Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры'

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательные универсальные учебные действия / проектная деятельность / урок физической культуры / школьники 4-х классов. / cognitive universal learning actions / project activity / physical education lesson / 4th grade pupils.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Шевченко Денис Юрьевич, Максименко Виктория Георгиевна, Мукминова Гузель Равильевна

Статья посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию эффективности программы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Формирование познавательных универсальных учебных действий является важной задачей в образовательном процессе, особенно на уроках физической культуры, предоставляющей обучающимся возможность активно участвовать в процессе обучения, организовывать свою работу, развивать навыки самостоятельности и проблемного мышления. Научная новизна: Определен уровень развития познавательных универсальных учебных действий у школьников 4-х классов; 2) разработана и экспериментально обоснована программа формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной программы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Материалы. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №65» г. Сочи, Россия. В исследовании принимали участие 60 обучающихся 4-х классов, из которых были сформированы экспериментальная (далее – ЭГ) и контрольная группы (далее – КГ) по 30 человек в каждой. Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций младших школьников проводилось по методике изучения словесно-логического мышления (Э. Ф. Замбацявичене, основанной на тесте структуры интеллекта Р. Амтхауэра). Диагностика познавательной активности младших школьников, постановки и решения проблемы осуществлялась по методике «Таинственное письмо» (Н.И. Гуткина). Методы исследования: анализ научно-методической литературы; психодиагностика; контрольное тестирование уровня знаний по основам здорового образа жизни; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результат. Разработана программа формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности, которая способствует комплексному формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Программа включает цель, задачи, перечень тем проектов, критерии оценки практико-ориентированных и исследовательских типов проектов. Заключение. Проведенное педагогическое исследование показывает, что применение проектной деятельности на уроках физической культуры способствует более эффективному формированию познавательных учебных действий у младших школьников, что доказывает значимость применения данного метода в образовательном процессе и предоставляет основу для его дальнейшего внедрения в процесс физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Шевченко Денис Юрьевич, Максименко Виктория Георгиевна, Мукминова Гузель Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cognitive universal educational actions in the process of the 4th grade schoolchildren’s project activity in physical education lessons

The article is devoted to the theoretical and experimental substantiation of the effectiveness of the cognitive universal learning actions program formation in the process of project activities of 4th grade schoolchildren in physical education lessons. Formation of cognitive universal learning actions is an important task in the educational process, especially in physical education lessons, providing schoolchildren with the opportunity to actively participate in the learning process, organize their work, develop skills of independence and problem thinking. Scientific novelty. The level of the fourth grade schoolchildren’s cognitive activities is determined. Cognitive universal activities in the process of fourth grade schoolchildren’s project activities formation program is developed and experimentally substantiated. Practical significance. Cognitive universal learning actions in the process of project activities program is useful for schoolchildren Research methods and materials. The pedagogical research was conducted on the basis of MBOE SOSH No. 65 in Sochi, Russia. The study involved 60 schoolchildren of the 4th grades, from which were formed experimental and control groups of 30 people .Research methods: analysis of scientific and methodological literature; psychodiagnostics; control testing of the knowledge level on the basics of a healthy lifestyle; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Results. Cognitive universal learning actions in the process of project activities formation program was developed, it allows to promote the complex formation of cognitive universal learning actions in the process of project activities of the 4th grade schoolchildren in physical education lessons. The program includes a goal, objectives, a list of project topics, evaluation criteria for practice-oriented and research types of projects. Conclusion. The conducted pedagogical research shows that the application of project activity in physical education lessons contributes to more effective formation of cognitive learning actions in junior schoolchildren, which proves the significance of this method application in the educational process and provides a basis for its further implementation in the process of physical education.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры»

