Научная статья на тему 'Начальные школы при семинариях и училищах «Девиц духовного звания»1'

Начальные школы при семинариях и училищах «Девиц духовного звания»1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / SUNDAY SCHOOL / ОБРАЗЦОВАЯ ШКОЛА / ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / SEMINARY / ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / DIOCESAN SCHOOL / MODEL SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монякова О. А.

В последнее время в отечественной историографии уделяется значительное внимание церковноприходской школе. При этом такой тип учебного заведения, как начальные воскресные или образцовые школы при духовных семинариях и женских епархиальных училищах, практически совсем обделен вниманием исследователей. Данная статья призвана в некоторой степени заполнить этот историографический пробел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY SCHOOLS BASED AT SEMINARIES AND CLERGY GIRLS SCHOOLS

Russian historiography has recently devoted considerable attention to parochial schools. To add to this, such type of educational institutions as primary Sunday schools or schools based at theological seminaries and diocesan women's colleges hardly gets any researchers attention. This article is intended fill this historiographical gap to some extent.

Текст научной работы на тему «Начальные школы при семинариях и училищах «Девиц духовного звания»1»

#

НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПРИ СЕМИНАРИЯХ И УЧИЛИЩАХ «ДЕВИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ»1

PRIMARY SCHOOLS BASED AT SEMINARIES AND «CLERGY GIRLS» SCHOOLS

О. А. Монякова

В последнее время в отечественной историографии уделяется значительное внимание церковноприходской школе. При этом такой тип учебного заведения, как начальные воскресные или образцовые школы при духовных семинариях и женских епархиальных училищах, практически совсем обделен вниманием исследователей. Данная статья призвана в некоторой степени заполнить этот историографический пробел.

Ключевые слова: воскресная школа, образцовая школа, духовная семинария, епархиальное училище.

O. A. Monyakova

Russian historiography has recently devoted considerable attention to parochial schools. To add to this, such type of educational institutions as primary Sunday schools or schools based at theological seminaries and diocesan women's colleges hardly gets any researchers' attention. This article is intended fill this historio-graphical gap to some extent.

Keywords: Sunday school, model school, seminary, diocesan school.

С началом модернизации страны в 1860-е гг. и проведением ряда реформ, в том числе вызвавших к жизни земские органы местного самоуправления, Русская православная церковь перестает быть единственным и главным участником процесса формирования духовной жизни человека и культурно-образовательного пространства российской провинции. Еще до опубликования в 1864 г. Положения о земских органах самоуправления и начала повсеместной практической деятельности земств в 1866-1867 гг. в российском обществе имела место острая дискуссия о роли духовенства в деле образования и духовного просвещения освобожденного от крепостной зависимости народа. Она разворачивалась на фоне ослабевающего авторитета церкви в образованной части общества, в котором, по замечанию современницы, «теперь принято не верить в Бога и его промысел и пренебрегать церковными обрядами» [1].

Стратегическое значение, на наш взгляд, в сложившейся ситуации соперничества между светской и духовной школой за приоритет в деле народного образования имел вопрос подготовки учительских кадров.

В светской системе образования к концу 1869 г. существовали следующие учреждения для подготовки учителей начальных народных школ: старейшая по времени Дерптская учительская семинария для Прибалтийского края; Молодечненская учительская семинария для северо-западного края; учительские семинарии: Кубанского казачьего войска в Кавказском учебном округе; в Могилеве, устроенная за счет крестьян, в Новгороде и Рязани; земские летние учительские курсы в Новгородской и Рязанской губерниях и в Новосильском уезде Тульской губернии [2]. Духовное ведомство специаль-

ной подготовкой учителей для народной школы до этого не занималось вовсе.

Тем не менее первым, чем Церковь отреагировала на попытку минимизации светским обществом роли духовенства в деле народного образования, стало усиление внимания церковного ведомства к проблеме подготовки собственных педагогических кадров, которое особенно усилилось с назначением обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. А. Толстого «по совместительству» министром народного просвещения в 1866 г. Следует отметить, что найденная церковью форма подготовки собственных кадров для церковных школ стала для того времени своеобразным новшеством в педагогике, которым впоследствии воспользовались и земства, учреждая педагогические классы при своих гимназиях. Речь в данном случае идет о решении ввести в курс обучения в духовных семинариях и женских епархиальных училищах с 1866/67 учебного года педагогику, а для совершенствования полученных теоретических знаний на практике открыть при них специальные воскресные школы, где преподавателями должны выступать семинаристы или воспитанницы женских духовных училищ [3].

