Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / творческая активность / студент / университет / проблемное обучение / project activity / creative activity / student / university / problem-based learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдусаламова Раисат Албуриевна, Юсупова Роза Ярагиевна, Миназова Венера Магомедовна

В статье рассматривается сущность проектной деятельности, творческого потенциала студентов, а также применимость совокупности обозначенных составляющих в рамках идентичной активности. Рассматривается среда, в которой возможна активизация творческого потенциала студентов, а также условия для реализации проектной деятельности в рамках образовательного процесса. Рассматривается проектная деятельность с точки зрения методической активности и возможности применения одновременно ряда методов для реализации практической деятельности проектного типа. Приводится проектная деятельность трех крупных региональных университетов Республики Дагестан и Чеченской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдусаламова Раисат Албуриевна, Юсупова Роза Ярагиевна, Миназова Венера Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the essence of project activity, the creative potential of students, as well as the applicability of the set of designated components within the framework of identical activity. The article considers the environment in which it is possible to activate the creative potential of students, as well as the conditions for the implementation of project activities within the educational process. The project activity is considered from the point of view of methodological activity and the possibility of applying simultaneously a number of methods for the implementation of practical activities of the project type. The project activity of three major regional universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic is given.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы социального факультета Абдусаламова Раисат Албуриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Юсупова Роза Ярагиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается сущность проектной деятельности, творческого потенциала студентов, а также применимость совокупности обозначенных составляющих в рамках идентичной активности. Рассматривается среда, в которой возможна активизация творческого потенциала студентов, а также условия для реализации проектной деятельности в рамках образовательного процесса. Рассматривается проектная деятельность с точки зрения методической активности и возможности применения одновременно ряда методов для реализации практической деятельности проектного типа. Приводится проектная деятельность трех крупных региональных университетов Республики Дагестан и Чеченской Республики.

Ключевые слова: проектная деятельность, творческая активность, студент, университет, проблемное обучение.

Annotation. The article examines the essence of project activity, the creative potential of students, as well as the applicability of the set of designated components within the framework of identical activity. The article considers the environment in which it is possible to activate the creative potential of students, as well as the conditions for the implementation of project activities within the educational process. The project activity is considered from the point of view of methodological activity and the possibility of applying simultaneously a number of methods for the implementation of practical activities of the project type. The project activity of three major regional universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic is given.

Key words: project activity, creative activity, student, university, problem-based learning.

Введение. Проектная деятельность в педагогической деятельности предоставляет достаточно широкие образовательные возможности. Реализация проекта направлена не только на освоение учебного материала и изучение проблемной ситуации, но также на проявление творческой активности студентами.

Под проектной деятельностью понимаются мероприятия, выполнение которых потенциально должно привести всех участников к достижению искомой цели. Структура проектной деятельности состоит из формулирования цели, определения задач для достижения целей, механизмов реализации проекта, распределения ответственности между всеми участниками, а также определение ожидаемых проектных результатов.

Несмотря на то, что проектная деятельность обозначена в федеральном образовательном стандарте, данный метод представляется возможным реализовать преимущественно в рамках профильных и общегуманитарных дисциплин [7]. Тем не менее, при желании и творческой гибкости преподавателя проектную деятельность возможно осуществить в рамках любой учебной деятельности, так как искомой целью реализации проекта является изучение проблемной ситуации.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность отличается от практикума в системе высшего образования тем, что практикум означает итоговую практическую деятельность для завершения изучаемого материала, а проектная деятельность указывает на углубленное изучение рассматриваемого материала, который еще не завершен. В отношении практикума предусмотрен соответствующий инструктаж. Несмотря на то, что в качестве практического задания может выступать исследование проектного типа, указанное исследование предполагает, что в процессе выполнения проекта выявляется достоверность заданной закономерности научного характера.

Практикумы также как и проектная деятельность подразумевают реализацию студентами творческого потенциала, однако в отличие от проектной деятельности они направлены на изначальную разработку идеи в качестве решения практической задачи. В рамках проектной деятельности не подразумевается разработка идеи как центрального звена, в силу того, что реализация проекта подразумевает применение творческих сил студентов в процессе выполнения определенных действий в рамках реализации мероприятий. При этом у практикума и проектной деятельности существует общий аспект, который заключается в итоговом выявлении искомой модели решения научной задачи.

