Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность школьников / учебный проект / познавательный интерес школьников / учебная деятельность / системно-деятельностный подход / метод проектов / project activity of schoolchildren / educational project / cognitive interest of schoolchildren / educational activity / system-activity approach / project method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавская Полина Анатольевна, Асхадуллина Наиля Нургаяновна

В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности школьников на основе организации их проектной деятельности в образовательном процессе современной школы. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время в контексте ФГОС общего образования проектная деятельность школьников рассматривается как эффективный метод обучения. Использование учителем в образовательной практике проектного метода способствует активизации познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Выяснено, что в процессе организации проектной деятельности познавательная активность школьников будет проявляться более выразительно, чем на занятиях традиционного типа. Участие в проектах предусматривает возможность самостоятельного выбора школьниками интересующих тем в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями. Все это требует от учеников активного поиска информации, ее обработки и применения для решения конкретных задач, что способствует развитию их познавательных способностей. Такая деятельность будет способствовать формированию широкого спектра компетенций, необходимых для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавская Полина Анатольевна, Асхадуллина Наиля Нургаяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of formation of cognitive activity of schoolchildren on the basis of organisation of their project activity in the educational process of modern school. The relevance of the topic under consideration lies in the fact that nowadays in the context of FSES of general education project activity of schoolchildren is considered as an effective teaching method. The teacher's use of the project method in educational practice allows students to actively participate in the learning process, develop their skills and competences, as well as apply the acquired knowledge in practice. It has been found out that in the process of organising project activities the cognitive activity of schoolchildren will be more vivid, because participation in projects that children choose independently or related to their interests will stimulate their desire to learn and explore new topics. Such activities will contribute to the formation of a wide range of competences necessary for successful adaptation to a rapidly changing world.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

трудностями в обучении. Представленный материал может быть полезен как практикующим тьюторам, так и специалистам в области образования и инклюзии.

Ключевые слова: инклюзивное образование, тьюторство, трудности в обучении, индивидуализация, адаптивные стратегии, профессиональные качества, образовательное пространство.

Annotation. In the modern educational context, issues of inclusion and support for children with learning difficulties are becoming increasingly relevant. This article examines the specifics of a tutor's professional activity in an inclusive educational space. Based on an analysis of modern research and practical experience, the authors highlight the main aspects of a tutor's work, including individualization of learning, adaptive strategies and professional qualities necessary for successful work with children and adolescents with learning difficulties. The presented material can be useful to both practicing tutors and specialists in the field of education and inclusion.

Key words: inclusive education, tutoring, learning difficulties, individualization, adaptive strategies, professional qualities, educational space.

Литература:

1. Баринова, Е.Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях: учебное пособие для вузов / Е.Б. Баринова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 97 с.

2. Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М.А. Дьячкова, О.Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016. - 184 с.

3. Ивакина, Е.А. Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды / Е.А. Ивакина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 48 (443). - С. 398-400

4. Козырева, О.А. Проблемы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов / О.А. Козырева. - 2-е изд. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 179 с.

5. Михальчи, Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для вузов / Е.В. Михальчи. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 172 с.

УДК 371.3

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Журавская Полина Анатольевна студентка 1 курса магистратуры Елабужский институт (филиал) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга);

Асхадуллина Наиля Нургаяновна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужский институт (филиал) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

Постановка проблемы. Современные взгляды на систему школьного образования претерпели серьезные изменения по сравнению с прошлой эпохой советской модели образования, когда дети учились по одной и той же программе, от них не ждали творческих и оригинальных идей, а проявление творческих способностей обучающихся не считалось для учителей приоритетной составляющей педагогической деятельности. Современная же концепция образования нацелена на то, чтобы обучающиеся сами стали «архитекторами и строителями» образовательного процесса, на выработку у них «умения учиться» благодаря собственной творческой, познавательной активности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования направлены на выстраивание общей парадигмы системы школьного образования, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Поэтому одной из основных задач деятельности современного учителя является подготовка активного, инициативного, самостоятельного выпускника, стремящегося к познанию и преобразованию окружающего мира. Соответственно для решения этой задачи педагогу важно найти эффективные инструменты развития познавательной активности школьников.

Изложение основного материала исследования. Именно познавательная активность является движущей силой процесса учебной деятельности школьника. Согласно мнению Е.В. Лучиковой, познавательная активность - это интерес к знаниям, к учебной деятельности и науке в целом, внутреннее стремление и потребность целенаправленного накопления знаний и расширения кругозора [3].

