Научная статья на тему 'История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX – начале XX века: на примере Зауралья'

История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX – начале XX века: на примере Зауралья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1619
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЕМИНАРИЯ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / УЧИЛИЩЕ / УЧИТЕЛЬ / TEACHERS’ TRAINING / GYMNASIUM / HIGHER SCHOOL / SEMINARY / SPECIALIZED SCHOOL / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксентьева Елена Андреевна

Статья посвящена проблеме развития и становления педагогического образования в российской провинции. Автор описывает деятельность учебных заведений, осуществлявших педагогическую подготовку в России и Зауралье во второй половине XIX – начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of formation the pedagogical education in province in the second half of XIXth – the beginning of the XXth centuries: on the example of the trans Ural region

The article is devoted to the problem of development and formation of pedagogical education in the Rus-sian province. The author describes the activity of the educational institutions which were carrying out teach-ers’ training in Russia and the trans Ural region in the second half of the XIXth – the beginning of the XXth centuries.

Текст научной работы на тему «История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX – начале XX века: на примере Зауралья»

ART 14523

научно-методический электронный журнал

УДК 37.014

Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века: на примере Зауралья // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 03. - ART 14523. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14523.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Аксентьева Елена Андреевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск helen-a2Q03@mail.ru

История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале XX века: на примере Зауралья

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития и становления педагогического образования в российской провинции. Автор описывает деятельность учебных заведений, осуществлявших педагогическую подготовку в России и Зауралье во второй половине XIX - начале XX века.

Ключевые слова: педагогическая подготовка, учитель, средняя школа, гимназия, семинария, училище.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Раскрытие вопросов, связанных с состоянием педагогического образования российской провинции, является одной из главных задач, стоящих перед учеными. Проблемы образования приобретают особую актуальность в свете проводимой правительством Российской Федерации политики реформ, затрагивающей, в том числе, и сферу народного просвещения. Анализ общего состояния образования в стране невозможен без решения локальных задач и проблем провинции. Специального внимания на начальном этапе обновления современной системы педагогического образования заслуживает исторический опыт в этой области, к которому следует обратиться, чтобы сохранить преемственность культурного наследия поколений и выявить региональную специфику для всестороннего изучения проблемы.

Вторую половину XIX - начало XX века в литературе называют эпохой Великих реформ, так как проведение крестьянской реформы (отмена крепостного права), судебной, воинской, школьной, земской реформ имело огромное значение для развития общества. Школьные реформы вызвали необходимость подготовки учительских кадров для новых типов школ. Чтобы понять, как решалась эта проблема, необходимо проанализировать основные типы учебных заведений по подготовке педагогов в данный период.

Благодаря реформам XIX века активизировалась деятельность правительства, земских учреждений и общественных объединений по подготовке учительских кадров. В результате проводимой государственной политики к началу XX века в России сложилась разветвленная система среднего и высшего педагогического образования. Кроме этого существовали следующие формы получения учительского звания: педагогический экстернат, педагогические курсы.

Основными учебными заведениями по подготовке учителей для начальной школы являлись учительские институты и семинарии [1, с. 638]. В учительских институтах изучались закон Божий, педагогика, русский язык и церковнославянское чтение, арифметика и начальная алгебра, геометрия, русская и всеобщая история, естественная история и физика, русская и всеобщая география, черчение и рисование, чистописание, пение, гимнастика. Программа по педагогике включала следующие разделы: умственное, нравственное и физическое воспитание; общие требования дидактики и методики; школьная дисциплина [2, с. 84].

f\j ■Л f\j

ART 14523

научно-методический электронный журнал

УДК 37.014

Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века: на примере Зауралья // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 03. - ART 14523. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14523.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Следующим типом образовательных учреждений, осуществляющих подготовку учительских кадров и являющихся наиболее распространенными во второй половине XIX - начале XX века, были учительские семинарии, в которые принимались молодые люди не моложе 16 лет. Воспитанники, окончившие курс учительской семинарии, получали свидетельство на звание учителя народного училища.

