Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МУЗЕЙНЫХ И ВНЕМУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ'

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МУЗЕЙНЫХ И ВНЕМУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1049
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИЯ / ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ И ВЫСТАВОЧНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ / КОЛЛЕКЦИОННЫЙ МЕТОД / АНСАМБЛЕВЫЙ МЕТОД / ИЛЛЮСТРАТИВНОТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ХУДОЖЕСТВЕННО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Казарина Татьяна Юрьевна, Спекторова Надежда Анатольевна

Статья посвящена экспозиционно-выставочной деятельности, в рамках которой презентуется культурное наследие, связанное с декоративно-прикладным искусством Кузбасса. Обозначены понятия экспозиции и выставки, а также соотношение выставки музейной и внемузейной. Принципы и методы построения экспозиции рассматриваются на примере ряда проектов по презентации художественного экспонирования произведений художника Надежды Анатольевны Спекторовой, реализуемых при участии студентов Кемеровского государственного института культуры. Авторами предпринята попытка обоснования необходимости совместной работы студентов направлений подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Теория и история искусств», «Декоративноприкладное искусство» в рамках практико-ориентированного обучения на уровне бакалавриата. Особо отмечается, что в современном проектировании художественных экспозиций важную роль играет куратор выставки, который выполняет многие функции, касающиеся следующих позиций: определение концепции и темы художественной экспозиции, отбор и группировка произведений выставки в соответствии с экспозиционными площадями, рекламная функция. Подобный подход к музейным экспозициям заставляет искать новые методы работы с музейным пространством и решать соответствующие творческие задачи. Это особо актуально для выставочных проектов, организуемых как на базе музеев, на и внемузейном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Казарина Татьяна Юрьевна, Спекторова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO CREATION OF MUSEUM AND NON-MUSEUM EXPOSITIONS

The article is devoted to exposition and exhibition activities, within the framework of which the cultural heritage associated with the arts and crafts of Kuzbass is presented. The concepts of exposition and exhibition, as well as the ratio of museum and non-museum exhibitions are indicated. The principles and methods of constructing an exposition are considered on the example of a number of projects for the presentation of artistic exhibition of works by artist Nadezhda Anatolievna Spektorova, implemented with the participation of students from the Kemerovo State University of Culture. The authors made an attempt to substantiate the need for joint work of students from the areas of study Museology and protection of objects of cultural and natural heritage, Theory and history of art, Decorative and applied arts within the framework of practice-oriented education at the undergraduate level. It is especially noted that in the modern design of art expositions, an important role is played by the exhibition curator, who performs many functions related to the following positions: defining the concept and theme of an art exposition, selecting and grouping exhibition works in accordance with exposition areas, advertising function. Such an approach to museum expositions forces one to look for new methods of working with the museum space and solve corresponding creative tasks. This is especially true for exhibition projects organized both, on the basis of museums and outside museums.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МУЗЕЙНЫХ И ВНЕМУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ»

УДК 069

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-73-79

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МУЗЕЙНЫХ И ВНЕМУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ

Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kafedramd@ yandex.ru

Казарина Татьяна Юрьевна, доцент, декан факультета визуальных искусств, доцент кафедры дизайна, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tatkazarina@ gmail.com.

Спекторова Надежда Анатольевна, доцент, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства факультета визуальных искусств, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Статья посвящена экспозиционно-выставочной деятельности, в рамках которой презентуется культурное наследие, связанное с декоративно-прикладным искусством Кузбасса. Обозначены понятия экспозиции и выставки, а также соотношение выставки музейной и внемузейной. Принципы и методы построения экспозиции рассматриваются на примере ряда проектов по презентации художественного экспонирования произведений художника Надежды Анатольевны Спекторовой, реализуемых при участии студентов Кемеровского государственного института культуры. Авторами предпринята попытка обоснования необходимости совместной работы студентов направлений подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Теория и история искусств», «Декоративно-прикладное искусство» в рамках практико-ориентированного обучения на уровне бакалавриата. Особо отмечается, что в современном проектировании художественных экспозиций важную роль играет куратор выставки, который выполняет многие функции, касающиеся следующих позиций: определение концепции и темы художественной экспозиции, отбор и группировка произведений выставки в соответствии с экспозиционными площадями, рекламная функция. Подобный подход к музейным экспозициям заставляет искать новые методы работы с музейным пространством и решать соответствующие творческие задачи. Это особо актуально для выставочных проектов, организуемых как на базе музеев, на и внемузейном пространстве.

