш взгляд, сам факт обращения педагогических журналов к проблемам практической педагогики и устойчивого внимания к ним в течение всего периода реакции и «затишья», участие периодических изданий в решении насущных вопросов педагогической практики, приносившее реальную пользу практикующим учителям, несомненно, является заслугой русской педагогической журналистики и новым, более совершенным, этапом в её развитии. На смену журналам 1860-х годов с господствовавшей в них теоретической проблематикой пришли практикоориентированные журналы 1870-80-х годов.
Серебряным веком русской педагогической журналистики, этапным моментом в её развитии [26, с. 100], расцветом, временем завершения формирования её феномена стали 90-е годы
XIX - начало ХХ века. Начало XX века - «время усвоения российским образованием глобальных педагогических идей», в первую очередь - разворот образовательного процесса в сторону ребёнка [3, с. 4], период, на который пришлось творчество таких педагогов, как В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорский, В.Я. Стоюнин, С.Т. Шацкий.
Социально-политическая ситуация в стране в 90-е гг. XIX - начале XX вв. была неоднозначной. Одним из следствий противостояния представителей разных направлений общественного движения стало существование противоречивых взглядов на пути развития русской школы. В конце XIX в. и на Западе, и в России рождаются идеи новых школ. В западно-европейских странах и США появляются многочисленные течения «реформаторской педагогики», стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы (движения сторонников «гражданского воспитания», «прагматической педагогики», «трудовой школы», «экспериментальной педагогики», педагогики «действия» и др.) [34].
В России создать тип национальной школы пытался С.А. Рачинский. Стремясь сблизить школу и семью на основе народной религиозности, педагог ратовал за передачу всего дела начального образования в руки духовенства. Задачу начальной школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия [27].
Л.Н. Толстой в ранний период своей педагогической деятельности (1859-1862) пропагандировал идеи свободного воспитания, реализованные им в Яснополянской школе [24]. Писатель подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из привилегированного общества.
С 1870-х гг. земства стали обращаться к правительству с предложениями о введении всеобщего начального обучения. Появились земские школы, где преподавание «было поставлено лучше, чем в министерских и тем более в церковно-приходских школах» [12]. На рубеже XIX-XX вв. создавались воспитательно-образовательные учреждения, отличавшиеся от традиционной школы содержанием воспитания и обучения и его организацией: «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, «Сетлемент» С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко.
Вновь, как и в 1860-е гг., «вопросы народного образования всё больше привлекали внимание различных слоёв русского общества» [26, с. 100] и требовали широкого обсуждения. Необходимость школьной реформы была очевидна. Русская школа стояла на распутье. В сложившейся ситуации выразителями идей представителей разных направлений педагогической мысли, разных взглядов на пути развития русской школы стали, прежде всего, педагогические журналы.
Период 1890-х годов ознаменовался изданием нескольких фундаментальных педагогических журналов, программа которых «всеобъемлюще охватывала теоретические и практические вопросы воспитания и образования, а также и методические вопросы», рассмотрение которых осуществлялось на научной основе [26, с. 70]. В 1890 году одновременно начали выходить два «толстых» педагогических журнала - «Вестник воспитания» в Москве и «Русская школа» в Петербурге. Эти «очень
влиятельные толстые журналы» [1, с. 51] исследователи называют ведущими, крупнейшими, наиболее популярными, серьёзными, содержательными, солидными и авторитетными органами прогрессивной педагогической мысли.
Реже в ряду с «двумя старыми педагогическими ежемесячниками» [14, с. 99] упоминаются педагогический и научно-популярный журнал «Образование» (1892-1909) (преобразованное в связи с расширением проблематики «Женское образование» (1876-1891)), который в начале XX в. постепенно превратился в литературный, и продолжавший выходить официальный орган Главного управления военно-учебных заведений «Педагогический сборник» (1864-1918).
В целом период конца XIX - начала ХХ вв. характеризовался бурным развитием педагогической журналистики [18, 22]. Начало XX в. отличалось регионализацией и узкой специализацией журналов [31, с. 28]. В 1905-07 годах, как отмечает историк педагогики Р.Л. Доватор, в связи с расширением читательской аудитории и созревшей потребностью в создании массовых, доступных изданий наряду с толстыми журналами, рассчитанными на состоятельную и образованную аудиторию, стали выходить и дешёвые - для массового читателя [8, с. 102]: «Вестник донских учителей», «Журнал учителя», «Кубанская школа», «Народный учитель», «Обновлённая школа». Эти дешёвые двухнедельники предназначались главным образом для народных учителей. Такой тип журналов «народился вместе с освободительным движением, когда темп жизни участился, и потребовался как новый вид периодического издания, среднего между ежемесячником-журналом и ежедневной газетой» [29, с. 22].
