Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XIX ВЕКА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Федорушкина Людмила Сергеевна

В статье авторы анализируют понятие профессиональное мировоззрение учителя. Исследуемый период XIX века обозначился периодом турбулентного реформирования системы педагогического образования, что, безусловно, нашло отражение в подходах к профессиональной подготовке учителя, постановке новых социальных задач и определения его миссии. В статье авторы определяют феномен профессионального педагогического мировоззрения как систему устойчивых взглядов, педагогических убеждений, принципов, профессиональных ценностей учителя, формирующих картину мира педагогической профессии. Период реформирования системы образования сформировал условия трансформации мировоззрения учителя на протяжения XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Федорушкина Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S PROFESSIONAL WORLDVIEW IN THE HISTORY OF RUSSIAN EDUCATION OF THE 19TH CENTURY

In the article, the authors analyze the concept of a teacher's professional worldview. The studied period of the 19th century was marked by a period of turbulent reform of the pedagogical education system, which, of course, was reflected in the approaches to the professional training of a teacher, the formulation of new social tasks and the definition of his mission. In the article, the authors define the phenomenon of a professional pedagogical worldview as a system of stable views, pedagogical beliefs, principles, and professional values of a teacher that form the picture of the world of the pedagogical profession. The period of reforming the education system formed the conditions for the transformation of the teacher's worldview throughout the 19th century.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XIX ВЕКА»

охватывает все этапы работы над грамматическим материалом, а также способствует развитию умений чтения и перевода.

4. Пособие по грамматике иностранного языка, выпущенное преподавателями кафедры, подготовлено в рамках системного подхода к обучению и позволяет представить грамматический материал в виде единой логичной схемы.

Литература:

1. Грамматика английского языка. Теория и практика: учебное пособие / И.С. Ломакина, Ю.М. Бобрицкая, А.А. Липинская, Л.А. Каймашникова, А.В. Силина, Н.А. Филипова, О.Е. Зонова. - СПб: СПбГЛТУ, 2020. - 140 с.

2. Ежова С.А. Электронное учебное пособие по грамматике английского языка для бакалавров как средство формирования информационной культуры // Инновационная наука. - 2015. - № 5. - С. 77-78.

3. Корягина, И.А. Системный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе / И.А. Корягина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 11 (70). - С. 337-339.

4. Сурикова-Камю Л.Г. Обучение грамматике английского языка с позиций системного подхода // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4-2. - С. 61-63.

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Федорушкина Людмила Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ XIX ВЕКА

Аннотация. В статье авторы анализируют понятие профессиональное мировоззрение учителя. Исследуемый период XIX века обозначился периодом турбулентного реформирования системы педагогического образования, что, безусловно, нашло отражение в подходах к профессиональной подготовке учителя, постановке новых социальных задач и определения его миссии. В статье авторы определяют феномен профессионального педагогического мировоззрения как систему устойчивых взглядов, педагогических убеждений, принципов, профессиональных ценностей учителя, формирующих картину мира педагогической профессии. Период реформирования системы образования сформировал условия трансформации мировоззрения учителя на протяжения XIX века.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение учителя, история образования и педагогики, история педагогического образования, профессиональные ценности.

Annotation. In the article, the authors analyze the concept of a teacher's professional worldview. The studied period of the 19th century was marked by a period of turbulent reform of the pedagogical education system, which, of course, was reflected in the approaches to the professional training of a teacher, the formulation of new social tasks and the definition of his mission. In the article, the authors define the phenomenon of a professional pedagogical worldview as a system of stable views, pedagogical beliefs, principles, and professional values of a teacher that form the picture of the world of the pedagogical profession. The period of reforming the education system formed the conditions for the transformation of the teacher's worldview throughout the 19th century.

Keywords: professional worldview of a teacher, history of education and pedagogy, history of teacher education, professional values.

