Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРОЕКТЫ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпин Игорь Леонидович

На современном этапе развития образования важным направлением является организация образовательного процесса в условиях самореализации и саморазвития личности.Обеспечить условия для развития индивидуального творческого потенциала можно путем организации проектной деятельности студентов. Цель статьи: проанализировать целесообразность использования социальных сетей в проектной деятельности студентов, определить факторы успешной подготовки и реализации проектов студентов с использованием социальных сервисов. Методология: проведен обзор с учетом зарубежного и российского опыта использования социальных сетей в образовательной деятельности. В рамках исследования был проведен сравнительный анализ возможностей наиболее популярных социальных сервисов для подготовки и реализации студенческих проектов. Результаты: использование социальных сервисов при подготовке проектов расширяет границы познавательной деятельности студентов. Социальные сервисы нужны для организации прямого общения, осуществления связи в долгосрочной перспективе, поиска и передачи информации, проведения видеоконференций. Рассмотренные социальные сети позволяют студентам непрерывно взаимодействовать в процессе подготовки проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпин Игорь Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SOCIAL SERVICES FOR THE PREPARATION AND IMPLEMENTATION OF SIGNIFICANT PROJECTS

At the present stage of education development, an important direction is the organization of the educational process in the conditions of self-realization and self-development of the individual. It is possible to provide conditions for the development of individual creative potential by organizing students' project activities. The purpose of the article: to analyze the feasibility of using social networks in students' project activities, to determine the factors of successful preparation and implementation of students' projects using social services. Methodology: the review is carried out taking into account the foreign and Russian experience of using social networks in educational activities. As part of the study, a comparative analysis of the capabilities of the most popular social services for the preparation and implementation of student projects was carried out. Results: the use of social services in the preparation of projects expands the boundaries of students' cognitive activity. Social services are needed to organize direct communication, to communicate in the long term, to search and transmit information, to conduct video conferences. The considered social networks allow students to interact continuously in the process of preparing projects.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ»

Педагогика

УДК 377.124

кандидат политических наук Ляпин Игорь Леонидович

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. На современном этапе развития образования важным направлением является организация образовательного процесса в условиях самореализации и саморазвития личности.Обеспечить условия для развития индивидуального творческого потенциала можно путем организации проектной деятельности студентов. Цель статьи: проанализировать целесообразность использования социальных сетей в проектной деятельности студентов, определить факторы успешной подготовки и реализации проектов студентов с использованием социальных сервисов. Методология: проведен обзор с учетом зарубежного и российского опыта использования социальных сетей в образовательной деятельности. В рамках исследования был проведен сравнительный анализ возможностей наиболее популярных социальных сервисов для подготовки и реализации студенческих проектов. Результаты: использование социальных сервисов при подготовке проектов расширяет границы познавательной деятельности студентов. Социальные сервисы нужны для организации прямого общения, осуществления связи в долгосрочной перспективе, поиска и передачи информации, проведения видеоконференций. Рассмотренные социальные сети позволяют студентам непрерывно взаимодействовать в процессе подготовки проектов.

Ключевые слова: непрерывное обучение, высшее образование, социальные сети, проекты, цифровая среда, саморазвитие.

Annotation. At the present stage of education development, an important direction is the organization of the educational process in the conditions of self-realization and self-development of the individual. It is possible to provide conditions for the development of individual creative potential by organizing students' project activities. The purpose of the article: to analyze the feasibility of using social networks in students' project activities, to determine the factors of successful preparation and implementation of students' projects using social services. Methodology: the review is carried out taking into account the foreign and Russian experience of using social networks in educational activities. As part of the study, a comparative analysis of the capabilities of the most popular social services for the preparation and implementation of student projects was carried out. Results: the use of social services in the preparation of projects expands the boundaries of students' cognitive activity. Social services are needed to organize direct communication, to communicate in the long term, to search and transmit information, to conduct video conferences. The considered social networks allow students to interact continuously in the process of preparing projects.

Key words: lifelong learning, higher education, social media, projects, digital environment, self-development.

