Научная статья на тему 'ДИЗАЙН И ИСКУССТВО В ВУЗЕ: КАК, ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО'

ДИЗАЙН И ИСКУССТВО В ВУЗЕ: КАК, ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музейно-выставочный комплекс ВВГУ / проектирование выставок / дизайнерские решения / выставочная деятельность / VVSU Museum and Exhibition Complex / exhibition design / design solutions / exhibition activities

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сухарева Надежда Валерьевна

Статья посвящена практикам проектирования и экспозиционной работы, формирования выставочной программы в образовательной организации. Исследуются разные типологические виды выставочных пространств, связь с учебной и профессиональной деятельностью, формированием идентичности и корпоративных ценностей. Исторический подход к анализу материала позволяет проследить развитие музейных и экспозиционных практик от корпоративного музея к выставочному центру и многофункциональному выставочному пространству во Владивостокском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND ART AT THE UNIVERSITY: HOW, WHY AND FOR WHOM

The article is devoted to the practices of design and exposition work, the formation of an exhibition program in an educational organization. Different types of exhibition spaces, their connection with educational and professional activities, the formation of identity and corporate values are investigated. The historical approach to the analysis of the material allows us to trace the development of museum and exhibition practices from a corporate museum to an exhibition center and a multifunctional exhibition space at the Vladivostok State University.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН И ИСКУССТВО В ВУЗЕ: КАК, ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО»

EDN: MBBZCS УДК 069.1

DESIGN AND ART AT THE UNIVERSITY: HOW, WHY AND FOR WHOM

Nadezhda V. Sukhareva

Museum and Exhibition Complex of the Vladivostok State University Vladivostok, Russian Federation

Abstract:The article is devoted to the practices of design and exposition work, the formation of an exhibition program in an educational organization. Different types of exhibition spaces, their connection with educational and professional activities, the formation of identity and corporate values are investigated. The historical approach to the analysis of the material allows us to trace the development of museum and exhibition practices from a corporate museum to an exhibition center and a multifunctional exhibition space at the Vladivostok State University.

Keywords: VVSUMuseum and Exhibition Complex; exhibition design; design solutions, exhibition activities.

Citation: Sukhareva, N.V. (2023). DESIGN AND ART AT THE UNIVERSITY: HOW, WHY AND FOR WHOM. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, Ne 2(15). pp. 64-71.

Н.В. Сухарева

Музейно-выставочный комплекс Владивостокского государственного университета Владивосток, Российская Федерация

ДИЗАЙН И ИСКУССТВО В ВУЗЕ: КАК, ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО

Статья посвящена практикам проектирования и экспозиционной работы, формирования выставочной программы в образовательной организации. Исследуются разные типологические виды выставочных пространств, связь с учебной и профессиональной деятельностью, формированием идентичности и корпоративных ценностей. Исторический подход к анализу материала позволяет проследить развитие музейных и экспозиционных практик от корпоративного музея к выставочному центру и многофункциональному выставочному пространству во Владивостокском государственном университете.

Ключевые слова: Музейно-выставочный комплекс ВВГУ; проектирование выставок; дизайнерские решения, выставочная деятельность.

А. Андрейченко. Театральный конструктивизм. 2019.

Собственность автора

A. Andreichenko. Theatrical

constructivism. 2019.

Author's property

История вузовских музеев в России начинается в XVIII веке, к первым таким музеям можно отнести Кунсткамеру, созданную в Петром Первым в Москве, а затем перевезенную в Петербург. Собрание редкостей и диковин (каковым и была Кунсткамера) изначально имело научное и образовательное значение и входило с 1724 года в академическую структуру. С этого же времени в России начали появляться университеты и университетские музеи. Число их со временем увеличивалось, росли музейные коллекции и фонды при университетах, сами музеи получили различную специализацию (этнографические, минералогические, палеонтологические, археологические, технологические, художественные и т.д.). В советский и постсоветский период вузовские музеи, выставочные центры, галереи помогали сохранять и систематизировать многообразный научный и художественный материал, экспонировать произведения искусства, служили творческими лабораториями и просветительскими центрами [1].