Система высшего педагогического образования в дореволюционной России не была достаточно развитой. К высшим педагогическим заведениям относились университеты, Высшие женские курсы и курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания, основанные П. Ф. Лесгафтом.

Университеты осуществляли подготовку учителей посредством теоретических дисциплин педагогического цикла (частные методики, общую педагогику, теорию воспитания, историю педагогики) и педагогической практики на базе университетской гимназии, а также участия в педагогических семинарах, написания конкурсных работ на педагогические темы. Особенно интенсивно осуществлялась подготовка учителя в университете в 50-е годы, когда организовывались кафедры педагогики: в Московском (1851); в Казанском (1851); в Харьковском (1852) и других университетах.

Во второй половине XIX веке педагогическая подготовка приобретает другую форму. Начиная с 60-х годов происходит разделение научной и педагогической направленности обучения будущих учителей. При Петербургском, Московском, Киевском, Харьковском, Казанском университетах открывались педагогические курсы, на которые принимались только выпускники университета [3, с. 19].

В 70-е годы проблему нехватки квалифицированных педагогических кадров пытаются решить Высшие женские курсы. В 1878 году открылись знаменитые Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге, первый в мире женский университет, в составе трех отделений: историко-филологическом, физико-математическом и специально математическом.

Большое количество учительских кадров подготовили также средние учебные заведения.

Второклассные мужские и женские учительские школы с трехлетним сроком обучения, созданные по указу 1895 года осуществляли общеобразовательную подготовку будущих учителей школ грамоты, знакомство с основами методики преподавания; особое внимание уделялось православному религиозному воспитанию [4, с. 82].

Церковно-учительские мужские и женские школы, которые возникли во второй половине XIX века и входили в число учреждений Ведомства православного исповедания, с 1902 года разделялись на второклассные и учительские: первые готовили учителей для школ грамоты, а вторые - для начальных училищ всех разрядов. В учебный план трехлетнего обучения входили закон Божий, общая и русская церковная история, дидактика и педагогика, церковное пение и музыка, церковнославянский язык, общеобразовательные предметы, рукоделие (в женских школах). При церковно-учительских школах создавались начальные школы, на базе которых проводилась практика. В начале XX в. в России насчитывалось 18 церковно-учительских школ, в которых обучалось 1077 человек [5, с. 107].

Земские женские учительские школы, возникшие в эпоху великих реформ, ставили своей задачей «ознакомление слушательниц с новыми методами элементарного преподавания и приготовление учительниц для народных сельских училищ» [6, с. 400].

Женские епархиальные училища, формирование которых относится к 1843 году, готовили кадры в основном для начальных сельских школ. В 1900 году при этих

«vi О nj

ART 14523

научно-методический электронный журнал

УДК 37.014

Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века: на примере Зауралья // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 03. - ART 14523. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14523.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

полузакрытых учебных заведениях были созданы педагогические классы для подготовки учительниц церковно-приходских школ.

В 1907 году утверждается «Положение о седьмом дополнительном педагогическом классе при епархиальных училищах», согласно которому учебный курс увеличивался на один или два года. Целью одногодичного курса являлась подготовка воспитанниц к преподаванию в начальных народных школах, а двухгодичного - подготовка учительниц для младших классов епархиальных женских училищ, церковно-учительских школ, а также воспитательниц для училищ [7, с. 88].

Женские институты и училища ведомства учреждений императрицы Марии активно создавались на протяжении всего XIX в. Воспитанницам, окончившим курс 7-классных институтов и училищ, выдавался аттестат, подтверждавший звание домашних наставниц по тем предметам, по которым они показали хорошие успехи. К концу XIX века учительниц готовили уже около 30 разнопрофильных учреждений этого известного ведомства.

Женские училища Ведомства православного исповедания имели шестилетний курс обучения и давали право на получение звания домашних учительниц тех предметов, которые наиболее успешно были усвоены. В 1883-1884 годах действовали 32 женских училища.

