Научная статья на тему 'Развитие народных школ России на рубеже XVIII-XIX столетий'

Развитие народных школ России на рубеже XVIII-XIX столетий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ / НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / УРОВНИ И ВИДЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PUBLIC SCHOOLS / NATIONAL SCHOOLS / LEVELS AND TYPES OF PUBLIC EDUCATION / LEGISLATIVE POLICY IN THE FIELD OF NATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волик Елена Анатольевна

В статье раскрыты социально-исторические и педагогические основания возникновения и развития народных школ в России прошлых веков. Представлен анализ содержательных и организационных факторов становления народного образования в контексте социальных и государственных изменений России XIX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PUBLIC SCHOOLS IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XIX CENTURY

The article discusses the socio-historical and pedagogical bases of public schools development in Russia in the previous centuries. The author deals with the content and management factors of the public education development in the context of social and governmental changes happened Russia in the XIX century.

Текст научной работы на тему «Развитие народных школ России на рубеже XVIII-XIX столетий»

УДК 37.012

Волик Елена Анатольевна

Volik Elena Anatolyevna

аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета

PhD student, Social Work, Psychology and Pedagogics of Higher Education Department, Kuban State University

РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ШКОЛ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVIII—XIX СТОЛЕТИЙ

DEVELOPMENT OF PUBLIC SCHOOLS IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XIX CENTURY

Аннотация:

Summary:

В статье раскрыты социально-исторические и педагогические основания возникновения и развития народных школ в России прошлых веков. Представлен анализ содержательных и организационных факторов становления народного образования в контексте социальных и государственных изменений России XIX столетия.

The article discusses the socio-historical and pedagogical bases of public schools development in Russia in the previous centuries. The author deals with the content and management factors of the public education development in the context of social and governmental changes happened Russia in the XIX century.

Ключевые слова:

народные школы, народные училища, уровни и виды народного образования, законодательная политика в области народного образования.

public schools, national schools, levels and types of public education, legislative policy in the field of national education.

Keywords:

Современное российское образование характеризуется появлением различных образовательных систем, обеспечивающих удовлетворение вариативных социальных запросов общества на образование личности. Влияние на школу приобретает процессы экономической, классовой стратификации общества. В связи с этим все большей популярностью в российском обществе пользуются альтернативные государственным образовательные учреждения: такие как общинные и религиозные школы, школы-пансионы, школы вечернего и выходного дня.

Особую актуальность в отношении происходящих процессов приобретает вопрос изучения исторического наследия в области школьного образования, в том числе такого направления народного образования XIX столетия, как народные школы. Этот исторический период характеризуется активным становлением социальной концепции единения народа под идеей российской государственности, стремлением реализовать идеалы просвещения во всех слоях населения. Интерес представляет сам феномен народных школ, не только по причине его фактической неизученности, но и как образовательного явления, обеспечивающего отражение идей народности, как системы, объединяющей государственные проявления и передачу исконного народного знания.

За исторический период с 1700 по 1890 гг. народная школа пережила несколько периодов своего развития: от образования до самоликвидации и активного распространения на всей территории России. Именно народная школа этого периода является исторической предшественницей современного школьного образования.

В энциклопедическом словаре А.М. Прохорова (1985) дается следующее определение народных школ: «Народные школы с 1864 года - общее название всех школ для низших слоев населения: народных сельских школ, народных училищ и главных народных училищ» [1, с. 860].

Народные школы в Росси XVIII в. никогда не считались входящими в государственную систему образования. Тем не менее задачи общественного развития, влияние идей просвещения Европы вдохновили императрицу Екатерину II организовать «Комиссию об училищах и призрения требующих», в результате работы которой появились проекты создания нижних городских и нижних деревенских училищ, средних училищ и училищ для иноверцев. Особое значение имел проект «О деревенских школах», так как деревенские школы создавались для образования детей от восьми до двенадцати лет. Мальчики должны были посещать эти школы обязательно, девочки по желанию родителей. В проекте предполагалось, что разветвленная сеть народных образовательных учреждений позволяла обеспечить обязательность образования для мужского населения. Продолжительность учебного курса в деревенских школах всего восемь месяцев. Проектирование деревенских школ проводилось по прусскому и австрийскому образцу. Преимущественно детей учили сельские священники. Только в особых случаях быть учителями разреша-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)

лось лицам с юридическим образованием. Содержание школ и оплату учителям вменялось производить помещикам на своих территориях. Нужно сказать, что, в отличие от сельских, в городских школах посещение занятий было обязательно и для девочек [2, с. 72].

