Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ МНОГОКОМПОНЕНТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ МНОГОКОМПОНЕНТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн-образование / профессиональное обучение / дизайн / дизайн-проектирование / выставочные пространства / творческие направления обучения / design education / vocational training / design / design engineering / exhibition spaces / creative areas of study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Евгеньевна Балахнина, Андрей Григорьевич Копий

Организация выставочных пространств и выставочной деятельности в вузе для экспонирования творческих и учебных работ студентов является одним из наиболее эффективных инструментов в системе обучения будущих педагогов в области дизайна. Реализация принципов преемственности «учитель — ученик» посредством проведения выставок работ преподавателей, студентов и школьников обладает большим потенциалом для воспитания будущих специалистов, в том числе способствует развитию креативности, повышению интереса к творческой составляющей будущей профессии. Особое место занимает возможность обучающихся формировать навыки грамотного подбора и выстраивания экспозиции и ее элементов с учетом всех необходимых факторов, что создает практические условия для развития организаторских способностей, а также более четкого восприятия собственной будущей творческой деятельности в контексте ее экспозиционной составляющей. Проектирование выставочных пространств в вузе существенно дополняет образовательную функцию, расширяя возможности как преподавателей, так и студентов в профессиональном диалоге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXHIBITION ACTIVITIES AS A TOOL FOR A MULTICOMPONENT APPROACH TO THE TRAINING OF DESIGN TEACHERS

The organization of exhibition spaces and exhibition activities at the university for exhibiting creative and educational works of students is one of the most effective tools in the system of training future teachers in the fi eld of design. The implementation of the principles of “teacher-student” continuity through exhibitions of works by teachers, students and schoolchildren has great potential for educating future specialists, including promoting the development of creativity, increasing interest in the creative component of the future profession. A special place is occupied by the ability of students to form the skills of competent selection and alignment of the exposition and its elements, taking into account all the necessary factors, which creates practical conditions for the development of organizational skills, as well as for a clearer perception of their own future creative activity in the context of its expositional component. The design of exhibition spaces at the university signifi cantly complements the educational function, expanding the opportunities for both teachers and students in a professional dialogue.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ МНОГОКОМПОНЕНТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

Образовательные технологии: наука и практика Educational Technologies: Science and Practice

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 13-20. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):13-20. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ МНОГОКОМПОНЕНТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Екатерина Евгеньевна Балахнина1, bal.e.e@yandex.ru

Андрей Григорьевич Копий2, copii@list.ru, ORCID 0000-0001-5553-9263

12 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия

Аннотация. Организация выставочных пространств и выставочной деятельности в вузе для экспонирования творческих и учебных работ студентов является одним из наиболее эффективных инструментов в системе обучения будущих педагогов в области дизайна. Реализация принципов преемственности «учитель — ученик» посредством проведения выставок работ преподавателей, студентов и школьников обладает большим потенциалом для воспитания будущих специалистов, в том числе способствует развитию креативности, повышению интереса к творческой составляющей будущей профессии. Особое место занимает возможность обучающихся формировать навыки грамотного подбора и выстраивания экспозиции и ее элементов с учетом всех необходимых факторов, что создает практические условия для развития организаторских способностей, а также более четкого восприятия собственной будущей творческой деятельности в контексте ее экспозиционной составляющей. Проектирование выставочных пространств в вузе существенно дополняет образовательную функцию, расширяя возможности как преподавателей, так и студентов в профессиональном диалоге.

Ключевые слова: дизайн-образование, профессиональное обучение, дизайн, дизайн-проектирование, выставочные пространства, творческие направления обучения

Для цитирования: Балахнина Е. Е., Копий А. Г. Организация выставочной деятельности как инструмент многокомпонентного подхода к подготовке педагогов-дизайнеров // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 13-20.

