17. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. -Тверь: ВА ВКО, 2007. - 196 с.
18. Сергеева М.Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения россии.(окончание. начало в № 1 2008 г.)//Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2 (16). - С. 63-68.
19. Соколова А.С., Сергеева М.Г. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры: Монография. -Курск, 2017. - 396 с.
20. Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Межпредметность в школьном образовании: исторический аспект и стратегии реализации в настоящем // Научный диалог. - 2018. - № 3. - С. 319-336.
21. Трубакова Д.И., Сергеева М.Г. Сформированность рефлексии педагога как фактор эффективности формирования социального интеллекта учащихся // Современный ученый. - 2017. - № 7. - С. 62-64.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Бжиская Юлия Вячеславовна
федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); кандидат филологических наук, доцент Чуриков Михаил Петрович
федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону)
ИСПОЛЬЗОВНАИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. На современном этапе профессиональное образование тесно связано с компетенциями. Одной из важных профессиональных компетенций является цифровая. Это объясняется тем, что современное общество обрабатывает большой поток информации, которое оно получает посредством интернета. В этой связи современный специалист должен иметь навыки владения информационными технологиями, а цифровые навыки должны стать неотъемлемой частью всеобъемлющей системы образования. В этой связи становится актуальным формирование цифровой компетентности специалистов с учетом разработки конкретных подходов к организации и проведению обучения с целью формирования этой компетенции. На современном этапе цифровые технологии широко применяются при обучении иностранному языку, имея свои преимущества. Набирающее обороты электронное обучение помогает студентам развивать ключевые компетенции, необходимые для успеха в цифровой экономике.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, цифровая компетентность, медиапространство, дистанционное обучение.
Annotation. Nowadays the professional education is closely connected with competences, one of which is digital. We can say, that every day a lot of information is taken from the internet by everyone. So, people must use the given information. That's why every specialist must have digital skills. Forming these skills is an important part of modern education. Different methods are used to form the digital competence. Every specialist is to use the internet. So, we say about digital competence. The last one is used in teaching foreign languages. Using digital competence helps forming other professional competences.
Keywords: professional competence, digital competence, internet, distance teaching.
Введение. На сегодняшний день в образовательном процессе применяются инновационные подходы и технологии. За последние 20-25 лет можно сказать о революционном вмешательстве в процесс обучения новых информационных технологий. Доказательством последнего послужило преподавание множества дисциплин с использованием нано-технологий, начиная с младшей школы и заканчивая высшей. Молодежь ХХ1 века с начальной школы и до вуза пользуется компьютерами или планшетами, поскольку в интернете хранится значительный объем информации.
В нашем контексте мы говорим о сфере образовательной и акцентируем внимание на использовании интернет в медиаобразовании. Так, в мире инновационных технологий и в постоянном потоке новой информации и коммуникаций интернет стал неотъемлемой частью жизни человека, доступ к которому реален практически в любое время и в любом месте.
Технологии медиаобразования помогают объединить изучение отдельных учебных курсов и предметов в единый процесс образования, так как одна из основных задач медиаобразования - формирование общих информационных умений, культуры работы с информацией, этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций. Безусловно, обучаясь в средней школе, ученик может воспользоваться гигантским потоком знаний определенной сферы при помощи медиатехнологий.
Ежедневно возрастает доля присутствия электронных носителей информации и различных методов работы с ними в образовательной среде. Внедрение компьютерных технологий в образование дает возможность повысить, во-первых, мотивацию школьников и студентов к обучению; во-вторых, создать благоприятные условия для самостоятельной работы. Рассмотрим более подробно процесс мотивации при использовании медиатехнологий, поскольку практика обучения показывает, что успешность и результативность любой деятельности зависит от побуждения и потребностей человека. В действительности методику мотивации следует использовать как фундаментальную основу для всех видов деятельности на занятиях. Встает вопрос о побуждении мотивации к обучению, поскольку мотивация - это стимул к получению знаний, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.
