Научная статья на тему 'Начальные народные училища в Российской империи последней четверти XIX века как вектор духовнонравственного воспитания'

Начальные народные училища в Российской империи последней четверти XIX века как вектор духовнонравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1634
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ТРУДОВАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ЗЕМСТВО / ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ELEMENTARY PEOPLE''S SCHOOL / CHURCH SCHOOL / SUNDAY SCHOOL / LABOR SCHOOL / TEACHERS'' SCHOOL / COUNTY / ORTHODOX DEPARTMENT / MINISTRY OF PEOPLES'' EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумерова Фарида Фатхулловна, Сибаева Гульсасак Мубараковна

Статья посвящена реформе народного образования, которая затронула российские начальные школы. Появление начальных школ, к которым относятся начальные народные училища, сельские училища, школы грамоты, трудовые школы, церковноприходские и воскресные школы, привело к тому, что дети низших сословий обрели возможность научиться читать и писать и получить основы пусть и элементарных, но все же научных знаний. Большая роль в процессе обучения детей отводилась церковным предметам Закону Божьему, Священной истории, церковному пению, которые помогали духовно-нравственному становлению детей. Кроме школ, где обучались дети низших сословий, в России создавались учительские школы, которые готовили кадры для работы в начальных народных училищах. В статье также раскрывается роль земства в организации начального народного образования, которое часто брало на себя все материальные затраты в процессе создания и функционирования начальных народных училищ. Церковноприходские и воскресные школы создавались за счет местных церковных приходов и контролировались ведомством православного вероисповедания. Но обучающий курс в таких школах состоял не только из церковных, но и светских предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY PUBLIC SCHOOL IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LAST QUARTER OF THE XIX CENTURY AS A VECTOR OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

The article is dedicated to the popular schooling reform which touched upon Russian elementary schools. The appearance of the elementary schools (among them elementary people's schools, rural schools, reading and writing schools, labor schools, church schools, Sunday schools) caused the increase of the literacy of the children who belonged to the low class population. Now they had a good chance to learn reading and writing and to get some elementary scientific knowledge. The children also learnt the church subjects: Religion, the Sacred History, and Church Music. They developed the moral qualities in children. Except schools, which the children of the low class visited, the teachers' schools were created in Russia where the specialists for the work in these schools were trained. The author of the article also concerns the importance of the county which financed the elementary schools and took part in the organization of these schools. The church and Sunday schools were created at the expense of the local church communities. They were under control of the Orthodox Department. But the pupils of these schools taught both church and general subjects.

Текст научной работы на тему «Начальные народные училища в Российской империи последней четверти XIX века как вектор духовнонравственного воспитания»

УДК 37

ГУМЕРОВА Фарида Фатхулловна Сибайский институт (филиал) Башкирский государственный университет г.Сибай, Россия [email protected]

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-184-189

Farida F. GUMEROVA Sibay Institute (Branch) Bashkir State University Sibay, Russia [email protected]

СИБАЕВА Гульсасак Мубараковна Сибайский институт (филиал) Башкирский государственный университет г.Сибай, Россия

НАЧАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА КАК ВЕКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Gulsasak M. SIBAEVA Sibay Institute (Branch) Bashkir State University Sibay, Russia

PRIMARY PUBLIC SCHOOL IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LAST QUARTER OF THE XIX CENTURY AS A VECTOR OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Статья посвящена реформе народного образования, которая затронула российские начальные школы. Появление начальных школ, к которым относятся начальные народные училища, сельские училища, школы грамоты, трудовые школы, церковноприходские и воскресные школы, привело к тому, что дети низших сословий обрели возможность научиться читать и писать и получить основы пусть и элементарных, но все же научных знаний. Большая роль в процессе обучения детей отводилась церковным предметам - Закону Божьему, Священной истории, церковному пению, которые помогали духовно-нравственному становлению детей. Кроме школ, где обучались дети низших сословий, в России создавались учительские школы, которые готовили кадры для работы в начальных народных училищах. В статье также раскрывается роль земства в организации начального народного образования, которое часто брало на себя все материальные затраты в процессе создания и функционирования начальных народных училищ. Церковноприходские и воскресные школы создавались за счет местных церковных приходов и контролировались ведомством православного вероисповедания. Но обучающий курс в таких школах состоял не только из церковных, но и светских предметов.

