Научная статья на тему 'ВЫСТАВОЧНО-ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА КАК ПРИМЕР СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЫСТАВОЧНО-ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА КАК ПРИМЕР СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выставочное пространство / кафедра дизайна / обучающиеся / куратор / коллекция / декоративно-прикладное искусства / творчество молодых / художник / этапы / организационная работа / exhibition space / department of Design / students / curator / collection / decorative and applied arts / creativity of young people / artist / stages / organizational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлеюк Светлана Геннадьевна

В последнее десятилетие в России произошел стремительный рост выставочных пространств, возросла актуальность организации выставок современного искусства и дизайна. Профессорско-преподавательский состав кафедры дизайна Оренбургского государственного университета выступает в роли организаторов и кураторов различных выставочно-экспозиционных мероприятий города Оренбурга. Не случайно среди дисциплин направления подготовки «Дизайн» появление предмета «Выставочно-экспозиционная деятельность», компетенция, цель и задачи которой связаны с приобретением у обучающихся комплекса знаний, содержащих технологии и приемы организации демонстрационно-выставочных мероприятий для последующего применения их в процессе профессиональной, творческой демонстрационно-выставочной деятельности. Теоретические и практические навыки студенты получают в том числе и в процессе формирования очередных выставочных мероприятий кафедры. Рассмотрены основные выставочные проекты, курируемые кафедрой, относящиеся к различным видам изобразительного искусства и истории дизайна. В статье отражен опыт организации ряда постоянных выставок, среди которых есть авторские тематические; групповые профессиональные; групповые, включающие современные творческие тенденции молодых авторов; групповые выставки-распродажи. Определяется значимость участия в выставках профессорско-преподавательского состава и студентов, обучающихся по направлению подготовки Дизайн, выявляется роль куратора. Участие и активность обучающихся в проектах кафедры видится важной составляющей прикладного аспекта обучения, поскольку в значительной степени способствует систематизации, углублению и расширению полученных теоретических знаний. Выставки, организуемые кафедрой, имеют различные принципы и приемы организационной и экспозиционной работы, но все их объединяет гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и креативных возможностей. Предложенные приемы и принципы проектирования приближают учебную деятельность учащихся к реальной работе. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале профессиональных экспозиций в формировании специалиста в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITION WORK AS AN EXAMPLE OF STIMULATING STUDENTS FOR ARTISTIC, RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES

In the last decade, there has been a rapid growth of exhibition spaces in Russia, the relevance of organizing exhibitions of contemporary art and design has increased. The teaching staff of the Department of Design of Orenburg State University acts as organizers and curators of various exhibition and exposition events of the city of Orenburg. It is not by chance that among the disciplines of the training direction «Design» the appearance of the subject «Exhibition and exhibition activity», the competence, the purpose and objectives of which are associated with the acquisition of a complex of knowledge from students containing technologies and techniques for organizing demonstration and exhibition events for their subsequent application in the process of professional, creative demonstration and exhibition activities. Students receive theoretical and practical skills, including in the process of forming the next exhibition events of the department. The main exhibition projects supervised by the department related to various types of fine art and design history are considered. The article reflects the experience of organizing a number of permanent exhibitions, among which there are author’s thematic; group professional; group, including modern creative trends of young authors; group exhibitions-sales. The importance of participation in exhibitions of the teaching staff and students studying in the field of Design training is determined, the role of the curator is revealed. The participation and activity of students in the projects of the department is seen as an important component of the applied aspect of training, since it greatly contributes to the systematization, deepening and expansion of the theoretical knowledge obtained. The exhibitions organized by the department have different principles and techniques of organizational and exposition work, but they are all united by a flexible model of the organization of the educational process, focused on the creative self-realization of the developing personality of the student, the development of his intellectual and creative capabilities. The proposed techniques and design principles bring students’ learning activities closer to real work. The results of the study expand knowledge about the methodological potential of professional expositions in the formation of a specialist in the field of design.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВОЧНО-ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА КАК ПРИМЕР СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-145 УДК 378.147(470.56):72.012+069]

Шлеюк С.Г.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: svetlanchikdis@yandex.ru