Original article

ORGANIZATION OF EXHIBITION ACTIVITIES AS A TOOL FOR A MULTICOMPONENT APPROACH TO THE TRAINING OF DESIGN TEACHERS

Ekaterina E. Balakhnina1, bal.e.e@yandex.ru

Andrey G. Kopij2, copii@list.ru, ORCID 0000-0001-5553-9263

12 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia

© Балахнина Е. Е., Копий А. Г., 2023

Abstract. The organization of exhibition spaces and exhibition activities at the university for exhibiting creative and educational works of students is one of the most effective tools in the system of training future teachers in the field of design.

The implementation of the principles of "teacher-student" continuity through exhibitions of works by teachers, students and schoolchildren has great potential for educating future specialists, including promoting the development of creativity, increasing interest in the creative component of the future profession.

A special place is occupied by the ability of students to form the skills of competent selection and alignment of the exposition and its elements, taking into account all the necessary factors, which creates practical conditions for the development of organizational skills, as well as for a clearer perception of their own future creative activity in the context of its expositional component. The design of exhibition spaces at the university significantly complements the educational function, expanding the opportunities for both teachers and students in a professional dialogue.

Keywords: design education, vocational training, design, design engineering, exhibition spaces, creative areas of study

For citation: Balakhnina EE, Kopij AG. Organization of exhibition activities as a tool for a multicom-ponent approach to the training of design teachers. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):13-20. (In Russ.).

Введение

В настоящее время исследователи обращают внимание на необходимость повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогических вузов творческих направлений обучения, будущих педагогов СПО и дополнительного образования в области дизайна и декоративно-прикладного искусства. Одна из причин — обозначение творческих (креативных) индустрий с 2021 г. одним из приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации, следовательно, возрастает роль педагогов и актуальность подготовки будущих профессионалов, которых они будут обучать в учреждениях профессионального или дополнительного образования (художественные училища, колледжи дизайна, различные центры и т. д.). В Концепции развития творческих (креативных) индустрий одной из главных названа необходимость «в создании условий и механизмов взаимодействия субъектов, участвующих в формировании и развитии творческих (креативных) индустрий, включая производство, дистрибуцию и популяризацию творческих (креативных) товаров и услуг, а также подготовку кадров» [1, с. 5]. Современное образование, находясь под влиянием экономической политики государства, не может игнорировать происходящие изменения, поэтому одной из приоритетных задач профессионального обучения становится подготовка профессионалов, готовых стать полноценной частью креативной индустрии, активно развиваться и вносить вклад в культурно-финансовый рынок страны.

Материалы и методы исследования

Выявление и анализ моделей подготовки будущих педагогов в условиях современного профессионального образования, в том числе дуальной, компетентностной, непрерывной и средовой, позволили определить их общие принципы:

- прикладной характер профессионального обучения, обеспечивающий успешное решение студентами практических задач педагогической деятельности [2];

- ориентированность профобучения на подготовленность выпускника педагогического вуза к решению задач инновационной, коммуникативной, проектно-исследовательской и рефлексивно-аналитической деятельности [2];

- наличие специализированной учебной среды для осуществления профессиональной подготовки в условиях, комфортных для жизнедеятельности субъектов образовательного процесса.

Поиском эффективных механизмов реализации успешного профессионального педагогического образования в России занимаются многие ученые. В ходе исследования был проведен аналитический обзор работ — Е. А. Колесникова, И. Ю. Шустовой, З. В. Румянцевой, И. Р. Селигеевой и др., посвященных изучению готовности будущего педагога к профессиональному труду, а также рассмотрены труды В. А. Варданяна с коллегами, Т. А. Конаковой и Н. В. Вяловой, Ю. А. Отливной и О. М. Гав-рилова и др., содержащие размышления о формировании готовности обучающихся к художе-

ственно-педагогической деятельности в процессе саморазвития личности.

С нашей точки зрения большим воспитательным и образовательным потенциалом обладает выставочная деятельность, которая кроме всего прочего внесена в список категорий креативных индустрий. Она позволяет студентам получить опыт самопрезентации, произвести сравнительный анализ проделанной работы, познакомиться со способами организации художественного пространства, сформировать экспозиционное мышление и эстетический вкус.

