Научная статья на тему 'Профессиональное самосовершенствование преподавателя высшей школы как субъекта самопознавательной деятельности'

Профессиональное самосовершенствование преподавателя высшей школы как субъекта самопознавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
993
59
Поделиться
Ключевые слова
САМОПОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МЕНТАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / РАЗУМНО МЫСЛЯЩИЙ СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Черкашина Татьяна Викторовна

Профессиональное самосовершенствование как неоспоримый факт эволюционного развития самосознания разумно мыслящего субъекта педагогической деятельности, продиктовано социальным запросом вследствие возросших требований к современной образовательной системе. Основываясь на логике познания и развития личностных сил, в приложении к педагогической деятельности, можно утверждать: преподаватель, осмысленно познающий себя, представляет определённую ценность не только как носитель профессиональных знаний, но и как генератор духовно-нравственных установок, подтверждающий личным примером безусловную потребность в самосовершенствовании, в реализации личного потенциала творческих сил. Показательным в этой связи будет личный пример преподавателя, способного к генерации высокопродуктивных мотивов, идей, установок для реализации ценностноориентированных задач учебно-воспитательного процесса.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Черкашина Татьяна Викторовна,

PROFESSIONAL SELF-PERFECTION OF A HIGHER SCHOOL’S TEACHER AS A SUBJECT OF SELF-COGNITIVE ACTIVITY

Professional self-perfection as an indisputable fact of the evolutionary development of selfactualization of a reasonably thinking subject of pedagogical activity is dictated by social demand due to the increased demands of modern education system. Based on the logic of knowledge and the development of personal power, in the application to the pedagogical activity one can assert: the teacher, consciously investigating himself, is value not only as a professional knowledge carrier, but also as a generator of spiritual and moral principles, confirming with the help of personal example the absolute need of selfimprovement in the personal potential realization of creativity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосовершенствование преподавателя высшей школы как субъекта самопознавательной деятельности»

УДК 378: 177

ББК 74.580.053 я73-1

Татьяна Викторовна Черкашина,

канд. пед. наук, доц., Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников, Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины (Черкассы, Украина),e-mail:tcherkashina@ukr.net

Профессиональное самосовершенствование преподавателя высшей школы как субъекта самопознавательной деятельности

Профессиональное самосовершенствование как неоспоримый факт эволюционного развития самосознания разумно мыслящего субъекта педагогической деятельности, продиктовано социальным запросом вследствие возросших требований к современной образовательной системе. Основываясь на логике познания и развития личностных сил, в приложении к педагогической деятельности, можно утверждать: преподаватель, осмысленно познающий себя, представляет определённую ценность не только как носитель профессиональных знаний, но и как генератор духовно-нравственных установок, подтверждающий личным примером безусловную потребность в самосовершенствовании, в реализации личного потенциала творческих сил. Показательным в этой связи будет личный пример преподавателя, способного к генерации высокопродуктивных мотивов, идей, установок для реализации ценностно ориентированных задач учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: самопознание, профессиональное самосовершенствование, ментальный иммунитет, разумно мыслящий субъект педагогической деятельности.

Tatiana Viktorovna Cherkashina,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Cherkassy Regional Institute of Teachers’ Further Education (Cherkassy, Ukraine), e-mail: tcherkashina@ukr.net

Professional Self-Perfection of a Higher School’s Teacher as a Subject of Self-Cognitive Activity

Professional self-perfection as an indisputable fact of the evolutionary development of selfactualization of a reasonably thinking subject of pedagogical activity is dictated by social demand due to the increased demands of modern education system. Based on the logic of knowledge and the development of personal power, in the application to the pedagogical activity one can assert: the teacher, consciously investigating himself, is value not only as a professional knowledge carrier, but also as a generator of spiritual and moral principles, confirming with the help of personal example the absolute need of self-improvement in the personal potential realization of creativity.

Keywords: self-actualization, professional and personal self-perfection, mental immune system, reasonably thinking subject of pedagogical activity.

Профессиональное самосовершенствование продиктовано социальным запросом вследствие возросших требований к современной образовательной системе. Акцентируя всевозрастающую потребность профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, следует выделить необходимые и достаточные условия для реализации этого процесса в практику повседневных педагогических действий:

- интеллект - образованность, фундаментальные и специальные знания, эрудиция, профессионализм (на основах законо-послушания);

- нравственность - миролюбие, правдивость, благодарность, решимость, ответственность (умение достигать и проигрывать с честью);

- ментальная трудоспособность - умение рассуждать, размышлять, осмысливать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

154

© Черкашина Т. В., 2013

(критическое, логическое, позитивно-творческое мышление).

