УДК 37с ББК: 74.04(2)
Е.А. Волик
народные школы второй половины
XIX- НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ в РОССИИ:
ОСОБЕННОСТИ организации УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья посвящена истории становления народных школ России, второй половины XIX -начала XX столетия, выявлена их типология; исследуются программы народных школ и особенности учебного-воспитательного процесса, соответствующих потребностям времени.
Ключевые слова: народные школы, народные училища, система народного образования, типы народных школ, учебные программы народной школы, содержание образования.
E.A. Volik
PUBLIC SCHOOLS IN RUSSIA IN THE MID-19th AND EARLY 20 th CENTURIES: FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL AND UPBRINGING PROCESS
The formation process in public schools in Russia and its typology in the mid 19th and the early 20th centuries is analyzed, features of the principal organization and teaching programs of the elementary public schools, relating the historical context of public education with modern trends are identified.
Key words: public schools, the system of public education, types of public schools, programs of public schools.
В современном обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации за последние десятилетия. От качества знаний, умений и навыков, как основных составляющих образования, осуществлен переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, в которой учащиеся могли бы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому изучению новых трудовых навыков в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В связи с подобными изменениями приоритетов образования актуально наше обращение к анализу эволюции развития народных школ и учебно- воспитательного процесса второй половины XIX - начала XX столетия.
Проблему становления и развития народных школ сложно назвать неизучен-
ной. Истории народного образования и народных школ были посвящены научные труды, как отечественных, так и зарубежных ученых, историков, педагогов, журналистов. Тем не менее не было обобщающего материала, посвященного исследованию феномена народных школ и особенностям учебного-воспитательного процесса, в целостном исследовании, что определяет новизну настоящей статьи.
Исторический период середины XIX - начала XX столетия характеризуется активным становлением социальной концепции единения народа под идеей российской государственности, стремлением реализовать идеалы просвещения и создать такое общество, в котором образование станет доступно каждому гражданину. Период активизации педагогической и просветительской мысли, активных методических разработок по обучению детей и взрослых приходится на 1860-1917 года.
Народная школа такая, какой мы ее знаем сегодня, не нарушает устоявшиеся традиции отечественной системы образования, органично ассимилировав многие элементы зарубежной и отечественной науки. Учитывая прежний теоретический практический опыт, она стала предметом национальной гордости.
Исследуя историю народного образования, С.А. Князьков, Н.И. Сербов считают, что рассматривать отдельно различные типы народных школ и их историю невозможно, поскольку существовала тесная взаимосвязь низшей школы (подготовительной и начальной) со средней и высшей. В разные исторические периоды эта связь выражалась различно: низшая школа находилась в учебной и административной зависимости от высшей [5, с. 2].
Приход императора Александра II сопровождался проведением новых реформ, назрела необходимость принятия социальных решений в области народного образования. Общественные и государственные интересы второй половины XIX - начала XX столетия изменились и требовали, чтобы воспитание детей всех сословий происходило совместно [2, с. 420-427].
По мнению А.П. Спасибенко, реформа, отменяющая крепостное право 19 февраля 1861 года, являлась стимулом для дальнейшего развития народных школ, подготовительных классов и народных училищ [10, с. 5-36].
Причина, по которой было невозможно быстрое развитие народной школы, отмечает Е. Седоков, безусловно - сословный вопрос, который оказывал значительное влияние, как на народное образование, так и на появление различного типа школ (низших и высших), реальных училищ, прогимназий, гимназий. Появление такого множества школ повлекло за собой отсутствие согласованности учебных планов и правил единства учебно-воспитательного процесса [11, с. 65-71].
Реформа становится одним из факторов, оказывающим серьезное влияние на жизнь широких масс населения. Необходимо отметить, что положение от
19 февраля 1861 года предусматривало получение образования гражданами всех сословий. Общественные идеи, закрепленные законодательными актами народного образования «Положения про начальные народные училища» 1864 и 1874 годов, позволили определить правовой статус народной школы и народных училищ [4, с. 202-235].