Раскроем аспекты реализации экспозиционной деятельности в вузе:

- активное участие в выставках студентов в качестве экспонентов,

- организация выставок как сотрудниками вуза, так и самими студентами (оформление выставочного пространства, подбор экспонатов, формирование концепции выставки и т. д.),

- реализация образовательного и воспитательного процесса в специфической культурно-эстетической среде (проведение учебных занятий посредством выставок в экспозиционном пространстве),

- реализация принципов преемственности «учитель — ученик» посредством проведения выставок работ преподавателей, студентов и школьников,

- создание и функционирование выставочного пространства на базе вуза.

Наиболее проблемным является последний аспект, поскольку в городах могут отсутствовать свободные выставочные пространства для проведения мероприятий учебных учреждений. Как правило, у галерей и других подобных организаций есть иные деловые обязательства и экономические задачи, влияющие на составление их плана работы, в который учебные выставочные проекты не вписываются и появляются лишь в крайних случаях.

В свою очередь проблема отсутствия экспозиционных пространств и, как следствие, самих выставок влечет за собой следующую — возможности студентов сформировать специальные компетенции на стадии обучения в университете минимизируются. Чтобы этого избежать, на наш взгляд, вузам необходимо создавать свои арт-пространства, сопровождая их программами развития, для выработки собственной практики выставочной работы.

Проектируя выставочный зал в современном вузе, главными экспонентами которого будут студенты, важно сразу предусматривать возможность экспонирования в нем произведений

искусства широкого спектра. Такое решение будет актуальным с точки зрения как многофункциональности выставочного пространства, так и самих экспонентов: творческие эксперименты, новые интерпретации, интеграции наиболее интересны молодежи и подрастающему поколению, с которым непосредственно будут работать выпускники педагогического вуза.

Рассмотрим более подробно общие принципы проектирования и функционирования именно современных выставочных пространств визуальных искусств, поскольку значительный рост их количества в России стал характерной чертой последнего десятилетия. В основу анализа легли труды по изучению экспозиционного дизайна таких отечественных ученых, как А. И. Михайловская, Т. П. Калугина, Т. П. Поляков, М. Т. Майстровская и А. Н. Лаврентьев.

Для полноты исследования в первую очередь проведем классификацию выставок по типу экспонатов:

- историко-музейная экспозиция — демонстрация различных объектов историко-культурного наследия, внесших вклад в целостную картину мира;

- традиционное искусство — все те практики живописи, графики, скульптуры и ДНИ, которые представляют «максимально адекватный художественный общепринятый эквивалент своего времени» [3, с. 222];

- современное искусство — на данный момент представлено в следующих видах: материально-визуальное, мультимедийное, синтетическое;

- фотовыставка.

У экспозиционных мероприятий существуют свои специфические функции, поэтому имеет смысл произвести по ним следующую группировку выставок: выставка-конкурс, просветительская и/или образовательная выставка, событийная, ярмарка или аукцион, художественно-эстетическая и научная выставка.

На сегодняшний день происходят перемены внутри сферы визуальных искусств: будучи рефлексией своих же художественных средств, они позволяют художникам и дизайнерам выйти в другие системы взаимодействия, что в свою очередь становится новым инструментом профессионально-художественных проб будущих педагогов-дизайнеров. К выставочным пространствам, сохранившим в себе еще с прошлого века минимализм, «чистоту», незагроможденность произведениями, сейчас предъявляются новые условия, ознаменованные появлением произведений искусств, заведомо

несущих в себе требуемое для них пространство. «Важно, чтобы в специально созданном художественном пространстве произведение современного искусства максимально себя выражало и взаимодействовало со зрителем. Особенно актуальным становится взаимодействие реального пространства экспозиции с иллюзорным, созданным художником, которое само становится экспонатом» [4, с 36].

