Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / обучение / воспитание / педагогическая публицистика / педагогические издания / pedagogy / tuition / training / pedagogical publicistic writing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Серебрякова

Статья посвящена ретроспективному исследованию проблемы совершенствования школьного обучения, его гуманистических оснований средствами педагогической публицистики в один из самых сложных и плодотворных периодов в истории отечественной школы и педагогики – начале ХХ века. В статье представлен анализ известных российских педагогических изданий начала ХХ века, оказавших заметное влияние на развитие гуманистической педагогической мысли и школьной практики. Показано значение общероссийских и местных официальных педагогических изданий в обсуждении вопросов реформирования школьной системы образования, дана характеристика публикаций в свете государственной политики и общественной ценности школьного обучения и воспитания. Обращается внимание на значимость педагогической публицистики в распространении прогрессивных идей и педагогической инноватики рассматриваемого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN PEDAGOGICAL JOURNALISM OF THE EARLY XX CENTURY IN THE CONTEXT OF THE HUMANISTIC ORIENTATION OF SCHOOL EDUCATION

The article presents a retrospective study of a problem of improving school education, its humanistic foundations by means of pedagogical journalism in one of the most difficult and fruitful periods in the history of the national school and pedagogy – the beginning of the twentieth century. The article presents an analysis of well-known Russian pedagogical publications of the early twentieth century, which had a significant impact on the development of humanistic pedagogical thought and school practice. The importance of all-Russian and local official pedagogical publications in the discussion of the reform of the school education system is shown, the characteristic of publications in the light of state policy and the public value of school education and upbringing is given. Attention is drawn to the importance of pedagogical journalism in the dissemination of progressive ideas and pedagogical innovations of the period under consideration.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

- по военно-политическому компоненту: управление военно-политической работой в воинской части (организации) Росгвардии; организация и проведение мероприятий по основным направлениям ВП(П)Р в различных условиях обстановки; осуществление критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и выработка стратегии действий; формирование, поддержание и восстановление морально-политического и психологического состояния личного состава на уровне, гарантирующем обеспечение военной безопасности РФ при любом развитии социально-политической обстановки;

- по специальному компоненту: управление видами обеспечения воинской части в различных условиях, а также персоналом органов управления, применение навыков организации его обучения и воспитания; руководство документооборотом в соответствии с нормативно-правовой регламентацией профессиональной деятельности; обеспечение требуемого уровня готовности вооружения и военной техники воинской части, ее эффективного использования.

Общие и специфические критерии стратегического звена управления выражают сложность целей и задач, содержание которых отражает общегосударственное значение выполнения должностных обязанностей, выражает степень социальной значимости этих функций: проявление разумной инициативы и творчества при управлении стратегическим, оперативно-стратегическим (оперативным) объединением, ответственности за принимаемые решения; выполнение поставленных задач в условиях значительных морально-психологических и физических нагрузок; организация взаимодействия органов государственной власти и военного управления по обеспечению национальной безопасности и обороны государства; управление войсками (силами) и др.

Перечень приведенных специфических функций является открытым и в соответствии с меняющимися нормативными требованиями к руководящим кадрам может корректироваться и включать другие функции.

Библиографический список

При подготовке офицеров и сотрудников на основные руководящие (командные) должности имеют большое значение моральные, деловые и профессиональные качества, которые способствуют структуризации военно-профессионального сознания, повышению эффективности его служебно-боевой деятельности, готовности к принятию нестандартных, но наиболее оптимальных и целесообразных решений [5, с. 9]. Оценка кандидатов может осуществляться любым методом, не противоречащим федеральному законодательству (опрос, собеседование, анкетирование, тестирование и др.), кадровыми органами самостоятельно, с учетом содержания квалификационных должностных требований.

Таким образом, в ходе педагогического анализа было выявлено, что содержание подготовки офицеров и сотрудников основывается на реализации норм федерального общего и ведомственного законодательства, требований к компетентности соответствующего уровня управления, положений нормативных актов, регламентирующих должностные обязанности по конкретной должности, рекомендаций научных исследований в области ненормативного регулирования профессионального взаимодействия субъектов структуры управления войск национальной гвардии Российской Федерации.

Научная новизна статьи определяется тем, что конкретизировано содержание подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности. Теоретическая значимость выражается в уточнении содержания нормативно закрепленных компетенций руководящих кадров по уровням управления ВНГ РФ. Практическая значимость заключается в определении основных компонентов структуры и содержания компетентности офицеров, тем, что конкретизировано содержание подготовки офицеров и сотрудников, назначаемых на основные руководящие (командные) должности.

1. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г № 53-Ф3. Российская газета. 1998; № 63-64.

2. Вдовюк В.И., Ценцеря С.В. Формирование качеств инновационной личности в процессе профессионального самоутверждения руководителя. Вестник университета. 2012; № 2: 257 - 262.

3. Лазукин А.Д., Никоноров А.А., Пахомова Н.В., Богуславский В.В. Педагогические условия саморазвития мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности. ЦИТИСЭ. 2019; № 5 (22): 156 - 167.

4. Федак Е.И., Цыганков Д.В. Основные пути повышения эффективности формирования мотивации профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России. Глобальный научный потенциал. 2015; № 2 (47).

5. Ценцеря С.В. Формирование качеств инновационной личности у офицеров внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

References

1. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe: Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 g. № 53-FZ. Rossijskaya gazeta. 1998; № 63-64.

2. Vdovyuk V.I., Cencerya S.V. Formirovanie kachestv innovacionnoj lichnosti v processe professional'nogo samoutverzhdeniya rukovoditelya. Vestnikuniversiteta. 2012; № 2: 257 - 262.

3. Lazukin A.D., Nikonorov A.A., Pahomova N.V., Boguslavskij V.V. Pedagogicheskie usloviya samorazvitiya motivacii oficerov k sluzhebno-boevoj deyatel'nosti. CITIS'E. 2019; № 5 (22): 156 - 167.

4. Fedak E.I., Cygankov D.V. Osnovnye puti povysheniya 'effektivnosti formirovaniya motivacii professional'noj deyatel'nosti oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2015; № 2 (47).

5. Cencerya S.V. Formirovanie kachestv innovacionnoj lichnosti u oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 07.10.21

УДК 37.014.3

Serebryakova N.V., postgraduate, teacher, Institution of Additional Education (Mytishchi, Moscow District, Russia), E-mail: Na_s@list.ru

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN PEDAGOGICAL JOURNALISM OF THE EARLY XX CENTURY IN THE CONTEXT OF THE HUMANISTIC ORIENTATION OF SCHOOL EDUCATION. The article presents a retrospective study of a problem of improving school education, its humanistic foundations by means of pedagogical journalism in one of the most difficult and fruitful periods in the history of the national school and pedagogy - the beginning of the twentieth century. The article presents an analysis of well-known Russian pedagogical publications of the early twentieth century, which had a significant impact on the development of humanistic pedagogical thought and school practice. The importance of all-Russian and local official pedagogical publications in the discussion of the reform of the school education system is shown, the characteristic of publications in the light of state policy and the public value of school education and upbringing is given. Attention is drawn to the importance of pedagogical journalism in the dissemination of progressive ideas and pedagogical innovations of the period under consideration. Key words: pedagogy, tuition, training, pedagogical publicistic writing.

Н.В. Серебрякова, соискатель, педагог дополнительного образования, г. Мытищи, E-mail: Na_s@list.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена ретроспективному исследованию проблемы совершенствования школьного обучения, его гуманистических оснований средствами педагогической публицистики в один из самых сложных и плодотворных периодов в истории отечественной школы и педагогики - начале ХХ века. В статье представлен анализ известных российских педагогических изданий начала ХХ века, оказавших заметное влияние на развитие гуманистической педагогической мысли и школьной практики. Показано значение общероссийских и местных официальных педагогических изданий в обсуждении вопросов реформирования школьной системы образования, дана характеристика публикаций в свете государственной политики и общественной ценности школьного обучения и воспитания. Обращается внимание на значимость педагогической публицистики в распространении прогрессивных идей и педагогической инноватики рассматриваемого периода.

Ключевые слова: педагогика, обучение, воспитание, педагогическая публицистика, педагогические издания.

Цель статьи - охарактеризовать культурно-образовательный потенциал отечественной педагогической публицистики начала ХХ века и показать его особую роль в пропаганде прогрессивных педагогических идей, влиявших на разработки в области дидактики. В данной связи актуализируется интерес к сохранению и приумножению традиций педагогической публицистики, неразрывно связанных с национальными ценностями и приоритетами. Обосновано, что значительное количество статей по своему содержанию отличалось богатым фактическим материалом, в котором отразился поиск более совершенных методов обучения, которые рассматривались, в том числе, и как один из путей преодоления и профилактики неуспеваемости обучающихся.

