Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенченко Татьяна Сергеевна

Статья знакомит с учебно-воспитательным процессом и совокупностью педагогических условий организации проектной деятельности в частном общеобразовательном учреждении «Школа “Альтернатива” Аллы Александровны Иоффе» г.о. Самара. Проектная деятельность - одна из форм реализации образовательной программы школы, организации свободного времени подростков, одно из направлений внеурочной деятельности - составная часть учебно-воспитательного процесса. Участие в проектной деятельности способствует самореализации подростков, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, повышению самооценки. Лучшие проектные работы представляются на научно-практических конференциях различного уровня. По итогам успешной проектной и олимпиадной деятельности несколько учащихся получили приглашение в различные престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. В статье проанализирована воспитательная работы школы, представлены фрагменты исследовательских проектов - индивидуальных и групповых: по гражданско-патриотическому, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию. Описан опыт ведения проектной деятельности индивидуально и в творческих группах, представлены результаты исследований обучающихся в формах экскурсий, бесед, презентаций по социологии, обществознанию, искусствоведению и физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF EDUCATING TEENAGERS

The article introduces the educational process and the set of pedagogical conditions for the organization of project activities in the private educational institution “School ‘Alternative’ of Alla Aleksandrovna Ioffe”, Samara. Project activity is one of the forms of the educational program realization, teenagers’ pastime monitoring, one of the aspects of extracurricular activities, so it is an integral part of the educational process. Participation in project activities contributes to the self-fulfillment of adolescents, their acquisition of communicative skills, increase in motivation for learning and self-improvement, broadening of horizons, speech development and vocabulary enrichment, formation and development of competence in the use of information and communication technologies, increase in self-esteem. The best projects are presented at scientific and practical conferences of various levels. As a result of successful project and Olympiad activities, several students were invited to various prestigious universities in Moscow, St. Petersburg, Samara. The article analyzes the educational work of the school, presents passages of individual and group research projects: civil-patriotic, aesthetic, environmental and on physical education. The experience in supervising the project activities either individually or in creative groups is described, the results of the students’ research in the form of excursions, talks, presentations on sociology, social studies, art studies and physical education are provided.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 372.881.1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF EDUCATING TEENAGERS

© 2020

Т.С. Семенченко T.S. Semenchenko

Статья знакомит с учебно-воспитательным процессом и совокупностью педагогических условий организации проектной деятельности в частном общеобразовательном учреждении «Школа "Альтернатива" Аллы Александровны Иоффе» г.о. Самара. Проектная деятельность - одна из форм реализации образовательной программы школы, организации свободного времени подростков, одно из направлений внеурочной деятельности - составная часть учебно-воспитательного процесса. Участие в проектной деятельности способствует самореализации подростков, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, повышению самооценки. Лучшие проектные работы представляются на научно-практических конференциях различного уровня. По итогам успешной проектной и олимпиадной деятельности несколько учащихся получили приглашение в различные престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. В статье проанализирована воспитательная работы школы, представлены фрагменты исследовательских проектов - индивидуальных и групповых: по гражданско-патриотическому, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию. Описан опыт ведения проектной деятельности индивидуально и в творческих группах, представлены результаты исследований обучающихся в формах экскурсий, бесед, презентаций по социологии, обществознанию, искусствоведению и физической культуре.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс; проектная деятельность; образовательная программа; системно-деятельностный подход; внеурочная деятельность; учет интересов и индивидуальных склонностей подростков; повышение мотивации; развитие творческих способностей; формирование информационной компетентности.

The article introduces the educational process and the set of pedagogical conditions for the organization of project activities in the private educational institution "School 'Alternative' of Alla Aleksandrovna Ioffe", Samara. Project activity is one of the forms of the educational program realization, teenagers' pastime monitoring, one of the aspects of extracurricular activities, so it is an integral part of the educational process. Participation in project activities contributes to the self-fulfillment of adolescents, their acquisition of communicative skills, increase in motivation for learning and self-improvement, broadening of horizons, speech development and vocabulary enrichment, formation and development of competence in the use of information and communication technologies, increase in self-esteem. The best projects are presented at scientific and practical conferences of various levels. As a result of successful project and Olympiad activities, several students were invited to various prestigious universities in Moscow, St. Petersburg, Samara. The article analyzes the educational work of the school, presents passages of individual and group research projects: civil-patriotic, aesthetic, environmental and on physical education. The experience in supervising the project activities either individually or in creative groups is described, the results of the students' research in the form of excursions, talks, presentations on sociology, social studies, art studies and physical education are provided.

Keywords: educational process; project activities; educational program; system-activity approach; extracurricular activities; taking into account the interests and individual inclinations of adolescents; increasing motivation; development of creative abilities; formation of information competence.