Ключевые слова: экспозиция, выставка, экспозиционно-выставочная деятельность, проектирование музейных и выставочных экспозиций, коллекционный метод, ансамблевый метод, иллюстративно-тематический метод, художественно-мифологический метод.

APPROACHES TO CREATION OF MUSEUM AND NON-MUSEUM EXPOSITIONS

Rodionova Darya Dmitrievna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). Email: kafedramd@ yandex.ru

Kazarina Tatyana Yuryevna, Associate Professor, Dean of the Faculty of Visual Arts, Associate Professor of Department of Design, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Spektorova Nadezhda Anatolyevna, Associate Professor, Associate Professor of Department of Decorative and Applied Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article is devoted to exposition and exhibition activities, within the framework of which the cultural heritage associated with the arts and crafts of Kuzbass is presented. The concepts of exposition and exhibition, as well as the ratio of museum and non-museum exhibitions are indicated. The principles and methods of constructing an exposition are considered on the example of a number of projects for the presentation of artistic exhibition of works by artist Nadezhda Anatolievna Spektorova, implemented with the participation of students from the Kemerovo State University of Culture. The authors made an attempt to substantiate the need for joint work of students from the areas of study Museology and protection of objects of cultural and natural heritage, Theory and history of art, Decorative and applied arts within the framework of practice-oriented education at the undergraduate level. It is especially noted that in the modern design of art expositions, an important role is played by the exhibition curator, who performs many functions related to the following positions: defining the concept and theme of an art exposition, selecting and grouping exhibition works in accordance with exposition areas, advertising function. Such an approach to museum expositions forces one to look for new methods of working with the museum space and solve corresponding creative tasks. This is especially true for exhibition projects organized both, on the basis of museums and outside museums.

Keywords: exposition, exhibition, exposition and exhibition activities, designing museum and exhibition expositions, collection method, ensemble method, illustrative thematic method, artistic and mythological method.

Экспозиционная деятельность многократно служила предметом исследования музееведов, искусствоведов и специалистов других направлений. Тем не менее обращение к терминологии представляется необходимым в настоящей работе, в которой «экспозиция» или «выставка» являются объектом исследования. Слово «экспозиция», происходящее от латинского expositio, собственно, и означает выставку. Эти понятия в научной литературе иногда используются в качестве равнозначных, хотя в последние годы наблюдается тенденция их разведения: экспозицией называют постоянную выставку, а сама выставка рассматривается как временная экспозиция. В данной статье эти понятия определяются как синонимичные, а музейная экспозиция в современном музееведении понимается как целостная предметно-пространственная система, «в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом» [3, с. 175].

Одной из форм сохранения и презентации культурных ценностей в рамках основных направлений музейной деятельности каждого музея является его экспозиция, которая рассматривается музееведами как значимое звено музейной коммуникации. Посредством коммуникации обеспечивается непосредственное взаимодействие посетителей с артефактами, презентуемыми посредством экспозиционно-выставочной деятель-

ности. Специфически музейная коммуникация не может быть воспроизведена в рамках других общественных институтов, что служит основанием признавать музей как культурный феномен, отличающийся от функционально близких учреждений культуры: архивов, библиотек, культурно-исторических центров и т. д.

