Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / гражданская идентичность / проектная деятельность / исследовательская деятельность / педагог / pedagogical technology / civic identity / project activity / research activity / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Тайса Вахидовна, Булуева Шумисат Исмаиловна, Местоева Елена Алихановна

Выявление педагогических подходов к реализации образовательных технологий является целью статьи, способствующих усилению познавательной деятельности учащихся в нестандартной и интерактивной форме, направленной на формирование гражданской идентичности. Изучена сущность проектной и исследовательской деятельности; общности видов познавательной деятельности; сопоставлена проектно-исследовательская деятельность с возможностью формирования гражданской идентичности. В качестве полученных результатов приводятся признаки комбинирования проектной и исследовательской деятельности в единую познавательную активность учащихся. Акцентируется внимание на целевом назначении реализации учебного проекта и проведения исследования с точки зрения их осуществления как формы обучения. Раскрывается роль педагога при расширении познавательных возможностей учащихся. Приводятся аспекты, объединяющие педагогические технологии в рамках идентичной познавательной активности учащихся. Раскрываются возможности закрепления знаний относительно исторических дат на примере проектной и исследовательской деятельности по отдельности, направленных на формирование гражданской идентичности среди подрастающего поколения. Рассматривается вероятность и целесообразность разработки образовательного кластера для педагогов с целью их обучения проведению проектно-исследовательской деятельности совместно с учащимися на основе смежного положительного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of pedagogical approaches to the implementation of educational technologies is the purpose of the article, contributing to the strengthening of cognitive activity of students in a non-standard and interactive form, aimed at the formation of civic identity. The essence of project and research activity; commonalities of types of cognitive activity are studied; project-research activity is compared with the possibility of civic identity formation. Signs of combining project and research activities into a single cognitive activity of students are given as the results obtained. Attention is emphasised on the purpose of the implementation of educational project and research from the point of view of their implementation as a form of learning. The role of a teacher in expanding cognitive capabilities of students is revealed. The aspects uniting pedagogical technologies within the framework of identical cognitive activity of pupils are given. The possibilities of consolidation of knowledge concerning historical dates on the example of project and research activities separately, aimed at the formation of civic identity among the younger generation, are revealed. The author considers the possibility and expediency of developing an educational cluster for teachers in order to train them to conduct project-research activities together with students on the basis of related positive experience.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Данные проведенного эксперимента, говорят о необходимости разработки коррекционной работы, направленной на развитие речевых навыков у старших дошкольников после кохлеарной имплантации.

Литература:

1. Волковская, Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста / Т.Н. Волковская. - Москва: Издательство «Коррекционная педагогика», 2004. - 104 с.

2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - Москва: Просвещение, 2008. - 144 с.

3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2004. - 166 с.

4. Голубева, Г.Г Диагностика и коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Г.Г. Голубева. - Санкт-Питербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 62 с.

5. Дети с кохлеарными имплантами / [О.И. Кукушкина и др.]; под ред. О.И. Кукушкина. - Москва: Национальное образование, 2017. - 208 с.

6. Жукова, О.С. Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации / О.С. Жукова, И.В. Королева. -Логопед в детском саду, 2006. -№ 3. - С. 10-11

7. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. -Москва: Владос, 2014. - 102 с.

8. Сатаева, А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям / А.И. Сатаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2008. - №1. - С. 55-63

9. Семенова, К.О. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям / К.О. Семенова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2016,- Т.7. - № 1,- С. 38-42

10. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью / К.О. Семенова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1327/870

11. Шматко, Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н.Д. Шматко // Дефектология. -2012. -№ 3. - С. 43-51

12. Harris, М. Reading and spelling abilities of deaf adolescents with cochlear implants and hearing aids / M. Harris 11 Journal of Deaf Studies and Deaf Bducation. - 2011. - Vol. 16,-№ l.-P. 24-34

13. Necula, V. Health-Related Quality of rife in Romanian Cochlear Implanted Patients / V. Necula 11 Otolaryngology-Head and Neck Surgery. - 2012. - Vol. 147. - № 2. - P. 210-211