ВЫСТАВОЧНО-ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА КАК ПРИМЕР СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последнее десятилетие в России произошел стремительный рост выставочных пространств, возросла актуальность организации выставок современного искусства и дизайна. Профессорско-преподавательский состав кафедры дизайна Оренбургского государственного университета выступает в роли организаторов и кураторов различных выставочно-экспозиционных мероприятий города Оренбурга. Не случайно среди дисциплин направления подготовки «Дизайн» появление предмета «Выставочно-экспозиционная деятельность», компетенция, цель и задачи которой связаны с приобретением у обучающихся комплекса знаний, содержащих технологии и приемы организации демонстрационно-выставочных мероприятий для последующего применения их в процессе профессиональной, творческой демонстрационно-выставочной деятельности. Теоретические и практические навыки студенты получают в том числе и в процессе формирования очередных выставочных мероприятий кафедры. Рассмотрены основные выставочные проекты, курируемые кафедрой, относящиеся к различным видам изобразительного искусства и истории дизайна. В статье отражен опыт организации ряда постоянных выставок, среди которых есть авторские тематические; групповые профессиональные; групповые, включающие современные творческие тенденции молодых авторов; групповые выставки-распродажи. Определяется значимость участия в выставках профессорско-преподавательского состава и студентов, обучающихся по направлению подготовки Дизайн, выявляется роль куратора. Участие и активность обучающихся в проектах кафедры видится важной составляющей прикладного аспекта обучения, поскольку в значительной степени способствует систематизации, углублению и расширению полученных теоретических знаний. Выставки, организуемые кафедрой, имеют различные принципы и приемы организационной и экспозиционной работы, но все их объединяет гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и креативных возможностей. Предложенные приемы и принципы проектирования приближают учебную деятельность учащихся к реальной работе. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале профессиональных экспозиций в формировании специалиста в области дизайна.

Ключевые слова: выставочное пространство, кафедра дизайна, обучающиеся, куратор, коллекция, декоративно-прикладное искусства, творчество молодых, художник, этапы, организационная работа.

Shleyuk S.G.

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: svetlanchikdis@yandex.ru

EXHIBITION WORK AS AN EXAMPLE OF STIMULATING STUDENTS FOR ARTISTIC, RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES

In the last decade, there has been a rapid growth of exhibition spaces in Russia, the relevance of organizing exhibitions of contemporary art and design has increased. The teaching staff of the Department of Design of Orenburg State University acts as organizers and curators of various exhibition and exposition events of the city of Orenburg. It is not by chance that among the disciplines of the training direction «Design» the appearance of the subject «Exhibition and exhibition activity», the competence, the purpose and objectives of which are associated with the acquisition of a complex of knowledge from students containing technologies and techniques for organizing demonstration and exhibition events for their subsequent application in the process of professional, creative demonstration and exhibition activities. Students receive theoretical and practical skills, including in the process of forming the next exhibition events of the department. The main exhibition projects supervised by the department related to various types of fine art and design history are considered. The article reflects the experience of organizing a number of permanent exhibitions, among which there are author's thematic; group professional; group, including modern creative trends of young authors; group exhibitions-sales. The importance of participation in exhibitions of the teaching staff and students studying in the field of Design training is determined, the role of the curator is revealed. The participation and activity of students in the projects of the department is seen as an important component of the applied aspect of training, since it greatly contributes to the systematization, deepening and expansion of the theoretical knowledge obtained. The exhibitions organized by the department have different principles and techniques of organizational and exposition work, but they are all united by a flexible model of the organization of the educational process, focused on the creative self-realization of the developing personality of the student, the development of his intellectual and creative capabilities.

The proposed techniques and design principles bring students' learning activities closer to real work. The results of the study expand knowledge about the methodological potential of professional expositions in the formation of a specialist in the field of design.

Key words: exhibition space, department of Design, students, curator, collection, decorative and applied arts, creativity of young people, artist, stages, organizational work.

Современный период отмечен стремительным ростом выставочных пространств в различных городах России, популярностью организации выставок современного искусства и дизайна, включающих различные виды творчества. Актуальность данного процесса неизменно возрастает, феномен выставочного пространства становится важным и необходимым в современной городской среде, что требует осмысленного подхода и комплексной рефлексии при работе с ним. Город Оренбург, следуя за общероссийскими тенденциями, пополняет городскую среду новыми музеями, галереями, частными выставочными залами, организациями однодневных выставок, выставок выходных дней, выставок под открытым небом на различных общественных территориях и т. д., что значительно сближает мир изобразительных практик со зрителем. Демонстрационно-выставочная деятельность осваивает новые для себя пространства, тем самым представляя творческие произведения в новой среде и новом образе. При этом внутренняя организация и экспонирование выставок на протяжении последних лет претерпевает существенные изменения, вызванные взаимосвязью организуемого пространства экспозиции с представляемым в нем предметом, формирующим новые культурные и исторические контексты. Так, на современном этапе в многонациональном городе Оренбурге под влиянием различных факторов, складываются новые и переосмысливаются традиционные стандарты организации выставочного пространства и формирования отдельных экспозиций.

«Особый интерес, - указывает теоретик искусства И.В. Русакова, - вызывает организация выставочного пространства, что включает в себя стендовые экспозиции, показы и презентации, которые позволяют увидеть продукт с точки зрения различных его характеристик. Создание таких площадок также является одним из узких направлений дизайна среды, аккумулирующих в себе самые новаторские идеи, так как именно благодаря грамотно оформленной экспозиции происходит правильное восприятие продукта и появляется первый к нему интерес» [1; с. 345-346]. На волне современных тенденций, сопряженных с развитием культурной городской среды, вполне оправдано появле-

