КОММЕРЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ КАК
ВАЖНЕЙШИЙ УЧАСТНИК АРТ-РЫНКА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Фиськов Анатолий Анатольевич
аспирант кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного
университета профсоюзов, РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: [email protected]
COMMERCIAL ART GALLERIES AS IMPORTANT ACTORS OF THE ART MARKET IN ROSTOV-ON-DON
Fiskov Anatoly
graduate student of Arts St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions,
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
тл «-» «-»
В отличие от других видов коммерческой деятельности, художественный рынок в России находится на стадии формирования. В данной статье автор рассматривает роль коммерческих организаций в развитии художественного рынка Ростова-на-Дону, а также определяет ряд условий для дальнейшего развития данной сферы коммерческих отношений в Ростове-на-Дону.
ABSTRACT
Unlike other businesses, the art market in Russia is in the process of formation. In this article the author examines the role of business organizations in the development of the art market in Rostov-on-Don, and also defines a set of conditions for the further development of this sector of commercial relations in Rostov-on-Don.
Ключевые слова: художественный рынок; художественная жизнь; профессиональное художественное образование; высшие учебные заведения; изобразительное искусство; коммерческие художественные галереи.
Keywords: art market; art life; professional art education; higher education; fine art; commercial art galleries.
Рассматривая значение самого понятия, художественный рынок или арт -рынок (art-market) следует отметить, что это система культурных и экономических отношений, определяющих:
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
• сферу предложения и спроса на произведения искусства;
• денежную стоимость произведения искусства;
• ряд специфических услуг, связанных с обслуживанием этого рынка.
В этом контексте различают мировой, национальный и региональный художественные рынки. При этом, каждый их них имеет свои особенности ценообразования в зависимости от множества факторов как экономического, так и культурно-эстетического характера, влияющих на него.
Художественный рынок Ростова-на-Дону, хоть и находится на стадии формирования, тем не менее, следует отметить, что богатое художественное и культурное наследие Дона создает более чем благоприятные условия для этого.
Всвязи с этим, крайне актуальными являются исследования, посвященные изучению данного явления. Так, задачами данной статьи являются:
• освещение деятельности активных участников художественного рынка, таких как коммерческие галереи;
• анализ их коммерческой, ценовой и выставочной политики;
• характера их взаимодействия с другими культурными и общественными институтами, участие в художественной жизни города Ростова-на-Дону.
Как отмечает Николай Егоров, почетный председатель ростовской областной организации Союза Российских писателей: «Чем только не знаменит Дон на всю Россию, на весь мир! И в том числе немеркнущими произведениями кудесников кисти, карандаша, резца. Встают в памяти имена, которыми гордимся мы, гордимся по праву наследников или современников. Николай Дубовской, Иван Крылов, Митрофан Греков, Мартирос Сарьян, Сергей Корольков, Григорий Шилтян, Александр Лактионов, Виталий Вучетич, Тимофей Теряев, Валентин Щебланов, Семен Скопцов» [2, с. 12].
И действительно, большое количество музеев, художественных галерей, а в особенности учебных заведений, готовящих специалистов художественного профиля, во многом обеспечивают активную художественную жизнь Юга России.
Как отмечает известная искусствовед Ю.Л. Рудницкая, работа Ростовского отделения Союза художников всегда исполнялась на высшем уровне. «Творческая требовательность и непримиримость к появлению описательных, поверхностных, сделанных равнодушной рукой произведений становятся нормой художественной жизни Дона, и в этом залог создания яркого, оригинального творческого лица коллектива» [3, с. 231].
Тем не менее в современном мире рыночных отношений художник лишается стабильной государственной поддержки, организованной творческим профессиональным объединением. Необходимым стало искать новый рынок сбыта произведений искусства.
Такие способы реализации стали предлагать первые коммерческие художественные галереи, что привело к становлению художественного рынка на Юге России.
Такой вид деятельности предполагает отличный подход. Как отмечает Т.Е. Шехтер, «ценностные представления художника зависят от ценностных ориентаций социальной группы, представителем которой он является, от степени самостоятельности его творческой индивидуальности, уровня его эстетической культуры, личного опыта; они являют диалектическое единство универсальных ценностных представлений, специфических, детерминированных конкретной исторической эпохой, национальной принадлежностью, эстетическими установками художественного направления, в русле которого развертывается творчество художника» [9, с. 271].
