Научная статья на тему 'ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ'

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-образовательная среда / методологические подходы / компетенции / эксподизайн / выставка / мультимедийные технологии / professional and educational environment / methodological approaches / competencies / exhibition design / exhibition / multimedia technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абоимова Ирина Сергеевна

В статье раскрываются вопросы подготовки будущих дизайнеров в вузе. Особое внимание уделяется построению профессиональной образовательной среды в учебном заведении. Раскрываются методологические подходы к организации такой среды, где осуществляется профессиональная самореализация творческой личности студента. Описываются общенаучные и педагогические подходы к проектированию среды. Акцент делается на том, что в такой среде может идти учебный процесс, в котором студенты получают компетенции через освоение реального эксподизайна. Содержание экспозиционного дизайна раскрывается на современном научном уровне, как совокупность различных его свойств. Отмечается, что такое экспозиция сегодня, раскрывается ее связь с новациями в искусстве и науке. Важное место отводится мультимедийным технологиям, которые формируют целостный художественный образ выставки. Интерактивная выставочная среда это новое пространство, эксподизайн для демонстрации лучших студенческих работ. В статье подчеркивается важность того, что выставочное пространство в вузе, может быть решающим фактором воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the issues of training future designers at the university. Particular attention is paid to building a professional educational environment in an educational institution. Methodological approaches to organizing such an environment where professional self-realization of a student’s creative personality is realized are revealed. General scientific and pedagogical approaches to environmental design are described. The emphasis is on the fact that in such an environment a learning process can take place in which students gain competencies through mastering real exhibition design. The content of exhibition design is revealed at the modern scientific level, as a set of its various properties. It is noted what the exhibition is today, and its connection with innovations in art and science is revealed. An important place is given to multimedia technologies that form a holistic artistic image of the exhibition. The interactive exhibition environment is a new space and exhibition design for showcasing the best student work. The article emphasizes the importance of the fact that the exhibition space at a university can be a decisive factor in the education of students.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ»

составляющей, влияющей на дифференциальность творческого потенциала, является специфика и сложность осуществляемого проектного мероприятия.

Принято считать, что творческий потенциал в рамках проектной деятельности может проявляться исключительно при реализации мероприятий. Многогранность проектной деятельности предполагает, что студенты могут применить творческий потенциал в таких аспектах, как принятие решений при наступлении нестандартных ситуаций или при необходимости принятия экстренного решения, к примеру, замена одного участника другим или невозможность реализации мероприятия, имеющимся способом.

Другим аспектом, требующим от студента, творческой гибкости и проницательности, является выявление неочевидных и нестандартных выводов по завершении проектной деятельности. Возможна такая ситуация, при которой реализация проекта может привести к отличным от изначальной цели результатам. В таком случае педагогу необходимо вновь задействовать творческий потенциал студентов. Разъяснив им возможные пути превращения полученных результатов в источник для иной проектной деятельности, а также осуществления мыслительной работы в рамках поиска причины получения отличных от искомой цели результатов.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) в настоящее время реализуется проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», в рамках которого студенты-педагоги реализуют собственные стартап-проекты технологической направленности [2]. Предполагается, что данные студенты смогут сформировать в рамках стартап-проектов новые механизмы для адаптации высоких технологий в сфере образования.

Проектная деятельность Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) базируется на основе реализации «Педагогического стартапа» [8]. В рамках обозначенного проекта учащиеся общеобразовательных организаций Чеченской Республики получили возможность познакомиться с ФГБОУ ВО ЧГПУ и отдельно со спецификой и преимуществами профессии педагога.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова) в настоящее время реализуется проект, посвященный «зеленой экономике», в рамках обозначенного проекта будущие педагоги разрабатывают учебные программы для популяризации снижения углеродного следа среди учащихся общеобразовательных организаций Чеченской Республики [9].

Реализуемая данными университетами проектная деятельность нуждается в инициации онлайн-проекта силами студентов для учащихся общеобразовательных организаций Республики Дагестан и Чеченской Республики. Студенты могли бы обучать школьников высоким технологиям, «зеленой экономике» и трансформации новых профессий в сфере образования. Кроме того, обозначенный онлайн-проект может способствовать цифровизации профессии педагога посредством отдельных сопутствующих проектов, реализуемых студентами рассматриваемых вузов для школьников на платформе основного онлайн-проекта.

Выводы. Таким образом, проектная деятельность должна совершенствоваться в университетах для активизации творческого потенциала студентов. Обозначенный творческий потенциал может быть реализован в многоаспектном формате в рамках идентичного проекта. Так как проектная деятельность позволяет применять элементы проблемного обучения, то творческий потенциал студентов может быть реализован в различных направлениях и с различным уровнем сложности.

