Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЕ УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ИНТЕГРАТИВНЫЕ УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малькова Марина Александровна

В статье выделены качества личности необходимые для профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы. Представлен психолого-педагогический анализ дефиниции профессионально-личностное развитие. Выделены компоненты педагогического мастерства (профессиональные знания, личностные качества педагога, педагогические способности, профессиональная педагогическая техника). Исследуя динамику профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы, в соответствии с уровневыми характеристиками (низкий, средний, высокий) и критериями, выделенными на основе видов интеллекта личности (академический, эмоционально-ценностный, практический) автором представлен детальный анализ интегративных уровневых характеристик профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE LEVEL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER OF HIGHER EDUCATION

The article emphasizes the personality quality required for the development of professional personality of a teacher of higher education. The psychological and pedagogical analysis of the definition of professional and personal development is presented. The components of pedagogical skills (professional knowledge, personal qualities of a teacher, pedagogical abilities, professional pedagogical technique) are singled out. According to the level characteristics (low, medium and high) and standards, the article studies the development of professional personality of teachers in higher education, according to the types of personality intelligence (academic, emotional value, practice), the author makes a detailed analysis of the comprehensive level characteristics of the professional personality development of a teacher of higher education.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЕ УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

обмениваться сообщениями, прикреплять ссылки на источники информации, проводить опросы и голосовать. В результате использования социальных сетей при подготовке проектов уменьшилось количество незаинтересованных студентов.

Выводы. Проектная деятельность учащихся является средством обучения, направленным на развитие творческих, интеллектуальных способностей. Подготовка и реализация проектов способствует саморазвитию участников образовательной деятельности. Использование социальных сервисов в проектной деятельности расширяет границы познавательной деятельности студентов.

Проектная деятельность студентов рассматривается как процесс - деятельность по созданию проекта и продукта представляет собой результат, представленный в материализованной форме. Подготовка и выполнение студенческих проектов дает ключ к пониманию того, что теоретические знания, полученные в результате практической деятельности, имеют первостепенное значение для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Мы проанализировали возможности Telegram, ВКонтакте, Facebook, Twitter. Телеграм больше нужен для прямого общения, а Вконтакте позволяет организовать общение в долгосрочной перспективе. Твиттер позволяет быстро делиться необходимой информацией со студентами, а также организовывать совместный просмотр видеоматериалов в Facebook. Рассмотренные социальные сети Telegram, ВКонтакте, Facebook, Twitter позволяют студентам непрерывно взаимодействовать в процессе подготовки проектов.

Анализ опыта использования социальных сервисов в проектной деятельности позволил установить, что общение является приоритетом в использовании социальных сетей. Однако в настоящее время на первый план выходят возможности организации видеоконференций, создания чат-ботов, организации сообществ для решения общих образовательных задач.

Литература:

1. Барсук, Н.С. Сервисы online визуализации как инструмент формирования универсальных компетенций обучающихся в ходе проектной деятельности / Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Постулат. - 2019. - № 6(44). - С. 101. - EDN CUYKWC.

2. Бершадская, Е.Г. Проблемы сбора и представления неструктурированной информации из открытых источников / Е.Г. Бершадская, Р.Р. Назиров // Современные методы и средства обработки пространственно-временных сигналов: Сборник статей XVI Всероссийской научно-технической конференции, Пенза, 15-16 мая 2018 года / Под редакцией И.И. Сальникова. - Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний»,

2018. - С. 64-68. - EDN UWZYPI.

3. Ваганова, О.И. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1(26). - С. 277-280. -DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0073. - EDN VQEKHK.

4. Волкова, Н.П. Развитие социально-коммуникативной компетентности будущих преподавателей вуза средствами веб-ориентированных технологий / Н.П. Волкова, Л.С. Верченко // Информационные технологии и средства обучения. -

2019. - Т. 70, № 2. - С. 194-204. - EDN YGQEWC.