В период обучения в школе ребятам приходится изучать целый ряд предметов, основные положения которых важны для формирования их личности. Безусловно, что у всех обучающихся разнятся интересы. Одни тяготеют к точным наукам, другие к гуманитарным. Иными словами, некоторые предметы очень интересны обучающимся и информация, полученная на занятиях, недостаточна для них. В данном случае на помощь и приходит сеть под названием Интернет с бескрайним потоком информации, мотивируя обучаемого к изучению нового материала. Одновременно обучающийся учиться работать самостоятельно, что особо важно для любого человека.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время происходит очень быстро развитие медиатехнологий и благодаря этому появляются все новые формы получения знаний, позволяющие изменить классический формат обучения и преподавания на новый уровень обучения. Данной точки зрения придерживаются Волкова И.А., Петрова В.С., Лапкин В.С. и др. Так, мультимедийные компьютерные технологии позволяют педагогу оперативно совмещать всевозможные средства, которые как раз и способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала; экономить время урока;
насытить его новой и полезной информацией. Можно с уверенностью сказать, что результативность получения знаний возрастает. С другой стороны, медиатехнологии способствуют развитию творчества, стимулируют образовательный процесс. Рассмотрим на примере преподавание иностранного языка с помощью медиатехнологий.
Безусловно, внедрение медиатехнологий в образовательный процесс повлияли и на методику преподавания иностранных языков на современном этапе. Перед современным преподавателем иностранного языка стоит задача использовать привычную для обучающихся онлайн-среду в образовательных целях, суметь построить занятие более эффективным. В данном контексте мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, который является основным средством коммуникации, является основополагающей. Иными словами, мотивация является ключевым фактором и при изучении иностранного языка.
Внедрение различных компьютерных технологий в образование дает возможность использовать компьютерные игры при обучении иностранному языку. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода с применением компьютера. По мнению Пренски, в игре проявляются особенно полно и неожиданно способности любого человека. Стоит разделить мнение ученого относительно того, что человеческая культура возникла и развертывается как игра [8].
Так, компьютерные игры выступают помощником обучающихся и позволяют выбирать подходящее средство и форму для выражения мыслей в онлайн-режиме. В данном случае речь идет о письменной форме обучения, поскольку в современном информационном обществе ребята пишут гораздо больше, чем раньше, создавая письменные произведении посредством информационных и коммуникационных технологий.
В связи с вышеизложенным встает актуальная задача поиска эффективного способа формирования иноязычного письменного дискурса. Одним из решений данной проблемы является применение социальных сервисов. Опять немаловажна мотивация обучающихся к использованию социальных сетей в процессе обучения иностранному языку. С этой целью задания проблемного характера, проектные задания, задания поиска новой информации, уточнения полученной информации применяются на занятиях по иностранному языку.
Современные образовательные технологии в процессе обучения иностранному языку предполагают формирование и развитие речевых умений обучаемых, которые позволят им стать реальными участниками межкультурной коммуникации, что особо актуально на сегодняшний день.
Действительно, обучение иностранному языку на современном этапе не ограничивается передачей лингвистических знаний, умений и навыков. По мнению педагогов иностранного языка, успешные и эффективные контакты с представителями других культур невозможны без практических навыков в межкультурном общении. Бжиская Ю.В. считает, что необходимо формирование способности студентов к участию в межкультурной коммуникации, которое особо важно в условиях, когда происходит смешение народов, языков и культур. Иными словами, необходимо подготовить студентов к эффективным межкультурным контактам на уровне межличностного общения. Значит необходимо формирование практических навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур.
Посредством сети интернет обучающиеся вступают в диалог, а значит и осуществляют коммуникацию. Стоит учитывать, что меняются и правила использования языка, поскольку появляются новые технологии и новые возможности для коммуникации.
По мнению американских ученых, новые технологии обучения иностранному языку предполагают приобщение обучающихся к новой коммуникации в Интернет с использованием ИКТ с самого начала, что, в свою очередь, поспособствует формированию навыков и умений необходимых для осуществления речевой деятельности онлайн.
Новая речевая деятельность изменяет наш взгляд на язык и на правила его использования. Так, в связи с изменением средств оформления, передачи информации в Интернете трансформируются процессы понимания, декодирования при чтении и как следствие - изменяется репертуар умений и навыков, нужных для чтения. Стоит рассмотреть внедрение в учебный процесс некоторых современных технических средств и методик преподавания.
Итак, методы коммуникативной педагогики обеспечивают максимальное вовлечение студентов в процесс обучения, которые прибегают к новым технологиям для осуществления коммуникации. Web-чаты дают возможность практиковаться в общении на иностранном языке. Интернет-ресурсы изобилуют доступными оригинальными материалами, поскольку социальные сети предлагают общаться с реальными носителями языков из различных культурных сред.