При том внимании, которое уделяется в последнее время в отечественной историографии церковной школе [4-7], этот тип учебного заведения практически совсем обделен вниманием исследователей. Данная статья призвана в некоторой степени заполнить этот историографический пробел.

Заметим, что данное начинание церкви, законодательно инициированное сверху, тем не менее началом своим имеет инициативу с мест, о чем сообщают годовые отчеты епархиальных преосвященных некоторых епархий. В значительной мере это касается женских духовных

1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. ГК № П 563 от 17 мая 2010 г.

Ф

училищ, содержавшихся исключительно на местные средства, где о применении их выпускниц на педагогическом поприще задумались раньше, чем в мужских духовно-учебных заведениях, основной целью которых все же оставалась подготовка священнослужителей для церковных приходов Империи. Уже в Отчете обер-прокурора за 1866 г. встречается упоминание о том, что «в некоторых епархиях распоряжения местных начальств касательно ознакомления воспитанниц женских духовных училищ с педагогическими приемами предупредили предложение» обер-прокурора [8].

В 1867 г. число таких школ возросло до 37 при имевшихся в Российской империи в том году 50 духовных семинариях и 28 женских епархиальных училищах, то есть 47,4% средних духовно-учебных заведений уже на первом году действия Высочайшего распоряжения имели при себе воскресные школы. Количество учащихся в некоторых из них было довольно значительно. Так, в школах Самарской, Полтавской, Кишиневской, Владимирской и других епархий оно превышало 100 человек. Здесь были не только дети, но и взрослые в возрасте от 18 до 40 лет. По большей части воскресные школы посещались детьми бедных классов; но довольно значительный процент учащихся в некоторых школах составляли дети купцов, духовных лиц, чиновников [9]. Преподавание всех предметов производилось в этих школах «по новейшим методам и по лучшим учебным руководствам воспитанниками старших классов семинарии под руководством наставника педагогики и под наблюдением семинарского ректора».

Вероятно, в силу соединения руководства двумя ведомствами в лице одного человека - Д. А. Толстого, воскресные школы при духовных семинариях пользовались финансовой поддержкой министерства народного просвещения, которое, например, в 1867 г. 33 подобным школам при семинариях выделило денежное пособие в размере 100 руб. для каждой на «обзаведение учебными принадлежностями» [9]. При всем бюджете обычной церковно-приходской школы, не превышавшем, как правило, 100 руб. в год, выделение точно такой же суммы только на приобретение учебных пособий говорило о заинтересованности государства в подобных школах. К 1877 г. данное «вспомоществование» было доведено до 300 руб. на школу [10]. Мало того, некоторые школы, как, например, при Олонецкой, Вологодской, Архангельской, Витебской, Екатеринославской и др. семинариях, содержались исключительно на средства министерства народного просвещения [11].

Эти начальные школы имели двоякое назначение: для учащихся семинарий и женских училищ, изучавших педагогику, они служили местом, где они могли под руководством наставников «прилагать к делу теоретические педагогические познания», знакомиться с разнообразными условиями, «какими окружено бывает в действительности преподавание в первоначальных народных школах», и приобретать способность преодолевать встречающиеся затруднения». Для посещавших школу детей и взрослых они имели значение обыкновенных начальных

школ, которые давали им элементарное образование. Круг преподаваемых в начальных школах предметов определялся Положением о начальных училищах 1864 г. Во всех школах преподавался Закон Божий, чтение, письмо, начала арифметики и церковное пение. В некоторых же по местным требованиям эта программа расширялась [12]. Воскресные школы при некоторых семинариях, как более благоустроенные, пользовались особым доверием со стороны местных жителей, которые с охотою посылали в них детей своих для учения, и вследствие чего число обучавшихся нередко было довольно значительным для подобного рода школ.

В 1879-1880 гг. произошла смена руководства в обоих ведомствах, которое стало проводить уже свою политику в этом направлении. Воскресные школы при духовных семинариях перестали интересовать Святейший Синод и министерство народного просвещения, государственная поддержка их прекратилась несмотря на то, что в отчете 1879 г. по-прежнему отмечалось их полезное значение [13].