Сейчас в Ростове работает ряд успешных галерей. Среди них: «Русская национальная галерея духовной живописи», «Ренессанс», «Экспозиция», имеющая два отделения, «Золотой жук», «Елисейские поля», «ККЫ, художественна галерея», она же является частой галереей художника Николая Полющенко, «М-галерея».
Рассмотрим более подробно деятельность наиболее значимых и масштабных галерей из этого перечня и то, как они осваивают и формируют качественно новую среду.
По замечанию исследователя художественного рынка П. Досси, основной спецификой художественного рынка является то, что «...произведение искусства — это объект, извлекающий ценность из собственной сути. Эта ценность не зависит от религиозного значения, политической выгоды, финансового потенциала. Произведение искусства — это воплощение творческой энергии одиночки и, тем самым, символ главного идеала нашей культуры: свободы личности. Рынок, напротив, является местом обмена товаров, где вещь приобретает ценности в акте обмена. Рынок сводит ценность произведения искусства к сумме денег, которую покупатель в данный момент готов за него заплатить» [1, с. 24].
Это необходимо учитывать для того, чтобы проанализировать основные тенденции на художественном рынке Ростова-на-Дону, а также сходства и различия в коммерческой направленности галерей. Для этого необходимо также выявить, существует ли какое-либо отличие в предпочтениях галерей и их посетителей, а также существует ли индивидуальная ориентация галерей на определенный художественный стиль или направление или ассортимент везде одинаков.
Итак, одна из новых коммерческих галерей, появившихся в Ростове, — «Русская национальная галерея духовной живописи». Само название галереи призвано придать ей особую значимость, как ценности национального значения. Отличительной чертой является также и «духовная» тематика. Это в некоторой степени ассоциируется с традиционным искусством живописи и неразрывно связано с возрождением духовности и религиозности, характерной для русской нации. Тем не менее, внимательно изучив практическую направленность данной галереи, можно прийти к выводу, что авторы несколько своеобразно трактовали понятие «национального» и «духовного».
Итак, по сути, галерея создана в поддержку сообщества, пропагандирующего духовное прозрение посредством эзотерического знания. Как значится в концепции галереи, в ней предлагаются «Небозорная Культура Окозоров, символы Русского Духа Российской цивилизации». Русская
Национальная Галерея Духовной Живописи зарегистрирована как интеллектуальная собственность авторским каталогом № 196 16934 от 19.05.1992 года. Идейной направленностью данной галереи авторы считают сохранение и распространение Русского Духа Российской цивилизации в духовном пространстве Земли среди других цивилизаций и позиционируют эту идею как новое направление в изобразительном искусстве. В этом аспекте они используют старинную символику славян, что, по их мнению, призвано активизировать национальное самосознание, помочь развитию духа.
Входящие в состав постоянной экспозиции работы принадлежат в основном двум авторами — Галине и Виктору Небозорным.
Работы, представленные в галерее, представляют собой декоративные изображения, выполненные красками. Как основные элементы в данных изображениях участвуют эзотерические символы. Эти работы, конечно, отличаются некоторой образностью и выразительностью, но рассчитаны на более чем узкий круг ценителей, что делает данный проект сомнительным с точки зрения коммерции. Ведь «в первую очередь галерист должен рассчитывать на ресурсы собственно художественной галереи. В «правильной галерее» основным источником дохода и финансирования считаются средства, полученные от продаж работ художников, экспонируемых в галерее» [8, с. 120].
Цены в данной галерее устанавливаются согласно желаниям самих авторов. И если сравнивать их с ценами в других галереях, то стоимость этих работ на 20 % ниже средней стоимости на работы аналогичного формата и выполненные теми же материалами и представленные в других галереях. Таким образом, можно говорить, что деятельность данной галереи в большей степени несет пропагандистские цели, нежели коммерческие.
Так как сам специфический характер произведений, а также уровень их исполнения и ассортимент галереи рассчитаны на узкий круг потребителей, это не позволяет признать данный коммерческий проект успешным с точки зрения бизнеса.
В значительной степени в этом отношении отличается галерея «Экспозиция», которая представлена в Ростове-на-Дону двумя филиалами, находящимися в разных частях города — небольшом в центре города (Кировский проспект, 55), а также на базе выставочного бизнес-центра Clever house (ул. Текучева, 139).
Идея и политика галереи четко указана на официальном сайте организации и формулируется как выдвижение на арт-рынок Ростова работ разных эпох, способных сформировать широкий круг потребителя-знатока, искушенного в вопросах эстетики. Политика галереи сводится к продаже живописи без посредников, что обеспечивает доступность широким слоям любителей искусства. Кроме этого, галерея предлагает услуги по оформлению художественных работ, интерьера, а также принимает заказы на изготовление портретов в разной стилистике. Основной составляющей ценообразования значится сложность композиции и рейтинг художника исполняющего заказ.