Качество составляющих индивидуальной ресурсности (силы воли, силы разума, силы духа) является результатом системного познания потенциальных возможностей и совершенствования проявленных способностей в процессе профессиональной деятельности, свидетельством окрепшего волевого, эмоционального, ментального иммунитета. В этом смысле система самопознания предоставляет уверсальную возможность в формировании целостной личности, готовой к преодолению внутренних противоречий, установлению мира и порядка в со-ционормативных полифункциональных коммуникациях образовательной среды [1; 5; 6].

В контексте проблемы считаем необходимым проанализировать понятие «профессиональное самосовершенствование», рассматривая его как возможность достижения высокого уровня профессионализма в педагогическом труде. Профессионализм, по определению толкового словаря, - это хорошее владение своей профессией [3], а также степень умения, свойственного профессионалу, профессиональное мастерство. Профессиональное мастерство -понятие, характеризующее практический аспект деятельности педагога в его качественном выражении. Профессионализм как динамичный процесс отражает степень овладения профессиональными навыками; занятие чем-либо как профессией; профессионализация [2]. Исходя из словарных определений, профессиональное самосовершенствование как базовое понятие исследуемой проблемы будет иметь следующее уточнённое выражение: достижение уровня профессионализма в педагогическом труде, в процессе самопознания и са-мокоррекции профессионально-личностных качеств. Следует акцентировать, что в самой формулировке определения заложены цель и задачи текущего исследования -достижение уровня педагогического профессионализма в процессе самопознания и самосовершенствования в соответствии с низким, средним, высоким уровнем профессионально-личностных достижений субъекта педагогической деятельности.

Понятие «педагогическое мастерство» рассматривается как комплекс свойств лич-

ности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога [4]. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, в творческом представлении выражается уникально-универсальной гуманистической направленностью, исходя из структурно-смысловых компонентов, составляющих основу педагогического труда:

- профессиональные знания - фундаментальные знания из сферы научных интересов, инновационные технологии, современные методы педагогической практики, специальные знания из области смежных наук;

- личностные качества педагога - самоконтроль и самоуправление личным ресурсом сил (желаниями, эмоциями, чувствами, мыслями, памятью), умение решать педагогические задачи;

- педагогические способности - дидактические, академические, речевые, перцептивные, организаторские, авторитарные, коммуникативные, прогностические;

- профессиональная педагогическая техника - совокупность умений и навыков, позволяющих управлять педагогическим процессом [4].

На основе выделенных компонентов исследуем динамику профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы как субъекта самопознаватель-ной деятельности в соответствии с принятыми уровневыми характеристиками (низкий, средний, высокий уровень профессионализма) и критериями, характеризующими педагогическое мастерство (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельный). Представим критериальные характеристики для каждого из условно выделенных уровней.

Условно-низкий уровень профессионализма в параметрах профессиональных знаний (когнитивный критерий, в соответствии с третьим уровнем диагностической таблицы «Умение рассуждать» [5. С. 436]) отражает умение разумного, ментально трудолюбивого преподавателя высшей школы (далее субъекта самопознавательной деятельности) систематизированно приме-ненять специальные знания; рассуждать в формате «я и они»; передавать знания по схеме просто, грамотно, интересно, прояв-

лять законопослушание в соответствии со ступенью внутренних коммуникаций «ты к закону» [6. С. 228]; стремиться к самопознанию и профессиональному самосовершенствованию.

Условно-низкий уровень профессионализма субъекта самопознавательной деятельности в параметрах личностных качеств (эмоционально-ценностный критерий, в соответствии с третьим уровнем табл. «Леонардо» [5. С. 435]) отражает способность упорядоченного самоуправления и самоконтроля за волевой сферой (телом желаний); проявляется упорством в достижении программных целей, ревностным отношением к профессиональным обязанностям, находчивостью в выборе главного, исходя из осознанной педагогической необходимости, бдительностью в реализации научно-обоснованных задач, эмоциональной сдержанностью в оценке личных достижений, в стремлении быть лучшим, главным, равным, достойным дела которому обязался служить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условно-низкий уровень профессионализма в параметрах педагогических способностей и профессиональной педагогической техники (деятельный критерий, в соответствии с третьим уровнем табл. «Леонардо» [5. С. 435]), отражает способность к упорядоченному анализу неадекватных ситуаций и личного участия в них «после» текущего события, формированию чувства меры, признанию заслуг коллег, равными своим, умению соизмерять личный вклад с общими результатами педагогического труда, что проявляется в виде неудовлетворения собственными знаниями, деятельностью, статусом и, как следствие, активизацией личных сил для дальнейшего укрепления волевого иммунитета, в соответствии с внутренним запросом «что делать?».