Изучая вопросы единой школы и единой реформы народной школы, В.И. Фармаковский возвращается к истории создания школьной системы, спроектированной уставом 2 декабря 1828 года, которая устанавливала право на получение образования в соответствии со своим сословным положением и была предназначена для следующих типов образовательных заведений:
• приходские училища с целью обучения элементарной грамоте для крестьян, ремесленников, рабочих;
• уездные училища для купцов, ремесленников, горожан и прочих;
• губернские гимназии для родовых дворян, детей чиновников;
• прогимназии;
• пансионы для детей дворян и чиновников;
• реальные училища для детей купеческого и мещанского сословия [13, с. 60-68].
В Российской империи второй половины XIX - начала XX столетия возникает потребность в организации новой системы народного образования и введения общего обучения. С этой целью создаются начальные низшие и высшие народные школы и училища.
Д. Любченко указывает на то, что продолжительность курса в народной низшей одноклассной школе составляет 3-4 года, а в двуклассной высшей школой - 6 лет. Между школами этих типов была установлена тесная связь. Она выражалась в том, что дети, окончившие начальную одноклассную школу, поступали без экзамена в первый класс высшего начального училища, где обучение продолжалось еще четыре года. 4-5 классы двуклассной школы не были согласованы с 1-2 классом высших начальных училищ (5-8 классы) и не согласованы с соответ-
о о о о.
го о
о ф
^
о ^
с
ш
о
ою
я ^
^го
0 н
СО _
з 2 §
I=
Го о
1 о
с; о
ш
<
uJ
ствующими классами средней школы. На высшие начальные училища возлагались задачи, выполняемые младшими классами гимназий или четырехклассных прогимназий. Высшие начальные училища были призваны дать законченное начальное образование [7, с. 6-8].
В.В. Григорьев отмечает, что для 60-х годов характерен не только количественный рост народных школ различных типов, но и улучшение как учебной, так и воспитательной работы [2 , с. 420-427].
Анализ журнально-педагогической литературы показал, что в течение описываемого десятка лет в российском образовании сформировались и начали функционировать следующие типы народных школ:
• передвижные или подвижные школы. Они открывались в сельской местности при отсутствии централизованных школ на местности;
• начальные школы, функционировавшие при церквях (церковно-приходские школы, школы грамоты);
• начальные школы для взрослого населения (вечерние школы, воскресные школы, народные чтения, курсы для взрослых);
• городские начальные училища, переобучающие классы при средних школах и гимназиях;
• профессиональные школы при земствах, фабриках и заводах;
• высшие народные школы (5, 6, 7, 8 классы).
Актуальными задачами второй половины XIX столетия являлись: обязательное обучение, устройство постоянных школ на местности, вопрос учебно-воспитательного процесса и учебных программ для школ разного типа. «В народной школе с расширенным курсом или повышенного типа, отмечает
П.Г. Редькин, причин для расхождения курсов достаточно. Еще более резкая разница получается, если мы возьмем народную школу как в предлагаемом проекте с расширенным шестилетним курсом» [8, с. 14-19].
В основном, при создании народных школ в России А. Булгаков, С. Рабович, О. Дилигенский, А. Ильин, Ф. Малышев,
М.Песковский,Н.Феликсов,имногиедру-гие путем откровенного обмена мыслей, рекомендаций к учебно-воспитательной деятельности в педагогической журналистике обсуждали создание такого типа русской народной школы, в котором гармонически сольются идеальные требования теории с насущными практическими условиями русского народного быта.
Повсеместное распространение народных школ на территории России выявило ряд проблем и стало предметом ожесточенных дискуссий передовой общественности в педагогической журналистике. Наиболее интересными для нас представляются так называемые «низшие начальные училища» - подвижные школы и школы грамоты, упоминаемые современным автором М.М. Фицулой (2002 г.) как «школы переходящего учителя» [14 , с. 474].
М.В. Герасимов указывает на то, что при отсутствии централизованных школ в сельской местности подвижные школы разрешали проблему начального народного образования. Он предлагает не игнорировать подвижную школу, поскольку подвижная школа станет стимулом к открытию постоянных [3, с. 2-6].
Учебно-методические разработки, образовательные программы начального образования и практические рекомендации для народных школ представлены М.В. Герасимовым, Н.Ф. Бунако-вым, А.Ф. Комаровым, П.Г. Редькиным, Н.А. Корфом.
Необходимо отметить, что программа подвижных школ приравнивалась к программе младшего отделения одно-классной школы в сельской местности.