Целями руководства галереи, к которому относятся Б.К. Овчинникова, Т.И. Логунова и непосредственно владелец — А.К. Лаптев, являются:
• продемонстрировать зрителю первоклассную, качественную живопись для интерьеров и коллекционирования;
• предложить произведения искусства по минимальным ценам относительно цен, сформировавшихся на рынке произведений искусства.
Исходя из этого, галерея сотрудничает с художниками, получившими профессиональное художественное образование, чье творчество представляется на выставках различного уровня, в том числе и за рубежом. Среди них В.Ф. Коробов, О.М. Лусегенов, А.Р. Оганесян, И.В. Ребров, а также ростовские художники, представители старшего поколения, такие как Б.П. Бельмасов, В.М. Кленов, А.С. Кулагин, Е.Я. Покидченко, Б.С. Пустосветов, Т.Ф. Теряев, Н.А. Удальцова, В.П. Черноусенко, а также работы таких авторитетных художников, как О.Н. Майборода, В.Н. Рябчиков, а также многих других, в том числе и молодых живописцев. Всего около 70 человек.
Кроме ростовских авторов, в галерее представлены работы тех художников, которые живут и работают в Москве, Санкт-Петербурге, других городах ростовской области, а также Северного Кавказа. Для привлечения посетителей галерея регулярно проводит как персональные выставки художников, чьи работы экспонируются в залах галереи, так и целые вернисажи, посвященные той или иной тематике.
Также большое внимание руководство галереи уделяет оформлению экспозиций и интерьера. «Среда» обитания» произведений искусства — выставочное пространство является не физическим вместилищем определенного количества вещей — единиц музейного хранения в их материальном проявлении, а пространством художественным» [5, с. 142].
Все это обеспечивает высокий рейтинг и посещаемость галереи, а следовательно, и приток клиентов. Все мероприятия проводятся на высоком уровне и получают свое освещение в городских средствах массовой информации, а также печатной продукции — буклетах, проспектах, афишах и каталогах.
Так, только за два последних года работы галерея повела более 25 выставочных проектов, среди них: персональные выставки Александра Федорова, Елены Мартенс, Артура Оганесяна, Романа Дмитриева, Сергея Потапова, Владимира Рябчикова, Владимира Чекмарева, Сергея Янченко, Анны Тарасенко, Игоря Реброва, Олега Майбороды, Сергея Потапова.
Анализируя характер творчества художников, работы которых представлены в данной галерее, можно сказать, что руководство делает упор на разнообразие стилей и жанров. В галерее представлены работы, выполненные в духе реализма (в основном это работы известных ростовских художников), а также декоративные работы, выполненные в традиционных жанрах, и беспредметные абстрактные композиции.
В галерее выставляются как работы «старой ростовской школы», так и молодых художников, уже активно ведущих выставочную деятельность, членов Союза художников РФ.
Ценовая политика галереи отличается значительной гибкостью, что проявляется в регулярном проведении акций и использовании скидок, а также рекламных акций. Например, в июле 2014 года галерея снизила цены на пейзажи, выполненные в реалистичной манере. Правда, данное снижение цен касалось лишь произведений молодых авторов, а не известных художников, основные работы которых относятся к 70-ым, 80-ым годам.
В целом можно говорить о том, что данные мероприятия позволяют повысить количество продаж, в то же время не ущемляя интересов художников, чья выручка остается неизменной и составляет около 70 процентов от заявленной в галереи стоимости работы.
Также руководство галереи постоянно занимается разработкой новых форм деятельности, направленных на привлечение посетителей и потенциальных покупателей. К принципиально новым для Ростова методам работы коммерческих галерей можно отнести проведение открытых аукционов произведений графики и живописи, а также Рождественских Арт-базаров, на которых разные художники представляют работы на зимнюю тематику.
Еще одним методом привлечения публики, применяемым данной картинной галерей, можно назвать проведение тематических выставок, аналогичное тем, которые проводили раньше только музеи. Это такие выставки, как «Удивительный мир антикварной графики», выставка экспозиции современной и антикварной живописи «На перекрестке двух эпох» и многие другие. Подобные мероприятия позиционируют галерею не только как организацию, занимающуюся торговлей произведениями искусства, но и как сообщество авторитетных профессионалов, имеющих достаточную подготовку для организации работы с антиквариатом.
