_ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ_
УДК 37.091
Протасова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественных наук, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт», [email protected], Соликамск
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НА УРАЛЕ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Аннотация. В статье рассматривается становление и развитие педагогического образования на Урале в конце XVIII - начале XX века, выделены формы подготовки учителей, представлены материалы регионального историко-педагогического наследия.
Ключевые слова: педагогическая история региона, педагогическое образование, формы подготовки учителей.
Protasova Elena Vladimirovna
Candidate ofPedagogical Sciences, Senior lecturer of the Department of Social Sciences at the Federal state budgetary educational establishment of higher professional education «Solikamsk State Pedagogical Institute», [email protected], Solikamsk
TEACHER TRAININC IN THE URALS FROM THE END OF THE XVIII UP TO THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Abstract. The article deals with the formation and development of pedagogical education in the Ural area from the end of XVIII up to the beginning of the XX century. The accent is put on the ways of teacher training of the period. The article contains the materials of the historical pedagogical heritage of the region.
Keywords: pedagogic history of region, pedagogical education, forms of teacher training.
Неотъемлемой частью педагогической истории региона является подготовка народного учителя. Обращение к опыту прошлого позволяет осмыслить многие вопросы реформирования профессионального образования на современном этапе. В первой четверти XVIII века на Урале открываются светские учебные заведения, что было связано с превращением огромной территории региона в промышленный центр России. Основной задачей горнозаводских школ, учрежденных при активном участии В. Н. Татищева, стала подготовка квалифицированных рабочих. Школы были открыты при Уктусском, Алапаевском, Сыстерском, Верхисетском, Пыскорском и других заводах. Отобранные для обучения юноши определялись учениками к мастерам доменного, кузнечного и строительного производства.
Освоение элементарных теоретических знаний сочеталось с профессиональной подготовкой (в форме ремесленного учениче-
ства), которую осуществляли специалисты горнозаводских предприятий. Так, в Его-шихинской горнозаводской школе, где обучались юноши от семи до семнадцати лет (дети рудокопов, плавильщиков, копировщиков, штейгеров, подмастерьев), длительные отлучки детей из школы, по утверждению Т. А. Заболотных, «были вызваны не только нуждами завода, но и необходимостью практической подготовки учащихся» [3, с. 29]. Руководство Егошихинской школой осуществляло Пермское горное начальство, которое выделяло деньги на содержание учащихся и учителей, переводило детей из словесной школы в арифметическую, обеспечивало учащихся необходимыми наглядными средствами.
Сложившийся в регионе опыт профессионального образования способствовал повышению качества подготовки квалифицированных мастеров, воспроизводству ремесленных кадров, заложив основы соз-
дания системы государственных общеобразовательных учебных заведений. Развитие горнозаводских школ активно продолжалось в первой половине XIX века в связи с созданием на Урале главных горных округов: Екатеринбургского, Горноблагодатского и Пермского. К преподаванию в заводских школах, горных и окружных училищах активно привлекались специалисты горнозаводских предприятий.
В начале 1780-х годов в России начинается разработка и осуществление школьной реформы. В губернском городе Перми открывается городская российская школа с двухлетним сроком обучения. В. В. Про-кошев отмечает, что в этой школе работал один учитель - Иван Семенович Филимонов, выпускник Вятской духовной семинарии, который «вел все учебные предметы (чтение, письмо, арифметику, катехизис и рисование), был заведующим школой, исполнял обязанности сторожа, за работу получал 40 руб. в год» [7, с. 14]. В 1786 году состоялось преобразование школы в Главное народное училище, учителями которого стали выпускники Петербургского главного народного училища, получившие общеобразовательную и методическую подготовку под руководством известного просветителя Ф. И. Янковича-де-Мириево.
Основной педагогический корпус малых народных училищ, открытых в уездных городах по Уставу 1786 года, составили выпускники Вятской и Тобольской духовных семинарий. Несмотря на последовательную секуляризацию образования, именно духовенство, по словам П. Ф. Каптерева, «представляло сравнительно образованный класс, жило с народом вместе и при попечении о его собственном образовании и лучшем материальном положении могло сделаться могучей культурной силой и во всяком случае несравненно большей, чем приказы общественного призрения и губернаторы» [4, с. 204].
Начало XIX века, связанное с проведением новой реформы и учреждением Министерства народного просвещения, актуализировало организацию специальной подготовки учительских кадров. По Уставу 1804 года в каждом университете должны были создаваться педагогические институты, куда могли поступать лица, имеющие законченное университетское образование.
При Казанском университете, под руководством и контролем которого находилась территория Урала, в 1812 году был создан трехгодичный педагогический институт. Как и другие педагогические институты, открытые при университетах, он просуществовал до 1859 года.