5. Маркова, С.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема / С.М. Маркова, А.М. Петровский // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2016. - Т. 5, № 2(15). - С. 99-102. - EDN WFIPYZ.

6. Моглан, Д.В. Методические аспекты использования сервисов Веб 2.0 в процессе смешанного обучения / Д.В. Моглан // Открытое образование. - 2018. - Т. 22, № 1. - С. 4-12. - DOI 10.21686/1818-4243-2018-1-4-12. - EDN YTHJYR.

7. Павлова, М.А. Использование онлайн-сервисов для организации сетевого наставничества над учащимися при реализации проекта "Музей занимательной математики" / М.А. Павлова // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2021. - № 4(24). - С. 51-59. - DOI 10.24888/2500-1957-2021-4-51-59. - EDN TBRSVS.

8. Петровский, А.М. Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования / А.М. Петровский, О.В. Голубева, Д.В. Седых // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, № 4(21). - С. 64-67. - EDN YPDQZC.

9. Петровский, А.М. Технологии социального партнерства в образовании / А.М. Петровский, О.Н. Абрамов, О.И. Ваганова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 4(29). - С. 137-140. - DOI 10.26140/bgz3-2019-0804-0028. - EDN ICWJHG.

10. Поморцева, И. Развитие технологий управления интегрированными коммуникациями в интернет-проектах / И. Поморцева, Т. Алиева // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2018. - № 1(11). - С. 22-39. - DOI 10.28995/2073-6304-2018-1-22-39. - EDN YSQJZJ.

11. Прохорова, М.П. Особенности проектирования планируемых результатов обучения в условиях инновационного развития профессионального образования / М.П. Прохорова, А.М. Петровский. - 2016. - Т. 4, № 1. - С. 23. - EDN VSZJND.

12. Рычихина, Н.С. Проектное управление реструктуризацией социально-экономических систем / Н.С. Рычихина // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2018. - № 1(53). - С. 57-60. - EDN YWXSEK.

13. Саяпина, Н.Н. Использование информационных технологий в функционировании образовательной организации / Н.Н. Саяпина // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2020. - № 1(21). - С. 89-94. - EDN XLYRQG.

Педагогика

УДК 378.019.12:005.336.1+159.923

кандидат педагогических наук, доцент Малькова Марина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской

Народной Республики «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск)

ИНТЕГРАТИВНЫЕ УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье выделены качества личности необходимые для профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы. Представлен психолого-педагогический анализ дефиниции профессионально-личностное развитие. Выделены компоненты педагогического мастерства (профессиональные знания, личностные качества педагога, педагогические способности, профессиональная педагогическая техника). Исследуя динамику профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы, в соответствии с уровневыми характеристиками (низкий, средний, высокий) и критериями, выделенными на основе видов интеллекта личности (академический, эмоционально-ценностный,

практический) автором представлен детальный анализ интегративных уровневых характеристик профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, субъект профессионально-личностного развития, преподаватель высшей школы, интеллект, интегративные уровневые характеристики.

Annоtation. The article emphasizes the personality quality required for the development of professional personality of a teacher of higher education. The psychological and pedagogical analysis of the definition of professional and personal development is presented. The components of pedagogical skills (professional knowledge, personal qualities of a teacher, pedagogical abilities, professional pedagogical technique) are singled out. According to the level characteristics (low, medium and high) and standards, the article studies the development of professional personality of teachers in higher education, according to the types of personality intelligence (academic, emotional value, practice), the author makes a detailed analysis of the comprehensive level characteristics of the professional personality development of a teacher of higher education.

Key words: professional and personal development, subject of professional and personal development, higher school teacher, intellect, integrative level characteristics.

Введение. Развитие личности, выявление ее психологических особенностей является ключевой проблемой в исследовании процессов, связанных с достижением профессиональной компетентности. Личность преподавателя является системообразующим фактором успешного выполнения профессионально-педагогической, научно-педагогической деятельности. Кроме того, профессиональная жизнь личности обычно воплощается в ее профессиональном поведении и отражается в ее мировоззрении. Выяснить сущность профессиональной компетентности преподавателя высшей школы представляется возможным именно благодаря изучению специфики его личностных качеств и психологических состояний, а также индивидуальной мотивационно-ценностной сферы в направлении профессионально-личностного развития.