Именно эти новаторские решения в области развития художественного рынка на Дону позволили галереи «Экспозиция» не только приобрести статус ветерана в этой области, но и значительно расшириться и проводить работу в двух филиалах в центре города. На сегодняшний день данная галерея является лидером города в области коммерческой деятельности с предметами искусства.
Еще одной галерей, расположенной в центре города, является «Золотой жук». В отличие от «Экспозиции» галерея делает акцент на атмосферу камерности и старины, хотя общая политика данной галереи идентична рассмотренной выше, а именно: галерея представляет работы молодых художников и организовывает их выставки, работает только с подлинниками, собирает и анализирует антикварные произведения, представляя их затем публике, оказывает помощь в оформлении интерьера, живописных и графических работ, содействует созданию корпоративных и частных коллекций при содействии авторитетных искусствоведов города и области.
Отличительной характеристикой данной галереи является повышенное внимание к работам ростовских художников конца двадцатого века, многие из которых позволяют восстановить неизвестные линии творчества ростовских художников, что имеет большое значение для всей художественной культуры донского края.
Еще одним успешным коммерческим проектом в области отечественного арт-рынка стала единственная в России французско-русская галерея, где представлены произведения как российских, так и французских художников — живописцев, графиков, скульпторов, прикладников. Это стало возможно при тесном сотрудничестве как культурно-образовательных организаций «Альянс Франсез», «Ату Франс» и Комитета по туризму Лазурного Берега, так и непосредственно руководства самой галереи «Елисейские поля».
Так были организованы такие выставочные проекты, получившие широкий резонанс в местной прессе, как приуроченная ко дню Европы фотовыставка «Лазурный берег», а также выставка уникальных старинных фотографий «Пекин-Амур-Париж», выполненных французским путешественником Шарлем Вапро (1847—1925).
Среди других выставочных проектов данной галереи значатся персональные выставки молодых и авторитетных художников, таких как начинающая талантливая художница Екатерина Ляшко, уроженка Нижнего
Тагила, живущая и работающаяй в Ставрополе, а также художника-прикладника, известного своими эмалями, Георгия Лиховида и Владимира Корначева.
Интерес данная галерея представляет также еще и благодаря тому, что это почти единственное место в Ростове, где можно видеть произведения современных французских художников. Среди них выпускница Гаврской Академии Изящных искусств Анне Фло, получившая свое профессиональное художественное образование в Университете Сорбонны, художница со звучным псевдонимом Арганте и другие: Ауд Си, Ауреа, Би Босс, Баррет, Бриджит Алиот, Бриджит Сонхаузер Мерк, Цирил Мари, Себрик Ван Йено, Ситзо, Клод Густин, Кома Десис, Деласус, Диес, Еллек, Еми, Евелин Биран, Фасо и Франк Воло.
Работы данных художников во многом отличаются от большинства работ российских художников, представленных в данной галерее, в первую очередь высокой степенью декоративности и абстрактности, а также привлечением разнообразных материалов и комбинированием техник, от печатного принта до живописи масляными красками и акрилом.
Большинство работ российских художников, представленных в галерее, выполнены как жанровые произведения, либо в декоративной манере, с персонажами, напоминающими иллюстрации детских книг, сказок, либо в духе реализма или импрессионизма. Так, разноплановая экспозиция и постоянно проводимые дополнительные мероприятия обеспечивают постоянный приток в данную галерею не только профессионалов и знатоков, но и широкой публики.
Следует также рассмотреть и деятельность «М-галереи». Основная политика данной галереи мало отличается от тех примеров, которые мы рассмотрели выше. Тем не менее среди других она выделяется своей направленностью на большие авторские проекты. В постоянной экспозиции галереи практически отсутствует широкий ассортимент работ, возможно, это связано с технической стороной вопроса и ограниченностью площадей. Тем не менее, имея выгодное расположение, а именно — эта галерея находится в самом центре города, недалеко от учебных заведений художественного профиля и выставочного центра Союза художников, руководство делает ставку на
проведение выставок-продаж работ одного художника. Благодаря хорошей рекламе и быстрой смене экспозиций, галерее удается привлекать к себе достаточное количество покупателей.
Кроме этого, галерея ведет издательскую работу и помогает авторам с печатью каталогов, буклетов и афиш. Также данная галерея тесно сотрудничает с искусствоведами города, и практически ни один выставочный проект, проходящий в ее стенах, не обходится без профессионального куратора. Это помогает галерее обеспечивать авторитетность своих мероприятий и высокий профессиональный уровень художников, сотрудничающих с ней. Также данная галерея тесно сотрудничает с художниками — представителями ультрасовременных направлений, комбинирующими в своем творчестве различные виды изобразительного искусства: моноспектакль Алексея Тимбула «Камыши дружбаны», коллективный проект «Superstes vici. Выжил и победил».