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой химии и методики преподавания химии Ибрагимова Таиса Вахидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доцент кафедры иностранных языков Местоева Елена Алихановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Выявление педагогических подходов к реализации образовательных технологий является целью статьи, способствующих усилению познавательной деятельности учащихся в нестандартной и интерактивной форме, направленной на формирование гражданской идентичности. Изучена сущность проектной и исследовательской деятельности; общности видов познавательной деятельности; сопоставлена проектно-исследовательская деятельность с возможностью формирования гражданской идентичности. В качестве полученных результатов приводятся признаки комбинирования проектной и исследовательской деятельности в единую познавательную активность учащихся. Акцентируется внимание на целевом назначении реализации учебного проекта и проведения исследования с точки зрения их осуществления как формы обучения. Раскрывается роль педагога при расширении познавательных возможностей учащихся. Приводятся аспекты, объединяющие педагогические технологии в рамках идентичной познавательной активности учащихся. Раскрываются возможности закрепления знаний относительно исторических дат на примере проектной и исследовательской деятельности по отдельности, направленных на формирование гражданской идентичности среди подрастающего поколения. Рассматривается вероятность и целесообразность разработки образовательного кластера для педагогов с целью их обучения проведению проектно-исследовательской деятельности совместно с учащимися на основе смежного положительного опыта.

Ключевые слова: педагогическая технология, гражданская идентичность, проектная деятельность, исследовательская деятельность, педагог.

Annotation. Identification of pedagogical approaches to the implementation of educational technologies is the purpose of the article, contributing to the strengthening of cognitive activity of students in a non-standard and interactive form, aimed at the formation of civic identity. The essence of project and research activity; commonalities of types of cognitive activity are studied; project-research activity is compared with the possibility of civic identity formation. Signs of combining project and research activities into a single cognitive activity of students are given as the results obtained. Attention is emphasised on the purpose of the implementation of educational project and research from the point of view of their implementation as a form of learning. The role of a teacher in expanding cognitive capabilities of students is revealed. The aspects uniting pedagogical technologies within the framework of identical cognitive activity of pupils are given. The possibilities of consolidation of knowledge concerning historical dates on the example of project and research activities separately, aimed at the formation of civic identity among the younger generation, are revealed. The author considers the possibility and expediency of developing an educational cluster for teachers in order to train them to conduct project-research activities together with students on the basis of related positive experience.

Key words: pedagogical technology, civic identity, project activity, research activity, teacher.

Введение. Формирование гражданской идентичности личности составляет одну из основных задач российского образования, так как в образовательной организации сосредоточена и умственная, и общегражданская, и нравственная, и культурная жизнь детей и подрастающего поколения. Именно в школе проходит накопление социальной практики обучающихся, изменение ценностных установок. При этом основные и базовые навыки учащиеся приобретают в начальной в школе, а именно писать, считать, читать и ориентироваться во времени и пространстве. По мере возрастного развития навыки заметно усложняются и трансформируются в соответствующие компетенции. Уже в средней школе учащиеся должны научиться критически мыслить и применять приемы логики в целях восприятия внешней информации.

Изложение основного материала статьи. Понятия гражданства и гражданской идентичности занимают центральное место в политической теории и политической психологии. Существуют различные значения понятий социальной и гражданской идентичности. Эти понятия лучше всего понимать, как имеющие различные субъективные, этические и политические аспекты.

Проблема видов идентичности является достаточно сложной, поскольку в современной литературе имеется большое разнообразие точек зрения относительно того, что подразумевается под видами идентичности и какие критерии могут быть положены в основу их классификации.