Однако наличие многоплановых возможностей и преимуществ применения современных информационных технологий не могут решить задачу изучения иностранного в одночасье. Это объясняется тем, что даже разнообразие форм обучения не может подойти всем. Значит необходимо учитывать предпочтения пользователей и их отношение к различным формам обучения. В этой связи актуальным является исследование, которое ставит своей задачей изучение потребностей и предпочтений людей при выборе форм обучения иностранному языку. Обратимся к исследованию сотрудницы Венского университета экономики и бизнеса Рут Триндер, которая провела исследование на базе австрийских университетов, проведя опрос 175 студентов, которым предложили отметить наиболее часто используемые технологии, их пользу при обучении иностранному языку.
Результаты опроса выявили частоту использования различных технологий на английском языке: онлайн-словари, просмотр новостей, использование обучающих приложений, электронной почты. На современном этапе обучения, в образовательный процесс включено изучение второго иностранного языка. Как показывает статистика, при изучении второго иностранного языка наибольшей популярностью пользуются электронные словари (94%). 42% студентов используют различные приложения в виде тематических сайтов [8]. Самое большое предпочтение студенты отдают технологиям, обеспечивающим визуальное и звуковое сопровождение. Это объясняется, во-первых, огромным для студентов материалом при изучении неформального, живого английского языка; во-вторых, наличием возможности улучшать языковые навыки и произношение. Таким образом, создается искусственная иноязычная среда в процессе обучения иностранным языкам, которая и решает один из проблемных вопросов современной методики.
Результат опроса студентов Ярославского государственного технического университета показал, что ярославские студенты используют аналогичные зарубежные сервисы при изучении иностранного языка - онлайн-словари и фильмы. Социальные сети, электронные книги, новостные сайты и онлайн-пособия по грамматике, по мнению студентов, считаются наиболее полезными при изучении иностранного языка. По мнению студентов, изучение иностранного языка в медиапространстве способствует совершенствованию уже существующего уровня языка и овладению навыками практической работы с зарубежными источниками информации. Однако студенты Ярославского вуза нечасто применяют в образовательном процессе обучающие приложения и электронную почту [8].
За последнее время все большую популярность в том числе и при изучении иностранного языка приобретают дистанционные формы обучения и школьников, и студентов, которые предоставляют обучающимся возможность получать знания на расстоянии. В данном случае весь учебный материал представлен в электронной форме. Стоит отметить, что
дистанционное обучение особо приемлемо для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако в период пандемии 2020 года весь учебный процесс был переведен на удаленную форму получения и оценки знаний.
По сути определение дистанционной формы обучения предполагает «удаленность». Данной точки зрения придерживается и Хуторский А.В. Ученый подчеркивает, что субъекты обучения, имея временную и пространственную удаленность, могут осуществлять образовательный процесс» [7]. Гаррисон Д. и Шейл Д. пишут о том, что дистанционное обучение создает условие лучшему взаимодействию между преподавателем и студентом, потому что между ними пространственное и временное пространство [4].
Институт содержания и методов обучения Российской академии образования дал более полное определение дистанционному обучению. Он определил его как «взаимодействие преподавателя и обучаемых между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые определенными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность)» [4].
Рассмотрим дистанционные формы обучения школьников, студентов, используемые в современной педагогике. Самым популярным из всех методов является получение высшего образования, повышение квалификации или переквалификации дистанционно. Высшие учебные заведения используют дистанционное обучение студентов, пользуясь сайтом. Самые распространенные дистанционные формы обучения это: просмотр видео, чтение лекций, выполнение лабораторных работ, участие в форуме или проекте. Последней и наиболее многогранной формой обучения дистанционно является форум. Данный вид классифицируется на: исследовательские (анализ данных, проведение эксперимента самим студентом); творческие (телекоммуникационные экскурсии, конкурсы по проектам); информационные (обмен разнообразной информацией); практико-ориентированные (публикации статей).
Можно с уверенностью сказать, что форма дистанционного обучения как форум может содержать большое количество информации по определенной теме, которая и представлена для обсуждения. Форум может проходить как с участием преподавателя, так и без него. Мы считаем, что такая форма как форум очень полезна в преподавании иностранного языка и должна быть внедрена в процесс обучения, поскольку практически не применяется при обучению иностранному языку.
Современная методика преподавания в высшей школе, в том числе и иностранного языка, предполагает различные виды занятий дистанционной формы обучения для студентов. А именно:
Чат-занятия - это занятия в чате с преподавателем. Все студенты должны включиться в него и быть на связи.
Веб-занятия - это различного рода семинары, практические занятия, конференции.
Телеконференции - это группа рассылок, которую студенты используют через электронную почту.