ние на кафедре дизайна Оренбургского государственного университета профиля Дизайн среды дисциплины «Демонстрационно-выставочная деятельность», направленной на организацию и формирование выставочных пространств, а также общепрофессиональной компетенцией «...организовывать, проводить и участвовать в выставках, конкурсах, фестивалях и других творческих мероприятиях» (ОПК-5) [2]. Основной целью изучения дисциплины является развитие у обучающихся комплекса знаний, содержащих технологии и приемы организации демонстрационно-выставочных мероприятий для последующего применения их в процессе профессиональной, творческой демонстрационно-выставочной деятельности в сфере культуры. Задачи обучения дисциплины «Демонстрационно-выставочная деятельность» включают необходимость знакомства с технологиями организации демонстрационно-выставочных мероприятий и их информационного сопровождения, а также изучение современных материалов и приемов, используемых в организации и дизайне выставочного пространства. Дисциплина включает в себя большой веер информации, теории и практики и является необходимой в процессе обучения будущего профессионала дизайнера. Также необходимо указать, что постреквизитом рассматриваемой дисциплины является предмет «Организация проектной деятельности в дизайне среды». Таким образом дисциплина «Демонстрационно-выставочная деятельность» в своей практической и теоретической части, формирует знания, умения, навыки и компетенции последующей профессиональной деятельности дизайнера.

Кафедра дизайна Оренбургского государственного университета ведет выпуск профессионалов дизайнеров уже более 20 лет. На всем протяжении работы кафедры ее преподавательскую деятельность дополняет экспозиционно-выставочная работа, демонстрирующая как исследовательскую, творческую, проектную деятельность профессорско-преподавательского состава, так и обучающегося студенчества. Исследовательская деятельность студентов в процессе подготовки выставочного проекта понимается как форма организации учебно-методической работы, связанной с решением проектных и творческих задач в области науки

и искусства и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Организация последовательного процесса требует использования современных педагогических технологий и особой адаптированной проектной методики. Исследователь проектной деятельности в высших учебных заведениях Л.М. Шамшина указывает: «Особую значимость здесь приобретает проектный метод, который позволяет студентам овладеть организацией практической деятельности по всей научно-исследовательской и технологической цепочке - от идеи до её воплощения...» [3, с. 15]. В последние годы на кафедре формируется методика ведения всех этапов экспозиционной деятельности - от научно-исследовательского (подготовительного) до практико-ориентиро-ванного проектно-технологического, которые применяются в процессе подготовки ряда постоянных выставочных проектов, курируемых кафедрой. Среди выставочных проектов кафедры есть авторские тематические; групповые профессиональные, демонстрирующие определенный вид изобразительного искусства; групповые, включающие современные творческие тенденции молодых авторов и групповые выставки-распродажи. Словосочетание «современная художественная выставка», казалось бы, вполне привычно, - указывает исследователь Н.В. Порчайкина, - но сегодня художественные выставки расширяют свои функции, появляются новые по способу подачи экспозиционные

площадки, современные технологии выводят искусство экспозиции на новый уровень. [4, с. 185]. Выставки, организуемые кафедрой, имеют различные принципы и приемы организационной и экспозиционной работы, но все их объединяет гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и креативных возможностей.

Формирование художественно-образного решения экспозиции связано с индивидуальностью организатора (куратора), его авторским видением смыслового наполнения и пространственного решения подачи материала. Индивидуально-авторский фактор построения концепции экспозиций выставок имеет решающее значение на кафедре дизайна Оренбургского государственного университета. Кафедра обладает мощным педагогическим составом, имеющим большой опыт теоретической и практической работы в области дизайна, изобразительного искусства, искусствоведения, архитектуры, краеведения. На кафедре преподают члены Союза художников России и члены Союза дизайнеров России, основная часть преподавательского состава имеет научные звания кандидатов искусствоведения, что несомненно играет важнейшую роль в формировании

ГП.КТМ'ПчЛ

Рисунок 1 - Г.А. Найданов на открытии выставки со студентами кафедры Рекламный плакат выставки «Сладкая коллекция» 2023г. Автор ст. 1 курса гр. 21Д(ба) Шатохин А.

собственной политики в области организации выставочных пространств. Под руководством опытных преподавателей происходит формирование концептуального содержания выставок, авторское наполнение ощущается в выборе тематики и принципов организации экспозиционного пространства. «Разработка концепций экспозиций, - указывает научный сотрудник лаборатории музейного проектирования РИК, искусствовед М.Т. Майстровская, - становится одним из важнейших этапов ее построения, требуя от авторов научного обоснования, выявления закономерностей взаимных отношений объектов показа, определения различных аспектов, влияющих на создание целостного художественного образа» [5, с. 4].