В настоящее время наблюдается изменение вектора государственной культурной политики, переориентированной на поддержку тех направлений культурной деятельности и, в частности, тех музейных проектов, которые связаны с актуализацией, воспроизведением и сохранением культурных ценностей, присущих российскому обществу, а также укрепление российской идентичности и ее культурного и гуманитарного развития. Подобный подход к музейным экспозициям заставляет искать новые методы работы с музейным пространством и решать соответствующие творческие задачи.

Искусство музейной экспозиции за последние десятилетия утвердило себя как самостоятельный и самоценный жанр творчества, и этот процесс был обусловлен изменением социокультурного заказа общества. В задачи экспозиционного творчества входит комплексное создание «концептуально» обусловленной среды, включающей в себя определенное соотношение ряда компонентов, объединенных общим концептуально-художественным замыслом в единую пред-

метно-пространственную систему [4, с. 64-67]. Современные экспозиции отличает определенная динамика, которая выражается как в привлечении современных технических средств, так и в широте авторских интерпретаций экспозиционных тем.

Следует отметить близость к музейным экспозициям экспозиций внемузейных, организация которых похожа по своим принципам и методике. Создание обоих типов экспозиции представляет собой творческий процесс, включающий разработку документации для будущей экспозиции, а также осуществление авторского надзора за реализацией этого проекта [5, с. 35-54].

Что касается принципов построения экспозиции, их в современном музееведении выделяется три: принцип научности, принцип предметности и принцип коммуникации. Принцип научности предусматривает изучение экспонируемых предметов, их атрибуцию. Принцип предметности наиболее применим при организации экспозиции на основе подлинных музейных предметов, однако в случае создания выставки из авторских работ художника данный принцип, на наш взгляд, также соблюдается. Принцип коммуникативности ориентирует создаваемую экспозицию на восприятие разных групп посетителей.

В рамках подготовки специалистов высшей квалификации для музейной отрасли, которые будут принимать активное участие в создании музейных и внемузейных экспозиций (музеоло-гов, искусствоведов, специалистов в области декоративно-прикладного искусства и др.), особое внимание уделяется дисциплинам, связанным с экспозиционно-выставочной деятельностью. В основные профессиональные образовательные программы подготовки по направлениям «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Теория и история искусств», «Декоративно-прикладное искусство» традиционно «закладываются» дисциплины, связанные с проектированием экспозиций: научным и художественным, которые существуют в единой комплексной системе взаимодействия. Практико-ориентированное обучение в рамках технологических практик по данным направлениям позволяет создавать творческие проекты, направленные на сохранение историко-культурного наследия региона.

Рассмотрим проекты современного художественного экспонирования, в создании которых принимали участие студенты Кемеровского государственного института культуры вышеуказанных направлений подготовки, на примере персональных выставок Надежды Анатольевны Спекторо-вой, народного мастера России, народного мастера Кузбасса, члена ВТОО «Союз художников России», доцента кафедры декоративно-прикладного искусства КемГИК, художника росписи по металлу, мастера по кемеровской росписи подносов и изделий. Декоративные подносы Н. А. Спекторовой находятся в коллекциях Музея изобразительных искусств Кузбасса (г. Кемерово), музея «Археология, этнография, экология Сибири» (г. Кемерово), Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала (г. Нижний Тагил), Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).

За последние несколько лет в городе Кемерово прошло несколько персональных художественных выставок Н. А. Спекторовой. Так, например, в марте 2019 года в выставочном пространстве Кемеровского государственного института культуры прошла персональная выставка Н. А. Спек-торовой «О том, что помню и люблю». Выставка была посвящена 300-летию Кузбасса, 65-летнему юбилею Надежды Анатольевны и 40-летию ее творческой деятельности. На выставке были представлены 25 авторских декоративных подносов, посвященных флоре и фауне Сибири: «Полуденный свет. Август», «Пробуждение», «Середина лета», «Цветущий Кузбасс», «На берегах Томи», «Медоносы», «Букет с хмелем», «Золотая осень», «Светлячки», «Беседа», «Таежный уголок», «На токовище», «Посланник тайги» и др. Особенностью данной экспозиции можно считать представление каталога юбилейной персональной выставки Н. А. Спекторовой.

