Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ'

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные учебные действия / методика. школьники / баскетбол / урок физической культуры. / universal educational actions / methodology. schoolchildren / basketball / physical education lesson.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатхутдинова Альбина Альбертовна, Фонарева Екатерина Александровна

В статье представлена методика развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий у школьников средствами баскетбола. Целью работы является теоретическое обоснование средств, методов и условий развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках баскетбола. К используемым методам относятся: теоретические, эмпирические, математико-статистические методы. Результатом работы является анализ социологического опроса учителей физической культуры разных субъектов РФ, разработка методики развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий и оценка ее эффективности. Полученные результаты могут быть применены на уроке и во внеурочной деятельности школьников 9-х классов. В результате научно-проектной деятельности были получены статистически значимые различия в уровне владения школьниками 9-го класса коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями и предметными образовательными результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатхутдинова Альбина Альбертовна, Фонарева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN ADOLESCENTS IN BASKETBALL LESSONS

The article presents a methodology for the development of communicative and regulatory universal educational actions of schoolchildren by means of basketball. The purpose of the work is a theoretical substantiation of the means, methods and conditions for the development of communicative and regulatory universal educational actions in basketball lessons. The methods used include: theoretical, empirical, mathematical and statistical methods. The result of the work is the analysis of a sociological survey of physical education teachers from different subjects of the Russian Federation and the development of a methodology for the development of communicative and regulatory universal educational activities. The results obtained can be applied in the classroom and in extracurricular activities of schoolchildren in grades 9. As a result of scientific and project activities, statistically significant differences were obtained in the level of proficiency of 9th grade schoolchildren in communicative and regulatory universal educational activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ»

УДК 373.51 © Е. А.Фонарева, А. А. Фатхутдинова Б01: 10.24412/2225-8264-2022-4-93-98

Е. А. Фонарева, А. А. Фатхутдинова РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ

БАСКЕТБОЛОМ

В статье представлена методика развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий у школьников средствами баскетбола. Целью работы является теоретическое обоснование средств, методов и условий развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках баскетбола. К используемым методам относятся: теоретические, эмпирические, математико-статистические методы. Результатом работы является анализ социологического опроса учителей физической культуры разных субъектов РФ, разработка методики развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий и оценка ее эффективности. Полученные результаты могут быть применены на уроке и во внеурочной деятельности школьников 9-х классов. В результате научно-проектной деятельности были получены статистически значимые различия в уровне владения школьниками 9-го класса коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями и предметными образовательными результатами.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, культуры.

В

ведение.

В

требованиях

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования определено одно из важных направлений - создание оптимальных условий для развития предметных и метапредметных образовательных результатов (универсальных учебных действий).

Под «универсальными учебными действиями» (УУД) следует понимать действия обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1]. В ФГОС общего образования определены несколько категорий УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные. В предметной области «Физическая культура» содержание образования направлено на двигательную и познавательную активность, что по мнению А. И. Кочеткова, М.В. Роговастовой и др. гармонично с целеполаганием требований ФГОС в аспекте формирования и развития у школьника всех вышеуказанных категорий УУД [3,5]. Вместе с тем среди учителей физической культуры и ученых нет единого мнения в отношении необходимости формировать и развивать УУД на уроках физической культуры.

В подростковом возрасте целесообразно развивать коммуникативные и регулятивные УУД, поскольку на данном этапе онтогенеза формируются социально важные мотивы, которые побуждают обучающихся к коммуникации и коллективной деятельности [1,6]. Деятельность подростков часто проявляется в процессе игровых взаимодействий, поэтому, баскетбол и стритбол являются популярными в подростковой среде. По мнению Е.Е.Тебякиной, игровая деятельность является примером «игровой коммуникации», позволяющей решать технико-тактические задачи,

методика, школьники, баскетбол, урок физической

используя вербальное и невербальное взаимодействие [7].

Цель исследования - эмпирически обосновать методику развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий у подростков на занятиях баскетболом.

Методы и организация исследования. Для обоснования актуальных средств и методов развития коммуникативных УУД (далее КУУД) и регулятивных УУД (далее РУУД), нами применялись следующие методы исследования: анализ данных научных публикаций; анкетный опрос учителей физической культуры; педагогическое тестирование, экспертное оценивание, педагогический эксперимент; математической статистики (описательная статистика, статистические сравнения).