Педагогические классы действовали в составе двухклассных городских училищ. Согласно «Положению о городских училищах» от 1872 года выпускники, желавшие стать учителями городских училищ, занимались под руководством наставника повторением курса, чтением необходимых книг, помогали в классном преподавании, занимаясь со слабыми учениками. По достижении 16 лет выпускники училищ могли поступать в первый класс учительского института. Педагогические классы иногда организовывались и в высших мужских и женских начальных училищах, которые были созданы по Положению от 25 июня 1912 года путем реорганизации городских училищ.

Следует упомянуть и действовавшие с 1862 года женские семиклассные Мариин-ские гимназии, в которых учреждался восьмой дополнительный педагогический класс, где изучались педагогика и дидактика, начальное преподавание русского языка и арифметики. Каждая ученица имела право выбрать углубленное изучение одного из предметов, по которому желала получить звание домашней наставницы или учительницы.

Значительное число учителей получило подготовку на краткосрочных педагогических курсах. По инициативе земств и общественных объединений учителей параллельно с учительскими съездами стали проводиться краткосрочные курсы для повышения образовательного уровня и методической квалификации педагогов. Также в 60-х годах XIX века при средних учебных заведениях создаются педагогические курсы, предназначенные для подготовки учителей начальных классов.

В 80-х годы учительниц и домашних наставниц готовили годичные педагогические курсы при Обществе вспомоществования гувернанткам и учительницам в Москве, годичный педагогический класс начальных учительниц в Херсоне, двухгодичные женские педагогические курсы при мужской Кубанской учительской семинарии.

В конце XIX века участие в подготовке учителей средних школ принимали духовные учебные заведения (академии и семинарии), некоторые технические вузы и лицеи, военные заведения.

Еще одной формой подготовки учительского персонала являлась практика педагогического экстерната. В законе от 22 апреля 1868 года и в правилах, утвержденных 15 мая 1870 года, определялся порядок испытаний на звание учителя гимназии и прогимназии. Испытания проходили в университетах и делились на полные и со-

ru Q м

ART 14523

научно-методический электронный журнал

УДК 37.014

Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века: на примере Зауралья // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 03. - ART 14523. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14523.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

кращенные. Полному испытанию подвергались лица без оконченного высшего образования, сокращенному - имеющие диплом об окончании университета. Полные испытания включали письменную работу, устные экзамены и два пробных урока [8, с. 81].

Во второй половине XIX - начале XX века в России сложилась система педагогического образования, представлявшая собой совокупность учреждений, занимавшихся подготовкой учительских кадров. Типы учебных заведений, созданные ведомством Министерства народного просвещения, дополняли учебные заведения Святейшего Синода, земские учебные заведения, частные учебные заведения, программы которых соответствовали программам Министерства просвещения. Однако, несмотря на ускоренные темпы развития сети учительских учебных заведений в России, их количество отставало от потребностей школы.

Также хотелось бы отметить, что в России в целом и в Зауралье в частности сложились социально-экономические, социально-политические и педагогические предпосылки подготовки учительских кадров. Специальная подготовка учителей стала общественно-исторической необходимостью. Реформы 60-70-х годов коснулись разных сфер жизни и определили переход страны к индустриальному развитию, а также внесли серьезные изменения в сельскохозяйственное производство, что потребовало большего количества грамотных людей. Церковно-приходская школа не могла решить этой проблемы, поэтому возник вопрос о массовом открытии начальных школ, для которых были необходимы квалифицированные учительские кадры. Видя нехватку учительских кадров, правительство разработало ряд документов, обеспечивающих приток педагогов в школы, а также приняло на себя расходы по подготовке учителей. Кроме этого, отмена крепостного права и увеличение городского населения заставили крестьян пересмотреть свое отношение по поводу образования, ставшего объективной необходимостью в изменившейся жизни.

Следует отметить, что народное образование в Зауралье к началу XX века достигло определенного прогресса. Сложилась система начальных и средних учебных заведений, принадлежащих различному ведомству. Решающую роль в распространении образования в Зауралье сыграли церковно-приходские школы и земские школы, где обучалась основная часть детей. Увеличение количества начальных школ потребовало от властей обратить внимание на вопрос подготовки учительских кадров. С этой целью при женских гимназиях открываются педагогические классы, при училищах работают педагогические курсы, открылась Шадринская учительская семинария. Необходимо отметить также деятельность церкви и частных лиц при распространении грамотности в крае. Особенно значима роль земства в развитии образования в Зауралье. Прогрессивно настроенное учительство занималось образованием и взрослого населения. Благодаря их работе в крае успешно функционировали воскресные школы.

