Научная статья на тему 'Выставочный зал "Наука и искусство" академии наук республики Башкортостан: тематические экспозиции'

Выставочный зал "Наука и искусство" академии наук республики Башкортостан: тематические экспозиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИЯ / EXPOSITION / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / СОГЛАШЕНИЕ / AGREEMENT / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / EXHIBITION / ДИЗАЙН / DESIGN / КАЛЛИГРАФИЯ / CALLIGRAPHY / ТИПОГРАФИКА / TYPOGRAPHY / АРАБСКИЙ ШРИФТ / ARABIC TYPE / ИСКУССТВО / ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахмадуллин Марс Лиронович

Поддержанное Академией наук Республики Башкортостан направление на содействие выставочной деятельности в г. Уфа это благородная миссия по совместному развитию науки и искусства в республике. Площадка, представленная для выставок, превращается в некую жживую точку в городе, где проходят обмен мнениями, дискуссии, тем самым привлекая все больше почитателей науки и искусства. Творческая интеллигенция республики чувствует ответственность перед нашими предками и будущими поколениями за сохранение и развитие культуры. Эстетическое просвещение, приобщение людей к культуре и искусству все это необходимое условие для формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Science and Arts" Exhibition Hall at the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan: Thematic Expositions

The Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan supports a trend to promote exhibition activities in Ufa. The development of science and arts in the republic is considered a high mission. The area where exhibitions are to be held is becoming a place where people exchange ideas or have discussions, attracting more and more admirers of science and arts. Bashkortostan's creative intellectuals are aware of their responsibility for preserving and developing culture before our ancestors and future generations. Aesthetic education, introducing to culture and arts are considered an essential prerequisite for formation of a personality, a creative individual acting to the laws of beauty.

Текст научной работы на тему «Выставочный зал "Наука и искусство" академии наук республики Башкортостан: тематические экспозиции»

М.Л. Ахмадуллин УДК 7.011.4

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ «НАУКА И ИСКУССТВО» АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

ЗНАКОМЬТЕСЬ: автор дизайна журнала Ахмадуллин Марс Лиронович (р. 27.01.1963, БАССР), дизайнер. Кандидат искусствоведения (2011). Окончил художественно-графический ф-т БГПИ (1988). С 2000 г. — доцент кафедры дизайна УГАИ. В 2011 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Дизайн арабоалфа-витной печатной продукции Поволжья и Урала (конец XIX — начало XX в.). С 2008 г. председатель правления регионального отделения Союза дизайнеров России по Республике Башкортостан.

Главные направления научных исследований: история шрифта, книжная графика, искусство шамаиля, художественное оформление арабографичной печатной книги, мусульманская каллиграфия, арабская ти-пографика, теория и история дизайна.

Автор более 30 научный публикаций, среди которых: Унван как элемент книжной графики // Материалы науч. конф. «Искусство Евразии: на перекрестке культур. Восток в произведениях русских художников». Уфа, 26 марта 1998 г.; Книжное искусство Башкортостана; Искусство Шамаиля // Материалы межвуз. науч.-практ. конф. «Наука-сервис-семья». Секция: Гуманитарные науки. Уфа, 5 апреля 1989 г.; Художественное оформление арабографичной печатной книги // Материалы науч.-практ. конф. «Ислам в Башкортостане». Уфа, 1998 (соавт.); Типографское искусство в арабографичнык изданиях Поволжья и Урала конца XIX — начала XX вв. // Материалы междунар. науч. конф. «Исмаил Гаспринский — просветитель народов Востока». М., 2001; Графика Книжная // Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 2. Уфа, 2006; 6. Искусство печатной книги арабским шрифтом // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов». Казань, 2008; Art of printing books in Arabic type in the Volga region and Urals at the close of 19th century — in the early 20th century // The art of Islamic world and relationship between art of Islamic countries and Poland. Cracow, 2009.

Участник многих художественных (межрегиональный, всероссийских, международный) выставок.

INTRODUCING the journal's designer Mars L. Akhmadullin.

The main research area: history of type, book graphics, the art of Shamail, artistic presentation of a book printed in Arabic type, Islamic calligraphy, Arabic typography, history and theory of design.

