Научная статья на тему 'Музыкальное образование в земских начальных училищах России конца XIX — начала XX века'

Музыкальное образование в земских начальных училищах России конца XIX — начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / начальная школа / земская школа / практика / обучение / музыка / пение. / musical education / primary school / zemstvo school / practice / training / music / singing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н П. Рихтер

В статье рассмотрен вопрос о музыкальном образовании в земских начальных училищах России конца XIX — начала ХХ века. Показано, что музыкальное образование в земских начальных училищах осуществлялось в рамках предмета «пение», который был не обязательным, а «дополнительным». Приведены статистические сведения о преподавании пения в земских начальных училищах в различных регионах страны. Определены цель, содержание, методы, формы и результаты обучения пению, используемые учебные пособия. Представлены данные о преподавателях пения, подготовке народных учителей, заботе земств о музыкальном образовании учеников начальных училищ. Приводятся сведения о включении в смету земских расходов на содержание школ должности инспектора по пению и музыке, вознаграждении учителей земских школ за преподавание пения, о приобретении учебных пособий, музыкальных инструментов, об организации педагогических курсов по пению и обучению игре на музыкальных инструментах для учителей народных школ. Затронута проблема признания отдельными земскими учреждениями важности музыкального образования для учеников начальных школ, необходимости утверждения пения в земских начальных училищах в качестве обязательного школьного предмета. Доказано, что в большинстве земских школ было внимательное, серьезное отношение к музыкальному образованию детей, предпринимались попытки обсуждения и решения данного вопроса, выделения на это финансовых средств. При этом в отдельных школах имелись факты отсутствия обучения школьников пению, пренебрежения музыкальным образованием детей, наличия случайного состава преподавателей, неспособных вести данный предмет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL EDUCATION IN ZEMSTVO* PRIMARY SCHOOLS OF RUSSIA AT THE END OF 19TH – THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

The article addresses the issue of music education in zemstvo primary school in Russia at the end of the 19th beginning of the 20th century. It is shown that music education in zemstvo primary schools was carried out within the framework of the subject «singing», which was not obligatory, but «additional». The statistical data on the teaching of singing in the zemstvo primary schools in various regions of the country are given. The purpose, content, methods, forms and results of learning to singing, used teaching aids are defined. The data on teachers of singing, the preparation of national teachers, the care of zemstvo about the musical education of pupils of primary schools are presented. Provides information on the inclusion in the estimate of the zemstvo expenditures on the maintenance of schools as an inspector of singing and music, remuneration of teachers of zemstvo schools for teaching singing, on acquiring textbooks, musical instruments, organizing pedagogical courses on singing and learning to play musical instruments for teachers in public schools. . The problem of recognition of the importance of music education for primary school pupils by individual zemstvo institutions, the need to approve singing in zemstvo primary schools as a compulsory school subject has been touched upon. It was proved that in most zemstvo schools there was a careful, serious attitude to the musical education of children, attempts were made to discuss and solve this issue, to allocate funds for this. At the same time, in some schools there were facts of a lack of schoolchildren learning to sing, disregard for the musical education of children, the presence of a random com

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование в земских начальных училищах России конца XIX — начала XX века»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.3

Н. П. Рихтер

Учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», г. Красногорск

E-mail: [email protected]

Nina P. Rikhter

Primary school teacher, Secondary School No. 14, Krasnogorsk, Russia

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕМСКИХ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассмотрен вопрос о музыкальном образовании в земских начальных училищах России конца XIX — начала ХХ века. Показано, что музыкальное образование в земских начальных училищах осуществлялось в рамках предмета «пение», который был не обязательным, а «<дополнительным». Приведены статистические сведения о преподавании пения в земских начальных училищах в различных регионах страны. Определены цель, содержание, методы, формы и результаты обучения пению, используемые учебные пособия. Представлены данные о преподавателях пения, подготовке народных учителей, заботе земств о музыкальном образовании учеников начальных училищ. Приводятся сведения о включении в смету земских расходов на содержание школ должности инспектора по пению и музыке, вознаграждении учителей земских школ за преподавание пения, о приобретении учебных пособий, музыкальных инструментов, об организации педагогических курсов по пению и обучению игре на музыкальных инструментах для учителей народных школ. Затронута проблема признания отдельными земскими учреждениями важности музыкального образования для учеников начальных школ, необходимости утверждения пения в земских начальных училищах в качестве обязательного школьного предмета. Доказано, что в большинстве земских школ было внимательное, серьезное отношение к музыкальному образова-

Как цитировать статью: Рихтер Н. П. Музыкальное образование в земских начальных училищах России конца XIX — начала XX века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С. 52-66. Б01 10.24411/2224-0772-2019-10030

нию детей, предпринимались попытки обсуждения и решения данного вопроса, выделения на это финансовых средств. При этом в отдельных школах имелись факты отсутствия обучения школьников пению, пренебрежения музыкальным образованием детей, наличия случайного состава преподавателей, неспособных вести данный предмет.

Ключевые слова: музыкальное образование, начальная школа, земская школа, практика, обучение, музыка, пение.

Осмысление практики музыкального образования в современной начальной школе невозможно без обращения к историческому опыту. При этом важным является понимание того, как обогатил данный опыт историческую память и «какие уроки следует извлечь, продолжая традицию совершенствования российского образования, придания ему статуса общенациональной ценности» [19, с. 145].