Введение. Современный этап общественного развития характеризуется стремительным расширением информационной среды. Основными характеристиками социальных изменений являются инновационные процессы, информатизация, интеллектуализация. Человеку приходится жить в динамично меняющемся мире; каждое новое поколение имеет инновационные инструменты для организации своей деятельности. Сегодня в обществе востребованы люди, способные приспосабливаться к постоянным изменениям, способные мыслить нестандартно, искать и анализировать информацию, прогнозировать возможные последствия, творчески подходить к решению проблем. Современный человек должен четко понимать, какие действия необходимо предпринять для достижения высоких результатов, проявлять сотрудничество в процессе деятельности, быть открытым для построения новых культурных связей.

Отвечая на запросы общества, содержание, цели и место образования меняются. Прежде всего, меняется образовательная цель. Теперь приоритетом в образовательной деятельности является не передача знаний обучающимся, а создание образовательной среды для ценностного, культурного, творческого, интеллектуального развития конкурентоспособного специалиста. На современном этапе развития образования важным направлением является организация образовательного процесса в условиях самореализации и саморазвития личности [1, C. 101].

Обеспечить условия для развития индивидуального творческого потенциала можно путем организации проектной деятельности студентов. Использование различных видов проектов способствует формированию профессиональных компетенций выпускников. При создании коллективных проектов развиваются навыки групповой работы, и студент становится более самостоятельным, готовя личностно значимый проект [5, C. 101]. Поскольку цифровое пространство активно используется в образовательном процессе, социальные сервисы оказывают положительное влияние на подготовку и реализацию значимых проектов студентов. В процессе проектной деятельности студенты учатся работать с онлайн-источниками, взаимодействовать в социальных сетях. В этом случае преподаватель выступает как партнер и организатор познавательной деятельности учащихся [12, C. 58].

Организация проектной деятельности с использованием социальных сервисов предполагает дистанционное взаимодействие участников образовательной деятельности [7, C. 52]. Их объединяет общая тема, цель, форма и методы работы. В процессе реализации проектной деятельности необходимы усилия всей команды; общий интерес к предметам обучения способствует достижению целей проекта, а телекоммуникации направлены на непрерывное изучение предметной области [9, С. 138].

Проекты в цифровой среде могут иметь разные сети. Например, информационный проект облегчит поиск и анализ информации по определенной теме. В результате такой деятельности происходят обработка, обобщение источников информации и изучение статистических данных. В информационном проекте могут проводиться опросы в различных сферах деятельности для получения общего мнения общества [10, С. 23].

Практико-ориентированные проекты направлены на решение социальных проблем. Исследовательские проекты характеризуются связью с научными исследованиями [11, С. 23]. Отличительной особенностью исследовательских проектов является обоснование актуальности темы, формулировка гипотезы, постановка целей и задач, проведение эксперимента, описание результатов. Креативные проекты направлены на создание творческого продукта, например, в электронной среде это видеоролик [8, С. 65].

Социальные сервисы - это виртуальная платформа, объединяющая участников интернет-сообществ с использованием сети Интернет и документов.

Социальные услуги в настоящее время являются инструментом:

- организация общения, поддержки и развития социальных контактов;

- совместный поиск, обобщение, редактирование информации и обмен медиаданными;

- творческая деятельность в цифровом пространстве;

- профессиональное развитие студентов;

- выполнение индивидуального и группового планирования, создание подкастов, когнитивных карт и других целей.

В условиях развития цифрового пространства важно правильно организовать проектную деятельность [13, С. 90]. Необходимо обеспечить непрерывную работу виртуального помощника, наладить взаимодействие между участниками проекта, определить задачи, установить правила отслеживания пройденных этапов и сформировать конечный результат

Социальные сервисы могут быть полезны для решения следующих задач в сфере проектной деятельности:

- самостоятельный поиск проектов, в которых вы можете участвовать;

- создание проекта на конкретном онлайн-сервисе;

- привлечение студентов к уже работающему проекту.

В информационных источниках есть множество проектов, к которым вы можете присоединиться, важно выбрать подходящий для вашей профессиональной области или учебного предмета. Преимущество социальных сервисов при подготовке и реализации проектов заключается в том, что ими можно пользоваться вне зависимости от территориального расположения.

Изложение основного материала статьи. Исследования в области использования социальных сервисов для организации проектной деятельности студентов стали предметом дискуссий российских и зарубежных ученых.