H.H. Доронина рассматривает познавательную активность как педагогический феномен с двух позиций: как процесс проявления себя учащимся в самостоятельной учебной деятельности и как специально организованную учителем деятельность учащихся для ее проявления [2].

Н.В. Топилина пишет о том, что основным условием формирования познавательной активности учеников является таким образом организованная их активность, которая при разнообразных условиях, переходит в их собственную [6].

В современных исследованиях отмечается, что одним из направлений, способствующих достижению самостоятельности в познании и проявлении познавательной активности, является проектная деятельность обучающихся.

Проблемой формирования познавательной активности школьников в проектной деятельности занимались Х.Э Абдулшехидова, Г.В. Алябушева, H.H. Доронина, Е.В. Макаренко, С.И Мелехина, С.Д. Якушева и другие.

В работах Х.Э Абдулшехидовой метод проектов рассматривается как один из перспективных методов обучения, суть которого заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся [1].

Под проектной деятельностью исследователями рассматривается совместная творческая и познавательная деятельность, направленная на самостоятельное решение учащимися поставленных познавательных задач и самореализацию [2; 6].

Многие исследователи особое значение придают понятию «проектирование», которое лежит в основе понимания проектной деятельности. Например, О.Н. Ручка рассматривает под проектированием процесс реализации замысла по созданию и развитию определенных объектов и предметов [5]. Поэтому в ходе проектной деятельности учащиеся активизируют собственную творческую и познавательную активность для создания конкретного учебного продукта.

Н.В. Толипина отмечает важность проектной деятельности в развитии познавательной активности, так как учащиеся овладевают практическими и мыслительными действиями, когда осознанно выделяют проблемную ситуацию, формулируют проблему, определяют способы ее решения, намечают план действий по достижению цели и в конце представляют готовый продукт проектной деятельности [6].

В связи с необходимостью организации последовательных действий обучающихся в проектной деятельности С.В. Якушева выделяет следующие ее этапы: 1) формулировка проблемы, цели и задач; 2) моделирование решения поставленной проблемы; 3) выбор необходимых инструментов; 4) план действий; 5) подготовка отчетной документации и продукта проектной деятельности; 6) защита выполненной работы [4].

Проектная деятельность вызывает некоторые трудности среди школьников, особенно на первоначальных этапах обучения, которые выражаются в неумении ставить цели, видеть проблемную ситуации, находить пути ее решения и аргументировать их. Вообще самостоятельная деятельность не столь привычна обучающимся, так как отсутствует опыт ее ведения. В связи с чем, правильно организованная проектная деятельность позволит добиться максимальных результатов как в умении осуществлять собственную проектную деятельность, так и в достижении высокой познавательной активности обучающихся.

Рассматривая развитие познавательной активности в ходе проектной деятельности у учащихся, необходимо учитывать ее этапы.

На подготовительном этапе осуществляется выбор темы проекта, формулировка цели предстоящей проектной деятельности, планируются учебные результаты, составляется алгоритм работы и этапов деятельности [6]. Основная работа педагога на этом этапе сводится к организации педагогических условий и созданию активной развивающей среды. Необходимо чтобы поставленные задачи были поняты учащимися, а постановка проблемы не вызывала трудностей. Для этого можно использовать вопросы, стимулирующие познавательный интерес у учеников, что в дальнейшем приводит к диалогическим формам работы и дискуссиям [6].

На этапе целеполагания зарождается замысел проекта, в ходе которого учащиеся совместно с учителем соотносят его цели с потребностями учеников, приходит осознание того, зачем он необходим, что он значит в учебном и социальном процессе. На этот этапе перед учащимися необходимо раскрыть результат, к которому они должны прийти, ориентируя их на реалистичность его достижения.

На этапе планирования ученики описывают содержание и последовательность операций, моделируют путь и способы получения желаемого продукта проектной деятельности. Познавательный интерес учащихся на данном этапе поддерживается за счет бесед и поощрений [6].

На этапе проектирования школьники приступают к реализации проекта и созданию желаемого продукта. Это может быть как самостоятельная работа детей, так и коллективная. Здесь познавательные интересы учеников реализуются на основе самостоятельного поиска информации, через действия в коллективе, активную позицию, мотивацию к совместной продуктивной деятельности, саморегуляцию и самоконтроль [6].