Одним из направлений исследований может стать изучение специфики музыкального образования в отечественных земских начальных училищах конца XIX — начала ХХ века, которые были мощным звеном начального образования в пореформенной России.

Первого января 1864 года было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно документу, к ведению земств в числе прочего было отнесено «попечение о развитии средств народного образования». Земству предоставлялась забота преимущественно о материальной стороне народной школы [8, с. 17].

Позднее, представляя Государственному совету «Положение о начальных народных училищах» (1864), министр народного просвещения А. В. Головин отмечал: «Правительству невозможно принять содержание народных школ на свой счет, а потому дальнейшая судьба их, без сомнения, будет зависеть исключительно от степени сочувствия к ним местных обществ» [13, с. 88].

Расходы земства на народное образование постоянно возрастали. Так, если в 1868 году они составляли 5% земского бюджета, то в 1906-м — 20,4%, причем у трети земств они достигали 30, а в 13 земствах — 40% земского бюджета. Таким образом, земство несло на себе значительную долю расходов на начальную народную школу [4, с. 406-407, 408].

Земское образование развивалось интенсивно. По свидетельству Н. В. Чехова, «в 1911 году в 46 губерниях центральной России, представляющих собственно главное историческое ядро русского государства, преобладающим типом училищ является тип земской школы» [14, с. 148].

Земские школы считались лучшими по постановке учебно-воспитательной работы. В них не только преподавали чтение, письмо и счет, но и давали на уроках объяснение чтения, сведения по естественной истории и географии. Курс обучения в школах продолжался три года [29, с. 75].

Главной целью всей системы школьного обучения прогрессивные земские учителя считали развитие и совершенствование душевных сил и способностей ребенка [20, с. 166]. Так, например, на съезде деятелей по народному образованию Московского уездного земства (1914) основная задача начальной школы определялась так: «Развить в детях интерес и сознательное отношение к себе и ко всему окружающему, воспитать способность к самостоятельному умственному развитию и творческой работе» [20, с. 111]. Важнейшей целью образования в земских училищах признавалось также «религиозно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся». Эту цель преследовали, например, в 1912 году, в земских школах Осинского уезда Пермской губернии [5, с. 91].

Пение в земских начальных училищах не являлось предметом обязательным. Однако во многих отчетах имеются сведения об успешной постановке преподавания данного предмета.

Статистические сведения о преподавании пения в земских начальных школах были собраны по программам, разосланным Бюро Первого общеземского съезда по народному образованию (1911 год). Они были включены в раздел «О дополнительных предметах» [30]. По вопросу о плане и программе преподавания искусств, в частности пения, сведений собрано не было, однако были получены данные о самом факте преподавания. Важно отметить, что, по сравнению с другими предметами, о пении упоминалось наиболее часто (26 губерний из 30 приславших сведения). Чаще, чем другие искусства, упоминалось пение и в сведениях по отдельным уездам. Так, в Нижегородской губернии из 11 уездов, подавших сведения, пение велось в семи. Из четырех уездов Симбирской губернии пение преподавалось во всех. Из девяти уездов Тамбовской губернии пение велось в восьми.

В Харьковской губернии пение преподавалось в 248 земских школах (30% школ). В Псковской губернии пение преподавалось в 69 школах (17% школ). В Вологодской губернии пение преподавалось в 53,5% трехгодичных земских школ и в 46,9% четырехгодичных. В Московской губернии обучение пению проводилось в 29,6% трехгодичных школ и в 32,4% школ четырехгодичных. В Ярославской губернии пение велось в 14,1%

трехгодичных школ, и в 18,7% школ четырехгодичных. Кроме того, в двух школах (Новоузенского уезда Самарской губернии и Ялтинского уезда Таврической губернии) упоминалось о преподавании музыки. Более наглядно данную картину (преобладание пения над другими искусствами или то, что среди различных искусств чаще других преподается пение) показывает таблица 1 [30, с. 47-52]:

Таблица 1

Губернии %% школ, в которых преподаются

В 3-х годичной школе В 4-х годичной школе

Пение Рисование Черчение Пение Рисование Черчение

Вологодская 53,5 - - 46,9 1,5 -

Казанская 52 6 6 35 2 2

Московская 29,6 2,5 - 32,4 2,7 -

Ярославская 14,1 0,2 0,2 18,7 2,7 2,7

При изучении источников встречаются сведения о внимательном, заботливом отношении земств к данному вопросу, положительные примеры практики музыкального образования учащихся.

Хоровое пение как предмет, «оживляющий и освежающий детей», преподавалось в конце XIX века в большинстве земских начальных училищ Александровского уезда Екатеринославской губернии, основание которым положил своей неустанной деятельностью барон Н. А. Корф [17, с. 35, 44].

В качестве обязательного предмета преподавалось пение в начальных народных училищах, большинство из которых были земские в Ирбитском уезде Пермской губернии [22, л. 117-119].

Наряду с обязательными предметами, требующимися программой, было введено обучение пению в Крапивянском начальном народном земском училище Черниговской губернии [9, с. 9].

Обучались пению и ученики Ушаковской земской школы Санкт-Петербургского уезда [10, с. 11].