И. Поморцева и Т. Алиева выделяют два основных вида проектной деятельности в информационной среде:

- проект, подготовленный исключительно как цифровой продукт в сети Интернет;

- проект, реализованный с использованием возможностей сети Интернет.

В первом случае проект представляет собой самостоятельный онлайн-сервис, где студенты реализуют свои цели. Во втором случае взаимодействие участников проекта организуется для решения общей задачи [6, C. 25].

Т.А. Лосева утверждает в своих исследованиях, что социальные службы вызывают большой интерес у подрастающего поколения при подготовке и реализации своих проектов. Это связано с тем, что молодежь восприимчива ко всему новому и предпочитает высокие технологии. Современные студенты учатся преобразовывать информацию в наиболее доступную форму в онлайн-пространстве. В результате проведенного исследования автор делает вывод о том, что студенческая среда является важнейшей целевой аудиторией для организации проектной деятельности в сети Интернет. Д. Цыбульский, Ю. Мучник-Розанов посвятили свое исследование развитию профессиональной идентичности 17 студентов педагогических направлений с помощью проектов. Данные были получены в ходе интервью, а также рефлексивных отчетов. В результате было установлено, что на профессиональное развитие будущих педагогов повлияли две составляющие: преодоление трудностей при управлении проектом и взаимодействие с участниками проекта. Студенты перешли от групповой ориентации к самостоятельной профессиональной идентичности, что стало свидетельством их профессионального роста [2].

Дж. Лин, Ч. Цай утверждают, что групповая осведомленность важна для совместного обучения в онлайн-среде. Авторы выделяют важность саморегуляции как приоритетного качества личности, развивающегося в процессе реализации проектной деятельности с использованием онлайн-сервисов. В ходе исследования было установлено, что информационная среда может по-разному влиять на обучение студентов. Эксперимент заключался в создании онлайн-среды для совместной и индивидуальной работы. Результат показал, что групповое взаимодействие позволяет внести больший вклад в общую работу. Также выводы исследования касаются продолжительности работы в онлайн-среде. Чем дольше студенты взаимодействуют в процессе деятельности, тем больше эффект от онлайн-пространства [4].

М. Барак, М. Ашер отмечают в своих работах, что проектная деятельность в современных условиях наиболее эффективна в малых группах. В своем исследовании авторы рассмотрели результаты проектной деятельности в трех исследовательских группах: очные студенты вуза, студенты онлайн-среды, студенты онлайн-мира. Были проведены интервью с экспертами и проанализированы командные проекты студентов. Были определены четыре критерия инновационности командных проектов: потребность в продукте, междисциплинарностьSTEM, готовность к рынку и тип инновации. В результате они обнаружили, что студенты, обучающиеся очно в университете, создавали проекты с более высоким инновационным профилем. Дж. Хиллиард, К. Кир, Х. Донелан, К. Хини утверждают, что совместная образовательная деятельность стала популярным методом онлайн-обучения. Этот вид обучения является хорошим инструментом для поощрения активных студентов и развития навыков работы в команде. Авторы провели исследование, посвященное ощущениям студентов во время подготовки проектов в онлайн-среде. Полученные результаты позволили сделать вывод, что у студентов обычно наблюдалась тревожность, которая связана с зависимостью от других участников проекта, страхом негативной оценки и беспокойством за неактивных участников группы. Позже было обнаружено, что тревога проходит через проектный процесс, так как устраняется чувство неуверенности. Студенты, применяющие стратегии проблемного обучения, с большей вероятностью преуспеют [3, C. 200].

В ходе исследования возник вопрос определения социальных сервисов, влияющих на развитие профессиональных навыков студентов в процессе проектной деятельности. С этой целью был проведен обзор зарубежного опыта, который позволяет выделить приоритетные социальные сети. Рассматриваются страны СНГ, страны Восточной Азии, США, страны Европы. Для того чтобы получить общее представление о популярных социальных сообществах, анализируется российский опыт.

Проведен сравнительный анализ возможностей наиболее популярных социальных сервисов для подготовки и реализации студенческих проектов. Для сравнения были представлены Telegram, Facebook, Twitter, ВКонтакте.