Введение. Обращение к историко-педагогическому наследию в контексте определения портрета педагога, системы профессиональных педагогических ценностей, принципов, убеждений, образующих стержневые параметры профессионального мировоззрения учителя имеет огромное значение в современный период турбулентности и незавершенности процессов модернизации педагогического образования в России.

Сегодня в системе высшего педагогического образования не прекращаются попытки определить вектор профессионального воспитания учителя. Однако, на наш взгляд, осуществить эту задачу сложно без определения четкого образа учителя, модели его личности, профессионального мировоззрения с учетом национального историко-педагогического наследия, раскрывающего аутентичный процесс становления учительства в России как социально-профессиональной группы.

XIX век стал значимым периодом в истории становления отечественной системы педагогического образования, но, вместе с тем, именно в этот период институциональное развитие педагогического образование в Российской Империи носило турбулентный, неустойчивый характер [7]. В приоритетах государственной образовательной политики России XIX века обозначились непрерывные попытки поиска институционального самоопределения педагогического образования и роли учителя в целом.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное мировоззрение педагога мы определяем как динамично развивающуюся интегральную профессионально-личностную единицу, выстраивающую картину мира профессии на основе педагогических ценностей, принципов, убеждений, взглядов, смыслов, мотивов, устремлений, собственных осмысленных норм поступков и действий в профессиональном пространстве, на основе которых формируются система отношений субъектов образования.

Педагогическое образование в исследуемый период истории отечественного образования складывалось достаточно неоднородно, и представлено несколькими институциональными локусами - учительские семинарии в структуре классических университетов, автономные учительские семинарии, педагогические гимназии, учительские институты, педагогические курсы.

В 1804 году в период создания Педагогического института в Санкт-Петербурге определилась потребность в централизованном управлении системой педагогического образования, в том числе определением механизмов реагирования на кадровые потребности в учителях учебных округов страны. Запрос на качество педагогического образования являлось приоритетом государственной политики Российской империи, однако, модель педагогического образования данного периода не являлась устойчивой - не были известны механизмы институциональной организации педагогического образования, как и не существовало четких единых и глубоких представлений о содержании педагогического образования [7]. Кризисность педагогического образования в этот период сопровождалась и неустойчивостью престижа педагогической профессии и социального статуса учителя [10, 11].

Обозначим важные «точки изменений» в пространстве отечественного педагогического образования XIX века, ставшие определенными моментами переосмысления контекстуальных смыслов педагогического образования в Российской Империи, что, безусловно, является основой трансформации представлений о профессиональном мировоззрении учителя и его социальном статусе в пространстве образовательных отношений:

1. 1804 год - Принятие решения о необходимости собственно педагогического образования для учителей. Открытие Петербургского педагогического института; Педагогические институты при Московском университете с количеством студентов до 50 человек, при Дерптском университете с количеством студентов до 70 человек, с 1811 года - при Харьковском университете с количеством студентов до 20 человек ежегодно, с 1812 года - при Казанском университете.

2. 1816-1819 гг. - открытие Главного педагогического института и централизация управления системой педагогического образования в Империи.

3. 1819-1828 гг. - кризис педагогического образование; закрытие Главного педагогического института;

4. 1828-1858 гг. - возобновление деятельности Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, как центра системы педагогического образования.

5. 1858-1860 г. - преобразование Главного Педагогического Института в двухгодичные педагогические курсы; кризис педагогического образования.

6. 1861-1880 гг. - период отмены крепостного права поставил перед системой отечественного образования новые задачи, повлиявшие на миссию и мировоззрение учителя. После преодоления периода кризиса к 1876 году было открыто 16 семинарий по «Положению об учительских семинариях» от 17 марта 1870 года.

7. 1890-е гг. - подготовка учителей свелась к организации одногодичных педагогических курсов при городских училищах.

8. 1900-е годы - преодоление кризиса педагогического образования 90-х годов; расцвет учительских семинарий - к 1912 году открыта 101 учительская семинария.