При проектировании выставочного зала в вузе важно учитывать, что одним из развивающихся видов творческой деятельности являются инсталляции. Необходимо, чтобы студенты, пользуясь опытом уже состоявшихся арт-деяте-лей, могли при необходимости воплощать новые полноценные арт-зоны внутри уже имеющегося экспозиционного пространства. Для зрителя, как правило, посредством них происходит слияние его самого с подобной инсталляцией и непосредственно всем пространством выставки. Обеспечение возможности экспонирования таких масштабных авторских приемов в своих стенах — вот новое условие функционирования современных арт-пространств.

Стоит отметить, что сейчас мастерами арт-индустрии активно реализуется синтез различных творческих практик, например, дизайна и музыки, живописи и театра. Возникают новые виды искусства, в частности, кибернетическое (в том числе киберформанс), обонятельное, солнечное искусство, симфоживопись.

Возникая на стыке различных технологий и характеров восприятия, основываясь на динамике визуального ряда, обонянии, аудиосред-ствах, компьютерной обработке и программировании, все появляющиеся формы искусства требуют особой организации условий, которые бы работали сразу в нескольких плоскостях. Существовавшее ранее в статичной форме, сейчас пространство экспозиции становится «живым», обретая движение, начиная светиться, звучать, менять цвет и форму, создавая некий «организм искусства», который настроен на активный диалог с посетителем.

Учитывая все вышеперечисленное, очевидно, что проектирование и функционирование абсолютно новых относительно смыслового наполнения студенческих арт-пространств на сегодняшний день становится актуальным требованием к современным университетам, которые готовят кадры для креативной индустрии.

Результаты исследования и их обсуждение

Для обоснования цели и задач исследования был проведен опрос студентов, обучающихся в Нижегородском государственном педагогиче-

ском университете имени К. Минина по направлению/профилю «Профессиональное обучение (по отраслям)» / «Дизайн и декоративно-прикладное искусство». Респондентам были предложены следующие вопросы:

1. Нужно ли студенту вашего направления знать о том, как в целом организуются и проводятся выставки?

2. Важно ли для студента вашего направления принимать непосредственное участие в выставках с объектами своего творчества?

3. Важно ли для студента вашего направления принимать участие в выставках в качестве организатора (продумывать концепцию, оформлять необходимые документы, подбирать команду мероприятия, распределять задачи, отбирать участников, контролировать все этапы выставки)?

4. Важно ли для студента вашего направления принимать участие в выставках в качестве оформителя, декоратора?

5. Как часто вы участвуете в выставках?

6. Хотели бы вы участвовать в выставках чаще?

7. Хотели бы вы, чтобы в вузе было организовано выставочное пространство?

8. Если бы в вузе было организовано выставочное пространство, вы бы принимали активное участие в его жизни?

В опросе приняли участие 137 студентов. По результатам опроса в качестве ответа на вопрос № 1 большинство респондентов выбрало вариант «Скорее нужно, чем нет» (68 % опрошенных); на вопрос № 2 — вариант «Да, важно» (78 %); на вопрос 3 — «Скорее нужно, чем нет» (62 %); на вопрос № 4 — «Да, важно» (84 %); на вопрос № 5 — «Реже одного раза в год» (67 %); на вопрос № 6 — «Да, хотел(-а) бы» (64 %); на вопрос № 7 — «Да, хотел(-а) бы» (100 %); на вопрос № 8 — «Скорее да, принимал(-а) бы» (68 %).

Минимизация личного опыта студентов из-за отсутствия пространств и выставочных событий очевидна. Возможности достижения специальных компетенций на стадии обучения в университете находятся на низком уровне. С учетом заинтересованности обучающихся в экспозиционной активности необходимо формирование на базе вуза практики выставочной деятельности, создание своего арт-пространст-ва и разработка программы его функционирования и развития.

Рассмотрим возможность формирования более широкого спектра компетенций студентов на примере интеграции выставочной деятельности в процесс реализации образователь-

ной программы педагогического бакалавриата «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина.