Основная задача - показать, что именно педагогическая публицистика начала ХХ века, выступая важнейшим средством формирования общественно-педагогического сознания, являлась основным проводником гуманистических идей и взглядов по вопросам школьного обучения известных русских педагогов, психологов, публицистов.

Учитывая то, что вопросы школьного обучения и связанное с ними решение проблемы школьной неуспеваемости обусловливаются конкретным социально-историческим контекстом, задача передачи молодому поколению достигнутого уровня культуры, т.е. того опыта знаний и достижений, который служит фундаментом прогресса любого общества, остается неизменно актуальной. Вместе с тем проблема развития школьного обучения на гуманистической основе рассматривается в контексте повышения его качества не только с учетом мирового опыта, но и в опоре на национальные традиции и творческую интерпретацию достижений предшествующего опыта, его поучительные для современной практики подходы.

Теоретическая значимость. Выявлены и охарактеризованы особенности развития отечественной педагогической публицистики начала ХХ века в свете идей и подходов к школьному образованию гуманистической направленности и стимулов укрепления его историко-культурных и образовательных традиций, которые поучительны для осмысления путей совершенствования обучения в современной школе.

Изменения, которые сегодня происходят в системе образования, в первую очередь школьного, новые формы и методы обучения, его формат, сопряженный с цифровизацией образования, поставили перед необходимостью серьезной рефлексии вопросов, касающихся качества образования, сохранения лучших педагогических традиций и их соотнесения с инновационными процессами. Это обстоятельство, безусловно, подчеркивает важность обращения к ценному и поучительному опыту прошлого, его культурно-историческим феноменам, одним из которых являлась педагогическая публицистика начала ХХ века.

Современные исследователи, подчеркивая особую роль педагогической публицистики в формировании общественно-педагогического сознания, рассматривают ее в многофункциональном контексте: образовательном, культурном, управленческом и, что особенно важно, просвещенческом. Это выражается в том, что педагогическая публицистика не только традиционно обобщала и сохраняла информацию о достижениях психолого-педагогической науки и школьной практики, но также, в силу своей специфики, имела возможность осуществлять просвещение широкого учительства [1].

Как показывает исследование проблемы, в рассматриваемый период отечественная педагогическая публицистика, получившая заметное развитие в виде многочисленных периодических изданий (журналов, приложений к ним, газет, педагогических бюллетеней, педагогических листков и др.), освещала, помимо педагогической проблематики, целый круг вопросов, выходивших за рамки этой области, а именно: опыт культуры, отечественной и зарубежной истории, науки, государственного управления. Всего в начале ХХ века в России насчитывалось более 250 периодических изданий по педагогической проблематике и образованию. Все это явилось продолжением тенденции второй половины XIX в России, особенно последней его трети, характеризовавшейся бурным развитием периодических изданий, их выраженной дифференциацией, что способствовало тому, что в последующем, в начале ХХ века, вопросы школьного образования и воспитания в педагогической периодике стали занимать центральное место. Кроме того, характерной чертой педагогической публицистики в эти годы явилось то, что она становится более выраженным, по сравнению с предыдущим периодом, транслятором передовых идей, идей гуманизации и демократизации школьного обучения, выдвигавшихся известными представителями науки, культуры и образования, что свидетельствовало об осознании педагогической общественностью перспектив российской школы, «...о превращении образования в государственную и общественную ценность» [2, с. 195].

Вместе с тем в рассматриваемый период обозначились противоречия, касавшиеся вопросов выбора приоритетов в школьном обучении и воспитании, которые были связаны, с одной стороны, с устоявшейся трактовкой официальными кругами воспитания в духе народности и православных традиций с одновременно резкой критикой преклонения перед Западом. С другой стороны, решение проблем воспитания и обучения в педагогических взглядах представителей антрополого-гуманистического и демократического крыла представлялось в контексте понимания необходимости организации настоящей, по их мнению, национальной школы, в которой усиление народного и гуманистического начал выражалось бы посредством формирования любви к родному языку, творчеству, уважения к личности ребенка, знания детской психологии. Педагоги-гуманисты, отстаивая на страницах педагогической периодики общечеловеческие и граждан-

ские ценности в школьном обучении и воспитании, тем самым способствовали упрочению и обогащению отечественной педагогической традиции.