На протяжении более 20 лет Г.А. Найда-нов - искусствовед, доцент кафедры дизайна ОГУ, Заслуженный работник культуры РФ - на основе уникальной авторской коллекции, занимается формированием экспозиций выставок, демонстрирующих объекты материальной культуры истории мира. Выставки, организованные Г.А. Найдановым, различны по своим тематическим направлениям, но всех их объединяет единая смысловая задача - представление вещи как произведения искусства и дизайна, как олицетворение определенного промежутка развития культуры и истории. На современном этапе заметно возрастает значение и роль экспоната, раскрывающего, по словам исследователя Е.Ю. Артемьевой «... мощный арсенал культурных напластований», создающий «... определенный смысловой слой языка, языка визуальной формы, насыщенный символическими и культурно-историческими ассоциациями» [6, с. 98]. Сам факт представления и популяризации частных коллекций демонстрируют возрастание роли научного аспекта экспозиции, что особенно важно для студентов, обучающихся на кафедре дизайна ОГУ. В подготовительном этапе формирования целостного гармоничного ансамбля выставки принимают самое непосредственное участие студенты кафедры. Обучающиеся, на основе представленных куратором подлинников, занимаются научно-исследовательской деятельностью: восстановлением экспонатов, их систематизацией и оформлением, адаптируя редчайшие произведения дизайна и искусства к экспозиции. Соответственно, на

этапе подборки выставочных материалов, одновременно происходит практическое и теоретическое освоение дисциплины «Демонстрационно-выставочная деятельность», у студентов формируется осознанное научное изучение и осмысление экспонатов, который становится наиболее важным объектом углубленного исследования. Этап научного изучения и понимания экспонатов коллекций на основе подлинника, воспитывает неизменный интерес обучающихся к научному и исследовательскому направлению работы над выставкой.

Практико-ориентированный этап включает непосредственную работу обучающихся в процесс формирования экспозиционного пространства. Куратор, демонстрируя студентам принцип компоновки экспонатов в витринах, предлагает им включиться в создание композиций витрин с учетом цельного художественно-образного замысла выставки. Графическая продукция, включающая рекламные плакаты и пригласительные билеты, рекламирующая мероприятие, выполняется также студентами кафедры дизайна. Студенты, таким образом осваивают знания, умения, навыки и компетенции композиционного построения экспозиции выставки и ее графического оформления, а по сути приобретают практический опыт проек-тно-технологической работы.

Таким образом, в индивидуально-авторских коллекционных экспозициях Г. А. Найда-нова происходит синтезирование научно-образовательного и практико-ориентированного аспектов, а гармоничный, эстетичный и высококультурный дизайн выставочного пространства, учитывающий, как представление каждого отдельного экземпляра, так и всего образа выставки в целом служит популяризации и все возрастающему интересу к подобного рода мероприятиям. Выставки Геннадия Александровича тематически относятся к истории графического дизайна, так последняя выставка «Сладкая коллекция. Когда фантики слаще конфет», открывшаяся 16 сентября 2023 года в зале Арт-пространства Оренбургского государственного университета посвящена теме графического оформления кондитерской промышленности.

Огромное значение для организации выставок и дальнейшей пропаганды выставочно-экспозиционной работы является факт откры-

тия и активной деятельности Арт-пространства в учебном корпусе ОГУ, на котором вот уже три года проводятся экспозиции, организованные кафедрой дизайна.

Много лет Заслуженный художник России, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Алла Александровна Васильченко является организатором и куратором выставки декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий», проводимой в центральном выставочном зале города Оренбурга. Кардинальная смена концепции, статуса, формата, замена названия выставки произошла во время преподавательской деятельности Аллы Александровны на кафедре дизайна. Формированию нового концепта способствовали давние научно-методические отношения на уровне проведения и участия в конференциях, творческих конкурсах и выставках кафедры дизайна и высших учебных заведений творческого направления Башкирии и Казахстана. Так в 2011 году выставка декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий», проводимая в рамках Всероссийского фестиваля «Оренбург - столица российского дизайна - 2011» приобрела обширный круг новых участников и международный статус. С тех пор выставка пользуется огромной популярностью не только у профессионалов художников городов России и ближнего Зарубежья, но и у студенческой творческой молодежи, имеющей возможность выставить на данной площадке свои произведения.

Каждый представленный экспонат в выставочном пространстве становится самоценным

эстетическим объектом, наполняясь новыми смыслами и значениями внутри экспозиционного поля воспринимается совершенно иначе. Работы выражают дух времени, являются по сути отражением современности, что делает выставку декоративно-прикладного искусства еще более значимой и актуальной. «Эстетического освоения действительности, - указывает известный искусствовед В. Тасалов, - не существует вне конкретных выразительных возможностей предметной формы, делающих её зеркалом человеческого, идейного содержания» [7, с. 46].

В процессе организационной работы и на этапе подготовки экспозиции кафедра дизайна Оренбургского государственного университета активно сотрудничает с Оренбургским областным музеем изобразительных искусств и ООО ВТО «Союз художников России» при поддержке Министерства культуры Оренбургской области. Искусствовед А.А. Васильченко в описании проекта отмечает: «История и развитие проекта «Международная выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства успешно продолжается и в настоящее время. Так, художественная, общественно-социальная, между-

M»"»oi-ocr»o гуч,туры и ■иоимч сим»* Оре^даспай о

QiWHftypicsoe овлостс» сп№4>«ив 0<ОО Сеюз кудотиия Россия»

международная выставка 201 8

лекоративмо-прикладмого искусства аррнкург

БРАЗЬ1

изменчивых фантазий

*ННПЮ

■¿¡¡¡¡ЭК*

ЮАШХ

.-'.rj

Рисунок 2 - Васильченко А.А. на открытии вернисажа. Каталог выставки «Образы изменчивых фантазий»

2020 г.

