УДК 37.0
КОНДРАТЬЕВ Василий Григорьевич, заведующий Музеем истории народного образования Республики Карелия Института повышения квалификации работников образования Республики Карелия, аспирант кафедры педагогики Карельского государственного педагогического университета. Автор 29 научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С. ВОРОНОВА В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Статья посвящена деятельности Андрея Степановича Воронова и его вкладу в развитие российского образования во второй половине XIX века. А.С. Воронов родился в уездном городе Олонце (Карелия) в 1819 г. Он был одним из основателей Санкт-Петербургского педагогического общества. А.С. Воронов - автор многих работ по истории педагогики и образования и другим актуальным проблемам российского образования.
Педагогическая деятельность, история образования, демократизация, общественное педагогическое движение
В условиях современных реформ в образовании России важную роль приобретает изучение исторического опыта, в частности реформ в образовании второй половины XIX века. Крупнейшей фигурой народного образования П-й половины XIX века был Андрей Степанович Воронов (1819-1875), не только современник, но и активный участник реформирования образования. Известный русский педагог Л. Н. Модзалевский в одной из своих статей назвал А.С. Воронова «честнейшим тружеником и поборником народного образования»1. Карельский краевед Х.О. Инно проделала значительную работу по восстановлению фактов его биографии.2 О деятельности первого педагогического общества, в числе основателей которого был А.С. Воронов, его вкладе в развитие педагогической теории подробно рассказала в своей публикации И.М. Нефедо-
ва. Роль А.С. Воронова в разработке важнейших документов о введении в России всеобщего начального образования отмечается в «Очерках школы и педагогической мысли...» и в монографии А.В. Ососкова.
Целью нашей работы является не только ознакомление научной общественности с фактами биографии А.С. Воронова, но и определение его места в истории как теоретика (прежде всего историка образования) и практика образования, внесшего значительный вклад в развитие российской педагогики XIX века. Деятельность А.С. Воронова как правительственного чиновника отмечена участием в разработке важнейших проектов по реформированию образования, как председатель ученого комитета Министерства просвещения России А.С. Воронов участвовал в обсуждении и дальнейшей
реализации этих проектов. Как историк образования, он прежде всего известен своим двухтомным научным трудом «Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа» и рядом других научных работ, а также активной публицистической деятельностью на страницах Журнала Министерства народного просвещения. Как общественный деятель, А.С. Воронов вошел в историю как один из основателей Санкт-Петербургского педагогического общества, деятельность которого протекала при активном его участии.
А.С. Воронов родился в уездном городке Олонце, где окончил приходское училище. В 1830-1836 гг. он учился в Олонецкой губернской гимназии в Петрозаводске. В период его учебы в гимназии она была весьма малочисленна, многие учащиеся покидали гимназию, не завершив полного курса. По сведениям автора исторической записки о гимназии К. Петрова: «До 1832 г. число оставивших гимназию до окончания курса было более % всего состава учащихся»3. Преподаватели гимназии заметили большие способности юноши, отмечая особенно успехи в словесных науках и истории. На него обратил внимание профессор словесности Петербургского университета А.Ф. Никитенко, посетивший гимназию с инспекторской проверкой в 1830-е гг. В 1836 г. по рекомендации педагогического совета Олонецкой гимназии А.С. Воронов поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который с блеском (третьим по списку из 65 выпускников) окончил в 1840 г. В 1840-1845 г. А.С. Воронов преподавал логику в Псковской губернской гимназии. В 1845 г. был принят в качестве инспектора и преподавателя в Санкт-Петербургскую гимназию № 5. Граф М.Н. Мусин-Пушкин, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, поручил ему написать работу по истории округа. В 1849 г. выходит первая часть «Историко-статистического обозрения учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа», охватывающая период с 1715 по 1828 гг.». В 1850 г. А.С. Воронов был назначен директором Санкт-Петербургской гимназии № 5. Его
ввели в состав ученого комитета Министерства народного просвещения и утвердили в должности директора народных училищ Петербургской губернии. А.С. Воронов продолжил свои изыскания по истории Санкт-Петербургского учебного округа, и в 1854 г. выходит из печати «Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа. Часть П. (1828-1853 гг.)». Этот труд был удостоен почетного отзыва Императорской академии наук и премии Русского географического общества. До сих пор эта работа А.С. Воронова представляет значительный интерес для любого исследователя, занимающегося историей отечественной школы и педагогики. Несомненно, представляется ценным в этой работе сравнительный анализ состояния образования различных губерний Северо-Запада. Работа содержит значительный статистический и фактический материал. В 1858 г. вышло еще одно историческое исследование А.С. Воронова «Ф.И. Янкович де Мириево, или Народные училища при императрице Екатерине II». С 1860 г. начинается успешная карьера А.