Проектная деятельность - это одна из форм воспитания, реализации образовательной программы частного общеобразовательного учреждения «Школа "Альтернатива" Аллы Александровны Иоффе» г.о. Самара, организации свободного времени подростков, одно из направлений внеурочной деятельности - составная часть учебно-воспитательного процесса.

Требование ФГОС второго поколения к учебно-воспитательному процессу - это

«формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и/или социально значимой проблемы» [1, с. 25].

Философско-методологические основы организации проектной деятельности обуча-

ющихся раскрыты в трудах отечественных и зарубежных исследователей конца Х1Х-го -начала XX века. Общим теоретическим вопросам организации проектной деятельности учащихся и её использования в учебно-воспитательном процессе на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены работы Е.С. Полат [2], М.Б. Павловой [3], Н.Г. Чаниловой [4] и др.

Цель статьи: познакомить с учебно-воспитательным процессом и педагогическими условиями организации проектной деятельности в частном общеобразовательном учреждении «Школа "Альтернатива" Аллы Александровны Иоффе» г.о. Самара.

В организации процесса воспитания подростков автор использует возможности проектной деятельности. Деятельность играет ведущую роль в развитии личности и воспитании человека (К.А. Абульханова [5], А.Н. Леонтьев [6], Г.И. Щукина [7] и др.).

В частном общеобразовательном учреждении «Школа "Альтернатива" Аллы Александровны Иоффе» широко используются возможности проектной деятельности в воспитании подростков, в учебно-воспитательном процессе: расширяются знания и компетенции подростков; осваиваются практики действия и взаимодействия, накапливается опыт выполнения самостоятельных проектных работ. Создана особая воспитывающая среда, включающая содержательный и технологический компоненты. В качестве идеологической основы этой среды педагогическим коллективом было выбрано гражданско-

патриотическое воспитание школьников. Непрерывность и системность воспитания в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей подростков обеспечивает в том числе и использование проектной деятельности, которая формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум [8].

В течение учебного года все обучающиеся 5-9 классов на внеурочных занятиях «Проектная деятельность», 10 класс - на уроке «Индивидуальный проект» занимаются исследованиями. Проект выполняется самостоятельно в соответствии с «Положением об индивидуальном проекте», общее руководство осуществляет научный руководитель, которым может быть любой учитель-предметник, классный руководитель, воспитатель или педагог дополнительного образования. Направления исследований подростков очень разнообразны. Круг их интересов не ограничивается школьными предметами, чаще всего обучающиеся выбирают темы, связанные с их внеурочной деятельностью или дополнительным образованием. Увлечение каким-либо видом спорта (конный спорт, футбол, художественная гимнастика, бокс), обучение в художественной, хореографической или музыкальной школе, занятия в школьном кружке («Знай свой край», «Учимся общаться») или ученическом сообществе («Интеллект будущего», «Счастливые люди читают книги») дают возможность выбрать интересную и неординарную тематику.

Рис. 1. Основные направления проектов обучающихся ЧОУ«Школа "Альтернатива" А.А. Иоффе»

В течение одного учебного года, обучающиеся выполняют несколько мини-проектов, с которыми выступают на классных часах, на тематических мероприятиях начальной школы, в среднем и старшем звене. Каждой параллели дается индивидуальное задание. Это могут быть презентации, сценарии, тематические выставки или небольшие сообщения, оформленные по всем правилам, предъявляемым к проекту («Традиции», «Мое хобби»), цикл бесед для начальной школы и среднего звена, посвященный Дню матери, «Особенности празднования Нового года в разных странах мира», «Особенности ухода за домашним питомцем», разработка сценария праздничного мероприятия. Подростки учатся находить выход из любой ситуации, разбираться в трудностях современного мира, решать вопросы профессионального самоопределения.

Все проекты школьников проходят отбор сначала на уровне класса - «Ярмарка заявок», затем на уровне школы - Научная конференция учащихся ЧОУ «Школа "Альтернатива" А.А. Иоффе». Лучшие проектные работы направляются на конкурсы исследовательских работ учащихся, представляются на научно-практических конференциях различного уровня:

- городских - «Первые шаги в науку», «Я - исследователь», этнофестиваль «Вместе - дружная семья», «Челышовские чтения» и научно-практических конференциях старшеклассников в г.о. Самара;

- областных - «Ломоносовские чтения», «Физическая культура, здоровье и спорт» и научно-практических конференциях старшеклассников в г.о. Самара;

- всероссийских (заочных и очных турах) - «Шаги в науку», «Юность. Наука, Культура» (Обнинск, Санкт-Петербург);

- международных - «Славянские чтения» в г.о. Самара, «Образование. Наука, Профессия» в г. Отрадный Самарской области [8]. Все работы, прошедшие отбор на школьной конференции, получили дипломы или грамоты.

