Исследование регионального рынка социально-культурных услуг (художественные
галереи г. Красноярска)
Research of the regional market of social and cultural services (art galleries of Krasnoyarsk)
Кузнецова Галина Сергеевна
Студент 4 курса Факультет Сибирский Федеральный Университет Гуманитарный институт 660041, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 82
e-mail: [email protected]
Kuznetsova Galina Sergeevna
Student 4 term Faculty of Siberian federal University Humanitarian Institute 660041, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Svobodny Ave., 82
e-mail: [email protected]
Научный руководитель Рукавицына Елена Александровна
Кандидат культурологии Гуманитарный институт 660041, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 82
e-mail: [email protected]
Scientific adviser Rukavitsyna Elena Aleksandrovna
Candidate of cultural studies Humanitarian Institute 660041, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Svobodny Ave., 82
e-mail: [email protected]
Аннотация.
В ходе исследования проанализирован рынок социально-культурных услуг на примере картинных галерей г. Красноярска. Выделены сильные и слабые стороны деятельности организации, а также сформирована проблема структуризации работы с потенциальной целевой аудиторией, отсутствие рекламы и недостаточное использование маркетингового потенциала.
Annotation.
The study analyzes the market of social and cultural services on the example of art galleries in Krasnoyarsk. The strengths and weaknesses of the organization are highlighted, as well as the problem of structuring work with potential target audience, lack of advertising and insufficient use of marketing potential is formed.
Ключевые слова: «Исследование регионального рынка социально-культурных услуг» (художественные галереи г. Красноярска).
Key words: "Research of the regional market of social and cultural services" (art galleries of Krasnoyarsk).
Актуальность исследования продиктована новизной формирования в социокультурном пространстве рынка социально-культурных услуг, являющихся одним из основных компонентов рынка искусств (арт- рынка). Данные понятия неразрывно связаны между собой. Арт- рынок использует огромное количество платформ для предоставления социально-культурных услуг (сервиса), в т. ч. взаимодействия с посетителями (покупателями) посредством художественной галереи, как одного из наиболее ярчайших представителей по применению маркетинга в сфере культуры и искусства.
Рынок социально-культурных услуг является мощным фактором реализации человеческих потребностей всех уровней, а их важность для личности в сочетании с социальной направленностью делает социально -
82
культурные услуги эффективным средством социализации личности. Рынок СКУ играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека, создает и передает культурные ценности. Исходя из внутреннего и внешнего содержания данного сегмента можно судить об общем культурном состоянии различных слоев населения, национальных и возрастных общностей, что с одной стороны позволяет удовлетворять духовные и эстетические потребности граждан, а с другой стороны корректировать и/или формировать данные потребности, создавая на них спрос.
Деятельность рынка социально-культурных услуг будет рассмотрена на примере таких площадок, как картинные галереи. Помимо социально-культурных функций художественные галереи отражают маркетинговые обязательства, такие как: сбыт, коммерческая составляющая, по извлечению прибыли с продаваемого товара и услуг, утверждению роли искусства в информационной, коммуникативной функциях, включению произведений изобразительного искусства в художественный рынок, за счет чего учреждение существует в арт-пространстве и способно развиваться в конкурентной экономической среде. Использование имеющегося маркетингового потенциала (в том числе рекламной деятельности) картинных галерей развиты достаточно слабо, поэтому активного и стабильного влияние на потребителя в выборе арт-продукта не оказывается. За счет неосведомленности о деятельности учреждения потенциальная аудитория порой, даже не знает о существовании галереи. Из-за чего теряется часть возможных доходов, которые организация могла бы получить.
Отметим тот факт, что практически отсутствуют фундаментальные исследования по проблемам развития рынка социально-культурных услуг и по применению маркетинга в области культуры и изобразительного искусства, из чего следует, что данный сегмент художественного рынка требует особого методологического подхода.
Становится актуальным развитие рынка социально-культурных услуг, оказывающих влияние на формирование совокупных духовно-ценностных ориентиров населения, повышение качества его жизни и формирующих у посетителей потребность в удовлетворение эстетических нужд, путем приобщения к искусству и культуре в г. Красноярске через посещение художественных галерей. Особенностью указанного рынка является то, что это не только система экономических, но и во многом культурных взаимоотношений, при которых формируется не только спрос и предложение на предметы искусства, чем напрямую занимается маркетинг, но и их эстетическая, духовная и культурная ценности, которые также формируются и трансформируются исходя из маркетинговой деятельности учреждений.
Что произойдет с художественной галереей, если она не будет активно продвигать свой продукт на арт-рынке, какие существуют альтернативные способы рекламы и взаимодействия организации со смежными стейкхолдерами, для чего вообще нужна реклама картинным галереям - это и будет выявлено в ходе настоящего исследования. Но сначала необходимо определить цель и задачи данной практики в форме научно -исследовательской работы.
