Научная статья на тему 'Формирование выставочного пространства как важнейший атрибут профессионального образования дизайнера'

Формирование выставочного пространства как важнейший атрибут профессионального образования дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4739
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИЯ / АРТ-ДИЗАЙН / ЭКСПОЗИЦИОННОСТЬ / ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EXHIBITION / EXPOSITION / ART-DESIGN / EXHIBITION SPACE / EXHIBITION CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Елена Владимировна

В статье поднимается вопрос о значении и функциях выставочного пространства в становлении профессионального образования студента-дизайнера. В статье дается обзор основных выставочных площадок Сибири в целом и Омска в частности. Кроме того, в статье рассматриваются необходимые составляющие формирования выставочного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of exhibition space as the important attribute of education of a designer

The problem of value and functions of exhibition space within educational process for a student designer is brought up in the article. In the article the review of the main exhibitions sites of Siberia and Omsk in particular is done. Besides, the necessary components of formation of exhibition space are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование выставочного пространства как важнейший атрибут профессионального образования дизайнера»

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

УДК 7.012 Е. В. БОБРОВА

Омский государственный институт сервиса

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ АТРИБУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРА

В статье поднимается вопрос о значении и функциях выставочного пространства в становлении профессионального образования студента-дизайнера. В статье дается обзор основных выставочных площадок Сибири в целом и Омска в частности. Кроме того, в статье рассматриваются необходимые составляющие формирования выставочного пространства.

Ключевые слова: выставка, экспозиция, арт-дизайн, экспозиционность, выставочное пространство.

Профессия дизайнера, равно как и работа художника, помимо непосредственно творческой деятельности, предполагает различные виды работ. Это работа с индивидуальным заказчиком, работа с аудиторией, публичные выступления и презентации проектов. Так, одним из важнейших видов работы дизайнера является выставочная деятельность. Важнейшее, принципиальное значение она имеет для студентов, обучающихся по специальности «Дизайн»:

— в первую очередь, это опыт самопрезентации, необходимый выпускнику-дизайнеру в дальнейшей профессиональной деятельности;

— во-вторых, это возможность произвести анализ проделанной работы, сопоставить результаты своей работы с результатами своих товарищей;

— в-третьих, подготовка выставки знакомит студента со способами организации художественного пространства, формирует его экспозиционное мышление и вкус, необходимые в его дальнейшей профессиональной деятельности;

— в-четвертых, возможность выставочной деятельности именно на базе своего вуза не только мотивирует студента на учебный процесс, но и дает определенный опыт «культурной» конкуренции.

Таким образом, выставочная площадка на базе учебного заведения — необходимый атрибут профессионального образования дизайнера.

Известно, что выставка — классическая форма презентации изобразительного искусства. Отметим, что выставочная деятельность имеет особое значение

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

не только для молодого, но и для зрелого автора. Однако речь здесь идет не только о дизайн-проектах, как правило, представляемых на планшетах (на стендах) или в виде макетов (в витринах), стоит отметить особо популярное в последние годы направление арт-дизайна.

Арт-дизайн («дизайн-искусство») — вид дизайна с явным приоритетом эстетического начала, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта [1]. Можно сказать, что продукт арт-дизайна — декоративные композиции на тему вольно интерпретированных образов. Такие объекты экспонируются как классическое произведение изобразительного искусства, поскольку зачастую выполняются на традиционных для изобразительного искусства материалах — планшете или холсте. Будущий дизайнер, обратившись к сфере арт-дизайна, помимо необходимых знаний о пространственной композиции и практических навыков, необходимых для создания самой композиции, должен иметь экспозиционный опыт, чтобы иметь представление о том, насколько его работа будет уместна в том или ином интерьере. Это обстоятельство вновь обращает нас к вопросу о необходимости выставочной площадки для студентов-дизайнеров именно в рамках учебного процесса.

На сегодняшний день выставка — это комплексная контактная среда, формируемая различными средствами подачи информации [2, с. 85]. Результат информационного воздействия выставки возникает в процессе непосредственного контакта — общения экспонентов и посетителей. Такое «общение» является одним из наиболее доступных средств для дизайнера, с помощью которого он может позиционировать себя в дизайн-индустрии, продвигать свои проекты и услуги на рынке. Являясь комплексом деловых коммуникаций, выставки характеризуются сложностью сценарных решений, наличием информационноделовых составляющих, привлечением современных технических средств. Так, к посещению студенческих межсеместровых выставок резонно привлекать потенциальных работодателей, чтобы студенты не только приобретали опыт общения, но и обзаводились необходимыми для своей профессии контактами.

