Научная статья на тему 'Информатизация как основа перестройки управления процессами обучения и самообучения в инновационном университете'

Информатизация как основа перестройки управления процессами обучения и самообучения в инновационном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ / MANAGEMENT OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SOCIAL ORGANIZATION / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INNOVATIVE UNIVERSITY / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / SYSTEM OF MANAGEMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Ирина Игоревна

Анализируется влияние информатизации на процессы управления обучением и самообучением в инновационном университете. Описывается ее воздействие на основные направления деятельности университета, такие как образовательная, самостоятельная и дистанционная работа студентов, научная и инновационно-проектная деятельность. Рассматривается социально-управленческий аспект перестройки процессов управления в инновационном университете посредством использования информационно-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatisation as the Basis of Restructuring of Managing the Education and Self Education Process in an Innovative University

The article analyzes the influence of informatization on the processes of management of education and self-education in an innovative university. It describes the influence of informatization on the main areas of the university activities, such as educational activities, self-education and distant learning, scientific and innovative project activities. The social aspect of rebuilding the processes of management in an innovative university via the use of ICT is also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Информатизация как основа перестройки управления процессами обучения и самообучения в инновационном университете»

УДК 316:005

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ПЕРЕСТРОЙКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ОБУЧЕНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© 2014 г. И.И. Павленко

Павленко Ирина Игоревна -аспирант,

кафедра креативно-инновационного управления и права, Пятигорский государственный лингвистический университет, пр. Калинина, 9, г. Пятигорск, 357532. E-mail: pavlenkoii@pglu.ru.

Pavlenko Irina Igorevna -Post-Graduate,

Department of Creative and Innovative

Management and Law,

Pyatigorsk State

Linguistic University,

Kalinina Ave., 9, Pyatigorsk, 357532.

E-mail: pavlenkoii@pglu.ru

Анализируется влияние информатизации на процессы управления обучением и самообучением в инновационном университете. Описывается ее воздействие на основные направления деятельности университета, такие как образовательная, самостоятельная и дистанционная работа студентов, научная и инновационно-проектная деятельность. Рассматривается социально-управленческий аспект перестройки процессов управления в инновационном университете посредством использования информационно-компьютерных технологий.

Ключевые слова: информатизация, управление обучением, социальная организация, социальное управление, инновационный университет, системы управления обучением.

The article analyzes the influence of informatization on the processes of management of education and self-education in an innovative university. It describes the influence of informatization on the main areas of the university activities, such as educational activities, self-education and distant learning, scientific and innovative project activities. The social aspect of rebuilding the processes of management in an innovative university via the use of ICT is also considered in the article.

Keywords: informatization, management of education, social organization, social management, innovative university, system of management of education.

Без широкого использования информационно-компьютерных технологий сегодня невозможно представить ни один университет. Они проникают во все сферы деятельности

университетов, во все сферы их социальных отношений, и прежде всего в сферу обучения и самообучения. Информатизация всех процессов обучения и самообучения является

обязательным условием создания интеллектуальной базы современного общества.

Это тем более значимо, что именно уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры являются непременными условиями развития того нового типа общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства [1, с. 13].

Рассматривая информатизацию в качестве основы перестройки управления процессами обучения и самообучения в университете инновационного типа, мы исходим из определения информатизации как всеобщего комплексного социального процесса и динамично развивающегося социального института информационного общества, имеющего сквозной характер и пронизывающего все сферы жизнедеятельности общества, его социальные институты и организации [2].

Главное в подготовке кадров - образовательный процесс. Поэтому основу информатизации сферы высшего образования составляет информатизация процесса обучения и самообучения. В этих условиях важное значение приобретает решение проблем эффективного управления информатизацией образовательного процесса и грамотной его организации [3, с. 111].

При этом информационные технологии в сфере высшего образования выступают уже не столько инструментами, дополняющими систему непосредственно образования и функционирования научно-образовательного знания, сколько сами диктуют условия установления нового порядка освоения знания [4, с. 115].