Реклама, согласно ФЗ «О рекламе» представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.
Объект исследования — региональный рынок социально-культурных услуг.
Предмет исследования — деятельность художественных галерей г. Красноярска.
Гипотеза — в структуре картинных галерей г. Красноярска отсутствуют пути привлечения новых клиентов.
Каждой художественной галерее помимо постоянных клиентов нужны и новые посетители, данный факт был выявлен в ходе экспертного интервью с директорами организаций. Для подтверждения указанной гипотезы был проведен социологический опрос потенциальных и фактических посетителей арт-галерей в сети Интернет и использован метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды.
Цель — исследовать рынок социально-культурных услуг на примере художественных галерей г. Красноярска.
Региональный рынок социально-культурных услуг - совокупность процессов и процедур, обеспечивающих социально-культурный обмен между субъектом и объектом/субъектом (продавцом и покупателем, работником учреждения культуры и искусства и посетителем) отдельных товаров и услуг (арт-продукта) на конкретной территории, в нашем случае - это Красноярский край, г. Красноярск, воспроизводящий условия и защищающий объектов творческой деятельности.
Рынок социально-культурных услуг представляет собой анализ рынка предоставляемых учреждением культуры и искусства услуг.
Количество художественных галерей в нашем городе легко пересчитать по пальцам одной руки. В г. Красноярске около десяти художественных галерей. Наиболее популярные и те, что находятся на слуху у потенциального и фактического посетителя это: Арт-галерея Романовых, «Хинган», «Галерея искусств», «Год живописи», Выставочный зал Российской академии художеств, «Галерея Академия», Художественный салон АйнАТ: gallery, Галерея современного искусства «Секач», Арт-галерея "13А".
В ходе исследования будут проанализированы четыре первых учреждения, так как именно они активно ведут рекламную деятельность в социальной сети Интернет и являются репрезентантом выставочного дела в г. Красноярске. Все данные учреждения имеют собственный сайт, который и является основным источником продвижения собственного продукта организации.
Наиболее успешные сибирские арт-галереи функционируют по двум моделям: либо имея дополнительный бизнес (магазин художественных материалов или багетную мастерскую), либо содержа себя на доходы от другого бизнеса владельца.
В Красноярске такой формат представлен весьма немногочисленно: фактически здесь работают сеть частных художественных галерей «Хинган», частная «Арт-галерея Романовых», галерея современного искусства «Секач». Есть несколько художественных и антикварных салонов в центре города, но их можно отнести к субъектам арт-бизнеса весьма условно, так как доходы их очень невысоки, на грани рентабельности, да и собственно, они не позиционируют себя как субъектов рынка СКС.
Для удобства заполнения таблицы 1 будут использованы следующие обозначения: цифрами 1, 2, 3, 4 будут обозначены следующие художественные галереи: 1 - арт - галерея Романовых, 2 - картинная галерея Хинган, 3 - Галерея искусств, 4 - галерея Год живописи.
Таблица 1. Анализ рынка услуг, предоставляемых в художественных галереях
1
2
3
4
- Проведение и организация персональных и тематических выставок.
- Аренда залов для проведения мероприятий.
Выставки и продажа работ художников Красноярского края, проведение конкурсов с выдачей ценных призов. Продажа материалов для художников, дизайнеров, архитекторов, продажа
- Выставка-продажа картин и предметов искусства.
- Реставрация картин.
- Оформление документов на ввоз и вывоз.
Выставка -продажа картин;
творческие встречи, съемка фильмов про
художников, экскурсии; рассказы о творчестве авторов
посредством СМИ;
- Изделия для соответствующей - аренда помещений
художников. специализированной для прочих
- Организация и продукции для учеников мероприятий (мастер -
проведение мастер- художественных и класс, фотосессия и
классов. общеобразовательных т.п.).
- Реставрация школ, всего для - Дизайн торговых
антикварной мебели. творческого развития помещений.
- Аренда произведений детей, подарочных - Услуги декоратора
изобразительного сертификатов. интерьера.
искусства. Подбор картин для - Дизайн домашних
- Багетная мастерская. интерьера, экспертное интерьеров.
мнение по картинам. - Заказать дизайн-
проект.
- Проектирование
интерьеров.
- Дизайн розничных
магазинов.
- Интерьерная
визуализация.
- Частный дизайнер
интерьера.
