Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТЫ / ПРОЕКТЫ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Мельникова Алевтина Яковлевна, Мельников Даниил Дмитриевич

Современный рынок труда нуждается в самостоятельных, предприимчивых, инициативных и творческих специалистах, ориентированных на увеличение прибыли, способных принимать креативные решения и осуществлять актуальные проекты. Реализация научно-исследовательской и проектной деятельности студентов предполагает формирование у них личностных качеств, обеспечивающих высокую конкурентоспособность, а также развитие творческого потенциала, навыков адаптации к изменяющимся условиям. Каждый педагог самостоятельно осуществляет отбор методов и инструментов, необходимых для организации научно-исследовательской и проектной деятельности. В статье были проанализированы педагогические технологии, обладающие высокой востребованностью в процессе проектной и научно-исследовательской деятельности.Представленные технологии позволяют выстроить коммуникацию между участниками образовательной деятельности и обеспечить высокие результаты от реализации научно-исследовательской и проектной деятельности. В процессе использования электронных библиотек, веб-квестов, видеоконференций, онлайн-платформ, виртуальных экскурсий студенты развивают свой творческий и исследовательский потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES FOR ORGANIZING RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS

The modern labor market needs independent, enterprising, initiative and creative specialists focused on increasing profits, able to make creative decisions and implement relevant projects. The implementation of research and project activities of students involves the formation of their personal qualities that ensure high competitiveness, as well as the development of creative potential, skills of adaptation to changing conditions. Each teacher independently selects the methods and tools necessary for the organization of research and project activities. The article analyzes pedagogical technologies that are in high demand in the process of project and research activities. The presented technologies make it possible to build communication between participants in educational activities and ensure high results from the implementation of research and project activities. In the process of using electronic libraries, web quests, video conferences, online platforms, virtual excursions, students develop their creative and research potential.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

На художнике-педагоге ответственность не только за себя и свою будущность, но и за будущее многих поколений художников. Каждое его слово, словно вылетающий из уст призрак, будет висеть под потолком аудитории ещё долгое время, оказывая влияние на учеников. Педагог должен не просто передать художественные навыки, но и подпитать духовную страсть ученика, вручить ему огонь, чтобы он мог освещать путь последующим поколениям художников.

Если оставлять в системе художественного образования и творчества автора-человека, то между техническим воплощением и новаторством, идеей, эмоциональным откликом, не следует слепо выбирать техническое воплощение. В техничности генеративная нейросеть скорее будет превосходить автора-человека. Так, в процессе художественного образования следует делать упор на личностно-ориентированном обучении, способности к творческому и абстрактному мышлению, воспитании у учащихся внутренней рефлексии и утончению художественного и эмоционального восприятия [8].

Художник должен воспитать в себе эмпатию и чуткость, стать более человечным, чем любой другой человек. В титул обучения художника в высшей школе следовало бы вынести обучение истинно человеческому, а не уподобление его алгоритмизированным программам. Так можно построить творческое сообщество, способное продуктивно существовать в мире программных данных и генеративных нейросетей.

Литература:

1. Бадью, Ален. Философия и событие / Ален Бадью. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. - 192 с.

2. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / В. Беньямин // Медиум. - 1996. - 240 с.

3. Гуссерль, Э. Собрание сочинений. Т. III. Логические исследования. Т. II. / Э. Гуссерль; пер. с нем. В.И. Молчанова. - М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. - 576 с.

4. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1976. - Т. 14. - 511 с.

5. Делёз, Ж. Тысяча плато: капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: Астрель, 2010. - Т. 2. - 895 с.

6. Иконников, А.И. Роль странных чужестранцев в процессе обучения объектно-ориентированному искусству студентов творческих вузов / А.И. Иконников // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - Выпуск 73. - С. 69-71

7. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. - М.: РИПОЛ классик, 2016. - 249 с.

8. Лэнгле, А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций / А. Лэнгле; пер. с нем. О. Ларченко. - 2-е изд. - Москва: Генезис, 2008. - 235 с.

9. Латур, Бруно. Нового Времени не было: эссе по симметричной антропологии / Б. Латур. - М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2021. - 295 с.

10. Мамардашвили, М.К. Очерк современной европейской философии / М.К. Мамардашвили. - М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2017. - 512 с.