Следовательно, обучение в современном инновационном вузе уже невозможно без применения целостной системы информационно-компьютерных технологий, средств и систем обучения и самообучения. Среди основных направлений информатизации процесса обучения и самообучения современного вуза можно выделить информатизацию образовательной (учебной) деятельности, самостоятельной и дистанционной работы студентов, их научной деятельности, инновационно-проектной деятельности.

Говоря об информатизации непосредственно образовательной (учебной) деятельности, следует обратить внимание на необходи-

мость построения в современном вузе виртуальной образовательной среды:

- виртуальной медиатеки с мультимедийными курсами обучения;

- виртуальной фонотеки с аутентичными аудиоматериалами на изучаемых языках;

- виртуальной видеотеки, содержащей художественные, документальные, мультипликационные фильмы стран изучаемого языка и учебные фильмы в формате DVD;

- сети спутникового и локального телевидения;

- виртуальной справочной системы, включающей в себя многоязычные словари, мультимедийные энциклопедии и лексикограмма-тические справочники;

- системы компьютерного тестирования с мультимедийными возможностями;

- виртуальной библиотеки электронных учебных пособий и проектов;

- виртуальной библиотеки электронных портфолио студентов.

Например, в Пятигорском государственном лингвистическом университете (ПГЛУ) все эти модули созданы в полном объеме.

Важную роль в информатизации образовательного (учебного) процесса, безусловно, также играет Интернет. Среди основных направлений использования сервисов Интернет в учебном процессе можно выделить блоги, сервисы Web 2.0 и Web 3.0, веб-проекты.

В области самостоятельной и дистанционной работы студентов основным направлением является создание и применение мультимедийных учебных ресурсов, которые можно разделить на две категории по способу применения:

- комплексные электронные учебно-контролирующие ресурсы в рамках системы менеджмента обучения, а именно Learning Management Systems (LMS) в сети университета (как локальной, так и через Интернет);

- автономные, личностно-ориентированные мультимедийные учебные ресурсы.

В плане информатизации научной деятельности студентов, которая является составляющей их обучения и самообучения, в современном вузе можно выделить следующие основные направления:

- доступ вуза к научным сервисам и базам данных, размещенным в сети Интернет (например, к системе повышения качества научных, исследовательских работ студентов и аспирантов «Антиплагиат» www.antiplagiat.ru);

— информатизация библиотеки вуза;

— доступ вуза к мировым электронным библиотекам, корпусам текстов, банкам научных данных и т.д.

В области информатизации инновационно-проектной деятельности студентов выделяются два основных направления:

— проектная методика с использованием IT;

— разработка и реализация научно -практических и научно-методических IT-проектов [5].

Все указанные направления как условия организации этой деятельности на современном уровне созданы в ФГБОУ ВПО «ПГЛУ».

Е.И. Нестерова считает, что инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение [1]. Однако инновационность образования, как было уже сказано, невозможна сегодня без информатизации. Информационно-компьютерные технологии в образовательном процессе повышают его эффективность и делают более интересным для обучающихся, развиваются также дистанционные формы обучения c использованием систем управления.

Рассмотрим с социологически-

управленческой точки зрения самую популярную систему управления обучением и самообучением и используемую многими российскими и зарубежными вузами - Moodle.

Moodle - это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, пакет, который обычно определяют как CMS или LMS:

— CMS - course managment system - система управления курсами;

— LMS - learning managment system - система управления обучением и самообучением.

Таким образом, и CMS и LMS системы Moodle - это на самом деле выступающие в электронной форме передовые системы управления, организации образовательного процесса как процесса обучения и самообучения. Поэтому они являются не чисто информационно-компьютерными системами, а еще и управленческими, организационными и даже организующими. В этом и состоит их ценность в качестве современных организационно-управленческих инструментов.