Однако выставочное пространство — прямоугольное или квадратное, узкое или просторное, с низкими или высокими потолками — диктует свои правила, имеет свою специфику, и далеко не каждая работа имеет конкурсный и экспозиционный характер на данной конкретной выставочной площади. В ходе выставочной деятельности студент может сделать выводы о том, какой масштаб и расположение дизайн-проекта уместен в предлагаемом пространстве со своими индивидуальными характеристиками. Так, студент в ходе выставочной деятельности знакомится с понятием «экспозиционность», которая определяется определенным типом построения экспозиции, в результате которой изменяется наглядно-смысловая организация выставки [3]. Одна из исследователей этого вопроса, Т. П. Калугина, определяет следующие типы построения экспозиции: «проблемная группировка», «академический ряд», «экспонат в фокусе» [4].

«Проблемная группировка» уместна при организации персональных студенческих выставок, а также персональных выставок преподавателей. При проблемной группировке творчество автора предстает в такой «визуальной аранжировке», которая заостряет внимание на определенных аспектах его художественного языка: разнообразие технического подхода,

доминантный колорит, принцип художественной стилизации, эволюция образа и т. п.

«Академический ряд» в традиционном представлении о выставке являет собой хронологически последовательную картину какого-либо длительного художественного этапа. В рамках учебного процесса это самый распространенный тип построения экспозиции. Подобным образом логично представлять выставку, презентующую работы студентов различных курсов или лет обучения. В ходе таких выставок можно проследить рост профессиональных умений обучающихся, последовательность выполнения учебных заданий.

«Экспонат в фокусе» — особое проявление принципа экспозиционности. При таком способе организации художественного пространства акцент в построении экспозиции ставится на одном или группе произведений. Все прочие экспонаты служат своего рода введением в материал. В рамках учебного процесса такой принцип построения экспозиции может использоваться в проведении тематических выставок с четко обозначенной концепцией.

Из этих примеров реализации принципа экспозиционности можно заключить, что в каждом случае расположение объектов экспонирования обусловлено решением конкретных задач. Таким образом, под понятием «экспозиционность» можно рассматривать размещение объекта экспонирования на своем носителе (стенде, стене, постаменте, в витрине) в такой пространственной локализации, которая обеспечила бы его восприятие с оптимальным проявлением своих художественно-смысловых качеств [5].

Отметим, что большое значение в приспособлении учебного пространства под выставочное имеют следующие факторы:

— цвет, фактура и высота стен;

— возможность отхода от экспонатов;

— направленное освещение;

— подвесная система для развески экспонатов.

Так, бледно-серый цвет стен с матовой фактурой

наибольшим образом подходит для проведения выставок как живописи, так и графики, являясь вместе с тем прекрасным фоном для презентации дизайн-проектов. Кроме того, помещения с высоким потолком подходят для презентации проектов разнообразных габаритов, а вот для выставочной площади с низкими потолками следует ввести ограничения размера работ-экспонатов по вертикальной стороне.

Для получения целостного представления о любом произведении изобразительного искусства (включая арт-дизайн) необходим отход от картинной плоскости на расстояние не менее одного метра, что также необходимо учитывать при формировании выставочного пространства. Кроме того, характер современной выставочной деятельности делит пространство на «выставочное» (используемое для размещения экспозиции) и «информационно-деловое» (используемое для проведения деловых, квалификационных, консультативно-образовательных, рекламно-развлекательных мероприятий в рамках выставки). Таким образом, при формировании выставочного пространства необходимо учитывать важнейшие составляющие выставки, которые реализуются в формах информационно-диалоговых мероприятий [6]:

1. Деловых — «круглые столы», конференции, переговоры, направленные на создание деловой среды.

2. Консультативно-образовательных — мастер-классы, семинары, консультации, направленные на повышение интереса к экспонируемому объекту.

3. Квалификационных — смотры, конкурсы, фестивали, направленные на поощрение экспонентов.

4. Церемониальных — открытие или закрытие выставки, награждение участников, направленных на привлечение представителей власти, журналистов, рекламу мероприятия в целом.

5. Рекламно-развлекательных — шоу-программы, дефиле, презентации, рекламные и промо-акции, направленные на популяризацию выставки.

Таким образом, выставочное пространство предполагает наличие свободного места, достаточного для проведения «круглых столов», мастер-классов, церемоний открытия выставок, награждения победителей выставки или наличие для этих целей дополнительной прилегающей площади.