В анкетном опросе приняли участие тридцать учителей физической культуры, представляющих Башкортостан и Республику Удмуртия [2]. В результате анкетного опроса, 33,3% респондентов обоих субъектов РФ применяют для развития КУУД парные упражнения с вербальной и жестовой коммуникацией. Большинство упражнений проводится в формате подвижных игр с элементами баскетбола. 66, 7% опрошенных учителей физической культуры отметили, что для развития РУУД целесообразно использовать задания на само и взаимоконтроль, коррекцию техники движения и оценку действий одноклассников. В качестве средств взаимоконтроля 26,7% респондентов применяют «карту знаний», позволяющей оперативно ставить оценку по обозначенным в карте критериям. 23,3% для развития КУУД рекомендуют применять обсуждение с воспитанниками полученных образовательных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетного опроса определили состав средств экспериментальной методики развития КУУД и РУУД.

рисунке 1 представлена методика средствами баскетбола.

универсальных учебных действий

Рис. 1 Методика развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 9 -го класса средствами баскетбола

На

развития

В таблице 1 представлены учебные задания для развития коммуникативных УУД и регулятивных УУД у школьников 9-го класса в процессе занятий баскетболом.

Таблица 1

Учебные задания для развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий у

школьников средствами баскетбола

Задания для развития Коммуникативных УУД Задания для развития Регулятивных УУД

а) работа в парах: I) Планирование (определить цель занятия и записать ее на тренировочном листе): - передача мяча двумя руками от груди; - передача мяча в прыжке. Методы: наглядности, беседа. II) Управление поведением партнера (при выполнении контролировать, корректировать действия партнёра): - бросок двумя руками в прыжке; - передача мяча в прыжке из-за головы. Методы: наглядности, беседа. б) командная работа: III) Разрешение конфликтов (нападающие должны создать конфликтную ситуацию и совместно найти способы ее решения): - нападение быстрым прорывом (3х2); взаимодействие 2-х игроков в нападении и защите через «заслон». Методы: наглядности, беседа а) работа в парах: I) Контроль (взаимный контроль исполнения заданий): - ловля и передача мяча партнеру, с ударом в пол, двигаясь приставными шагами; - ловля мяча двумя руками после отскока. Методы: наглядности, беседа. II) Коррекция (исправлять ошибки в процессе выполнения упражнения по указанию партнера): - штрафной бросок; - трёхочковый бросок. Методы: наглядности, беседа. III) Оценка - работа в подгруппах (двое выполняют упражнение - один оценивает) - ловля и передача двух мячей в движении. Метод: наглядности.

а) работа в парах: I) Планирование (целеполагание): - обманные передачи; - передача мяча с сопротивлением защитника. Метод: наглядности. II) Управление поведением партнера (при выполнении контролировать, корректировать действия партнёра): - повороты - передача; -передача на месте без поддержки. Методы: наглядности, беседа. III) Разрешение конфликтов (нападающие должны создать конфликтную ситуацию и найти совместно способы ее решения): - позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 4:4 на один щит; - позиционное нападение 2x3 с одним центровым игроком на один щит; - закрытая стойка; - игра в баскетбол по упрощённым правилам Методы: беседа; игровой а) работа в парах: I) Контроль (контролировать действия друг друга): - дриблинг 2 мячами на месте (лицом к партнеру). Методы: наглядности, беседа II) Коррекция (исправлять ошибки в процессе выполнения упражнения по указанию партнера): - наружный перевод под ногой и передача партнеру; - внутренний перевод под ногой и передача партнеру. Методы: наглядности, беседа. III) Оценка - работа в подгруппах (двое выполняют упражнение - один оценивает): - закрытая стойка + защита против игрока с мячом в руках; - защита против игрока с мячом в руках; - передача за спиной. Метод: беседа.

а) работа в парах (с родителями) I) Контроль (оценивание): - работа по карточкам (дети отгадывают жесты по карточкам - родители проверяют). Метод: наглядности, оценивания. а) самостоятельная работа (записать видео своих действий и сравнить с эталоном) I) Контроль (контролировать свои действия): - передача мяча двумя руками в стену; - передача мяча двумя руками с отскоком от пола; - передача мяча одной рукой стену. II) Коррекция (смотреть видео - исправлять ошибки в процессе выполнения упражнения): - имитация ведения мяча; - имитация перемещений; - имитация броска в кольцо. III) Оценка (записать свои действия на видео и сравнить с эталоном): - имитация броска мяча; - имитация перемещения в защитной стойке; - передача одной рукой лёжа. Метод: наглядности.