Ценность проектно-исследовательской деятельности актуализируется в то, что это - одна из наиболее эффективных образовательных технологий в работе со школьниками.. Помимо непосредственно учебных занятий и практических компонентов образовательного процесса, учащиеся в последние десятилетие активно вовлекаются в иные ранее нестандартные формы обучения. К таким формам обучения относятся проектная и исследовательская активности. Проектная деятельность предполагает развитие системного мышления и восприятие целостной картины мира. Учащиеся принимают участие в определенной практической деятельности, при этом обозначенная деятельность отличается целевым назначением и смысловой нагрузкой [2, С. 41].

Любой проект, в том числе учебный, подразумевает достижение зачастую социально-направленной цели. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы учащиеся в соответствии со своими возрастными особенностями и психологическим развитием осознавали корректный смысл поставленной в рамках проекта задачи. От понимания учащимися цели в рамках проекта во многом зависят формулируемые проектные задачи и последующая активность по проекту, к примеру, если в рамках проекта цель фокусируется в отношении благоустройства территории образовательной организации, то учащиеся должны понимать смысловую нагрузку, как процесса благоустройства, так и территории образовательной организации. Если учащиеся корректно понимают, в чем состоит искомая цель проекта, то реализация задач в рамках мероприятий становится для них беспрепятственным процессом.

Учащиеся понимают, что для благоустройства образовательной организации необходимо выполнить такие примерные задачи, как обеспечение ресурсами и привлечение других участников к благоустройству. В рамках проекта учащимися самостоятельно может быть реализована такая задача, как оценка эффективности проведенных мероприятий в соответствии с целью проекта, сопряженной с благоустройством территории образовательной организации. Приведенный пример является лишь одной составляющей достаточно узкого направления образовательного процесса, который осуществляется образовательной организацией посредством проектной деятельности.

Тематическое направление проектной деятельности в действительности может быть любым, и, соответственно, целевое назначение каждого тематического проекта также может быть разнообразным. В частности, учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности, реализуемой непосредственно на учебных занятиях. К примеру, на учебных занятиях по русскому языку или природоведению, на которых учащиеся могут создавать кроссворды из однокоренных слов, которые впоследствии будут решаться учащимися других классов в обмен на какие-либо поощрения.

Следовательно, проектная деятельность одного класса может стать системообразующим фактором для всего образовательного процесса.

Отдельным аспектом проектной деятельности является степень ответственности, которая подразумевается для учащихся в зависимости от их возраста и психоэмоционального развития. Если изначально учащиеся, которые впервые знакомятся со спецификой проектной деятельности, могут выполнять лишь отдельные поручения педагога, а затем стать свидетелями количественных и качественных результатов, то впоследствии, по мере получения достаточного опыта, обозначенные учащиеся смогут реализовать учебный проект любой сложности.

Некоторые проекты предполагают проведение исследовательской деятельности. Отдельно исследовательская деятельность направлена на умение учащимися работать с информацией, анализировать ее, сопоставлять, выявлять главное, формулировать корректные выводы [3, С. 368].

Исследовательская деятельность значительно расширяет познания учащихся во многом за счет самостоятельной работы по выполнению задания педагога. В этом случае роль педагога состоит в том, чтобы обеспечить учащихся необходимыми условиями для проведения исследовательской работы. Под условиями подразумеваются не только учебно-методическая литература или уточняющая информация, но также моральная поддержка педагога на протяжении всей исследовательской активности. Основная задача педагога состоит в том, чтобы привить учащимся желание познавать новые явления окружающего мира при неоднократном применении компонентов исследовательской деятельности.

Учащиеся могут не достичь искомой цели в рамках проводимой ими исследовательской активности, однако путем совершенствования рефлексивной компетенции впоследствии реализация иной исследовательской деятельности может приносить постепенно свои результаты. Учащиеся должны понимать, что в образовательной организации они лишь учатся осуществлять исследовательскую деятельность, следовательно, от них педагог не ожидает мгновенных искомых результатов.