Проектная деятельность несколько расширяет освоение полученных знаний и навыков за счет применения элементов проблемного обучения. Составляющая проблемного обучения помогает студентам осуществлять самостоятельное познание определенного объекта или явления за счет применения мыслительного процесса и имеющихся ресурсов.

В своих трудах педагоги Гамидов Л.Ш., Мартазанов Х.М. и Алиева P.P. рассматривают необходимость внедрения нестандартных условий в рамках проектной деятельности при работе со студентами [1, С. 330]. Педагоги Эхаева P.M., Магомедова П.К. и Джегистаева Л.И. считают, что проектная деятельность должна отличаться созидательным началом [11, С. 406]. Педагоги Карабельская И.В. и Дунаева Г.Г. определяют проектную деятельность по принципу построения процесса и распределения ответственности между студентами на схематической основе [3, С. 181].

Реализация проектной деятельности предполагает применение творческого потенциала через осуществление определенных действий студентом. Вне зависимости от характера действий творческий потенциал студента проявляется в момент принятия решения, основанного на его личном и субъективном выборе. Выбор как фактор творческой деятельности во многом сфокусирован на совокупности знаний, жизненного опыта, практических умений и личных убеждений непосредственно студента. Следовательно, творческая активность среди студентов может проявляться неоднозначно и неоднородно.

Под творчеством принято понимать некий процесс созидания чего-либо на основе изучения предмета или явления. Творчество как вид деятельности проявляется лишь тогда, когда человек заинтересован в процессе больше чем в результате. Как правило, человек не знает гарантированно, какой результат он получит по завершению деятельности. Другой составляющей творческой деятельности является получение студентом удовлетворения от реализуемого им процесса. Тематика проекта, участники проектной деятельности и предмет реализации проекта должны быть в совокупности

мотивирующим фактором для студента. При этом творческий потенциал в проектной деятельности не предполагает, что студент осуществит какое-либо действие качественно или умело.

В сфере образования проектная деятельность преследует цель погружения как разновидности познавательной деятельности, соответственно, от студента не следует ожидать извлечения из проектной деятельности идеального результата. Элементы проблемного обучения могут стать предпосылками для получения морального удовлетворения студентом в проектной деятельности, что в итоге способствует реализации его творческого потенциала. К таким элементам проблемного обучения могут относиться предпосылки к поисковой деятельности и размышлениям над проблемной ситуацией. Другим элементом, соответствующим специфике проектной деятельности и приводящим к творческой активности студентов, являются педагогические приемы в целях образования новых психоэмоциональных реакций студента. К примеру, проектная деятельность может предусматривать условия, которые вызывают у студента чувства дискомфорта и заставляют его предпринимать определенные действия доя создания оптимальных условий выполнения действий в рамках проекта [6, С. 65].

Дополнительная составляющая, усиливающая творческую активность студентов в рамках реализации проекта, может базироваться на специфичной работе памяти. К примеру, педагог может ограничить доступ студентам к определенной источниковедческой информации, разрешив лишь однократное прочтение некоторых архивных справок. При этом выполнение определенных мероприятий в рамках проекта должно быть невозможно без воспроизведения основного содержания предоставленной архивной справки.

Некоторые педагоги стремятся чередовать проектную деятельность студентов различными видами мероприятий. Они задают условия выполнения проекта, к примеру, при помощи возможности использования лишь ограниченного количества источников информации. Такой педагогический прием направлен на увеличение творческого потенциала студентов и разработку инновационных проектных решений путем активной работы с профильными библиотеками, в том числе в удаленном режиме [4, С. 180].

На первый взгляд кажется не логичным ограничение студентов возможности использования лишь определенными библиотеками, однако имеет смысл рассмотреть значительный ресурс данных библиотек, на который следует обратить внимание и потенциальный интерес студентов. К таким библиотекам относятся Российская государственная библиотека или Государственная научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского. Приведенные в качестве примера библиотеки в настоящее время активно переводят в цифровой формат собственные книжные фонды, что является оптимальным решением для реализации творческой активности студентов из профильных университетов различных субъектов Российской Федерации (РФ).