В феврале-марте 2022 года состоялась персональная художественная выставка Н. А. Спек-торовой «О жизни тепло и просто» в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В. Д. Федорова. Данная экспозиция была приурочена к Году культурного наследия народов России. Экспозиция, размещенная на выставочной площадке библиотеки, включала 75 работ мастера - это подносы разных размеров, форм и

тематики, самовары и шкатулки с орнаментами сибирских трав и кедровых шишек. Структура экспозиции выставки состояла из нескольких тематических блоков, представляющих разные по колористическому и сюжетному решению декоративные композиции на подносах - времена года, флора и фауна Сибири, а также оформленные кемеровской росписью декоративные ансамбли и изделия - самовары, шкатулки и др.

Расширение границ данной выставочной экспозиции было связано с работой в рамках выставки региональной творческой лаборатории «Осваиваем кемеровскую роспись», которая была организована Центром народного творчества Кузбасса. Формат лаборатории позволил провести тематические мастер-классы, а также апробировать систему проведения занятия с обучающимися разного возраста (учащиеся, студенты, педагоги дополнительного образования).

Обе выставки объединены художественной технологией, носителем которой является автор выставочных экспозиций - Н. А. Спекторова: все представленные произведения декоративно-прикладного искусства связаны с традиционной художественной росписью, которая появилась в городе Кемерово в начале 80-х годов XX века, -это кемеровская роспись по металлу как одна из ветвей урало-сибирской декоративной росписи. За основу кемеровской росписи взят уральский двухцветный объемный мазок, но он, благодаря кемеровским художницам, был изменен и усложнен. Эти изменения и усложнения были связаны с появлением двухцветного мазка, который позволяет выполнять произведения с декоративной росписью в один многочасовой прием. Расписные подносы Надежды Анатольевны отмечены высоким живописным мастерством и глубокой поэтичной задушевностью. Они изящны и разнообразны по форме, колориту, сюжету. Многие ее произведения декоративно-прикладного искусства связаны с флорой и фауной Сибири (кедровая шишка, купавка, рябина, глухарь, сова, филин и др.). Технология кемеровской росписи транслирует идентичность региональной культуры Кузбасса.

На выставках представлены авторские работы, получившие в экспозиции статус экспонатов. Каждый из экспонатов обладает определенной ценностью, и ему присущи такие свойства, как информативность, экспрессивность и аттрактив-

ность, определяемые функционированием предмета в сфере экспозиционно-выставочной деятельности. При создании выставки учитывалось, как воздействует каждое из отмеченных свойств экспоната на посетителя. Ценность предметов декоративно-прикладного искусства связана непосредственно с их информативностью, и экспонирование, как правило, предусматривает развернутый комментарий о технологии, мотивах декорирования и пр. Аттрактивность, связанная с внешними качествами экспоната, воздействует на посетителя выставки непосредственно. Экспрессивность представленных на выставках предметов тесно связана с их авторством, то есть подлинностью и причастностью к творчеству художника. Именно это студенты попытались сделать основой концепции выставки. Усилением восприятия представленной экспозиции стала культурно-образовательная программа, включившая в себя подробный рассказ о каждом из представленных предметов, а также технологии создания и нанесения конкретного рисунка. Кроме того, в рамках открытия данных выставок были организованы мастер-классы Н. А. Спекторовой, в ходе которых она подробно рассказа и показала, как создается конкретный рисунок. Особо следует отметить, что мастер-классы были рассчитаны на разные возрастные категории посетителей выставки, что позволило освоить навыки кузбасской росписи непосредственно под руководством автора данной технологии.