Условно-средний уровень профессионального мастерства дифференцируется по аналогии с вышеприведённой схемой. Так, в параметрах профессиональных знаний (когнитивный критерий, в соответствии с четвертым уровнем табл. «Умение рассуждать») условно-средний уровень отражает способность разумно душевного, ментально самостоятельного субъекта педагогической деятельности по системному применению

научных знаний в практику педагогического труда, с использованием логически обоснованных технологий, профессионально направленных, согласованных с требованиями современной высшей школы; профессионально размышляющего преподавателя в формате «они и я», относящегося к категории «ученик самопознавательной деятельности», проявляющего законопослушание во внутренних и внешних коммуникациях в параметрах «ты в законе», способного к системной передаче знаний по схеме интересно, полезно, понятно.

Условно-средний уровень профессионального мастерства в параметрах личностных качеств (эмоционально-ценностный критерий, в соответствии с четвёртым уровнем табл. «Леонардо») отражает способность системного самоконтроля и самоуправления эмоционально-волевой сферой, что проявляется в преодолении трудностей, связанных с профессионально-личностным ростом, уверенности и решимости в осуществлении комплексных педагогических задач, скромности в оценке личных достижений; сосредоточенности на объекте научного исследования, эмоциональной стабильности (самообладание), независимо от полученных результатов в осуществлении плановых целей, активизации личного ресурса сил по системному укреплению эмоционального иммунитета. Вследствие осознанных преобразовательных процессов неполноценные личностные качества (на уровне желаний и эмоций) трансформируются в индивидуальный ценностный ресурс миролюбия, правдивости, благодарности, ответственности, уверенности, решимости, скромности в достижении бодрости, активности, радости в системном деятельном труде.

Условно-средний уровень профессионализма в параметрах педагогических способностей и профессиональной педагогической техники (деятельный критерий, в соответствии с четвёртым уровнем табл. «Леонардо») отражает способность к системному анализу личных достижений в сфере прикладных педагогических технологий, проявляется любознательностью, системным применением фундаментальных и специальных знаний, созданием авторских методик по формированию коммуникативной культуры в образовательной среде; уме-

нием видеть собственные неполноценные свойства, ошибки, просчёты, оценивать их, исходя из ментально-временной характеристики «во время» текущего события, принимать самостоятельные решения по проектированию комплексных задач, связанных с системным ментальным трудом (научные конференции, круглые столы, обсуждения, диспуты, педагогическое общение по актуальным темам из области самопознания и профессионального самосовершенствования).

Условная дифференциация высокого уровня профессионального мастерства происходит по вышеприведённой схеме, с указанием характерных для этого уровня профессионально-личностных достижений. При этом условно-высокий уровень в параметрах профессиональных знаний (когнитивный критерий, в соответствии с пятым уровнем табл. «Леонардо» и таблицы «Умение рассуждать») отражает способность разумно мыслящего, ментально самодостаточного субъекта самопознания унифицированно примененять в практике педагогического труда академические знания, выверенные научными исследованиями, испытанные временем, подтверждённые неопровержимой доказательной базой, масштабным внедрением инновационных педагогических технологий; способность находить причинно-следственные связи происходящего в формате «они + я», исходя из общности профессиональных интересов, с преобладанием социально значимых задач; при этом субъект соответствует статусу законопослушного сотрудника в иерархических коммуникативных связях системы самопознания и профессионального самосовершенствования, в параметрах «закон с тобой», способного передавать научные знания по схеме понятно, целенаправленно, ёмко.