Особенно заметные изменения в педагогическом образовании начали происходить в 1860-е годы: складываются основные формы подготовки учителей (учительские семинарии, педагогические классы женских гимназий, педагогические курсы, учительские институты); при епархиальных училищах были открыты педагогические классы и начальные школы, в которых воспитанницы проходили практику. Но многие учителя вообще не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов.
Ярким примером общественной инициативы в образовании стала просветительская деятельность земств. В Пермской губернии в которой земская реформа началась в 1870 году, во всех 12 уездах состояние образования было удручающим: не хватало школ и квалифицированных кадров; на содержание многих учебных заведений средства вообще не отпускались. На начальном этапе существования земства определились в выборе приоритетных направлений деятельности и рациональном использовании денежных средств: вопросы о выделении средств на содержание существовавших училищ, об открытии новых школ, о проблеме их обеспечения учительскими кадрами.
Земства активно участвовали в подготовке народного учительства: поддержкой пользовались, прежде всего, учителя - выходцы из народа, которым земства выплачивали специальные стипендии. Благодаря стипендиям земства, почти все учителя уезда были выпускниками Соликамского училища. В сокращенном объеме выдача стипендий продолжалась и до окончания соискателями учительской семинарии.
Деятельность земства по подготовке учителей и повышению их квалификации была очень разноплановой. Об этом, в частности, пишет О. Н. Варнакова, называя в числе мероприятий земства, организацию в Чёрмозе Первого учительского съезда (июнь 1873 года), проведение летних учительских кур-
сов и съездов (90-е годы XIX века), разработку учебных программ и рекомендаций по использованию учебников в начальной школе, содержание учительских семинарий, формирование учительских библиотек, основу фонда которых «составляли периодические издания педагогических журналов - «Семья и школа», «Русский начальный учитель», «Педагогический листок», «Народная библиотека», «Вестник воспитания», «Вестник народного образования», методическая литература и др. » [1, с. 162-166].
С развитием женского образования во второй половине XIX века функцию профессиональной педагогической подготовки в определенной мере взяли на себя женские гимназии и прогимназии, в которых готовили учителей для начальных школ, домашних учительниц и наставниц, принимали экзамены у желающих работать в государственных или частных учебных заведениях. Е. В. Ветлугина, анализируя роль женских гимназий и прогимназий в профессиональной подготовке учительниц на Урале, делает вывод о том, что доступность обучения в этих учреждениях способствовала пополнению учительских кругов выходцами из крестьян, мещан, сельского духовенства, обедневшего дворянства и чиновничества: «Бывшие гимназистки, получив педагогическую подготовку, оживили преподавание в школе, подняли уровень грамотности населения. Их охотно принимали на работу как в земские, так и в министерские школы» [2, с. 150].
Значительную роль в развитии педагогического образования в Пермской губернии сыграла Соликамская женская гимназия, старейшее на Урале среднее профессиональное учебное заведение (ныне Соликамский педагогический колледж имени А. П. Раменского). Четырехклассная женская прогимназия была открыта в административном центре уезда 26 августа 1900 года. Земское собрание остановилось на предложении члена уездного училищного совета П. А. Дмитриева ознаменовать таким образом 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Предложение нашло поддержку у городской управы и Пермского губернского земства.
Социальный состав учащихся прогимназии был разнообразным. Сошлемся на данные, опубликованные в книге «Педагогиче-
ская история Соли Камской»: «[в] декабре 1900 года в прогимназии учились 90 человек, на 1 января 1902 года - 119; по вероисповеданию все православные, по сословиям: духовного звания - 1 человек, детей дворян и чиновников - 9 человек, почетных граждан и купцов I гильдии - 6 человек, мещан, купцов II гильдии и ремесленников - 66 человек, крестьян - 32 человека, нижних чинов -5 человек» [5, с. 11-12]. Уже летом 1901 года состоялся первый выпуск домашних учительниц, успешно сдавших экзамены. Несмотря на платное обучение, Соликамская женская гимназия считалась социально доступной. Постановлением учительского попечительского совета от оплаты частично или полностью освобождались дети бедных родителей из земских служащих; практиковалась бесплатная выдача учебников и учебных пособий. Благодаря системе попечительства и помощи земства, в прогимназии, а затем и в гимназии могли учиться дети крестьян и мастеровых. Первой начальницей женской прогимназии была назначена Александра Григорьевна Сабашникова, выпускница Пермской Мариинской гимназии.