Также данная галерея тесно сотрудничает и учреждениями культуры. Так, она стала одной из площадок проведения масштабного всероссийского проекта Ночь Музеев, предоставив свои площади для проведения выставки Вадима Морозова и Митчелла Джонса "Russian Butterflly", что также способствовало закреплению за галереей имиджа серьезной профессиональной организации.
Уникальным с точки зрения организации и политики развития является галерея Николая Полюшенко. Созданная одним человеком, галерея на данный момент содержит более 500 авторских оригинальных произведений художника, выполненных в разных техниках от печатной и оригинальной графики, акварелей и до масштабных полотен, выполненных в технике масляной живописи.
Несмотря на популярность, Николай Полюшенко всегда открыт к сотрудничеству и сам водит экскурсии по своей галерее, в которой охотно предоставляет место для выставок и другим художникам, обеспечивая при этом высокий организаторский уровень. Также Николай Полюшенко приглашает к сотрудничеству и дилеров в области изобразительного искусства, и тех, кто хочет ими стать, охотно предлагая практическую помощь. Можно сказать, что
деятельность Николая Полюшенко — уникальный пример, даже в пределах России, когда художнику удалось одновременно состояться как дилеру в области изобразительного искусства, и как высокопрофессиональному, творчески работающему мастеру.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы соответственно установленным целям данной статьи.
Во-первых, коммерческие галереи Ростова-на-Дону являются важнейшими участниками художественной жизни города, а также представляют новое направление в бизнесе, связанном со сферой искусства. О развитии данного вида коммерческой деятельности говорит значительное количество подобных коммерческих организаций в городе.
Ценовая политика галерей и их выставочная направленность во многом обеспечивают их коммерческий успех. Все галереи Ростова тесно сотрудничают как с музеями и университетами, так и прессой, освещая важнейшие события художественной жизни города. Также можно отметить, что наиболее успешные галереи, имеют довольно широкий ассортимент работы как в плане жанра, так и стилевых направлений.
Также галереи организуют различные маркетинговые акции, призванные привлечь покупателя. Это аукционы, выставки художников и творческих групп, скидочные акции, а также они оказывают целый спектр услуг, связанных с дизайном, оформлением интерьеров, а также выполняют индивидуальные заказы. Именно такой широкий спектр деятельности позволяет галереям быть конкурентно способными и повышать уровень прибыли.
Рассмотрев деятельность ростовских коммерческих галерей, можно прийти к выводу, что они не только активно участвуют в художественной жизни Ростова-на-Дону, но и в значительной степени определяют развитие арт-рынка в городе и области.
Список литературы:
1. Досси П. Продано! Искусство и деньги. СПб.: Лимбус Пресс, ООО «издательство К. Тублина» 2011. — 288 с.
2. Ростовское областное отделение Всероссийской Творческой Общественной Организации «Союз художников России» 70 лет./под ред. О.В. Игнатова, С.Н. Олешни, В.А. Чаусова. Ростов-н/Д., ВТОО «СХР» 2010. — 377 с.
3. Рудницкая Ю.Л. Художники Дона. Л.: Художник РСФСР, 1987, с ил., — 234 с.
4. Рязанов В.В. От первого приюта до наших дней, из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов-н/Д.: Изд-во ООО «Ковчег», 2011. — 156 с
5. Современное искусствоведение в системе гуманитарного знания/под науч. Ред. А.В. Карпова. СПб.: СПбГУП, 2012. — 356 с. — (Новое в гуманитарных науках; Вып. 58).
6. Ушакова Л.Г. «Из XX века в XXI век» Приложение к коллективной монографии преподавателей кафедры изобразительного искусства ХГФ ПИ ЮФУ «Актуальные проблемы художественно-педагогического образования». Ростов-н/Д., 2007, — 102 с.
7. Ушакова Л.Г. Художники-педагоги факультета изобразительного искусства Ростов н/Д.: 2009 г. — 26 с.
8. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. СПб.: СПбГУП, 2004. — 232 с. — (Новое в гуманитарных науках: Вып. 13).
9. Шехтер Т.Е. Искусство и образ мира: Избранные работы по теории и истории искусства. СПб.: СПбГУП, 2012. — 392 с.: ил.