К основным направлениям деятельности университетских музеев и выставочных центров сегодня можно отнести музейно-коллекцион-ную, информационно-ресурсную, воспитательно-педагогическую и выставочно-экспозици-онную. Для Музейно-выставочного комплекса Владивостокского государственного университета (ВВГУ) приоритет имеют три последних направления. Здесь следует отметить, что особое значение выставочная деятельность имеет в вузах, где в программе обучения есть художественные и дизайнерские дисциплины, как во Владивостокском государственном университете (ранее Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС)). В этом случае выставки важны не только для эстетического воспитания и выработки общекультурных компетенций, но и для формирования профессиональных умений и навыков студентов творческих специальностей, таких как графический дизайн, дизайн костюма, среды, цифровой дизайн, фотография и т.д.

Начало музейно-выставочной деятельности в вузе было положено, когда по инициативе ректора Г.И. Лазарева 5 октября 2000 года создали Музей истории ДВТИ-ВГУЭС, цель которого -сохранение истории образовательной организации, а также освещение нынешних достижений вуза. Директор музея Т.Н. Вьюн проделала

значительную работу, собрав архив документов и фотографий об истории университета. Совместно с преподавателями и сотрудниками ВГУЭС была сформирована коллекция экспонатов, отражающая отраслевую и образовательную специфику учебной организации. Эти фонды, значимые для истории вуза, имеют высокую востребованность и сегодня.

Экспозиционные решения, предложенные преподавателями кафедры дизайна ВГУЭС под руководством Е.И. Филоненко, позволяли познакомиться с историей университета, проследить поэтапный рост и развитие вуза, демонстрируемые на «Древе ВГУЭС», оценить студенческий городок на подробном макете. Экспозиции бытовой техники от конца XIX до середины XX века давали возможность проследить развитие сферы бытового обслуживания во Владивостоке и Приморском крае, что было уместно в вузе, изначально созданном для подготовки специалистов в сфере экономики и сервиса.

Помимо постоянных экспозиций об истории университета, сотрудниками музея создавались временные выставки художественно-образовательной направленности. Среди наиболее интересных из них были экспозиции работ преподавателей и студентов кафедры рисунка и живописи ВГУЭС, а также выставочные проекты с приморским отделением Союза дизайнеров России. В музее проводились встречи с ветеранами университета, творческие встречи и мастер-классы с художниками, дизайнерами, каллиграфами. Таким образом, с самого начала музейно-выставочная работа в университете была направлена не только на сохранение исторической памяти вуза, но и на решение задач по эстетическому воспитанию студентов, формированию профессиональных компетенций в области искусства и дизайна.

В 2012 году экспозиционная деятельность в университете получила новый импульс: на базе Музея истории ДВТИ-ВГУЭС был создан Музейно-выставочный комплекс ВГУЭС. Как и первый музей, новой выставочное пространство создавалось специалистами университета (концепция - Н.В. Сухарева, дизайн-проект -Т.В. Вознесенская, тематико-экспозиционный план - Н.В. Сухарева, Т.Н. Вьюн, интерактивное оборудование - Д.А. Мордвинцев, графический дизайн - Т.В. Вознесенская, Л.Л. Вахруше-ва). Экспозиционные площади увеличились

В. Фурашов, А. Антошкина. Кони бегодут в роднике и страдают неудачей. 2019. Фотография

V. Furashov, A. Antoshkina. Horses run in the spring and suffer failure. 2019. 'Photo

со 140 кв. м до 226 кв. м, вспомогательные - с 12 кв. м до 62 кв. м. Выставочные залы, выполненные в лаконичном стиле с отсылкой к идее «white cube», были дополнены интерактивными и мультимедийными компонентами экспозиции. Система развески картин STAS, которой оборудовали все выставочные залы, дала возможность быстро менять экспозиции, проводить выставки регионального и международного уровня.

Вытянутое прямоугольное в плане помещение было разделено на отдельные залы-компар-тименты, что позволило выделить отдельные пространства для экспозиций об истории университета и текущих выставок, имевших высокую сменяемость. Выставочные постаменты, шкафы-витрины дополняли экспозиционные возможности площадки. Потолки с ячеистой структурой использовались для монтажа легких работ из бумаги, керамики и металла и, соответственно, выстраивания экспозиций на разном уровне. Практически все выставки дополняли материалы, представленные на мультимедийном оборудовании.

Главным куратором выставок стала кандидат искусствоведения О.И. Зотова, интегрировавшая новое выставочное пространство университета в систему художественных и креативных площадок Владивостока и Приморского края.