Литература:

1. Гамидов, Л.Ш. Организация проектной деятельности со студентами / Л.Ш. Гамидов, P.P. Мартазанов, P.P. Алиева // МНКО. - 2019. - №6 (79). - С. 329-331

2. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 10.11.2023)

3. Карабельская, И.В. Проектная деятельность студентов в высшей школе / И.В. Карабельская, Г.Г. Дунаева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2022. - №4 (42). - С. 179-185

4. Коновалова, С.А. Проектная деятельность как инструмент творческой деятельности студентов в современном университете / С.А. Коновалова, В.И. Буренина // Слагаемые качества современного гуманитарного образования. - 2020. -№12,- С. 179-183

5. Корнетов, Г.Б. Восхождение к методу проектов Ульяма Килпатрика / Г.Б. Корнетов // Народное образование. -2020. - №. 5 (1482). - С. 137-147

6. Кравченко, А.Г. Проектная деятельность в системе самообразовательной деятельности студентов / А.Г. Кравченко, Ю.С. Мандрыка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - №. 2. - С. 64-68

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 10.11.2023)

8. Чеченский государственный педагогический университет: сайт. - 2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 10.11.2023)

9. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4ovscbsuvc534675391 (дата обращения: 10.11.2023)

10. Эхаева, P.M. Развитие креативности в проектной деятельности студентов / P.M. Эхаева, П.К. Магомедова, Л.И. Джегистаева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №. 6 (85). - С. 406-408

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы подготовки будущих дизайнеров в вузе. Особое внимание уделяется построению профессиональной образовательной среды в учебном заведении. Раскрываются методологические подходы к организации такой среды, где осуществляется профессиональная самореализация творческой личности студента. Описываются общенаучные и педагогические подходы к проектированию среды. Акцент делается на том, что в такой среде может идти учебный процесс, в котором студенты получают компетенции через освоение реального эксподизайна.

Содержание экспозиционного дизайна раскрывается на современном научном уровне, как совокупность различных его свойств. Отмечается, что такое экспозиция сегодня, раскрывается ее связь с новациями в искусстве и науке. Важное место отводится мультимедийным технологиям, которые формируют целостный художественный образ выставки. Интерактивная выставочная среда - это новое пространство, эксподизайн для демонстрации лучших студенческих работ. В статье подчеркивается важность того, что выставочное пространство в вузе, может быть решающим фактором воспитания студентов.

Ключевые слова: профессионально-образовательная среда, методологические подходы, компетенции, эксподизайн, выставка, мультимедийные технологии.

Annotation. The article reveals the issues of training future designers at the university. Particular attention is paid to building a professional educational environment in an educational institution. Methodological approaches to organizing such an environment where professional self-realization of a student's creative personality is realized are revealed. General scientific and pedagogical approaches to environmental design are described. The emphasis is on the fact that in such an environment a learning process can take place in which students gain competencies through mastering real exhibition design. The content of exhibition design is revealed at the modern scientific level, as a set of its various properties. It is noted what the exhibition is today, and its connection with innovations in art and science is revealed. An important place is given to multimedia technologies that form a holistic artistic image of the exhibition. The interactive exhibition environment is a new space and exhibition design for showcasing the best student work. The article emphasizes the importance of the fact that the exhibition space at a university can be a decisive factor in the education of students.

Key words: professional and educational environment, methodological approaches, competencies, exhibition design, exhibition, multimedia technologies.

Введение. Многообразие педагогической реальности в дизайн-образовании в настоящее время диктует и многообразие подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в вузе при подготовке будущих дизайнеров. Теоретико-методологические посылки, на которых строится педагогический процесс, направлены на то, чтобы студенты получали запас интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных компетенций, чтобы адаптироваться в постоянно меняющейся социально-экономической действительности и профессионально состояться в области дизайна.

Важнейшим условием воспитания будущих дизайнеров является особое построение профессиональной образовательной среды в вузе, с учетом существующих в настоящее время правил и технологий организации выставочного пространства, в котором проявляются важные положения воспитания:

- человек воспитывается под влиянием целостной образовательной среды вуза, куда можно включить и экспозицию творческих студенческих работ;

- профессионально-образовательная среда, расширенная за счет экспозиционного пространства воспитывает и формирует творческую личность, учитывая его особенности;

- в профессионально-образовательной среде вуза, где особое место занимает дизайнерски спроектированное выставочное пространство, осуществляется профессиональная самореализация творческой личности студента.