На подготовительном этапе с начала обучения необходимо обеспечить вырабатывание у студентов отношения к участию в экспозиции выставочного пространства вуза как наивысшей оценке успешности обучения. При взаимодействии с преподавателями обучающиеся в ходе занятий развивают художественные, дизайнерские и де-кораторские навыки, необходимые для создания индивидуальных творческих продуктов, которые могли бы быть включены в число экспонатов [5].

В свою очередь участие в выставках со своими работами позволит студентам развить:

1. Социально-психологическую компетентность, в рамках которой обучающийся формирует в себе:

- знания о сильных сторонах и ограничениях собственной профессионально-художественной деятельности и деятельности своих «соратников», об особенностях своей личности, находящейся в специфической роли экспонента;

- умение управлять своим эмоциональным состоянием (например, в случае обнаружения недостаточного уровня качества своей работы по сравнению с работами других экспонентов), придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер при взаимодействии с участниками выставки.

2. Профессионально-коммуникативную компетентность, в рамках которой студент формирует в себе:

- способность эффективного взаимодействия с людьми из профессиональной сферы — художниками и дизайнерами;

- навык ведения переговоров, например, в случае, если работой студента заинтересовались потенциальные покупатели, заказчики или работодатели;

- умение устанавливать деловые контакты, выявлять потенциальных потребителей своей творческой деятельности и заинтересовывать их в ней;

- умение сотрудничать с организаторами выставки и/или, взаимодействовать в творческой/проектной команде в случае, если экспонируется коллективная работа.

3. Профессионально-художественную ком -петентность, которую студент формирует на этапе подготовки к выставкам через:

- умение отображать в работе целостность образа, согласованность составных элементов композиции;

- умение отображать перспективу и плановость, пропорции и объемы форм;

- умение применять цветотоновые способы отражения пространства и формы, цветовые гармонии;

- умение применять способы выразительности в своих работах (с учетом особенностей жанра, стилистики работы и т. д.) [5].

4. Рефлексивную компетентность, в рамках которой студент формирует в себе:

- способность самосовершенствоваться и самоактуализироваться, например, для более успешного участия в последующих выставках;

- способность занимать в ходе самоанализа «аналитическую позицию по отношению к себе и своей профессиональной деятельности (удерживая временные рамки прошлого, настоящего и будущего)» [6] для конструктивной оценки своей проделанной работы и определения целей и задач творческого развития.

5. Информационно-коммуникативную компетентность, в рамках которой студент развивает:

- устную и письменную речь (например, для презентации своих работ или описания их концепций);

- навыки поиска, мониторинга информации и работы с ней (анализ, структурирование, синтез, адаптация), например, для обеспечения оригинальности своей работы путем аналитики уже реализованного опыта других художников и дизайнеров.

6. Креативную компетентность, которая, пожалуй, является в отношении выставочной детальности основополагающей. В ее рамках студент непосредственно в ходе создания будущих экспонатов формирует в себе:

- мотивацию на творчество, что помогает держать себя в творческом тонусе;

- способность к творческому мышлению: «гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения проблемных ситуаций, готовность к практическому применению методов креативного мышления» [7, с. 52], что обеспечивает успешность и оригинальность будущего экспоната.

Вышеназванные компетентности рационально начинать формировать у студентов с первого курса и продолжать этот процесс на последующих (по принципу нарастания масштаба и статуса выставки).

На следующем этапе, когда студент сформировал в себе все необходимые предшествующие основополагающие компетентности, он может вместе с преподавателем полноправно