Профессионально-личностное развитие преподавателя высшей школы, как неоспоримый факт интеллектуального, нравственного, духовного развития субъекта педагогической деятельности, продиктовано социальным запросом, вследствие возросших требований к современной образовательной системе, в том числе к высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Интегративные уровневые характеристики профессионально-личностных качеств, преподавателя высшей школы отражают сущностную характеристику концепта «профессионально-личностное развитие».

Акцентируя всевозрастающую потребность в профессионально-личностном развитии преподавателя высшей школы, опираясь на аксеологические, акмеологические, компетентностные, системные, целостные синергетические подходы следует выделить необходимые и достаточные профессиональные качества для реализации этого процесса в повседневной педагогической практике:

- индивидуальный ресурс (чувства, мотивы, мысли, опыт, личностные позиции) как единая целостная структура, в специфике личностно-профессиональных проявлений по осознанному укреплению воли, регулированию эмоционально-чувственной сферы, повышению уровня трудоспособности, активности и самостоятельности субъекта педагогической деятельности;

- интеллект - образованность, фундаментальные и специальные знания, эрудиция, профессионализм (на основах законопослушания);

- нравственность - миролюбие, правдивость, благодарность, решимость, ответственность (умение достигать и проигрывать с честью);

- интеллектуальная работоспособность - способность адекватно (энергично, свободно, ответственно) реагировать на профессиональные задачи при этом активизируя те или иные стороны своего интеллекта (академического, креативного/творческого, эмоционального, социального, практического)) [8].

Основываясь на логике профессионально-личностного развития, в приложении к педагогической деятельности, можно утверждать: только тот преподаватель, который осмысленно познает себя, может представлять определенную ценность, не только как носитель профессиональных знаний, но и как генератор духовно-нравственных установок, подтверждающий личным примером безусловную потребность в профессионально-личностном развитии, в реализации личного потенциала творческих сил. Следовательно, едва ли не главной задачей преподавателя высшей школы в условиях современности, выступает осмысленный процесс познания своих внутренних возможностей и применение их в деятельном педагогическом труде. Речь идет не о формальном исполнении профессиональных обязанностей преподавателя, а осознанной творческой деятельности, способной активизировать участников педагогического сотрудничества к познанию индивидуального ресурса и мотивировать к дальнейшему профессионально-личностному развитию [1].

Приведем системообразующие понятия и определения, создающие единый понятийно-терминологический аппарат проблемы исследования, применительно к построению интегративных уровневых характеристик профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы.

В контексте проблемы считаем необходимым рассмотреть понятие профессионально-личностного развития как возможность достижения высокого профессионального уровня в современной педагогической практике, вследствие системного самопознания. Профессионализм, как качественная характеристика, по определению толкового словаря - это хорошее владение своей профессией [7], а так же - степень умения, свойственного профессионалу, профессиональное мастерство [4]. Профессиональное мастерство - понятие, характеризующее практический аспект деятельности педагога, в его качественном выражении. Мастер (в переводе с лат. - начальник, учитель) - специалист, достигший высокого искусства в своем деле [7]. Профессионализм, как динамичный процесс, отражает степень овладения профессиональными навыками [2]; занятие чем-либо как профессией; профессионализация [3]. Исходя из словарных определений исследуемой дефиниции, профессионально-личностное развитие, как базовое понятие исследуемой проблемы, будет иметь следующее уточненное выражение: достижение уровня профессионализма в педагогической деятельности в процессе самопознания и развития профессионально-личностных качеств. Акцентируем, что в формулировке определения заложены цель и задачи исследования - достижение уровня педагогического профессионализма в процессе самопознания и профессионально-личностного развития в соответствии с низким, средним, высоким уровнем профессионально-личностного развития субъекта педагогической деятельности. Процесс оценивания профессионального мастерства, как подчеркивает С.Е. Захарова, зависит от содержательных характеристик деятельности и будет усложняться в соответствии с переходом материального в духовное производство. Педагогическая деятельность, является разновидностью духовного производства, поэтому ее оценка должна опираться на психологические закономерности, механизмы и средства диагностики [5].