В Нижегородской губернии в 1914 году музыкальное образование осуществлялось почти исключительно в форме церковного пения и поль-

зовалось со стороны уездных земств и учителей большим вниманием, чем другие предметы из ряда необязательных. Пение преподавалось в 495 школах и совсем не преподавалось только в 167 (33,7%) одно-классных школах. За преподавание его учителя часто получали особое вознаграждение [1, с. 11-12].

В 1891 году обучение пению производилось во всех 60 земских училищах Шадринского уезда Пермской губернии. Содержание занятий составляло пение по слуху молитв, тропарей и других песнопений, участие в чтении и пении в храмах [22, л. 148-149 об.].

В 1912 году ученики Бушуевского земского училища в селе Неволино Кунгурского уезда Пермской губернии пели молитвы [23, л. 45]. В 127 земских училищах Осинского уезда проводилось обучение церковному и светскому пению, дети пели народный гимн и патриотические песни; в 45 училищах ученики пели одни молитвы [5, с. 91].

В 1915 году в 93 земских училищах (из 127) Кунгурского уезда Пермской губернии репертуар составляли, главным образом, церковные песнопения, но исполнялись также детские песенки и стихотворения [6, с. 182].

Приведенные примеры позволяют говорить о том, что в земских школах России осознавалась важность обучения пению. Содержание обучения этому предмету включало как церковный, так и светский репертуар, песенки и стихотворения, интересные ребятам.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о методах преподавания пения в начальной школе, которые не были разнообразными. В большинстве школ дети учились петь по слуху.

В 1891 году в начальных народных училищах Шадринского уезда Пермской губернии, содержимых за счет земства, дети учились петь «со слуха» [22, л. 149 об.]. То есть учитель пел сам, а ученики слушали его и повторяли.

В качестве примера обучения пению с голоса можно привести и Старобардинское начальное народное земское училище Кунгурского уезда Пермской губернии [24, л. 90]. В 1915 году в 93 земских училищах (из 127) Кунгурского уезда ребята учились петь в основном с голоса [6, с. 182].

Рассмотрим, в каких формах осуществлялось музыкальное образование. В Ушаковской земской школе С.- Петербургского уездного земства «кроме классных занятий» было по шесть часовых уроков пения в неделю [10, с. 11].

В Бушуевском начальном земском училище Кунгурского уезда Пермской губернии уроки проводились два раза в неделю [23, л. 45].

В 93 земских училищах (из 127) Кунгурского уезда пение в 1915 году преподавалось до и после уроков, причем, в некоторых училищах — по вечерам [6, с. 182].

Таким образом, в разных школах обучение пению осуществлялось в различное время. Отличалось и количество часов, отведенное на это занятие.

Различными были и результаты обучения пению. Например, «хорошие результаты» давали уроки пения, введенные по желанию самих детей в земской школе памяти Г. И. Успенского в деревне Сябряницы Новгородского уезда Новгородской губернии (1909 / 1910 учебный год) [26, с. 1, 4].

Однако далеко не во всех школах обучение пению было успешным. «Большинству земцев,— писал В. Лебедев,— чуждо сознание необходимости ввести в народную школу элементарный эстетический фактор в форме обучения пению» [12, с. 58].

В 1876 году, например, в Ирбитском земском училище из 104 учащихся церковным партесным пением занимались только 11 человек [21, с. 144].

Иногда уроки пения отсутствовали совсем или сводились к разучиванию в один или два голоса общеупотребительных молитв. Так было, например, в земских начальных училищах Крапивенского уезда Тульской губернии (1907 / 1908 учебный год) [18, с. 27-28]. Не преподавалось пение в 1905 году в Кыновском земском женском училище Кунгурского уезда Пермской губернии [24, л. 29]. Не было пения в 1912 году в Березовском начальном земском училище, что в селе Березовка Кунгурского уезда Пермской губернии. Преподаватель Г. Колобов отказался от преподавания пения из-за недостатка свободного времени [23, л. 30]. В 1912 году в Осинском уезде обучение пению проводилось только в 127 земских училищах из 183 [5, с. 91].

По свидетельству М. Б-ва, высказанному им в 1907 году, в наиболее благоустроенной школе, земской, пение не являлось обязательным предметом [2]. Во многих земских школах пение не преподавалось, в большинстве же школ ограничивалось разучиванием небольшого количества молитв и церковных песнопений, к введению пения как элементарного эстетического фактора не стремились. Дети не получали в школе должного направления вкуса и неизбежно попадали под влияние фабричных

песен. Однако были и исключения. Так, Санкт-Петербургское уездное земство ввело обучение пению духовному и светскому во всех школах, назначило за преподавание пения по одному рублю за урок, туда же, где учителя не знают пения, пригласило особых специалистов [2, с. 5].

Отдельные земства финансировали и приобретение учебных пособий. Для обучения пению в Березовском земском училище в 1912 году было приобретено пособие А. П. Злобина «Русские народные песни» [23, л. 29].

Качество обучения пению зависело от тех, кто преподавал этот предмет. Преподавателями пения в земских училищах были священники, диаконы и псаломщики, учителя школ и даже специальные преподаватели.