С. Воронова как одного из ведущих чиновников Министерства народного просвещения России. В 1860 г. он назначается вице-директором департамента Министерства народного просвещения, начальником канцелярии министерства, председателем ученого (с 1863 г. - учебного) комитета. Здесь А.С. Воронов активно включается в работу по реформированию российской школы. На первом этапе реформ необходимо было определить новые подходы к развитию образования. Одним из важнейших моментов была организация подготовки учителей, т.к. российская школа испытывала острую проблему с кадрами. В октябре 1862 г. в Журнале Министерства народного просвещения был опубликован проект организации учительских семинарий, принадлежащий А.С. Воронову При его участии разработаны: устав университетов 1863 г., уставы гимназий, Положение о начальных народных училищах 1864 г. В этот же период А.С. Воронов опубликовал ряд статей в Журнале Министерства народного просвещения, в «Отечественных записках» и других изданиях. В своих
статьях он отстаивал допущение лиц разных сословий в учебные заведения, равноправие реальных и классических средних учебных заведений, уравнение в правах гимназистов государственных и частных гимназий, допуск выпускников реальных гимназий на физико-математические и естественные факультеты университетов. Он был противником применения телесных наказаний в учебных заведениях, доказывал необходимость организации дошкольного образования и воспитания, подчеркивал важную роль семейного воспитания, интересовался опытом русских и зарубежных педагогов. Ю.Н. Рудинова пишет: «Право на образование, на всестороннее развитие способностей и дарований педагоги рассматривали как одно из неотъемлемых прав человека, а борьбу за ликвидацию привилегий в сфере образования - как важнейшее условие формирования новых общественных отношений»4. В проекте Устава общеобразовательных учебных заведений Министерства народного просвещения записано: «Народное просвещение составляет главную опору государства и источник его благосостояния, а потому выгодами просвещения должны пользоваться все лица, без различия пола и звания»5. Таким образом, устав, в числе разработчиков которого был и А.С. Воронов, предполагал дальнейшую демократизацию образования в России. А.С. Воронов был в числе учредителей нескольких обществ: педагогического общества (вместе с К.Д. Ушинским, В.Я. Сто-юниным, Д.Д. Семёновым), Фребелевского общества, Общества вспоможения бедным студентам. Педагогическое общество за 20 лет своего существования (1860-1880) много сделало для пропаганды всего самого передового, что было наработано российскими педагогами. В совет общества, сформированный 23 января 1860 г., вошли: председатель П.Г Редкин, вицепредседатели А.А. Чуминов и И.Б. Штейн, члены правления А.С. Воронов и В.Х. Демониус, секретари Н.Х. Вессель и Н.И. Паульсон6. Сам состав руководства общества показывает, что его члены были как теоретиками, так и практиками педагогики. Члены общества регулярно, раз в две недели, собирались на заседания,
чтобы обсудить наиболее злободневные вопросы развития образования. Всего было обсуждено свыше 250 докладов и рефератов, что показывает глубокую заинтересованность педагогической общественности в дальнейшем реформировании русской школы. Фребелевские общества распространяли идеи теоретика дошкольного образования немецкого педагога Фридриха Фребеля. Санкт-Петербургское Фре-белевское общество уже в 1872 г. учредило первые в России Фребелевские курсы (одногодичные) для подготовки работниц для детских садов. Тем самым впервые в России началась теоретическая и практическая подготовка работников дошкольных учреждений с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Реформы 1860-х гг. существенно изменили положение российского образования. Специфика Карелии как региона заключалась в том, что в дореволюционный период нынешняя территория Республики Карелия входила в состав трех губерний: Олонецкой, Архангельской и Выборгской губернии Великого княжества Финляндского. На территории Олонецкой губернии в 1868 г. организуется земство и происходит образование нового типа учебных заведений -земских школ. С 1868 г. с принятием нового устава епархиальных училищ в Олонецком епархиальном земском училище усиливается преподавание педагогических дисциплин с целью подготовки учительниц для церковноприходских школ. Олонецкая губернская мужская гимназия, как и в дореформенный период, остается классической. В 1870 г. статус гимназии приобретает Мариинское женское училище в Петрозаводске. С 1870-х гг. активизируется открытие инородческих школ с целью улучшения обучения русскому языку коренных народностей - вепсов и карелов, особенно быстро этот процесс идет после визита в губернию в августе 1877 г. министра просвещения Д.А. Толстого. По школьному законодательству для Финляндии от 1866 г. в северном Приладо-жье (Сортавала, Лахденпохья, Питкяранта, Су-оярви) в этой части Великого княжества Финляндского, как и на остальной территории кня-
жества, получает развитие двухступенчатая система начальной народной школы с преемственной программой, с возможностью дальнейшего обучения в средней и высшей школе и с преподаванием на финском языке. На территории Кемского уезда Архангельской губернии (в Беломорской Карелии) земство не создается. Основную роль в образовательном процессе играют образцовые училища Министерства народного просвещения и учебные заведения Ведомства православного вероисповедания. Здесь, как и в Олонецкой губернии, с начала 1870-х гг. существенное внимание уделяется развитию инородческой школы, но ведущая роль в ее организации принадлежит церковным властям.