Система Moodle очень демократична: все ее пользователи одинаковы и не делятся на

«студентов» и «преподавателей». Один и тот же пользователь может быть «преподавателем» в одном курсе и «студентом» в другом. Различие в правах пользователей достигается с помощью системы ролей. Роль - это совокупность прав (разрешений) для сайта, которые могут быть назначены определенным пользователям в заданном контексте [6]. Ролевое распределение - это опять-таки не только зона ИТ, а еще (и в первую очередь) зона социологии управления.

По умолчанию в Moodle создаются следующие роли:

- администратор (Administrator) - неограниченные права;

- создатель курса (Course creator) - может создавать курсы и изменять их содержимое, но не может изменять настройки сайта;

- преподаватель (Teacher) - может полностью управлять своим курсом: задавать наименование, описание, размещать информационные ресурсы, создавать интерактивные элементы, зачислять и отчислять учащихся, проверять их работы, ставить оценки, писать комментарии и т. д.;

- преподаватель без права редактирования (Non-editing teacher) - объем его прав совпадает с правами преподавателя за исключением возможности изменять содержимое курса;

- студент (Student) - имеет базовый набор прав, позволяющий работать с материалами курса;

- зарегистрированный пользователь (Authenticated user) - у него минимальный набор прав, позволяющий пользоваться общедоступными ресурсами системы и записываться на курсы;

- гость (Guest) - у него самый ограниченный набор прав, позволяющий просматривать ресурсы, предназначенные для гостя, но не дающий возможности участвовать в обучении и самообучении.

Таким образом, система изначально выстроена так, что в ее рамках невозможна какая-либо иная социальная организация отношений, чем изначально заданная. Это свидетельствует о том, что Moodle на самом деле не может быть сведена к статусу чисто информационно-компьютерной, информационно-коммуникационной системы, а выступает в статусе информационно-компьютерно-управленческой системы. Это определяет ее высокий уровень ценности

для управления обучением и самообучением в современном вузе.

Тем более что основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках курса можно организовать:

1) взаимодействие обучающихся между собой и с преподавателем;

2) передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций;

3) проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий;

4) совместную учебную и исследовательскую работу обучающихся по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр. [7].

В каждом курсе у преподавателя есть блок управления курсом, который содержит следующие ссылки:

- «режим редактирования» - ссылка переводит страницу в режим редактирования;

- «редактирование настроек» - используется для изменения свойств курса;

- «пользователи» - управление ролями пользователей, запись их на курс;

- «фильтры» - предназначены для преобразования различных текстовых значений в соответствующие им мультимедиа и гипертекстовое представление;

- «оценки» - страница с ведомостью оценок результатов;

- «резервное копирование»;

- «восстановить» и «импорт» - извлечение информации из файла резервной копии или копирование из другого курса;

- «банк вопросов» - работа с банком вопросов, использующихся в тестах.

Как следует из вышеизложенного, это действительно блок управления, посредством которого осуществляется управление как деятельностью обучающихся в качестве пользователей, так и непосредственно процессами коммуникации. Все это интегрируется в единой системе управления обучением и самообучением, что ранее, без использования столь передовых инфо-компьютерно-управленческих технологий, было просто недостижимо.

Более того, по результатам выполнения обучающимися заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является центром как создания учебного материала, так и обеспече-

ния интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Итак, в современных условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, а значит, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения [1, с. 15]. В связи с этим кардинально меняется и роль преподавателя. Это изменение тоже лежит в области социального управления и социальной организации. Преподаватель в его традиционной роли - это все же тот, кто только учит, т.е. передает знания. Однако в Российской Федерации стандарты третьего поколения (ФГОС) требуют уже перехода на «компетентностную» модель обучения, в которой обучающиеся должны самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. В связи с этим появляются тьюторы (т.е. фактически преподаватели старого типа должны трансформироваться в тьюторов).