народная значимость в культуре Оренбуржья, как центре Евразии, обусловили включение проекта «Международная выставка декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий-2022» в стратегический проект «Инновации средового проектирования кафедры дизайна на 2022 год в рамках программы «Приоритеты - 2030» ОГУ [8, с. 11з].

Подготовительный этап к художественной выставке имеет свои особенности. Подготовку к реализации выставочного проекта взял на себя преподавательский коллектив кафедры дизайна, всячески помогая А.А. Васильченко в организационной деятельности. Экспонатами в таком проекте выступают авторские произведения художников, а формирование экспозиции практически полностью ложится на плечи куратора, который осуществляет отбор работ, тем самым формируя художественный образ будущей экспозиции.

Международная выставка декоративно-прикладного искусства, проводимая один раз в два года, сопровождается каждый раз новым графическим образом, новым современным фирменным стилем, разработкой которых занимаются студенты кафедры дизайна.

Необходимым и важным составляющим каждой большой выставки является наличие каталога, подтверждающего участие художников в мероприятии. Серьезное полиграфическое издание - многостраничный каталог - с вводными статьями и иллюстративными разворотами также стал постоянной проектной разработкой студентов кафедры дизайна профиля «Графический дизайн». В процессе работы над каталогом приобретаются навыки практической реальной работы с изданием, осваивается верстка, модульная сетка, подготовка к печати. Выставка, таким образом, служит реальной возможностью пополнить свое профессиональное портфолио студентам, выполняющим помимо учебного проектирования, графическую часть рекламной продукции. Студенты кафедры не упускают возможность принять участие в международной выставке, консультируясь с преподавателями они готовят свои творческие работы самостоятельно, что повышает креативные, творческие и прикладные навыки работы с различными материалами, способствует стремлению к поиску и эксперименту. Выставка дает шанс сопостав-

ления уровня произведений декоративно-прикладного искусства различных вузов России, способствует развитию сотрудничества профессорско-преподавательского состава вузов страны. Подготовительный организационный этап, таким образом, выполняется куратором выставки и профессорско-преподавательским составом, а практико-ориентированный является по сути реальным профессиональным опытом для студентов в области графического и средового дизайна.

Огромна роль кураторства в подобных проектах, ее особенность состоит в том, что значимость приобретает сам автор и его личность, часто зрители хотят видеть проект как олицетворение конкретного творца. В этом одновременно проявляется специфика и сложность кураторской деятельности. Известный художник Никас Сафронов, выявляя роль кураторства указывает: «Куратор-экспозиционер прежде всего определяет идейную направленность выставки, новизну подхода и актуальности проекта, а также выбор наиболее адекватного, т. е. доступного аудитории, способа организации выставочно-экспозиционного пространства. Он выступает в качестве связующего звена между различными структурами и личностями, участвующими в разработке и реализации выставочного проекта» [9, с. 79]. Задача куратора и экспозиционера характеризуется построением целостного гармоничного выставочного пространства на основе экспонатов и всех компонентов среды. Экспозиция, при этом формируется как предметно-пространственная и эмоционально-образная среда в единстве проектно-концептуаль-ного и визуального ряда [5].

Новым концептуальным масштабным проектом кафедры дизайна стала выставка «Молодые художники», открывшаяся в Оренбурге 30 сентября 2022 года одновременно на трех локациях города Оренбурга при активной поддержке Оренбургского государственного университета, Оренбургской региональной молодежной общественной организации «Студенческий клуб «Среда», Оренбургского областного музея изобразительных искусств, Оренбургского областного отделения ВТОО «Союз художников России» и Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Всероссийская выставка-конкурс «Моло-

дые художники» была поддержана президентским грантом фонда культурных инициатив 2021 г. и программой развития «ОГУ. ПРИОРИТЕТ 2030». Проект был реализован благодаря совместной работе преподавателей кафедры, особую роль в его организации была отведена С. Г. Шлеюк доценту кафедры дизайна ОГУ, кандидату искусствоведения, члену Союза художников России; О.Б. Чепуровой - доценту, кандидату искусствоведения, директору Центра дизайна и прототипирования ОГУ; Э.В. Карповой - преподавателю и искусствоведу.

Куратор выставки С.Г. Шлеюк внесла в формирование проекта новые тенденции работы с молодыми авторами. Предыдущие выставки под ее руководством дали возможность определить существенный недостаток подобных мероприятий в России, творческая молодежь не имеет необходимого количества площадок для экспонирования своих произведений. Так на предложение поучаствовать в Оренбургской областной выставке молодых художников 2020 года активно откликнулись авторы практически со всех регионов страны. Поэтому вполне понятно, что выставка расширила свои границы и в 2022 году стала Всероссийской. Для подтверждения статуса выставки были налажены связи с представителями молодежной секции Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» в Москве, которые активно приняли участие в отборе работ, формировании экспозиции, проведении уникальной культурно-просветительской программы, содержащей лекции, мастер-классы

и круглые столы. Основной целью выставки стала поддержка молодых творческих личностей в сфере культуры и изобразительного искусства, создание условий поддержки молодых талантов путем организации выставки-конкурса [10].