Методика применялась на протяжении двадцати четырех урочных занятий по предмету «Физическая культура» в 2021-22 учебном году. Исследования проводились в МАОУ «Гимназия 139 - Центр образования» г. Казани. Экспериментальную группу составили обучающиеся девятого класса в количестве 23 человек. Динамику изменчивости показателей коммуникативных УУД и регулятивных УУД определяли с помощью методов педагогического тестирования, экспертного оценивания и математической статистики. Статистические сравнения изучаемых показателей и последующий анализ проводились с помощью программы Microsoft Office Excel 2007 (пакет «Анализ данных»). Для определения внутригрупповых различий применялся непараметрический критерия Вилкоксона.

В таблице 2 представлены данные коммуникативных УУД и регулятивных УУД школьников 9-х классов на констатирующем и формирующем этапах эксперимента. Исследование показателей коммуникативных УУД и регулятивных УУД проводилось по стандартизированным методикам совместно с психологом образовательного учреждения.

Таблица 2

Данные выполнения школьниками 9-х классов контрольных заданий «Выкладывание маршрута по образцу» - регулятивные УУД и «Дорога к дому» - коммуникативные УУД на констатирующем и

формирующем этапах эксперимента

Изучаемый показатель Х+с (оценка в балла!) Т- критерий Вилкоксона

До эксперимента После эксперимента

Регулятивные УУД

Наличие ориентировки 1.8±0.б 2.7±0.4 р<0.05

Характер ориентировки 1.9±0.7 2,6±0,5 р<0.05

Степень произвольности контроля 1 ,б±0,7 2,5±0,5 р<0,05

Характер контроля 1.7±0.б 2,7±0,5 р<0.05

Коммуникативные УУД

Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия 2.sü.5 4,5±0,9 р<о,о;

Анализ данных таблицы 2 свидетельствует о положительной динамике изменчивости коммуникативных УУД и регулятивных УУД школьников 9-х классов. В частности, наибольший прирост в категории регулятивные УУД наблюдался в компоненте «Наличие ориентировки», «Степень произвольности контроля», «Характер контроля».

Это свидетельствует о целесообразности применения заданий в парах со взаимным оцениванием техники выполнения передач, ловли мяча.

В таблице 3 представлены результаты оценивания предметных результатов по программе «Баскетбол» для обучающихся 9-х классов.

Таблица 3

Результаты оценивания предметных результатов по баскетболу экспертами (баллы)

Изучаемый показатель техники Х+а (оценка в баллах) Т-критерий Вилкоксона

до эксперимента после эксперимента

Передача двумя руками от груди 4.1=0.9 4,8±0,5 р<0,05

Передача мяча с сопротивлением защитника 3,9=0,7 4,5 ±0,5 р<0,01

Передача с отскоком от пола одной рукой 4.1=0.2 4,7±0,4 р<0,05

Передача на месте без поддержки 3.7=0.8 4.0±0,3 р>0,05

Бросок двумя руками с сопротивлением защитника 3,5=0,6 3,8±0,3 р>0,05

Бросок двумя руками в прыжке 3,8=0,7 4,1 ±0,5 р>0,05

Ловля и передача мяча в руки партнеру 4.1=0.2 4,3 ±0,7 р>0,05

Экспертное оценивание предметных результатов по разделу «Баскетбол», учебной программы «Физическая культура», показало, что техника владения передачей мяча у школьников 9-х классов изменилась статистически значимо. В частности, нами был зарегистрирован достоверный прирост образовательного результата в технических приемах: «передача мяча двумя

руками от груди» (р<0,05), «передача мяча с

сопротивлением защитника» (р<0,01), «передача

мяча с отскоком от пола одной рукой» (р<0,05). Владение другими техническими приемами: бросок и ловля мяча изменились не существенно.

Заключение. В результате применения на урочных занятиях баскетболом методики развития

коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 9-х классов, статистически значимо изменились не только метапредметные, но и предметные образовательные результаты. Внутригрупповое статистическое сравнение определило достоверную положительную динамику в технических приемах: «передача мяча двумя руками от груди», «передача мяча с сопротивлением защитника», «передача мяча с отскоком от пола одной рукой». Полученные результаты дополняют

диссертационные исследования А. А. Паукова в аспекте применения физических упражнений с мячом для комплексного развития образовательных результатов по предмету «Физическая культура»[4].

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.- М.: Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - ISBN 978-5-09-020588-7. - Текст : электронный.