Известные представители антропологического направления и идеологи демократической концепции образования (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, М.М. Рубинштейн, П.П. Каптерев, М.И. Демков, А.Н. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров и др.) в своих статьях указывали на усиление гуманистической составляющей в профессиональной подготовке учителя, подчеркивая его чрезвычайно важную роль в развитии отечественной системы школьного образования [3].

Заметным стимулом в формировании гуманистических основ школьного обучения в рассматриваемый период явилось развитие психологических принципов педагогики, в частности экспериментальной психологии, что расширило возможности комплексного подхода к изучению ребенка в более широком контексте: не только как объекта воздействия средовых факторов, но и как субъекта педагогического процесса, который в ходе личностного развития способен активно влиять на процесс преобразования окружающей действительности. Исследования в области экспериментальной психологии, которые освещались в педагогической периодике, ставили перед необходимостью более глубокого изучения личности ребенка и связанного с этим поиска эффективных методов обучения. В свою очередь, это актуализировало вопросы педагогического образования, развития его гуманистических основ, созвучных «идеям прогрессивной педагогики о системном антропологическом знании. [там же, с. 81]. В данной связи в подготовке учителя главной задачей являлось развитие творческого мышления, глубоких знаний своего предмета и методики преподавания, любви к детям, уважения к личности ребенка, преданности делу.

Отличительной чертой развития педагогической публицистики в те годы было то, что многие представители психолого-педагогической науки, выступавшие за гуманизацию школьного обучения и профессиональной подготовки учителя, активно сотрудничали с такими известными педагогическими периодическими изданиями, как «Педагогический сборник», «Вестник воспитания», «Русская школа», «Вестник народного образования», «Земские записки» и др. В частности, М.М. Рубинштейн в журнале «Вестник воспитания» указывал на то, что «профессиональный облик учителя - это, прежде всего, совокупная нравственная составляющая, выражающаяся в гуманном отношении к ребенку, признании его как развивающейся личности..» [4 , с. 103].

Вместе с тем следует отметить, что в системе школьного образования рассматриваемого периода наметился кризис, обусловленный противоречиями социально-педагогического характера, сопровождавшийся бюрократией как в министерских кругах, так и на местах, что, в свою очередь, осложняло решение острых и сложных вопросов. Кроме того, не было единой утвержденной концепции и проекта преобразований системы. В этих условиях педагогическая публицистика испытывала на себе все проявления затяжного кризиса образования и школы. Данное обстоятельство вызвало такую тенденцию в педагогической публицистике, как разобщенность в работе педагогических изданий. Выходившее в те годы большое количество периодических изданий не обеспечивало необходимого функционального разделения и скоординированности действий, что, безусловно, влияло на их плодотворное сотрудничество. По этой причине влияние педагогической периодики было значительно ниже, чем могло бы быть. Н.К. Крупская по этому поводу писала: «Между журналами нет надлежащего разделения труда, у них нет общего плана. Пишут во многие журналы одни и те же лица» [5, с. 26]. К тому же она указывала на необходимость совместной работы центральных периодических изданий с изданиями местного значения, изучение и распространение интересной школьной практики на местах.

Однако, несмотря на выраженные недостатки в работе изданий, наблюдавшееся динамичное развитие педагогической публицистики способствовало наиболее полному осмыслению передовой общественностью преобразований в стране, непосредственно влиявших на существенные изменения в школе, а появление новых печатных изданий, публиковавших статьи на острые темы и открывавших возможность полемики на страницах периодики, ярких и свежих высказываний, отражало глубокие перемены, происходившие в России в те годы.

Число педагогических изданий в исследуемый период динамично пополнялось новой периодикой как общероссийского масштаба, так и местными официальными изданиями: «Свободное воспитание» (1907), «Педагогическое обозрение» (1912), «Начальное обучение» (1907), «Журнал Министерства народного просвещения» и «Педагогический вестник» Московского учебного округа (1911), «Известия Московской городской думы», «Начальное обучение» (1907), «Журнал Министерства народного просвещения» и многие другие. С 1911 г. начала издаваться еженедельная популярная среди учителей педагогическая газета «Школа и жизнь». Наиболее крупными и содержательными научно-педагогическими журналами были «Вестник воспитания» и «Русская школа». Представляя общественно-демократическую педагогическую мысль, эти журналы интенсивно разрабатывали проблемы научной педагогики и боролись за осуществление передовых идей в практике русской школы.