При создании выставок до начала их проектирования решался важнейший вопрос - определение методов их построения. При выборе метода было определено соотношение формы и содержания экспозиции, возможности интерпретации экспонатов. Отмеченные выше экспозиции выстраивались на основе тематического метода как наиболее распространенного при организации выставок. Присущие художественным коллекциям образность и эмоциональность приводят к сочетанию тематического метода с музейно-образ-ным. Это подтверждается тем, что в выставочных экспозициях создается полноценный экспозици-онно-художественный образ, связанный с художественной традицией декоративной кемеровской росписи. При этом экспозиции не иллюстрируют научную идею, а составлены из самостоятельных произведений декоративно-прикладного искусства со специфическими содержанием и формой.

В ходе подготовки данных выставок студенты: музеологи, искусствоведы, прикладники - под руководством научных руководителей и при непосредственном участии художника Н. А. Спек-торовой приняли участие в разработке научной концепции данных выставок, определяющей все последующие этапы проектирования.

На сегодняшний день в разных областях отрасли культуры: в музеологии, в искусствоведении и др. - понятие научной концепции понимается по-разному. Приведем одно из определений: «Концепция есть наиболее общая конструктивная идея (трактовка) чего-либо, рефлексирующая в себе, то есть складывающаяся как бы из поло-женности ряда более конкретных идей, ее образующих, которые, в свою очередь, так же рефлекси-рованы в себя до тех пор, пока не будет обнаружен уровень достаточности для обеспечения соответствия назначению и направленности концепции, то есть подчинению той задаче, которую концепция должна решить» [6].

Следовательно, под научной концепцией экспозиции подразумевается целостное понимание задач выставочного проекта в области экспозиционной деятельности, в конкретном случае - система основных тем, идей и проблем, раскрываемых в проектируемой экспозиции. Таким образом, научная концепция как проектный документ определяет цели, актуальность, задачи и способы их решения на уровне содержания экспозиции, а также включает краткую структуру экспозиции на уровне ее основных разделов. Научная концепция образуется в соответствии с архитектурно-художественной концепцией, где воплощается объемно-пространственный образ экспозиции, найденный куратором на базе научной концепции, описывающей основные разделы. Воплощается архитектурно-художественная концепция обычно в форме макета из бумаги, картона, аналогичных материалов, а в последние десятилетия -в электронном формате. Ею завершается первый этап совместного проектирования.

Именно таким образом, применяя полученные в ходе обучения знания, умения и практические навыки, студенты кафедр музейного дела, декоративно-прикладного искусства, культурологии, философии и искусствоведения приступили к разработке концепции внемузейной выставки художника Н. А. Спекторовой.

На следующем этапе были разработаны два документа, которые находятся во взаимодействии. Первый документ - расширенная тематическая структура, то есть тематическая разработка экспозиции, детализированная до уровня основных тем и тематических комплексов, с обозначением ведущих экспонатов, иллюстрирующих локальную тему [1, с. 25-30].

Второй документ - эскизный проект, то есть развернутая архитектурно-художественная концепция, детализированная до уровня основных тем и тематико-экспозиционных комплексов, включая детальную проработку их пространственного, цветового и, если необходимо, электронно-мультимедийного решения.

Третий этап является завершающим, начинается с разработки тематико-экспозиционного плана и заканчивается составлением монтажных листов. Тематико-экспозиционный план включает наименование разделов, тем и тематических (тематико-экспозиционных) комплексов, а также ведущие тексты, аннотации и подробный перечень экспонатов с указанием их характера, размеров, места хранения и многое другое. Монтажный лист - чертежи участков экспозиционной поверхности, называемых «экспозиционными комплексами», на которых указано размещение конкретных экспонатов и вспомогательных экспозиционных объектов (типовых или оригинальных витрин, электронных экранов, выставочных подиумов) в определенном масштабе [2; 7; 8].