УДК 378.02:372.8

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках

физической культуры

Шевченко Д.Ю.1*, Максименко В.Г.2, Мукминова Г.Р.2

1Сочинский филиал Всероссийского государственного университета юстиции

г. Сочи, Россия ORCID: 0009-0006-1529-885X, shevden@yandex.ru* 2Сочинский государственный университет г. Сочи, Россия ORCID: 0009-0002-4658-7033, viktoriya24041977@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5855-7288, gulysochi@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию эффективности программы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Формирование познавательных универсальных учебных действий является важной задачей в образовательном процессе, особенно на уроках физической культуры, предоставляющей обучающимся возможность активно участвовать в процессе обучения, организовывать свою работу, развивать навыки самостоятельности и проблемного мышления. Научная новизна: Определен уровень развития познавательных универсальных учебных действий у школьников 4-х классов; 2) разработана и экспериментально обоснована программа формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной программы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Материалы. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №65» г. Сочи, Россия. В исследовании принимали участие 60 обучающихся 4-х классов, из которых были сформированы экспериментальная (далее - ЭГ) и контрольная группы (далее - КГ) по 30 человек в каждой. Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций младших школьников проводилось по методике изучения словесно-логического мышления (Э. Ф. Замбацявичене, основанной на тесте структуры интеллекта Р. Амтхауэра). Диагностика познавательной активности младших школьников, постановки и решения проблемы осуществлялась по методике «Таинственное письмо» (Н.И. Гуткина). Методы исследования: анализ научно-методической литературы; психодиагностика; контрольное тестирование уровня знаний по основам здорового образа жизни; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результат. Разработана программа формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности, которая способствует комплексному формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Программа включает цель, задачи, перечень тем проектов, критерии оценки практико-ориентированных и исследовательских типов проектов. Заключение. Проведенное педагогическое исследование показывает, что применение проектной деятельности на уроках физической культуры способствует более эффективному формированию познавательных учебных действий у младших школьников, что доказывает значимость применения данного метода в образовательном процессе и предоставляет основу для его дальнейшего внедрения в процесс физического воспитания.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, проектная деятельность, урок физической культуры, школьники 4-х классов.

Для цитирования: Шевченко Д.Ю., Максименко В.Г., Мукминова Г.Р. Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Formation of cognitive universal educational actions in the process of the 4th grade schoolchildren's project activity in physical education lessons

Denis Yu. Shevchenko1 *, Viktoriya G. Maksimenko2, Guzel R. Mukminova2

1Sochi Branch of the All-Russian State University of Justice

Sochi, Russia

ORCID: 0009-0006-1529-885X, shevden@yandex.ru* 2Sochi State University, Sochi, Russia

ORCID: 0009-0002-4658-7033, viktoriya24041977@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5855-7288, gulysochi@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the theoretical and experimental substantiation of the effectiveness of the cognitive universal learning actions program formation in the process of project activities of 4th grade schoolchildren in physical education lessons. Formation of cognitive universal learning actions is an important task in the educational process, especially in physical education lessons, providing schoolchildren with the opportunity to actively participate in the learning process, organize their work, develop skills of independence and problem thinking. Scientific novelty. The level of the fourth grade schoolchildren's cognitive activities is determined. Cognitive universal activities in the process of fourth grade schoolchildren's project activities formation program is developed and experimentally substantiated. Practical significance. Cognitive universal learning actions in the process of project activities program is useful for schoolchildren Research methods and materials. The pedagogical research was conducted on the basis of MBOE SOSH No. 65 in Sochi, Russia. The study involved 60 schoolchildren of the 4th grades, from which were formed experimental and control groups of 30 people .Research methods: analysis of scientific and methodological literature; psychodiagnostics; control testing of the knowledge level on the basics of a healthy lifestyle; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Results. Cognitive universal learning actions in the process of project activities formation program was developed, it allows to promote the complex formation of cognitive universal learning actions in the process of project activities of the 4th grade schoolchildren in physical education lessons. The program includes a goal, objectives, a list of project topics, evaluation criteria for practice-oriented and research types of projects. Conclusion. The conducted pedagogical research shows that the application of project activity in physical education lessons contributes to more effective formation of cognitive learning actions in junior schoolchildren, which proves the significance of this method application in the educational process and provides a basis for its further implementation in the process of physical education.

Keywords: cognitive universal learning actions, project activity, physical education lesson, 4th grade pupils.

For citation: Shevchenko D.Yu., Maksimenko V.G., Mukminova G.R. Formation of cognitive universal educational actions in the process of the 4th grade schoolchildren's project activity in physical education lessons. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Актуальность

В настоящее время в сфере школьного образования в России реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в котором наиболее актуально

звучит проблема применения школьниками полученных знаний и умений в реальной жизни для самореализации своего личностного потенциала.

Одним из инновационных подходов к обучению является проектно-ориентированное обучение, которое позволяет выбирать множество стратегий своего развития, имеющих решающее значение для достижения успеха в профессиональной деятельности в XXI веке [2,

4].