Партнеры
- Главное управление СМИ: телевидение, - Правительство Издательский дом
культуры. журналы и Красноярского Края. «Коммерсантъ
- Центр еженедельники: «Дом - Администрация г. Красноярск»;
международных и снаружи и внутри» - 2006, Красноярска. Жилой комплекс
региональных 2007 гг., «Красноярские - Частные лица. «Удачный»; «Росбанк»
культурных связей. новости» - 2006г., журнал поддерживает большую
- Крас апартамент «Премиум» - 2006 г., часть экспозиций
сервис. «Твой мир» - 2006 г., галереи («Росбанк»
- Поисковая система «Деловой квартал» - 2007, входит в число
«Все в Красноярске». 2008, 2010, 2011, 2012 гг., крупнейших
- Семейный досуговый «КРСК.СОБАКА^и» - корпоративных
центр «Содействие». 2008 г., журнал «Знать» - меценатов России,
- Красноярский 2009 г., газета реализует значимые
Государственный «Конкурент» - 2010 г., гуманитарные проекты);
Художественный «Российская газета» - 2010 аудиторско-
институт. г., «Артиндустрия» - 2011 консалтинговая фирма
- Художественный г., издательство «КПМГ» и «Медведь-
музей "Лувр". Общественный Премиум»;
- Музей современного благотворительный фонд ВТОО «Союз
искусства "Эрарта". «Возрождение Тобольска» художников России»
- Музейно-выставочное - 2014 г. Региональное отделение
объединение «Манеж». Сбербанк и его филиалы, «Урал, Сибирь и
- Ярмарки, проекты, автосалоны (организация Дальний Восток»
конференции: Арт- выставок и проведение Российская академия
Красноярск, Арт- мероприятий). художеств
Россия, Арт - Анкара. Красноярский
- Радио Россия. государственный
- Журналы Сабака, институт искусств
Стольник. Союз журналистов
-Газета России
«Комсомольская Музей Б.Я. Ряузова
правда». Красноярский
Академический
Симфонический
оркестр
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дефицита с художниками в художественных галереях г.
Красноярска не наблюдается. Списки мастеров с каждым годом пополняются. И молодые, и опытные авторы с удовольствием сотрудничают с галереями, демонстрируя свое творчество жителям и гостям города наряду с
зарубежными художниками, которые также выставляются в галереях и пользуются не меньшей любовью публики.
Посетителями художественных галерей являются население города и края, гости города, иностранные граждане (туристы), дети дошкольных учреждений, учащиеся общеобразовательных учреждений, студенты, работники культуры и искусства, незащищенные слои населения, дети - преступники, пенсионеры, ветераны Великой отечественной войны, условно осужденные и освобожденные граждане. Данный тип учреждения рассчитан на широкую аудиторию, куда может прийти любой желающий, но не люди с ограниченными возможностями здоровья, так как специализированно - оборудованных пандусов подъемников и другого оборудования (для инвалидов по слуху, зрению), специализированных санитарно-гигиенических помещений на данный момент времени не предусмотрено. Отсутствует так же альтернативная версия сайта для слабовидящих граждан, поэтому данный сегмент аудитории выпадает.
Статистика посещений в организациях не ведется из-за нехватки персонала и дополнительных средств, но согласно статистическим данным, полученным в ходе социологического опроса в сети Интернет, можно заявить следующее: часть потенциальных и фактических посетителей картинных галерей составляют женщины (83,7%) в возрасте от 18 до 30 лет (69,4%), имеющие постоянную работу и стабильный доход. Информацию о культурных событиях, связанных с художественной галереей чаще всего посетители получают из социальных сетей в Интернете (81,6%) и через общение с друзьями и знакомыми (75,5%) путем сарафанного радио. Некоторая часть целевой аудитории свободна только по выходным, об этом свидетельствует показатель (32,7%), оставшаяся же часть свободное время предпочитает проводить, посещая другие учреждения или просто гуляя (55,1%). В основном посещение художественной галереи не является обязательной программой каждого уважающего себя гражданина, чаще всего галереи посещают редко, так ответили (42,9%) опрашиваемых. Одна из причин такого низкого показателя - качество предоставляемых услуг, которые не устраивают или являются узконаправленными (28,6%), но как можно заявлять о подобном, когда данный тип аудитории появляется в указанном типе учреждения раз в год? Поэтому он и не проинформирован о деятельности и диверсификации товаров и услуг. Потому что сам не заинтересован. Кто ищет, то всегда найдет. Основной целью посещения картинных галерей является общение и встречи, как с друзьями и семьей, так и заведение новых контактов и связей, которые в дальнейшем могут остаться на всю жизнь (61,2%). Публика, постоянно посещающая данный тип учреждения в целом полностью удовлетворена предлагаемыми услугами и качеством обратной связи (36,7%), потому что данная аудитория сама постоянно следит за деятельностью организации и специально связывается с персоналом, при необходимости уточнения каких-либо вопросов, про мероприятия и ближайшие выставки. Часто молодые художники сами проводят экскурсии в галерее или же это делает экскурсовод, в дальнейшем данная коммуникация перерастает в дружбу и информирование о деятельности художественной галереи передается из уст в уста по знакомству. Так чаще всего устроена коммуникация в территориально отдаленных от центра города галереях («Год живописи»), где посетители узнали о выставке от подруги, не заходя на сайт организации.