Условно-высокий уровень профессионализма в параметрах личностных качеств (эмоционально-ценностный критерий, в соответствии с пятым уровнем таблицы «Леонардо») отражает способность к унифицированному самоконтролю и самоуправле-

нию в сфере чувственно-ментальных проявлений; выражается в виде конструктивной самокритики, умения прощать, безусловного выполнения профессиональных заданий, дружелюбия в иерархически обусловленных (субординация и кооперация) межличностных коммуникациях, достоинства в разрешении социально значимых задач, мужества в нестандартных ситуациях, эрудиции, профессиональной компетентности, научного подхода в разрешении текущих вопросов, умения критически мыслить при любых обстоятельствах в соответствии с правами и обязанностями.

Условно-высокий уровень профессионального мастерства в параметрах педагогических способностей и профессиональной педагогической техники (деятельный критерий, в соответствии с пятым уровнем табл. «Леонардо» и «Умение рассуждать») отражает способность к унифицированному самоанализу личностных достижений в деятельном педагогическом труде, объективной самооценке на основе ментально-временной характеристики «до» предполагаемого события; умение предусмотреть возникновение конфликта, усмотреть «зло в добре», рассмотреть «добро во зле» в повседневных ситуациях педагогической практики, внести своевременную коррекцию в неудавшийся опыт профессиональных действий; предполагает участие в международных научных проектах, практическое использование авторских инновационных учебно-воспитательных технологий в масштабе страны (содружестве стран), единоличную ответственность за принятые и невыполненные профессиональные обязательства, создание эффективного плана действий, направленного на самоусовершенствование эмоционально-волевой и чувственно-ментальной сферы в достижении устойчивого волевого, эмоционального, ментального иммунитета.

Интегративные характеристики преподавателя высшей школы как субъекта само-познавательной деятельности в динамике профессионального самосовершенствования, могут быть структурированы и представлены в табличном виде (табл.).

Таблица

Уровни Уровневые характеристики Критерии, показатели

Когнитивный критерий Эмоционально- ценностный критерий Деятельный критерий

профессиональные знания личностные качества педагога педагогические способности, профессиональная педагогическая техника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условно-низкий уровень самосознания Разумный субъект са-мопознавательной деятельности, ментально трудолюбивый, формат мышления «я и они», устремлённый к самопознанию и профессиональному самосовершенствованию Упорядоченное применение специальных знаний, стандартное по предъявляемым требованиям, специфичное по смыслу, расчётливое по замыслу реализации, доказуемое, исходя из научной целесообразности Упорядоченный самоконтроль и самоуправление за волевой сферой (телом желаний), эмоциональная сдержанность в оценке личных достижений, мобилизация личных сил по укреплению волевого иммунитета Упорядоченный анализ ситуаций и личного участия в них, формирование чувства меры (такта), самооценка деятельного труда «после» состоявшегося события

ь н е в о ря уи 1 І |8 ро V § оа нс в о л слУ Разумно душевный субъект самопознава-тельной деятельности, ментально самостоятельный, формат мышления «они и я», имеющего статус ученика в системе самопознания и профессионального самосовершенствования Системное применение научных знаний в практику педагогического труда, с использованием логически обоснованных технологий профессионально направленных, согласованных с требованиями современной высшей школы Системный самоконтроль и самоуправление за эмоциональноволевой сферой, скромность в оценке личных достижений, активизация личного ресурса сил по дальнейшему укреплению волевого и эмоционального иммунитета Системный анализ личных достижений, умение видеть собственные неполноценные качества, формирование самообладания, самооценка деятельного труда «во время» текущего события

Условно-высокий уровень самосознания Разумно мыслящий субъект самопознава-тельной деятельности, ментально самодостаточный, формат мышления «они + я», имеющий статус сотрудника в коммуникативных связях системы самопознания и профессионального самосовершенствования Унифицированное применение знаний, выверенное опытом научных исследований, испытанное временем, подтверждённое неопровержимой доказательной базой многочисленным опытом и результатами, масштабным внедрением инновационных воспитательнообучающих технологий Унифицированный самоконтроль и самоуправление в сфере чувственно-ментальных проявлений, конструктивная самокритика, умение прощать, дружелюбие в межличностных, иерархически обусловленных коммуникациях, достоинство в разрешении профессионально значимых проблем Унифицированный самоанализ личностных достижений, умение предусмотреть конфликт, формирование позитивного (критического) мышления, объективная самооценка деятельного труда «до» возможного события