Анализ проводится с учетом опыта реализации проектной деятельности студентов вузов. В подготовке проектов в течение одного семестра участвовало 124 студента. По просьбе студентов они были разделены на микрогруппы по 7-9 человек. Темы проектов разрабатывались в соответствии с программой содержания дисциплины. Студенты пользовались социальными сервисами Telegram, Facebook, ВКонтакте. Студенты изначально имели навыки работы с социальными службами.

Подготовка и реализация студенческих проектов направлена на развитие личности студентов, усвоение учебного материала, совершенствование навыков работы в команде, необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности. Различные социальные службы предоставляют разные возможности для подготовки и реализации студенческих проектов. Мы проанализировали опыт использования социальных сервисов в России и за рубежом.

В соседних странах Facebook чаще всего используется как сервис для организации образовательных мероприятий. В некоторых странах Восточной Азии запрещены известные социальные сети Facebook и Twitter. В этих странах популярны интернет-платформы QZONE, Renren, Mixi. В европейских странах Facebook, Twitter и LinkedIn входят в тройку лидеров. MySpace занимает лидирующие позиции в США. В России социальная сеть ВКонтакте занимает ведущее место. Несмотря на востребованность во всем мире, Facebook не входит в топ-10 ресурсов России по версии Mediascope. Набирают большую популярность визуальные социальные сети, такие как Instagram, Tik-Tok, Pinterest. Youtube уже давно является популярным

онлайн-сервисом. Общение также поддерживается в социальных сетях Одноклассники и WeChat. Однако WeChat пока не нашел своего применения в России.

Telegram стал одним из самых популярных социальных мессенджеров на данный момент.Число его пользователей превысило полмиллиарда человек, при этом основная масса новых аккаунтов зарегистрирована в ЕС и CffiA.Telegram набирает популярность в Испании, Германии, Португалии, Италии, Греции и других странах. Европейцы все чаще отказываются от привычных социальных сетей и переходят на Telegram.

Статистика портала Be1.ru позволила установить, что по данным на август 2021 года сайтом ВКонтакте пользовались почти 1,5 миллиарда человек. Пользователи из России 82,27%, из Украины 4,47%, Беларуси 3,94%, Казахстана 2,82%, Германии 0,70%, других стран 6,8%.

Твиттер посетили почти 7 миллиардов уникальных пользователей. В США 26,87%, в Японии 15,21%, в Англии 5,83%, в Бразилии 3,95%, в Канаде 3,25%, в других странах 44,89%.

В августе 2021 года Facebook просматривали 22 миллиарда человек. Социальной сетью чаще всего пользуются в США — 22,68%, реже во Вьетнаме 4,49%, Англии 3,96%, Бразилии 3,89%, Польше 3,71%, других странах 61,26%.

Telegram насчитал всего 500 миллионов активных пользователей в месяц. Большинство пользователей из России — 10,54%, Бразилии 7,04%, Италии 6,98%, Украины 5,61%, Малайзии 5,26%, других стран 64,58%.

Необходимо сравнить возможности социальных сетей для выявления перспективных социальных сетей, обладающих функциями реализации проектной деятельности. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Возможности социальных сетей в проектной деятельности организации (таблица составлена автором)

Социальнаясеть Описание Возможности для проектной деятельности

Telegram Мессенджер для обмена данными между пользователями. Это позволяет вам вести частную или групповую беседу, подписываться на каналы и использовать/создавать ботов. Доступны звонки, голосовые сообщения, ответы на конкретное сообщение в чате, индикатор прочитанного сообщения, возможность создания секретного чата. Можно создавать чат-ботов. Есть возможность использовать стикеры, эмодзи, смайлики, создавать опросы, ссылки, тесты.

Twitter Популярная социальная сеть для обмена короткими сообщениями. Размещение рекламы в Твиттере позволяет быстро донести необходимую информацию до учащихся. Возможность делиться ссылками. Проведение опросов. Чтение твиттер-блогов известных людей в науке, политике и других сферах деятельности.

Facebook Социальная сеть, где пользователи могут обмениваться сообщениями, комментариями, фотографиями и видео, а также играть в игры. Можно «фильтровать» пользовательские обновления, удобная система уведомлений, можно создавать трансляции, группы, устраивать голосования. Можно проводить прямые трансляции и совместные просмотры.