Рассмотрим рынок социально-культурных услуг (рынок СКУ) с нескольких точек зрения: с одной стороны, рынок представляет собой оборот предметов, обладающих художественной ценностью, а также произведений не исполнительского искусства, предоставление услуг коммерческого характера с целью извлечения и максимизации прибыли (это можно проследить в частных картинных галереях). С другой стороны, рынок — СКУ- это синтез нематериальных духовных ценностей, возникающих в виду неповторимости конкретных арт объектов (наблюдается как в частной художественной галерее, так и некоммерческой картинной галерее).
В Красноярске на данный момент еще не сформировался структурированный и активный рынок социально-культурных услуг. Это объясняется общими объективными факторами финансово-экономических кризисов, а также субъективными условиями регионального арт-рынка. Местная художественная элита разобщена: потребители, художники, коллекционеры, искусствоведы, владельцы галерей являются разрозненными группами, не поддерживающими системную коммуникацию внутри групп и между ними. Отсутствие авторитетных объединений на этом рынке влияет и на коммерческую составляющую, так как у потребителя нет каких-то ориентиров и авторитетов, влияющих на его вкусовые предпочтения и заинтересованность в приобретении и использовании продукта художественных галерей.
Таким образом, можно сказать, что рынок СКУ - это интегрированная система взаимодействия ее субъектов на основе коммерческой выгоды и художественно-эстетических ценностей.
Конкуренции среди художественных галерей нет. Каждое учреждение имеет собственную специфику и выставляет совершенно различных авторов, являясь их представителями. Борьба идет в основном за посетителя. Единственный формальным конкурентом картинной галереи может быть Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова.
На основе тщательного анализа, выбранных субъектов арт-сферы, планируется сформулировать предложения по продвижению организации и привлечению дополнительной целевой аудитории через рекламу собственного продукта, и предложить пути оптимизации, направленные на установление тесного и плодотворного взаимодействия между посетителями и художественными галереями.
1. Анализируя опыт предыдущих выставок, можно считать сильной стороной галерей наличие классических работ и привлечение все новых молодых региональных художников. Это позволяет более качественно подойти к использованию площадки для организации востребованного многофункционального центра художественного искусства.
2. Необходимо изучить потенциальную аудиторию, которую можно привлечь средствами рекламы. Имея четкий портрет потенциальной целевой группы, можно сформировать эффективный промоушн-микс и разработать контент рекламных сообщений. Это может быть дополнение информации на официальном сайте организации виртуальными выставками, которые менялись бы через определенный промежуток времени (раз в три месяца). Это позволило бы увеличить число посетителей сайта, которые в дальнейшем (при наличии возможности прийти в галерею) могли бы стать постоянными клиентами. Также установить счетчик на сайте галереи, который бы был доступен для всех желающих, где показывалось бы число гостей и общее количеств посетителей за нужный промежуток времени. Эффективным также может стать выход в каналы видеохостинга Youtube: демонстрация интересных и провокационных работ молодых художников, их комментарии, критика современного искусства и т.п.
3. Для постоянных клиентов необходимо разработать программу директ-маркетинга в форме персональных приглашений на выставки и мероприятия галереи. Постоянное оповещение клиентов, которые согласились получать рассылку, о грядущих мероприятиях позволит поддерживать постоянный поток посетителей и возможность у организации находится в информационном пространстве целевой аудитории без дополнительных затрат на внешнюю рекламу.
4. Полезным будет выстраивание партнерских отношений со СМИ. Выбрав какой-то один телеканал и журнал, их можно заинтересовать эксклюзивной информацией о секретах какой-то конкретной картины или провокационным интервью с персонами арт-рынка. Таким образом можно будет получать информационную поддержку по партнерскому соглашению, с экономией рекламного бюджета.
5. К каждой выставке необходимо готовить уникальные материалы в виде «нашумевшей» или «забытой» картины красноярских художников, имеющей уникальную историю; разрабатывать информационно-рекламные материалы в стиле выставки.
6. Составить список медиа-ресурсов, подходящих для каждой конкретной выставки. Чем точнее будут выбраны ресурсы, тем больше вероятность попадания в свою потенциальную аудиторию.
7. Организация в галерее в ходе выставок интерактивных площадок: брифинги, консультации, дискуссии, фотосессии.
Данные предложения могут быть использованы для любой художественной галереи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что немногочисленные функционирующие в г. Красноярске арт-галереи не проявляют маркетинговой активности, не стремятся к завоеванию потенциальной аудитории.
В г. Красноярске около десяти художественных галерей. Наиболее популярные и те, что находятся на слуху у потенциального и фактического посетителя это: Арт-галерея Романовых, «Хинган», «Галерея искусств», «Год живописи», Выставочный зал Российской академии художеств, «Галерея Академия», Художественный салон АйнАТ: gallery, Галерея современного искусства «Секач», Арт-галерея "13А".
Художественные галереи можно дифференцировать только на частные.
Наиболее известными картинными галереями в городе являются те, кто наиболее интенсивно рекламирует свою деятельность на рынке социально-культурных услуг и активно сотрудничает со смежными организациями, находя новых партнеров для работы галереи.
Галерея искусств, галерея «Год живописи» и арт-галерея «Романовых» наиболее обширно представлены в социальных сетях, за счет чего имеют приток постоянных и новых посетителей и являются наиболее востребованными у зрителей и конкурентно-способными на арт-рынке.
Некоторые из партнеров, представленные на официальном сайте художественной галереи «Хинган»: это СМИ: телевидение, журналы и еженедельники: «Дом снаружи и внутри» - 2006, 2007 гг., «Красноярские новости» - 2006г., журнал «Премиум» - 2006 г., «Твой мир» - 2006 г., «Деловой квартал» - 2007, 2008, 2010, 2011, 2012 гг., «КРСК.СОБАКА^и» - 2008 г., журнал «Знать» - 2009 г., газета «Конкурент» - 2010 г., «Российская газета» -2010 г., «Артиндустрия» - 2011 г., издательство Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» - 2014 г. Сбербанк и его филиалы, автосалоны (организация выставок и проведение мероприятий).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что художественные галереи г. Красноярска открыты для нового сотрудничества и продолжают сотрудничать со смежными областями для развития организаций и совершенствования предоставляемых услуг.
В соответствии с законами рыночной экономики арт-рынок, а значит и рынок социально-культурных услуг не может существовать без эффективного использования маркетинговых инструментов, которые способны поддерживать интерес к создаваемым продуктам, формировать лояльность целевых аудиторий, оценивать ожидания и отношение общественности к различным формам искусства.
Особенность рынка социально-культурных услуг заключается в постоянном процессе взаимодействия со зрителями, получение обратной связи от посетителей, что позволяет не только удовлетворять потребности населения, но и сформировать эстетический вкус граждан. Таким образом, налаживание коммуникации с потребителями становится одним из важнейших пунктов дальнейшего развития любого социально -культурного учреждения.
Впервые вопрос о применении маркетинга в учреждениях культуры и искусства был поставлен Ф. Котлером в 1967 г. Автор отметил, что организации культуры, к которым несомненно относятся и
художественные галереи, производят культурные продукты (арт-продукты) и должны бороться за своего потребителя, как фактического, так и потенциального, и привлечение необходимых ресурсов. Сегодня Ф. Котлер является общепризнанным символом и гуру маркетинга. В 1980-е гг. исследования маркетинга в сфере культуры и искусства продолжили М. Моква В. Даусан, Е. Хиршман.
Качественное социологическое исследование. Заключалось в проведении экспертного интервью с директорами некоторых художественных галерей г. Красноярска, а именно с Романовой Валентиной Александровной ( «арт- галерея Романовых»), Маркеловым Валерием Владимировичем ( художественная галерея «Хинган») и Ворошиловой Надеждой Александровной ( галерея «Изящных искусств»), использовании метода стратегического планирования swot анализ для определения положения и роли галерей, занимаемые среди конкурентов, а также для обозначения внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность организации (см. таблица 1 в приложении).
Выборка исследования: 100 человек - представителей различных социально-демографических групп. Данный социологический опрос выступал в качестве сбора первичной информации, где интервьюер взаимодействовал с респондентом при помощи разработанных вопросов.
Исследование показывает, что сильные стороны компании в большей степени связаны с тем, что организации не стоят на месте, постоянно развиваются и следят за арт-рынком в целом не только по городу, но и стране, а также проводят мониторинг достижений художественных галерей в других странах.
Кроме того, художественные галереи г. Красноярска является пионером на рынке выставочных залов, предлагающих свои услуги молодым художникам, что, в свою очередь, указывает на отсутствие прямых конкурентов - конкурентов в основном виде деятельности.
В свою очередь слабые стороны социально-культурных организаций под наименованием картинные галереи связаны в первую очередь с пассивным маркетингом (отсутствием постоянной активной рекламы и продвижения собственного учреждения), а также слабым материально-техническим оснащением (во всех картинных галереях не предусмотрено оборудования для лиц с ОВЗ). Угрозы представлены приложении в таблице 1.
В настоящий момент времени, можно смело утверждать, что художественные галереи работают стабильно и исправно. Список услуг, предоставляемых учреждением соответствует требуемым нормам. Количество посетителей стабильно, превышает средний показатель в 10- 15 человек в день лишь при открытии выставок и иных торжественных мероприятий, где может составлять порядка 40-50 человек.