В Кургане педагогическое образование учителя получали в Александровской женской гимназии и мужской гимназии.

Учебный план женской гимназии предусматривал изучение закона Божьего, русского и церковно-славянского языков, алгебры и геометрии, математической и физической географии, физики, всеобщей и русской географии, всеобщей и русской истории, естественной истории, а также чистописания и рукоделия. В соответствии с Положением МНП (Министерство народного просвещения) в женских гимназиях могли вводиться необязательные предметы: греческий, латинский и новые иностранные языки, рисование и педагогика [9, с. 48].

Педагогика велась 1-2 раза в неделю в седьмом классе по учебнику Рощина. Курс педагогики включал в себя разные темы, например, понятие о воспитании, фи-

ГУ r\J

ART 14523

научно-методический электронный журнал

УДК 37.014

Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века: на примере Зауралья // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 03. - ART 14523. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14523.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

зическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание, понятие об ощущении, мыслительные способности, внимание, методическое мышление, разум, язык как средство выражения мыслей, воля, наклонности и т. д. [12]. Следовательно, можно наблюдать, что в данный предмет входили темы и по психологии, и по методике. Ученицы, успешно закончившие курс гимназии, могли продолжить обучение в педагогическом классе. Поступить в восьмой класс можно было не сразу после окончания седьмого, а по прошествии некоторого времени, но не более полугода. В этом случае ученица предоставляла свидетельство от полиции о своем поведении за то время, которое она отсутствовала в учебном заведении. Об этом заявила начальница гимназии М. М. Волкова в 1905 году [10].

В 1906 году открывается Алексеевская гимназия в Шадринске. Сначала это было женское двухклассное училище, которое в 1896 году преобразовалось в Мариин-ское женское четырехклассное училище. С 1909-1910 учебного года при гимназии открывается восьмой класс, целью которого являлась подготовка учительниц для начальных школ. На основании ст. 43 и 44 Высшего положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения, утвержденного 24 мая 1870 года, выпускницы получали звание домашней учительницы с правом преподавать выбранный в течение учебы предмет [11].

Курганская мужская гимназия открылась в 1911 году. До ее появления мальчики учились в Курганском Высшем начальном училище, а юноши из состоятельных семей - в реальных училищах и гимназиях других Сибирских городов.

Нельзя оставить без внимания деятельность женских и мужских второклассных церковно-приходских школ, выпускники которых в большей степени удовлетворяли нехватку учителей в селах и деревнях региона. В марте 1897 года училищный Совет при святейшем Синоде разрешил учредить в селе Введенском, Курганского округа, женскую второклассную церковно-приходскую школу с целью подготовки учительниц для школ грамоты. Элементарная педагогическая подготовка во второклассных цер-ковно-приходских школах осуществлялась путем сообщения сведений по дидактике и методике.

Мужская второклассная церковно-приходская школа для подготовки учителей школ грамоты организована в с. Птичьем Челябинского уезда (в настоящий момент эта территория относится к Курганской области). Мужская второклассная церковноприходская школа, осуществлявшая подготовку учителей для деревенских школ, функционировала также и в Кургане. Первая церковно-приходская школа в Кургане была открыта в 1886 году.

Большой вклад в подготовку учителей для школ Зауралья внесла Далматовская второклассная церковно-приходская школа, открытая на базе образцовой школы 26 августа 1899 года. Курс обучения был четырехлетним. Первые два года учащиеся изучали общеобразовательные предметы. Начиная с третьего года обучения ученики занимались либо в ремесленном классе, либо в учительском [12, с. 304]. Выпускники Далматовской школы работали впоследствии в школах уезда и города, например, И. А. Падерин и В. П. Давыдов [13, с. 242].