В 1888 году в земской школе села Оболенское Калужской губернии уроки пения вел законоучитель, священник Успенской церкви отец М. К-ский. Будучи сам хорошим певцом, знатоком и любителем церковного пения, он сумел увлечь музыкальными занятиями и своих учеников, добиться «утешительных результатов» [16, с. 5].

В 1891 году в нескольких начальных земских училищах Пермского уезда пение «безвозмездно» преподавал отец диакон Пермского женского монастыря капитан Григорьевич Попов. Хоры, организованные им, выступали на праздниках и вечерах [3, с. 93].

В народных училищах Красноуфимского уезда в том же 1891 году обучение пению вели сами преподаватели, а также посторонние лица (за особую плату или бесплатно). Кроме того, на основании циркуляра Его Преосвященства, Епископа Пермского и Соликамского, к преподаванию пения были привлечены и члены причта [22, л. 233].

В Осинском уезде Пермской губернии пение преподавалось во всех училищах. В 40 школах обучением пению, достигая «лучших» успехов, занимались учителя и учительницы, реже — законоучителя. В 13 училищах пение вели «особые» лица, преимущественно диаконы и псаломщики. В 10 училищах, где не нашлось лиц, обладающих хорошими голосовыми средствами или особым знакомством с предметом, познания учащихся в области пения были менее значительны [22, л. 197-197 об.].

Для развития пения в школах Инспекция начальных народных училищ Осинского уезда в 1891 году предпринимала определенные меры. Так, к преподаванию пения через посредство отцов благочинных привлекались диаконы и псаломщики; при замещении вакантных должностей особое внимание обращалось на способность кандидатов к церковному пению, лучшие преподаватели пения поощрялись денежными наградами [22, л. 197 об.].

В училищах Кунгурско-Оханского района Пермской губернии в 1891 году почти во всех училищах пение преподавалось или учителями, или членами причтов [23, л. 25-27 об.]. В том же году в Соликамском уезде Пермской губернии церковное пение преподавалось 5 священниками, 5 диаконами, 23 псаломщиками и 11 учителями. За преподавание пения никакого вознаграждения не полагалось. Псаломщики неохотно несли неоплачиваемый труд, некоторые из них были просто неспособны преподавать. Среди учителей пение знали немногие, поэтому постановка его преподавания оставляла желать лучшего [22, л. 89].

В Екатеринбургском уезде в 1891 году насчитывалось 88 земских училищ (училищ, непосредственно подведомственных Министерству народного просвещения, было 11). «С удовлетворительным успехом» преподавалось пение только в 50 училищах. В остальных пению дети не учились, так как учителей, способных вести пение, не было, а члены причта не принимали на себя такую обязанность из-за отсутствия вознаграждения (земством на преподавание пения ничего не ассигновалось) [22, л. 129, 131].

Ирбитское земство ассигновало в год до 300 рублей на обучение пению. На эти деньги были приглашены 10 преподавателей пения. Кроме того, в Ирбитском уезде в 1891 году было предположено устроить временные курсы по пению и гимнастике для знакомства учителей с преподаванием этих предметов. На устройство курсов земством было ассигновано 200 рублей [22, л. 119].

В земских училищах Шадринского уезда Пермской губернии в 1891 году пение вели или сами учителя, или «особые» лица [22, л. 149 об.].

В Ушаковской земской школе, находившейся в введении Санкт-Петербургского уездного земства, в 1902 году пению обучал особый преподаватель — Ф. К. Иванов, регент хора церкви «Всех Святых», выпускник регентского класса при Придворной певческой капелле [10, с. 11, 25].

По свидетельству учителя И. Лахно, в 1887 году в Полтавской губернии вышел ряд циркуляров о преподавании в школах церковного хорового пения. На многих эти распоряжения «навели страх», так как большинство учителей не были способны преподавать пение и играть на скрипке. Положение в какой-то мере спасало то, что не все сельские общества приглашали регентов-учителей. Одна учительница, боясь лишиться места, на свои деньги наняла регента-самоучку для обучения мальчиков «спивать», однако научить чему-либо он был неспособен.

В одном из уездов на помощь пришло земство. Увидев несомненную пользу от преподавания пения в сельских школах, земство Прилукского уезда в 1887 году ассигновало «порядочную сумму денег» на приглашение опытного регента для обучения игре на скрипке и пению [11, с. 364-365].

Земствами выделялись средства на проведение курсов по обучению пению для учителей начальных школ. Так, летом 1883 года в г. Камышлове Пермской губернии на средства местного земства были открыты педагогические курсы, которыми руководил преподаватель пермской гимназии В. Е. Попов. На курсах обучалось до ста слушателей — земских учителей и кандидатов в учителя из близлежащих уездов. Занятия были теоретические и практические. Утром, с девяти до двенадцати, учителя давали уроки в организованной при курсах школе, с двенадцати до двух часов занимались пением (под управлением особого учителя), или чтением произведений русских писателей, или гимнастикой, получая теоретические объяснения от руководителя. Вечером, с семи до девяти-десяти часов, слушали лекции и обсуждали уроки, даваемые учителями в школе [15, с. 98-100].

На лекциях рассматривались темы по педагогике и пению («Пение как потребность всего славянского народа», «Певучесть русского народа», «Об обязательности пения», «О характере пения, практическом значении его и значении со стороны гигиенической») [15, с. 102].