Целевое назначение реализации исследовательской активности учащимися состоит в том, чтобы они понимали и закрепили в своем мышлении основную структуру исследовательской деятельности, методы исследований, подходы к исследовательской работе, отличия между объектом и предметом, разновидности получаемых результатов. Исследовательская деятельность должна помочь учащимся определиться с разновидностью информации и данных, которые являются базисом любого процесса изучения какого-либо явления. Несмотря на то, что рассматриваемый вид познавательной деятельности обладает универсальным набором компонентов, каждое исследование носит уникальный характер. Учащиеся могут познавать любые явления в рамках дифференциальных школьных предметов. Они могут расширять имеющиеся знания в процессе внеучебной активности. Исследование может предполагать объединение усилий, как одного класса, так и группы классов образовательной организации [4, С. 212].

Одним из наиболее наглядных проявлений исследовательской активности является познавательная деятельность в рамках реализации проекта. В целом учебные проекты нацелены на частичную или полную исследовательскую функциональность, так как предполагают расширение теоретических знаний учащихся посредством закрепления их

фактами, выявленными на практике. Следует отметить, что проектно-исследовательская деятельность может быть сочетанием двух видов познавательной деятельности, но также представлять собой отдельный вид учебной и внеучебной деятельности.

Если рассматривать проектно-исследовательскую деятельность как отдельный вид образовательной активности, то целесообразно определять обозначенный вид в аспекте применяемых педагогом технологий. Отдельным видом проектно-исследовательскую деятельность определяет комбинирование не только искомых видов активности, но также личностно-ориентированной и информационно-коммуникативной технологии [7, С. 43].

Учащиеся выполняют задания педагога с учетом собственного видения степени важности искомой цели и творческого потенциала, выраженного при поиске решения для достижения проектной цели. Педагог может реализовать обозначенную личностно-ориентированную технологию путем сознательной информационной работы при взаимодействии с учащимися. Это значит, что пояснения и разъяснения целевого назначения существования определенного явления и необходимости выявления причин функционирования данного явления в результате приводят к оптимальной реализации личностно-ориентированной технологии. Реализация исследовательской деятельности как технологии, в том числе в рамках проекта, способна усилить информационно-коммуникативную технологию за счет необходимости учащихся взаимодействовать между собой, с педагогом и семьей.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность предполагает одновременную реализацию таких педагогических технологий, как информационно-коммуникативная, проектная, личностно-ориентированная, а также исследовательская.

Необходимо выделить тот факт, что учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы. Роль преподавателя в ходе проектно-исследовательской деятельности заключается в постоянной консультативной помощи. В ходе такой деятельности педагог получает возможность проявить более индивидуальный подход к ребёнку, что является одним из основных принципов методики обучения иностранному языку. В ходе работы учитель также оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность, а также обобщает и резюмирует полученные результаты. Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

Проектно-исследовательская деятельность должна формировать целостную личность каждого учащегося. Характеристика личности базируется не только на степени осведомленности учащимся об устройстве окружающего мира и роли человека в нем, но также путем проявления социальных и психологических качеств. К примеру, гражданскую идентичность представляется возможным формировать, в том числе при помощи реализации проектной деятельности, которая способствует необходимости провести исследовательскую работу патриотической направленности. Учащиеся в рамках обществознания или граждановедения могут развить собственную гражданскую идентичность в процессе изучения структуры российского общества, уникальности культурных компонентов народов Российской Федерации, осознания важности уважительного отношения к своим соотечественникам и представителям иных культур [1, С. 34].

Использование проектно-исследовательской деятельности имеет значительный потенциал с точки зрения формирования гражданской идентичности школьников. Проектная деятельности расширяет внутренний мир школьника, выводит его за пределы чисто учебных задач, формирует системное мировосприятие и тем самым способствует формированию гражданской идентичности.