11. Мортон, Т. Гиперобъекты: Философия и экология после конца мира / Т. Мортон. - Пермь: Гиле пресс, 2019. - 284 с.

12. Плотин. Первая эннеада / Плотин. - Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2010. - 320 с.

13. Пруст, М.В поисках утраченного времени. Т. 1. По направлению к Свану / М. Пруст. - М.: Крус, 1992. - 379 с.

14. Флоренский, П. Иконостас. Избранные труды по искусству / П. Флоренский. - М.: Мифрил, 1993. - С. 1-174

15. Хайдеггер, М., Гераклит / М. Хайдеггер. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2010. - 384 с.

16. Харман, Г. Четверояркий объект: метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман. - Пермь: Гиле Пресс, 2015. - 147 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления Мельникова Алевтина Яковлевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Уфа); магистрант Мельников Даниил Дмитриевич

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Современный рынок труда нуждается в самостоятельных, предприимчивых, инициативных и творческих специалистах, ориентированных на увеличение прибыли, способных принимать креативные решения и осуществлять актуальные проекты. Реализация научно-исследовательской и проектной деятельности студентов предполагает формирование у них личностных качеств, обеспечивающих высокую конкурентоспособность, а также развитие творческого потенциала, навыков адаптации к изменяющимся условиям. Каждый педагог самостоятельно осуществляет отбор методов и инструментов, необходимых для организации научно-исследовательской и проектной деятельности. В статье были проанализированы педагогические технологии, обладающие высокой востребованностью в процессе проектной и научно-исследовательской деятельности.Представленные технологии позволяют выстроить коммуникацию между участниками образовательной деятельности и обеспечить высокие результаты от реализации научно-исследовательской и проектной деятельности. В процессе использования электронных библиотек, веб-квестов, видеоконференций, онлайн-платформ, виртуальных экскурсий студенты развивают свой творческий и исследовательский потенциал.

Ключевые слова: веб-квесты, проекты, креативность, творческий потенциал, коммуникативные компетенции, онлайн-платформы, социальные сети.

Annotation. The modern labor market needs independent, enterprising, initiative and creative specialists focused on increasing profits, able to make creative decisions and implement relevant projects. The implementation of research and project activities of students involves the formation of their personal qualities that ensure high competitiveness, as well as the development of creative

potential, skills of adaptation to changing conditions. Each teacher independently selects the methods and tools necessary for the organization of research and project activities. The article analyzes pedagogical technologies that are in high demand in the process of project and research activities. The presented technologies make it possible to build communication between participants in educational activities and ensure high results from the implementation of research and project activities. In the process of using electronic libraries, web quests, video conferences, online platforms, virtual excursions, students develop their creative and research potential.

Key words: web quests, projects, creativity, creativity, communicative competencies, online platforms, social networks.

Введение.В современном мире динамических изменений одной из востребованных форм профессиональной подготовки является инновационная, творческая деятельность специалиста. Рынок труда нуждается в самостоятельных, предприимчивых, инициативных и творческих специалистах, ориентированных на увеличение прибыли, способных принимать креативные решения и осуществлять актуальные проекты [101. Успех в профессии во многом зависит от развитых навыков проектной деятельности и научно-исследовательской деятельности.

В соответствии с государственными требованиями к содержанию обучения подготовка студентов должна быть направлена на развитие у них навыков самостоятельного поиска информации, её анализ, стремление к самосовершенствованию и самореализации [2, С. 2241. Многие обучающиеся испытывают трудности в правильном использовании полученных данных, когда необходимо сравнивать, делать выводы, представлять полученные результаты. Это говорит о низком уровне развития самостоятельности, когда обучающиеся не способны выделить главное, сформулировать единый вывод.

В качестве определяющего фактора подготовки творческой личности выступает способность реализации научно-исследовательской деятельности. В рамках подготовки научных исследований студент становится более инициативным, что позволяет ему в будущем принимать ответственные и самостоятельные решения [1, С. 1851.

Реализация научно-исследовательской и проектной деятельности студентов предполагает формирование у них личностных качеств, обеспечивающих высокую конкурентоспособность, а также развитие творческого потенциала, навыков адаптации к изменяющимся условиям.

Научно-исследовательская деятельность предполагает организацию познавательной активности студентов, цель которой состоит в получении новых знаний о предмете исследования, формировании исследовательских компетенций. Проектная деятельность направлена на достижение установленной цели по созданию определенного продукта, обладающего практической и личностной значимостью. В практико-ориентированном образовании оба вида деятельности являются широко востребованными [4, С. 521.

Сочетание проектной и научно-исследовательской деятельности предполагает проектирование собственное исследования, включающего в себя постановку целей и задач, определение основных методик, планирование хода исследования, оценка достигаемых результатов [7, С. 2101. Проектная деятельность является одной из востребованных форм обучения, поскольку способствует развитию познавательных навыков студентов, умений самостоятельно выстраивать ход обучения, ориентироваться в больших объемах информации [111. В рамках проектной деятельности студенты развивают коммуникативные компетенции, учатся формировать проблемы и предлагать пути их решения, развивают критическое мышление.

Изложение основного материала статьи. Каждый педагог самостоятельно осуществляет отбор методов и инструментов, необходимых для проведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Существует большое количество исследований, посвященных организации рассматриваемых видов деятельности с использованием различных технологий.

К.Н. Мальцева отмечает, что сочетание проектной и научно-исследовательской деятельности предполагает решение студентами творческой задачи под руководством педагога. В ходе данного взаимодействия обеспечивается научный подход. В качестве результата деятельности выступает продукт, подготовленный авторами проекта. Автор отдает предпочтение практико-ориентированным технологиям, творческим, игровым и исследовательским проектам. По его мнению, использование цифровых технологий в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности способствует более глубокому пониманию окружающей действительности, позволяет развить внутренний потенциал обучающихся. Цифровые технологии позволяют сделать занятие более содержательным и запоминающимся [8, С. 3181.

По мнению В.П. Одинцова технологией, позволяющей организовать процесс научно-исследовательской и проектной деятельности, является проблемно-диалогическая технология, предполагающая сочетание двух частей. Проблемное обучение предполагает постановку на занятии проблемного вопроса и поиск путей его решения. В процессе поиска решения проблемы студенты формируют новые знания. Благодаря проблемному обучению, студенты стремятся самостоятельно прийти к новым знаниям, что положительно влияет на развитие познавательных навыков. Диалогическое обучение предполагает обеспечение педагогом взаимодействия студентов в режиме диалога. Диалог может быть организован в побуждающей и подводящей форме. Побуждающий диалог представляет собой сочетание стимулирующих реплик, которые способствуют активизации творческого мышления студентов. Подводящий диалог предполагает совокупность вопросов и заданий, которые позволяют развивать логику студентов. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что благодаря проблемно-диалогическим технологиям в ходе проектной и научно-исследовательской деятельности у студентов развивается интерес к учебному материалу, возрастает мотивация. Основная цель создания проблемных ситуаций состоит в совместном поиске решений. При этом обеспечивается самостоятельная работа студентов под общим руководством педагога [9, С. 1101.

Т.В. Стефаненко считает, что сетевое взаимодействие является современной технологией, позволяющей реализовать продуктивную научно-исследовательскую и проектную деятельность. Благодаря информационным технологиям совершенствование профессиональных компетенций происходит при заметной экономии временных и материальных ресурсов. По мнению автора, реализация сетевого взаимодействия может осуществляться в двух направлениях. Во-первых, это ресурсное обеспечение, когда происходит взаимодействие нескольких образовательных организаций. Во-вторых, это методическая поддержка, предполагающая проведение работы в творческих коллективах педагогов по развитию у них исследовательских и проектных компетенций. Сетевое взаимодействие может осуществляться с применением дистанционных инструментов (например, курирование проектной деятельности), а также в форме контактного взаимодействия образовательных организаций (например, создание сетевого учебного продукта). В результате выполнения указанных выше действий образовательная организация обеспечит популяризацию научного мышления и повысит культуру проектной деятельности [12, С. 1831.

А.Р. Геворкян утверждает, что в рамках современного образовательного процесса необходимо использовать диалогические формы взаимодействия педагога и студентов. Это способствует активизации деятельности студента, как в процессе обучения, так и за рамками образовательной деятельности. Автор рассуждает о ценности социальных сетей как

педагогическом средстве реализации проектной и научно-исследовательской деятельности. Благодаря возможностям социальных сетей становится возможным осуществить взаимодействие студентов, делегировать полномочия, обеспечить непрерывность обучения. В информационной среде студенты могут обмениваться информацией. Использование социальных сетей повышает мотивацию студентов, стимулирует развитие творческого потенциала. В рамках проектной и научно-исследовательской деятельности студенты могут получать обратную связь от специалистов, обсуждать дальнейшие шаги развития [5, С. 625].

С точки зрения Ю.И. Буткевича развитие информационного общества позволяет говорить о востребованности электронных инструментов в процессе обучения. Автор уделяет внимание веб-квестам, которые педагоги могут использовать в процессе обучения. Работа осуществляется непосредственно в группах, где каждый участник принимает соответствующую роль. Такое действие позволяет замотивировать студентов, поскольку теперь они несут ответственность за выполнение своей миссии. Веб-квесты не сводятся к обычному поиску информации в сети. Полученные данные необходимо уметь обрабатывать, анализировать, сравнивать, сопоставлять и на основе этого делать выводы. Веб-квест может быть направлен на решение конкретной проблемы с обязательным представлением путей возможных решений. В ходе самостоятельной работы студенты ищут неординарные решения проблемы. Таким образом, сама природа веб-запросов как структурированной деятельности может служить для обучения творчеству [3, С. 130].

О.А. Генисецкая, Е.Ф. Пальшина, Н.Н. Толченникова отмечают, что в рамках реализации научно-исследовательской и проектной деятельности ключевым звеном является педагог. Привычная роль педагога как носителя знаний превращается в организатора и координатора самостоятельной работы обучающихся. Исследование или подготовка проекта предполагает выстраивание гармоничных отношений между субъектами обучения, когда образовательный процесс превращается в продуктивную созидательную творческую деятельность [6, С. 87].

Анализ литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что от способности управлять информатизацией, находить, систематизировать и анализировать данные во многом зависит результат образовательной деятельности. В качестве условия высокого качества и результативности образования становится использование современных технологий, ориентированных на организацию самостоятельной поисковой, исследовательской, проектной деятельности студентов для приобретения необходимых знаний.

Для развития личности студентов необходимо использовать интерактивные технологии, обладающие достаточной гибкостью, разнообразными электронными ресурсами, которые позволяют выходить за рамки процесса обучения. Современные технологии организации научно-исследовательской и проектной деятельности студентов должны иметь возможность адаптироваться под уровень и потребности студентов.

В рамках исследования был проведен опрос педагогических работников об их предпочтениях в характере используемых технологий в процессе проектной и научно-исследовательской деятельности. Выборка составила 154 преподавателя. Все работники образовательных организаций систематично применяют в своей деятельности различные формы научно-исследовательской и проектной работы. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Виртуальные экскурсии Электронные библиотеки Онлалн-платформы Видеоконференция Веб-квест Другое

1- к А

Г А

ь. ■ А

ь.

и

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 1. Результаты опроса о предпочтениях педагогов в характере используемых технологий в процессе проектной и научно-исследовательской деятельности

Анализ результатов опроса педагогов позволяет сделать вывод о том, что электронные библиотеки (87,5%) являются наиболее предпочтительной технологий для реализации научно-исследовательской и проектной деятельности. Это связано с объемом информации, который содержится в них. Преимущество Интернет-ресурсов состоит в том, что доступ к одной книге может иметь неограниченное количество человек. Информацию можно скопировать, изменить, скорректировать под необходимые условия, переработать под требования проекта.

Виртуальные экскурсии (82,9%) позволяют ознакомиться с новым материалом из любой точки мира. Студентам можно подобрать экскурсию, подходящую под тему проектной или научно-исследовательской деятельности.

Онлайн-платформы (74,3%) довольно широко используются в образовательном процессе. На различных сервисах педагог может подготовить интерактивные упражнения, направленные на изучение учебного материала, дальнейшее структурирование проекта.

Веб-квест (44,8%) предполагает закрепление учебного материала по изучаемой проблеме. Его можно использовать и для подготовки проектной и научно-исследовательской деятельности, когда студенты поэтапно получают задания посредством социальных сетей. После прохождения очередного этапа, обучающиеся присылают свои ответы педагогу.