2. Афзалова, А. Н., Формирование и оценивание образовательных результатов на уроке физической культуры/ Д. В. Фонарев, А. А. Райзих, А. А. Фатхутдинова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 3. С. 3-11.

3. Кочетков, А. И. Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в классах старшего звена / А. И. Кочетков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 22. - С. 61-66.

4. Пауков, А. А. Обучение младших школьников действиям с мячом на уроках физической культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Пауков Андрей Андреевич; [Место защиты: ФГБОУ

ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»]. - Чебоксары, 2021. - 181 с.

5. Роговастова, М. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных деиствии / М. В. Роговастова // Интернет-журнал «Методическая копилка». - 2018. -URL:https://kopilka.edu-eao.ru/ (дата обращения: 28.11.2022).

6. Сухих, А. Г. Личностно-ориентированный подход и его обоснование на примере физического воспитания в основной школе / А. Г. Сухих. Д. В. Фонарев, // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2015. - № 12 (130). - С. 274-277.

7. Тебякина, Е. Е. Игра как форма коммуникации: антропологические особенности / Е.Е. Тебякина. -Текст: электронный // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2017. - №3А. - С. 220-230 - Т.6.-ISSN 3061-2066. - // eLIBRARY.RU: Научная электронная библиотека: сайт. -URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30612066 (дата обращения: 28.11.2022).-Режим доступа: для авториз. пользователей.

References

1. Asmolov, A. G. Formation of universal educational activities in basic school: from action to thought. Task system: teacher's guide / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya and others - M .: Education, 2010. -159 p. : ill. - ISBN 978-5-09-020588-7. - Text : direct.

2. Afzalova, A. N. Formation and evaluation of educational results at the lesson of physical culture / D.V. Fonarev, A.A. Raizikh, A. A. Fatkhutdinova // Proceedings of the Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. No. 3. S. 3-11. -Text: immediate.

3. Kochetkov, A. I. Formation of universal educational actions at the lessons of physical culture in senior classes / A.I. Kochetkov // Scientific and methodological electronic journal «Concept». - 2017. - T. 22. - S. 61-66. -Text: direct.

4. Paukov, A. A. Teaching junior schoolchildren to actions with the ball in physical education lessons: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.04 / Paukov Andrey Andreevich; [Place of defense: Volgograd State Academy of Physical Culture]. - Cheboksary, 2021. - 181 p.

5. Sukhikh, A. G. Personality-oriented approach and its substantiation on the example of physical education in basic school / A. G. Sukhikh., D. V. Fonarev // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. - 2015. - No. 12 (130). -S. 274-277. -Text: direct.

6. Tebekina, E. E. Game as a form of communication: anthropological features / E.E. Tebekina. - Text: electronic // Context and reflection: philosophy about the world and man. - 2017. - No. 3. - P. 220-230 - T.6. - ISSN 3061-2066.

- // eLIBRARY.RU: Scientific electronic library: site. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30612066 (date of access: 11/28/2022).-Access mode: for authorization. users

DEVELOPMENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN ADOLESCENTS IN BASKETBALL LESSONS

Ekaterina A. Fonareva

PhD, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Gymnastics, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism Albina A. Fathutdinova

2nd year Master's student, Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Sports, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract. The article presents a methodology for the development of communicative and regulatory universal educational actions of schoolchildren by means of basketball. The purpose of the work is a theoretical substantiation of the means, methods and conditions for the development of communicative and regulatory universal educational actions in basketball lessons. The methods used include: theoretical, empirical, mathematical and statistical methods. The result of the work is the analysis of a sociological survey of physical education teachers from different subjects of the Russian Federation and the development of a methodology for the development of communicative and regulatory universal educational activities. The results obtained can be applied in the classroom and in extracurricular activities of schoolchildren in grades 9. As a result of scientific and project activities, statistically significant differences were obtained in the level of proficiency of 9th grade schoolchildren in communicative and regulatory universal educational activities.

Keywords: universal educational actions, methodology. schoolchildren, basketball, physical education lesson.

Сведения об авторах:

Фатхутдинова Альбина Альбертовна, студент-магистр 2 курса, кафедры теории и методики физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (420010, Российская Федерация, г. Казань, ул. Деревня Универсиады зд.35, e-mail: fathutdi-nova.albinaa @ yandex. ru).

Фонарева Екатерина Александровна, к.п.н., доцент, кафедры теории и методики гимнастики ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (420010, Российская Федерация, г. Казань, ул. Деревня Универсиады зд.35, e-mail:dozent1974@mai.ru).

Статья поступила в редакцию 28.11 2022г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.