Вместе с тем наиболее востребованными в распространении гуманистических педагогических идеалов и освещении актуальных проблем научной педагогики оставались старейшие журналы - «Вестник воспитания» и «Русская школа», которые вступали в противоборство с косностью и формализмом в школьном обучении, отстаивая сохранение лучших педагогических традиций и реализацию передовых идей в практике русской школы.

В журнале «Русская школа» традиционно публиковалось много интересных статей известных русских писателей, ученых, мыслителей, общественных деятелей и педагогов: Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Менделеева, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, И.Ф. Ан-ненского, П.И. Вейнберга, П.И. Лесгафта, И.И. Мечникова, В.Д. Острогорского и многих других. Примечательно, что с этим журналом активно сотрудничала по вопросам педагогики и школы Н.К. Крупская. В № 7-8 за 1911 год была напечатана ее статья «Совместное обучение», в которой она выступала за обновление школьного образования [6]. На невозможность проведения реформ в области образования без коренного изменения господствующего строя в том же журнале указывал и видный деятель образования В.И. Чарнолуский.

Анализ источников свидетельствует, что в исследуемый период немаловажное значение в обсуждении вопросов школьного обучения имели официальные периодические педагогические издания, в первую очередь «Журнал Министерства народного просвещения», обладавший наиболее богатым идеологическим и культурным потенциалом с богатой историей. В нем издавались работы К.Д. Ушинского, Н.В. Гоголя, П.Ф. Каптерева, В.В. Розанова, С.В. Соловьева и др. В журнале помимо Высочайших Указов и распоряжений Министерства народного просвещения публиковались научные и научно-публицистические статьи и обзоры, посвященные различным отраслям научного знания. Однако материалам, посвященным педагогической проблематике, отводилось особое место. Вопросы, поднимавшиеся в публикациях, касались необходимости пересмотра подходов к обучению в школах в России. В связи с этим журнал отводил на своих страницах место учебным, программным и методическим материалам, учебным планам, программам средней школы, а также программно-методическим документам об эстетическом, трудовом и физическом воспитании, о внеклассном чтении и другим. Авторы, постоянно сотрудничавшие с журналами, выступали с критическими статьями, вскрывавшими недостатки в работе современной школы, которые приводили к школьной неуспеваемости, в подготовке учителя, управлении общим и педагогическим образованием, предлагая свои проекты реформ.

Определенной вехой в развитии педагогической публицистики стало широкое обсуждение на страницах «Журнала Министерства народного просвещения» в 1915 - 1916 гг «Материалов по реформе средней школы» - документа, который рассматривался как итог его работы. В те годы это явилось значительным событием, отражавшим заинтересованность не только общественно-демократических, но и официальных кругов в реформировании системы образования в России, которая уже не отвечала запросам общественного развития. В обсуждении предстоящей реформы приняли участие как радикально настроенные чиновники, так и известные ученые-педагоги, учителя-новаторы, руководители школ (П.Ф. Катерев, И.А. Вышнеградский, В. Половцев и др.).

Журнал, который опубликовал уникальный для своего времени документ по модернизации народного образования и просвещения, открыл возможность для широкого ознакомления с ним российской общественности в условиях фактически полной гласности, явившись важнейшим средством формирования общественно-педагогического мировоззрения, пропаганды прогрессивных педагогических идей, познакомив русское учительство с научными разработками в области дидактики. Обсуждение документов проходило в атмосфере дискуссий, состязательности мнений, что свидетельствовало о стремлении реформаторов реализовать педагогические идеи и подходы на практике, многие из которых отличались гуманистической направленностью (тесная связь обучения с воспитанием, связь школьного обучения с жизнью, усиление индивидуального подхода, возрастание роли семьи в совместном со школой решении вопросов школьного обучения и др.) [7].

Немаловажное значение в развитии педагогической мысли, пропаганде новых методов обучения принадлежала журналу «Свободное воспитание» (1907 -1918 гг.), основной идеей которого стала идея ценности детства и защита прав ребенка. Журнал популяризировал новые методы обучения, идеи свободного и творческого развития ребенка, которые выдвигались видными представителями этого направления в русской педагогике: К.Н. Вентцелем и И.И. Горбуновым-По-садовым. Так, К.Н. Вентцель предлагал пересмотреть вопросы семейного воспитания, выступая против подавления воли ребенка, игнорирования его интересов и потребностей. На этих принципах, по мнению педагога, должна строиться семья будущего. Примечательно, что с этим журналом продуктивно сотрудничала Н.К. Крупская, которой из-за ее мировоззренческих и политических убеждений большинство изданий отказывало в публикации статей. Журнал «Свободное воспитание» был в этом смысле почти единственным счастливым исключением, на страницах которого печатались все статьи Н.К. Крупской, о чем она с благодарностью вспоминала, находясь в вынужденной эмиграции.