Московское земство, заботясь об улучшении преподавания церковного пения как об одной из насущных потребностей народной школы, поручило управе с начала 1890 / 1891 учебного года пригласить опытное лицо для обучения учителей земских начальных училищ уезда в летние каникулы церковному хоровому пению и ассигновать на это 600 рублей. Знающий церковные напевы преподаватель должен был обязательно обучить церковному пению и управлению хором способнейших земских учителей и учительниц. Десяти учителям земское собрание выделило по 20 рублей на поездку в Москву для этих уроков [33, с. 370].

Тверское губернское земство с целью «распространить в народе вкус и любовь к стройному церковному пению» еще летом 1884 года устроило, в виде опыта, временный класс хорового, преимущественно церковного пения для желающих наставников и наставниц начальной школы [27, л. 18].

О понимании земствами важности обучения пению говорят и суммы, которые выделялись на оплату труда педагогов.

В 1908 году в Пермской губернии на преподавание пения было израсходовано 4 305 рублей из средств уездных земств, городских обществ — 1 597, сельских — 364, других источников — 782, всего — 7 028 рублей [28, л. 18].

Ирбитское земство в 1891 году ассигновало для обучения пению в год до 300 рублей, на которые пригласило десять преподавателей пения, и, кроме того, выделило 200 рублей на устройство временных курсов по пению и гимнастике [22, л. 119].

Особое вознаграждение за обучение детей пению назначали в 1892 году некоторые уездные земства Московского учебного округа. Так, Богородское уездное земство, заботясь о преподавании пения, израсходовало на поощрение учителей и приобретение учебных пособий в год около тысячи рублей. При этом с каждым годом число земских училищ округа, в которых изучалось церковное пение, увеличивалось [25, л. 79 об., 82 об.— 83].

В 1908 году Ирбитское земство платило за преподавание пения по 30 рублей в год, Шадринское — по 25 копеек за часовой урок, Кунгурское, Оханское, Соликамское ассигновали деньги за обучение детей пению общей суммой, которая распределялась в конце года между лучшими учителями пения [28, л. 18].

Котельническое уездное земское собрание Вятской губернии 50-й очередной сессией на своем заседании в октябре 1916 года обсудило вопрос об ассигновании средств на вознаграждение за преподавание пения в начальных народных училищах. Отметив неудовлетворительные результаты обучения пению в школах, часто случайный состав преподавателей пения, обучение пению не во всех училищах, земское собрание постановило ходатайствовать о введении преподавания пения в круг обязательных предметов в народных училищах. Данное ходатайство было передано Вятскому губернатору с просьбой «возбудить» его перед Министерством народного просвещения [31, л. 22].

Приведенные примеры показывают, что земства понимали важность материального содержания учителей, преподающих пение, связывали вопрос о финансировании труда педагогов с результатами их труда.

Земствами также выделялись ассигнования на покупку музыкальных инструментов. Например, Осинская уездная земская управа Пермской губернии в 1912 году рассматривала вопрос об увеличении ассигнований на обучение пению и приобретение недорогих музыкальных инстру-

ментов (митрофонов, псалмодиктов) с 450 до 600 рублей в год [5, с. 91].

За необходимость введения пения в качестве обязательного предмета в курс начальных народных училищ уезда высказался на заседании 11 октября 1916 года Судогодский уездный училищный совет Владимирской губернии. С целью подготовки учителей начальных классов к преподаванию пения совет решил пригласить опытного инструктора, а также возбудить перед Министерством народного просвещения ходатайство об отпуске постоянного пособия на вознаграждение учителей за уроки пения. Доклад училищного совета был рассмотрен на очередном уездном земском собрании, и 17 декабря 1916 года земская управа направила копию доклада в Департамент Министерства народного просвещения [31, л. 19, 20].

В августе 1916 года в Вятке, на совместном губернском совещании заведующих внешкольным образованием в уездах и членов комиссии по народному образованию, было принято постановление о составлении минимума программы по пению для начальных училищ. Ввиду отсутствия учителей, знакомых с пением, было решено просить губернскую земскую управу ходатайствовать о введении пения как обязательного предмета во всех классах женской гимназии и методики пения в старшем классе данной школы. Также было принято решение включить в смету расходов по содержанию должность инспектора по пению и музыке, устраивать на средства губернского и уездных земств курсы по подготовке руководителей хоров, оркестров и народного театра [7, стлб. 863-864].

Заботу о преподавании пения проявляли не только педагоги или земские деятели, но и сами крестьяне. Прихожане села Кострицы Бельского уезда Смоленской губернии в конце 1915 года направили «Всепокорнейшее прошение» А. К. Рачинскому, товарищу Министра народного просвещения, в котором рассказали о том, что в их земской школе с четырьмя отделениями и более чем 70 учениками пение не преподается и ученики не поют в храме. Между тем в соседних селах Татеве и Глухове пение ведется, как велось два-три года назад и в данной школе. Крестьяне были этому очень рады, всеми мерами поддерживали хор певчих: устраивали для детей чай, делали мальчикам рубашки, а девочкам платья. Но пения не стало. По данному прошению было доложено Министру народного просвещения, который признал возможным выдать из кредита на внешкольное образование 120 рублей на организацию церковного и светского пения для вознаграждения преподавателя (по 10 рублей в месяц), призвав обратить внимание на

обучение песнопениям, необходимым для участия в богослужении [31, л. 10-11 об.].