Учёными разрабатываются современные проекты воспитания, которые успешно используются в практике современных об-

разовательных учреждений [9]. Целенаправленно развивается активность, самостоятельность, инициатива подростков, совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в вопросах организации проектной деятельности. Из авторитетного источника информации, носителя готовых знаний и социального опыта учитель превращается в организатора познавательной, практической, исследовательской деятельности обучающихся. Учитель подсказывает достоверные источники информации, направляет мысль учеников, мотивирует для самостоятельного поиска. Это способствует формированию у учащихся коммуникативных компетенций, таких как способность наладить контакт не только с одноклассниками, но и с другими людьми, умение решать организационные вопросы, в том числе распределять обязанности в группе. Участвовать в дискуссии, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Работая над проектами, подростки анализируют литературные, архивные, аналитические материалы, используя в своей работе необходимые источники информации. Обрабатывают и оценивают эту информацию, ищут оптимальные способы решения задач и достижения цели проекта. Неотъемлемая составляющая проектной деятельности - эффективное использование цифровых технологий: грамотная формулировка запросов, умение ориентироваться в информационных потоках, осознанно воспринимая материал. Все это способствует развитию компетентности в области использования современных информационных технологий. Самостоятельное определение направлений поиска дополнительной информации, обработка исходных данных, подготовка доклада, презентации к своему выступлению. Силами 9 класса подготовлен общешкольный урок «Нет терроризму!». Учащиеся среднего и старшего звена выступили со своими учебными проектами в начальной школе: «Генеалогическое дерево моей семьи», «Приобщение к историческим ценностям родного края», «Особенности подготовки к Чемпионату

мира по футболу 2018», «Самара космическая», «Особенности песочной анимации».

Таким образом, занятия проектной деятельностью не только расширяют кругозор, обогащают словарный запас и способствуют развитию речи, помогают овладевать ораторским искусством, но и благоприятствуют самореализации подростков. Подростками приобретаются коммуникативные умения, развивается мотивация к обучению и самосовершенствованию, формированию и развитию компетентности в области использования новых информационных технологий, повышению самооценки.

Подросткам удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагоги поддерживают и развивают инициативу подростков, направляют их деятельность. В 2017-2019 учебных годах учащимися среднего звена были подготовлены групповые проекты к Международному дню пожилого человека, к Международному дню матери, ко Дню защитника Отечества, к Международному женскому дню. Учащиеся 5-11 классов самостоятельно готовят сообщения к урокам литературы, истории, обществознания, изобразительного искусства, физической культуры: Международный день школьных библио-

тек, Международный день мира, Всемирный день окружающей среды, «Я талантлив!», «Готов к труду и обороне».

Занимаясь проектной деятельностью в школе «Альтернатива», подросток самостоятельно выбирает интересующую его тему, ставит цель и выбирает средства для ее реализации. Использование различных источников получения знаний в процессе работы, несомненно, формирует информационную компетентность. Работа организована в соответствии с требованиями ФГОС, методологической основой является «системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ... активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [1, с. 3]. Педагоги школы создают условия для успешного выполнения проекта, обсуждают план работы, направляют ход исследования, предлагают эффективные пути для достижения результата. Диалог, сотрудничество, духовность -эти принципы работы с подростками являются основными на занятиях проектной деятельностью (рис. 2).

Рис. 2. Принципы работы с подростками

Воспитательная работа в ЧОУ «Шко- дующие положительные образовательные и

ла "Альтернатива" А.А. Иоффе» с исполь- воспитательные результаты:

зованием проектной деятельности дает сле- 1. Знания по истории и культуре род-

ного края - проект «Проблемы сохранения

исторического облика Самары». Разработана экскурсионная программа для ознакомления с культурно-историческим наследием Самарской области. В школе работает кружок «Знай свой край». В канун празднования 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне, в рамках проекта «Определение связи миномета "Катюша" с Куйбышевской областью в период Великой Отечественной войны» на конкретном примере было показано, как история семьи и родного города Самара тесно связаны с выпуском советских боевых машин реактивной артиллерии БМ-13 - «Катюша». В старшем и среднем звене каждый подросток подготовил мини-проект «Моя семья во время Великой Отечественной войны» в память о родственниках, защищавших нашу Родину.

2. Ценностное отношение к традициям родной школы отражено в работе «Способы формирования патриотизма подрастающего поколения на примере ЧОУ "Школа 'Альтернатива' А.А. Иоффе" г. Самары». В проекте проанализирована воспитательная работы школы. В частности, ежегодно в школе проводятся конференции, посвященные годовщине победы в Великой Отечественной войне «Война, твой страшен след»; в этом году она пройдет как обычно, с приглашением ветеранов. В День Победы школьники возлагают цветы к Вечному огню на площади Славы и к памятнику штурмовику Ил-2. Проводятся конкурсы стихов, посвященных героям Великой Отечественной войны, фотовыставка «Мы помним, мы гордимся», конкурсы патриотической песни «Я помню, я горжусь тобой, Россия!» (младшее и среднее звено), «Родина помнит ваш подвиг святой» (старшее звено). Стали традицией ежегодные итоговые концерты «Жить тебе в веках, Русь прекрасная», «Люблю тебя, моя Россия», «Славься, родная Самара!», «С чего начинается Родина».