В журнале «Вестник воспитания», одном из лучших научно-популярных журналов того времени, публиковали свои статьи такие видные ученые, педагоги и психологи, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, В.П. Вахтеров, В.П. Острогорский, Д.И. Тихомиров, М.М. Рубинштейн, Е. Янжул и другие. Журнал содействовал распространению прогрессивных взглядов на методы обучения и роль учителя в профилактике школьной неуспеваемости. П.П. Блонский в своей статье «Задачи и методы новой народной школы», впервые опубликованной в журнале в 1915 году, отстаивал идею воспитывающего обучения на гуманистической основе, в котором главной задачей должно стать развитие умственных способностей. Исходя из этого, он указывал на необходимость строить обучение и воспитание на основе знания закономерностей развития ребен-

ка, уважать его личность, его потребности и интересы, ликвидировать «проклятое обособление школы от жизни», давать учащимся полноценное умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Не потеряли своей актуальности сегодня мысли П.П. Блонского, который писал, что «...специфические задачи юношеского воспитания - именно воспитание интеллекта. .Вот почему средняя школа воспитывает именно посредством образования. Поэтому культура ума - самая первая и самая главная задача средней школы. Еще раз повторим: общество, игнорирующее культуру ума как специфическую задачу средней школы, этим самым лишь демонстрирует свою собственную некультурность» [8, с. 13].

Эти идеи основательно подкреплялись достаточно подробным освещением в педагогической публицистике вопросов, относящихся к таким направлениям, как педагогическая психология и экспериментальная педагогика, которые рассматривались в связи с их применением в школьном обучении. Появление такого направления в российской действительности, как экспериментальная педагогика, во многом определило дальнейшие перспективы развития отечественной педагогической науки на основе ее тесной интеграции с достижениями в области экспериментальной психологии. Особую роль в пропаганде достижений в этих областях сыграли такая педагогическая периодика, как журналы «Русская школа», «Образование», «Педагогический сборник», «Педагогическая мысль», в которых публиковались работы П.П. Блонского, Дж. Дьюи, Э. Килпатрик, П.Ф. Каптерева, В.П. Кащенко, А.В. Нечаева, М.М. Рубинштейна и др.

Определенную лепту в усиление внимания к творческим педагогическим поискам в области обучения и воспитания вносили местные официальные издания. Так, в «Известиях Московской городской думы» впервые были опубликованы материалы об инновационной практике общества «Сетлемент», организованного мало тогда известными в широких учительских кругах С.Т. Шацким, А.У. Зелен-ко и другими педагогами, в основу которых была положена концепция создания богатой эмоциональной и интеллектуальной среды, способствующей развитию необходимых социальных и культурных потребностей детей, не имевших возможности получать образование [9]. При этом в обучении С.Т Щацким был сделан акцент на усвоении социально значимых для жизни детей знаний. Новшеством для педагогической практики тех лет являлось и то, что успешность процесса воспитания и обучения в детском сообществе обеспечивалась организацией детского самоуправления. Благодаря педагогической публицистике этот опыт имел успешную пролонгацию в 1920-е годы в виде Первой опытной станции народного образования под руководством С.Т Шацкого - беспрецедентной инноватики социального воспитания и школьного обучения, гуманистическая направленность которого была очевидна.

Необходимо отметить, что в педагогической публицистике начала ХХ века особое место отводилось статьям, посвященным не только школьному, но и дошкольному обучению и воспитанию, а также внешкольному образованию и детской литературе, что по праву можно считать инноватикой тех лет. Вопросы дошкольного воспитания обсуждались на страницах таких журналов, как «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение», «Русская школа», «Свободное воспитание». В статьях известных педагогов - Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, М.Х. Свен-тицкой, Е.И. Тихеевой, Л.К. Шлегер - с гуманистических и демократических позиций рассматривались цели, содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста, в опоре на психологию раскрывались особенности умственного и нравственного воспитания в раннем возрасте, определялась роль матери в развитии личности ребенка. Указывалось на необходимость всестороннего изучения психологических особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте.