Формирование познавательных универсальных учебных действий является важной задачей в образовательном процессе, особенно на уроках физической культуры, предоставляя обучающимся возможность активно участвовать в процессе обучения, организовывать свою работу, развивать навыки самостоятельности и проблемного мышления.

Г. Хенк утверждает, что проблемное обучение, прежде всего, способствует активизации предшествующих знаний и их развитию в процессе жизнедеятельности школьника. При применении проблемного метода включаются когнитивные процессы, называемые эпистемическим любопытством или внутренним интересом, такой эффект достигается за счет реорганизации, происходящей в структурах знаний учащихся в результате проблемно-ориентированного обучения. Школьники самостоятельно обучаются посредством исследований, а также совместно работают над исследованиями и создают проекты, отражающие их знания. Такой подход к обучению приносит учащимся пользу: от приобретения новых, эффективных технологических навыков до навыков коммуникаторов, умеющих творчески и нестандартно решать проблемы [7].

Проектный метод является инструментов технологии проблемного обучения, имеющим высокую актуальность в современной школьной педагогике, так как данный метод отвечает вызовам современного общества, где важно не только учиться, но и уметь применять знания в различных ситуациях, развивать критическое мышление и творческий потенциал. Применение проектного метода на уроках физической культуры является инновационной и эффективной педагогической технологией, которая позволяет активизировать учебный процесс, повышает мотивацию учащихся, развивает творческое мышление и способствует более глубокому усвоению материала [5].

Познавательная активность школьников на уроках физической культуры играет важную роль в их обучении и развитии, так как в процессе обучения они узнают о строении и функциях своего организма, о принципах здорового образа жизни, об основах физической подготовки и специфике спортивных дисциплин. Для развития познавательной активности школьников на уроках физической культуры можно использовать различные методы и формы работы, одним из которых является проектный метод.

Проекты на уроках физической культуры могут быть посвящены различным аспектам здорового образа жизни, спортивным достижениям, истории развития физической культуры и спорта, проблемам сохранения физического здоровья и профилактике травм. Учащиеся могут создавать презентации, видеоролики, плакаты, мультимедийные проекты и проводить мероприятия по выбранной теме [1, 3, 6].

Таким образом, стимулирование познавательной активности школьников на уроках физической культуры не только способствует укреплению здоровья, но и развивает их умственные способности, помогая лучше понимать физиологические и физические процессы, происходящие в их организме. Проектную деятельность в начальной школе в рамках ФГОС исследовали такие отечественные авторы, как Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, В. Л. Герус., Ю. В. Аляудинова, Э. Ф. Гарданова, С. Ю. Диденко, Т. В. Загоруйко, Е. Е. Лактионова, Е. И. Черепанская, М. С. Зисман., Е. В. Калиткина., Р. И. Маркова, Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников изучали Е. Е. Янеева., Ю. Ю. Чеботарёв., О. А. Романова., А. А. Петрова., Н. А. Перевозова., А. С. Матвеев., Е. А. Коноваленко., Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова., Е. Ю. Кизиляева, Т. В. Барышникова, Н. И. Безбородов, А. М. Каракисеков, С. Ю. Иванникова.

В свою очередь, проектную деятельность младших школьников на уроках физической культуры изучали следующие исследователи: И. А. Иргашева., А. В. Козлов, Е. Н. Кузубова., Е. Н. Оплачко, Я. Н. Разинкова, Ю. Ю. Пересыпкина, Г. С. Серебрякова, Н. В. Романова, Е. И. Угрюмова, А. Н. Березкин, Н. А. Арутюнова.

Таким образом, проектный метод на уроках физической культуры способствует развитию широкого круга навыков и компетенций учащихся, делает учебный процесс интересным и эффективным, а также способствует формированию знаний об активном отдыхе и навыков ведения здорового образа жизни.

Материалы и методы

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 65» г. Сочи, Россия с участием двух групп испытуемых - школьники 4-х классов. Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций младших школьников проводилось по методике изучения словесно-логического мышления (Э. Ф. Замбацявичене, основанной на тесте структуры интеллекта Р. Амтхауэра).

Диагностика познавательной активности младших школьников, постановки и решения проблемы осуществлялась по методике «Таинственное письмо» (Н.И. Гуткина).