Развитие гражданской идентичности может осуществляться во множественных направлениях. Одним из ресурсов педагога в обозначенном направлении являются новые образовательные стандарты и прилагаемые к ним учебные календарные планы, которые носят базовый и обязательный характер. В рамках новых календарных планов, разработанных и внедренных профильными федеральными ведомствами, представлены знаменательные даты из истории Российской Федерации, уважительное отношение к которым может формироваться как в проектной, так и в исследовательской деятельности [6, С. 219]. К примеру, историческая дата, связанная с Невской битвой в 1240 г. может быть изучена как направление исследования учащихся, а взаимосвязь Александра Невского с другими князьями может стать предметом расширенной проектной деятельности. Аналогичный подход возможен при исследовании отдельных аспектов Бородинской битвы в 1812 г. как составляющих тематического исследования учащихся и сопоставление военных решений генерала М.И.Кутузова и его предшественника - полководца A.B. Суворова.

В помощь педагогу должны быть разработаны методические руководства для реализации проектно-исследовательской деятельности с привлечением учащихся. Данные методические руководства должны быть разработаны с учетом дополнительных фундаментальных исследований научно-педагогического сообщества, к примеру, профильных кафедр Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) [5].

В настоящее время ФГБОУ ВО ЧГПУ обладает необходимыми ресурсами и структурными подразделениями, функционирующими при тесной взаимосвязи с профильными кафедрами. В частности, Центр открытого образования в городе Баку (Азербайджан), созданный ФГБОУ ВО ЧГПУ, уже разработал полный комплекс учебных и методических материалов, составляющих взаимосвязанные компоненты по духовной безопасности. Данные учебные методические материалы были разработаны на основе образовательных программ, которые для педагогов и образовательной системы в целом, также были разработаны усилиями профильных кафедр и упомянутого Центра ФГБОУ ВО ЧГПУ.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность также может быть разработана ФГБОУ ВО ЧГПУ как отдельный образовательный кластер для педагогов, в который будут включены учебно-методические комплекты, необходимые целевые материалы для изучения, базовый учебно-методические пособия для педагогов, а также примерные образовательные программы по всем школьным предметам с учетом обязательных базовых компонентов федеральных государственных образовательных стандартов.

Выводы. Проектно-исследовательская деятельность, как показывает практика, представляет оптимальную форму обучения и закрепления целого перечня компетенций. Рассматриваемое направление образовательного процесса отличается выраженными тенденциями к широкому распространению и выявлению более узких направлений как проектной, так и исследовательской деятельности, что расширяет возможности учащихся познавать новые явления окружающего мира в нестандартной и интерактивной форме. Педагогу следует учитывать, что развитие гражданской идентичности как компонента должно предполагать любую активность учащихся вне зависимости от того, реализуют ли они учебный проект или проводят какое-либо тематическое исследование.

Литература:

1. Акимова, H.A. Проектная деятельность на уроках истории и обществознания / H.A. Акимова // Проблемы педагогики. - 2022. - №2 (60). - С. 33-37

2. Криницкая, Г.М. Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников / Г.М. Криницкая // Ярославский педагогический вестник. -2018. -№1. - С. 40-45

3. Олексюк, А.Э. Организация исследовательской деятельности с учащимися / А.Э. Олексюк // Вестник науки. -2023. - №6 (63). - Том 1. - С. 368-373. - Электронный ресурс: М1рз://№ж^вестник-науки.рф/агйс1е/8614 (дата обращения: 31.10.2023)

4. Рыжова, Н.И. Использование цифровых и межпредметных проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности / Н.И.Рыжова, Н.Ю. Королева // Наука и школа. - 2022. - №4. - С. 211-224

5. Сотрудники ЧГПУ реализовали две образовательные программы в г. Баку // ЧГПУ. - URL: https://clck.ru/35zfxd (дата обращения: 12.09.2023)

6. Сулейманова, Т.Р. Педагогические условия формирования российской идентичности средствами этнокультурного просвещения / Т.Р. Сулейманова // МНКО. - 2022. - №3 (94). - С. 219-221

7. Хотинец, В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности/В.Ю. Хотинец//Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. -№5. - С. 43-47

Педагогика

УДК 796/799

кандидат педагогических наук, доцент Иванов Сергей Меркурьевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха); кандидат педагогических наук, доцент Ягодкин Геннадий Анатольевич Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха); преподаватель кафедры физической подготовки Потапов Евгений Викторович Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В