Среди профессиональных ценностей учителя, как стержневых параметров профессионального мировоззрения, отраженных в педагогической публицистике XIX века, мы обнаружим ряд системообразующих базовых ценностей: вера, Отечество, благо, истина, соборность, труд. Эти ценности становятся запуском формирования таких качеств учителя в контексте профессионального воспитания как религиозность, патриотизм, чинопочитание, трудолюбие, доброта, справедливость, дисциплинированность и ответственность.

Так, например, в «Правилах для Педагогического института» от 1804 года содержится перечень правил поведения студентов, режим повседневного дня, приемлемые правила поведения студентов в конфликтных ситуациях. Миссия студентов Педагогического института «быть наставниками юношества в своем отечестве, которое даровало им воспитание и доставило все выгоды общежития. Они должны исполнить надежды Правительства, избравшего их орудием к приведению в действо великаго предприятия - распространять во всех состояниях просвещение. Мысль о сем должна быть единственной мыслью при всех их занятиях и руководствовать их во всех поступках; чтобы образовать юношество совершеннее, надобно иметь самому все составляющее истинно образованного по уму и сердцу наставника» [1].

Целью педагогического образования является не только овладение профессиональным знанием, но и нравственное развитие рассматривается как обязательный образовательный результат: «студенты (...) должны приложить все старание, чтобы приготовить нравственность свою в пример другим, а познания в наставление» [3]. Правила поведения студентов сводятся к двум пунктам: «благородное поведение» и «прилежание к наукам». В тексте «Правил.» благородное поведение находится на первом месте по отношению к «прилежанию к наукам», тем самым подчеркивается первостепенность «образования сердца» на основе формирования духовно-нравственных ценностей, благородного образа мысли и поведения.

В инструкции директору необходимо было следить за нравственным поведением студентов: 1. «чтоб уроки религии, любви и покорности исполняемы были на самом деле и чтобы воспитанники университета постоянно видели вокруг себя примеры строжайшего чинопочитания; 2. Чтоб им внушено было почтение и любовь к святому евангельскому учению; 3. Чтоб дух вольнодумства, ни открыто, ни скрытно, не мог ослаблять учение церкви в преподавании наук философских, исторических и литературы; 4. Чтобы студенты ежедневно отправляли должные молитвы, все вместе, в присутствии инспектора, а в воскресные и важнейшие праздничные дни ходили в с инспектором к Божественной литургии, приучались к делам милосердия и посещения больных товарищей; 5. Студентов, отличающихся христианскими добродетелями, начальство университета приемлет под свое особенное покровительство по службе и доставить им все возможные по нонй преимущества; 6. Медали не даются за отличные успехи в науках, если директор не одобрит поведения; 7. Выбор честных и богобоязливых надзирателей, которые бы жили и беспрестанно находились в комнатах студентов, недопуск к ним посторонних посетителей и гостей, надзор за увольнением их к людям надежным, сообщение с полицией для узнания поведения их вне университета, запрещение вредных чтений и разговоров, суть способы к ограждению нравственной чистоты студентов и прочее» [4, с. 574].

На становление профессионального педагогического мировоззрения периода XIX века оказали социокультурные и социально-экономические изменения - реформа 1861 года (отмена крепостного права), определившая два основных периода развития народной школы как две вехи развития государственной образовательной политики - дореформенная школа (до отмены крепостного права в 1861 года) и «новая школа».

Неоднозначность и «скачкообразность» развития педагогического образования повлияла на социальную миссию и субъектное взаимодействие учителя в пространстве образования. Пореформенная школа требовала организацию условий доступности и открытости образования, вовлечения в образование крестьян, распространение образования и формирование качественных образовательных результатов. В соответствии с задачами и состоянием школы осуществляется формирование статуса учителя, определяется его социально-нравственная миссия - распространение просвещения и близость к народу.