Основные задачи мероприятия коррелируют с задачами дизайн-образования. Развитию творческого потенциала студенчества, способствует формирование креативного мышления, расширяет возможности будущего профессионала-дизайнера, выстраивает новый подход к транслированию проектных методов работы в высшем образовании. Организация выставки концептуально предполагала создание творческого пространства, способствующего художественному взаимодействию и общению молодых художников. Одной из основных миссий проекта было привлечение широкого общественного интереса к изобразительному творчеству молодых авторов; выявление и поддержка молодых перспективных художников, работающих в различных видах художественного и дизайнерского творчества. Наряду с традиционными видами изобразительного искусства на выставке были представлены современные

Рисунок 3 - Шлеюк С.Г. на открытии выставки «Молодые художники22». Плакат выставки

художественные формы, связанные непосредственно с проектным мышлением, такие как проектная фотография, киноискусство, инсталляция, перформанс, что значительно изменило внешний традиционный вид экспозиционного пространства, наполнило его актуальными современными экспонатами, сделав его более доступным для зрителя.

Выставка сплотила практически все культурные и образовательные учреждения города Оренбурга, положила начало совместной продуктивной работе, создала возможность к дальнейшему сотрудничеству. В процессе подготовки выставки организационный комитет не смог обойтись без поддержки молодых творческих людей, которые приняли участие в проекте сначала в роли активистов-помощников, а впоследствии стали выполнять обязанности сокурато-ров, настолько объемно был их вклад в общее дело. В процессе подготовки к мероприятию были подключены и студенты, которые помогая в организационных вопросах, получали необходимые навыки проектной методики выста-вочно-экспозиционной деятельности по всей ее цепочке от замысла до внедрения, включая

все этапы от научно-исследовательского (подготовительного) до практико-ориентированного проектно-технологического. Студенты кафедры также принимали участие в выставки-конкурсе в качестве авторов, демонстрируя свои творческие произведения, которые были представлены в экспозиции в разделах «Графика», «Декоративно-прикладное искусство», «Компьютерная графика» и «Проектная фотография».

Современное искусство испытывает новые влияния. Так все активнее на современных выставочных пространствах проявляют себя работы, связанные с техникой, с демонстрацией фото-, киноискусства, аудиовизуальными видами, отвечающими запросам современного зрителя. Рассчитанные на самые широкие слои населения, обладая практически неограниченными возможностями в области повышения степени понимания языка искусства, современные виды искусства становятся все более доступны, отвечают задачам массовой культуры сегодняшнего дня. Эволюция доминирующих видов искусства оказывает большое влияние на форму передачи информации, на экспозицион-но-информативный ряд, который, ориентируясь на современный тип восприятия, понимания и прочтения, постоянно меняется, адаптируясь к условиям конкретной среды.

Возвращаясь к классификации выставок, определяемых нами по организационному и тематическому принципу, отметим, что в последнее время актуальны и востребованы в городской среде мини-выставки, выставки на заборах, выставки-распродажи и т. д. Организацией вы-

Рисунок 4 - Карпова Э.В. демонстрирует работы на выставке-продаже ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2023 № 4 (240)

ставок занимается молодой преподаватель кафедры Эльвира Валентиновна Карпова. Такие мероприятия организуются в различных кафе; дворах, примыкающих к общественным заведениям; в выставочных пространствах; на территории дворика Оренбургского губернаторского краеведческого музея. Выставки-распродажи собирают большое количество людей, интересующихся творчеством, при этом работы можно тут же приобрести для украшения домашнего интерьера. В выставках с удовольствием принимают участие молодые творческие люди, имеющие возможность продемонстрировать свой ручной труд, получить не только отклик зрителя на творческие произведения, но и продать их. Выставка, таким образом, помимо изначальной демонстрационной деятельности, начинает жить по законам маркетинга и становится коммерческим художественным проектом.

Рассматривая роль куратора в различных типах выставочной деятельности необходимо отметить, что куратор в первую очередь организует художественный процесс, становится посредником между художником и зрителем, формирует эмоционально насыщенное творческое пространство. Для подтверждения данного тезиса приведем слова теоретика искусства А. Самарской: «Однако, мы склонны придерживаться той позиции, в которой куратор все же не менеджер, а творец... с этой точки зрения куратор имеет дело не с предметами, которые он должен расположить в помещении в том или ином порядке, а сталкивается с некой динамикой, которую должен запустить. И от меры его креативности зависит в очень большой степени и креативная состоятельность произведений, которые будут создаваться в рамках его проекта. Таким образом куратор конструирует новое видение и влияет на общественное мнение» [11, с. 9].