Тьютор (от англ. tutor) - в условиях дистанционного обучения в Интернет-среде: преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях; организатор эффективного изучения курса. Он проводит очные и заочные семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Задачей тьютора является также проведение очных групповых тьюториалов (семинаров) для корректировки процесса самостоятельных занятий, освоения эффективных методов работы и обмена опытом; на тьюториалах широко применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм [8].

Таким образом, значительно, если не кардинально, изменяется содержание управленческой роли научно-педагогических работников в вузе, т.е. изменяется управленческое содержание взаимодействия «преподаватель -студент». Возрастает как социально-организаторская, социально-организующая роль преподавателя, так и самостоятельность учебного поведения студентов.

Еще одним сервисом, используемым в обучении и не сводимым только к информационным технологиям, является Твиттер -особая информационная сеть, которая работа-

ет в режиме реального времени и держит пользователей в курсе всех последних историй, идей, точек зрения и новостей в той области, которая им интересна [9].

Существует много способов использования Твиттера именно в обучении и самообучении. Перечислим и охарактеризуем некоторые из предлагаемых преподавателями всего мира [10].

1. Твиттер как доска объявлений. Джим Ньюман (Jim Newman) в Университете Северного Иллинойса использует Твиттер в качестве доски объявлений для курса, давая знать студентам о последних актуальных событиях. То есть Твиттер здесь стал управленческим инструментом организации и реорганизации образовательного процесса.

2. Участие в масштабных лекциях. В больших лекционных залах, где участие студентов в дискуссии может быть затруднительным из-за обширного пространства, можно использовать Твиттер прямо во время занятия как организационно-управленческий инструмент дискуссий.

3. Цифровая учительская. В Университете штата Кент (США) преподаватель образовательного центра Уильям Кист (William Kist) использует Твиттер как «цифровую учительскую (комнату кафедры)» для общения с другими профессорами. То есть в данном случае Твиттер создает основу для более тесного общения профессуры по профессиональным вопросам, что интегрирует их в управленческую команду, конструирующую и организующую управление обучением и самообучением.

4. Объединение мнений. Студенты могут делиться мнениями по проблемам или любым вопросам, и их мнения могут быть объединены в одно целое при помощи Твиттера. В этом случае он становится организационно-управленческим инструментом интеграции общения студенчества по любой образовательной или социальной проблематике.

5. Поиск полезных ресурсов. Преподаватели (тьюторы) могут отправлять запросы по рекомендуемым книгам, методикам преподавания и идеям по проведению лекций и других занятий.

6. Оценка источников. Студенты могут обмениваться ссылками на ресурсы и обсуждать, значимые они или нет, стимулируя обсуждение и обмен комментариями.

7. Изучение иностранного языка. На занятиях по обучению иностранным языкам студенты могут тренировать навыки чтения, читая зарубежные новостные твиты.

8. Твиттер может улучшить письмо и пунктуацию. Всё время, пока студенты изучают грамматику и их знания оцениваются, они могут улучшать свои навыки письма и пунктуации в Твиттере.

Все это свидетельствует о том, что Твиттер выступает в силу заранее заложенных в эту систему свойств важным организационно-управленческим инструментом, позволяющим иначе организовать всю среду взаимодействия социальных субъектов в сфере образования.

Еще одним передовым примером перестройки управления процессами обучения и самообучения в инновационном университете является использование социальных сетей в образовательном процессе. Наиболее известные - Facebook, ВКонтакте, Одноклассники и видеохостинг YouTube. Социальную сетевую роль в принципе выполняет и уже охарактеризованный Твиттер.

Социальные сети стали очень популярным сервисом. По данным исследования Массачу-сетского технологического университета, 98 % высших учебных заведений США имеют свои официальные странички в Facebook, 84 % - в Twitter, 86 % - в YouTube [11]. Почти каждый студент знаком с социальными сетями и пользуется ими по нескольку раз в день, поэтому их стали использовать и в управлении процессами обучения и самообучения в университетах.