Неизменными ценностями учителя является приверженность православию и императору. Так, в «Инструкции для воспитанников Иркутской учительской семинарии» от 1914 года обращается внимание на то, что сущность педагогического образования заключается в «воспитании чувства любви и преданности святой православной Церкви, являющейся образом совершенного учителя и оплотом нравственного развития русского народа» [2, с. 3], «в глубоком укоренении чувства верноподданнического долга по отношению к своему Государю Императору и глубокой любви к Отечеству», «в развитии и упрочнении сознания о высоком значении начального учителя, призванного воспитывать молодое поколение своего родного народа на первых ступенях его обучения» [2, с. 4], «в прочном усвоении преподаваемых в семинарии предметов, необходимых для будущего учителя и воспитателя», «в образовании честного и строго исполнительного характера».

Деятельность учителя должна, по мнению автора статьи, включать следующие принципы: «1) строгое, полное любви исполнение своих ежедневных обязанностей в школе; 2) наблюдение за домашней жизнью учеников; 3) беседы с родителями по два раза в неделю, или по крайней мере по воскресеньям и праздничным дням; 4) составление общих программ на следующие годы обучения, первоначальных учебников и книги для чтения; 5) подробное записывание всех своих воспитательных действий и следствий их» [9, с. 137].

Выводы. Историко-педагогическое наследие XIX века подчеркивает значимость миссии и образа учителя в социальной структуре общества. С образом учителя исследуемого периода прочно связывается чувство надежды на благополучное, процветающее будущее государства.

Учитель воспринимается в общественном сознании XIX как знаковая фигура, определяющая развитие качества жизни русского человека, восходящей духовности, процветающего общества: «Эти учителя сделаются главными, блаженными виновниками возрождения новой, светлой, нравственно-разумной и обильно-производительной жизни русского народа!» [9].

Идеи педагогического наследия данного периода составят основу для определения контекстов профессионального воспитания будущих учителей в современных педагогических вузах страны.

Литература:

1. Заметки старого педагога о школьной дисциплине // Учитель, 1861. - № 6. - С. 231

2. Инструкция для воспитанников Иркутской учительской семинарии. - Иркутск, 1914. - 74 с.

3. Модестов В. Вопрос о приготовлении преподавателей для гимназий / В. Модестов // Русская школа. - 1893. - № 4. - С. 59-73.

4. О приготовлении учителей для гимназий и прогимназий // Журнал Министерства народного просвещения. - 1867. - Ч. 134, № 5. - С. 526-614

5. Отчет о Съезде учителей и учительниц начальных народных училищ восточной половины Новгородской губернии к г. Череповце при учительской семинарии, происшедшем с 15-27 июня 1883 года. -Череповец, 1883. - 64 с.

6. Педагогическая переписка // Учитель. - 1861. - № 6. - С. 233

7. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII - XX вв. // Вестник Мининского университета, Т. 9, № 1, 2021. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1185 (Дата обращения 12.06.2021)

8. Устав народных училищ. Кострома, 1876. 379 с.

9. Учитель//Проект устава взаимно-вспомогательной учительской кассы, июнь 1870, № 11-12, С. 133

10. Фролова С.В. Гражданская идентичность учителя XIX века как источник патриотического воспитания: от истории в современность/ Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно-образовательный форум. Екатеринбург, 2021 - С. 446-449.

11. Фролова С.В., Саватеева Д.А. Профессионально-этический образ учителя в российском общественном сознании XIX - начала XX веков // «Инновационная деятельность в образовании» сборник статей по материалам VII региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2021 - С. 160-163

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА СЕТЕВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Аннотация. Развитие технологий выдвигает особые требования к развитию системы образования, особенно к высшему образованию. Электронное и дистанционное обучение занимают ключевое место в системе высшего образования. Во всех развитых странах электронное обучение заняло свою собственную нишу в области образования. Ведущие университеты России также предлагают различные онлайн-курсы, как для первокурсников, так и для студентов старших курсов, основанные на дистанционных методах обучения со смешанными методами обучения. В статье освещаются преимущества и недостатки использования электронного обучения в корпаративной информационной среде ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.