He is the author of more than 30 scholarly publications, among which: Unvan as an Element of Book Graphics. In: The Proceedings of the Scientific Conference Eurasian Arts: At the Crossroad of Cultures. The East in Works by Russian Artists. Ufa, March, 1998 (In Russ.); Book Arts in Bashkortostan; The Art of Shamail. In: The Proceedings of the Inter-academic Scientific and Practical Conference Science-Service-Family. The Humanities Workshop. Ufa, April 5, 1989 (In Russ.); Artistic Presentation of a Book Printed in Arabic Type. In: The Proceedings of the Scientific and Practical Conference Islam in Bashkortostan. Ufa, 1998 (co-author) (In Russ.); Typographic Art of Books Printed in Arabic Type in the Volga Region and Urals in the Late 19th and Early 20th Centuries. In: The Proceedings of the International Scientific Conference Ismail Gasprinski as an Educator of Peoples from the East. Moscow, 2001 (In Russ.); Book Graphics. In: Bashkir Encyclopedia. In 7 Vol., Vol. 2. Ufa, 2006 (In Russ,); Art of Printing Books in Arabic Type. In: The Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Sources and Evolution of the Turkic Peoples' Artistic Culture. Kazan, 2008 (In Russ.); Art of Printing Books in Arabic Type in the Volga Region and Urals at the Close of 19th Century — in the Early 20th Century. In: The Art of Islamic World and Relationship between Art of Islamic Countries and Poland. Cracow, 2009.

Ахмадуллин Марс Лиронович, кандидат искусствоведения, директор издательского центра Уфимского государственного нефтяного технического университета, e-mail: ugntuprint@yandex.ru

Mars L. Akhmadullin, Cand.Sc. (Arts), Head of Ufa State Petroleum Technical University Publishing Center (Ufa, Russia), e-mail: ugntuprint@yandex.ru

©Ахмадуллин М.Л., 2014

Поддержанное Академией наук Республики Башкортостан направление на содействие выставочной деятельности в г. Уфа — это благородная миссия по совместному развитию науки и искусства в республике. Площадка, представленная для выставок, превращается в некую живую точку в городе, где проходят обмен мнениями, дискуссии, тем самым привлекая все больше почитателей науки и искусства. Творческая интеллигенция республики чувствует ответственность перед нашими предками и будущими поколениями за сохранение и развитие культуры. Эстетическое просвещение, приобщение людей к культуре и искусству — все это необходимое условие для формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Ключевые слова: экспозиция, консолидация, соглашение, художественная выставка, дизайн, каллиграфия, типо-графика, арабский шрифт, искусство

Mars L. Akhmadullin

"SCIENCE AND ARTS" EXHIBITION HALL AT THE ACADEMY OF SCIENCES OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: THEMATIC EXPOSITIONS

The Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan supports a trend to promote exhibition activities in Ufa. The development of science and arts in the republic is considered a high mission. The area where exhibitions are to be held is becoming a place where people exchange ideas or have discussions, attracting more and more admirers of science and arts. Bashkortostan's creative intellectuals are aware of their responsibility for preserving and developing culture before our ancestors and future generations. Aesthetic education, introducing to culture and arts are considered an essential prerequisite for formation of a personality, a creative individual acting to the laws of beauty.

Key words: exposition, consolidation, agreement, exhibition, design, calligraphy, typography, Arabic type, arts

В декабре 2012 г. в здании Президиума Академии наук РБ открылся выставочный зал «Наука и искусство». Одним из важнейших параметров при организации выставочного пространства является посещаемость. Именно она дает возможность выставочным проектам при удачно подобранной экспозиции обеспечить нужный поток зрителей — как любителей, так и профессионалов. С точки зрения доступности и географического расположения в центре города, выставочный зал «Наука и искусство» является одним из самых удачных. Открытие зала состоялось благодаря Соглашению о сотрудничестве АН РБ с РОО «Международная федерация художников ЮНЕСКО — Творческий Союз художников Республики Башкортостан» (ТСХ), подписанному 12 декабря 2012 г., в рамках которого запланирован целый ряд мероприятий совместно с региональной общественной организацией «Союз дизайнеров России» по РБ, а также проведение научно-практических конференций и т.д.

К настоящему времени прошли уже более 6 тематических экспозиций художников и дизайнеров Башкортостана.

На первой экспозиции (декабрь 2012 г.) были представлены картины живописцев — участников межрегиональной художественной выставки Приволжского федерального округа «Красные ворота». Экспозиция проходила под девизом «Традиции как путь к современности». Эти картины уже представлялись в пяти российских городах, пройдя до этого многоступенчатый и профессиональный отбор.

Сегодня живопись — это, скорее, передача эмоций и чувств, чем информации. Однако в некоторых случаях она продолжает играть роль знаков. В своих работах художники активно и свободно применяют новейшие материалы, гарантирующие максимальное визуально-эстетическое воздействие на зрителя — золочение, серебрение холста локальное и в виде фона, использование паст различной текстуры для придания фактуры работе, создания объема и получения некой шероховатой поверхности, потертостей, старения и др.

Следующая выставка, организованная 1— 5 апреля 2013 г. совместно с Союзом дизайнеров России по РБ и Международной фе-

дерацией художников ЮНЕСКО — Творческий Союз художников РБ совместно с компанией Paradox Box, галереей «Мирас» и Фондом поддержки и развития науки, была посвящена графическому дизайну.