Удобное расположение в центре города, транспортная доступность, высокая оснащенность площадки и организации пространства, активная позиция и профессионализм сотрудников позволили принимать в Музейно-вы-

ставочном комплексе ВГУЭС выставки представительного уровня, привлекавшие большое количество посетителей не только из самого университета, но и Владивостока, Приморского края, что соответствовало социальной миссии университета в городе и регионе.

В качестве примера можно назвать передвижные выставки Японского фонда («Сяраку в интерпретации современных японских художников», «Куклы Японии», «Современные нэцкэ» и др.), персональные и коллективные выставки известных владивостокских и приморских художников (А. Шалагина, В. Убирае-ва, Л. Козьминой, М. Холмогоровой, Е. Макеева, С. Черкасова, О. Подскочина), выставки профессиональных художественных, дизайнерских и фотографических союзов (например, «Искусство графики» и «Новосибирская графика» совместно с ПКО «Союза художников России»), В залах ВГУЭС проходили многочисленные выставки авторов из европейских и азиатских стран, что, безусловно, способствовало развитию межкультурной коммуникации в регионе. Далеко не все университетские выставочные залы могут отметить среди своих экспонентов российских художников-академиков, участников Венецианской биеннале, признанных мастеров в области живописи, графики, фотографии, дизайна, декоративно-прикладного искусства.

Некоторые виды выставок сохранили преемственность с проектами, проводившимися в прежних залах, как, например, экспозиции в формате «учитель - ученик», «профессионал - начинающий автор». Такие выставки оказываются полезны всем ее участникам, когда «молодость и бесшабашность начинающего художника подчас оказываются убедительнее опыта, эксплуатирующего одни и те же находки, хотя такое бывает и не всегда. Чаще все-таки такие выставки оказываются настоящим мастер-классом, где студенты на живом примере находят для себя образцы современного решения сложных художественных задач и технических приемов. Методическая ценность таких выставок (то есть ориентир и эталон, к которому должен стремиться студент) несравненно выше обычных выставок лучших студенческих работ, так как содержит все ступени мастерства и сильно поднимает планку творческих высот, которые должен мечтать достигнуть каждый будущий график, живописец. Скульптор или иной художник» [2, с. 125].

Экспериментальный, поисковый характер имели многие дизайнерские выставки, в том числе выявляющие смысловые организующие свойства самих средств дизайна. Ярким примером такого рода экспозиций являются проекты В. Фурашова и А. Антошкиной, например, выставка «Кони бегодут в роднике и страдают неудачей». Эта выставка исследовала судьбу исторического наследия Китая: в экспозиции фотографии известных религиозных и исторических памятников буквально проступали сквозь маоисткие и современные политические лозунги.

Наличие собственного выставочного пространства, вовлеченность студентов в поле музейно-выставочной деятельности находило

Музейно-выставочный комплекс ВВГУ сегодня располагается в открытом пространстве с высокой проходимостью и доступностью для учащихся и сотрудников университета. Проект реновации подготовила команда, уже работавшая вместе (концепция - Н.В. Сухарева, дизайн-проект - Т.В. Вознесенская). За основу был взят формат open-space, дающий максимальную открытость экспозиций для зрителя, а колористическое решение с использованием белого и графитового цветов позволило выделить функциональные части пространства. Три зала общей площадью 200 кв. м. оснащены системой развески и имеют необходимое экспозиционное оборудование, подведены компьютерные сети, дающие возможность использовать различные

У

отражение и в учебно-профессиональной ориентации студентов университета. В курсовых и дипломных работах были нередки темы проектирования и дизайна выставочных и музейных пространств, анализ экспозиционной деятельности в разных региональных институциях и т.д. [3].

В 2022 году выставочная деятельность в университете пережила очередную трансформацию. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса в связи с переходом на образовательную модель классического университета получил новый статус и новое название - Владивостокский государственный университет (ВВГУ). В этом же году по традиции уже в третий раз, к своему юбилею, университет создал новые выставочные залы.

мультимедиа.

Среди выставок, проведенных в новом пространстве, можно отметить совместную выставку «В диалоге» преподавателей Института креативных индустрий ВВГУ, членов Союза художников России О.О. Петухова и Г.Г. Добрыниной (живопись, графика, керамика, арт-объ-екты). Большой интерес у посетителей вызвала выставка каллиграфии «Латиница и кириллица» (Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, куратор Л.К. Козырева). На этой выставке студенты кафедры дизайна и технологий ВВГУ в качестве оммажа московским участникам подготовили проект по цифровой каллиграфии, включенный в экспозицию.