Результаты и обсуждение

Важнейшим аспектом проектной деятельности является наличие заранее определенных критериев конечного результата и соблюдение этапов проектирования, включающих разработку концепции, определение целей и задач проекта, использование имеющихся и оптимальных ресурсов, создание плана и программ, выбор подходящих организационных форм для реализации проекта.

Нами была разработана программа формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности (далее -Программа), которая позволяет комплексно способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры (Рис. 1).

Программа формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) - это комплекс мероприятий и задач, направленных на активизацию учебной деятельности школьников, выражающуюся в формировании таких навыков как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, предположение, доказательство и другие.

Целью программы формирования познавательных универсальных учебных действий является обеспечение учащимся навыков самостоятельного поиска, анализа и обработки информации, развитие критического мышления, способность к творческому решению задач, умение принимать обоснованные решения, а также формирование и развитие важнейших представлений о здоровье и мотивации к здоровому образу жизни у школьников [4].

Эффективность программы формирования познавательных универсальных учебных действий обеспечивалась применением принципов систематичности, последовательности и межпредметных связей.

Внедрение такой программы позволит учащимся эффективнее учиться, развивать навыки самостоятельной работы, анализа и синтеза информации, что в долгосрочной перспективе положительно скажется на их общем интеллектуальном развитии и успехах в учебе и жизни.

Рис. 1. Структура программы формирования ПУУД в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры

В Программе нами применялись два типа проектов: практико-ориентированный, имеющий практическую ценность и применимый в реальных жизненных ситуациях; исследовательский , имеющий хорошо организованную структуру, актуальность, четкую цель, гипотезу и точно сформулированные задачи. По содержанию проекты носили межпредметный характер.

Нами был сформулирован перечень тем проектов, который мы предложили ученикам в рамках раздела «Здоровый образ жизни».

В таблице 1 представлены примерные темы проектов для учеников 4-х классов по предмету «Физическая культура».

Примерные темы проектов для учеников 4-х классов по предмету «Физическая культура»

Практико-ориентированный тип проекта Исследовательский тип проекта

Как я делаю утреннюю гимнастику и зачем? Мой режим дня и зачем он нужен

Утренняя гимнастика для школьников - зарядка. Отношение школьников к занятиям физической культурой, спортом и компьютеру.

Есть минутка - делай физкультминутку! Тестирование физической подготовленности обучающихся.

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья Уровень физической активности населения

Здоровая спина и красивая осанка Утренняя гигиеническая гимнастика в моей жизни.

«Острый глаз» Движение - это жизнь и здоровье

Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела Требования к спортивной форме на уроках по легкой атлетике

Оздоровительные тренировки Физкультура в школе: спорт или развлечение?

Здоровая стопа «Правильное питание»

Оздоровительный бег Физкультминутки на уроках

Закаливание организма Самоконтроль в процессе занятий физкультурой.

Самостоятельные занятия физической культурой. Личная гигиена

Крепкие руки От чего зависит частота пульса?

Мне нужны занятия физкультурой?! Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам.

Дыхательные упражнения, зачем они нужны? Укрепление иммунитета

На контрольном этапе осуществляется анализ результатов выполненного проекта по критериям, разработанным отдельно для оценки практико-ориентированных и исследовательских проектов.

Реализация программы осуществлялась в рамках проведения урока физической культуры. Один раз в неделю в основной части урока учащимся отводилось не более 15 минут на представление своих проектов. Презентация проекта включала в себя показ серии упражнений, представление отчета, а также представление дополнительных материалов по теме, например, видео, презентаций, брошюр или рисунков.

Анализ результатов сформированности словесно-логического мышления позволяет заключить, что у 33 % обучающихся ЭГ, и у 23% в КГ выявлен высокий уровень словесно-логического мышления. Большинство школьников ЭГ и КГ по уровню развития словесно-логического мышления показали средний уровень. Обучающиеся с низким уровнем также присутствуют как в ЭГ, так и в КГ, и составили 10% и 27% соответственно (Табл. 2).

Результаты уровня сформированности словесно-логического мышления школьников

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Высокий уровень 6 20% 7 23% 5 16% 10 33%

Средний уровень 16 54% 15 50% 16 54% 17 57%

Низкий уровень 8 26% 8 27% 9 30% 3 10%

Анализируя данные по оценки познавательной активности между контрольной и экспериментальной группами после эксперимента, можно заключить, что у 33% школьников ЭГ выявлен высокий уровень, у 50% - средний уровень, 20 % обучающихся остались на низком уровне познавательной активности. В КГ количество школьников, имеющих низкий уровень познавательной активности в два раза выше, чем в ЭГ и составило 40% (Табл. 3).

