Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫСТАВКИ В ОУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ»'

РОЛЬ ВЫСТАВКИ В ОУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / КОСТЮМ И ТЕКСТИЛЬ / ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботя Марина Валерьевна, Фадеева Вера Викторовна

Статья раскрывает такое понятие как художественная выставка и затрагивает вопросы необходимости качественной организации студенческих выставок в учебном процессе вуза. В статье поднимаются вопросы роли выставочной деятельности в формировании профессиональных навыков художников по костюму, анализируется состояние вопроса на сегодняшний день, поднимаются проблемы реализации выставочной работы в учебном процессе. Рассматриваются навыки, которые можно сформировать и закрепить в процессе формирования выставки. Отмечаются аспекты, которые необходимо учитывать при организации студентами выставки в учебном заведении с тем, чтобы эта работа стала важной частью учебного процесса, способствующего качественному формированию у студентов социально-личностных компетенций и повышению качества образования будущих художников по костюму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE EXHIBITION IN TEACHING BACHELORS IN THE FIELD "ART OF COSTUME AND TEXTILES"

The article reveals such a concept as an art exhibition and touches on the need for high-quality organization of student exhibitions in the educational process of the university. The article raises questions of the role of exhibition activity in the formation of professional skills of costume designers, analyzes the state of the issue today, raises the problem of implementing exhibition work in the educational process. Skills that can be formed and consolidated in the process of forming an exhibition are considered. The aspects that need to be taken into account when students organize an exhibition in an educational institution so that this work becomes an important part of the educational process, contributing to the qualitative formation of students' social and personal competencies and improving the quality of education of future costume designers.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫСТАВКИ В ОУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ»»

Педагогика

УДК 37.013.43

кандидат педагогических наук, доцент Ботя Марина Валерьевна

Институт искусств и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск); старший преподаватель Фадеева Вера Викторовна

Институт искусств и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск)

РОЛЬ ВЫСТАВКИ В ОУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И

ТЕКСТИЛЯ»

Аннотация. Статья раскрывает такое понятие как художественная выставка и затрагивает вопросы необходимости качественной организации студенческих выставок в учебном процессе вуза. В статье поднимаются вопросы роли выставочной деятельности в формировании профессиональных навыков художников по костюму, анализируется состояние вопроса на сегодняшний день, поднимаются проблемы реализации выставочной работы в учебном процессе. Рассматриваются навыки, которые можно сформировать и закрепить в процессе формирования выставки. Отмечаются аспекты, которые необходимо учитывать при организации студентами выставки в учебном заведении с тем, чтобы эта работа стала важной частью учебного процесса, способствующего качественному формированию у студентов социально-личностных компетенций и повышению качества образования будущих художников по костюму.

Ключевые слова: выставка, творчество, искусство, костюм и текстиль, оформление выставки, учебный процесс, образование, качество.

Annоtation. The article reveals such a concept as an art exhibition and touches on the need for high-quality organization of student exhibitions in the educational process of the university. The article raises questions of the role of exhibition activity in the formation of professional skills of costume designers, analyzes the state of the issue today, raises the problem of implementing exhibition work in the educational process. Skills that can be formed and consolidated in the process of forming an exhibition are considered. The aspects that need to be taken into account when students organize an exhibition in an educational institution so that this work becomes an important part of the educational process, contributing to the qualitative formation of students' social and personal competencies and improving the quality of education of future costume designers.

Keywords: exhibition, creativity, art, costume and textiles, exhibition decoration, educational process, education, quality.

Введение. Явление «художественная выставка», проблемы связанные с дальнейшим развитием этого явления в современном социуме, его технологии, значение и роль в учебном процессе, несомненно, заслуживают внимания педагогического сообщества. Современные культурологи, искусствоведы, историки искусства в своих исследованиях, посвященных организации выставок, уделяют большое внимание таким аспектам, как анализ искусства экспозиции (Майстровская М.Т. [8]), систематизация экспозиционных решений (Калугиина Т.П. [4]), коммуникация в выставочной деятельности (Каримова Л.М. [5]). Написано много учебных пособий по этому вопросу для студентов разных направлений подготовки (Лысикова О.В., Столяров Б.А., Калита С.П. [7, 11, 2, 3]), в которых информативно и содержательно раскрываются сведения об истории и развитии художественных выставок, как в России, так и за рубежом. Аспект педагогического влияния на студентов данного вида деятельности рассматривается Столяровым Б.А. [11]. Некрасова-Каратеева О.Л., Ботя М.В., Кравченко К.А., Шишкина В.А. исследуют влияние выставок на формирование профессиональных компетенций будущих художников-педагогов [9, 1, 6, 12].