Ключевые слова: начальная народная школа, цер-ковно-приходская школа, воскресная школа, трудовая школа, учительская школа, земство, ведомство православного исповедания, Министерство народного просвещения

В последней четверти XIX в. происходят широкие перемены в российском начальном образовании.

В дореформенное время в России было крайне мало начальных народных школ. Особенно неудовлетворительным и в количественном, и в качественном отношении было положение таких школ в селах. Если при крепостном праве помещики иногда организовывали такие школы, то с его отменой подобные школы исчезли.

В организации народных школ большая роль отводится земству. Еще известный общественный деятель того времени барон П.Л. Корф отмечал, что «главная заслуга в создании народной школы... принадлежит тем свежим общественным силам, которые появились у нас в послереформенную эпоху, и прежде всего земству» [цит. по: 1, с. 447].

The article is dedicated to the popular schooling reform which touched upon Russian elementary schools. The appearance of the elementary schools (among them - elementary people's schools, rural schools, reading and writing schools, labor schools, church schools, Sunday schools) caused the increase of the literacy of the children who belonged to the low class population. Now they had a good chance to learn reading and writing and to get some elementary scientific knowledge. The children also learnt the church subjects: Religion, the Sacred History, and Church Music. They developed the moral qualities in children. Except schools, which the children of the low class visited, the teachers' schools were created in Russia where the specialists for the work in these schools were trained. The author of the article also concerns the importance of the county which financed the elementary schools and took part in the organization of these schools. The church and Sunday schools were created at the expense of the local church communities. They were under control of the Orthodox Department. But the pupils of these schools taught both church and general subjects.

Keywords: elementary people's school, church school, Sunday School, labor school, teachers' school, county, Orthodox department, Ministry of Peoples' Education

Б. Веселовский отмечает, что «первые земские деятели смотрели на начальное образование с точки зрения "поощрительной системы". Они вовсе не считали народную школу своим детищем; наоборот, они видели в ней для себя скорее обузу, которую приходится пока нести земству, впредь до того момента, пока достаточно разовьются инициатива и интерес населения к школе. Этот взгляд, в несколько смягченном виде, долго продолжал жить в земстве; земство долго оставалось как бы в стороне от школы» [1, с. 459].

Однако, к последней четверти XIX в. земства стали увеличивать расходы по содержанию начальных школ (именно хозяйственные расходы, то есть расходы по отоплению, освещению, ремонту помещений, по найму сторожей и т.п. Кроме того, именно на деньги земств открывались многие народные училища, как называли начальные школы, способствующие повышению грамотности населения.

Согласно «Положению о начальных народных училищах», в эти учебные учреждения «принимались дети всех сословий без различия вероисповедания» [3, с. 31]. Начальные народные училища, как сказано в «Положении», «имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [3, с. 29]. Приходские училища Министерство народного просвещения вообще советовало открывать повсеместно, поскольку они зачастую являлись единственной возможностью обучиться грамоте детям «нижних сословий».

В процессе организации народных училищ большая роль отводилась подбору кадров. В «Инструкции инспекторам народных училищ» (от 29 октября 1871 г.) говорилось: «В отношении личного состава преподавателей, инспектор обращает внимание на то: а. имеют ли они законное право на преподавание; б. обладают ли надлежащими нравственными качествами, способностями и познаниями, достаточными для преподавания предметов, указанных для начальных училищ, и отличаются ли усердием в отправлении своих обязанностей; в. пользуются ли должным уважением со стороны учащихся и общества, г. получают ли достаточное вознаграждение за труды свои» [2, с. 11]. При этом инспектору настоятельно рекомендовалось, кроме частого посещения уроков, проводить личные беседы с преподавателями, чтобы удостовериться в профессионализме каждого.