Исходя из компонентов педагогического мастерства (профессиональные знания, личностные качества педагога, педагогические способности, профессиональная педагогическая техника), исследуем динамику профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы, в соответствии с принятыми уровневыми характеристиками (низкий,

средний, высокий уровень профессионально-личностных достижений) и критериями выделенными на основе видов интеллекта личности [8] (академический, эмоционально-ценностный, практический).

Согласно, принятой уровневой классификации, низкий уровень субъекта профессионально-личностного развития, в параметрах профессиональных знаний (академический критерий) отражает интеллектуальную работоспособность субъекта профессионально-личностного развития в упорядоченном применении специальных знаний; рассуждающего в формате «я и они», стандартно по форме, специфично по смыслу, расчетливо по замыслу исполнения, доказуемо, исходя из научной целесообразности; передающего знания по схеме «просто, грамотно, интересно», устремленного к самопознанию и профессионально-личностному развитию.

Низкий уровень субъекта профессионально-личностного развития, в параметрах личностных качеств (эмоционально-ценностный критерий) отражает способность упорядоченного самоуправления и самоконтроля за волевой сферой (телом, желаниями). Проявляется упорством в достижении плановых целей, ревностным отношением к профессиональным обязанностям, находчивостью в выборе главных, с позиции осознанной необходимости, педагогических проектов, бдительностью в реализации научно-обоснованных задач, эмоциональной сдержанностью в оценке личных достижений. Основные личностные качества сопоставимы с преобладанием личных интересов в профессиональном деятельном труде, в стремлении быть лучшим, главным, равным, достойным дела и статуса, в котором пребывает.

Низкий уровень профессионально-личностного развития в параметрах педагогических способностей и профессиональной педагогической техники (практический критерий), отражает способность к упорядоченному анализу неадекватных ситуаций и личного участия в них «после» текущего события, формированию чувства меры (такта), признание заслуг коллег, равными своим. Предполагает трансформацию побудительного мотива «быть первым и главным» в «стать достойным» осознанно выбранной цели и дела, умение соизмерять личный вклад в организацию, управление и достижение общих результатов в едином учебно-воспитательном процессе. Проявляется в виде неудовлетворения собственными знаниями, деятельностью, «стопором» от непонимания «что делать?» и, как следствие, активизацией личных сил для дальнейшего укрепления воли и разума.

По аналогии, средний уровень субъекта профессионально-личностного развития в параметрах профессиональных знаний (академический критерий) отражает способность самостоятельного субъекта педагогической деятельности в системном применении научных знаний в практику педагогического труда, с использованием логически обоснованных технологий (подходов), профессионально направленных, согласованных с требованиями современной высшей школы. Профессионально размышляющий в формате «они и я», проявляющий законопослушание во внутренних и внешних коммуникациях в параметрах «ты в законе», способный к системной передаче знаний по схеме «интересно, полезно, понятно».

Средний уровень профессионально-личностного развития, в параметрах личностных качеств (эмоционально-ценностный критерий), отражает способность системного самоконтроля и самоуправления эмоционально-волевой сферой, проявляется прилежанием в преодолении трудностей, связанных с профессионально-личностным ростом, уверенностью и решимостью в осуществлении комплексных педагогических задач, скромностью в оценке личных достижений; сосредоточенностью на объекте научного исследования, эмоциональной стабильностью (самообладанием), независимо от полученных результатов в осуществлении программных целей, активизацией индивидуального ресурса для системного укрепления волевой сферы. Личностные качества в своей структуре имеют неполноценные свойства и подлежат качественным трансформациям. Вследствие осознанных преобразовательных процессов в структуре индивидуального ресурса (желаний и эмоций) создается ценностный ресурс, в части миролюбия, правдивости, благодарности, ответственности, уверенности, решимости, скромности; достигается состояние бодрости, активности и удовлетворенности в деятельном труде.