В конце 1860-х - начале 1870-х гг. руководство Министерства просвещения в лице министра Д.А. Толстого выступает за свертывание реформ в образовании, противодействуя дальнейшей демократизации образования, и за сохранение сословного принципа. В начале 1870-х гг. А.С. Воронов выступал против политики отката от реформ в образовании, в это время по инициативе передовых земств был поднят (уже вторично) вопрос о введении всеобщего начального образования. Идя навстречу этим пожеланиям, А.С. Воронов выдвинул в 1874 г. два проекта: «О введении обязательного обучения в Санкт-Петербурге» и «О введении обязательного обучения по ходатайствам некоторых земских собраний». Министр народного просвещения Д.А. Толстой лично поручил А.С. Воронову как члену Совета министра народного просвещения подготовить эти два проекта. Сам министр придерживался мнения, что введение всеобщего начального образования преждевременно и даже вредно. Оба проекта не нашли поддержки Д.А. Толстого. Проект «О введении обязательного обучения по ходатайствам некоторых земских собраний» был вынесен на обсуждение ученого комитета министерства. А.В. Ососков отмечает: «В числе самых ярых противников всеобщего и тем более обязательного первоначального обучения был царский министр народного просвещения Д.А. Толстой. Вполне понятно, что под
воздействием последнего ученый комитет министерства, обсуждавший проект А.С. Воронова о введении обязательного обучения по ходатайствам земских собраний, дал по нему отрицательное заключение»7. А.С. Воронов, однако, не прекратил попыток вынести обсуждение вопроса о всеобщем начальном образовании на суд широкой общественности. 15 ноября 1875 г. в педагогическом обществе проходило обсуждение вопроса о всеобщем начальном образовании. С основным докладом выступал А.С. Воронов. Он не смог закончить свое выступление - случился апоплексический удар. 22 ноября А.С. Воронов скончался. Уже посмертно в № 11 за 1875 г. журнала «Отечественные записки» вышла последняя его статья «Значение обязательного начального образования».
Еще в дореволюционные годы заслуги А.С. Воронова в развитии отечественной школы были высоко оценены. Уже в 1878 г. учреждена медаль «В память вице-председателя А.С. Воронова. С.-Петербургское педагогическое общество», а 26 января 1913 г. Министерством народного просвещения России приняты «Правила о присуждении премии в память А.С. Воронова», которую предполагалось вручать раз в три года за опубликованный научный труд по педагогике.
Его общественная, педагогическая, научная и государственная деятельность способствовала развитию русской школы во второй половине XIX века. Трудно переоценить роль Петербургского педагогического общества, а также Фре-белевского общества, основанных и осуществлявших свою деятельность при активном участии А.С. Воронова, в развитии педагогической науки. Значителен его вклад в развитие педагогической науки и прежде всего истории педагогики и образования. Он входит в плеяду замечательных российских педагогов, в числе которых П.Г. Редкин, Д.Д. Семёнов, К.Д. Ушин-ский, Н.Х. Вессель и другие. Занимая высокий пост в Министерстве народного просвещения, А.С. Воронов был в числе разработчиков важнейших государственных актов в области народного образования и до конца жизни оставался сторонником радикальных демократический преобразований системы образования в России.
Примечания
1 МодзалевскийЛ.Н. К биографии К.Д. Ушинского // К.Д. Ушинский. Собр. соч. Т. 11. М.; Л. 1952.
2 ИнноХ.О. Честнейший труженик и поборник народного образования // Карелия. 1997. 8 августа. N° 32(443).
3 Отчет о состоянии Олонецкой губернской гимназии за 1872/73 учебный год с присоединением краткого исторического очерка существования гимназии. Петрозаводск, 1873.
4 Рудинова Ю.Н. К вопросу о развитии педагогической традиции в России конца XIX - начала ХХ вв. // Из истории отечественного образования (XVIII-XX вв.). СПб, 1997.
5 Проект Устава общеобразовательных учебных заведений Министерства народного просвещения. СПб, 1862.
6 Нефедова И.М. Первое Русское педагогическое общество (к столетию его основания). Фрунзе, 1960. С. 5-6.
7 ОсосковА.В. Начальное образование в дореволюционной России. М, 1982. С. 15.
Kondratyev Vasily
PEDAGOGICAL ACTIVITY OF A.S. VORONOV IN THE CONTEXT OF RUSSIAN EDUCATIONAL REFORMS OF THE SECOND HALF OF XIX CENTURY
The paper deals with Andrey Stepanovich Voronov’s activity and his contribution to the development of Russian education in the second half of XIX century. A.S. Voronov was born in the town of Olonets (Karelia) in 1819. He was one of the founders of St.Petersburg Pedagogical Society. A.S. Voronov wrote many books and articles on history of pedagogics and education, and other actual problems of Russian education.
Рецензент - ЧерноваН.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова