УДК 069(571.51)"1950/1960" Е. В. Болонкина
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова Красноярск, Россия
ЭКСПОЗИЦИОННОВЫСТАВОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МУЗЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ЦЕНТРОВ КРАСНОЯРСКА
В КОНЦЕ 1950-1960-Х ГГ.
(НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ)
Статья посвящена особенностям развития выставочной деятельности музейно-художе-ственных центров Красноярска. На примере Красноярской художественной галереи раскрыты основные тенденции экспозиционной и выставочной работы на протяжении 1960-х гг. Показана роль государства в определении содержания выставок. Впервые в научный оборот введены новые статистические данные, характеризующие динамику развития внутри- и внемузейной работы.
Ключевые слова: Красноярск; экспозиционно-выставочная деятельность; Красноярская художественная галерея; фонды; передвижные выставки.
Выставка "Среда обитания. Натурные зарисовки в декоративно-прикладном искусстве". 2020
Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова (Красноярск)
На протяжении 1950-1960-х гг. процесс формирования и развития музейной сети Сибирского региона и Красноярского края в частности проходил на фоне изменившейся политической обстановки в стране. Резко усилился интерес к отечественной истории и культуре, что способствовало оживлению музейной деятельности. В 1957 г. был создан Советский комитет Международного совета музеев (1СОМ), неправительственной организации при ЮНЕСКО, что позволило начать
международный обмен между музеями [7, с. 109]. В 1958 г. ЦК КПСС при участии АН СССР и деятелей культуры принял положение о коренном улучшении охраны памятников и деятельности музеев.
Особое внимание было уделено художественным учреждениям культуры. Так, в 1957 г. было принято «Положение о художественных музеях, картинных и художественных галереях, музеях изобразительных искусств системы МК РСФСР», по которому регламентировалась вся деятель-
ность музейно-художественных центров. В
1959 г. художественные музеи и картинные галереи были переданы в ведение Главного управления по делам искусств Министерства культуры РСФСР. Все это было связано со стремлением государства оживить художественную жизнь в стране.
Главной задачей художественных центров стала демонстрация достижений русского и советского реалистического искусства с высоким «идейным содержанием». Новые идеологические задачи определили содержание научной, культурно-просветительной и экспозиционно-выставочной деятельности. Особое внимание было уделено изучению и раскрытию в экспозиции роли народных масс и значения личности в истории. Согласно постановлению ЦК КПСС от 9 января
1960 г. «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», все средства пропаганды должны были раскрывать преимущества социализма, выдающиеся достижения в областях общественной жизни в целях воспитания советских людей в духе патриотизма и национальной гордости [5, с. 257].
Важное значение в процессе дальнейшего развития музейной сети страны имел проект «Принципы развития музейного дела в СССР» (1964), разработанный комиссией Министерства культуры СССР и Президиума Академии наук СССР. Здесь были определены научно обоснованные направления в деятельности всех музеев страны. Впервые была предпринята попытка правового закрепления понятия музейной сети и ее ин-ституционализации. Несомненно, это нашло свое отражение в дальнейшем развитии и росте сети художественных музеев [7, с. 109].
До конца 1950-х гг. единственным художественным музеем обширного Восточно-Сибирского региона оставался Иркутский областной художественный музей (ИОХМ). В Красноярске функцию краевого художественного центра выполнял открытый в 1948 г. Мемориальный дом-музей В.И. Сурикова. На фоне существенных изменений в музейной жизни страны 31 мая 1957 г. вышло распоряжение Совета Министров
РСФСР №231 б-р о создании Красноярской краевой художественной галереи [1, л. 1]. Согласно Приказу Министерства культуры РСФСР №355 от 14.06.1957 г., собрание галереи формировалось на базе художественных коллекций Красноярского краеведческого музея. Всего поступило 612 произведений искусства [3, л. 2].
По решению Исполкома Красноярского краевого Совета депутатов художественную галерею планировали открыть для посетителей с 1 ноября 1957 г. Однако долгое время не могли найти нужное помещение для ее размещения. Только в феврале следующего года было принято решение об открытии галереи на нижнем этаже жилого дома по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий», 68 [1, л. 6, 36]. Общая площадь помещения составляла 640 кв. метров, а площадь выставочных залов - 410 кв. метров [3, л. 1]. Торжественное открытие галереи, приуроченное к 110-летию со дня рождения В.И. Сурикова, состоялось 1 мая 1958 г.
Художественная галерея стала центром методической работы по пропаганде изобразительного и прикладного искусства в Красноярском крае, объединений профессиональных и самодеятельных художников.
Выставочные залы Красноярской художественной галереи. 1960-е гг.
Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова (Красноярск)
Открытие Красноярской художественной галереи. 1 мая 1958 г.
Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова (Красноярск)
Деятельность учреждения была направлена на популяризацию русского дореволюционного, советского, зарубежного изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства [2, л. 1]. Всё это нашло отражение в особенностях выставочной деятельности как в стенах галереи, так и за ее пределами.
В постоянной экспозиции 1958 г. было представлено 145 произведений изобразительного искусства. Среди них были работы периода академизма в России XVIII - начала XIX в. (М.М. Зеленский, Г.К. Михайлов, А.Н. Мокрицкий) и реалистической живописи (Н.Е. Сверчков, С.Ю. Жуковский), произведения передвижников (И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Е.Е. Васильев), творчество В.И. Сурикова, художественные произведения маринистов (К.Я. Крыжницкий, И.И. Ендо-гуров, И.К. Айвазовский) и членов «Мира искусства» (С.Ю. Жуковский, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих), 28 работ красноярского художника Д.И. Каратанова. Особое внимание было уделено и работам советских художников. В этом же году сотрудники галереи организовали три выставки красноярских художников (В.М. Мешкова и самодеятельных художников). С 5 июля по 20 сентября
была проведена выставка живописи, графики и скульптуры из фондов Государственного Русского музея [3, л. 3-4].
В следующем году в стенах галереи организовали уже пять выставок. В частности, провели выставки красноярских художников и Ленинградского коллектива художников «Боевой карандаш», юбилейную выставку Д.И. Каратанова, а также 14-ю Краевую художественную выставку. Особый интерес вызвала выставка «Китайского изобразительного искусства», проведение которой стало возможным благодаря усилиям директора галереи А.Д. Спеваковского. Министерство культуры КНР приняло решение содействовать организации выставки в Красноярске. В знак дружбы и сотрудничества представители Китая передали в коллекцию галереи 27 произведений декоративно-прикладного искусства и 38 репродукций с произведениями китайских художников [3, л. 16; 4, л. 5].
В 1959 г. появилась возможность организовать зал советских художников, где были представлены работы А.П. Бурлая, Ю.К. Галькова, Г.П. Татарникова, Е.И. Зверькова и др. В экспозиции демонстрировались и произведения западноевропейского искусства: две скульптуры римских мастеров, пейзажи и этюдные работы неизвестных художников [3, л. 15].
На протяжении 1960-х гг. количество выставок в галерее было постоянным и составляло в среднем восемь в год [3, л. 39,45,51,59, 69, 79]. Посетители могли увидеть не только предметы из постоянного фонда хранения, но и новые поступления. Ежегодно в галерее проводились выставки произведений искусства русских и западноевропейских мастеров, которые привозили в Красноярск крупнейшие музеи страны: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. Так, в 1961 г. красноярцам были представлены выставки «Голландского и фламандского искусства XVII в.» (Государственный Эрмитаж) и «Рус-
ской графики XVIII - начала XX вв.» (ГМИИ им. A.C. Пушкина).
Регулярно проводились выставки советских художников, работы которых поступали при содействии Дирекции Художественного фонда РСФСР, Дирекции художественных выставок и панорам, Всероссийского производственно-художественного комбината. В 1960-е гг. в художественной галерее демонстрировались достижения советского искусства в рамках передвижной выставки «Советская Россия» [3, л. 23, 59].
В разные годы в галерее для посетителей проводились выставки репродукций мастеров мирового искусства (произведения Ван Гога, Дрезденской галереи и др.) из собрания норильского коллекционера И.В. Рехлова.
В эти же годы широко была представлена художественная школа Красноярья. С середины 1960-х гг. свои работы в стенах галереи постоянно представляли художники Ю.И. Худоногов, Т.В. Ряннель, А.Г. Поздеев, Р.К. Руйга. В 1965 г. прошла выставка молодых художников В.А. Сергина, Ю.П. Якубовского, В.И. Левашова, A.C. Москвитина. Особое внимание было уделено будущим художникам. Свои выпускные и курсовые работы экспонировали учащиеся Красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова. В 1967 г. прошла масштабная выставка художественных школ Сибири и Дальнего Востока, где свои работы представили учащиеся Иркутска, Абакана, Шушенского, Красноярска и Комсомольска-на-Амуре [3, л. 33, 45, 51,59, 69, 79].
Огромное влияние на содержание экспозиционной деятельности музейно-художе-ственных центров оказало вышедшее в 1964 г. Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», согласно которому музеи активизировали работу с посетителями, внедряли новые формы работы по дальнейшему идейно-политическому воздействию на население страны [8, с. 200]. В связи с этим с середины 1960-х гг. одним из инструментов музейной политики стали смотры работы
музеев, организуемые к юбилейным датам государства. Проведение подобных смотров должно было содействовать развитию социальных функций музеев, укреплению их значимости в идейно-воспитательной работе. Основной задачей стало повышение уровня собирательной, научно-исследовательской и экспозиционной работы [6, с. 272-273].
В 1964 г. было издано «Положение о Всероссийском смотре работы музеев, посвященном подготовке к 50-летию Великой Октябрьской революции», которое было направлено на активизацию деятельности музеев в области коммунистического воспитания трудящихся. Согласно Постановлению президиума Красноярского крайкома профсоюза работников культуры и Краевого управления культуры (от 12.02.1965 г.) было принято решение об участии музеев Красноярского края во Всероссийском смотре. Был утвержден состав краевого организационного комитета, куда вошли представители управления культуры, музейные работники, художники. От Красноярской художественной галереи в работе комитета принимал участие главный хранитель Е.М. Гонтаровский.
Были разработаны мероприятия, направленные на оказание практической помощи музеям, привлечение к работе музеев общественности, популяризацию музейной деятельности через печать, радио и телевидение. Одним из требований в проведении выставочной деятельности стало оформление экспозиции на уровне современного художественно-оформительского искусства и внедрение технических средств (кино, магнитофон, радиоустановки и др.), расширяющие экспозиционные возможности музеев. В связи с участием художественной галереи во Всероссийском смотре в 1965-1967 гг. были проведены выставки, связанные с популяризацией советского искусства. Так, в эти годы прошли выставки «Советская Россия», «По родной стране», а также Краевая выставка, посвященная 50-летию Великого Октября [3, л. 69, 79].
Открытие Красноярской художественной галереи. Второй справа -
директор галереи А.Д. Спеваковский. 1 мая 1958 г.
Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова (Красноярск)
Первые
сотрудники
Красноярской
художественной
галереи.
Слева направо:
A.И. Алехин, Э.А. Рассохина,
B.А. Сергин. 1959
Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова (Красноярск)
Несмотря на многогранную выставочную деятельность, которая велась в стенах художественной галереи, общий показатель экспонирования предметов от общего количества единиц хранения на протяжении 1960-х гг. снизился в два раза (с 31 до 16 %) [3, л. 11, 15, 21, 44, 50, 80, 90]. Это было связано с тем, что на фоне роста фондов галереи уменьшалась доля произведений искусства, представленных на всеобщее обозрение. Для расширения выставочных площадей в трех залах галереи были поставлены щиты. Однако это мало изменило ситуацию. Данная проблема была характерна почти для всех музеев Красноярского края. Так, в этот период в музеях, имеющих большие фонды (Хакасский, Минусинский, Енисейский), выставлялось около 10 % экспонатов, а в Красноярском краеведческом музее - менее 5 %. В 1963 г. в семи музеях края выставлялось 5,2 % коллекционных предметов [9, с. 142].
Все это было обусловлено катастрофической нехваткой выставочных площадей. По
мнению Л.В. Яшиной, ограниченные экспозиционные возможности при постоянном пополнении запасников обозначили тенденцию, ставшей аксиомой: чем успешнее музей ведет собирательскую работу, тем больше возможность и необходимость развития выставочной деятельности вне стен музея [9, с. 142,147].
На протяжении 1960-х гг. художественная галерея активно проводила передвижные выставки по всей территории Красноярского края и далеко за его пределами. Выставки сопровождали научные сотрудники, которые проводили экскурсии и читали лекции. Продолжительность выставок была разной, в зависимости от района ее пребывания. В основном они длились от одной до трех недель. В сельских районах и северных территориях Красноярского края, из-за особенностей транспортных коммуникаций и удаленности населенных пунктов, продолжительность выставок составляла от одного до трех месяцев [4, л. 1, 6, 11, 33, 35, 37, 43, 44, 46, 48, 51, 54]. Передвижной фонд включал в себя произведения живописи и графики русского и советского искусства. На протяжении 1960-х гг. он заметно увеличился и к 1970 г. насчитывал уже 287 работ [3, л. 93]. Площадками для выездных показов служили актовые залы молодежных общежитий, кинотеатры, клубы, курорты, дома отдыха, средние школы, дворцы культуры.
Тематика экспозиций, предлагаемых посетителям, полностью соответствовала идейно-воспитательной направленности того времени. Усиленно велась пропаганда русского реалистического искусства и произведений советских художников. Так, сотрудниками галереи были организованы выставки «Советская армия и живопись», «В.И. Ленин в изобразительном искусстве», «В.И. Ленин и Октябрь», «Пионеры в изобразительном искусстве», «Советская графика» [3, л. 40, 47]. При этом важным направлением оставалось творчество красноярских художников (В.М. Мешков, А.Г. Поздеев, Т.В. Ряннель, Е.С. Ко-бытев, Ю.И. Худоногов), чьи работы вызывали огромный интерес со стороны посетите-
лей. Совместно с Художественным фондом в Омске и Новосибирске была организована выставка работ известного красноярского художника А.Г. Поздеева [9, с. 147].
В Красноярске передвижные выставки проводились в кинотеатрах «Луч», «Пионер», «Совкино», «Юбилейный», дворцах культуры «Сибтяжмаш», им. С.М. Кирова, Парке культуры и отдыха им. М. Горького, библиотеках, школах, рабочих общежитиях и больницах [3, л. 17, 24, 40, 47, 73, 92; 4, л. 1, 5]. Проведение подобного рода выставок вызывало живой интерес у зрителей. Согласно докладной научного сотрудника галереи Э.А. Рассохиной, выставка графических работ В.М. Мешкова в пос. Индустриальный нашла самый широкий отклик среди детской аудитории. Выставочный зал превратился в изостудию, где дети с карандашами и акварельными красками срисовывали картины. В ДК «Сибтяжмаш» за 10 дней эту же выставку посетило более 3000 человек [4, л. 1].
Обширная выставочная деятельность Красноярской художественной галереей была развернута в городах и районах Красноярского края. Так, выставки были открыты в клубах, библиотеках, школах, домах культуры и музеях Енисейска, Канска, Назарове, Абакана, Ачинска, Минусинска, Ужура [3, л. 24, 34, 54; 4, л. 11, 31, 37, 43]. Выставочной деятельностью были охвачены совхозы и колхозы Канского, Краснотуранского, Ужур-ского, Назаровского, Учумского, Енисейского районов. Здесь выставки проводились в сельских клубах, которые располагались на территории различных зерносовхозов, овцесовхозов, племсовхозов и птицефабрик [4, л. 6, 34, 37, 43]. Выставки проводились сотрудниками галереи и на молодежных стройках Красноярского края (Алюмстрой, Назаровская ГРЭС, дороги Абакан - Тайшет и Ачинск - Абалаково, Дивногорск) [3, л. 27, 40, 47].
Особое внимание уделялось наиболее удаленным северным территориям края. Для организации выставочной работы в этом направлении широко использовали агиттеплоходы и агитсамолеты. Так, в начале
1960-х гг. молодые сотрудники галереи художники В.А. Сергин и Г.И. Елин совершили две поездки на агиттеплоходе «Молдавия» по маршрутам Красноярск - поселок Под-тесово, Красноярск - Игарка с выставками репродукций картин советских и русских художников [4, л. 6, 34, 37, 43]. В эти же годы научный сотрудник Л.М. Гандина была откомандирована с передвижной выставкой в порты Диксон и Игарка. Выставка была проведена на борту теплохода «Академик Архангельский», в «ДК полярников» (Диксон) и «ДК лесопилыциков», а также в школах № 1, 4, 9, бане, педучилище, быткомбинате (Игарка). В 1962 г. с выставкой «Советская графика» до Дудинки на агиттеплоходе «Ом-144» была откомандирована Э.А. Рассохина [4, л. 35, 48, 51]. В этом же году художественная галерея участвовала в организации передвижной выставки советского эстампа на агитсамолете в Болыиеулуйский, Бирилюс-ский, Тюхтетский районы [3, л. 34]. Однако подобного рода рейсы с выставками не давали должного эффекта, так как охваченной порой оказывалась лишь аудитория из личного состава теплоходов.
Важно отметить, что при организации выставок сотрудники сталкивались с рядом трудностей. Одной из основных оставалась транспортная проблема. Местные власти не всегда охотно и вовремя обеспечивали транспортом передвижные художественные выставки. В сельской местности из-за отсутствия хороших дорог очень часто бились стекла на работах. Так, в своей докладной Е.М. Гонтаровский сообщал, что во время транспортировки работ в Назаровский и Ужурский районы по дороге у 11 из 33 работ разбились стекла [4, л. 32].
Сотрудники галереи также отмечали низкий образовательный уровень посетителей передвижных экспозиций. Во время проведения выставки на заводе «Сибтяжмаш», которую посетили строители из воинской части, Э.А. Рассохина отметила, что «основная масса солдат имела начальное образование, среди них много плохо говорили по-русски» [4, л. 1].
Несмотря на это, проводимые вне стен галереи выставки были единственной возможностью показа быстро растущих фондов. Благодаря стараниям всего трех научных сотрудников на протяжении 1960-х гг. наблюдался рост посещаемости передвижных выставок. Так, с 1959 по 1965 гг. количество охваченных выставками посетителей увеличилось в 14 раз (с 10 тыс. до 140 тыс. человек в год). Общее количество выставок вне стен галереи за это же время увеличилось более чем в три раза (с 8 до 23 в год) [3, л. 13, 17, 54, 65].
Настоящим событием в художественной жизни Красноярска в 1969 г. стала Зональная выставка «Сибирь социалистическая», связанная со 100-летием со дня рождения В.И. Ленина. В ней приняли участие творческие коллективы Алтайского края, Красноярского края, Тувинской АССР, а также Омской, Новосибирской, Томской, Иркутской и Кемеровской областей. Открытие выставки состоялось 1 декабря в новом здании Концертно-танцевального зала [2, л. 64; 3, л. 88]. Сотрудники галереи приняли самое активное участие в создании экспозиционного пространства, а также пропаганде выставки по радио, телевидению и в местной печати. Всё это способствовало повышению престижа и значимости галереи не только в Восточно-Сибирском регионе, но в стране в целом.
Таким образом, развитие экспозици-онно-выставочной работы музейно-ху-дожественных центров в Красноярске на протяжении 1960-х гг. шло в русле общегосударственной политики. Вся деятельность Красноярской художественной галереи была подчинена отражению и пропаганде истории советского общества, демонстрации достижений русского реалистичного искусства. Благодаря активной выставочной работе, связанной с представлением работ красноярских художников, к концу 1960-х гг. галерея становится одним из важных центров трансляции и формирования регионального самосознания.
Литература
1. Государственный архив Красноярского края (ГАКК Ф.) Р-2270. - Он. 1. - Д. 1.
2. ГАККФ. Р-2270. -Он. 1.-Д. 3.
3. ГАККФ. Р-2270. -Он. 1. - Д. 4.
4. ГАККФ. Р-2270. -Он. 1. - Д. 6.
5. Златоустова, В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.) // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.) : сб. научных трудов НИИ культуры. - Москва, 1991. - Ч. 1. - С. 226298.
6. Михайлова, М.В. Музейное дело в Восточной Сибири в 70-е гг. XX в. // Вестник Иркутского государственного технического университета. -Иркутск, 2013. - № 6 (77). - С. 270-274.
7. Сизова, И.А. Государственная политика в сфере музейного дела во второй половине 1950 - начале 1990-х гг. и ее местная реализация (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2016. - № 402. - С. 109-116.
8. Шелегина, О.Н. Музейный мир Сибири: история и современные тенденции развития. -Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2014. - 396 с.
9. Яшина, Л.В. Развитие музейного дела в Восточной Сибири в 1945-1985 гг. (на материалах Красноярского края и Иркутской области) : дисс. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2006. - 330 с.
Об авторе
Болонкина Елена Владимировна - кандидат исторических наук, зав. отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова E-mail: larisab77.77@mail.ru
EXPOSITION AND EXHIBITION ACTIVITIES OF THE MUSEUM AND ART CENTERS OF KRASNOYARSK IN THE LATE 1950s - 1960s (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK ART GALLERY)
Bolonkina Elena Vladimirovna
Candidate of Historical sciences, head of the Department of Russian Art of the XVIII - early XX centuries at the Krasnoyarsk Art Museum named after V I. Surikov
Abstract: The article is devoted to the peculiarities of the exhibition activities' development of the museum and art centers of Krasnoyarsk. The main trends of the exhibition activity during the 1960s are demonstrated on the example of the Krasnoyarsk Art Gallery. The role of the State in determining the content of exhibitions is shown. For the first time, new statistics which characterize the dynamics of the development of external and internal museum work have been introduced into scientific circulation.
Keywords: Krasnoyarsk; exhibition activity; Krasnoyarsk Art Gallery; funds; traveling exhibitions.