Средний уровень субъекта профессионально-личностного развития, в параметрах педагогических способностей и профессиональной педагогической техники (практический критерий), отражает способность к системному анализу личных достижений в сфере прикладных педагогических технологий, проявляется любознательностью, системным применением фундаментальных и специальных знаний, созданием авторских методик по формированию культуры взаимоотношений в образовательной среде; умением видеть собственные неполноценные качества, ошибки, просчеты, оценивать их, исходя из временной характеристики «во время» текущего события, принимать самостоятельные решения по проектированию комплексных задач, связанных с системным трудом (научные конференции, круглые столы, обсуждения, диспуты, педагогическое общение по актуальным темам из области профессионально-личностного развития и самопознания).

Высокий уровень субъекта профессионально-личностного развития, в параметрах профессиональных знаний (академический критерий), отражает способность самодостаточного субъекта педагогической деятельности к унифицированному применению в практику педагогического труда академических знаний, выверенных опытом научных исследований, испытанных временем, подтвержденных неопровержимой доказательной базой, масштабным внедрением инновационных воспитательно-обучающих технологий; умеющего осмыслять причинно-следственных связи штатных (и нештатных) коммуникативных ситуаций в формате «они + я», исходя из общности профессиональных интересов, с детерминантой социально-значимых задач; пребывающего в статусе законопослушного сотрудника в иерархии профессионально-личностного развития, в параметрах «закон с тобой», способного к передаче научных знаний по схеме «понятно, целенаправленно, емко».

Высокий уровень субъекта профессионально-личностного развития в параметрах личностных качеств (эмоционально-ценностный критерий) отражает способность к унифицированному самоконтролю и самоуправлению в сфере эмоциональных проявлений. Выражается в виде конструктивной самокритике, умении прощать, безусловного выполнения профессиональных задач, дружелюбия в иерархически обусловленных (субординация и кооперация) межличностных коммуникациях, достоинством в разрешении социально-значимых задач, выдержки в нестандартных ситуациях, в соответствии с правами и обязанностями статусной категории преподавателя. Личностные качества, обуславливают наличие эрудиции, профессиональной компетентности, научных подходов в разрешении текущих задач, умение критически мыслить при любых обстоятельствах.

Высокий уровень субъекта профессионально-личностного развития в параметрах педагогических способностей и профессиональной педагогической техники (практический критерий), отражает способность к унифицированному самоанализу личностных достижений в деятельном педагогическом труде, объективной самооценке на основе временной характеристики «до» предполагаемого события; умение предусмотреть возникновение конфликта, усмотреть «зло в добре», рассмотреть «добро во зле» в повседневных ситуациях педагогической практики, внести своевременную коррекцию в неудавшийся опыт личных действий; предполагает участие в международных научных проектах, внедрение авторских инновационных образовательно-воспитательных технологий в масштабе страны (содружества стран), единоличную ответственность за принятые и невыполненные профессиональные обязательства, создание эффективного плана действий, направленного на развитие эмоционально-волевой сферы в достижении устойчивого роста педагогического мастерства.

Интегративные уровневые характеристики профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы как субъекта деятельности структурированы и представлены в таблице 1.

Представленные характеристики служат инструментом для объективации сравнительной самооценки индивидуального ресурса, способствуют качественному переходу в более высокий уровень профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы (в динамике уровневых характеристик: низкий, средний, высокий).