Для осуществления дистанционной формы обучения у каждого студента и преподавателя имеется логин и пароль для входа в систему, посредством которой студент сдает контрольные работы, проходит тестирование; имеет возможность получить лекционный материал, задания, видео-лекции, используя технические средства - компьютер, планшет или ноутбук. С другой стороны, педагог имеет возможность проконтролировать выполненные студентом задания, контрольные работы, предоставить учебный материал.
Стоит остановиться на использовании дистанционной формы обучения в период пандемии, когда были установлены ограничения общения. Практически все образовательные заведения были переведены на эту форму обучения и работы с обучающимися. Основное условие - это наличие электронного носителя и подключение к сети интернет. Согласно учебного расписания студенты получали информации на видео-лекциях, задания на выполнение практических заданиях. Стоит отметить, что учебное время, выделенное по программе на изучение иностранного языка, делилось на проведение занятия в режиме онлайн трансляции и проверки выполнения заданий в асинхронке. Из проведенного времени в период пандемии можно сделать вывод, что студенту приходилось постоянно выполнять тестирование, контрольные и практические задания. В данном случае, обучающиеся приобретали устойчивые автоматизированные навыки. Действительно, формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания, и повторения за диктором упражнений на аудио и видео-носителях, флеш-картах. Дистанционная форма обучения дает возможность параллельно совмещать и учебу, и работу для студентов, что в свою очередь дает больше перспектив для личностного и профессионального роста в целом.
Выводы. Подвоя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что дистанционная форма обучения как вариации современной методики преподавания и обучения, в том числе и иностранному языку, способствует формированию навыков самостоятельного поиска ответов, а также обучение через взаимодействие. Основной акцент, с нашей точки зрения, должен сделан быть на взаимодействии студентов друг с другом.
Можно добавить уже сложившиеся мнение о том, что использование медиатехнологий будет возрастать, о чем свидетельствует присутствие электронных носителей информации в образовательном пространстве и углубление методов работы с ними. Данный аспект позволяет развить позитивное отношение обучаемых к процессу познания нового материала, стимулирует самостоятельное изучение нового, создает благоприятные условия для систематической учебной работы. Все вышесказанное - предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста будущего.
Литературы:
1. Бжиская Ю.В., Котляренко Ю.Ю. К вопросу о культурологическом аспекте в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. // Транспорт. - Ростов-на-Дону: РГУПС. - 2020. - С. 117-122
2. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании. // Вестник НВГУ. - Нижневаторск, 2019. - № 1. - С. 17-24
3. Дунаева Л.А., Руис-Соррилья Крусате М., Руденко-Моргун О.И. Проблемное поле «компьютерной лингводидактики». // Гибкая модель иноязычного образования: проблемы, тенденции, перспективы. - Материалы 111 Международной научно-практической конференции РГТУ, 19-20 мая 2010. - М., 2010.
4. Романова Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения / Н.Л. Романова // Педагогика высшей школы. - 2018. - №2. - С. 5-8. - URL https://moluch.ru/th/3/archive/86/3178/ (дата обращения: 17.10.2019).
5. Лапкин В.С. Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразователной школы. // молодой ученый. - 2019. - № 12. - С. 270-273
6. Потемкина Т.В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя // Выпуск 2 (35), 2018
7. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2015. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
8. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. // Современные паодходы к компетентностноориентированному образованию. - Самара, 2001. - С. 43-49.
9. Prensky M. Digital game-Base Learning. - N.Y.: McGraw-Hill, 2001. - 442 p.
Педагогика
УДК 37.013.43
кандидат педагогических наук, доцент Ботя Марина Валерьевна
Институт искусств и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск); старший преподаватель Фадеева Вера Викторовна
Институт искусств и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск)
РОЛЬ ВЫСТАВКИ В ОУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И
ТЕКСТИЛЯ»
Аннотация. Статья раскрывает такое понятие как художественная выставка и затрагивает вопросы необходимости качественной организации студенческих выставок в учебном процессе вуза. В статье поднимаются вопросы роли выставочной деятельности в формировании профессиональных навыков художников по костюму, анализируется состояние вопроса на сегодняшний день, поднимаются проблемы реализации выставочной работы в учебном процессе. Рассматриваются навыки, которые можно сформировать и закрепить в процессе формирования выставки. Отмечаются аспекты, которые необходимо учитывать при организации студентами выставки в учебном заведении с тем, чтобы эта работа стала важной частью учебного процесса, способствующего качественному формированию у студентов социально-личностных компетенций и повышению качества образования будущих художников по костюму.
Ключевые слова: выставка, творчество, искусство, костюм и текстиль, оформление выставки, учебный процесс, образование, качество.