Вопросы народного образования затрагивались и в журналах, издававшихся в начале XX в. губернскими земствами [25, с. 302]. В некоторых из них (например, в «Вестнике Рязанского губернского земства») образованию были посвящены целые разделы. Итогом деятельности земств в области народного образования стал журнал «Земство и народное образование», издававшийся в 1914 г. в Петрограде.
В многообразии журналов рубежа веков следует также отметить «Народное образование» (18961917). Xотя журнал издавался Училищным советом при Синоде, в центре его внимания были проблемы не только церковно-приходских школ, но и народной школы. Служа целям религиозной педагогики, журнал считал необходимым утверждать школьную практику на основах современной научной педагогики. В «Народном образовании» много лет сотрудничал С.А. Рачинский. Сторонниками взглядов Л.Н. Толстого издавался редактировавшийся А.И. Горбуновым-Посадовым журнал «Свободное воспитание» (1907-1917), отстаивавший идеи воспитания, основанного на «самодеятельности, на удовлетворении свободных запросов детей и юношества и на производительном труде как необходимой основе жизни». В журнале принимали участие К.Н. Вентцель, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.
Преобладали среди журналов периода расцвета общепедагогические [17, с. 24]. Они были в большинстве своём энциклопедичны по содержанию, т.к. осуществляли и обсуждение принципиальных теоретические проблем, и разработку широкого спектра вопросов педагогической практики, поднимали важнейшие проблемы педагогики как науки [13, стб. 43].
В 1915 году редакция журнала «Вестник воспитания» отмечала: «при слабом развитии у нас педагогической прессы и при отсутствии её дифференциации, позволяющей каждому изданию трактовать по определённой программе ту или иную ограниченную группу вопросов, русский педагогический журнал имеет перед собою почти необъятную область самых разнообразных педагогических вопросов, вследствие чего не имеет возможности охватить все эти вопросы, а между тем он должен удовлетворить требованиям самых разнообразных слоёв читателей» [28, с. 35].
К 1890-м годам сформировалась типичная структура педагогического журнала: обязательными отделами почти всех изданий, возникших в эти годы, были теоретико-педагогические статьи, статьи по истории педагогики и школы, критика и библиография, хроника, а также статьи, освещавшие достижения смежных с педагогикой наук, в первую очередь психологии [26, с. 76].
В 1945 году П.Н. Груздев в «общем кратком обзоре некоторых наиболее серьёзных органов педагогической печати» [6, с. 4] обозначил основные темы журнальных статей:
- материалы о детях и школьниках, настроениях школьников в годы I мировой войны, волнениях молодёжи после революции 1905-1907 годов; исследовательские очерки и статьи о детях в произведениях русских писателей (А.П. Чехова, В.Г. Короленко, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Л.Н. Андреева, М. Горького);
- вопросы реформы средней школы;
- вопрос о подготовке учителей средней и начальной школы;
- школьная дисциплина;
- трудовое воспитание, преподавание ручного труда;
- идея творческого преподавания, свободного от формализма и рутины;
- методика преподавания различных предметов (русского языка, литературы, математики, физики, истории, географии, естествознания, иностранных языков);
- идея воспитывающего обучения;
- выдающиеся события в общественной жизни страны (1960-е годы, революция 1905-1907 годов, Первая мировая война); статьи принципиального характера о связи политики и школы, связи школы с семьёй и общественной жизнью;
- проблемы педагогики как науки (цели и принципы педагогики, её связь с философией и психологией, факторы воспитания, методы изучения детей).
Кроме того, журналы конца XIX - начала XX века уделяли внимание проблемам введения всеобщего обучения, обязательного начального обучения, совместного обучения юношей и девушек, целесообразности классического образования (обязательности изучения древних языков); вопросам физического воспитания. Значительная часть статей была посвящена детской и педагогической психологии, истории педагогики, экспериментальной педагогике, деятельности съездов по народному образованию и жизни народных учителей. Большое внимание журналы уделяли изложению педагогических идей и описанию опыта зарубежных школ (Франции, Германии, Англии, Америки, Швейцарии, Швеции и др.), обзору русской и иностранной педагогической литературы и периодики.