Художественная выставка в современном теоретико-педагогическом аспекте - это инструмент расширения эстетического, культурного, информационного уровня личности, который способствует общению и культурному взаимодействию различных возрастных групп, представителей разных социальных слоев, людей разных профессий.

Изложение основного материала статьи. Одним их инструментов, способствующих повышению качества образования будущих художников по костюму, мы видим художественные выставки, организуемые и проводимые непосредственно в стенах вуза. Студенческая вставка или выставка, организуемая непосредственно учащимися, позволяет преподавателям и работодателям немного заглянуть вперед, поскольку уже сегодня, в процессе творческой деятельности студентов, можно рассмотреть будущих лидеров, профессионалов своего дела.

Современная педагогическая наука считает, что выставка как явление оказывает существенное влияние на развитие художественного образования в целом.

Организацию студенческой выставки можно рассматривать как «активность» с импровизационной частью. К сожалению, на практике выставка в стенах вуза проходит как явление обыденное. И завершается в лучшем случае обсуждением студенческих работ. Потенциал, заложенный в исходном состоянии данного «действа», на наш взгляд, не используется в полной мере.

Множество выставок ежедневно открывается по всему миру. Популярность их только растет от года к году. Сама выставка явление быстротечное. Но несоизмерим вклад этого явления в становление и развитие духовно-нравственной основы молодого поколения.

Несомненно, что формирование экспозиции выставки тоже является искусством, требующим знаний, творческой фантазии, развитого художественного вкуса.

Художественная выставка пробуждает развитие ценностного отношения к произведению искусства, раскрывает эстетически-чувственный опыт. Научно-теоретическая основа данного сложного процесса у студентов - художников рассматривается в работах Рыловой Л.Б. [10].

В практике высшей школы, экспонируемые студенческие работы, иногда не совсем «полноценные» в художественном отношении и, тем не менее, несут в себе эстетику, позволяют наработать опыт, мастерство.

Задачи студенческой выставки, проводимой в учебном заведении, могут быть разнообразными. Организация выставки может ранжироваться по содержанию, тематике, характеру, форме.

Выставки могут формироваться в соответствии с этапами учебного процесса. Отчетные, семестровые, выставки по итогам практики, выставки набросков, курсовых проектов, дипломных работ. Тематические выставки могут откликаться на значимые даты. Направление конкурсных выставок - это выявление лучших работ по заданной тематике. На самом деле, наполнение выставок и диапазон тем весьма разнообразен. Бесценен опыт и спектр компетенций, которые формируются в процессе организации и оформления выставки именно студентами.

В зависимости от поставленных задач и возможностей выставочных площадей, выставка может быть организована в цифровом формате, интерактивно. В широком смысле, современные исследователи понимают интерактивность как

взаимодействие посетителя выставки с предметами как реального, так и виртуального пространства. Опыт показывает, что при отсутствии условий организации экспозиции в реальном пространстве, виртуальная выставка имеет свои преимущества. Кроме того, организация виртуальной выставки формирует необходимые цифровые компетенции, которые востребованы в экономике 4.0. и подготовят студентов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации.

Организацию выставки творческих и учебных работ можно рассматривать как краткосрочный, разовый или регулярный не коммерческий учебно-образовательный выставочный проект. Организационный выставочный процесс обладает всеми характеристиками проекта. Поэтому к организации выставки можно применить методы управления проектами. Здесь существенное влияние на результаты окажет общий уровень проектной культуры в университете, уровень подготовки преподавателя, организующего выставку, от материально-технической базы, требований безопасности и различного рода ограничений.

Рассмотрим некоторые общие навыки, которые возможно сформировать и закрепить в процессе формирования выставки:

1. Формирование навыков по организации выставочного пространства, в частности, довольно сложного, предназначенного для демонстрации костюмов и текстиля.

2. Формирование профессиональных универсальных навыков в сфере рекламной деятельности и этикетажа.

3. Формирование навыков работы с цифровыми технологиями при организации интерактивной выставки.

При организации выставки всегда необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Тематика выставки. Она всегда носит определенный характер и должна быть актуальной, что в значительной мере может повлиять на посещаемость выставки. При выборе темы для экспозиции преподаватель задает направление собственно видения, важности момента в текущем времени. Студенты, работая над экспозицией, проникаются выбранной тематикой и обретают интуитивное понимание вопроса.

2. Оформление выставочного пространства. Единый стиль оформления всегда организует приятное взгляду, лаконичное и интересное, познавательное, современное пространство.

3. Выбор площадки для экспозиции. Идеальное место для выставки это пространство с хорошим освещением.

4. Подбор платформ и технологий для интерактивной экспозиции. Подготовка и обработка материала для демонстрации.

5. Диссеминация и реклама. Необходимо заблаговременно позаботиться о распространении информации посредством афиш, объявлений в социальных сетях и иных платформах.