В 1889 году в Шадринском уезде Пермской губернии для того, чтобы убедиться, что затраты земства на народное образование, составляющие 26% от сметы, «производительны», Шадринская земская управа провела проверочные испытания бывшим ученикам и ученицам шести сельских начальных народных училищ. Так, в Далматовском женском училище, где из 48 бывших учениц, которым были посланы приглашения, явились 30, когда экзаменатор удалился из комнаты, до него донеслись «весьма стройное, под руководством учительницы, пение «Тебя Бога хвалим», «Слава в вышних Богу», «Веруя», «Отче наш» и несколько стихотворений из «Родного слова» [32, с. 53-64].

В трех земских начальных училищах Шадринского уезда Пермской губернии: Далматовском мужском, Мехонском и Песчанском, в конце 1880-х годов на предмет «пение» должного внимания не обращалось, поэтому испытанные не обнаружили «надлежащего уменья» [32, с. 189].

Чем сегодня можно объяснить успехи обучения пению в российских земских школах пореформенного времени? Несмотря на необязательность музыкального образования, статус пения как дополнительного предмета обучения в земских начальных училищах, в отчетах имеются сведения об успешной постановке данного предмета. Во многом это было обусловлено пониманием земскими учреждениями важности музыкального образования детей, обсуждением и решением вопроса, выделением на это финансовых средств. Опыт музыкального образования в отечественных земских начальных училищах второй половины XIX — начала ХХ века представляет интерес для современного исследователя и учителя.

Литература

1. Акимов Вл. Деятельность земства по народному образованию в Нижегородской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. 1914. Ч. III. С. 1-41.

2. Б-в М. Пение и школа // Гусельки Яровчаты. 1907. № 1. С. 5.

3. Детские вечера // Пермские губернские ведомости. 1891. № 22. С. 93.

4. Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: РАО, Федеральный институт планирования образования Министерства образования РФ, 1996. 719 с.

5. Доклады Осинской уездной земской управы по вопросам народного образования. Постановления по ним Осинского уездного земского собрания 43-й очередной сессии 1912 года. Оса, Пермской губернии: Тип. уездного земства, 1912. 93+16+35 с.

6. Журналы Кунгурского уездного земского собрания 46-й очередной сессии с 26-го октября по 2 ноября 1915 года доклады управы с приложениями. Кунгур, 1916. 864 с.

7. Земства и города // Школа и жизнь. 1916. № 35. Стлб. 863-864.

8. Каптерев П. Ф. Новые движения в области народного образования и средней школы // Современные педагогические течения / сост. П. Ф. Каптерев, А. Ф. Музыченко. М.: Польза.

B. Антик и Ко; Тип. П. П. Рябушинского, 1913. С. 7-103.

9. Крапивянское начальное народное земское училище. По поводу 25-летия его существования. 1872-1897 г. Конотоп, 1898. 15 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Краткий отчет к 25-летию Ушаковской земской школы, составленный заведывающим школою учителем Р. Беляевым. СПб.,1902. 36 с.

11. Лахно И. Кое-что о преподавании пения в народных школах // Русский начальный учитель. 1887. № 8-9. С. 364-365.

12. Лебедев В. Пение и музыка в школе и в народе // Русская школа. 1908. № 1. С. 58.

13. Меньшикова Е. А. Московская городская начальная школа // Начальная школа. 1992. № 2.

C. 87-90.

14. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / сост. Н. В. Чехов. М.: Польза.

B. Антик и Ко,1912. 224 с.

15. Народный учитель. Камышловские педагогические курсы (Пермской губернии) // Русский начальный учитель. 1883. № 2. С. 98-102.

16. Наумович И. Из сельской жизни // Церковно-приходская школа. 1888. Т. I, кн. 1. С. 5.

17. Новицкий Я. Народное образование в Александровском уезде Екатеринославской губернии // Народная школа. 1882. № 1. С. 35-44.

18. Обзор земских начальных училищ Крапивенского уезда за 1907/8 учебный год / сост. член Уездного училищного совета Н. Н. Знаменский. Тула: Тип. Е. И. Дружининой, 1908. 28 с.

19. Овчинников А. В. Проблемы отечественного образования и воспитания в наследии российских либеральных мыслителей начала XIX века // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 143-150.

20. Озерская Ф. С. К. Д. Ушинский и земская школа // Советская педагогика. 1985. № 2.

C.110-116.

21. Описание начальных народных училищ в уездах: Екатеринбургском, Ирбитском, Шадринском и Камышловском, Екатеринбургского района Пермской губернии / сост. инспектор начальных народных училищ В. Шишонко. Екатеринбург: Типолитография и переплетная А. П. Мерной, Е. К. Краевой, 1878. 187 с.

22. Отчет о состоянии городских и уездных училищ Пермской губернии; ведомости о количестве учеников и учителей в училищах // ГКБУ «ГАПК». Ф. 42. Оп. 1. Ед. хр. 204. Л. 1-285.

23. Отчет о состоянии и личном составе училищ Кунгурского уезда. 1912 год // ГКБУ «ГАПК». Ф. 345. Оп. 1. Ед. хр. 112.