На этапе рефлексии происходит сопоставление полученного результата с планируемым. Учащиеся анализируют степень достижения цели, собственные действия и внешний вид полученного продукта. Они учатся видеть свою работу через оценку других детей.

На заключительном этапе обучающиеся подводят итоги выполненной работы, работают над ошибками, слушают рекомендации, защищают свой проект [1].

Выводы. Таким образом, проектная деятельность выступает отличным средством формирования познавательной активности школьников, так как они овладевают практическими и мыслительными действиями, когда осознано выделяют проблемную ситуацию, формулируют проблему, определяют способы ее решения, намечают план действий по достижению цели и в конце представляют готовый продукт проектной деятельности. Для реализации возможностей проектной деятельности в развитии познавательной активности школьников необходимо педагогическое сопровождение проектной деятельности, создание успеха и мотивирование учащихся.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности школьников на основе организации их проектной деятельности в образовательном процессе современной школы. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время в контексте ФГОС общего образования проектная деятельность школьников рассматривается как эффективный метод обучения. Использование учителем в образовательной практике проектного метода способствует активизации познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Выяснено, что в процессе организации проектной деятельности познавательная активность школьников будет проявляться более выразительно, чем на занятиях традиционного типа. Участие в проектах предусматривает возможность самостоятельного выбора школьниками интересующих тем в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями. Все это требует от учеников активного поиска информации, ее обработки и применения для решения конкретных задач, что способствует развитию их познавательных способностей. Такая деятельность будет способствовать формированию широкого спектра компетенций, необходимых для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру.

Ключевые слова: проектная деятельность школьников, учебный проект, познавательный интерес школьников, учебная деятельность, системно-деятельностный подход, метод проектов.

Annotation. The article deals with the problem of formation of cognitive activity of schoolchildren on the basis of organisation of their project activity in the educational process of modern school. The relevance of the topic under consideration lies in the fact that nowadays in the context of FSES of general education project activity of schoolchildren is considered as an effective teaching method. The teacher's use of the project method in educational practice allows students to actively participate in the learning process, develop their skills and competences, as well as apply the acquired knowledge in practice. It has been found out that in the process of organising project activities the cognitive activity of schoolchildren will be more vivid, because participation in projects that children choose independently or related to their interests will stimulate their desire to learn and explore new topics. Such activities will contribute to the formation of a wide range of competences necessary for successful adaptation to a rapidly changing world.

Key words: project activity of schoolchildren, educational project, cognitive interest of schoolchildren, educational activity, system-activity approach, project method.

Литература:

1. Абдулшехидова,Х.Э. Проектный метод как инструмент формирования познавательного интереса младших школьников / Х.Э. Абдулшехидова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №3 (70). - С. 72-73

2. Доронина, Н.Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н.Н. Доронина, О.А. Чернова // Молодой ученый. -2018. -№ 4 (190). - С. 176-178,- URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 05.10.2023)

3. Лучникова,Е.В. Формирование познавательной активности учащихся на современном уроке / Е.В. Лучникова // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2018. - №2. - С. 57-62. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-na-sovremennom-uroke (дата обращения: 03.04.2024)

4. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы: Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. - Новосибирск: - Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. - 164 с.

5. Ручка, О.Н. Сущность проектной деятельности школьников / О.Н. Ручка // МНКО. - 2017. - №2 (63). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 05.10.2023)

6. Топилина, Н.В. Развитие познавательных интересов учащихся начальных классов средствами проектной деятельности / Н.В. Топилина // МНКО. - 2018. - №2 (69). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnyh-interesov-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-sredstvami-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.04.2024)

УДК 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ГОВОРЕНИЯ

Заякина Галина Алексеевна бакалавр

Вятский государственный университет (г. Киров);

Чупракова Ольга Викторовна кандидат филологических наук, доцент кафедры английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам Вятский государственныйуниверситет (г. Киров)

Постановка проблемы. В современной школе каждый учитель должен находить творческий подход к организации учебного процесса. Чем больше рецепторов вовлечено в усвоение учебного материала, тем более успешно он запоминается. Я.А. Коменский ввел этот принцип в педагогическую науку как основу для наглядного обучения [5, С. 142]. Принцип наглядности особенно важен при формировании лексических навыков говорения, так как иностранный язык изучается в искусственно-созданных условиях. Однако в школьных учебниках по иностранным языкам и на занятиях использованию наглядности уделяется мало внимания. Очень часто предложенные изображения не соответствуют заданию к ним, содержат недостаточное количество информации для формирования представления о поставленной проблеме, для выражения собственного мнения. Различные средства наглядности, используемые в обучении иностранному языку, могут рассматриваться как основание необходимости их применения в учебном процессе, позволяющее преподавателям обеспечить подходящие условия для формирования и совершенствования лексического навыка говорения.