В целом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать следующее:

- начало ХХ века - плодотворный период роста педагогической периодики в виде самых различных по жанру и содержанию изданий, посвященных проблемам воспитания, школьного обучения и образования, что явилось результатом оживления общественно-педагогической мысли, в том числе в вопросах гуманизации школьного обучения. Эти процессы стали отражением тенденции последней трети XIX века, характеризовавшейся бурными развитием педагогической периодики и ее выраженной дифференциацией, что способствовало всплеску интереса педагогической общественности к организации, содержанию и методам обучения.

- в известных старейших педагогических изданиях поднимались важные научно-теоретические вопросы развития российской школы и народного образования, освещались проблемы, связанные с развитием новых направлений: экспериментальной педагогики и психологии, что способствовало укреплению психологических основ школьного обучения и воспитания;

- особенностью педагогической публицистики начала ХХ века явилось то, что она стала основным проводником идей и подходов гуманистической направленности к школьному обучению благодаря научным поискам и активной деятельности видных педагогов и публицистов: П.П. Блонского, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, Е.А. Корсунского, Л.Н. Толстого, С.Т Шацкого и многих других, что, таким образом, укрепляло историко-культурную традицию активного участия авангарда российской общественности в деле педагогической публицистики;

- педагогическая публицистика рассматриваемого периода активизировала не только научно-педагогическую общественность, но и официальные круги в усилении интереса к сохранению и приумножению отечественной педагогической традиции, ее гуманистическим основам.

Библиографический список

1. Сутырина Т.А. Педагогическая публицистика. Ее сущность и явление в отечественном образовании. Педагогическое образование в России. 2010; № 3: 165 - 173.

2. Юдина Н.П. Гуманистическая метатрадиция в европейской и отечественной педагогике: учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет:, 2006.

3. Степанова Л.А. Становление и развитие традиций отечественного педагогического образования в культурн-историческом контексте России первой половины ХХ века. Москва: РГСУ, 2009.

4. Степанова Л.А. Рубинштейн М.М. Своевременные мысли о педагогическом образовании. Педагогика. 2008; № 6: 104 - 107.

5. Крупская Н.К. Письмо в редакцию журнала «Свободное воспитание» от 12. VII11911 г. ГАРФ, ф. 5445, оп. 1, ед. хр. 1. л. 565.

6. Крупская Н.К. Совместное обучение. Русская школа. 1911; № 7-8.

7. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Петроград: Сенатская типография, 1915 - 1916; Ч. 54.

8. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Вестник воспитания. 1915; № 2.

9. Известия Московской городской думы. 1914; № 5-12.

References

1. Sutyrina T.A. Pedagogicheskaya publicistika. Ee suschnost' i yavlenie v otechestvennom obrazovanii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010; № 3: 165 - 173.

2. Yudina N.P. Gumanisticheskaya metatradiciya v evropejskoj i otechestvennoj pedagogike: uchebnoe posobie. Habarovsk: Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2006.

3. Stepanova L.A. Stanovlenie i razvitie tradicij otechestvennogo pedagogicheskogo obrazovaniya v kul'turn-istoricheskom kontekste Rossii pervoj poloviny ХХ veka. Moskva: RGSU, 2009.

4. Stepanova L.A. Rubinshtejn M.M. Svoevremennye mysli o pedagogicheskom obrazovanii. Pedagogika. 2008; № 6: 104 - 107.

5. Krupskaya N.K. Pis'mo vredakciyu zhurnala «Svobodnoe vospitanie» ot 12. VII11911 g. GARF, f. 5445, op. 1, ed. hr. 1. l. 565.

6. Krupskaya N.K. Sovmestnoe obuchenie. Russkaya shkola. 1911; № 7-8.

7. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosvescheniya. Novaya seriya. Petrograd: Senatskaya tipografiya, 1915 - 1916; Ch. 54.