Таблица 1

Интегративные уровневые характеристики профессионально-личностного развития преподавателя высшей

школы

я 5 ® Я щ я Й Критерии, показатели

Академический Эмоционально-ценностный Практический

о о рс * § й с Уровневые критерий критерий критерий

х арактеристики профессиональные знания личностные качества педагога педагогические способности

Субъект профессионально- Упорядоченное применение Упорядоченный Упорядоченный

личностного развития, специальных знаний в самоконтроль и самоанализ

интеллектуально практике профессионально- самоуправление профессионально-

ь работоспособный, формат педагогической деятельности, волевой сферой, личностных

н е мышления «я и они», стандартных по эмоциональная достижений,

в о устремленный к предъявляемым требованиям, сдержанность в формирование чувства

р самопознанию и специфичных по смыслу, оценке личных меры (такта),

=я и профессионально- расчетливых по замыслу достижений, самооценка

к з личностному развитию. реализации, доказуемых, мобилизация личных профессионализма

и к исходя из научной сил по укреплению «после» состоявшегося

целесообразности Передача знаний в формате «просто, грамотно, интересно». эмоционально волевой сферы. события.

Субъект профессионально- Системное применение Системный Системный самоанализ

личностного развития, научных знаний в практику самоконтроль и профессионально-

самостоятельный, формат профессионально- самоуправление личностных

ь н мышления «они и я». педагогической деятельности, эмоционально- достижений, умение

е в с использованием логически волевой сферой, видеть собственные

ор =я обоснованных технологий скромность в оценке неполноценные

профессионально личных достижений, качества, формирование

и н направленных, активизация личного самообладания,

д е согласованных с ресурса по самооценка деятельного

р С требованиями современной дальнейшему труда «во время»

высшей школы. укреплению эмоционально-волевой сферы. текущего события.

Субъект профессионально- Унифицированное Унифицированный Унифицированный

личностного развития, применение знаний в самоконтроль и самоанализ

самодостаточный, формат практику профессионально- самоуправление профессионально-

мышления «они + я». педагогической деятельности, индивидуальным личностных

ь выверенное опытом научных ресурсом, достижений, умение

н е в о исследований, проверенных конструктивная предусмотреть

временем, подтвержденное самокритика, умение конфликт,

р у =я и неопровержимой прощать, дружелюбие формирование

доказательной базой, в межличностных, позитивного

к ос многочисленным опытом и иерархически (критического)

ы В результатами, масштабным обусловленных мышления, объективная

внедрением инновационных коммуникациях, самооценка

образовательно- достоинство в профессионально-

воспитательных технологий. разрешении профессионально-значимых проблем. педагогической деятельности «до» возможного события.

Следует подчеркнуть, что эффективным средством в достижении высокого уровня профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы выступает программирование и планирование самопознания. Показательно, чем больше человек набирается жизненного опыта, тем больше у него появляется таких черт, которые помогают ему самостоятельно, автономно корректировать свой характер: защищать себя, компенсировать недостатки, усиливать достоинства, дополнять, акцентировать и т.д. Таким образом, личность развивает в себе способность созидать сама себя (самодостаточность).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основе профессионально-личностного развития заложен психологический механизм целенаправленного преодоления внутренних противоречий между реальным уровнем профессионализма («Я - реальное профессиональное») и некоторым моделируемым (воображаемым) его состоянием («Я - идеальное профессиональное») [6]. Преодоление противоречий между внутренним запросом «быть» и потребностью «стать», обеспечивается системной трансформацией неполноценных качеств в желаниях, эмоциях, чувствах, мыслях, действиях. Движущей силой этого процесса выступает побудительный мотив к развитию, с последующей активизацией интеллектуальной работоспособности в виде унифицированного самоанализа индивидуального ресурса. Унифицированный самоанализ профессионально-личностных достижений в параметрах временных характеристик в режиме постоянства (день, неделя, месяц и т.д.) и универсальная программа

самокоррекции выявленных недостатков создают предпосылки для развития (или приостановки, или замедления развития) исследуемых в себе качеств, в зависимости от ценностной ориентации побудительных мотивов.