Изложение основного материала исследования. Согласно ФГОС ООО, итоговой целью обучения иностранному языку является способность осуществлять иноязычное общение, что предполагает владение обучающимися достаточным количеством лексики, необходимой для функционирования языка как средства общения [10, С. 1]. В свою очередь лексика трактуется учеными, как совокупность слов и сходных с ними по функции объединений лексических единиц [9, С. 128]. Обучение лексике направлено на формирование у обучающихся лексической компетенции как неотъемлемой составляющей всех видов речевой деятельности. Таким образом, целью обучения лексике является формирование у учащихся активных и пассивных лексических навыков, то есть способности автоматически выполнять действия, связанные с использованием и сочетанием слов [11, С. 338].

Вышеназванная цель определяет содержание обучения лексической стороне говорения - все то, что входит в деятельность педагога, учебную деятельность обучающегося, языковой материал и процесс его усвоения. Для достижения указанной цели необходимо организовать процесс обучения лексике. Чтобы этот процесс протекал достаточно эффективно, необходимо сопроводить его определенными средствами, позволяющими возбуждать и поддерживать интерес у ученика к изучаемой теме и предмету. Одним из таких средств могут выступать средства наглядности.

И.И. Богданова описывает наглядность как принцип, который полностью встраивается в процесс обучения, используя конкретные образы [2, С. 25]. Для A.A. Любинской наглядность - это форма представления учебного материала, свойство учебных моделей [7, С. 44].

В дидактике выделяют разнообразные формы и виды наглядности. Рассмотрим и проанализируем классификацию В.А. Артемова [1, С. 224]. Эта классификация адаптирована к процессу обучения иностранным языкам:

• предметная (объектная) наглядность (игрушки, макеты, игры);

• образная (символическая) наглядность (картины, фотографии, рисунки);

• вербальная наглядность (записи, производимые на доске; схемы речевых высказываний);

• схематическая наглядность (таблицы, схемы, диаграммы, графики);

• иллюстративная наглядность (наборы картинок, альбомы с изображениями);

• зрительная (изобразительная) наглядность (картины, плакатов, таблиц, карт);

• слуховая наглядность (аудиозаписи, видеозаписи);

• зрительно-слуховая наглядность (видео, кинофильмы, радио, телепередачи);

• мышечно-двигательная наглядность (разучивание физических упражнений по частям).

Кроме этого стоит обратить особое внимание на такой вид наглядности как мультимедийная презентация. В 21 веке поколение детей с раннего возраста находится в окружении компьютеров, планшетов, смартфонов и других всевозможных гаджетов, что подразумевает внедрение средств информационных технологий и в образовательный процесс. Следовательно, результативность во многом зависит от деятельности учителя, чья задача использовать наиболее эффективный вид наглядности для каждого случая на определённых стадиях обучения лексической стороне говорения.

Обучение лексической стороне говорения протекает в три этапа:

1) ознакомление с новым лексическим материалом, включающее введение лексических единиц посредством их демонстрации, семантизация;

2) формирование лексического навыка говорения посредством тренировки лексических единиц;

3) совершенствование лексического навыка говорения посредством их применения в устной речи [4, С. 297].

Знакомство с новыми лексическими единицами происходит через демонстрацию их использования в речевых образцах,

которые позволяют показать, как они используются в речи и как сочетаются с другими словами. Сейчас широко используются мультимедийные презентации, включающие статические и анимированные изображения, видео и аудиофайлы, текстовые материалы, которые активизируют различные виды памяти, помогают привлечь внимание учащихся и повысить эффективность усвоения нового языкового материала. На этапе демонстрации на экране появляются слова и соответствующие им изображения. При этом обучающиеся также имеют возможность прослушать слово, что помогает сформировать звуковое представление о слове.

Использование видеороликов на этапе ознакомления приятно разнообразит занятие, внесёт в него элемент настоящей жизни. Видеоматериалы, озвученные носителями языка (Fam Вое Deutsch, Sing Kinderlieder, Geschichten für Kinder, Easy German и т.д.), сопровождаются музыкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.