8. Blonskij P.P. Zadachi i metody novoj narodnoj shkoly. Vestnikvospitaniya. 1915; № 2.

9. Izvestiya Moskovskoj gorodskoj dumy. 1914; № 5-12.

Статья поступила в редакцию 05.10.21

УДК 378.096

Sukhorukova I.G., postgraduate, senior teacher, Department of Music Education, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: irmac@bk.ru

A MODEL FOR FORMING THE PROFESSIONAL READINESS OF A FUTURE MUSIC TEACHER TO LEARN THE AUTHOR'S STYLE OF ROMANTIC COMPOSERS. Technologies of pedagogical modeling in the past two decades have firmly taken positions in the structure of educational activities. Modern music education sets new requirements for music teachers, who must not only possess purely professional musical competencies, but must also be able to realize their own personal potential, recognize and develop this need in their wards. The high efficiency of the modeling technique, its multifunctionality, the ability to predict and obtain the expected result, make the model one of the favorites in research, educational and methodological practices. The article proposes a model to form professional readiness of a future music teacher to master the author's style of romantic composers, based on an integrative approach. The article considers its structure and content, principles and approaches that allow to fully master the basics of musical-analytical activity, gain theoretical and practical skills, and develop creative and musical sensitivity.

Key words: pedagogical modeling, structural and content components, musical and analytical activity.

И.Г. Сухорукоеа, аспирант, ст. преп., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: irmac@bk.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ОСВОЕНИЮ АВТОРСКОГО СТИЛЯ КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ

Технологии педагогического моделирования в последние два десятилетия прочно заняли позиции в структуре образовательной деятельности. Высокая эффективность техники моделирования, ее полифункциональность, возможность прогнозировать и получать ожидаемый результат делают модель одним из важных компонентов в научно-исследовательских, учебных и методических практиках. Это важно в реалиях современного музыкального образования, диктующих высокие требования педагогу-музыканту. В статье предлагается модель формирования профессиональной готовности будущего педагога-музыканта к освоению авторского стиля композиторов-романтиков, основанная на интегративном подходе. Рассматривается ее структура и содержание, принципы и подходы, позволяющие в полной мере усвоить основы музыкально-аналитической деятельности, получить теоретические и практические навыки, развить творческую и музыкальную восприимчивость.

Ключевые слова: педагогическое моделирование, структурно-содержательные компоненты, музыкально-аналитическая деятельность.

Реалии социальной, общественной и культурной жизни второго десятилетия XXI века диктуют переосмысление процесса познания и развития наук, предметом которых является человек, его мышление и воображение, а также становление и совершенствование творческой направленности в человеке. Образовательный процесс, находящийся в связи с этим в условиях все большей модификации, предъявляет педагогам-музыкантам новые требования, касающиеся как широты музыкального кругозора, высокой культуры слога, демонстрации творческих данных, так и использования инновационных технологий и форм в изучении учебного материала [1].

Профессиональные качества, которые приобретает будущий педагог-музыкант в процессе обучения в гуманитарном вузе, становятся все более диверсифицированными: наряду с сугубо музыкальными компетенциями, психолого-педагогическими, общекультурными педагогу-музыканту требуется умение реализовать собственный личностный потенциал, распознать и развить эту потребность в своих подопечных. По мнению ученых, «в компетенциях именно педагогов-музыкантов находится вопрос гармоничного развития подрастающих поколений посредством духовно-нравственного, аксиологического и художественно-творческого потенциала музыки и других видов искусства, в своем синтезе обеспечивающих достижение любых воспитательных и социокультурных целей» [2, с. 10]. Необходимо постигать и анализировать социокультурное пространство, в кото-

рое попадает новоиспеченный специалист, определять свое место в этом многослойном и подвижном «организме», максимально встраиваясь в этот процесс -процесс созидания - и получая в недалеком будущем позитивные результаты.

Очевидно, что музыкально-теоретическая и практическая подготовка будущего педагога-музыканта чрезвычайно многообразна в содержательном смысле: здесь и музыкально-исполнительская деятельность, и воспитательно-педагогическая, и организационная, и музыкально-аналитическая. Коснемся последнего указанного аспекта обучения, поскольку практическая деятельность будущих педагогов-музыкантов без него немыслима: развитие активного творческого слушания у обучающихся, перцептивное познание характера музыкального произведения, понимание замысла композитора, нравственно-эстетическое обогащение личности - все это лежит в музыкально-аналитической области профессионального становления педагога-музыканта. На протяжении всего процесса обучения будущий педагог-музыкант так или иначе соприкасается с музыкально-аналитической деятельностью. На занятиях по исполнительскому искусству навыки музыкального анализа помогают ощутить образно-смысловую идею того или иного сочинения композитора, выявить характер и особенности музыкального произведения, роль данного произведения в наследии композитора. Следовательно, взаимодействие важнейшей триады «композитор - исполнитель - слушатель» создается в итоге музыкально-аналитической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.