Социальные сети дают возможность не только преподавателям делиться необходимой информацией со студентами, но и последним в свою очередь обмениваться мнениями и обсуждать интересную информацию с преподавателем и сокурсниками. Таким образом, студенты могут совместно с преподавателем фактически создавать учебный контент. Так же как системы управления обучением и Twitter, социальные сети позволяют получать информацию в удобное для обучаемых время и в любом месте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи А.В. Фещенко выделяет следующие преимущества использования социальных сетей перед другими видами сетевых технологий [12].

1. Привычная среда для учащихся. Интерфейс, способы коммуникации и публикации контента в этой среде пользователями изучены досконально. Этому способствуют качест-

венное «юзабилити» (удобство и понятность) системы, а также активный и продолжительный опыт использования (70 % пользователей посещают сеть чаще чем 1 раз в сутки).

2. Разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы.

3. Однозначная идентификация пользователей. Чаще всего в социальной сети человек выступает под своим именем и фамилией, реже - под псевдонимом. В других интернет-сервисах происходит наоборот.

4. Активность участников прослеживается через ленту новостей. Этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразии информационных потоков и осуществлять эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента. У студентов появляется возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать образовательную активность одногруппников и преподавателя, который в свою очередь наблюдает и координирует работу учащихся.

Также социальные сети являются эффективным средством для корпоративного обучения, так как позволяют получать весь необходимый учебный контент, при этом обучающийся может получать его непосредственно на рабочем месте, ненадолго отрываясь от своих непосредственных обязанностей или обращаясь за нужной информацией в ходе выполнения основных задач [13].

В современных условиях перестройки управления процессами обучения и самообучения в инновационном университете важным является развитие «Электронных университетов» посредством интеграции всех вышеописанных технологий. Это уже совершенно новый уровень управления всеми процессами обучения и самообучения.

В настоящее время в мире существует уже множество электронных университетов и/или образовательных организаций, занимающихся дистанционным образованием. Их можно в общих чертах разделить на три модели в зависимости от организационной структуры:

1) бимодальная модель (on-, off-campus model),

2) дистанционная (off-campus) модель (модели предложены G. Rumble [14] и G. Reddy [15]) и

3) модель консорциума [14, 15].

Рассмотрим их подробнее. Бимодальная модель представляет такую организацию, которая предлагает одновременно как традиционную систему образования, так и систему электронного университета и/или дистанционного образования.

Вторая, дистанционная, модель в отличие от первой представляет организацию, которая занимается только дистанционным обучением и не имеет традиционного кампуса.

Модель консорциума представляет только те организации, которые состоят из нескольких взаимодействующих электронных университетов.

Рассмотрим эту модель электронного университета более подробно. Сущность ее заключается в объединении ресурсов учебных заведений для организации дистанционного обучения. Примером может служить, например консорциум NETTUNO, образованный в 1990 г. К 2000 г. в него вошли 38 университетов, 8 из которых находятся в Албании, и крупнейшие телекоммуникационные компании. В этом учебном заведении дистанционные студенты обучаются по той же программе, что и стационарные, обучение ведут одни и те же преподаватели. Студенты обеих форм обучения сдают одинаковые экзамены, чтобы получить идентичные квалификации.

Примером достаточно удачного консорциума российских вузов является Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса, созданный в июне 2009 г. при участии большинства российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса. В настоящее время в составе Консорциума 11 российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса, в том числе 6 сервисных вузов.

Итак, рассмотрев информатизацию как основу перестройки управления процессами обучения и самообучения в инновационном университете, можно сказать, что обучение в современном инновационном вузе уже невозможно без применения целостной системы информационно-компьютерных технологий, средств и систем обучения и самообучения.