Особый интерес представляет образовательная программа для подвижных школ, разработанная Н.Ф. Бунаковым. В соответствии с этой программой предлагаемые занятия рассчитаны приблизительно на 72 учебных дня. Они проводились по воскресным и праздничным дням. Программой предусмотрено проводить по 4 урока в день около 50-60 минут каждый. Между занятиями 2 перемены по 5-10 минут и одна по 30-60 минут для обеда. Необходимо отметить, что
в некоторых местностях учебный год длится шесть месяцев.
Успешность занятий в народной школе Н.Ф. Бунаков связывает с профессиональной подготовкой учителя и строгим выполнением плана программы в связи с ее краткосрочностью: «Знания, умения и навыки, которые может дать подвижная и воскресная школа, получит плодотворный результат, в том случае, если занятия не пропускаются и выполнены вовремя».
В большинстве исследовательских материалов отмечено, что обучение в народных школах ограничивается одной лишь грамотностью, арифметике и сведениями по Закону Божьему. Однако, по нашему мнению, программа низшей народной школы для элементарных школ (подвижных и воскресных школ) предлагает более расширенный курс. На Закон Божий отведено 40 часов в год. Автором программы рекомендованы для занятий следующие пособия: «Начальное представление в православной христианской вере», «Молитвы и заповеди и символ веры», «О центрической системе преподавания Закона Божия» Д. Соколова, М. Соколова. На преподавание арифметики и черчения отводилось 72 часа. Рекомендуемое пособие В. Евтушевского «Сборник задач и численных примеров». Учащимся предстояло познакомиться со следующими математическими понятиями: числа первого десятка, понятие о долях, половина, треть, четверть; изучить монеты и меры; познакомиться с цифрами и знаками арифметических действий; повторить числа первого десятка; изучить числа второго десятка и счет до сотни единицами, парами, десятками, счет прямой и обратный. Материал позволял расширить знания, полученные на начальном этапе и научиться решать более сложные задачи, познакомиться с числами первой сотни, со счетом и нумерацией до десяти тысяч, выучить таблицу умножения и меры, научиться пользоваться торговыми счетами. В курс черчения входило изучение масштаба и плана.
Церковно-славянское чтение предполагало объяснение и заучивание молитв со слов учителя при помощи хоро-
вого пения для первого и второго года обучения, утвержденного Священным Синодом. Наиболее интересно то, что в курс церковно-славянского чтения, на которое отводилось 96 часов, автором были включены сведения по ботанике, зоологии. В курс анатомии входили материалы по изучению физиологии человека, скелета, мускулатуры, нервной системы, органов внешних чувств, пищеварения, кровообращения, дыхания.
На обучение грамоте и письму отводилось 72 часа. На данных занятиях выполнялись звуковые упражнения, изучались звуки, буквы, слоги и составлялись слова, тексты. В классе проходили беседы, читались рассказы о предметах и явлениях окружающей действительности. Основными пособиями рекомендованы «Обучение грамоте без книг», Азбука, книга «Первенка». Таким образом, всего учебной программой Н.Ф. Бунакова для народных школ было отведено 288 занятий [1, с. 70-75].
Если в подвижной народной школе обучение рекомендовано для детей, то в воскресную школу допускались ученики всех возрастов, как те, которые окончили курс народного училища, так и те, кто не смог закончить училище, в том числе неграмотные люди. В школе возраст учащихся определялся по нисходящей ступени. Первое отделение предназначалось исключительно для взрослых.
Ссылаясь на программы воскресных школ Н.А. Корфа, П. Синимский считает не совсем удачной идею народной школы, в которой бы обучалось по своей подготовке три разных группы учащихся в одном классе. П. Синимский делает акцент на том, если бы обучение в народной школе было поставлено правильно, не было необходимости в создании подобного рода школ и повторительных курсов [12, с. 24] .
Анализ исследования показал, что хотя программа для народных школ и училищ не была единой, но позволяла подготовить учащихся к освоению программ реальных училищ, прогимназий, гимназий. Она обеспечивала оптимизацию образовательного процесса, методы организации учебной деятельности, кото-
о о о о.
го о
о ф
^
о ^
с
ш
о
ою
я ^
^го
0 н
СО _
з 2 §
«8 I=
Го о
1 о
с; о
ш
<
и]
рые предполагали усвоение материала, понимания и знания предмета.