Проблемное обучение, использующее проектную деятельность в качестве инструмента, предполагает формирование гипотезы на основе проблемной ситуации. В этом случае реализация творческих способностей студентами может варьироваться в зависимости от степени развитости их способностей. Много зависит от степени возможности проявления творческого потенциала при реализации проекта, общественной значимости и наличия интеллектуальных способностей студента для реализации исследовательских задач в рамках проекта.

Как и любое исследование, реализация проекта предполагает творческий поиск студента. В зависимости от профиля подготовки данный творческий поиск начинает обретать собственную спецификацию, в частности, для педагогических специальностей творческий поиск явно выражен в служении другим людям и в поиске способов оптимального служения в рамках осуществления профессиональной деятельности.

Проектная деятельность помогает моделировать ситуации, при которых становится возможным нахождение путей решения оптимального служения людям через образование, если подразумеваются будущие педагоги. В то же время проектная деятельность предполагает прагматический подход, который, согласно педагогу и стороннику накопления обучаемыми индивидуального опыта У.Х. Килпатрику, предусматривает активную практическую деятельность студентом [5, С. 138]. С другой стороны, проектная деятельность представляется возможным реализовать через проектную деятельность модель жизненной школы на основе получаемого студентом образования.

Практическая деятельность заметно ускоряет познавательную активность, а реализация проекта дополняет познавательную активность психоэмоциональным аспектом. Студент, реализуя творческий потенциал и осуществляя действие в рамках проекта, получает индивидуальные впечатления и новую информацию для осмысления. В действительности проектная активность выступает разновидностью методической работы, так как предполагает принцип непрерывного образования для студентов.

Студент при выполнении практических заданий исходит из принципа рационализации и выбора подходящих ресурсов, которые находятся в его распоряжении. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное выполнение некоторых действий, что указывает на возможность обмена опытом между студентами. Реализации проекта не является автономным и выраженным событием в процессе обучения студента и обладает признаками повседневной деятельности. Это значит, что студент может репродуцировать некоторые рефлексивные действия, которые совершенствовались в рамках проекта.

Полученные знания и навыки после реализации проекта становятся органичной составляющей личности студента, что также подтверждает методический характер проектной деятельности. Кроме того, реализация проекта может привить студенту некоторые подходы к решению подобных задач поведенческого характера. По мере продолжительности обучения студентом, содержательная часть проекта может усложняться, что в усиленном режиме провоцирует данного студента к реализации расширенной творческой активности.

Реализация мероприятий может предполагать коллективное обсуждение, перманентный анализ и посещение мероприятий, не относящихся к основному образовательному процессу. Все предусмотренные сопутствующие действия в рамках проекта также обладают элементами методической направленности. При этом не стоит рассматривать проектную деятельность как единственную методику обучения практического характера, так как проект как образовательный инструмент аккумулирует в себе различные взаимосвязанные и не взаимосвязанные между собой методики, подразумевающие способы реализации мероприятий.

Методики в рамках проекта могут предполагать обучение, исследование, воспитание, мозговой штурм, моделирование и др. Соответственно, проектная деятельность выступает в качестве мозаики научных и образовательных подходов для достижения студентом искомой цели. Следует отметить, что при применении инструментов мозгового штурма или исследования студент применяет собственный творческий потенциал, но данный потенциал проявляется чрезвычайно дифференциально. Это указывает на разнородность творческого потенциала, которым может обладать один человек.

Различия в способах применения творческого потенциала зависят от применяемых в данный момент времени студентом компетенций. Некоторые проектные действия предполагают применение информативно-познавательной компетенции, в тоже время другие компетенции требуют от студента исключительно рефлексивные подходы. Таким образом, компетенции существенно влияют на степень проявления студентом творческой активности. Другой

составляющей, влияющей на дифференциальность творческого потенциала, является специфика и сложность осуществляемого проектного мероприятия.

Принято считать, что творческий потенциал в рамках проектной деятельности может проявляться исключительно при реализации мероприятий. Многогранность проектной деятельности предполагает, что студенты могут применить творческий потенциал в таких аспектах, как принятие решений при наступлении нестандартных ситуаций или при необходимости принятия экстренного решения, к примеру, замена одного участника другим или невозможность реализации мероприятия, имеющимся способом.