Представленные критериальные уров-невые характеристики дают возможность проследить динамику роста профессионально-личностных качеств в ходе само-познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что эффективным средством в достижении высокого уровня профессионального самосовершенствования выступает программирование и планирование самовоспитательной деятельности преподавателя высшей школы. Самовоспитание

в контексте проблемы рассматривается как полифункциональный процесс, включающий неизменно сопутствующие этапы самопознания и самосовершенствования тонкоматериальных тел (тела памяти, желаний, эмоций, мыслей, чувств), в специфике их структуры и содержания, критериальных характеристик применительно к закономерно обусловленной программно-плановой профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Программирование

и планирование самовоспитательной деятельности разумно мыслящего субъекта педагогического труда выстраивается исходя из основных структурно-смысловых компонентов (самоконтроль, самоанализ, само-коррекция), образующих этот процесс, и поэтапно структурировано.

Первый этап: включает индивидуальную программу упорядоченного самоконтроля за тонкоматериальными телами (индивидуальной ресурсностью), базируется на планировании стадий самоцелеполага-ния, самонаблюдения, самоприказа, самоограничения.

Стадия самоцелеполагания предполагает целенаправленное познание личных возможностей по самоуправлению желаниями, эмоциями, мыслями, чувствами, памятью, осознанную мотивацию педагогического труда в соответствии с принципом: «хочу только то, что могу, могу только то, что необходимо, необходимо то, что хочу». Характеризуется преодолением сомнения в необходимости профессионального самосовершенствования на основе осознанно принятой системы самопознания, самостоятельным принятием решения по укреплению волевого иммунитета. Стадия самонаблюдения, наряду с получением целенаправленной информации о себе, предусматривает упорядоченное ведение записей (дневник самонаблюдения) качественных изменений в желаниях, эмоциях, чувствах, мыслях. Программное исследование иерархически обусловленных взаимосвязей: «хочу ^ могу ^ надо» и «надо ^ хочу ^ могу» создаёт возможность для выявления внутреннего противоречия между личными желаниями, возможностями и потребностями в достижении гармоничного состояния, при котором целесообразное желание «хочу» подчиняется соизмеренной возможности «могу», «могу» - осознанной потребности «надо». Дисбаланс в структуре укажет на явные деформации тонкоматериальных тел: неразвитое чувство меры в желаниях (отсутствие такта), нестабильность в эмоциях (отсутствие самообладания), несоответствие мыслей действиям (нестойкость ментального иммунитета). При этом, целесообразная ментальная деятельность как продукт системного самоограничения достигается вследствие сравнительного ана-

лиза отдельных компонентов в структуре тонкоматериальных тел: «хочу - не хочу», «могу - не могу», «полезно - не полезно», «нужно - не нужно» и умения выбрать главное в системе соционормативных профессионально-личностных приоритетов, ориентированных на гуманизацию педагогической деятельности. Самоограничение в теле желаний проявляется чувством меры в еде, питье, сне, развлечениях, карьере, отказом от безобидных привычек.

Самоограничение в теле эмоций выражается внутренней сдержанностью, в виде самообладания при любых внешних обстоятельствах, в победах и поражениях, умением принимать объективные решения в состоянии эмоциональной нестабильности, культурой несогласия в межличностных коммуникациях. Самоуправление мыслями проявляется умением оправдать оппонента, простить критика, найти свою вину в конфликтной ситуации, логично, конструктивно, позитивно мыслить при проектировании и реализации профессионально значимых задач. Самоограничение на уровне желаний, эмоций, мыслей становится возможным вследствие осмысленного самопри-каза, указывая на устойчивость волевого, эмоционального и ментального иммунитета. Опыт самонаблюдения и самоограничения позволяет сформулировать необходимый самоприказ, исходя из соизмеримости собственных сил и возможностей, сопоставимости с текущим запросом и потребностью в его реализации.

Второй этап: включает индивидуальную программу системного самоанализа по самоуправлению тонкоматериальными телами на базовых стадиях самоусовершенствования профессионально-личностных качеств (самопобуждение, самодисциплина, самокритика).