Annоtation. The article reveals such a concept as an art exhibition and touches on the need for high-quality organization of student exhibitions in the educational process of the university. The article raises questions of the role of exhibition activity in the formation of professional skills of costume designers, analyzes the state of the issue today, raises the problem of implementing exhibition work in the educational process. Skills that can be formed and consolidated in the process of forming an exhibition are considered. The aspects that need to be taken into account when students organize an exhibition in an educational institution so that this work becomes an important part of the educational process, contributing to the qualitative formation of students' social and personal competencies and improving the quality of education of future costume designers.
Keywords: exhibition, creativity, art, costume and textiles, exhibition decoration, educational process, education, quality.
Введение. Явление «художественная выставка», проблемы связанные с дальнейшим развитием этого явления в современном социуме, его технологии, значение и роль в учебном процессе, несомненно, заслуживают внимания педагогического сообщества. Современные культурологи, искусствоведы, историки искусства в своих исследованиях, посвященных организации выставок, уделяют большое внимание таким аспектам, как анализ искусства экспозиции (Майстровская М.Т. [8]), систематизация экспозиционных решений (Калугиина Т.П. [4]), коммуникация в выставочной деятельности (Каримова Л.М. [5]). Написано много учебных пособий по этому вопросу для студентов разных направлений подготовки (Лысикова О.В., Столяров Б.А., Калита С.П. [7, 11, 2, 3]), в которых информативно и содержательно раскрываются сведения об истории и развитии художественных выставок, как в России, так и за рубежом. Аспект педагогического влияния на студентов данного вида деятельности рассматривается Столяровым Б.А. [11]. Некрасова-Каратеева О.Л., Ботя М.В., Кравченко К.А., Шишкина В.А. исследуют влияние выставок на формирование профессиональных компетенций будущих художников-педагогов [9, 1, 6, 12].
Художественная выставка в современном теоретико-педагогическом аспекте - это инструмент расширения эстетического, культурного, информационного уровня личности, который способствует общению и культурному взаимодействию различных возрастных групп, представителей разных социальных слоев, людей разных профессий.
Изложение основного материала статьи. Одним их инструментов, способствующих повышению качества образования будущих художников по костюму, мы видим художественные выставки, организуемые и проводимые непосредственно в стенах вуза. Студенческая вставка или выставка, организуемая непосредственно учащимися, позволяет преподавателям и работодателям немного заглянуть вперед, поскольку уже сегодня, в процессе творческой деятельности студентов, можно рассмотреть будущих лидеров, профессионалов своего дела.
Современная педагогическая наука считает, что выставка как явление оказывает существенное влияние на развитие художественного образования в целом.
Организацию студенческой выставки можно рассматривать как «активность» с импровизационной частью. К сожалению, на практике выставка в стенах вуза проходит как явление обыденное. И завершается в лучшем случае обсуждением студенческих работ. Потенциал, заложенный в исходном состоянии данного «действа», на наш взгляд, не используется в полной мере.
Множество выставок ежедневно открывается по всему миру. Популярность их только растет от года к году. Сама выставка явление быстротечное. Но несоизмерим вклад этого явления в становление и развитие духовно-нравственной основы молодого поколения.
Несомненно, что формирование экспозиции выставки тоже является искусством, требующим знаний, творческой фантазии, развитого художественного вкуса.
Художественная выставка пробуждает развитие ценностного отношения к произведению искусства, раскрывает эстетически-чувственный опыт. Научно-теоретическая основа данного сложного процесса у студентов - художников рассматривается в работах Рыловой Л.Б. [10].
В практике высшей школы, экспонируемые студенческие работы, иногда не совсем «полноценные» в художественном отношении и, тем не менее, несут в себе эстетику, позволяют наработать опыт, мастерство.
Задачи студенческой выставки, проводимой в учебном заведении, могут быть разнообразными. Организация выставки может ранжироваться по содержанию, тематике, характеру, форме.
Выставки могут формироваться в соответствии с этапами учебного процесса. Отчетные, семестровые, выставки по итогам практики, выставки набросков, курсовых проектов, дипломных работ. Тематические выставки могут откликаться на значимые даты. Направление конкурсных выставок - это выявление лучших работ по заданной тематике. На самом деле, наполнение выставок и диапазон тем весьма разнообразен. Бесценен опыт и спектр компетенций, которые формируются в процессе организации и оформления выставки именно студентами.
В зависимости от поставленных задач и возможностей выставочных площадей, выставка может быть организована в цифровом формате, интерактивно. В широком смысле, современные исследователи понимают интерактивность как