Разнообразный художественный и дизайнерский материал представила международная выставка «Арт-практики в японском саду имени

Л.А. Козъмина. Окна старого Харбина. 2009. Холст, масло. 100x80

Частная коллекция

L.A. Kozmina. Windows of the old Harbin. 2009. Canvas, oil. 100x80

Private collection

Л.А. Козъмина. Чудесное отражение. 2014. Бумага, смет, техника. 32x57

Собственность автора

L.A. Kozmina. A wonderful reflection. 2014. Paper, mixed technique. 32x57 Author's property

Кинетические цифровые мобили Выставка «Два измерения». 2023

Kinetic d igital mobiles. Exhibition "Two dimensions 2023

Выставка «Филигранное мастерство Японии». 2019. Итио Ямамото. Композиция из керамики

Exhibition "Filigree craftsmanship Japan". 2019. Ichiro Yamamoto. Composition of ceramics

Моримото» (куратор H.H. Личманюк, председатель ПКО «Союз дизайнеров России»), Фотография, керамика, коллаж, каллиграфия, чигире-э1,

1 ^ суми-э , авторская техника ручной росписи ракушек, икебана и инсталляция с природными материалами, бумагопластика, дизайн костюма и интерьера - перечень представленных участниками-экспонентами жанров и направлений оказался очень широк. Особый интерес вызвал эксперимент по созданию икебаны непосредственно в пространстве сада и из растущих в нем растений. Автор композиций - Наталья Личманюк, фотосъемка была сделана студентами ВВГУ под руководством Евгении Кокуриной. Для студентов это был первый опыт художественного осмысления японского сада, который

модействия (контакта) зрителя с виртуальным миром с помощью современных технологий и компьютерного зрения без использования какого-либо технического оборудования со стороны человека, через простые жесты, максимально доступные и интуитивно понятные каждому. На экспериментальных стендах были представлены кинетические скульптуры, доступные для активного изучения зрителям через взаимодействие с маркерами - предметами-посредниками между цифровым и реальным пространствами. Цифровые динамичные скульптуры (мобили), созданные с помощью компьютерных программ и существующие в виртуальной реальности, являются новым этапом в развитии кинети-

показал, что принципы иной эстетической системы могут быть не только заинтересовать, но и побуждать к творческим поискам, как в жанре фотографии, так и в коллаже. Всего в выставке приняло участие тридцать авторов из России, Японии и Республики Корея.

По-прежнему в залах проводятся выставки в формате «учитель - ученик» (например, «Опыты и пробы»), проходят апробацию студенческие проекты в области дизайна. Новое направление в работе выставочной площадки - цифровое искусство и медиадизайн. Так, в мае 2023 года в залах МВК ВВГУ был представлен исследовательский проект студентов и преподавателей в области визуальной коммуникации и цифрового искусства «Два измерения» (руководитель - доцент кафедры дизайна и технологий ВВГУ Е.В. По-гребняк). Проект изучал возможности взаи-

ческого искусства, наследуя традиции русских конструктивистов и работ А. Колдера. Авторы цифровых моделей - студентки Института креативных индустрий А. Павлова, А. Леваги-на, Н. Суханкина, А. Осельская, А. Тимошенко, С. Жукова.

Также в рамках представления программы цифрового искусства и дизайна был показан проект «Играй, выбирай, потребляй», объединившей цифровые технологии и проблематику современного общества потребления. Иммер-сивная инсталляция фокусировала внимание на вопросах избыточного потребления, экологии, цифрового шума. Руководитель проекта - преподаватель кафедры дизайна и технологий ИКИ ВВГУ Ю.В. Бочкарникова, авторы - студенты Института креативных индустрий Н. Мосиев-ский, П. Селемнева, Д. Железная.

В планах Музейно-выставочного комплекса ВВГУ на ближайшие годы выставки живописи и графики владивостокских художников и авторов из Сибири и Дальнего Востока, продолжение сотрудничества с мастерами из стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, развитие проектов в области фотографии, шрифтового дизайна и каллиграфии. Дальнейшую поддержку получат выставки в различных областях дизайна - фэшн, графического, ландшафтного, цифрового.