Инспектор также обязан был следить «за объемом и содержанием», «за методом и характером преподавания каждого из положенных в училищах учебных предметов» [2, с. 13]. Что же касается самих учебных предметов, ему рекомендовалось, кроме тех из них, которые носят обязательный характер, «прилагать старание, чтобы, по мере средств и возможности, были еще вводимы в них церковное пение, гимнастика и некоторые ремесла или мастерства, наиболее пригодные для той местности, где находится училище» [2, с. 13].

По предписанию Министерства народного просвещения в каждом народном училище должны были функционировать две библиотеки: библиотека учительская, «состоящая из учебных руководств, сочинений по части педагогики и вообще книг, могущих служить к дальнейшему самообразованию учителей», и библиотека ученическая, «состоящая из учебных руководств, книг для чтения и другого рода учебных пособий, собственно для употребления в классах и для чтения учениками» [2, с. 15].

Так, образовательная политика России была направлена на борьбу с таким социальным явлением, как неграмотность (особенно среди крестьянского населения). При этом чиновники Министерства были обеспокоены тем, что ученики начальных народных училищ по окончании училищ не имеют возможности поддерживать приобретенные в школе знания, «вследствие чего крайне затрудняется выполнение задачи народной школы». Поэтому Министерством было предписано, «чтобы ученики н ученицы, оканчивающие курс в народных училищах, были снабжаемы за счет училищных средств хотя бы небольшим запасом книг религиозно-нравственного содержания». «Такой дар, - сказано в «Инструкции инспекторам народных училищ», - будучи самым благим напутствием школы выходящим из нее ученикам и ученицам, доставит им вместе с тем возможность поддерживать в себе наиболее необходимые в жизни знания из школьного образования, каковы знания по Закону Божию и умение читать» [2, с. 15].

Важным нововведением начального школьного образования было то, что в народных училищах, особенно сельских, имели право, по мере возможности, обучаться девочки. При этом «в случае невозможности учреждения для девочек отдельных училищ» допускалось «совместное обучение девочек с мальчиками в одних и тех же училищах с соблюдением следующих условий: а) чтобы девочки были не старше 12 лет и б) чтобы мальчики и девочки помещались в классах на разных скамьях» [2, с. 21].

Наряду с общеобразовательными учреждениями, в 1880-е годы XIX в. начинали открываться профессиональные школы, готовившие рабочие кадры, то есть ремесленников. При этом «учреждения, в которых происходит только обучение ремеслам и не преподаются какие-либо общеобразовательные предметы», должны были носить названия мастерских [2, с. 13]. Но создавались такие заведения только для лиц мужского пола. Что же касается девочек, то для них просто на уроках в народных училищах вводилось «обучение рукоделиям, приноровленным к простому быту и местным нуждам населения» [2, с. 22].

Программа начальных церковных училищ была рассчитана на три года. Таким образом, в них было три класса, или, как говорили, три отделения: младшее, среднее, старшее. Предметы, которые преподавались в училищах, были самыми элементарными: чтение, письмо, чистописание, арифметические упражнения, церковнославянское чтение, русское чтение, письменные грамматические упражнения, церковное пение, Закон Божий. Больше всего часов отводилось на Закон Божий и русское чтение.

Большое внимание в училищах уделялось написанию изложений и сочинений. При этом в сельских народных училищах касались преимущественно фактов и предметов крестьянского быта и окружающей обстановки или церковной жизни. Например, «Обработка поля», «Четыре времени года», «Встреча и проводы какого-либо праздника», «Крестный ход», «Наше село», «Пасхальная заутреня», «Земледельческие работы» и т.д. Перед исполнением таких работ, как правило, составлялся план и своего рода «устная репетиция» в классе, где каждый из учеников представлял свое видение данной темы устно.