Последние в свою очередь не являются чисто информационно-компьютерными системами, а это еще и системы управленческие, организационные и даже организующие, это на самом деле выступающие в электронной форме передовые системы управления, организации обра-

зовательного процесса как обучения и самообучения. Они изначально выстроены так, что в их рамках невозможна какая-либо иная социальная организация отношений, чем изначально заданная. Система обучения и самообучения не может быть сведена к статусу чисто информационно-коммуникационной системы, а выступает в статусе информационно-компьютерно-управленческой. Это определяет ее высокий уровень ценности для управления процессами обучения и самообучения в современном вузе.

Как следует из вышеизложенного, системы управления действительно представляют собой блок управления, посредством которого осуществляется управление деятельностью обучающихся в качестве пользователей, управление процессами коммуникации.

Все это интегрируется в единой системе обучения и самообучения. Таким образом, изменяется содержание управленческой роли научно-педагогических работников в вузе, т.е. изменяется управленческое содержание взаимодействия «преподаватель - студент».

Также под влиянием информатизации иначе организовывается и вся среда взаимодействия социальных субъектов в сфере образования (обучения и самообучения). Теперь студенты могут совместно с преподавателем фактически создавать учебный контент и получать информацию в удобное для обучаемых время и в любом месте.

Еще одним совершенно новым уровнем управления всеми процессами обучения и самообучения является развитие электронных университетов посредством интеграции всех вышеописанных технологий.

Таким образом, трансформация экономики и общества, вносящая кардинальные изменения посредством широкой информатизации, оказала существенное влияние на изменение управления процессами обучения и самообучения в вузах, трансформируя их в инновационные университеты.

Литература

1. Нестерова Е.И. Повышение эффективности дистанционных образовательных услуг в условиях информатизации общества (на примере Республика Башкортостан): дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2005.

Поступила в редакцию

2. Павленко И.И. Информатизация как всеобщий социальный процесс информационного общества и его развивающийся социальный институт // Вестник ПГЛУ. 2010. № 4. С. 321 - 329.

3. Митрофанова Я. С. Моделирование системы управления информатизацией учебного процесса в вузе // Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. «Информационные технологии в гуманитарном образовании». Пятигорск, 2009.

4. Кауфова Л.А. Основные направления использования информационных технологий в высшем образовании // Там же.

5. Воробьев Г.А. Инновации в информатизации современного вуза // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 37 - 39.

6. LMS Moodle. URL: http://www.uztest.com/ lms.php?file=glava6_4.html (дата обращения: 05.02.2013).

7. Что такое Moodle? URL: http://moodle-center.ru/moodle (дата обращения: 10.01.2013).

8. Экономический словарь. Тьютор. URL: http://slovari.yandex.ru/тьютор/Экономический%20 словарь/Тьютор/ (дата обращения: 02.02.2013).

9. Twitter. URL: http://twitter.com/about (дата обращения: 15.02.2013).

10. 60 Inspiring Examples of Twitter in the Classroom. URL: http://www.onlineuniversities.com/blog/2011/12/ 60-inspiring-examples-of-twitter-in-the-classroom (дата обращения: 12.02.2013).

11. BarnesN.G., LescaulAM. Social Media Adoption Soars as Higher-Ed Experiments and Reevaluates Its Use of New Communications Tools. URL: http://www.uma-ssd.edu/media/umassdartmouth/ cmr/studiesandresearch/ higherEd.pdf (дата обращения: 02.02.2013).

12. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3. С. 44 - 50.

13. Дубова Н. Web 2.0: перелом в парадигме обучения // Открытые системы. 2008. № 9. URL: http://www.osp.ru/os/2008/09/5717450/ (дата обращения: 12.02.2013).

14. Rumble G. The planning and management of distance education. London: Croom Helm. URL: http://bookre.org/reader?file=1034107&pg=116 (дата обращения: 19.02.2013).

15. Reddy G. 'Open universities: the new temples of learning', in Reddy G.R. (ed.) Open universities: the ivory towers thrown open. New Delhi, India: Sterling, 1988. P. 1 - 18.

29 мая 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.