6. Вывод. По окончании выставочного периода всегда нужно подводить итоги о проделанной работе, обсуждать со студентами что получилось и особенно удалось, какие были трудности, что можно было бы сделать лучше/иначе. Важно отметить учащихся, особенно активно принимавших участие в процессе организации выставки.

Одна из ведущих целей высшей художественной школы - гармонично развитая личность будущего специалиста. В рамках художественного образования накоплен богатый теоретический и практический опыт, позволяющий решать различные профессиональные задачи.

Образовательное пространство современного творческого вуза сложно представить без выставочного пространства, где учащиеся могли бы демонстрировать собственные достижения. Выставочная работа в профессиональной подготовке художника по костюмам является одной из неотъемлемых составляющих профессиональной деятельности, и ей следует уделять более пристальное внимание в учебном процессе. Будущий художник по костюму должен знать принципы построения выставки костюма, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

К сожалению, формированию навыков и умений оформления выставок, в процессе обучения зачастую уделяется недостаточно внимания. Хотя педагогический потенциал выставки в художественном образовании переоценить сложно.

Первое теоретическое знакомство с выставочной деятельностью студенты получают на дисциплинах, связанных с историей искусства, а затем, практическое, в рамках музейной практики. Следует отметить, что не все студенты проявляют интерес к выставочной деятельности, не вполне понимая, как это связано с их профессиональным направлением. Возможно, это связано с тем, что организация выставки не включена непосредственно в учебный процесс и является, скорее, частью внеучебно-воспитательной работы, хотя методическое наполнение выставки зачастую имеет довольно большой вес в образовательном процессе.

Выводы. Организация выставок дает студентам возможность самореализоваться, совершенствоваться как профессионалам, научиться анализировать свои работы, мобилизует на творчество.

Творчество в чистом виде это и есть один из способов самореализации. Каждый студент хочет быть услышанным. Каждому хочется выразить свой внутренний мир и поделиться им. В современном мире есть множество достойных способов трансляции в мир собственных творческих образов. Но не всякая среда может заменить полноценное общение со зрителем.

Таким образом, активная подготовка выставочных проектов и непосредственное участие в данной сфере деятельности способствует качественному формированию у студентов социально-личностных компетенций, а регулярная практика позволяет накопить профессиональный практический опыт.

Литература:

1. Ботя М.В. Художественный музей как образовательная площадка // Конвергенция в сфере научной деятельности: проблемы, возможности, перспективы: материалы Всерос. науч. конф., 11 дек. 2018 г. / М-во науки и высш. образования РФ, М-во образования и науки УР, УРНИД, Всерос. науч. конф. (декабрь, 2018); отв. ред. А.М. Макаров. - Ижевск: Удмуртский университет, 2018 - С. 131-133.

2. Калита С.П. Истоки художественных выставок (XVIII - началоХХ века): Учебно-методическое пособие. -М.:РУДН, 2012. - С. 65.

3. Калита С.П. Музей в контексте актуальных образовательных стратегий: из опыта работы профессионального студенческого объединения «Музеологическая студия». - М., РУДН, 218. - 172 с., ил.

4. Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2008. - 244 с.

5. Каримова Л.М. Основы организации и проведения выставок в социокультурной сфере // Конструктивный потенциал современных гуманитарных и социально-экономических наук: проблемы наращивания и реализации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 июня 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. - С. 23-26.

6. Кравченко К.А. Пути совершенствования художественно-педагогического образования // Философия образования. - 2014. - №5. - С. 117-127.

7. Лысикова, О.В. Имиджелогия и паблик рилейшенз в социокультурной сфере [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.П. Лысикова, О.В. Лысикова. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 168 с.

8. Майстровская, М.Т. Музей как объект культуры. XX век: искусство экспозиционного ансамбля / М.Т. Майстровская; Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова. - Москва: Прогресс-Традиция, 2018. - 682 с.: ил.

9. Некрасова-Каратеева О.Л. Организация конкурсов и выставок творческих работ студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников / Известия Рос. гос. пед. ун-та им.А.И. Герцена, 2011. - С. 86-91.

10. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству [Текст]: учебно-методический комплекс (инновационная тьюторская модель): учебное пособие по специальности 030800 "Изобразительное искусство" / Л.Б. Рылова. - 2-е изд., доп. - Ижевск: ERGO, 2010. - 295 с.: ил., табл.

11. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2004. - 216 с.

12. Шишкина В.А. Роль студенческой выставки в обучении будущих педагогов-художников. / Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7. - №1(22).