участвовать в обсуждении характеристик выполненных учебных работ, тем самым учиться анализировать творческие продукты по уровню решения различных задач, таких, например, как композиционные, объемно-пространственные, выразительно-творческие и другие. С точки зрения педагогики это, пожалуй, наиболее важный аспект реализации выставочной деятельности, поскольку для любого педагога важно владеть способностью грамотного и объективного оценивания тех или иных работ, что подразумевает под собой в том числе и составление заранее продуманной системы оценивания (шкал, критериев, показателей и т. д.). Помимо этого, не менее важной является способность донести свою оценку до обучающегося. К сожалению, зачастую на практике «оценка» подменяется понятием «отметка», т. е. балловая характеристика работы, которая в зависимости от уровня обучения выставляется в дневник или зачетную книжку. Но «отметка» — это только лишь числовое выражение оценки, и очень важно, чтобы обучающийся смог что-то вынести из нее. Соответственно процесс оценки — это не что иное, как процесс коммуникации, диалог или беседа, в ходе которой обучающемуся в понятной форме доносят информацию о его «точках роста», о том, что он мог бы улучшить в своей нынешней работе или на что мог бы обратить внимание при создании следующей. Все вышеперечисленное можно отнести к общепедагогической компетентности. Реализацию этого этапа уместно начинать с 3 курса бакалавриата.

Рассмотрим выставочную деятельность с технической точки зрения. Будучи специально организованным мероприятием, она выдвигает для своей реализации ряд требований. Одним из них является необходимость в грамотном подборе, оформлении и расположении экспонатов в выставочном пространстве, а также его целостное дизайн-решение (цвет стен; освещение; выставочные конструкции; информационное сопровождение — стенды с текстами, описаниями, таблички, этикетаж; тематические декорации и т. д.). Будущему дизайнеру-педагогу необходимо обладать компетентностью в этих вопросах, так как для дизайнера важно умение работать с одним из специфических видов интерьеров и его предметным наполнением, а для педагога это полезное подспорье, поскольку выставки — неотъемлемая часть деятельности любого образовательного учреждения, позволяющей раскрывать таланты обучающихся. Студенты могут реализовать себя в формировании композиции, расстановке экспонатов, подборе

рам для живописных и графических работ, создании выставочных конструкций, если таковых не имеется (постаменты, оригинальные стенды, каркасы, подвесы, ширмы и т. д.), и декораций, если выставка тематическая (разработка эскизов, конструирование, покраска, монтаж и т. д.). Все вышеперечисленное можно отнести к профессионально-художественной компетентности, и формирование ее ранее описанных составляющих рациональнее осуществлять полноценно с третьего курса, а студентов предшествующих этапов обучения можно привлекать к работам данного вида в качестве помощников.

Нельзя не учитывать и организаторский аспект выставочной деятельности. Сами по себе этапы реализации выставки (инициирование, планирование, подготовка, проведение и заключительный) не могут быть полноценно корректно исполнены, если ими не управляет организатор или куратор. Их круг обязанностей очень широк, обозначим некоторые из них через призму деятельности педагога:

- разработка положения о выставке (выставке-конкурсе), в котором обозначаются цели и задачи, условия проведения выставки (выставки-конкурса), его участники;

- проведение обсуждения, а также отбор экспонатов; оформление работ; организация и размещение экспозиции; подготовка афиши, каталога, дипломов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка сценария открытия экспозиции, приглашение зрителей (учеников, родителей, педагогов, представителей общественности, деятелей культуры и искусства, работников СМИ и др.);

- организация торжественного открытия выставки, награждение победителей, вручение дипломов, подведение итогов работы [5].

Очевидно, что к профессионально-художественным навыкам будущего дизайнера-педагога в данном случае добавляется управленческая компетентность. Стоит отметить, что такие способности, как формулирование и постановка задач, генерация результативных решений, планирование этапов работы, успешная организация встреч и презентаций, коммуникация со всеми структурами той или иной организации, готовность мотивировать на достижение установленных целей, необходимы каждому педагогу как своего рода управляющему образовательным процессом, в том числе и студентам четвертых курсов, которые в ходе производственной педагогической практики реализуют себя в сторонних образовательных учреждениях. Проводя в качестве итогового мероприятия практики вы-

ставку творческих работ обучающихся (например, при реализации программ дополнительного образования), студенты самостоятельно выступают в роли руководителя художественной деятельности членов учебной группы и одновременно организатора выставочного мероприятия. В результате происходит синтез де-ятельностного и художественно-творческого аспектов педагогический деятельности [5].