* * *
Итак, к 90-м годам XIX в. русская педагогическая журналистика сформировалась как самостоятельный феномен. Сложилась «система отечественной педагогической периодики, имевшая разновекторную направленность и достаточно широкую географию» [2, с. 155]. Издания различались по предметно-тематической направленности [2, с. 3], типологии, системе реализуемых функций [см. 2]. 90-е гг. XIX - начало XX вв. - время становления и расцвета русской педагогической журналистики, когда, едва утвердившись в учительском сознании, она перешла к состоянию огромного влияния на учителей.
На наш взгляд, расцвет педагогической журналистики пришёлся именно на 90-е гг. XIX - начало
XX вв. по нескольким причинам.
Во-первых, педагогическая журналистика теснейшим образом связана с культурой и гуманитарным знанием, а Серебряный век (1890-1921) - это период расцвета русской духовной культуры: философии, литературы, музыки, театра, балета и изобразительного искусства, время открытий величайшей важности в области естествознания и точных наук. Расцвет культуры в свою очередь неразрывно связан с расцветом педагогической мысли, поскольку мысль, связанная с развитием искусства, невозможна без связи с развитием образования.
Во-вторых, расцвет педагогической журналистики в 90-е гг. XIX - начале XX вв. был обусловлен развитием социальной мысли, неоднозначной социально-политической ситуацией в стране. К концу XIX века противостояние представителей разных общественных направлений обострилось, что выразилось, в том числе, и в разногласиях во взглядах на развитие русской школы. Выразителями идей представителей разных направлений педагогической мысли стали педагогические журналы: одни выступали за западный тип школ, другие - за развитие национальной идеи.
Вторая половина XIX века - этап становления, широкого развития и русской педагогической журналистики, и формирования её как самостоятельного феномена. Конец 1850-х - 1860-е годы - золотой век русской педагогической журналистики, когда она впервые оказалась востребованной и впервые получила возможность влияния на развитие отечественного образования. С одной стороны, журналы принимали участие в теоретическом осмыслении накопленного русского (национального) и зарубежного педагогического опыта, с другой - именно благодаря им стало возможным обсуждение насущных вопросов школы (осуществление школьной реформы, введение обязательного обучения, женского образования, деятельность народной школы, влияние на русскую школу немецкой педагогики и др.) и участие в нём учителей-практиков.
Русская педагогическая периодика 1860-х годов, времени масштабных образовательных реформ, имела преимущественно теоретический характер и общепедагогическую направленность. 1870-80-е годы стали новым этапом в развитии русской педагогической журналистики: в период реакционных реформ и относительного спада бурного развития педагогической мысли проблематика педагогической журналистики сузилась, конкретизировалась, стала носить более практический, прикладной характер. Значительная часть материалов имела практикоориентированный характер, была посвящена частным методическим вопросам, интересовавшим, прежде всего педагогов-специали-стов.
Расцвет русской педагогической журналистики пришёлся на 90-е годы XIX века. К этому времени она сформировалась как самостоятельный феномен: сложилась система отечественной педагогической периодики, появилось несколько фундаментальных педагогических журналов, всеобъемлюще охватывавших теоретические и практические вопросы воспитания и образования. Педагогические издания стали оказывать огромное влияние на учителей.
Список литературы:
1. Аблов Н.Н. Педагогическая периодическая печать (1803-1916) : библиогр. обзор / под ред. Е.Н. Медынского.
- М., 1937. - 131 с.
2. Азарная М.А. Педагогическая пресса в России во II половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности : дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 177 л.
3. Богуславский М.В. XX век российского образования. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 336 с.
4. Богуславский М.В., Захарьина Н.С. Журналы педагогические // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А-М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 310-315.
5. Готалов-Готлиб А.Г. Русская педагогическая журналистика I половины XIX века и К.Д. Ушинский // Советская педагогика. - 1941. - № 3. - С. 79-90.
6. Груздев П.Н. Русские педагогические журналы до революции и некоторые вопросы современной школы // Учёные записки ярославского пединститута. Вып. V. Педагогика. - Ярославль, 1945. - 24 с.
7. Дебольский Н. Обзор русской педагогической журналистики // Русский начальный учитель. - 1884. - № 6.