Vkontakte Социальная сеть, позволяющая общаться с друзьями, создавать сообщества, переводить деньги и играть в игры. С недавнего времени у Вконтакте появилась собственная почта, которая развивается в интеграции с мессенджером. Конспект лекции удобно вести и делать прямо в редакторе статей внутри ВК. Есть возможность вести прямые трансляции и организовывать видеоконференции. Вы сможете оперативно информировать, поддерживать связь и отвечать на вопросы в общей беседе.

Анализ социальных сервисов, используемых во всем мире в проектной деятельности студентов, позволил установить, что каждый сервис имеет свои инструменты, но многие из них повторяются. В связи с этим целесообразно использовать в образовательном процессе несколько социальных сервисов. Например, Telegram удобно использовать для поддержания связи, так как в этой социальной сети нет информационного шума, все внимание сосредоточено только на общении. ВКонтакте подходит для прямых трансляций; трудно обмениваться сообщениями в потоке большого количества информации.

На данный момент количество проектов, созданных и реализованных студентами, растет. Они проводятся для привлечения внимания студентов к острым проблемам современности. Подготовка проекта способствует формированию ответственности, настойчивости, взаимопонимания, стремления к достижению высоких результатов.

В качестве примера хотелось бы рассмотреть опыт реализации проектной деятельности студентов вузов. В подготовке проектов в течение одного семестра участвовало 124 человека. По собственному желанию студенты были разделены на микрогруппы по 7-9 человек. Темы проектов разрабатывались в соответствии с программой содержания дисциплины. Все студенты получили навыки работы в социальных сетях и были ознакомлены с дополнительными функциями.

Студентам было предложено подготовить проектную модель современной образовательной организации, соответствующей международным требованиям. Студентам разрешили пользоваться любыми социальными услугами. В процессе подготовки проекта студенты создали сообщество ВКонтакте, где стали ставить задачи своей деятельности. Они определили, что в первую очередь необходимо изучить литературу по данной теме. В ходе работы над проектом студенты проводили голосование по выбору лучших проектных решений.

Они создали отдельную беседу в Telegram, где фиксировали результаты этапов деятельности проекта. Студенты создали сообщества в Facebook, посвященные дизайну образовательных организаций. Защищая свои проекты, студенты отметили, что социальные сети обеспечивают постоянное взаимодействие при подготовке проектов. Это положительно сказалось на результатах проектной деятельности. Критерии оценки проектов адаптированы к цифровой среде. После защиты проектов студенты провели круглый стол по дальнейшему использованию своих результатов и поиску новых социальных сетей для реализации проектной деятельности.

Анализ опыта реализации проектной деятельности студентов в вузе показал, что цифровое пространство способствует росту интереса студентов, повышению комфортности в решении учебных задач. До начала использования социальных услуг отмечалась низкая заинтересованность студентов в реализации проектной деятельности. Общение в интернет-среде дает больше возможностей, чем традиционная форма обучения. Социальные сервисы позволяют в любое время

обмениваться сообщениями, прикреплять ссылки на источники информации, проводить опросы и голосовать. В результате использования социальных сетей при подготовке проектов уменьшилось количество незаинтересованных студентов.

Выводы. Проектная деятельность учащихся является средством обучения, направленным на развитие творческих, интеллектуальных способностей. Подготовка и реализация проектов способствует саморазвитию участников образовательной деятельности. Использование социальных сервисов в проектной деятельности расширяет границы познавательной деятельности студентов.

Проектная деятельность студентов рассматривается как процесс - деятельность по созданию проекта и продукта представляет собой результат, представленный в материализованной форме. Подготовка и выполнение студенческих проектов дает ключ к пониманию того, что теоретические знания, полученные в результате практической деятельности, имеют первостепенное значение для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Мы проанализировали возможности Telegram, ВКонтакте, Facebook, Twitter. Телеграм больше нужен для прямого общения, а Вконтакте позволяет организовать общение в долгосрочной перспективе. Твиттер позволяет быстро делиться необходимой информацией со студентами, а также организовывать совместный просмотр видеоматериалов в Facebook. Рассмотренные социальные сети Telegram, ВКонтакте, Facebook, Twitter позволяют студентам непрерывно взаимодействовать в процессе подготовки проектов.