Дополнительный этап - техническое проектирование, включающее чертежи вспомогательных экспозиционных объектов и технического оборудования (оригинальных витрин, осветительных установок, электронных конструкций).

Таким образом, поэтапная совместная работа позволила создать интересную внемузейную выставку, а студентам - получить новые навыки, которые пригодятся им в дальнейшей практической деятельности. На наш взгляд, данные совместные проекты позволят сформировать новые знания и умения, наиболее востребованные при создании музейных и внемузейных выставок. В этой связи особо отметим потребность современных музеев, в том числе и музеев Кемеровской области, в таких специалистах, как музейный дизайнер.

В настоящее время художественная экспозиция значительно превышает свою роль в презентации современного станкового искусства

(произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства). В рамках экспозиционно-выставочной деятельности это создание содержательного контента экспозиционного пространства, разработка его выставочной стратегии, выявление наиболее актуальных тем различной тематики, формирование культурного кода городской среды. В пространстве художественного рынка выставка обеспечивает существование и актуализацию современных форм искусства посредством института кураторства, а также осуществление художественных проектов.

Современное проектирование художественных экспозиций предполагает непосредственное сотрудничество с художником - автором произведений, которые представлены в авторской выставочной экспозиции. И соответственно автор экспозиции является участником практически всех этапов проектирования выставочной экспозиции. Работа над такого рода художественной экспозицией включает определение ее темы и идеи, целевой установки будущей экспозиции, отбор предметов для экспозиции, их интерпретация и группировка, кроме этого, автор экспозиции должен знать примерный размер и характер экспозиционной площади. В рамках экспозиционного проектирования появляется возможность пред-

ставления автора художественных произведений многоаспектно: тематическое структурирование художественных произведений, демонстрация авторской технологии и знакомство с традицией, обучающие мастер-классы, творческие встречи со зрителями и т. д. Выставки размещаются на разных экспозиционных площадках - специализированных (в музее и центре искусств) и неспециализированных (в библиотеке, вузе и т. п.). В современном проектировании художественных экспозиций важную роль играет куратор выставки, который выполняет многие функции, касающиеся следующих позиций: определение концепции и темы художественной экспозиции, отбор и группировка произведений выставки в соответствии с экспозиционными площадями, рекламная функция. При этом куратор выставки должен находиться в постоянном взаимодействии с автором художественных произведений. В случае организации внутривузовской выставки в качестве куратора может выступать преподаватель соответствующего направления подготовки студентов.

Таким образом, обращение к научным принципам и методике построения экспозиций позволяет реализовать проекты по презентации культурного наследия в рамках сотрудничества художников, преподавателей и студентов.

Литература

1. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. - 1999. - № 23. - С. 25-30.

2. Деготь Е. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 224 с.

3. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен, И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: ВК, 2010. - 676 с.

4. Петрийчук С. Искусство видеть // Ваш досуг - 2004. - № 10. - С. 64-67.

5. Поляков Т. П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов и построения экспозиции // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. - М.: НИИК, 1989. -С. 35-54.

6. Равикович Д. А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение: Вопросы теории и методики: сб. науч. тр. - М.: НИИК, 1987. - С. 10-24.

7. Розенберг П. Время и пространство в музее // Музеум. - 1995. - № 185. - С. 6-8.

8. Розенблюм Е. Время и пространство в музейной экспозиции // Музееведение: На пути к музею XXI века: Музейная экспозиция: сб. науч. тр. - М.: РИК, 1997. - С. 177-195.

References

1. Grays B. O muzee sovremennogo iskusstva [About the Museum of Contemporary Art]. Khudozhestvennyy zhurnal [Art Journal], 1999, no. 23, pp. 25-30. (In Russ.).

2. Degot E. Russkoe iskusstvo XX veka [Russian art of the XX century]. Moscow, Trilistnik Publ., 2000. 224 p. (In Russ.).