Проверка знаний шла при помощи экзаменационных испытаний, которые проводились в конце каждого года обучения, а после прохождения всего курса назначались выпускные экзамены.

По каждому предмету на экзаменах были свои требования. Например, по церковнославянскому языку от ученика требовалось, чтобы «он, во-первых, читал в любом месте Евангелие толково, умеренно бегло, по знакам и ударениям, выговаривая слова так, как требуется по-славянски, а не так, как говорят и как того требует русское чтение, и, во-вторых, чтобы мог передавать прочитанное в самостоятельном свободном пересказе». По русскому чтению требовалось, «чтобы ученики читали свободно, выразительно и осмысленно любую книжку, но лишь такого содержания, которое соответствовало бы возрасту и способностям учащихся; прочитанное ученики должны передавать своими словами и самостоятельно; иногда необходимо, впрочем, предлагать и вопросы, особенно в тех случаях, когда статья... заключает в себе много непонятных слов». По арифметике «ученики должны сознательно усвоить четыре действия над простыми и составными именованными числами и решать, как письменно, так и умственно, несложные задачи, какие могут встретиться в обыденной жизни». На уроках Закона Божия требовалось «знание молитв с переводом и кратким объяснением, истории Ветхого и Нового Завета, Богослужения и краткого катехизиса» [5, с. 364-365].

Из всех существующих в последней четверти XIX в. типов народных школ особым образом выделялись церковно-приходские и воскресные школы, находящиеся в подчинении ведомства Православного Исповедания.

Начало, положенное в основу программ этих школ, заключалось в том, что эти школы были призваны не только учить детей, сообщая им «начальные познания, но и воспитывать их в духе Святой Церкви». Следовательно, дети должны были изучать как предметы начального образования (такие как русский язык, письмо, начальная арифметика), так и «утверждаться в добром христианском настроении», чему способствовала широкая

программа предметов церковного характера. На изучение таких предметов, как Закон Божий, Священная история, церковнославянская грамота, церковное пение, отводилось большее количество часов, чем в других народных училищах. Таким образом, забота учителя церковно-приходской школы должна была быть направлена как на образование ума, так и на развитие сердца.

В.К. Саблер, один из известнейших политических деятелей того времени, которого волновали проблемы школьного образования, писал: «Не расчленять ребенка и влиять исключительно на одну из сторон его бытия, а воздействовать на него во всей полноте его умственных, духовных и физических сил - таково должно быть отношение к нему школы» [7, с. 396]. «Подготовляя своих учеников, - обращался он к учителям, - вы, конечно, научите их читать и писать, обучите счислению, пройдете все предметы, указанные программой, дадите их уму ту сумму познаний, которая потребна для них. Но цели своей вы не достигнете, если ваши ученики будут только уметь решать арифметические задачи и писать без грамматических ошибок. Для успеха школы этого мало, - нужно, чтобы вы, неразлучно со священником и под его руководством, сумели повлиять и на развитие сердца ваших питомцев. Прежде всего прилагайте старания к тому, чтобы ученики были искренне и нелицемерно верующими людьми, чтобы они были добрыми христианами.» [7, с. 396].

Кроме церковно-приходских школ, в России существовала целая сеть воскресных школ, в которых обучение проводилось «по воскресным и праздничным дням во вне-богослужебное время». Открывались такие школы «с разрешения епархиального училищного совета», а если они учреждались «при фабриках или заводах - по сношении с губернским начальством».

В воскресные школы принимались как дети, так и взрослые. Обучение в них производилось в объеме курса одноклассных церковно-приходских школ. При этом, как сказано в «Положении о церковных школах ведомства Православного Исповедания», «с разрешения епархиального училищного совета, могут быть открываемы рукодельные классы и уроки черчения и технического рисования» [6, с. 404].