Особого внимания заслуживает «Проект высшей народной школы с ше-стигодичным курсом», предложенный П.Г. Редькиным. Проект был составлен по поручению московской земской губернской управы и был рассчитан на шесть лет для детей в возрасте от 8-14. В школе первый и второй год соответствовал обычному четырехгодичному курсу обучения, пятый и шестой года были рассчитаны на учащихся, окончивших обычную народную школу с целью для продолжения образования. Учебные планы высшей народной школы отличались от начальных народных школ введением курса истории, географии, геометрии, рисования, пения. С первого по третий класс проводились уроки арифметики, географии, рисования.
Курс обучения по русскому языку был поделен на три части: для 1-2 классов; 3-4 классов; 5-6 классов. На первом этапе в задачи обучения входили постановка техники чтения и письма, развитие способности выражать свои мысли, развитие самостоятельности. На втором этапе - изучение классической литературы, умение пользоваться литературной речью, как устно, так и письменно. На третьем этапе - применение наблюдений.
Курс арифметики в высших народных школах совпадал с курсом начальных, однако, был дополнен изучением понятия о простых и десятичных дробях, процентах, мерах квадратных и кубических в 1-4 классе, в 5-6 ученики решали задачи практического характера и курс был расширен знаниями о понятиях «займ», «ссуда», «вексель». Учащимся преподавали основы делопроизводства. Отличалась учебная программа и введением геометрии, цель которой научить учащихся измерять поверхности, объемы, углы, пользоваться планом, развивать представление о формах, уметь чертить различные чертежи. В шестом классе дети изучали формы цилиндра, конуса, шара.
Подготовить учеников к пониманию исторических событий и воспитать национальное самосознание граждан
было основной задачей курса истории. Изучая историю Египта, Греции, Рима с четвертого класса, ребята знакомились с культурой и традициями стран-соседей. История Древней Руси, Российского государства была включена в курс 6 класса.
Курс географии преподавался с третьего класса, в нем давались сведения о родном селе и губернии, в четвертом раскрывалось понятие о земном шаре, в пятом - знакомство со странами и континентами, в шестом расширялись знания о земле, планете, солнечной системе, в заключение курс знакомил с государственно-общественным строем России и ее хозяйством [9, с. 206-237]. Необходимо отметить, что одной из основных задач учебных программ высшей народной школы было обогащение учащихся новыми понятиями, представлениями, позволяющими расширить детское мировоззрение, обучение анализу и умению развивать активное внимание.
Рассматривая основные принципы обучения в народной школе А.Ф. Комаров указывает на точку зрения С.И. Ми-ропольского, который считает, что: «... при здоровом и правильном образовании развитие и усвоение фактических данных идут рука об руку и достигают цели совокупно. Таким образом, сообщение знаний и развитие умственных способностей и сил неразрывно связаны между собой. Вместе с развитием нравственных сил школа и должна главным образом, применять развивающее обучение, развитие умственных способностей учащихся» [6, с. 25-29].
Дополнительную роль в образовательном процессе в народных школах сыграли такие виды внеурочной деятельности, как литературные вечера, внеклассное чтение, экскурсии, прикладные занятия. Внеклассное чтение позволяло приучить детей к чтению и обсуждению прочитанного, объяснению содержания книги, а школьные вечера способствовали развитию способностей в выразительном чтении, умении разбираться в музыкальном искусстве усвоения нотной грамоты, помогали изучать произведения великих русских писате-
лей. Организация общеобразовательных экскурсий приучала детей к дисциплине, развивала характер. Такие прикладные знания, как садоводство, пчеловодство, ручной труд приучали учащихся к наблюдательности. Кроме того, введение в программу сведений о явлениях природы, которые развивали такие качества, как сотрудничество, познавательная, трудовая и коммуникативная деятельность [8]. Следует отметить, что внеурочная деятельность в народной школе позволяла решить целый ряд важных задач: повысить творческие способности ребенка, научить делать самостоятельные наблюдения из жизни в доступных областях знаний, таких как природа, окружающее общество, литературное искусство, изучать, обобщать полученные знания. Разностороннее развитие учащихся было возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создавал условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствовало развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса.