Анализ опыта использования социальных сервисов в проектной деятельности позволил установить, что общение является приоритетом в использовании социальных сетей. Однако в настоящее время на первый план выходят возможности организации видеоконференций, создания чат-ботов, организации сообществ для решения общих образовательных задач.

Литература:

1. Барсук, Н.С. Сервисы online визуализации как инструмент формирования универсальных компетенций обучающихся в ходе проектной деятельности / Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Постулат. - 2019. - № 6(44). - С. 101. - EDN CUYKWC.

2. Бершадская, Е.Г. Проблемы сбора и представления неструктурированной информации из открытых источников / Е.Г. Бершадская, Р.Р. Назиров // Современные методы и средства обработки пространственно-временных сигналов: Сборник статей XVI Всероссийской научно-технической конференции, Пенза, 15-16 мая 2018 года / Под редакцией И.И. Сальникова. - Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний»,

2018. - С. 64-68. - EDN UWZYPI.

3. Ваганова, О.И. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1(26). - С. 277-280. -DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0073. - EDN VQEKHK.

4. Волкова, Н.П. Развитие социально-коммуникативной компетентности будущих преподавателей вуза средствами веб-ориентированных технологий / Н.П. Волкова, Л.С. Верченко // Информационные технологии и средства обучения. -

2019. - Т. 70, № 2. - С. 194-204. - EDN YGQEWC.

5. Маркова, С.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема / С.М. Маркова, А.М. Петровский // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2016. - Т. 5, № 2(15). - С. 99-102. - EDN WFIPYZ.

6. Моглан, Д.В. Методические аспекты использования сервисов Веб 2.0 в процессе смешанного обучения / Д.В. Моглан // Открытое образование. - 2018. - Т. 22, № 1. - С. 4-12. - DOI 10.21686/1818-4243-2018-1-4-12. - EDN YTHJYR.

7. Павлова, М.А. Использование онлайн-сервисов для организации сетевого наставничества над учащимися при реализации проекта "Музей занимательной математики" / М.А. Павлова // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2021. - № 4(24). - С. 51-59. - DOI 10.24888/2500-1957-2021-4-51-59. - EDN TBRSVS.

8. Петровский, А.М. Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования / А.М. Петровский, О.В. Голубева, Д.В. Седых // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, № 4(21). - С. 64-67. - EDN YPDQZC.

9. Петровский, А.М. Технологии социального партнерства в образовании / А.М. Петровский, О.Н. Абрамов, О.И. Ваганова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 4(29). - С. 137-140. - DOI 10.26140/bgz3-2019-0804-0028. - EDN ICWJHG.

10. Поморцева, И. Развитие технологий управления интегрированными коммуникациями в интернет-проектах / И. Поморцева, Т. Алиева // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2018. - № 1(11). - С. 22-39. - DOI 10.28995/2073-6304-2018-1-22-39. - EDN YSQJZJ.

11. Прохорова, М.П. Особенности проектирования планируемых результатов обучения в условиях инновационного развития профессионального образования / М.П. Прохорова, А.М. Петровский. - 2016. - Т. 4, № 1. - С. 23. - EDN VSZJND.

12. Рычихина, Н.С. Проектное управление реструктуризацией социально-экономических систем / Н.С. Рычихина // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2018. - № 1(53). - С. 57-60. - EDN YWXSEK.

13. Саяпина, Н.Н. Использование информационных технологий в функционировании образовательной организации / Н.Н. Саяпина // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2020. - № 1(21). - С. 89-94. - EDN XLYRQG.

Педагогика

УДК 378.019.12:005.336.1+159.923

кандидат педагогических наук, доцент Малькова Марина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской

Народной Республики «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск)

ИНТЕГРАТИВНЫЕ УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье выделены качества личности необходимые для профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы. Представлен психолого-педагогический анализ дефиниции профессионально-личностное развитие. Выделены компоненты педагогического мастерства (профессиональные знания, личностные качества педагога, педагогические способности, профессиональная педагогическая техника). Исследуя динамику профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы, в соответствии с уровневыми характеристиками (низкий, средний, высокий) и критериями, выделенными на основе видов интеллекта личности (академический, эмоционально-ценностный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.