3. Muzeynoe delo Rossii [Museum business in Russia]. Ed. by M.E. Kaulen, I.M. Kossovaya, A.A. Sundieva. Moscow, VK Publ., 2010. 676 p. (In Russ.).

4. Petriychuk S. Iskusstvo videt' [The art of seeing]. Vash dosug [Your leisure], 2004, no. 10, pp. 64-67. (In Russ.).

5. Polyakov T.P. Obrazno-syuzhetnyy metod v sisteme vzaimosvyazey traditsionnykh metodov i postroeniya ekspozitsii [Figurative-plot method in the system of interconnections between traditional methods and exposition construction]. Problemy kul 'turnoy kommunikatsii v muzeynoy deyatel'nosti: sbornik nauchnykh trudov [Problems of cultural communication in museum activities. Collection of scientific works]. Moscow, NIIK Publ., 1989, pp. 35-54. (In Russ.).

6. Ravikovich D.A. Sotsial'nye funktsii i tipologiya muzeev [Social functions and typology of museums]. Muzeevede-nie: Voprosy teorii i metodiki: sbornik nauchnykh trudov [Museum Studies: Questions of Theory and Methodology. Collection of scientific works]. Moscow, NIIK Publ., 1987, pp. 10-24. (In Russ.).

7. Rozenberg P. Vremya i prostranstvo v muzee [Time and space in the museum]. Muzeum [Museum], 1995, no. 185, pp. 6-8. (In Russ.).

8. Rozenblyum E. Vremya i prostranstvo v muzeynoy ekspozitsii [Time and Space in the Museum Exposition]. Muzeevedenie: Na puti k muzeyu XXI veka: Muzeynaya ekspozitsiya: sbornik nauchnykh trudov [Museum Studies: On the Way to the Museum of the 21st Century: Museum Exposition. Collection of scientific works]. Moscow, RIK Publ., 1997, pp. 177-195. (In Russ.).

УДК 069.013(42)

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-79-90

ИНСТРУМЕНТ ЧЕРТЕЖНЫЙ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ. ЛИНЕЙКИ XVII-XIX ВЕКОВ - НЕОЦЕНЕННЫЕ СОКРОВИЩА РОССИЙСКИХ МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЙ

Лупанова Евгения Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]

Назаров Леонид Семенович, старший научный сотрудник, хранитель и куратор коллекции геодезических инструментов, Политехнический музей (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]

Линейки в музейных собраниях редко привлекают внимание и посетителей, и специалистов. Эти, подчас уникальные, предметы только кажутся нам всем хорошо знакомыми со школьной скамьи. Помимо общеизвестных чертежных и измерительных функций, они использовались очень широко. Это были счетные устройства, они были незаменимы не только при измерении и черчении, но также при переводе из одной системы измерений в другую, из одного масштаба в другой. Музейные линейки, отражая и документируя технический уровень на время своего производства, являются вещественными источниками информации о развитии счетных систем, материалов и технологий, о развитии геодезии, картографии, инженерного дела, архитектуры и планировки городов, плотницкого и столярного ремесел, флота. Увеличение точности артиллерийской стрельбы неразрывно связано с появлением новых инструментов этого вида и расширением их функциональности. Изготовление и распространение эталонов мер десятилетиями и даже веками оставалось важной частью политики стандартизации, затрагивавшей системы сбора податей, государственное регулирование внешней и внутренней торговли. В статье представлено авторское видение истории развития линеек, их роли в развитии государства, торговли и технологий; типизация. Предлагаемая система является перспективной с точки зрения методики атрибуции, описания и классификации музейных предметов, оценки их информационно-технологической ценности. Разработка и принятие подобной концепции позволит объединить множество разрозненных единичных предметов, хранящихся в различных музеях страны, в единый комплекс вещественных исторических источников.

Ключевые слова: музейное дело, музейные коллекции, вещественные источники, атрибуция, линейка, история, измерение, масштабирование, арифметические операции, соотношение систем измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.