Отметим также, что характерным для посетителя показателем масштабности выставочного пространства, является «максимальная длина пути движения» по выставке, и это влияет на статус выставочной площадки.

Эффективность выставочных площадок в рамках учебного заведения значительно повысится, если они станут базой для проведения межрегиональных студенческих выставок. В настоящее время на территории Сибири сформировались и уже зарекомендовали себя некоторые выставочные площадки. Одной из них является Центр культуры Томского государственный университета. В ноябре 2013 года на своей базе он проводит уже вторую Межрегиональную студенческую выставку-конкурс «Мой город», являясь уже не просто организатором (Всероссийская выставка-конкурс портрета и автопортрета «Фэйс-контроль», 2012 год, Томский художественный музей), но принимающей стороной. В выставке помимо студентов высших учебных заведений могут принимать участие учащиеся художественных школ и учреждений среднего специального образования. По итогам конкурса победителям вручаются дипломы за первое, второе и третье место среди учащихся каждой возрастной категории.

Активную творческую позицию в этом отношении совсем недавно заняла Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия. В начале ноября 2013 года на базе академии открылся Молодежный культурный центр. Значительную часть пространства Центра занимает выставочная галерея, целью которой является продвижение творчества в целом. Однако предпочтение отдается молодым художникам, недавно открытым талантам. Деятельность галереи осуществляется в рамках образовательного проекта «Лаборатория авангарда». Свой первый выставочный проект организаторы назвали «Открытие». Такое название связано не только с открытием самого Центра. Сама выставка тоже открытие: подготовка к ней, новые техники и материалы, участие тех, кто только впервые откроется зрителю, и тех, кто готов открыться еще раз.

В городе Омске преуспевающей выставочной площадкой является музей Омского государственного технического университета. Успели себя зарекомендовать его стартовые проекты «Ай-^иаШ» (с 2009 года), «Регионы. Города. Ракурсы. Параллели» (с 2011 года). Эти межрегиональные конкурсы творческих работ студентов организаторами было решено сделать бьеннале — проводить раз в два года. На базе музея также проходят персональные выставки студентов (например, выставка Полины Балюта «Я собираю мир», 2012).

Достаточно просторное выставочное пространство музея имеет отдельную территорию, оснащен-

ную мобильными выставочными щитами, что позволяет варьировать схему повесочной площади согласно выбранному типу экспозиционности.

Выставочным пространством для студентов кафедры «Дизайн, рисунок и живопись» (ДРЖ) Омского государственного института сервиса является галерея «5 этаж», расположенная во 2-м корпусе ОГИС. Галерея, получившая свое название благодаря своему местонахождению (5 этаж учебного корпуса), представляет собой коридор, соединяющий мастерские рисунка, живописи и печатной графики кафедры ДРЖ. Таким образом, галерея в буквальном смысле слова является частью учебного пространства, необходимым атрибутом дисциплин художественного цикла. Кроме того, соседство с аудиториями, оснащенными мольбертами, учебными досками, стульями и столами, позволяет проводить мастер-классы, лектории в рамках работы выставки. Сменные экспозиции в данном случае обладают определенной наглядностью в рамках учебного занятия, задают определенную планку уровня работ студентов, отражают их межсеместровые достижения, знакомят с творчеством преподавателей — уже сложившихся художников; демонстрируют результат деятельности творческих студий. Одной из таких студий является «Кружок-квадратик», основанный в 2008 году А. Ю. Тукачевым и Т. Н. Моисеевой — преподавателями спецдисциплин кафедры ДРЖ.

На данный момент студия — официальная организация, существующая на базе института сервиса. В ее работе принимают участие все желающие: студенты ОГИС и других творческих вузов. Организаторами студии специально оборудована учебная аудитория, оснащенная габаритной учебной доской, мольбертами и учебными столами; мультимедиа-технологиями, а также инструментами, необходимыми для работы с тканью деревом, бумагой. Помещение студии служит местом для дискуссий, приобретения не только опыта самостоятельной творческой деятельности студента, но и опыта сотворчества. Только в начавшемся 2013/14 учебном году было проведено три выставки студии: выставка первокурсников «Май ворк спейс», выставка творческой группы «devki-devki» (2 курс), «Тобольск». В 2012 году студия посетила город Тару с выставкой «Поп-арт», которая проходила на базе местного филиала факультета искусств Омского государственного педагогического университета. В рамках работы выставки участники студии провели курс лекций и мастер-классов.