При городских и сельских приходах, а также при монастырях открывались и так называемые школы грамоты, обучение в которых продолжалось два года. Их воспитанники изучали в этих школах те же предметы, что и в церковных (церковно-приходских и воскресных) школах, но с той разницей, что часы на изучение «светских» предметов были сокращены до минимума, как и само количество этих предметов (дети обучались в основном грамоте и «четырем правилам арифметики»).

В ведении епархиального управления были и так называемые учительские школы, которые делились на две категории: второклассные и церковно-учительские школы.

Целью второклассных школ была подготовка педагогов для школ грамоты. В эти учебные заведения принимались «окончившие курс в начальных учебных заведениях и имеющие от 13 до 17 лет отроду». В женские второклассные школы разрешалось принимать получивших домашнее образование.

Курс учения в этих школах продолжался три года. В программу этих школ входили как предметы, которые воспитанники изучали уже (арифметика, чистописание, Закон Божий, церковное пение и пр.), так и курс географии, черчения, рисования, а также дидактика как предмет профессиональной направленности. Указывалось также, что в курс второклассных школ, «с разрешения епархиального училищного совета, может быть введено обучение иконописанию, музыке, ремеслам и сельскому хозяйству, в виде дополнительных уроков» [6, с. 404].

Церковно-учительские школы готовили преподавателей для начальных училищ всех разрядов. В них принимались молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие «курс второклассных школь или иных учебных заведений, курс коих не ниже курса второклассных школ» [6, с. 405].

В церковно-учительских школах, где учились три года, список предметов был расширен. Так, в них изучали, к примеру, не только церковную историю, но и русскую и всеобщую историю, к арифметике добавились еще основы геометрии и землемерие. Был

введен еще и такой предмет, как «сведения о природе, ее силах и явлениях», то есть природоведение, говоря современным языком [6, с. 405].

Начиная с 1880 г. до конца столетия система начального образования пополнилась большим количеством начальных учебных заведений разных типов. Сначала в России создавались сельские и церковно-приходские школы, потом, уже после 1990 г., начали преобладать светские народные училища, подведомственные Министерству народного просвещения и содержащиеся преимущественно за счет земств и государственной казны, а также разного рода пожертвований. Количество таких школ возрастало с каждым годом.

Народные училища оказали неоценимую помощь в образовании и воспитании детей низших сословий, которым престижное образование (лицеи, гимназии) было недоступно. Народная школа много давала детям, поскольку «образование, хотя бы и начальное, всегда расширяет умственный кругозор человека и непременно вносит свет во все его житейские дела и отношения» [4, с. XI].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Веселовский Б. История земства за сорок лет. Т. 1. - СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1909. - 725 с.

2. Высочайше утвержденная 29 октября 1871 г. инструкция инспекторам народных училищ / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. - М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. - С. 29-54.

3. Высочайше утвержденное 25 мая 1874 года Положение о начальных народных училищах / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. - М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. - С. 363-367.

4. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. - М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. - 470 с.

5. Об экзаменах в начальных народных училищах (Заметки сельского учителя) / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. - М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. - С. 363-367.

6. Положение о церковных школах ведомства Православного Исповедания / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. - М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. - С. 401406.

7. Саблер В.К. Наставление учащим лицам / Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / Сост. А. Анастасьев. В 2-х т. Т. 1. - М.: Издание В.Д. Ступина, 1903. - С. 395-401.

REFERENCES

1. Veselovskij B. Istorija zemstva za sorok let. T. 1. [History of the Zemstvo for forty years. Vol. 1]. SPb: Publishing O.N. Popov, 1909. 725 p.

2. Vysochajshe utverzhdennaja 29 oktjabrja 1871 g. instrukcija inspektoram narodnyh uchilishh. Narodnaja shkola. Rukovodstvo dlja uchitelej i uchitel'nic nachal'nyh narodnyh uchilishh. Nas-tol'naja spravochnaja kniga. [His Majesty approved 29 Oct. 1871 manual the inspectors of national schools. Public school. A guide for teachers of elementary public schools. Table reference book]. Ed. A. Anastasiev. In 2 t. T. 1. M.: Publishing V.D. Stupin, 1903. Pp. 29-54.