Современный теоретик дизайна Г.Б. Забельшанский, формулируя понятие дизайна, выделяет его цель: «Формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека». Экспозиционный дизайн (эксподизайн) - это дизайн-проектирование пространственной среды в совокупности композиционных и эстетических свойств. Это определение ученого можно дополнить еще конструктивным и свето-цветовым решением средового пространства.

Экспозиционный дизайн - это совокупность эстетических и функциональных качеств целостной предметно-пространственной среды. Эксподизайн имеет такие качества экспозиции как образность, выразительность, обеспечение коммуникативности, Все это повышает уровень ее функциональных составляющих. Эксподизайн включает в себя архитектурную, декоративную и интерактивную среду. Совокупность этих компонентов дают выгодную демонстрацию экспозиции.

Идеи средового подхода в обучении и воспитании личности начали формироваться с середины 19 века. В исследованиях зарубежных (А. Буземан, Г. Каутц, Я. Корчак, А. Вольф, Г. Гермес, Б. Хосхен и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, Н.Н. Иорданский и др.) педагогов раскрывались возможности влияния среды на личность. Идеи средового подхода раскрывали и раскрывают отечественные ученые педагоги (Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, М.П. Кузьминова, Н.Е. Щуркова, И.Г. Шендрик).

Профессионально-образовательная среда трактуется как основное пространство и условие развития личности. Это многофакторная и многомерная система влияний, условий, факторов на становление и развитие личности. Ю.С. Мануйлов отмечает, что среда: это «то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность».

В настоящее время воспитание средой понимается как путь опосредованного управления процессом становления личностного развития обучаемых. Поэтому необходимо целенаправленно создавать в вузе для будущих дизайнеров такую профессионально-образовательную среду, чтобы она была основополагающей в системе факторов, определяла бы их нормы, ценности и идеалы [1]. Культурная среда вуза, побуждающая студентов-дизайнеров проявлять свою активность, применять полученные знания и умения в реальном преобразовании окружающей среды может проявляться в применении визуальных технологий экспозиционного дизайна.

Такое обогащение культурной среды вуза, его выставочного пространства позволяет значительно расширить возможности демонстрации различных экспонатов: графических и живописных работ студентов, проектов, макетов, моделей, скульптурных композиций и т. п. за счет применения разнообразных дополнительных мультимедийных эффектов.

Изложение основного содержания статьи. В настоящее время художественно-экспозиционная практика в нашей стране постоянно развивается. Можно наблюдать, что важнейшей составляющей модернизации почти всех выставок становится включение интерактивных технологий в представление экспозиций; мультимедийные инсталляции в соответствии с общим стилем и художественным замыслом; графический контент. Поэтому перед вузовским дизайн-образованием стоит важная задача - смотреть вперед, в будущее и формировать у будущих дизайнеров новые компетенции, обогащая содержание их подготовки эксподизайном.

Студенты-дизайнеры, преобразуя выставочное пространство в вузе, закрепляют навыки разработки целостного художественного образа, формулируют тему и дизайн-концепцию конкретной выставки с использованием мультимедийной составляющей. Они отбирают будущие объекты-экспонаты для выставки с точки зрения дизайна, а также анализируя возможности их адаптации для визуального, тактильного и аудиального восприятия посетителями.

Профессионально-образовательная среда, организованная таким образом развивает творческую активность студентов в организации и преобразовании выставочного пространства вуза; развивает дизайн-мышление; осуществляет становление общих и специальных компетенций; формирует художественную и общую культуру.

Методологической основой дизайн-проектирования выставочного экспозиционного пространства в вузе выступает совокупность общенаучных (системный, синергетический) и педагогических (средовый, культурологический, аксиологический, акмеологический, личностно-деятельностный) подходов. Эти подходы обеспечивают познание закономерностей дизайн-проектирования экспозиционной среды вуза посредством их интеграции.

Методологическая основа является необходимым инструментарием не только создания такой среды, но она также обеспечивает управлением процессом личностного и профессионального становления будущих дизайнеров.

Системный подход заключается в том, что экспозиционное пространство в вузе, относящееся только к кафедре дизайна, находится в определенных отношениях с профессионально-образовательной средой всего вуза; связано со школами, учреждениями дополнительного образования, учреждениями СПО творческой направленнности и др. Выставочное пространство является открытой образовательной системой, постоянно может развиваться, модернизироваться в системе дизайн-образования, входить в комплекс учреждений и организаций как целостная система.

Синергетический подход ориентирует на то, что экспозиционная среда за счет её дизайна является самоорганизующейся, созидаемой и меняющейся. Развитие такой среды подразумевает, как любой творческий процесс, остановки, всплески творчества, уход в повседневность. Данный подход подразумевает саморазвитие, сотворчество, сотрудничество, взаимообмен с другими людьми и системами [2].