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель, кафедра И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Бубман Рита Моисеевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ПОДГОТОВКА ГЛОССАРИЯ ДЛЯ СДАЧИ АСПИРАНТОМ ЭКЗАМЕНА КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Обучение в аспирантуре является важнейшим этапом в становлении профессионалов той или иной области. Одной из обязательных дисциплин при обучении на различных направлениях подготовки является дисциплина «Иностранный язык». Формирование межкультурной и коммуникативной компетенции позволяет не только получать информацию, необходимую для диссертационного исследования аспиранта, но и способствует установлению связей с зарубежными коллегами, расширяет варианты для публикационной активности исследователя, открывает широкие перспективы для будущей карьеры аспиранта. В ходе развития коммуникативной компетенции аспиранта большое внимание уделяется профильной лексике, а также терминологии. Эти знания позволяют получать необходимую информацию из иноязычных источников, а также осуществлять самостоятельный компетентный перевод с русского на английский. Завершая курс иностранного языка в аспирантуре, необходимым является сдача экзамена кандидатского минимума. В статье рассматривается важность составления терминологического глоссария при работе над рефератом для допуска к сдаче экзамена кандидатского минимума. Исследования показали, что самостоятельная работа аспиранта над иностранными текстами и составлением словаря позволяет выявить заинтересованность аспиранта в разрабатываемой проблематике. Знания особенностей составления глоссария помогают аспирантам при подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «Иностранный язык». Особое внимание автором уделяется структуре глоссария и основным правилам его составления. Делается вывод о том, что преподавание иностранного языка в аспирантуре в профессионально направленном аспекте должно быть междисциплинарным. В данном контексте работа над двуязычным глоссарием, собирающем необходимые термины по изучаемой аспирантом специализации, входит в процесс подготовки к экзамену и становится важнейшей частью создания профессиональной компетенции будущего специалиста.

Ключевые слова: иностранный язык, аспирантура, научно-исследовательская работа, терминологический словарь, глоссарий, кандидатский минимум.

Annotation. Postgraduate training is the most important stage in the development of professionals in a particular field. One of the mandatory disciplines for studying in various areas of training is the discipline "Foreign language". The formation of cross-cultural and communicative competence allows not only to obtain the information necessary for the dissertation research of a postgraduate student, but also contributes to the establishment of contacts with foreign colleagues, expands the options for the publication activity of the researcher, opens up broad prospects for the future career of a postgraduate student. During the development of the postgraduate student's communicative competence, much attention is paid to the specialized vocabulary, as well as terminology. This knowledge allows you to get the necessary information from foreign sources, as well as to carry out independent competent translation from Russian into English. When completing a foreign language course in a postgraduate course, it is necessary to pass the Candidate's minimum exam. The article discusses the importance of compiling a glossary of terminology when working on an abstract for admission to the candidate's minimum exam. Studies have shown that the independent work of a postgraduate student on foreign texts and compiling a dictionary allows you to identify the interest of a postgraduate student in the problems being developed. Knowledge of the features of compiling a glossary helps postgraduate students in preparing for the candidate's minimum exam in the discipline "Foreign language". The author pays special attention to the structure of the glossary and the basic rules of its compilation. It is concluded that the teaching of a foreign language in postgraduate school in a professionally oriented aspect should be interdisciplinary. In this context, the work on a bilingual glossary that collects the necessary terms for the specialization studied by the graduate student is part of the exam preparation process and becomes an important part of creating the professional competence of the future specialist.

Keywords: foreign language,postgraduate studies, scientific research, a dictionary of terms, a Glossary, a candidate minimum.

Введение. Мировое научное сообщество в современном мире понимает приоритетной задачей образования подготовку кадров с высокой квалификацией, ответственных за результаты собственной профессиональной деятельности. Российская образовательная система, уделяя должное внимание как естественным, так и гуманитарным наукам, а также решению вопросов в смежных областях знания, акцентирует проработку фундаментальных задач наукисовместно с иностранными коллегами, что открывает более широкие перспективы для будущего как отрасли в целом, так и каждого человека. На различных уровнях подготовки (специалитета/бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) наиболее приоритетным становится приобретение языковых компетенций. Формируя профессиональную культуру личностии развивая ее компетенции в различных сферах знания, образовательная система достигает главной цели - создает достаточное количество подготовленных профессионалов, способных положительно влиять на общество [3].

Обучение в аспирантуре является важнейшим этапом совершенствования собственных знаний, а также помогает дополнить навыки, формирующие коммуникативную компетенцию, сделать ее более устойчивой и надежной. Благодаря этому улучшаются не только личные и профессиональные качества обучающегося, но и его навыкиразговора на иностранном языке с коллегами из других стран, направленные на то, чтобы делиться с ними опытом и получать отклик, немаловажный в научной среде. Профессиональное общение помогает в развитии научно-технической сферы каждой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.