Уже к 17 сентября 1770 г. был подготовлен план развития народных школ. В этом плане они рассматривались в единой системе образования и являлись начальной ступенью, необходимой для получения выходцам из простого народа дальнейшего образования. На основании приказа «Об общественном призрении» надзор за деятельностью народных школ был поручен обществам призрения. Необходимо признать, что открытие народных школ повсеместно сопровождалось множеством проблем, основной причиной которых являлось ничтожное, в 15 тысяч рублей, финансирование данного мероприятия.

Во многом своим существованием народные школы XVIII в. в России обязаны реформаторским идеям Дени Дидро. На основании созданного в 1755 г. Д. Дидро «Проекта популярного образования и науки» и при деятельном участии присланного по просьбе Екатерины II из Австрии Янковича де Мирево в России повсеместно открываются народные училища. По учебному плану Янковича все народные училища поделили на три разряда: малые, с двумя классами образования, средние, с тремя классами, и главные, с четырьмя классами обучения. Отличались народные училища различных разрядов не только количеством лет обучения, но и его содержанием. В малых народных училищах предполагалось обучать Закону Божьему, чтению, письму, основам грамматики, рисованию и арифметике. В средних народных училищах первые два года обучения содержание обучение дублировало обучение в малых училищах, а в третьем классе обучали основам катехизиса (книги христианских православных нравоучений и священной истории).

В главных училищах в старших классах в содержание обучения также прибавлялось преподавание геометрии, архитектуры, механики, физики, натуральной истории, или, говоря современным языком, естествознания, и немецкого языка.

Идея создания народных училищ как формы народных школ при Екатерине II приобрела государственный размах. 5 августа 1786 г. издается «Устав народных училищ», в котором впервые народное образование провозглашается делом государственным. По этому уставу выделялись два вида (разряда) народных училищ: главные, четырехгодичные, организуемые преимущественно в губернских городах, и малые, двухгодичные, организуемые в уездных городах, а также одногодичные, обучающие сельских школьников.

Необходимо отметить, что реформы Екатерины II оказали огромное влияние на развитие народного образования в России, так как впервые проявилась государственная инициатива в деле обучения народа грамоте и основам ремесел. Эта инициатива не только дала толчок к развитию интереса общества к образованию простого народа - замысел организации всеобщего образования формально закрепился в деятельности первой государственной образовательно-законодательной структуры «Императорское вольное экономическое и дружеское общество». О масштабах развернутого Екатериной II образовательного движения говорят следующие цифры. В 1786 г. главных и малых училищ считалось 40, в них обучалось 4398 учащихся, уже в 1796 г. их количество увеличивается до 316, и в них обучается уже 17 341 человек.

В дальнейшем темпы развития народного образования значительно снижаются, и в конечном счете деятельность народных училищ совершенно замирает. Основные причины такого угасания имели политический характер: укрепление крепостного права, кончина Екатерины II, приход к царствованию Павла I, не проявлявшего интереса к инициативам матери.

Однако такое положение дел не могло быть длительным, так как с приходом императора Александра II, проводимыми им социальными реформами, ликвидацией крепостного права назрела необходимость принятия новых социальных решений в области образования народа. П.Ф. Каптерев пишет: «Оставить крестьян в состоянии невежества было куда опаснее, чем дать возможность правильно пользоваться своей свободой» [3, с. 86].

В том же русле описывает образовательную ситуацию царствования Александра II К.Д. Ушинский: «Свобода от крепостной зависимости позволила обществу свободно развиваться и получать образование, а к народу пришло понимание, что прогресс возможен с улучшением быта и во многом зависит от него самого и от того, насколько хорошо народ воспользуется своим положением и новыми правами. С другой стороны, положение народа стало ему напоминать, что он мало подготовлен, и народ пожелал подготовить своих детей к новой жизни» [4, с. 552].