Кроме Соликамской гимназии, учительниц для уезда готовили Пермская, Ирбит-ская, Шадринская учительские семинарии. В основе этой формы профессиональной подготовки лежали «Положение об учительских семинариях» (1870) и «Инструкция для учительских семинарий» (1875). В учительских семинариях преподавались закон божий, русский язык, церковно-славянский язык, арифметика, геометрия, русская и всеобщая история, география, естествознание, чистописание и рисование, основы педагогики, гимнастика, пение и проводились практические занятия в школе. Инспекторы народных училищ считали выпускниц учительских семинарий хорошо подготовленными к работе в народной школе и настаивали на необходимости материально поддерживать квалифицированные кадры.
В системе педагогического образования значительную роль играли педагогические курсы, подробности о которых находим в статье И. А. Слудковской. Она пишет, что особенно большой след в истории народного образования оставили краткосрочные педагогические курсы в городе Осе, проведенные осенью 1875 года. Реализация цели
курсов - «[у]яснить и усвоить основные начала, выработанные современной педагогикой, дидактикой и методикой в применении их к народной школе» - была связана с обширной программой, в которой формулировки тем говорят сами за себя: отношение школы к физическому воспитанию, школьная гигиена, отношение школы к нравственному воспитанию, нравственное воспитание, основы для построения общей дидактики, общие свойства правильного обучения, наглядное обучение и т. д. (всего 14 тем).
На курсы съехались 63 учителя из разных уездов Пермской губернии; из них 50 человек не имело педагогического образования. «Перед учителями выступали передовые педагоги Пермской губернии, представители Петербургского педагогического общества», «живое обсуждение получили такие вопросы, как роль личности учителя, пример учителя в процессе обучения и воспитания», «поднимались вопросы развития умственных способностей детей, их творческого дарования, любознательности, наблюдательности...» [9, с. 39-40].
В начале XX века к проведению учительских курсов привлекаются талантливые лекторы, приглашенные из Петрограда, Москвы, Перми. Удачное проведение курсов в 1915 году отмечено в материалах Соликамского уездного собрания. Курсы проводились с 15 июня по 18 июля с участием 120 педагогов. В докладе управы отмечено: «Читались следующие предметы: Педагогическая психология. 26 ч. Лектор - профессор Психо-Неврологического Института Лазур-ский. Методика Природоведения. 35 ч. -председатель педагогического совета гимназии Стоюниной в Петрограде - Ягодовский. 10 ч. Лекции и занятия по изготовлению простейших приборов и пособий - преподаватель Фребелевских курсов Павлович. Методика географии. 16 ч. заведываю-щий Петроградским городским училищем А. Н. Запанков. Методика рисования. 10 ч. - преподаватель Московских Тихо-мировских курсов Н. Н. Ивакин. Методика русского языка. 15 ч. - преподаватель Пермского высшего начального училища
Н. Е. Бочкарев. Пробные уроки и практические занятия. Преподаватель Петроградской земской учительской школы Н. Н. Ефимов» [6, с. 133-134]. Большим авторитетом на съездах народных учителей пользовался Н. Ф. Бунаков, который проводил теоретические и практические занятия для учителей в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Ирбите, Шадринске.
В заключение отметим, что проблема педагогического образования на Урале являлась одной из острейших, - регион нуждался в большом количестве учительских кадров. К 1917 году благодаря взаимодействию государства, земства и крестьянства, деятельности организаторов образования и общественных объединений, подвижничеству учителей оформилась многотипная система педагогического образования.
Библиографический список
1. Варнакова О. Н. Образовательная деятельность земств в поселениях Усольско-Березни-ковского региона Соликамского уезда (18701917 гг.). - Березники: Графикс, 2008. - 237 с.
2. Ветлугина Е. В. Роль женских гимназий и прогимназий в деле профессиональной педагогической подготовки учительниц на Урале (последняя треть XIX - начало XX в.) // Наш Капцугович: сборник-посвящение. - Пермь: Книжный мир, 2006. - С. 142-150.
3. Заболотных Т. А. Егошихинская горнозаводская школа // Из истории народного образования. - Пермь: Звезда, 1976. - С. 22-32.
4. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. - СПб.: Алетейя, 2004. - 560с.
5. Педагогическая история Соли Камской. -Озерск: МАНэК, 2000. - 96с.
6. Постановления 35 чрезвычайной и 46 очередной сессий Соликамского уездного земского собрания по народному образованию за 1915 год. - Соликамск: Типография А. Н. Алешкина, 1916. - 318с.
7. Прокошев В. В. Распространение грамотности в Пермском крае с древних времен до XIX века. - Пермь: Звезда, 1976. - С. 3-21.
8. Связь времен нельзя остановить. - Соликамск: Пчела, 2010. - 184с.
9. Слудковская И. А. Из истории подготовки учительских кадров на Урале во второй половине XIX века. - Пермь: Звезда, 1976. - С. 33-46.