24. Отчет о состоянии начальника училищ по Кунгурскому уезду, отчеты о личном составе училищ. 1905 год // ГАПК. Ф. 345. Оп. 1. Ед. хр. 109.

25. Отчет о состоянии начальных народных училищ Московского учебного округа за 1886 год // РГИА. Ф. 733. Оп. 203. Ед. хр. 886. Л. 1-518.

26. Отчет Общества попечения о школе памяти Г. И. Успенского за 1909-1910 гг. Спб., 1911.

27. Отчет Тверского губернатора о состоянии губернии (1884 г.), в том числе о народном образовании // РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 121.

28. Отчеты о состоянии народного образования в городских начальных народных училищах Пермской губернии за 1908 год // ГКБУ «ГАПК». Ф. 42. Оп. 1. Ед. хр. 489. Л. 1-171.

29. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. В 4-х т. Т. 3. М. Советская энциклопедия, 1966. 880 с.

30. Первый Общеземский Съезд по народному образованию, 1911 год. Сводка сведений, доставленных губернскими земствами по программам, разосланным Бюро Съезда. М.: Печатня Яковлева, 1911. С. 47-52.

31. По вопросу о надлежащей постановке пения в низшей и средней общеобразовательной школе. 1915 год // РГИА. Ф. 733. Оп. 182. Ед. хр. 183.

32. Попов В. Опыт поверочных испытаний бывшим ученикам и ученицам сельских начальных народных училищ Шадринского уезда Пермской губернии // Русский начальный учитель. 1889. № 2. С. 53-54. № 5. С. 189.

33. Скворцов В. Из школьного мира // Церковно-приходская школа. 1890. Кн. 2. С. 359-372.

MUSICAL EDUCATION IN ZEMSTVO* PRIMARY SCHOOLS OF RUSSIA AT THE END OF 19TH - THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

The article addresses the issue of music education in zemstvo primary school in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th century. It is shown that music education in zemstvo primary schools was carried out within the framework of the subject «singing», which was not obligatory, but «additional». The statistical data on the teaching of singing in the zemstvo primary schools in various regions of the country are given. The purpose, content, methods, forms and results of learning to singing, used teaching aids are defined. The data on teachers of singing, the preparation of national teachers, the care of zemstvo about the musical education of pupils of primary schools are presented. Provides information on the inclusion in the estimate of the zemstvo expenditures on the maintenance of schools as an inspector of singing and music, remuneration of teachers of zemstvo schools for teaching singing, on acquiring textbooks, musical instruments, organizing pedagogical courses on singing and learning to play musical instruments for teachers in public schools. . The problem of recognition of the importance of music education for primary school pupils by individual zemstvo institutions, the need to approve singing in zemstvo primary schools as a compulsory school subject has been touched upon. It was proved that in most zemstvo schools there was a careful, serious attitude to the musical education of children, attempts were made to discuss and solve this issue, to allocate funds for this. At the same time, in some schools there were facts of a lack of schoolchildren learning to sing, disregard for the musical education of children, the presence of a random com

Keywords: musical education, primary school, zemstvo school, practice, training, music, singing.

References

• Akimov Vl. Deyatel'nost' zemstva po narodnomu obrazovaniyu v Nizhegorodskoj gubernii // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1914. Ch. III. S. 1-41. [In Rus].

• B-v M. Penie i shkola // Gusel'ki Yarovchaty. 1907. № 1. S. 5. [In Rus].

• Detskie vechera // Permskie gubernskie vedomosti. 1891. № 22. S. 93. [In Rus].

• Dneprov E. D. Shkol'naya reforma mezhdu «vchera» i «zavtra». M.: RAO, Federal'nyj institut planirovaniya obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya RF, 1996. 719 s. [In Rus].

• Doklady Osinskoj uezdnoj zemskoj upravy po voprosam narodnogo obrazovaniya. Postanovleniya po nim Osinskogo uezdnogo zemskogo sobraniya 43-j ocherednoj sessii 1912 goda. Osa, Permskoj gubernii: Tip. uezdnogo zemstva, 1912. 93+16+35 s. [In Rus].

• Kapterev P. F. Novye dvizheniya v oblasti narodnogo obrazovaniya i srednej shkoly // Sovremennye pedagogicheskie techeniya / sost. P. F. Kapterev, A. F. Muzychenko. M.: Pol'za. V. Antik i Ko; Tip. P. P. Ryabushinskogo, 1913. S. 7-103. [In Rus].

• Krapivyanskoe nachal'noe narodnoe zemskoe uchilishche. Po povodu 25-letiya ego sushchestvovani-ya. 1872-1897 g. Konotop, 1898. 15 s. [In Rus].

• Kratkij otchet k 25-letiyu Ushakovskoj zemskoj shkoly, sostavlennyj zavedyvayushchim shkoloyu uchitelem R. Belyaevym. SPb.,1902. 36 s. [In Rus].

• Lahno I. Koe-chto o prepodavanii peniya v narodnyh shkolah // Russkij nachal'nyj uchitel'. 1887. № 8-9. S. 364-365. [In Rus].

• Lebedev V. Penie i muzyka v shkole i v narode // Russkaya shkola. 1908. № 1. S. 58. [In Rus].