Таблица 3

Результаты сформированности познавательной активности у школьников 4-х классов

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Д После Д [о После

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Высокий уровень 4 14% 5 16% 3 10% 9 30%

Средний уровень 13 43% 12 44% 10 33% 15 50%

Низкий уровень 13 43% 13 40% 17 57% 6 20%

Показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников представлены на рисунке 2.

Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень

■ Контрольная группа

■ Экспериментальн ая группа

Рис. 2. Анализ уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников до и после педагогического эксперимента в ЭГ и КГ

По результатам анализа показателей сформированности ПУУД можно заключить, что в контрольной группе высокий уровень выявлен у 21%, в экспериментальной группе у 32% школьников, обучающиеся со средним уровнем в ЭГ составили 51%, в КГ - 44%.

Заключение

Таким образом, проведенное педагогическое исследование доказывает, что применение проектной деятельности на уроках физической культуры способствует более эффективному формированию познавательных учебных действий у младших школьников, что доказывает значимость применения данного метода в образовательном процессе и предоставляет основу для его дальнейшего внедрения в процесс физического воспитания. Проектный метод обучения является мощным инструментом, который помогает формировать у учащихся целостное и глубокое понимание учебного материала, развивает широкий спектр навыков и компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном мире.

Список литературы

1. Агеева Л.В., Шелякина Н.А., Герус В.Л. Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. Молодой ученый. 2017; 2(136): 566-569.

2. Давыдова С.В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры. Молодой ученый. 2016; 2(106): 788-790.

3. Зисман М.С. Проектная деятельность как условие роста социальной активности младших школьников. Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). Казань: Молодой ученый. 2018: 27-29.

4. Иргашева И. А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры. Молодой ученый. 2015; 11(91): 595-598.

5. Угрюмова Е.И., Березкин А.Н., Арутюнова Н.А. Актуальность введения проектной деятельности в урок физической культуры. Молодой ученый. 2022; 36(431): 214-217.

6. Феофилактова М.В. Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах. Молодой ученый. 2021; 50(392): 572-574.

7. Хенк Г. Основы проблемного обучения: Некоторые пояснения. Медицинское образование. 1993; 27(5): 422-432.

References

1. Ageeva L.V., Shelyakina N.A., Gerus V.L. Project activity in primary schools within the framework of the Federal State Educational Standard. Molodoj uchenyj. 2017; 2(136): 566-569 [In Russ.]

2. Davydova S.V. Collective cognitive activity and education of schoolchildren in physical education lessons. Molodoj uchenyj. 2016; 2(106): 788-790 [In Russ.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zisman M.S. Project activity as a condition for the growth of social activity of younger schoolchildren. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kazan', maj 2018 goda) [Innovative pedagogical technologies: materials of the VIII International Scientific Conference (Kazan, May 2018)]. Kazan: Young Scientist. 2018: 27-29 [In Russ.]

4. Irgasheva I. A. The use of health-saving technologies in the organization of cognitive activity of younger schoolchildren in physical education lessons. Molodoj uchenyj. 2015; 11(91): 595-598 [In Russ.]

5. Ugryumova E.I., Berezkin A.N., Arutyunova N.A. The relevance of introducing project activities into a physical education lesson. Molodoj uchenyj. 2022; 36(431): 214-217 [In Russ.]

6. Feofilaktova M.V. Organization of project activities in primary school lessons. Molodoj uchenyj. 2021; 50(392): 572-574 [In Russ.].

7. Henk G. Fundamentals of problem-based learning: Some explanations. Medicinskoe obrazovnaie. 1993; 27(5): 422-432 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.02.2024

Шевченко Денис Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский филиал всероссийского государственного университета юстиции, 354000, Россия, г. Сочи, ул. Дагомысская, дом 42, e-mail: shevden@yandex.ru

Максименко Виктория Георгиевна - старший преподаватель, Сочинский государственный университет, 354000, Россия, г. Сочи, ул. Пластунская, дом 94, e-mail: viktoriya24041977@yandex. ru

Мукминова Гузель Равильевна - старший преподаватель, Сочинский государственный университет, 354000, Россия, г. Сочи, ул. Пластунская, дом 94, e-mail: gulysochi@,mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.