Также на территории галереи «5 этаж» проходят персональные выставки преподавателей (Е. В. Боброва, Т. Ф. Бугаенко, Е. Ю. Заремба, С. Е. Сочивко), презентуются тематические проекты. Так, учебный 2013/14 учебный год открылся выставкой «Пленэр-2013», на которой преподаватели представили своего рода отчет о своей творческой работе за лето. Подобные выставочные проекты стимулируют творческую активность студентов, желание самоопределиться в творческом отношении. Об этом свидетельствуют заявки, поданные студентами на проведение персональных выставок в 2014-м: Орлов Артем (5 курс, специальность «Дизайн среды»), Воронкова Юлия (5 курс, специальность «Дизайн среды»). Также в рамках выставки «Концертные плакаты», начавшей работу в ноябре 2013 года, состоялась встреча авторов плакатов (Попова Ольга, Винер Анна, Жучкова Светлана) со студентами кафедры. Они познакомили студентов с новыми видами деятельности, раскрыли специфику работы над театральным плакатом.

Подводя итог, можно сказать, что формирование

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

выставочного пространства в профессиональном образовании дизайнера в совокупности имеет следующие цели и задачи:

— формирование единого культурного пространства;

— обеспечение культурного обмена;

— поддержка талантливых учеников, студентов, художников;

— мотивация участников к экспериментальным поискам, освоение новых техник и материалов;

— пробуждение творческих сил;

— формирование у молодежи активной позиции.

Так, в последние годы на базе творческих вузов

региона начинает активно формироваться не только индивидуальное выставочное пространство, но и площадка для культурного обмена. Это обстоятельство еще раз обращает нас к вопросу о необходимости формирования выставочного пространства как важнейшего атрибута профессионального образования студентов художественных специальностей в целом и дизайнера в частности.

Новизна и прагматическая востребованность статьи заключается в анализе специфики экспозиционного пространства не только в контексте становлении профессионального образования студента-дизайнера, но и в контексте студенческой среды. В последние несколько лет многие выставочные площадки творческих вузов, на базе которых проходят выставки-конкурсы творческих работ студентов, значительно активизировали свою выставочную деятельность. Автор статьи обобщает их опыт, а также указывает место и значимость выставочной площадки не только в структуре профессионального обра-

зования дизайнера, но и пытается определить их место в художественной жизни региона.

Библиографический список

1. Медведев, В. Ю. Арт-дизайн в мире дизайна [Электронный ресурс] / В. Ю. Медведев. — Режим доступа: http:// design-union.ru/authors/theory/345-artdesign-in-desihworld (дата обращения: 15.01.2014).

2. Ильина, Е. А. Пространственное решение выставок и восприятие выставочной информации / Е. А. Ильина // Молодой ученый. — 2009. — № 4. — С. 85 — 88.

3. Богородский, С. В. Художественная выставка в условиях современной культуры : дис. ... канд. искусствовед./ С. В. Богородский. — СПб., 2007. — 157 с.

4. Добробабенко, Е. В. Выставка «под ключ»: готовые маркетинговые решения / Е. В. Добробабенко, Н. С. Добробабенко. — СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

5. Музейная экспозиция: на пути к музею XXI века : сб. науч. тр./ под ред. М. Т. Майстровской. — М.: Российский университет культурологии, 1997. — 216 с.

6. Калугина, Т. П. Музей и «музеефикаторский» тип музея/ Т. П. Калугина// В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М.С.Кагана. Сер. Мыслители. Вып. 4.— СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.— С. 54

БОБРОВА Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн, рисунок, живопись».

Адрес для переписки: gero_omsk@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2014 г.

© Е. В. Боброва

УДК 7 01:37 Г. В. ТОЛМАЧЕВА

А. Ш. АМИРЖАНОВА

Омский государственный институт сервиса

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА)

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки современных дизайнеров, развития их эстетической культурой во взаимодействии с такими качествами, как креативность и новизна идеи. Также авторы выявляют сферы профессиональных интересов дизайнеров и их специфику.

Ключевые слова: дизайн-проектирование, эстетическая культура, креативность, идея, эргономичность, восприятие.

В начале XXI века, воспринимается как самоочевидный факт, влияние дизайна на развитие предметного мира всей материально-художественной культуры XX века. Формируя предметную среду в разных сферах жизнедеятельности людей, дизайн одновременно влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды! на человеческое сознание.

Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.