УДК 373.3
Ализаде Ш. Т. студент
Тюменский государственный университет
Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Аннотация. Статья посвящена формированию общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. Рассматриваются ключевые виды общеучебных познавательных универсальных учебных действий и особенности их формирования в младшем школьном возрасте. Отдельное внимание уделено возможностям использования метода проектов для стимулирования развития общеучебных познавательных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: общеучебные познавательные универсальные учебные действия, младший школьный возраст, уроки окружающего мира, метод проектов, формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий.
Alizade Sh. T. student
Tyumen State University Russia
FORMATION OF GENERAL EDUCATIONAL COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN DURING ENVIRONMENTAL STUDIES LESSONS
Abstract. The article is dedicated to the formation of general educational cognitive universal learning actions in junior schoolchildren during environmental studies lessons. It considers the key types of general educational cognitive universal learning actions and their specific formation in early school age. Special attention is paid to the opportunities of using the project method to stimulate the development of general educational cognitive universal learning actions.
Keywords: general educational cognitive universal learning actions, early school age, environmental studies lessons, project method, formation of general educational cognitive universal learning actions.
В современном образовательном пространстве вопросы развития общеучебных познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников становятся особенно значимыми. Это обусловлено тем, что успешное формирование данных компетенций на начальной стадии обучения лежит в основе последующего активного и продуктивного обучения на протяжении всего образовательного пути учащегося.
Среди различных учебных предметов, уроки окружающего мира играют особую роль в формировании этих умений. Этот предмет является одним из первых, с которым сталкиваются младшие школьники, и он охватывает широкий спектр тем, от природы и окружающего мира до общественных отношений и культуры. Именно на этих уроках у детей формируется понимание основ научного метода, развивается любознательность и формируются навыки самостоятельной работы.
Современные требования к образовательному процессу предполагают не просто знание и воспроизведение информации, а способность к ее анализу, интерпретации, применению в новых ситуациях, что непосредственно связано с формированием общеучебных познавательных универсальных учебных действий. Поэтому, изучение и разработка методов формирования этих умений на уроках окружающего мира у младших школьников является актуальным направлением в образовательной педагогике.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью развития новых и усовершенствования существующих подходов к формированию общеучебных познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира. Это важно для создания эффективной системы образования, способной формировать устойчивые навыки и умения, необходимые для успешного продвижения учащихся в учебном процессе.
Согласно ФГОС, к общеучебным познавательным универсальным учебным действиям относятся: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний.
Поиск информации для выполнения учебных заданий - одно из важных умений, которое начинает формироваться в младшем школьном возрасте. Уроки окружающего мира позволяют ученикам применить это умение на практике, так как мир вокруг нас богат разнообразными источниками информации. Учитель может научить детей пользоваться словарем, энциклопедией, пособием, а также показать, как можно найти ответ на вопрос, используя доступные источники информации.
Использование знаково-символических средств также играет важную роль в образовательном процессе. Младшие школьники активно используют различные знаки и символы для восприятия и передачи информации. Например, на уроках окружающего мира они могут использовать карты, схемы, таблицы и другие графические элементы для изучения новых тем и концепций.
Сформированность умения осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной и письменной форме является важным показателем развития коммуникативных навыков ученика. Уроки окружающего мира предоставляют отличную площадку для практики этого умения. Дети могут учиться выражать свои мысли и идеи через устные и письменные рассказы, доклады, рефераты, эссе и т.д.
Ориентировка на разнообразие способов решения задач - ключевой элемент в обучении младших школьников. Учитель должен помочь детям увидеть, что одна и та же проблема может быть решена разными способами, и что нет «единственно правильного» решения. На уроках окружающего мира учащиеся сталкиваются с различными задачами: описать природное явление, объяснить процесс, предложить способы решения экологической проблемы. Все это требует гибкости мышления и способности принимать обоснованные решения.