Проведенный анализ показал, что конкурентное положение художественных галерей в г. Красноярске на рынке можно определить, как стабильное, что связано с особенностями рынка и услуг, предлагаемыми данным типом организации. Каждая галерея индивидуальна по-своему и имеет собственного посетителя, что в свою очередь позволяет галерея не конкурировать между собой и другими типами организаций. Однако, не стоит забывать и про слабые стороны галерей, указанные в таблице и пытаться всячески их нивелировать, используя все ресурсы учреждения и постоянно работая над привлечением новых возможностей.
В ходе исследования нам удалось выявить дефицит использования маркетинговых возможностей, то есть фактическое отсутствие маркетинговой активности художественных галерей на рынке СКУ, определить на каком уровне сейчас находится данный сегмент рынка и выявить возможные тенденции. Период развития рынка СКУ в Красноярске (и в стране в целом) на нынешний момент можно характеризовать как формирующийся. Также нам удалось применить теоретические (общенаучный метод) и эмпирические (качественное социологическое исследование) методы исследования в сфере профессиональной деятельности. Во время исследования также
приходилось самостоятельно организовывать научно-исследовательскую деятельность и развивать свой научный потенциал, формулировать и решать задачи, возникших в ходе работы и требующих углубленных профессиональных знаний.
По результатам исследование нам удалось выявить, что данный рынок не сформирован и имеет ряд проблем, которые отражены в художественных галереях, раскроем слабые стороны каждого учреждения (см. приложение таблица 3) и прописаны возможности по решению данных проблем (см. приложение таблица 2).
Список используемой литературы:
1. «Банковские художественные собрания коллекционерам» / Журнал «Деловой квартал» №20 (274) 1
2. Воронкова Л.П. Прикладные культурологические аспекты культурологических учений: исторический аспект// Прикладная культурология. - М. - 2009. - 22._«В плену у красоты» / Ю. Бугаева. Журнал «Премиум» — ноябрь 2006 г.
3. «Валерий Маркелов (четыре портрета)» /Т. Андронова. Журнал «КРСК.СОБАКА^и» — ноябрь
2008 г.
4. «Главный принцип в бизнесе - развитие!» / И. Егорова. Журнал «Артиндустрия» №03 (81) 2011 г.
5. «Изобразительное искусство Сибири XVII-начало XXI вв.» стр. 784, издательство Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», Тобольск 2014 г.
6. «Какая поддержка нужна Вашему бизнесу?» / Журнал «Деловой квартал» №01/02 (203/204) 24.01.2011 г.
7. «Коллекция в интерьере» / П. Полуян. Журнал «Дом снаружи и внутри» — октябрь 2006 г.
8. «Между духовным и материальным» /Анастасия Андронова. Журнал «Знать» Июнь №4 2009 г.
9. «Ожившие символы» / Журнал «Дом снаружи и внутри» — январь 2007 г.
10. «Победители «капиталистического соревнования» / «Российская газета» 23.12.2010 г.
11. «Предприниматель - звучит гордо. В Красноярске подвели итоги конкурса «Предприниматель Года 2010»» / Газета «Конкурент» 22.12.2010 г.
12. «Своя чужая доля» / Журнал «Деловой квартал» №31 (133) - сентябрь 2008 г.
13. «Сделал искусство безубыточным» / Журнал «Деловой квартал» №13 (189) 28.06.2010 г.
14. «Стратег с душой художника» /В. Пашина. Журнал «Деловой квартал» №22 (76) - 18 июня 2007 г.
15. «Талантам нужно помогать» / Л. Максимова. Еженедельник «Красноярские новости» — 22 ноября
2006 г.