Впервые в Уфе была представлена международная выставка дизайна шрифта, ти-пографики и дизайна титров «Тайп дирек-торс клуб»1. В экспозиции — лучшие образцы книжных и периодических изданий, плакатов и айдентики, рекламы и упаковки, спроектированные за прошедший год. В рамках проведения выставки «Тайп директорс клуб» уфимскими дизайнерами были организованы мастер-классы, образовательные воркшопы и тренинги известных архитекторов и дизайнеров, лучших преподавателей профильных вузов, академий и школ дизайна, экспертов в области архитектуры (рис.3).

Для профессионалов и представителей органов власти, владельцев бизнеса, директоров по маркетингу, специалистов по рекламе госструктур был проведен круглый стол «Брендинг2 территорий. Опыт положительных и отрицательных решений в России и за рубежом». С докладом выступил Ильшат Бай-бурин, арт-директор студии Paradox Box. Были затронуты вопросы по брендингу Уфы, который до сих пор является не решенной проблемой для администрации города.

Тема типографики была поддержана нашими специалистами-дизайнерами в области арабской типографики и каллиграфии. «Типографика и каллиграфия — арабская» — так назывались сообщение и мастер-класс. Выступили кандидат искусствоведения Марс Ахмадуллин, член Ассоциации каллиграфов России Салават Гилязетдинов, каллиграф-профессионал Джамиль Ахметвалеев. Среди участников — художники, дизайнеры, студен-

ты, интересующиеся культурой шрифта и каллиграфии. Они за своими наставниками сразу же начали тренироваться в написании арабской каллиграфии. Тема арабской шрифтовой культуры особенно актуальна для нашего региона, если взять во внимание наше историческое прошлое — в начале ХХ в. утеряна тысячелетняя рукописная, а затем и печатная, книга. С большим интересом студенты присутствовали на воркшопе «Развитие креативной зоркости» дизайнера международной квалификации IIDA3 Галины Дмитриевой, прошедшей обучение в британской школе дизайна. Студенты и учащиеся, работая над заданиями, познавали секреты развития творческого подхода к проектированию.

С 15 по 30 апреля на базе выставочного зала прошли «Дни дизайна в Уфе» — «Matur Design», в рамках которых были проведены конкурсы среди студентов и зрители увидели работы дизайнеров-полиграфистов начала XX в. Организаторами выступили Союз дизайнеров России по Республики Башкортостан, РОО МФХ ЮНЕСКО — Творческий союз художников РБ и Арт-студия Paradoxbox.

В рамках мероприятия Союз дизайнеров организовал активное общение с молодыми дизайнерами и со зрителями. Мастер-класс «Визуализация» провел дизайнер — педагог кафедры дизайна Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Кондров Александр.

Также с большим интересом встретили выступление члена Союза дизайнеров России Шакирова Вилура на тему «Через АРТ-тер-нии к звездам». Он поделился своим опытом в сфере организации визуального пространства виртуального мира. Интересным открытием для многих студентов стало выступление Тахира Кутлуярова на тему «Скетчинг»4.

1 «Тайп директорс клуб» — международная организация, созданная в 1946 г. В ее состав входят дизайнеры из 34 стран. Главная задача сообщества — содействие профессиональному образованию в области теории и истории шрифта и шрифтового дизайна.

2 Понятие «брендинг мест» («брендинг территории» или «маркетинг мест») может относиться к городу, региону, стране или туристическому направлению и их конкуренции за туристов, инвесторов, жителей и т.п. Маркетинг мест основывается на стратегическом подходе к связям с общественностью, предполагающем, что изменение имиджа — непрерывный, целостный, системный, согласованный и широкомасштабный процесс, требующий гораздо большего, чем быстрая смена или внедрение логотипа или слогана.

3 1ГОА была основана в 1994 году в результате слияния Международного общества дизайнеров интерьера (18ГО), Института дизайнеров бизнеса (1ВО) и Федерального совета дизайнеров интерьера (СБЮ).

4 Скетч — быстрый дизайнерский рисунок, который позволяет эффектно выразить идеи дизайнера и привлечь внимание окружающих.

Республиканская выставка «Matur Design» позволила ознакомиться с разными видами современного графического дизайна на реальных примерах, выполненных различными авторами. Выставка выстроена практически в исторической хронологии, ее открывают старинные плакаты, созданные арабскими шрифтами на рубеже XIX—XX вв., также были представлены яркие работы уфимских каллиграфистов С. Гилязетдино-ва и Д. Ахметгалиева (рис. I, 2). Среди участников выставки представлены работы известной по всей Россий дизайн-студии Paradoxbox (рук. Ильшат Байбурин), которая на данный момент является одной из лучших брендовых компаний России. Другая именитая группа в области архитектуры, интерьеров и айдентики — Dark Dеsign Group — показала свои лучшие проекты, созданные в предыдущие годы.