Выставочная деятельность кафедры дизайна не ограничивается вышеперечисленными проектами, организаторами и кураторами различных общественных городских экспозиционных мероприятий были преподаватели кафедры - доктор искусствоведения, профессор, член СХ России И.В. Смекалов, кандидат искусствоведения, доцент, член СД России Д.М. Туйсина, преподаватель И.В. Чепуров. Каждая выставка отображает авторский взгляд на проводимое событие, который соотносится с основной идейно-смысловой

направленностью, новизной подхода и актуальностью проекта.

Работа над выбором адаптивного, доступного способа организации выставочно-экспо-зиционного пространства формирует методы проектно-исследовательской деятельности, стимулируют развитие у студентов основных видов мышления, творческих способностей, стремление творить и созидать при работе с различными материалами и техниками. «Учащиеся вырабатывают и закрепляют на практике важные принципы анализа исторических, художественных и технологических ситуаций, приобретают способность оценивать свои идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, эстетичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления изделия» [12, с. 15].

В процессе организации выставок кафедрой дизайна внутри городской среды были задействованы практически все экспозиционные локации Оренбурга. По типу экспонируемого материала объектами выставок стали:

- коллекционные элементы дизайна и культуры;

- художественные произведения профессиональных авторов;

- художественные произведения непрофессионалов и обучающейся молодежи;

- произведения дизайна, относящиеся к видам современного искусства.

По характеру экспонентов выставки можно разделить на коллекционные, монографические, персональные, групповые, демонстрирующие какую-либо организацию (например, кафедру).

По функции выставки, организуемые кафедрой дизайна Оренбургского государственного университета можно определить, как:

- выставка, задачей которой становится актуализация и популяризация современного искусства в обществе;

- выставка, основной задачей которой становится образовательная функция;

- выставка-конкурс;

- выставка, экспонирующаяся внутри значимого события или как площадка внутри культурного или социального мероприятия, например, форумов;

- выставка-распродажа.

Образовательный процесс работы над выставочными проектами проходит в несколько этапов:

- этап формирования концептуального смыслового наполнения выставки;

- этап научного изучения и осмысления экспонатов;

- этап проектирования продукции графического дизайна, сопровождающий экспозицию - пригласительные билеты, плакаты, афиши, перетяжки, каталог;

- этап подготовки экспонатов и составление документации;

- этап компоновки экспозиционного пространства;

- этап открытия выставки;

- этап работы выставки и наполнения ее различными культурно-массовыми мероприятиями;

- этап закрытия выставки, вручения дипломов, проведение круглого стола с обсуждением результатов мероприятия.

Особую значимость в этом процессе приобретает теоретическая и практическая работа студенчества, которые в процессе подготовки и экспонирования выставки овладевают проектными экспозиционными методами.

В условиях повышенного интереса к творчеству и особенно к творчеству молодежи, возрастает актуальность поддержки молодых креа-

тивных людей. В этом процессе огромную роль играет Оренбургский государственный университет. Высшее учебное заведение выступает как организатор выставочных событий, начиная от городского, всероссийского до международного масштаба, формирует культурную среду городского пространства. Своей активной культурной и просветительской деятельностью университет зачастую не только обогащает, но и порой заменяет работу общественных союзов и городских культурных организаций. Конечно, в первую очередь, это связано с профессиональным профессорско-преподавательским потенциалом, с возможностью организации и проведения подобных мероприятий в рамках популяризации современного художественного и проектного творчества. Куратору выставки при этом отводится роль человека, формирующего художественный процесс, его авторская позиция определяет приоритетные направления в процессе организации экспозиционного пространства. Современная выставка является мощным инструментом для пробуждения интереса широкой публики к событию, внутри которого она существует. Таким образом, выставочно-экспозиционная работа кафедры дизайна Оренбургского государственного университета, проводимая внутри и за рамками учебного процесса, представляет собой огромный пласт накопленного практического и мето-дико-теоретического опыта.

23.08.2023

Список литературы:

1. Русакова, И.В. Роль выставочной деятельности в процессе обучения специалиста средового дизайна (к постановке вопроса). ЖУРНАЛ Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. ВАК 2018. Область науки: «Науки об образовании». Сайт: cyberleninka.ru. Стр. 342-350 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vystavochnoy-deyatelnosti-v-protsesse-obucheniya-spetsialista-sredovogo-dizayna-k-postanovke-voprosa?ysclid=lmei0mg3zm481470706

2. Чепурова, О.Б. Рабочая программа дисциплины «Б1.Д.Б.25 Демонстрационно-выставочная деятельность» направления подготовки 54.03.01 Дизайн, профиля «Дизайн среды», квалификация «Бакалавр». 2022. Оренбургский государственный университет

3. Шамшина, Л .М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности в области дизайн-образования на примере проекта «Цветовые ритмы Александры Экстер» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. №3 (11). с. 15.