В рамках видеоконференции (36,9%) педагог может организовать обсуждение проблемного вопроса, провести дискуссию, показать художественный фильм с дальнейшим его обсуждением. Представление своих результатов в ходе видеоконференции развивает навыки публичной защиты.

За другие варианты современных технологий организации научно-исследовательской и проектной деятельности проголосовало 7,2% респондентов. В эту группу вошли такие варианты как презентация, проведение семинаров, возможности интерактивной доски, редактор комиксов.

Выводы. Представленные технологии позволяют выстроить коммуникацию между участниками образовательной деятельности и обеспечить высокие результаты от реализации научно-исследовательской и проектной деятельности. В процессе использования электронных библиотек, веб-квестов, видеоконференций, онлайн-платформ, виртуальных экскурсий студенты развивают свой творческий и исследовательский потенциал.

Использование современных технологий в процессе организации проектной и научно-исследовательской деятельности обеспечивает развитие личности обучающегося, содействует его профессиональному росту. В ходе их применения студенты сначала приобретают навыки работы в исследовательской среде, затем начинают их использовать в ходе подготовки проектов. Современные работодатели заинтересованы в высококвалифицированных специалистах, готовых решать креативные творческие задания, владеющие практическим опытом и навыками работы с большим объемом информации, способные успешно взаимодействовать в коллективе. Современные технологии организации научно-исследовательской и проектной деятельности позволит решить эту задачу.

Литература:

1. Алешугина, Е.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов / Е.А. Алешугина, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 185-187. - DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0047. - EDN XFMRJY.

2. Булаева, М.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых / М.Н. Булаева, А.В. Лапшова, Ю.Н. Петров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 10. - С. 220-231. - DOI 10.12731/2218-7405-2015-10-20. -EDN VBLWDV.

3. Буткевич, Ю.И. Организация исследовательской и проектной деятельности студентов-экологов с применением технологии веб-квест / Ю.И. Буткевич // Сахаровские чтения 2020 года: экологические проблемы XXI века: материалы 20-й международной научной конференции, в двух частях, Минск, 21-22 мая 2020 года. Том 1. - Минск: Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь, 2020. - С. 129-132. - DOI 10.46646/SAKH-2020-1-129-132. - EDN DHOFRH.

4. Ваганова, О.И. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе / О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова,

A.В. Трутанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 51-54. - EDN ZISRGP.

5. Геворкян, А.Р. Организация исследовательской деятельности студентов через web-сервисы и применение дистанционных технологий / А.Р. Геворкян. - 2019. - № 23(10). - С. 622-628. - EDN OSHSYI.

6. Генисецкая, О.А. Технология организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / О.А. Генисецкая, Е.Ф. Пальшина, Н.Н. Толченикова // Наука и образование: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Минеральные Воды, 18-19 ноября 2017 года / Научный ред. Шолохов А.В. - Минеральные Воды: Издательство "Перо", 2017. - С. 86-90. - EDN YPYLHK.

7. Гладкова, М.Н. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза / М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С. 209-212. - EDN OWNWLR.

8. Мальцева, К.Н. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием цифровых технологий / К.Н. Мальцева // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2021. - № 13(21). - С. 317-319. - EDN ITDZRE.

9. Одинцов, В.П. Проблемно-диалогическая технология в организации исследовательской деятельности /

B.П. Одинцов. - 2021. - № 2. - С. 110. - EDN ZXGPQH.

10. Петровский, А.М. Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования / А.М. Петровский, О.В. Голубева, Д.В. Седых // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, № 4(21). - С. 64-67. - EDN YPDQZC.

11. Прохорова, М.П. Особенности проектирования планируемых результатов обучения в условиях инновационного развития профессионального образования / М.П. Прохорова, А.М. Петровский. - 2016. - Т. 4, № 1. - С. 23. - EDN VSZJND.

12. Стефаненко, Т.В. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательном учреждении и возможности сетевого взаимодействия как технологии сотрудничества / Т.В. Стефаненко // Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно-научных дисциплин в вузе и школе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 15-17 ноября 2019 года / Редколлегия: С.В. Корнев [и др.]. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2019. - С. 281-284. - EDN MMMVPV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.