Необходимо отметить деятельность городских училищ в Кургане и Шадринске, так как эти учебные заведения давали возможность пройти определенные испытания и получить звание учителя начальных училищ. Такое получение свидетельства на звание учителя называлось системой экстерната.

Выпускницы женских гимназий и прогимназий, пройдя 6-месячную практику в начальных училищах, также могли претендовать на получение свидетельства.

PU г М

ART 14523

научно-методический электронный журнал

УДК 37.014

Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века: на примере Зауралья // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 03. - ART 14523. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14523.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В августе 1884 года после ряда преобразований в Шадринске открывается четырехклассное городское училище. Почетным смотрителем избирается М. А. Поскребышев. Особое внимание, по нашему мнению, заслуживает тот факт, что в октябре 1907 года при училище открываются двухлетние педагогические курсы по правилам от 29 июня 1907 года. [14]. Эти курсы, создаваемые при уездных и начальных училищах, учительских школах, гимназиях и семинариях, занимали промежуточное положение между высшими и средними педагогическими учебными заведениями. Первоначально они существовали как вспомогательные, но уже с 60-х годов относились к системе среднего специального образования, выполняя главную задачу подготовки в уездах, на местах учительских кадров. Кроме этого частные лица имели возможность получить звание сельских и городских приходских учителей, пройдя ряд испытаний перед педагогическим советом училища.

Целью педагогических курсов являлась подготовка молодых людей, получивших низшее образование, к испытаниям на звание учителя начального училища, а также на теории и практике познакомить их с начальным обучением.

Единственным стационарным педагогическим заведением в Зауралье была открытая 9 ноября 1914 года учительская семинария.

В архиве нами найдено следующее определение этому типу учебного заведения, которое дала Шадринска земская управа в 1916 году: «Учительская семинария - тип специальных учебных заведений, которые учреждаются для подготовки лиц обоего пола, пожелавших посвятить себя учительской деятельности» [15].

Организация учительской семинарии представляла собой крупный шаг вперед в деле развития народного и педагогического образования в городе Шадринске и Шад-ринском уезде. В 1916 году намечались планы по строительству новых учебных корпусов семинарии и общежития при них. Однако указанные планы не были осуществлены из-за революции и гражданской войны. В 1918 году Шадринская учительская семинария прекратила свое существование.

Важной частью педагогического образования является система повышения квалификации учительских кадров. В изучаемый период на территории Зауралья существовали следующие формы повышения квалификации: педагогические курсы, съезды, конференции, учительские библиотеки, педагогический музей, специальные экскурсии учителей.

Наиболее массовой формой повышения квалификации педагогических кадров в конце XIX - начале XX вв. являлись курсы. Они были призваны решить три основные задачи: поднятие политического уровня учительства, повышение педагогического и методического уровня, общеобразовательная подготовка учительства. Исходя из этих задач, определялось содержание курсов, которые использовались для подготовки, переподготовки, а позже повышения квалификации учителей [16, с. 46].

Подготовка педагогических кадров в Зауралье во второй половине XIX - начале XX века, таким образом, проходила в сложных условиях. Большую роль сыграли нехватка высококвалифицированных преподавательских кадров, недостаточное количество выпускников педагогических заведений. Высших педагогических заведений на территории Зауралья до революции не существовало. Однако нам хотелось бы отметить, что педагогическое образование в Зауралье во второй половине XIX - начале XX века представляло собой систему, типичную для провинции, которая включала в себя следующие заведения: мужскую учительскую семинарию, мужские и женские второклассные церковно-приходские школы, женские и мужские гимназии с педагогическими классами, четырехклассные училища с педагогическими курсами. Кроме ста-

ART 14523

научно-методический электронный журнал

УДК 37.014

Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века: на примере Зауралья // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 03. - ART 14523. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14523.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ционарных форм подготовки учительских кадров наблюдалась и курсовая форма педагогической подготовки. Что касается правового положения учителя в обществе, то его статус зависел от типа учебного заведения, где он работал. Самым тяжелым было положение учителей начальных школ, которые представляли собой податное сословие. Учителя средней школы считались государственными служащими и имели характерные служебные привилегии и пенсионные права. По своему социальному составу учителя средней школы были в основном представителями дворянства и чиновничества. Уровень образования учителей школ духовного ведомства был значительно ниже, чем у их светских коллег. Статус и престиж учительской профессии падал, однако находились люди, которые, несмотря на все тяготы и нужду, продолжали заниматься педагогической деятельностью.