4. Порчайкина, Н.В. К вопросу о классификации современных художественных выставок. / Н.В. Порчайкина // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - С.185-188. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-klassifikatsii-sovremennyh-hudozhestvennyh-vystavok?ysclid=ln46lpbxa1230355984

5. Майстровская, М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития. - Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века. М., Сборник научных трудов Российский институт культурологии, 1997. с. 7-21

6. Артемьева, Е.Ю. Семантическая оценка привлекательности интерьеров//Дизайн знаковых систем. Тр. ВНИИТЭ. Эргономика. Вып. 27. Психолого-семиотические проблемы. - М.: ВНИИТЭ, 1984. - с. 95 - 104.

7. Тасалов В. Прометей или Орфей. Искусство технического века. - М.: Изд-во «Искусство», 1967.

8. Васильченко, А.А. История и развитие проекта «Международная выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий»: монография / А.А. Васильченко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ 2022. - 210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сафронов, Н.С. Кураторство как феномен культуры ХХ - начала XXI века / Н. с. Сафронов // Вестник культуры и искусств. -2019. - №1 (57). - с. 73-83. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kuratorstvo-kak-fenomen-kultury-hh-nachala-xxi-veka/ viewer

10. Шлеюк, С.Г. Оренбург - город творческих возможностей. История формирования проекта «Молодые художники» [Электронный ресурс] / С.Г. Шлеюк // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сб.

материалов Всерос. науч.-метод. конф., Оренбург, 26-27 янв. 2023 г. / Оренбург. гос. ун-т; ред. А. В. Пыхтин. - Оренбург: ОГУ2023. -. - с. 3650-3657.. - 8 с. Электронный источник

11. Самарская А. Куратор: от организации арт-процесса к творческой режиссуре // Мастацтва. 2010. №8. С.9

12. Шамшина Л.М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности в области дизайн-образования на примере проекта «Цветовые ритмы Александры Экстер» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. №3 (11). с. 15.

References:

1. Rusakova, I.V. (2018) The role of exhibition activities in the process of training a specialist in environmental design (to pose the question).

MAGAZINE Bulletin of Leningrad State University named after. A.S. Pushkin. Higher Attestation Commission, Field of science: «Education Sciences». Website: cyberleninka.ru. Page 342-350. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-vystavochnoy-deyatelnosti-v-protsesse-obucheniya-spetsialista-sredovogo-dizayna-k-postanovke-voprosa?ysclid=lmei0mg3zm481470706

2. Chepurova, O.B. (2022) Work program of the discipline «B1.D.B.25 Demonstration and exhibition activities» training direction 54.03.01 Design, profile «Environmental Design», qualification «Bachelor». Orenburg State University

3. Shamshina, L.M. (2018) Organization of project and research activities in the field of design education using the example ofthe project «Color Rhythms of Alexandra Exter». Business and design review, No. 3 (11), p. 15.

4. Porchaikina, N.V. (2011) On the issue of classification of contemporary art exhibitions. News of Altai State University, pp.185-188. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsii-sovremennyh-hudozhestvennyh-vystavok?ysclid=ln46lpbxa1230355984

5. Maistrovskaya, M.T. (1997) Museum exhibition: development trends. — Museum exhibition. Theory and practice. The art of exposition. New scenarios and concepts. On the way to the 21st century museum. M., Collection of scientific works of the Russian Institute of Cultural Studies, pp. 7-21

6. Artemyeva, E.Yu. (1984) Semantic assessment of the attractiveness of interiors. Design of sign systems. Tr. VNIITE. Ergonomics, Vol. 27, Psychological and semiotic problems. M.: VNIITE, p. 95-104.

7. Tasalov, V. (1967) Prometheus or Orpheus. Art of the technical age. M.: Publishing house «Art».

8. Vasilchenko, A.A. (2022) History and development ofthe project «International exhibition-competition of decorative and applied arts «Images of changeable fantasies»: monograph. Orenburg State University. Orenburg: OSU, 210 p.

9. Safronov, N.S. (2019) Curation as a cultural phenomenon of the 20th - early 21st centuries. Bulletin of culture and arts, No. 1 (57), pp. 73-83. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kuratorstvo-kak-fenomen-kultury-hh-nachala-xxi-veka/viewer

10. Shleyuk, S.G. (2023) Orenburg is a city of creative opportunities. History ofthe formation of the «Young Artists» project. University complex as a regional center of education, science and culture: collection. materials Vseros. scientific method. Conf., Orenburg, January 26-27. 2023. Orenburg. state University; ed. A.V. Pykhtin. Orenburg: OSU, pp. 3650-3657, 8 p.

11. Samarskaya, A. (2010) Curator: from organizing the art process to creative directing. Mastatstva, No. 8, P. 9

12. Shamshina, L.M. (2018) Organization of project and research activities in the field of design education using the example of the project «Color Rhythms of Alexandra Exter». Business and design review, No. 3 (11), p. 15.

Сведения об авторе:

Шлеюк Светлана Геннадьевна, доцент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета,

кандидат искусствоведения, доцент E-mail: svetlanchikdis@yandex.ru

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.