ВУЗАХ

Аннотация. Статья рассматривает феномен влияния спорта на формирование личности молодых людей в процессе социализации. Ставится задача осмысления преимуществ занятия спортом для молодёжи. На первый план выходит рассмотрение ключевых особенностей становления личности, а также воздействие спорта как агента социализации на процесс развития индивида. В статье раскрываются понятие здоровья, спорт и физическая культура. Приводятся примеры исследований о физической культуре и о влиянии её на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и на опорно-двигательный аппарат. Кроме этого, изучаются вопросы о формах проявления физического воспитания. В статье направляется посыл на формирование здорового образа жизни у молодежи. Определяется как и чем формируется и достигается здоровый образ жизни у студентов. Направляются векторы формирования желания и заинтересованность в регулярных занятиях спортом и физической культурой. Делаются выводы о важнейшей значимости физической культуры и спорта в вузах.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, личность, социализация, личностные качества, молодое поколение.

Annotation. The article considers the phenomenon of the way the sport influences the personality formation in the process of socialization. The goal is to understand the benefits of sports for young people. The discussion of the key features of the personality formation, as well as the impact of sport as an agent of socialization on the process of individual development comes to the fore. The article reveals the concepts of "health, sport and physical culture". Examples of research in physical culture and its impact on the cardiovascular and respiratory systems and on the musculoskeletal system save given. In addition, questions about the forms of physical education are being studied. The article sends a message to the formation of a healthy lifestyle among young people. It is determined how and by what a healthy lifestyle is formed and achieved among students. They are directed to the vectors of formation of desire and interest in regular sports and physical education. Conclusions are drawn about the most important importance of physical culture and sports in universities.

Key words: sport, physical culture, individual, socialization, personal quality, young generation.

Введение. В нашей сегодняшней действительности физическая культура и спорт все реже находят себе место среди дел и планов граждан. К сожалению, обучающиеся в вузах не являются исключениями. Среди молодежи здоровый образ жизни не пользуется популярностью, что прямо влияет на длину и качество жизни молодых людей. При этом для всех студентов проблема спорта актуальная как никогда, потому что именно в этом возрасте происходит формирование здорового образа жизни,в то время как, физической культуре высших учебных заведениях выделена главная роль в одной из основ в процессе вышеназванного формирования.

Здоровье - самая важная составляющая любого живого организма. Оно влияет на отработку задач, выработку планов, принятия жизненных важных и рациональных решений, помогает преодолевать трудности и неприятности. Но главная проблема заключается в том, что многие, в том числе и студенты и аспиранты,(одним словом - молодежь), относятся легкомысленно и не воспринимают всерьез нормы здорового образа жизни. На молодежь, которая обучается по системе "бакалавр" или "специалитет", упражнения по физической культуре и спортивные мероприятия оказывают громадное влияние на их профессиональную деятельность околозримого ближайшего настоящего. Потому что в будущей деятельности молодого поколения физкультура и спорт будут глубоко воздействовать на них и тесно взаимодействовать с ними с их значительными психологическими перегрузками и перенапряжением зрения, внимания и интенсивной интеллектуальной деятельностью. В идеальном случае мы не должны забывать о спорте и физической культуре и жертвовать своим здоровьем ради карьеры, повышенных доходов и прочего, хотя многие в погоне за благополучием действительно готовы жертвовать собой. Кроме этого, с наступлением эпохи высоких технологий, многие люди ведут неподвижный или же малоподвижный(слабоактивный) образ жизни, что относится как подрастающему поколению, так и к людям в расцвете сил. Работа за компьютером, а с началом эпидемии COVID-19 еще и учеба с использованием дистанционных технологий, приводит к застою активности в развитии организма и уменьшении ценности спорта в укреплении здоровья. Малоподвижный образ жизни выльется в многочисленные неблагоприятные последствия для функционального состояния организма, как например: избыточный вес, проблемы со зрением, заболевание сердечно-сосудистой системы, гормональный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.