Следующий важный аспект - структурирование знаний. Этот навык помогает ученикам упорядочивать полученную информацию, выделять главное и второстепенное, создавать связи между различными частями знаний. Например, при изучении окружающего мира, дети могут структурировать информацию о различных биомах, их особенностях и видах животных, которые в них обитают. Это поможет им лучше понимать и запоминать материал, а также увидеть связи между разными аспектами изучаемого предмета.
Таким образом, формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте является сложным и многоаспектным процессом, который требует осознанного подхода со стороны учителя. Уроки окружающего мира предлагают множество возможностей для развития этих умений. Учителям необходимо активно использовать эти возможности, создавая образовательную среду, которая способствует развитию универсальных учебных действий учащихся.
Метод проектов в учебном процессе является мощным инструментом для формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Проектная работа представляет собой совместное исследование учениками темы или проблемы, что позволяет им активно применять и развивать свои универсальные учебные действия.
Поиск информации становится ключевым этапом в любом проекте. Ученикам предлагается самостоятельно определить, какие данные или знания им необходимы для выполнения проекта, и найти их, используя различные источники: учебники, энциклопедии, Интернет. Это стимулирует развитие исследовательских умений и умения критически оценивать информацию.
В процессе проектной работы младшие школьники активно используют знаково-символические средства. Они могут создавать схемы, диаграммы, презентации и другие визуальные материалы, которые помогают структурировать и передать информацию. Это развивает умение абстрагироваться, оперировать с моделями и символами.
Формирование речевого высказывания в устной и письменной форме - еще одно УУД, которое активно развивается в процессе проектной работы. Ученикам приходится обсуждать идеи с товарищами, представлять результаты своего исследования перед классом, писать отчеты или тексты презентаций. Это тренирует коммуникативные умения, а также умение аргументировать свою точку зрения и слушать мнение других.
В процессе выполнения проекта ученики сталкиваются с разнообразием способов решения задач. Они могут выбирать методы исследования, способы представления информации, варианты решения поставленной проблемы. Это способствует формированию умения мыслить гибко, видеть альтернативы и делать осознанный выбор.
Наконец, проектная работа требует структурирования знаний. Ученики должны уметь систематизировать полученную информацию, выделять ключевые идеи, устанавливать связи между различными элементами проекта. Это развивает умение анализировать, классифицировать и синтезировать информацию.
Таким образом, использование метода проектов на уроках окружающего мира предоставляет множество возможностей для формирования общеучебных познавательных УУД у младших школьников.
В заключении необходимо отметить, что формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте на уроках окружающего мира является ключевым аспектом современного образовательного процесса. Учитывая особенности развития детей этого возраста, важно использовать многообразие методов и подходов, включая метод проектов, для стимулирования активного познавательного интереса учащихся и развития их универсальных учебных действий. Благодаря такому подходу обучение становится более интерактивным и мотивирующим, а ученики получают необходимые навыки и умения, которые помогут им быть успешными в дальнейшем обучении и жизни.
Использованные источники:
1. Абаева М.С., Кокаева И.Ю. Практические методы обучения при изучении интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс] // Современные технологии в образовании. - 2018. -№ 18. - С. 7-10. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922977 (дата обращения: 25.02.2023).
2. Константинова В.В., Арзамасцева Н.Г. Информационно -коммуникационные технологии в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс] // Современная наука в теории и практике. коллективная монография. Москва, 2021. - С. 5-29. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46387054 (дата обращения: 10.01.2023).
3. Майстерчук И.В., Ромас Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] // В сборнике: Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Материалы II Международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах. Донецк, 2021. - С. 15-19. - URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=49402783 (дата обращения: 02.03.2023).
4. Юскаева А.К. Проектная деятельность с младшими школьниками в процессе формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] // В сборнике: Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике. сборник статей Международной научно -практической конференции. - 2018. - С. 182-184. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32516262 (дата обращения 05.03.2023).