Начальные школы при женских епархиальных училищах, неизменно содержавшиеся на местные епархиальные средства и никогда не получавшие государственного пособия, продолжали свое существование, несмотря на все законодательные перемены. Например, в 1886 г. при 6 училищах были устроены воскресные школы; при других 6 училищах - епархиальные начальные школы, а при трех - приюты для малолетних детей, в которых отрабатывали свои педагогические навыки выпускницы этих училищ [14].

В результате принятия 22 августа 1884 г. новых уставов духовных семинарий и училищ педагогика была исключена из их программ, оставлена только дидактика. Для практических занятий воспитанников 5-х и 6-х классов, слушавших дидактику, учреждались при семинариях начальные школы, получившие название образцовых, с ежедневными уроками под руководством учителя дидактики и под наблюдением ректора [15]. Аналогичные школы позднее были созданы и при женских епархиальных училищах. Эти школы мало чем отличались от своих предшественниц, воскресных школ, а скорее являлись их приемниками, только в изменившихся политических условиях. Просуществовали подобные учебные заведения до 1917 г.

Таким образом, вопреки устоявшемуся в отечественной историографии мнению о лидирующем положении светской земской школы в начальном народном образовании Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ в., мы видим, что духовное ведомство прилагало все усилия, чтобы не сдавать своих позиций. А по некоторым направлениям, в частности в подготовке учительских кадров, оно даже опережало земскую инициативу. Созданные Святейшим Синодом при духовных семинариях и женских училищах сначала воскресные, а затем образцовые начальные школы хотя и функционировали лишь в городах, внесли свой определенный вклад не только в подготовку учителей для начальной школы, но и в распространение грамотности среди простого населения России.

$

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854-1886). - М.; Л., 1934. - С. 240.

2. Журнал МНП. -1869. - Декабрь.

3. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1866 год. - СПб., 1867. - С. 70-71, 92-93.

4. Красницкая Т. А. Духовное начальное образование в провинциальной России. XIX - начало XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской епархий). - Шуя, 2006.

5. Красницкая Т. А. Церковно-школьное образование в Шуйском уезде Владимирской губернии.

XIX - начало ХХ вв. - Шуя, 2010.

6. Кукушкина Н. А. Роль церкви в создании системы начальных школ в Олонецкой губернии в конце XIX - начале ХХ века // Кижский вестник: Сб. статей / Отв. ред. И. В. Мельников. -Петрозаводск, 2001.

7. Монякова О. А. Организация начального образования в России во второй половине XIX - начале

XX века (по материалам Владимирской губернии) // Федерализм. - 2010. - № 1. - С. 195208.

8. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1866 год. - СПб., 1867. - С. 92-93.

9. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за

1867 год. - СПб., 1868. - С. 135-139.

10. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1877 год. - СПб., 1878. - С. 199-200.

11. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1875 год. - СПб., 1876. - С. 165.

12. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за

1868 год. - СПб., 1869. - С. 203-207.

13. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1879 год. - СПб., 1881. - С. 165-166.

14. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1886 год. - СПб., 1887. - С. 171.

15. Уставы православных духовных семинарий и училищ, Высочайше утвержденные 22 августа 1884 г. с относящимися к ним Постановлениями Святейшего Синода. - СПб., 1908. -С. 93-94.

КНИГА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗГЛЯДАХ РОССИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, УЧЕНЫХ, ПЕДАГОГОВ XVIII - НАЧАЛА XX в.

BOOK AND TECHNOLOGICAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE VIEWS

OF RUSSIAN THINKERS, SCIENTISTS AND TEACHERS OF THE 18th TO EARLY 20th CENTURIES

И. А. Карабанов

В статье рассматриваются воззрения некоторых российских мыслителей и педагогов XVIII - начала XX в. на роль учебной книги в общеобразовательном процессе и трудовой (технологической) деятельности школьников. Эти взгляды дали начало последующему становлению и развитию материальных и информационных технологий в трудовом обучении и технологическом образовании средней школы.

I. A. Karabanov

The article examines views of some Russian thinkers and teachers of the 18th to early 20th centuries on the role of textbooks in the educational process and manual work (technological) activity of schoolchildren. These views gave start to further formation and development of material and information technologies in manual work training and technological education in secondary school.

Ключевые слова: историко-педагогическое наследие, учебник технологии, технологическая деятельность школьников.

Keywords: historical pedagogical heritage, textbook on technology, technological activity of school children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.