Практические проблемы школьного дела второй половины XIX - начала XX столетия в России определили следующие приоритеты народной школы, которые в дальнейшем способствовали созданию единой школы:
1. Начальная и высшая народные школы не должны были изменять свои программы ради курса средних учебных заведений и сохранить самостоятельные цели.
2. Утвердить права учащихся поступать в местные школы повышенного типа после окончания начальных народных школ.
3. Установить строгую последовательность в выполнении учебно-воспитательных планов высшей и низшей школами.
4. Составить программы народной школы таким образом, чтобы ее про-
грамма и программы средней школы совпадали.
5. Для закрепления образования учащихся, прошедших начальную и повышенную школы, открыть дополнительные школы, вечерние и воскресные классы, систематические чтения, библиотеки, образовательные мероприятия, которые они могли бы посещать, не оставляя своей профессии и места проживания.
6. Открыть подготовительные группы для выпускников высшей народной школы с целью поступления в средние школы.
Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что народные школы создавались с целью создания нового гражданского общества, повышения профессионального и культурного уровня населения. Положение 19 февраля 1861 предусматривало получение образования гражданами всех сословий. Распространение народных школ в отечественной образовательной системе характеризовалось многоплановой работой по оформлению законодательных актов работы народных школ, разработке содержания образовательного процесса, определения контингента обучаемых и подготовки педагогических кадров, что, в конечном счете, привело к построению многоуровневой сложной и разнообразной системы народного образования России XIX века.
Требования к учебно-воспитательной программе народной школы второй половины XIX - начала XX столетия в России находились в тесной взаимосвязи с социально-политическими требованиями времени и реализовывались в учебно-воспитательном процессе как стратегия и тактика педагогической деятельности, которая по необходимости корректировалась на диагностической основе с учетом интеллектуального потенциала детей, их интересов, склонностей, психофизического здоровья и социального заказа.
о о о 0_ сй
И
Н е!
с
ш
Библиографический список
1. Бунаков, Н.Ф. Русская подвижная школа [Текст] / Н.Ф. Бунаков. - СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1881. - 79 с.
о
ою
я ^
0 п
ь I
з 2 §
«8 I=
ГО о
1 8
2. Григорьев, В.В. Исторический очерк русской школы [Текст] / сост. В.В. Григорьев. - М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1900. - 589 с.
3. Герасимов, М.В. Об организации подвижных школ в России [Текст] / М.В. Герасимов. - СПб.: Лиговка, 1881. - 31 с.
4. Демков, М.И. Государственная педагогика, ее развитие и задачи [Текст] / М.И. Демков // Журнал Министерства народного просвещения. - 1913. - №8. - С. 202-235.
5. Князьков, С.А. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II [Текст] / С.А. Князьков, Н.И. Сербов, С.Ф. Рождественский. - М.: Издательство польза, 1910. - 244 с.
6. Комаров, А.Ф. Народная школа: Руководство для учащих в начальных училищах [Текст] / А.Ф. Комаров. - Воронеж: Изд. земств. Нижнедевицкого, Землянского и Задонского, 1885. - 191 с.
7. Любченко, Д. Высшие начальные училища [Текст] / Д. Любченко // Учительский вестник. -1917. - № 1. - С. 6-8.
8. Лебедев, Л. Религиозное воспитание и значение путешествий по святым местам [Текст] / Л. Лебедев // Народное образование. - 1903. - № 1. - С. 3-9.
9. Редькин, П.Г. Проект народной школы с шестигодичным курсом. Сост. по поруч. Московской губернской земской управы. [Текст] / П.Г. Редькин. - М.: Печатня С.П. Яковлева, 1911. - 219 с.
10. Спасибенко, А.П. Писатели-народники [Текст] / А.П. Спасибенко. - М.: Просвещение, 1968. - 430 с.
11. Седоков, Е. Несколько слов об уездных училищах [Текст] / Е. Седоков // Воспитание. -1861. - № 2. - С. 65-71.
12. Синимский, П. Памяти барона Н.А. Корфа [Текст] / П. Синимский // Земство и народное образование. - 1914. - № 1. - С. 24-26.
13. Фармаковский, В.И. К вопросу о единой школе [Текст] / В.И. Фармаковский // Известия по народному образованию. - 1896. - № 10. - С. 60-68.
14. Фицула, М.М. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / М.М. Фицула. - Киев: Академия, 2002. - 528 с.