3. Реализация интересов и творческих способностей подростков:

- проекты «Особенности японской живописи суми-э», «Черты модерна в плакатах и афишах Альфонса Мухи» и др. (го-

товят ребята, обучающиеся в художественных школах);

- проекты «Моя жизнь в спорте» (кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике); проект «Влияние занятий боксом на подростков» (вице-чемпион Первенства Европы по боксу в среднем весе);

- проект «Движение - есть жизнь» (подростки, увлеченные брейк-дансом) и др.

4. Опыт ведения проектной работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций. По итогам работы «История написания картины И. Репина "Славянские композиторы"» разработан экскурсионный маршрут с посещением историко-музейного комплекса с. Ширяево и дома-музея И.Е. Репина. Старшеклассниками разработо для начального и среднего звена на основе своих проектов: «Оздоровление детей и подростков посредством физической культуры», «Влияние музыкального импрессионизма на современное искусство», «Влияние исследований космоса на современную культуру».

5. Опыт социальных отношений получили выпускники нашей школы во время встречи с представителями Департамента по физической культуре и спорту администрации г.о. Самара, Самарской Губернской Думы. Эти встречи были необходимы для написания разного рода проектов по социологии, обществознанию и физической культуре.

Важным критерием эффективности воспитания является личностный рост каждого подростка, позитивная система его отношения к миру. С участия в проектной деятельности начинали многие наши выпускники, которые окончили школу с золотой медалью. По итогам успешной проектной и олимпиадной деятельности несколько учащихся получили приглашение в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары [8].

Таким образом, педагогическая теория, возможности проектной деятельности, позволяют осуществлять воспитание подростков, развивать умение преобразовывать

полученную информацию в знание. В процессе организации работы над проектами важно поддерживает активность подростков, мотивируя их стремление к самосовершенствованию.

Итоговый срез, проведенный в мае 2018-2019 года среди обучающихся 5-9 классов ЧОУ «Школа "Альтернатива" А.А. Иоффе» выявил воспитательное воздействие правильно организованной проектной деятельности по большинству показателей:

1. Повысился уровень владения материалом обучающихся по теме индивидуального проекта - самостоятельность.

2. Повысился уровень внутренней мотивации учащихся - инициатива.

3. Повысился уровень самостоятельности обучающихся при выполнении - ответственность и самодисциплина.

4. Повысился уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы - независимость.

5. Повысилась сплоченность коллектива, толерантность, смекалка в процессе

деятельности - осознание и объективная самооценка ребенком своего Я.

Автор опирается на теорию субъект-но-личностного развития Е.И. Тихомировой [10]. Как показывают результаты проводимых в ЛаСС СГСПУ (заведующий доктор педагогических наук, профессор Е.И.Тихомирова) научных исследований, в частности в проектной и исследовательской деятельности, каждый второй школьник расширяет свои знания; каждый третий школьник начинает осознавать сущность изучаемых событий и фактов; каждый пятый готов научить тому, что умеет, других людей. Возникает потребность изучать исследовательские и проектные технологии, самого себя как деятеля, деятельность как средство познания, общения, созидания.

Таким образом, руководствуясь новыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования, в которых определены цели и задачи образования, важно понимать, что одним из методов успешного воспитания подростков является проектная деятельность.

* * *

1. Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС СОО. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 09.11.2019).

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е.С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2009. 268 с.

3. Метод проектов в технологическом образовании школьников : пособие для учителя / М.Б. Павлова [и др.] ; под ред. И.А. Сасовой. М. : Вентана-Граф, 2003. 294 с.

4. Чанилова Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1997. 185 с.

5. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980. 335 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учебное пособие. М. : Просвещение, 1979. 160 с.

8. Семенченко Т.С. Проектная и исследовательская деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания // Материалы Всероссийского научно-исследовательского, методического семинара-практикума с международным участием (Самара, 7-9 февраля 2018 г.) / сост. и отв. ред. Е.И. Тихомирова. Самара : Научно-технический центр, 2018. - с. 361-373

9. Тихомирова Е.И. Современные проекты воспитания в практике образовательных учреждений: материалы VII всерос. науч.-практ. конференции «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве». 2019 г. URL: http://www.pgsga.ru/infocenter/news/26157.html (дата обращения: 20.11.2019).

10. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения // Письма в emissia.offline : электронный научно-педагогический журнал. 2006. URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1031.htm (дата обращения: 20.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.