Выводы. Таким образом, осмысленный процесс профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы является следствием целенаправленного и непрерывного поиска «Я», унифицированного самоанализа индивидуального ресурса (силы разума, воли, духа), осознания необходимости внутренних качественных перемен, мотивации продуктивной профессионально-педагогической деятельности.

Следует стимулировать внутренние и внешние источники профессионально-личностного развития. В качестве внешнего источника выступает социально-значимая потребность, определяющая направление и содержание необходимых качественных трансформаций профессиональной компетентности (интеллектуальная работоспособность, самостоятельность, самодостаточность). Активизированная запросом извне внутренняя потребность педагога в профессионально-личностном росте поддерживается его личными мотивами и обуславливается наличием системных качеств, подтверждающих уровень его профессионализма. Необходимо так же подчеркнуть, что профессионально-личностное развитие не имеет никаких возрастных, половых, статусных ограничений, но в большей мере зависит от внутренней готовности и развитой способности преобразовывать себя и, как следствие, свою жизнедеятельность, становиться подлинным субъектом профессиональной труда на основе ценностно-смысловых ориентиров носителя идеи гуманизма в современном образовательном пространстве.

Литература:

1. Байлук, В.В. Самопознание и саморазвитие личности в их взаимосвязи / В.В. Байлук. - Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2019. - 135 с.

2. Бачинин, В.А. Социология: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.

3. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000 - Т. 1.: А-О. - 2000. - 1209 с.

4. Ефремова, Т.Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: ACT, 2010. - 699 с.

5. Захарова, С.Е. Психолого-акмеологические аспекты предупреждения и коррекции профессиональных деформаций / С.Е. Захарова, З.Г. Устаев // Акмеология. - 2016. - №3. - С. 136-141

6. Кунаковская, Л.А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Кунаковская. - Воронеж, 2003. - 202 с.

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.

8. Практический интеллект / Р. Стернберг. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 272 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Мань Ичэнь

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу характерных особенностей системы организации мониторинга художественных навыков студентов художественно-педагогических факультетов, как инструмента внутреннего контроля качества современных университетов. Цель данного исследования заключается в определении роли мониторинга в образовательном процессе будущих учителей изобразительного искусства. Автором статьи сделан вывод, что качество высшего образования студентов художественно-педагогических факультетов напрямую взаимосвязано с формированием и развитием художественных навыков. Следовательно, создание необходимой академической среды позволит улучшить качество высшего образования.

Ключевые слова: художественные навыки, высшее образование, качество высшего образования, мониторинг, мониторинг сформированности художественных навыков.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the characteristic features of the system of monitoring the artistic skills of students of art and pedagogical faculties as an instrument of internal quality control of modern universities. The purpose of this study is to determine the role of monitoring in the educational process of future teachers of fine arts. The author of the article concludes that the quality of higher education of students of art and pedagogical faculties is directly interrelated with the formation and development of artistic skills. Consequently, the creation of the necessary academic environment will improve the quality of higher education.

Key words: artistic skills, higher education, quality of higher education, monitoring, monitoring of the formation of artistic skills.

Введение. Государственная политика в области образования преследует главную цель - удовлетворение кадровых потребностей. Это также отражено в национальном проекте «Образование», действующем до 2024 года. С помощью данного проекта планируется не только привлечь как можно больше молодых специалистов, которые готовы трудиться в области образования, но и модифицировать подготовку, чтобы повысить качество образования [1].

Данные шаги обусловлены тем, что согласно статистическим данным количество выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры в области образования и педагогических наук по направлению искусства и культуры несколько сократилось. Так, в 2019 году получили профессию двадцать две тысячи четыреста человек. В свою очередь, в 2021 году количество выпускников составило двадцать одну тысячу восемьсот человек, что на 3% меньше [2].

Качество образования является маркером результативности и эффективности проводимой политики. Следовательно, проблемы контроля и оценки сформированности профессиональных компетенций являются актуальными по сей день. Это обусловлено реформированием в области образовательной системы, в частности, методической и организационной составляющей. Требования ФГОС ВО диктуют участникам образовательного процесса следующие условия:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.