Подводя некий итог выставочной деятельности во Владивостокском государственном университете, можно отметить высокую динамику проектов, нацеленность на региональное и международное сотрудничество, активную работу со студенческой и в целом молодежной аудиторией с целью выработки общекультурных и профессиональных компетенций. К очевидным достоинствам площадки стоит также отнести доступность выставок широкому зрителю, в том числе и за счет их посещения исключительно на бесплатной основе, просветительский характер деятельности, подкрепляемый, помимо выставок, многочисленными лекциями и мастер-классами. За годы работы Музейно-выставочного комплекса ВВГУ в разных его локациях было проведено более 260 выставок, мастер-классов, лекций, модных показов, конференций и творческих встреч. Универсальность, широта интересов и открытость новому знанию - эти черты университета в полной мере можно отнести и к его выставочной программе. Сталкиваясь с объективными трудностями, характерными в целом для всей музейно-выставочной сферы, залам Владивостокского государственного университета удается на протяжении многих лет быть одним из центров выставочной и просветительской деятельности в столице Приморского края.

Примечания

1. Чигире-э - техника обрывной аппликации из бумаги васи (\vashi).

2. Суми-э - монохромная живопись тушью.

Литература

1. Ворошин, С.Д. К истории формирования университетских музеев // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2015. -Т. 15, №2.-С. 97-102.

2. Пугин, В.В. Проблемы педагогики и методики преподавания в монументальном искусстве / В.В. Пугин, В.Ю. Семенов, К.К. Константинов // Актуальные проблемы монументального искусства: сб. науч. тр. / под ред. Д.О. Антипиной. - Санкт-Петербург : СПб-

ГУПТД, 2020.-С. 118-25.

3. Филоненко, Е.В. Проектирование музейно-вы-ставочных пространств в системе профессионального образования дизайнера / Е.В. Филоненко, М.А. Щекалева, В.В. Петухов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22988 (дата обращения 15.05.2023)

References

1. Voroshin, S.D. К istorii formirovaniya universitetskih muzeev [On the history of university museums formation], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo universiteta, series: social studies and humanities, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 97-102.

2. Pugin, V.V., Semenov, V.Yu., Konstantinov, K.K. Problemy pedagogiki i metodiki prepodavaniya v monumental nom iskusstve [Problems of pedagogy and teaching methods in monumental art]. Aktual'nye problemy monumentalnogo iskusstva: collection of scientific papers. Ed. by D.O. Antipina. Saint Petersburg, SPbGUPTD, 2020, pp. 118-25.

3. Filonenko, E.V., Shchekaleva, M.A., Petukhov, V.V. Proektirovanie muzejno-vystavochnyh prostranstv v sisteme professional'nogo obrazovaniya dizajnera [Design of museum and exhibition spaces in the system of design professional education], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 2-2, available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=22988 (accessed 15.05.2023)

Об авторе

Сухарева Надежда Валерьевна - директор Музейно-выставочного комплекса Владивостокского государственного университета

E-mail: [email protected]

Sukhareva Nadezhda Valerievna

Head of the Museum and Exhibition Complex of the Vladivostok State University

Г.Г. Добрынина.

«Я шагнула, на кораблик...».

2018. Инсталляция Собственность автора

G.G. Dobrynina.

"7 stepped onto the boat..."

2018. Installation Author's property

Выставка студенческих и магистерских работ РГУ имени А.Н. Косыгина «Латиница и кириллица».

Фрагмент экспозиции.

2022. ВВГУ Фото М. Ещенко

Exhibition of student and master's works of the Russian State University named after A.N. Kosygin "Latin and Cyrillic". Fragment of the exposition. 2022.

VVSU

Photo by M. Yeshchenko

Выставка «Арт-практики в саду имени Мори-мото». 2022. ВВГУ.

Фото М. Ещенко

Exhibition "Art practices in the Morimoto Garden". 2022. VVSU.

Photo by M. Yeshchenko

Выставка «Лист березы, лепестки сакуры». Фрагмент экспозиции. 2018. ВГУЭС (ВВГУ)

Фото М. Трубицкой

Exhibition "Birch leaf, sakura petals". Fragment of the exposition.

2018. VSUES (VVSU)

Photo by M. Trubitskaya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.