Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью на занятиях баскетболом'

Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью на занятиях баскетболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2612
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / COORDINATION ABILITIES / MENTAL HANDICAP / COORDINATION EXERCISES / REMEDIAL LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдырева Вера Борисовна

Представленный в статье материал способствует коррекции двигательной деятельности детей с нарушением интеллекта, занимающихся баскетболом в совершенствовании технико-тактической подготовки и координационных способностей. Определены упражнения и их координационная направленность в различных двигательных режимах: ходьбе, беге, прыжках и работе с мячом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болдырева Вера Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coordination abilities of mentally handicapped children in basketball lessons

The article represents the material on correction of motor activity of mentally handicapped children in basketball lessons aimed at improvement of playing and coordination skills. The research elaborates on exercises targeted at coordination improvement in various motor activities: walk, run, jumping and ball handling work

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью на занятиях баскетболом»

2. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

3. ГодикМ.Л. Спортивная метрология. М., 1988

4. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.

5. Мастюкова Е.М. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М., 1988.

6. Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

7. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Kostenko A.B. Social - pedagogical bases of monitoring of a physical condition of children 7-11 years with mental retardation. The article proposes the system of physical education of junior schoolchildren with mental retardation. The author has defined the monitoring of social - pedagogical character in view of a physical condition level and has specified on the basis of the experimental analysis the preconditions of a healthy lifestyle, and the role of psychological, pedagogical, social and health-improving interrelations.

Key words: children with mental retardation, monitoring, physical condition, diagnostics, testing.

УДК 371.92

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ

© В.Б. Болдырева

Представленный в статье материал способствует коррекции двигательной деятельности детей с нарушением интеллекта, занимающихся баскетболом в совершенствовании технико-тактической подготовки и координационных способностей. Определены упражнения и их координационная направленность в различных двигательных режимах: ходьбе, беге, прыжках и работе с мячом.

Ключевые слова: координационные способности, умственная отсталость, координационные упражнения, дополнительные занятия.

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination - согласование, сочетание, приведение в порядок).

Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они в той или иной степени подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).

При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий.

Так, например, общая задача совершенствовать способность к дифференцированию временных параметров движения предполагает решение следующих частных задач:

1) развивать способность к дифференцированию длительности всего движения; 2) развивать способность к дифференцированию длительности отдельных фаз движения; 3) развивать способность к дифференцированию темпа движения.

Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся; содержать элементы новизны, необычности; отличаться большим многообразием форм выполнения движений, неожиданностью решений двигательных задач; включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных

параметров движений, путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности.

При развитии «чувства пространства» у детей с умственной отсталостью применяются следующие типы заданий: 1) на точность воспроизведения эталонных пространственных характеристик в стандартных условиях;

2) на точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток в строго заданных пространственных границах [1].

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение ребенком техники движений той или иной спортивной игры (в нашем случае баскетбола), а также ее применение в условиях внезапно меняющейся обстановки.

На дополнительных занятиях с умственно отсталыми детьми целесообразно использовать две группы средств: 1) подводящие -способствующие освоению новых форм движений в баскетболе; 2) развивающие -направленные непосредственно на развитие координационных способностей, проявляющихся в баскетболе (выполнение специальных упражнений в затрудненных условиях -ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, т. к. любое освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Подводящие упражнения для овладения мячом. Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений, как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и другие обладают огромными возможностями для коррекции и развития

координационных способностей, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами: 1) создать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением; 2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

3) максимально активизировать познавательную деятельность; 4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка; 5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому (в непринужденной, эмоциональной окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал); 6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

Ходьба. У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны [2].

Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания (табл. 1).

Бег. У умственно отсталых детей при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порыви-

стость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны

в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах [3] (табл. 2).

Прыжки. Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой [4].

Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета,

неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.

Предлагаемые подготовительные упражнения (табл. 3) не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.

Таблица 1

Физические упражнения для коррекции ходьбы

№ Упражнения Коррекционная направленность

1. «Узкий мост». 1. Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. 2. Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии Развитие равновесия, точности движения

2. «Длинные ноги». По команде «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприседе Быстрота переключения, дифференцировка понятий длинный, короткий

3. «Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руки на плечо впереди идущего Координация и согласованность действий

4. «Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно - быстро Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий: быстро - медленно

5. «Ловкие руки». Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки) с заданиями: 1. На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. 2. Круговые движения кистями. 3. Круговые движения в плечевых суставах. 4. Передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую - за спиной Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти

6. «Хромой заяц». Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой - по полу Координация и согласованность движений ног и туловища

Таблица 2

Физические упражнения для коррекции бега

№ Упражнения Коррекционная направленность

1. Бег «змейкой», не задевая предметов; то же - вдвоем, держась за руки Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений

2. Бег с перепрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик) Координация движений, соразмеренность усилий, скоростно-силовые качества

3. Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку; позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата

4. Бег с грузом в руках (баскетбольный мяч, 2 мяча, 4 кегли) Координация движений, приспособление к изменяющимся условиям, согласованность действий

Таблица 3

Физические упражнения для коррекции прыжков

№ Упражнения Коррекционная направленность

1. Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90° Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве

2. Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд). Координация движений рук, дифференциров-ка усилий, симметричность движений

3. Прыжки с зажатым между стопами мячом Согласованность движений, развитие силы разгебателей ног

4. Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик) Соразмереность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростносиловые качества

5. Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок Координация движений рук и ног, ритмичность движений

Таблица 4

Подготовительные упражнения для броска мяча, освоение предметных действий с мячом

№ Упражнения Коррекционная направленность

1. 1. Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя. 2. Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя. 3. Катание мяча вдоль гимнастической скамейки Дифференцировка усилия и расстояния. Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения. Точность направления и усилия

2. 1. Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками. 2. Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения

3. 1. Бросок мяча в стену и ловля его. 2. То же, но ловля после отскока от пола. 3. То же, но ловля после хлопка в ладони. 4. То же, но ловля после вращения кругом, приседания Координация движений рук. Зрительная дифференцировка направления движения, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания

4. 1. Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета). 2. То же, но ловля после отскока от пола. 3. То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др. Пространственная ориентировка, дифферен-цировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания

5. 1. Ведение мяча на месте правой, левой рукой. 2. То же в ходьбе Дифференцировка усилий, и направления движения, координация движений рук, концентрация внимания и зрительный контроль

Броски мяча. Нарушение движений в бросках: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильная техника выполнения броска (производится на прямых ногах или прямыми руками); несвоевременный выпуск мяча, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.

Прежде чем приступить к обучению бросков, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий (табл. 4).

Представленные выше упражнения и их методическая направленность могут использоваться тренерами-преподавателями для коррекции координационных движений, физической и технической подготовленности умственно отсталых детей в баскетболе.

1. Мозговой В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников при обучении гимнастическим упражнениям // Сенсорные и интеллектуаль-

ные аномалии и пути их преодоления: сб. науч. тр. ЛГПИ. Л., 1984. С. 125-130.

2. Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых школьников // Дефектология. 1991. № 3.

3. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М., 1991.

4. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М., 2002.

Поступила в редакцию 1.11.2008 г.

Boldyreva V.B. Development of coordination abilities of mentally handicapped children in basketball lessons. The article represents the material on correction of motor activity of mentally handicapped children in basketball lessons aimed at improvement of playing and coordination skills. The research elaborates on exercises targeted at coordination improvement in various motor activities: walk, run, jumping and ball handling work.

Key words: coordination abilities, mental handicap, coordination exercises, remedial lessons.

УДК 15

МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ БУДУЩЕЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

© Н.А. Камнева

В статье обсуждаются результаты опросного анкетирования молодых семей работниками отдела ЗАГС совместно с психологами центра планирования семьи. На основании данных, полученных в ходе социально-психологического исследования, констатируется наличие конфликтных ситуаций моногамного брака. Получены данные о степени удовлетворенности браком в функциональных семьях, которые позволили сделать вывод о неспособности современной семьи обеспечить реализацию ведущих мотивов вступления в брак.

Ключевые слова: молодая семья, конфликтные ситуации в молодой семье, мотивы вступления в брак, структура мотивов, социально-экономические аспекты формирования малодетной семьи.

По мере развития общества меняются требования, предъявляемые к семье как социальному институту. В последние годы произошла трансформация как содержания, так и социальных функций семьи.

Исследования тенденций развития брака и семьи дают ключ к более глубокому пониманию многих насущных проблем современности и служат основой для предвидения развития демографического процесса. Брачносемейные отношения отражают как положительные, так и отрицательные моменты состояния общества. Основные тенденции и динамика развития семейно-брачных отношений в период 1997-2008 гг. в России представлены нами на рис. 1. Социальные условия усугубляют или смягчают историческое наследство семьи как социального института [1].

Современная семья в обществе, по мнению многих исследователей [1-2], выполняет следующие основные функции:

- репродуктивную;

- воспитательную;

- хозяйственно-экономическую;

- рекреативную (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха);

- коммуникативную;

- регулятивную (включающую первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитет в семье).

Молодая семья, с точки зрения ее роли в обществе, является наиболее важным объектом психологической работы. Сегодня еще недостаточно внимания уделяется вновь образованной семье, хотя такие проблемы, как: приобретения собственного жилья; все возрастающая зависимость от родителей, предоставляющих жилье; наличие детей, их воспитание и др., со временем все более обостряются. Молодая пара оказывается перед серьезными испытаниями, а поэтому нуждается как в прямой материальной помощи, так и в социально-психологической поддержке. А такую всестороннюю поддержку молодой семье можно оказать только на базе семейного консультирования. В единстве специалисты кабинетов социально-медицинского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.