3. Vysochajshe utverzhdennoe 25 maja 1874 goda Polozhenie o nachal'nyh narodnyh uchilishhah. Narodnaja shkola. Rukovodstvo dlja uchitelej i uchitel'nic nachal'nyh narodnyh uchilishh. Nas-tol'naja spravochnaja kniga. [His Majesty approved may 25, 1874, the Statute on elementary public schools. Public school. A guide for teachers of elementary public schools. Table reference book]. Ed. A. Anastasiev. In 2 t. T.1. M.: Publishing V.D. Stupin, 1903. Pp. 363-367.

4. Narodnaja shkola. Rukovodstvo dlja uchitelej i uchitel'nic nachal'nyh narodnyh uchilishh. Nas-tol'naja spravochnaja kniga. [Folk school. A guide for teachers of elementary public schools. Table reference book] Ed. A. Anastasiev. In 2 t. T. 1. M.: Publishing V.D. Stupin, 1903. 470 p.

5. Ob jekzamenah v nachal'nyh narodnyh uchilishhah (Zametki sel'skogo uchitelja). Narodnaja shkola. Rukovodstvo dlja uchitelej i uchitel'nic nachal'nyh narodnyh uchilishh. Nastol'naja spravochnaja kniga. [About examinations in primary public schools (Notes rural teachers). folk school. A guide for teachers of elementary public schools. Table reference book]. Ed. A. Anastasiev. In 2 t. T. 1. M.: Publishing V.D. Stupin, 1903. Pp. 363-367.

6. Polozhenie o cerkovnyh shkolah vedomstva Pravoslavnogo Ispovedanija. Narodnaja shkola. Rukovodstvo dlja uchitelej i uchitel'nic nachal'nyh narodnyh uchilishh. Nastol'naja spravochnaja kniga. [The position of Church schools Department of the Orthodox. Folk school. A guide for teachers of elementary public schools. Table reference book]. Ed. A. Anastasiev. In 2 t. T. 1. M.: Publishing V. D. Stupin, 1903. Pp. 401-406.

7. Sabler, V. K. Nastavlenie uchashhim licam. Narodnaja shkola. Rukovodstvo dlja uchitelej i uchitel'nic nachal'nyh narodnyh uchilishh. Nastol'naja spravochnaja kniga [Instruction teaching. Folk school. A guide for teachers of elementary public schools. Table reference book]. Ed. A. Anastasiev. In 2 t. T. 1. M.: Publishing V. D. Stupin, 1903. Pp. 395-401.

Информация об авторах:

Гумерова Фарида Фатхулловна, кандидат

педагогических наук, доцент, кафедра

педагогики и психологии, Сибайский институт

(филиал), Башкирский государственный

университет,

г.Сибай, Россия

[email protected]

Сибаева Гульсасак Мубараковна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Сибайский институт (филиал), Башкирский государственный университет, г.Сибай, Россия

Получена: 26.09.2017

Для цитирования: Гумерова Ф.Ф., Сибаева Г.М. Начальные народные училища в Российской империи последней четверти XIX века как вектор духовно-нравственного воспитания. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 2. с.184-189. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-184-189.

Information about the authors:

Farida F. Gumerova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Sibay Institute (Branch), Bashkir State University, Sibay, Russia [email protected]

Gulsasak M. Sibaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Sibay Institute (Branch), Bashkir State University, Sibay, Russia

Received: 26.09.2017

For citation: Gumerova F.F., Sibaeva G.M. Primary public school in the Russian empire in the last quarter of the XIX century as a vector of spiritual and moral education. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 5 Part. 2. Pp. 184-189.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-184-189. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.