Хотелось бы отметить, что становление и развитие системы средних учебных заведений для подготовки учительских кадров в Зауралье во второй половине XIX -начале XX века произошло в результате совместной деятельности государства, местных органов самоуправления и православной церкви. Государство, земство и церковь использовали в своей работе похожие способы и приемы для улучшения педагогического состава края: создавали учебные заведения, организовывали курсы, учреждали стипендии. На территории современного Зауралья функционировало несколько типов средних учебных заведений, выпускавших педагогов для начальной школы. Также хотелось бы отметить прогрессивный характер деятельности Шадрин-ского земства в вопросе подготовки учителей, несмотря на то, что оно не всегда находило взаимопонимание с государственными структурами, например, в вопросе организации педагогических курсов и съездов. Но в целом, именно работа органов местного самоуправления во многом способствовала появлению в Зауралье профессиональных учителей.

Ссылки на источники

1. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. - СПб., 1902. - 786 с.

2. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. - М.: Педагогика, 1979. - 216 с.

3. Силина С. Н. Краткая история возникновения и развития высшего педагогического образования в России : учеб. пособие для студ. пед. вузов. - Шадринск: ШГПИ, 2000. - 45 с.

4. Марголин Д. Справочник по педагогическому образованию. - СПб.; Киев: Сотрудник, 1913. - 272 с.

5. Паначин Ф. Г. Указ. соч.

6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. - М., 1974. - С. 400-405.

7. Андреева Е. А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 85-91.

8. Флит Н. В. Школа в России в конце XIX - начале XX в.: государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат: метод. пособие. - Л.: Б. и., 1991. - 96 с.

9. Михащенко А. Л. Общеобразовательная школа Южного Зауралья (досоветский период): учеб. пособие. - Курган: Изд-во Курган. гос. пед. ин-та, 1993. - 110 с.

10. Государственное учреждение «Государственный архив Курганской области». - Ф. 63. - Оп. 1. -Д. 7. - Л. 56, 103, 112, 156.

11. Государственное учреждение «Государственный архив г. Шадринска» (ГАШ). - Ф. 599. - Оп. 2. -Д. 1. - Л. 1.

12. Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. - Шадринск: Исеть, 2000. - 415 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Грязнов Д. С. Край по имени Далмата: в 2 т. / Д. С. Грязнов, Г. П. Ильиных, Т. Н. Лепихина, Г. А. Пономарева, Л. П. Калистратов. - Курган: Зауралье, 2002. - Т. 1. - 335 с.

14. ГАШ. - Ф. 492. - Оп. 1. - Д. 1991. - Л. 1.

15. ГАШ. - Ф. 599. - Оп. 2. - Д. 3. - Л. 57, 126-130.

16. Чистякова О. А. История становления педагогического образования на Урале // Наука и образование Зауралья. - 2000. - № 2. - С. 43-47.

(Vi "7 «j

ART 14523 Elena Aksentyeva,

научно-методический электронный журнал

УДК 37.014

Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века: на примере Зауралья // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 03. - ART 14523. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14523.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ISSN 2304-120Х

candidate of Pedagogic Sciences, Senior lecturer at the chair of German and methods of its teaching, Shadrinsk state teachers' training institute, Shadrinsk helen-a2003@mail.ru

The history of formation the pedagogical education in province in the second half of XIXth - the beginning of the XXth centuries: on the example of the _ ,, 2, trans Ural region

Abstract. The article is devoted to the problem of development and formation of pedagogical education in the Russian province. The author describes the activity of the educational institutions which were carrying out teachers' training in Russia and the trans Ural region in the second half of the XIXth - the beginning of the XXth centuries.

Key words: teachers' training, teacher, higher school, gymnasium, seminary, specialized school. References: 1-16 - Russian Sources.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

«vi Q «X»

977230412014215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.