Приложение
Таблица 1. Сводная таблица swot- анализа художественных галерей
Сильные сто роны Слабые стороны
1 2 3 4 1 2 3 4
Наличие Наличие Одна из Наличие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие
сайта; обратной связи самых сайта; инклюзивно адаптирова капитального адаптирова
Бесплатный на сайте; прибыльн Транспорт й среды нной версии ремонта; нной версии
вход и Отличный ых ная (подъемник сайта для Большая часть сайта (для
предоставляе ремонт внутри галерей в доступнос ов, слабовидящ картин слабовидящ
мые услуги; галереи; г. ть; адаптирова их и хранится в их,
Собственная Сеть магазинов Красноярс Высококв нной версии англоязычн ненадлежащем англоязычн
издательская при галерее; ке; алифицир сайта для ой версии состоянии; ой версии
деятельность; Коммуникабел Обширно ованный слабовидящ сайта; Завышенная сайта);
Высококвали ьные представл персонал; их); Отсутствие стоимость на Отдаленное
фицированны сотрудники; ена в Сотрудни Недостаточ инклюзивно произведения от центра
й персонал; Гибкая ценовая социальн чество со ное число й среды; искусства; города
Апартаменты политика ых сетях; смежным сотруднико Небольшое Непроработанн расположен
над галереей (представлены Коммуник и в (4); выставочно ый ие;
для картины на абельные областями Расположен е официальной Отсутствие
иногородних любой вкус и сотрудник и ие в пространств сайт галереи; социологич
участников материальные и; художеств отдаленной о (большая Отсутствует еских
выставки; возможности); Индивиду енными от центра часть работ инклюзивная опросов
альный города посетителей
Сотрудничес Безвозмездное подход к галереями территории стоит на среда (в т. ч. на (учет
тво с сотрудничеств клиенту ; (на другом полу); сайте); только
зарубежными о с при Активная берегу); Недостаточ Отсутствие общих
и местными нуждающимис оказании социокуль Маленькое ное дополнительны статистичес
художниками я (дети - консульта турная галерейное количество х социально - ких
; школьники, ции в т. ч. деятельно пространств персонала культурных данных);
Ежемесячно- молодые по сть о; (некому услуг (только Отсутствие
обновляющие исполнители, дизайну (мастер- Недостаточ вести коммерческие); инклюзивно
ся мастер классы, интерьера; классы); ное мастер- Ориентированн й среды и
экспозиции аренда залов); Ведется Использов финансиров классы и ость на узкий условных
(диверсифика Сотрудничеств поиск ание ание проводить круг лиц обозначени
ция товаров); о с ключевых предшеств (большие экскурсию (коллекционер й внутри
Группы в региональными клиентов ующего траты на ов); галереи
соц. Сетях и зарубежными и опыта средств из выставке, Отсутствие (вход,
(активное авторами; статистик сотрудник собственног например); рекламы. выход,
взаимодейств Проведение а ов(бенчма о бюджета); Убыточное пожарная
ие с конкурсов для покупател рк); Слабое производств безопасност
потребителям активизации ей; Монитори использован о (галерея ь, туалетная
и и целевой Сотрудни нг ие навыков не приносит комната);
актуальная аудитории; чество с состояния по прибыли); Узкая
афиша Сотрудничеств администр арт-ранка налаживани Незаинтере целевая
мероприятий) о со смежными ацией и в России и ю связей с сованность аудитория
; организациями частными за общественн в (в
Сотрудничес (сбербанк, лицами; рубежом; остью и изобразител большинств
тво с другими лексус); Доступная Постоянн прессой; ьном е своем -
сферами логистика; ая целевая Отсутствие искусстве женщины
(образование, Удачное аудитория рекламы (отсутствие среднего
бизнес); расположе ; (нет вкуса и возраста,
Активная ние (в Востребов сотрудниче образования друзья
культурная центре анность у ства со у авторов
деятельность города). постоянн СМИ на покупателе работ);
(акции и ых безвозмездн й); Высокая
проекты на зрителей о основе и Не стоимость
регионально услуг, свободных сформирова картин.
м, предостав средств на но должное
федеральном ляемых рекламу отношение
и галереей нет); к искусству
международн (интерес к Малый у
ом уровнях); творчеств покупательс населения;
Проведение у и кий спрос Низкие
культурно - деятельно (картины продажи
массовых сти в продаются картин
социально- галерее редко); (понизилась
ориентирован стабилен); Незаинтере покупатель
ных Косметич сованность ная
мероприятий; еский молодежи в способност
Объемный ремонт и деятельност ь граждан);
фонд галереи хорошее и галереи; Заинтересов
(около 2.5 освещени Слабая анность
тыс. е за счет включеннос первоочере
экспонатов); больших ть г. дными
Использован оконных Красноярск покупками,
ие доп. проемов и а во а не
площадок для специализ внутриросс художестве
своей ированног ийские и нными
деятельности о международ работами;
(не только в оборудова ные Отсутствие
регионе, но и ния); культурные рекламы и
за рубежом); связи сотрудниче
Сотрудничес (отдаленнос ства со
тво с другими ть от СМИ;
авторами и культурного Дефицит
участие в центра); финансов
совместных (приходится
проектах добавлять
(коммуникаб из
ельность, собственног
поиск новых о бизнеса на
имен по заработную
всему миру); плату
полифункцио сотруднико
нальное арт- в);
пространство Низкая посещаемос
удовлетворя ть галереи;
ющее Незаинтере