Культурологический подход к дизайн-проектированию экспозиционной среды основан на позиции понимания будущего дизайнера, как человека культуры. Такой человек создает в выставочной среде ту культурную среду, которая выступает в качестве модели соответствующей художественной культуре вообще. Занимаясь эксподизайном, студенты проявляют «способность к культурному развитию и самоопределению в мире культурных ценностей» (Е.Б. Бондаревская).

Аксиологический подход ориентирует дизайн-проектирование экспозиционной среды в вузе на создание духовно-нравственных идеалов, способствующих духовному возвышению личности, формированию у студентов системы ценностей [5]. В дальнейшем будет идти аксиологическое насыщение профессионально-образовательной и художественной среды

Акмеологический подход позволяет рассматривать студентов-дизайнеров как субъектов жизнедеятельности, способных к саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни и профессиональной личности. Деятельность студентов по организации выставочного пространства вуза, разработка его дизайна и стратегии, использование современных возможностей мультимедийного искусства, применение цветовых и световых решений - все это открытость для освоения нового, высокая мотивация на результат.

Личностно-деятельностный подход позволяет заложить в человеке механизмы самореализации, самосовершенствования, становление самобытного личного образа. Творческая личность формируется через творческую деятельность, через дизайн-проектирование экспозиционного пространства, через определенную работу в нем (подбор и анализ экспонатов, оценка их качества, соблюдение соответствия теме и концептуальным решениям выставки и т.п.). Таким образом, включается установка на развитие у студентов профессиональных компетенций, которые способствуют их ориентации в изменяющемся мире, формируют художественную культуру [3].

Средовый подход позволяет оптимально организовать художественную среду и оказывает влияние на воспитание и развитие личности, однако не предопределяет его. Среда только предоставляет возможности. Ю.С. Мануйлов отмечает: «Среда для нас лишь промежуточное звено между субъектом и объектом влияния. Все окружение не может быть педагогическим средством, но то, что в состоянии, то и должно быть».

Богатая окружающая среда, созданная в виде дизайнерски оформленного выставочного пространства в вузе, может быть решающим фактором воспитания студентов. Дисциплина «Дизайн-проектирование» является основной и ведущей дисциплиной для всех студентов - будущих дизайнеров на все время обучения, Теоретические знания по организации экспозиционного дизайна студенты реализуют в курсовых и дипломных работах. Очень хорошей творческой основой для реализации самостоятельных креативных замыслов является работа по оформлению выставочного пространства вуза на определенным темы.

Эксподизайн - это часть выставки, она имеет такую отличительную особенность, как выразительный образ. Он сформулирован в концепции, отражен в гипотезе и задачах по ее решению. В учебной деятельности студентов - такая логика дизайн-проектирования экспозиционного пространства является одной из самых эффективных форм визуализации и продвижения новаторских идей.

Организация выставочного пространства должна отвечать следующим требованиям:

- экспозиция должна быть эстетичной и иметь целостный вид;

- дизайн выставочного пространства должен соответствовать фирменному стилю вуза;

- для посетителей выставка должна быть зрительно удобной, а также комфортной для перемещения в ней.

Студенты-разработчики в реальном дизайн-проектировании руководствуются этими требованиями. Выставочное

пространство подвергается конструкторским решениям по расстановке стендов, модулей, определению потоков участников просмотра экспозиции (направлению движения). Выставка может быть расположена разными способами: классическим, по периметру ромба, круговым.

При организации выставочного пространства, необходимо добиваться, чтобы оно было гибким, определяло бы образ, тему, и, говоря современным языком дизайна, влияло бы на построение экспозиционного сценария. От сценария зависит не только пространственно-функциональное зонирование, но и светоцветовое решение выставки.

Таким образом, отличительная черта всех современных выставочных экспозиций, отраженная в эксподизайне - это пространственная динамика. Она выражена не только в использовании широкой палитры технических средств, но и в многообразии авторских образов на тему экспозиции.

Выводы. Профессионально-образовательная среда вуза, включающая в себя экспозиционное пространство, развивает творческую активность студентов, дизайн-мышление; осуществляет становление общих и специальных компетенций; формирует художественную и общую культуру. Студенты-дизайнеры, преобразуя выставочное пространство в вузе, закрепляют навыки разработки целостного художественного образа, формулируют тему и дизайн-концепцию конкретной выставки с использованием мультимедийной составляющей. Они отбирают будущие объекты-экспонаты для выставки с точки зрения дизайна, а также анализируя возможности их адаптации для визуального, тактильного и аудиального восприятия посетителями.