Reference
1. Bunakov N.F. Russian Mobile School. St. Petersburg: V. Bezobrazov i Co., 1881. P. 79. [in Russian].
2. Grigoryev V.V. The historical outline of the Russian school. М.: Mamontov, 1900. P. 589. [in Russian].
3. Gerasimov M.B. The organization of mobile schools in Russia. St.: Ligovka, 1881. P. 31. [in Russian].
4. Demkov M.I. State pedagogy, its development and tasks. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshchenia, 1913. № 8. P. 202-235. [in Russian].
5. Knyazkov S.A, Serbov N.I., Rogdestvenskii S.F. A sketch of the history of public education in Russia before the era of reforms of AlexanderII. Moscow: Izdatelstvo polza, 1910. P. 244. [in Russian].
6. Komarov A.F. Public schools: A guide for students in primary schools. Voronezh: Nizhnedevitsky, Zemlyan-sky i Zadonsky, 1885. P. 191. [in Russian].
7. Lyubchenko D. Higher elementary schools. Uchitelskii vestnik, 1917. № 1. P. 6-8. [in Russian].
8. Lebedev L. Religious education and the importance of travel to holy places. Narodnoe obrazovanie, 1903. № 1. P. 3-9. [in Russian].
9. Redkin P.G. The project of a public school with a six-year course. M.: Pechatnia S.P. Yakovleva, 1911. P. 219. [in Russian].
10. Spasibenko A.P. Writers - populists. M: Prosveshchenie, 1968. P. 430. [in Russian].
11. Sedokov E. A few words about the district colleges. Vospitanie, 1861. № 2. P. 65-71. [in Russian].
12. Sinimsky P. In memoriam of Baron Korf. Zemstvo i narodnoe obrasovanie, 1914. № 1. P. 24-26.
* [in Russian].
§ 13. Farmakovsky V.I. To the question of a unified school. Izvestiya narodnogo obrazovaniya, 1896. № 10.
^ P. 60-68. [in Russian].
Ш 14. Fitsula M.M. Pedagogyy. foev: Akademia, 2002. P. 528. [in Russian].
сведение об авторе: волик Елена Анатольевна,
аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования,
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author. Volik Elena Anatolievna,
Post-graduate student,
Department of Social Work,
Psychology and Pedagogy of Higher Education,
Kuban State University,
Krasnodar, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 373.7:378 ББК 74.47:74.480
Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков, Е.В. Евплова
реализация принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего образования
В статье рассматривается проблема реализации принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия вузов и ссузов. В представленном теоретическом исследовании анализируются такие смысловые категории, как «преемственность», «сетевое взаимодействие», «интеграция». Большое внимание в статье посвящено организации сетевого взаимодействия, а также основным проблемам, связанным с реализацией принципа преемственности в организациях среднего профессионального и высшего образования.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, высшее образование, преемственность, сетевое взаимодействие, интеграция, непрерывное образование. о
2 К
m
н
о ф
E.A. Gnatyshina, A.V. Savchenkov, E.V. Evplova
THE IMPLEMENTATION OF THE CONTINUITY PRINCIPLE IN THE CONDITIONS OF NETwORK INTERACTION OF ORGANIZATIONS IN SECONDARY PROFESSIONAL AND HIGHER EDUCATION
The article considers the problem of realization of principle of succession in the conditions of network interaction of high schools and colleges. In the presented theoretical study examines the semantic categories such as "continuity", "connectivity" and "integration". Great attention is paid to the organization of network interaction, as well as the main problems associated with the implementation of the principle of continuity in the organizations of secondary professional and higher education.
Key words: secondary vocational education, higher education, continuity, networking, integration, continuing education.
В настоящее время выпускники ву- профессионально мобильными и гото-зов и профессиональных образователь- вым к изменениям в окружающей дей-ных организаций должны обладать не ствительности. Изменения требований к только профессионализмом, но и быть выпускнику, привели к коррекции целей всесторонне развитой личностью, быть и подходов в образовании, в том числе и
ГО I
со ГО
СО со 2§
о го
rn Œ
фЮ
I- о
ф о О £
X <U
к 3
¡Ü о s >-о
CÛ 1-É §
Säe
X
го
Ф о
m s
ь °
0 о
s ф
Ф-& Ф о
с с
го о
И
1 ^
s ф
го I
ф о. CL О