нематериальн сованность
ые художников
потребности в
различных проведении
социальных выставок
слоев (необходим
населения о обоюдное
района, в т. ч. желание, а
слабозащище не только
нных. галереи);
Возможности Угрозы
1 2 3 4 1 2 3 4
Создание и Создание и Сделать Формиров Пассивност Закрытие Порча Нехватка
поддержание поддержание капитальн ание ь населения галереи; имущества; персонала
инклюзивной инклюзивной ый ремонт благоприя и/или Конкуренты Конкуренты; для работы
среды; среды в т. ч. для тного авторов: ; Вытеснение с с
Найм адаптированно надлежащ имиджа Не Незаинтере арт-рынка; посетителя
дополнительн й и его галереи востребован сованность Закрытие ми;
ого англоязычной хранения среди ность населения в организации; Вытеснение
персонала; версии сайта; изобразит населения предлагаем предлагаем Не конкурента
(создание Расширение ельного ; ых услуг; ом востребованно ми;
новых галерейного искусства; Популяри Объединени продукте; сть Спад
рабочих пространства; Проработа зация е с другими Смена предлагаемых интереса к
мест); ть творчеств арт- владельца услуг; творчеству;
Доработка Сотрудничеств официаль а пространств галереей Смена Продвижен
сайта о с фондами и ный сайт; современн ами; может деятельности; ие
(англоязычна волонтерами; Сотрудни ых Конкуренци привести к Неблагоприятн массового
я версия, Развитие чество с региональ я на рынке; изменению ый имидж. искусства(
версия для маркетинга другими ных Вытеснение основной того, что
слабовидящи компании организац авторов на государстве деятельност искусством
х, гид по (СМИ, иями и междунар нной и данной не
сайту); рекламной СМИ; одном галереи организаци является)Б
Сотрудничес деятельности в Расширен уровне; более и; за счет чего
тво с т. ч.); ие Реклама прибыльны Аренда формирован
бизнесом и Привлечение клиентско не только ми площадей ие
искусством инвесторов; й базы за в проектами. под более неэстетичес
по всему Найм счет издательс прибыльны кого
миру для сотрудников; включени ком доме е проекты. воспитания
привлечения Сотрудничеств я более коммерса у
инвесторов; о со смежными широкой нт и сети посетителей
Открытие организациями целевой интернет, галереи.
новых ; аудитории но также
выставочных Проведение ; и на
площадок; мастер - других
Активное классов с Развитие платформ
сотрудничест товарами из инклюзив ах для
во со СМИ ля магазина и на ной привлечен
привлечение территории среды; ия
большей магазина/галер Проведен большего
аудитории, в еи; ие числа
т. ч. Проведение дополните посетител
молодежи образовательн льных ей и
Воспитание ых социально просветит
эстетическог мероприятий - ельской
о вкуса и для культурны деятельно
формировани формирования х услуг. сти;
е новой должного
покупательск отношения к
ой искусству;
способности Воспитание
за счет эстетического
информирова вкуса у
ния подрастающего
потенциально поколения;
й аудитории Предоставлени
(изменения е льготных
отношения к условий для
искусству); молодых
Позициониро художников.
вание г.
Красноярска
как
региональног
о центра в
области
изобразитель
ного
искусства;
Таблица 2. Возможности устранения слабых сторон в художественных галереях г. Красноярска
«Арт - галерея Романовых» Картинная галерея «Хинган» «Галерея искусств» Галерея «Год живописи»
Создание и поддержание инклюзивной среды; Найм дополнительного персонала; (создание новых рабочих мест); Доработка сайта (англоязычная версия, версия для слабовидящих, гид по сайту); Сотрудничество с бизнесом и искусством по всему миру для привлечения инвесторов; Открытие новых выставочных площадок; Активное сотрудничество со СМИ ля привлечение большей аудитории, в т. ч. молодежи Воспитание эстетического вкуса и формирование новой покупательской способности за счет информирования потенциальной аудитории Создание и поддержание инклюзивной среды в т. ч. адаптированной и англоязычной версии сайта; Расширение галерейного пространства; Сотрудничество с фондами и волонтерами; Развитие маркетинга компании (СМИ, рекламной деятельности в т. ч.); Привлечение инвесторов; Найм сотрудников; Сотрудничество со смежными организациями; Проведение мастер -классов с товарами из Сделать капитальный ремонт для надлежащего хранения изобразительного искусства; Проработать официальный сайт; Сотрудничество с другими организациями и СМИ; Расширение клиентской базы за счет включения более широкой целевой аудитории; Развитие инклюзивной среды; Проведение дополнительных социально-культурных услуг. Формирование благоприятного имиджа галереи среди населения; Популяризация творчества современных региональных авторов на международном уровне; Реклама не только в издательском доме коммерсант и сети интернет, но также и на других платформах для привлечения большего числа посетителей и просветительской деятельности;
(изменения отношения к магазина и на
искусству); территории
Позиционирование г. магазина/галереи;
Красноярска как регионального Проведение
центра в области образовательных
изобразительного искусства; мероприятий для формирования должного отношения к искусству; Воспитание эстетического вкуса у подрастающего поколения; Предоставление льготных условий для молодых художников.