В настоящее время художественно-экспозиционная практика в нашей стране постоянно развивается. Можно наблюдать, что важнейшей составляющей модернизации почти всех выставок становится включение интерактивных технологий в представление экспозиций. Сегодня эксподизайн интегрирует опыт различных видов искусств, он успешно

использует приемы комплексности, функциональности, художественности и концептуальности.

Экспозиции нашего времени постоянно используют научные и технические достижения, по-новому воспринимают и отражают реальность, используя интерактивные и мультимедийные технологии [4]. Этому необходимо учить и студентов-дизайнеров, обучая их реальному дизайн-проектированию экспозиционных пространств в вузе, давая им новые компетенции. Выставка, как правило, имеет определенные временные рамки, поэтому дизайнер может свободно творить, использовать необычные конструкторские новшества, экспериментировать с выставочным пространством.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Использование предметных средств в формировании профессиональных способностей студентов-дизайнеров / И.С. Абоимова, Д.И. Шавина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 6-9

2. Белова, И.Л. К вопросу о развитии художественно-проектного мышления студентов-дизайнеров с помощью технологии проектного моделирования / И.Л. Белова, E.H. Гурьянчева, И.А. Кучкин // Балтийский гуманитарный журнал. -2023. - Т. 12, № 1(42). - С. 12-16

3. Депсамес, Л.П. Пространство как объект дизайнерской деятельности / Л.П. Депсамес, С.И. Яковлева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 2(60). -С. 124-127

4. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11.

5. Ряжкин, А.О. Особенности субъективного отношения личности к значимым ценностям у студентов вуза / А.О. Ряжкин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №3. - С. 10.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры чеченской филологии Абубакаров Аюб Хусейнович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации

правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских

и восточных языков и методики преподавания Арадахова Мария Балаэфендиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала) ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье изучено дистанционное образование в современном вузе. Дистанционное обучение на сегодняшний день является процессом по использованию технологий для предоставления субъектам образовательного процесса необходимого учебного материала. Данное обучение может принимать различные формы и в значительной степени опирается на современные инструменты электронного обучения, которые поддерживают интерес студентов. Дистанционное обучение предполагает использование интерактивности. Дистанционное образование повышает навыки самостоятельной работы студентов и мотивирует их к большей самоорганизованности во время учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное образование дистанционное обучение, интернет-обучение, виртуальное обучение, студент, вуз.

Annotation. The article studies distance education in a modern university. Distance learning today is a process of using technology to provide subjects of the educational process with the necessary educational material. This training can take many forms and relies heavily on modern e-learning tools to keep students interested. Distance learning involves the use of interactivity. Distance education improves students' independent work skills and motivates them to be more self-organized during the educational process.

Key words: distance education, distance learning, online learning, virtual learning, student, university.

Введение. В настоящее время дистанционное обучение является объектом различных отечественных и зарубежных научных исследований. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем в исследовании дистанционного образования в современном вузе. Образование с использованием дистанционных технологий набирает популярность в современном мире. Эта тенденция, вероятно, сохранится из-за глобализации образования и распространения новых инструментов информационных технологий, а также поскольку существует большая потребность в обеспечении гибкого предоставления образования. Это дает учащимся свободу в отношении времени и места. Кроме того, это позволяет человеку продолжать работу и другие обязанности. А развитие информационно-виртуальной сферы, делает обучение качественным, соответствующим стандартам образования.

Изложение основного материала статьи. Дистанционное обучение имеет возможность сделать процесс обучения более качественным и доступным. Данный способ организации обучения непосредственно связано с применением электронного средства, который становится инструментом обучения, и сети интернет, которая становится образовательной средой. В последнее время дистанционное обучение глобально отражается в образовательной и информационной культуре. Технологии дистанционного обучения помогают получать полноценное образование для тех, кто по различным обстоятельствам не может это сделать в обычном формате: из-за состояния здоровья, особенностей образа жизни, отсутствия финансовых средств, в силу территориальной удаленности. Дистанционные образовательные технологии предоставляют возможность получения полноценного образования, которое соответствует всем требованиям государства.

На сегодняшний день существует множество схожих понятий в области интернет-образования. По мнению Д.Т. Рудаковой, «интернет-обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия участников образовательного процесса, который осуществляется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. По мнению автора, Интернет-обучение также как и любая другая форма обучения предусматривает все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения» [7, С. 35].

Современная виртуальная образовательная среда должна быть адаптирована к способностям и прогрессу каждого обучающегося. Другими словами, такое обучение позволяет сделать любой учебный курс максимально персонализированным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.