- С. 56-65.
8. Доватор Р.Л. Педагогическая журналистика в годы первой революции в России // Советская педагогика.
- 1985. - № 4. - С. 102-106.
9. Журнал для воспитания. - 1859. - Т. V. - С. 123.
10. Журнал Министерства народного просвещения. - 1860. - № VIII.
11. Замостьянов А., Чумаков В. Время К.Д. Ушинского. URL: http://anguium.narod.ru/200_5.html (дата обращения: 24.08.2011).
12. Земства и просвещение // Педагогическая энциклопедия. URL: //
http://www.otrok.rU/teach/enc/txt/8/page35.html (дата обращения: 25.08.2011).
13.3иневич Н.А. Журналы педагогические // Педагогическая энциклопедия. - 2-е изд. - Т. 2. - 1965. - С. 40-45.
14. Иоанисиани В. Дореволюционные педагогические журналы // На путях к новой школе. - 1927. - № 10.
- С. 98-102.
15. Кондратьева Г.В. Из истории частных педагогических журналов второй половины XIX в. // Педагогика.
- 2002. - № 2. - С. 64-70.
16. Кондратьева Г.В. От педагогики для избранных - к педагогике для всех // Лицейское и гимназическое образование. - 2006. - № 6. - С. 22-29.
17. Крылова Т.Д. Библиография в педагогической журналистике в период нового революционного подъема 1910-1914 гг. : дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград, 1972. - 235 л.
18. Литвин Л.Н. Журнал «Русская школа» (1890-1917 гг.) о народном образовании, обучении и воспитании : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 261 л.
19. Лубашов В.А. Новаторская деятельность журнала «Педагогический сборник» по формированию общественно-педагогического сознания и развитию учебно-методического дела в России второй половины XIX -начала XX века : дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2009. - 187 л.
20. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: пособие.
URL:http://www.ereadmg.org.ua/bookreader.php/97989Лstoriya_pedagogilci_i_obrazovaшya.html (дата обращения: 25.08.2011).
21. Несколько слов от редакции // Журнал для воспитания. - 1857. - № 1.
22. Образцова О.Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX - начала XX вв. : дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 1996. - 187 л.
23. Обрезкова И. Педагогическая периодика России XIX - начала XX века // Народное образование в России: исторический альманах. - М.: Народное образование, 2000. - С. 288-297.
24. Педагогические взгляды Льва Толстого. иКЬ: http://www.zenon74.ru/school/pedagogicheslcie-vzglyady-lva-tolstogo?page=1 (дата обращения: 12.10.2011).
25. Пестова А. Журналы в Ушинке // Народное образование в России: исторический альманах. - М.: Народное образование, 2000. - С. 288-304.
26. Полуяктова З.Г. Журнал «Вестник воспитания» и его общественно- педагогическое направление (к истории педагогической журналистики) : дис. ... канд. пед. наук в 2-х ч. Ч. 1. - Л., 1967. - 258 л.
27. Рачинский С.А. // Педагогическая энциклопедия. иКЬ: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/17/page29.html (дата обращения: 25.08.2011).
28. Редакция. Из истории «Вестника воспитания». (1890-1915) // Вестник воспитания. - 1915. - № 1.
- С. 8-47.
29. Соколов Н. Обзор педагогических журналов // Русская школа. - 1907. - № 9. - С. 27-36.
30. Соловьёв И. Из прошлого нашей педагогической журналистики // Вестник воспитания. - 1915. - №1.
- С. 90-117.
31. Сутырина Т.А. Генезис гуманистических идей отечественного образования в педагогической публицистике : автореф. дис. ... доктора пед. наук. - 2011. - 42 с. URL: http://vak.ed.gov.m/m/dissertation/mdex.php?id54=12184 (дата обращения: 18.05.2011).
32. Чехов Н.В. 25 лет «Вестника воспитания» // Русская школа. - 1915. - №1. - С. 87-90.
33. «Ясная Поляна» - журнал педагогический, издаваемый гр. Л.Н. Толстым. Январь 1862 // Время. 1862. № 3.
URL:http://az.lib.m/t/tolstoj_lew_шlcolaewich/text_1530oldorfo.shtml (дата обращения 12.10.2011).
34. http://www.best-pedagog.ru/burzhuaznye-teoretiki-o-vospitanii/ (дата обращения: 25.08.2011).
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2012, №1