Поэтому 60-е гг. XIX столетия овеяны идеей народного просветительства, создания системы народного образования, построенного на основе серьезных педагогических теорий, методически грамотного, с одной стороны, с другой - учитывающего самобытность и традиции русского народа. Основные тенденции развития идей народного просвещения XIX в. касались обсуждения содержательных и организационных вопросов построения народной школы: какая она

должна быть, какого возраста должны быть учащиеся, что нужно сделать для социального становления и распространения народных школ.

В течение описываемого десятка лет в российском образовании сформировались и начали функционировать следующие виды народных школ:

- передвижные или подвижные школы. Они открывались в сельской местности при отсутствии централизованных школ на местности;

- начальные школы, функционировавшие при церквях: церковно-приходские школы, школы грамоты;

- начальные школы для взрослого населения: вечерние школы, воскресные школы; народные чтения, курсы для взрослых;

- городские начальные училища;

- переобучающие классы при средних школах и гимназиях;

- профессиональные школы при земствах, фабриках и заводах.

Повсеместное распространение народных школ выявило ряд проблем, явившихся предметом ожесточенных дискуссий передовой педагогической общественности. Так, В.Н. Сорока-Росинский пишет, что первая проблема в организации народного образования - это социальный разрыв между простым народом и социальной верхушкой и, как следствие, сложности в организации целостной системы образования. Вторая проблема заключалась в том, что большая часть населения России - это сельские жители, преимущественно неграмотные. Поэтому имеющееся количество народных школ не позволяло решить проблемы ликвидации безграмотности и ставило под сомнение саму реалистичность предприятия. Третья проблема заключалась в много-национальности государства, вследствие которой создание единой народной школы невозможно без учета территориальных и культурных традиций, быта и ментальных особенностей отдельных российских народностей [5, с. 28].

Поэтому в 1864 г., 14 июля, на основании законодательных решений, закрепленных «Положением про начальные народные училища», происходит объединение всех форм народного образования в единую образовательную систему народных училищ, руководство над которыми берут губернские советы и земские собрания. Как пишет В.В. Григорьев в «Историческом очерке русской школы» за 1900 г., на основании этого законодательного акта произошло объединение в единую структуру следующих видов школ:

- народных школ ведомства министерства народного просвещения;

- школ ведомства министерства государственного имущества и внутренних дел: удельного и горного, сельских училищ, содержащихся за счет общественных сборов;

- школ ведомства духовного подчинения: церковно-приходских училищ. Этот тип учебных заведений открывался казенным или без оного субсидирования, за счет местных сообществ и частных лиц;

- народных училищ, утверждаемых и содержащихся частными лицами разного звания [6, с. 479].

29 мая 1863 г. высочайшим мнением государственного императорского совета было постановлено учредить должность инспекторов народных училищ для наблюдения за образовательной деятельностью в 33 земских губерниях.

Нельзя сказать, что курс обучения в народных училищах позволял решить вопрос народного образования в России, так как строился преимущественно на изучении Закона Божьего, катехизиса, священной истории, элементарного чтения и освоения первых четырех действий арифметики, обучения церковному пению. Тем не менее реформы 1860-х гг. оказали поддержку в формировании народного самосознания, понимании необходимости формирования общероссийской народной системы образования, определили ступени и содержание образовательного процесса в школах для простого населения. Все это обеспечило объединение государственной и социальной систем в решении общезначимого вопроса народного образования.

Ссылки:

1. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 860.

2. Брикнер А. История Екатерины Второй. СПб., 1885. С. 72-97.

3. Каптерев П.Ф. Новые русские педагогические идеи // Русская школа. 1887. № 1. С. 86.

4. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений К.Д. Ушинского. СПб., 1875. С. 552.

5. Сорока В.Н. Путь русской национальной школы // Русская школа. 1916. № 9. С. 28.

6. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. С. 479.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.