• Men'shikova E. A. Moskovskaya gorodskaya nachal'naya shkola // Nachal'naya shkola. 1992. № 2. S. 87-90. [In Rus].

• Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-h godov XIX veka / sost. N. V. Chekhov. M.: Pol'za. V. Antik i Ko,1912. 224 s. [In Rus].

• Narodnyj uchitel'. Kamyshlovskie pedagogicheskie kursy (Permskoj gubernii) // Russkij nachal'nyj uchitel'. 1883. № 2. S. 98-102. [In Rus].

• Naumovich I. Iz sel'skoj zhizni // Cerkovno-prihodskaya shkola. 1888. T. I, kn. 1. S. 5. [In Rus].

• Novickij Ya. Narodnoe obrazovanie v Aleksandrovskom uezde Ekaterinoslavskoj gubernii // Narodnaya shkola. 1882. № 1. S. 35-44. [In Rus].

• Obzor zemskih nachal'nyh uchilishch Krapivenskogo uezda za 1907/8 uchebnyj god / sost. chlen Uezdnogo uchilishchnogo soveta N. N. Znamenskij. Tula: Tip. E. I. Druzhininoj, 1908. 28 s. [In Rus].

• Opisanie nachal'nyh narodnyh uchilishch v uezdah: Ekaterinburgskom, Irbitskom, Shadrinskom i Kamyshlovskom, Ekaterinburgskogo rajona Permskoj gubernii / sost. inspektor nachal'nyh narodnyh uchilishch V. Shishonko. Ekaterinburg: Tipolitografiya i perepletnaya A. P. Mernoj, E. K. Kraevoj, 1878. 187 s. [In Rus].

• Otchet o sostoyanii gorodskih i uezdnyh uchilishch Permskoj gubernii; vedomosti o kolichestve uche-nikov i uchitelej v uchilishchah // GKBU «GAPK». F. 42. Op. 1. Ed. hr. 204. L. 1-285. [In Rus].

• Otchet o sostoyanii i lichnom sostave uchilishch Kungurskogo uezda. 1912 god // GKBU «GAPK». F. 345. Op. 1. Ed. hr. 112. [In Rus].

• Otchet o sostoyanii nachal'nika uchilishch po Kungurskomu uezdu, otchety o lichnom sostave uchilishch. 1905 god // GAPK. F. 345. Op. 1. Ed. hr. 109. [In Rus].

• Otchet o sostoyanii nachal'nyh narodnyh uchilishch Moskovskogo uchebnogo okruga za 1886 god // RGIA. F. 733. Op. 203. Ed. hr. 886. L. 1-518. [In Rus].

• Otchety o sostoyanii narodnogo obrazovaniya v gorodskih nachal'nyh narodnyh uchilishchah Permskoj gubernii za 1908 god // GKBU «GAPK». F. 42. Op. 1. Ed. hr. 489. L. 1-171. [In Rus].

• Otchet Obshchestva popecheniya o shkole pamyati G. I. Uspenskogo za 1909-1910 gg. Spb., 1911. [In Rus].

• Otchet Tverskogo gubernatora o sostoyanii gubernii (1884 g.), v tom chisle o narodnom obrazovanii // RGIA. F. 1574. Op. 2. Ed. hr. 121. [In Rus].

• Ovchinnikov A. V. Problemy otechestvennogo obrazovaniya i vospitaniya v nasledii rossijskih liberal'nyh myslitelej nachala XIX veka // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017. № 5. S. 143150. [In Rus].

• Ozerskaya F. S. K. D. Ushinskij i zemskaya shkola // Sovetskaya pedagogika. 1985. № 2. S. 110-116. [In Rus].

• Pedagogicheskaya enciklopediya / gl. red. I. A. Kairov i F. N. Petrov. V 4-h t. T. 3. M. Sovetskaya encik-lopediya, 1966. 880 s. [In Rus].

• Pervyj Obshchezemskij S"ezd po narodnomu obrazovaniyu, 1911 god. Svodka svedenij, dostavlennyh gubernskimi zemstvami po programmam, razoslannym Byuro S"ezda. M.: Pechatnya Yakovleva, 1911. S. 47-52. [In Rus].

• Po voprosu o nadlezhashchej postanovke peniya v nizshej i srednej obshcheobrazovatel'noj shkole. 1915 god // RGIA. F. 733. Op. 182. Ed. hr. 183. [In Rus].

• Popov V. Opyt poverochnyh ispytanij byvshim uchenikam i uchenicam sel'skih nachal'nyh narodnyh uchilishch Shadrinskogo uezda Permskoj gubernii // Russkij nachal'nyj uchitel'. 1889. № 2. S. 53-54. № 5. S. 189. [In Rus].

• Skvorcov V. Iz shkol'nogo mira // Cerkovno-prihodskaya shkola. 1890. Kn. 2. S. 359-372. [In Rus].

• Zhurnaly Kungurskogo uezdnogo zemskogo sobraniya 46-j ocherednoj sessii s 26-go oktyabrya po 2 noyabrya 1915 goda doklady upravy s prilozheniyami. Kungur, 1916. 864 s. [In Rus].

• Zemstva i goroda // Shkola i zhizn'. 1916. № 35. Stlb. 863-864. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.