Другим аспектом, требующим от студента, творческой гибкости и проницательности, является выявление неочевидных и нестандартных выводов по завершении проектной деятельности. Возможна такая ситуация, при которой реализация проекта может привести к отличным от изначальной цели результатам. В таком случае педагогу необходимо вновь задействовать творческий потенциал студентов. Разъяснив им возможные пути превращения полученных результатов в источник для иной проектной деятельности, а также осуществления мыслительной работы в рамках поиска причины получения отличных от искомой цели результатов.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) в настоящее время реализуется проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», в рамках которого студенты-педагоги реализуют собственные стартап-проекты технологической направленности [2]. Предполагается, что данные студенты смогут сформировать в рамках стартап-проектов новые механизмы для адаптации высоких технологий в сфере образования.

Проектная деятельность Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) базируется на основе реализации «Педагогического стартапа» [8]. В рамках обозначенного проекта учащиеся общеобразовательных организаций Чеченской Республики получили возможность познакомиться с ФГБОУ ВО ЧГПУ и отдельно со спецификой и преимуществами профессии педагога.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова) в настоящее время реализуется проект, посвященный «зеленой экономике», в рамках обозначенного проекта будущие педагоги разрабатывают учебные программы для популяризации снижения углеродного следа среди учащихся общеобразовательных организаций Чеченской Республики [9].

Реализуемая данными университетами проектная деятельность нуждается в инициации онлайн-проекта силами студентов для учащихся общеобразовательных организаций Республики Дагестан и Чеченской Республики. Студенты могли бы обучать школьников высоким технологиям, «зеленой экономике» и трансформации новых профессий в сфере образования. Кроме того, обозначенный онлайн-проект может способствовать цифровизации профессии педагога посредством отдельных сопутствующих проектов, реализуемых студентами рассматриваемых вузов для школьников на платформе основного онлайн-проекта.

Выводы. Таким образом, проектная деятельность должна совершенствоваться в университетах для активизации творческого потенциала студентов. Обозначенный творческий потенциал может быть реализован в многоаспектном формате в рамках идентичного проекта. Так как проектная деятельность позволяет применять элементы проблемного обучения, то творческий потенциал студентов может быть реализован в различных направлениях и с различным уровнем сложности.

Литература:

1. Гамидов, Л.Ш. Организация проектной деятельности со студентами / Л.Ш. Гамидов, P.P. Мартазанов, P.P. Алиева // МНКО. - 2019. - №6 (79). - С. 329-331

2. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 10.11.2023)

3. Карабельская, И.В. Проектная деятельность студентов в высшей школе / И.В. Карабельская, Г.Г. Дунаева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2022. - №4 (42). - С. 179-185

4. Коновалова, С.А. Проектная деятельность как инструмент творческой деятельности студентов в современном университете / С.А. Коновалова, В.И. Буренина // Слагаемые качества современного гуманитарного образования. - 2020. -№12,- С. 179-183

5. Корнетов, Г.Б. Восхождение к методу проектов Ульяма Килпатрика / Г.Б. Корнетов // Народное образование. -2020. - №. 5 (1482). - С. 137-147

6. Кравченко, А.Г. Проектная деятельность в системе самообразовательной деятельности студентов / А.Г. Кравченко, Ю.С. Мандрыка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - №. 2. - С. 64-68

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 10.11.2023)

8. Чеченский государственный педагогический университет: сайт. - 2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 10.11.2023)

9. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4ovscbsuvc534675391 (дата обращения: 10.11.2023)

10. Эхаева, P.M. Развитие креативности в проектной деятельности студентов / P.M. Эхаева, П.К. Магомедова, Л.И. Джегистаева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №. 6 (85). - С. 406-408

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы подготовки будущих дизайнеров в вузе. Особое внимание уделяется построению профессиональной образовательной среды в учебном заведении. Раскрываются методологические подходы к организации такой среды, где осуществляется профессиональная самореализация творческой личности студента. Описываются общенаучные и педагогические подходы к проектированию среды. Акцент делается на том, что в такой среде может идти учебный процесс, в котором студенты получают компетенции через освоение реального эксподизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.