Стоит отметить, что выставочное пространство может стать дополнительным инструментом реализации сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями среднего и дополнительного образования города и области для педагогического вуза, предоставляя регулярную возможность в рамках проектов и мероприятий экспонировать выставки детского и юношеского творчества. Это позволит более успешно осуществлять профориентацию, а также развивать патриотизм и экологическое мышление, проводя, например, тематические выставки живописных работ в честь знаменательных дат и исторических персоналий или

экспонируя арт-объекты из области апсайклин-га. Во всем этом непосредственное участие также могут принимать студенты.

Заключение

По результатам исследования выявлено, что погружение студентов, будущих педагогов среднего профессионального и дополнительного образования в области дизайна и ДНИ, в вопросы организации выставок — это часть общей профессионально-педагогической подготовки. С одной стороны, реализация выставочной деятельности, ориентированной на взаимодействие субъектов образования (преподавателя/педагога и студента/ученика), является продуктивным инструментом формирования необходимых профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях современного непрерывного образования. С другой — знание специфики экспозиционного дизайна, декорирования и организационно-процессуальных аспектов выставок может стать для студентов основой, позволяющей эффективно реализовать свои способности в области креативных индустрий.

Список источников

1. О Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года : распоряж. Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 № 2613-р // Кодекс : справ.-правовая система. URL: https://docs.cntd.ru/document/608746222.

2. Колесников Е. А. Педагогические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к организации образовательных выставок : автореф. ... дис. канд. пед. наук. Ижевск,

2012. 24 с.

3. Кривцун О. А. Искусство классическое и искусство неклассическое // Вестник культурологии. 2018. № 1 (84). С. 218-229.

4. Порчайкина Н. В. Выставка современного искусства как система: пространство — экспонат — человек : дис. ... канд. искусствоведения. Красноярск, 2013. 201 с.

5. Варданян В. А. Формирование готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности // ПНиО. 2018. № 5 (35). С. 207-213.

6. Шустова И. Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 61-68.

7. Журавлев В. А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. 2008. № 5. С. 51-55.

References

1. On the Concept for the Development of Creative Industries and the Mechanisms for Implementing Their State Support in Large and Largest Urban Agglomerations until 2030: order. Government of the Russian Federation dated September 20, 2021 No. 2613-r. Code: reference legal system. URL: https://docs.cntd.ru/document/608746222. (In Russ.).

2. Kolesnikov EA. Pedagogicheskie uslovija professional'noj podgotovki budushhih pedagogov k organizacii obrazovatel'nyh vystavok = Pedagogical conditions for the professional training of future teachers for the organization of educational exhibitions. Cand. ped. sci. diss. Abstr. Izhevsk; 2012. 24 p. (In Russ.).

3. Krivtsun OA. Classical art and non-classical art. Vestnik kul'turologii = Bulletin of Culturology. 2018;(1 (84):218-229. (In Russ.).

4. Porchaikina NV. Vystavka sovremennogo iskusstva kak sistema: prostranstvo — jeksponat — chelovek = Exhibition of contemporary art as a system: space - exhibit - man. Thesis. Krasnoyarsk;

2013. 201 p. (In Russ.).

5. Vardanyan VA. Formation of the readiness of the future teacher-artist for exhibition activity. PNiO= PNiO. 2018;(5 (35):207-213. (In Russ.).

6. Shustova lYu. The value of reflection in the professional educational activities of a teacher. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika = Domestic and foreign pedagogy. 2016;(1(28):61-68. (In Russ.).

7. Zhuravlev VA. Creative thinking, creative management and innovative development of society. Kreativnaja jekonomika = Creative Economy. 2008;(5):51-55. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. Е. Балахнина — магистрант.

А. Г. Копий — доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, член Союза дизайнеров России.

Information about the authors E. E. Balakhnina — master student.

A. G. Kopij — associate professor of the Department of Arts and Crafts and Design, a member of the Union of Designers of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.04.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 04.05.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.