Большое количество работ представлено студентами, обучающимися в вузах города по направлению дизайна. Кафедра дизайна БГПУ им. М. Акмуллы представила дизайн-проекты студентов по профилю «графический дизайн» (фирменный стиль, социальные плакаты, типографика). Выставили свои работы и молодые преподаватели кафедры дизайна Айгуль Шарипова и Вадим Каримов.

Кафедра архитектуры Уфимского государственного нефтяного технического университета показала курсовые проекты по фирменному стилю, хорошее знание архитектоники организации пространства было отмечено в работах студентов-архитекторов.

Кафедра дизайна Уфимской государственной академии искусств им. 3. Исмаги-лова показала классическое направление дизайна — типографику, а также разработки разноплановых кириллических и арабских шрифтов. Кафедра дизайна Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова заявила о себе смелыми решениями своих проектов.

Мастера дизайна Т. Сабитов, А. Василов, С.В. Квитанцев, Г. Габидуллин, А. Кондров,

Р. Аскаров, И. Ахмадуллина, Г. Скворцова и др. показали профессиональные работы.

Следующая выставка (с 18 мая по апрель) была посвящена Творческим союзом художников РБ культурным событиям — «Фестивалю творческой молодежи» и «Ночи музеев»5. Перед открытием выставки на площадке перед главным входом в здание Академии наук РБ развернулось театрализованное шоу молодежных коллективов артистов и музыкантов. Открыл выставку президент Творческого союза художников РБ Владислав Пе-гов. С приветствиями в адрес молодых художников выступили действительный член Российской академии художеств, народный художник РБ Сергей Краснов, заслуженный художник России и РБ Алексей Королевский и член правления ТСХ РБ Игорь Тонконогий. В экспозиции было представлено более семидесяти работ тридцати одного автора из Уфы, Октябрьского и других городов республики. Каждый из участников выставки получил памятный диплом. Творческий союз художников РБ учредил гран-при фестиваля молодежной культуры, который вместе с сертификатом на десять тысяч рублей был вручен молодой уфимской художнице Ренате Малютиной; кроме того Владислав Пегов торжественно вручил ей удостоверение члена ТСХ РБ и РФ. Присоединилась к «Ночи музеев» и Академия наук РБ. В ее выставочном зале прошел региональный фестиваль творческой молодежи «Очевидное-невероятное», вобравший в себя художественную выставку участников конкурса молодых художников, концерт авторской песни, мастер-классы по живописи, графике, арт-фото, фестиваль молодежной поп-культуры6.

Пятая выставка (30 октября 2013 г.) приурочена к 75-летию со дня рождения известного уфимского живописца заслуженного работника культуры Республики Башкортостан Виктора Пегова. Художник придерживается реалистической академической традиции живописи. Он считает, что на картине все должно быть как в жизни, предпочитает исторические темы. На его полотнах

5 http://www.minkult-rb.ru

T http://www.tcxrb-zapad.ru/

изображены не только известные личности того или иного времени, но и простые люди — доярки, пасечники, школьницы. Виктор Николаевич создал сотни работ: портреты, пейзажи, натюрморты.

Экспозиции прошедших выставок дизайна и изобразительного искусства в зале

«Наука и искусство» разноплановые — здесь и классическая реалистическая живопись, и дизайн, который больше тяготеет к функциональности, и тонкая нюансировка восточного колорита декоративного искусства и арабской каллиграфии, типо-графики.

Приложение

Рис. I. Салават Гилязетдинов. «Каф», бумажное литье

Рис. 2. Салават Гилязетдинов. «Шамаили». Рис. 3. Шрифтовой плакат

Каллиграфия, тушь, бумага (театрализованное представление). 2011 г.

Редакция журнала «Проблемы востоковедения» поздравляет

Марса Лироновича Ахмадуллина с присуждением ему (7 дек. 2013 г.) приза Национального конкурса «Российская Виктория» в номинации «Дизайн-теория» за создание научного исследования «Арабская типографика в России» — серебряной статуэтки греческой богини Победы — «Виктории» (автор — скульптор Адольф Нейстат) и диплома

НАЦИОНАЛЬНЫМ

КОНКУРС

ДИЗАЙНА

ВИКТОРИЯ

ДИПЛОМ

В МОМИНЗиии МДИЭЛИМ-ТБОРИЯ»

Ахмаыуплину Щярсу ГУфЗ!1

53 :: п;. ; и к': ■ -ау^ны а исследовании

аДмбСН?* .......иифичи и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.