Планирование на стадии самопобуж-дения предусматривает мотивацию личной профессиональной деятельности, исходя из духовно-нравственной установки «Не навреди!», следуя которой выстраивается модель коммуникативной культуры в образовательной среде. Разумно мыслящий, ментально самостоятельный субъект самопо-знавательной деятельности (преподаватель высшей школы) способен генерировать продуктивный побудительный мотив, вдохнов-

ляющий к творческой самореализации не только себя, но и тех участников педагогического процесса, кто проявляет готовность и желание к познанию и совершенствованию своих личностных качеств. Планирование на стадии самодисциплины способствует созданию индивидуального ритма самопознания по универсальной схеме профессионально-личностного роста: понять, принять, вместить, овладеть, применить, проанализировать знания о себе и внести коррекцию в индивидуальный план действий, исходя из условий целесообразности, соизмеримости и необходимости.

Опыт личных преодолений, испытанный временем и обстоятельствами, выверенный логикой соционормативных действий, активизирует ментальную трудоспособность, обеспечивает объективацию самооценки достижений по самоуправлению тонкоматериальными телами. Осознанный выбор целесообразного ритма смены труда и отдыха, анализ временных затрат в течение рабочего дня, недели, месяца, года (или иного временного промежутка, принятого как индивидуальный ритм проведения самоанализа) позволяет не только устранить временные потери, но и снизить эмоционально-волевую, ментально-чувственную и физическую усталость при реализации плановых задач. Речь идёт об объективной самооценке ментально-чувственных трудозатрат в состоянии действия и бездействия, активности и лени, рвения и пассивности, риска в преодолении трудностей и отступления от намеченной цели в анализируемом временном периоде. Следует подчеркнуть, что на качество самооценки личностных достижений по самоуправлению тонкоматериальными телами существенное влияние оказывает так называемое «золотое» правило общения. Увеличивая всё хорошее в другом человеке в десять раз, плохое уменьшая вдвое, а в себе - наоборот, - как регламентирует это правило [6], создаётся возможность для признания профессиональных заслуг коллег, уважительно-пристального взгляда на личностно-профессиональный рост коллег и самоутверждение в осознанно принятой роли преподавателя. Системное применение «золотого» правила в практике педагогических действий способствует объективации самооценки, адекватному 160

восприятию критики оппонентов, прощению несовершенства других, проявлению дружелюбия в межличностных коммуникациях, дальнейшему росту профессионального мастерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий этап: включает индивидуальную программу унифицированной самокоррек-ции на стадиях самооценки, саморегуляции, самоутверждения по самоуправлению тонкоматериальными телами.

Самокоррекция представляется как самостоятельное исправление активизированных неполноценных свойств с использованием ментально-временных характеристик, не требующее коренных изменений корректируемого качества для достижения устойчиво-гармоничных взаимосвязей в структуре: побуждение ^ мысль ^ слово ^ дело, в приложении к профессиональной педагогической деятельности. Внесение требуемых поправок производится в ряде необходимых и достаточных условий на основе унифицированной самооценки любого из анализируемых качеств по схеме «просто, грамотно, интересно, полезно, понятно, целенаправленно, ёмко» [5]. Подчеркнём, что унифицированная самооценка достигается вследствие приведения к единому ритму проводимого самоанализа, исходя из условий поступенности, постепенности, постоянства, ментально-временных характеристик («после», «во время» текущего или «до» возможного события), уникально-индивидуальных возможностей в познании и совершенствовании себя. Показательной в представленном ряду условий будет та самооценка, которая отвечает критериям объективности, надёжности, достоверности, научности, своевременности, и отражает индивидуальный ценностный ресурс личностных качеств по миролюбию, правдивости, благодарности, ответственности.

В контексте изложения следует акцентировать, что самокоррекция проявленных действий соотносится с чувственно-ментальной сферой и осуществляется вследствие активизации ментальной трудоспособности в параметрах просто, удобно, упорядоченно, систематизированно, унифицированно, универсально, уникально и соответствует определённому уровню самоутверждения. Применительно к вышеприведённым критериальным характеристикам, уровни самоутверждения могут быть классифицированы

как низкий, средний, высокий и соответствовать модели разумного, разумно душевного, разумно мыслящего субъекта педагогической деятельности (преподавателя высшей школы). Показательным в этой связи будет личный пример преподавателя, способного к генерации высокопродуктивных мотивов, идей, установок для реализации ценностно ориентированных задач учебно-воспитательного процесса.

деятельности не ограничены какими-либо временными пределами и являют единый процесс познания и совершенствования профессионально-личностных качеств субъекта педагогической деятельности. Условность разделения и относительность уровневых характеристик профессионального самосовершенствования позволяют составить интегративный портрет субъекта педагогической деятельности в динамике самопознания и достижения профессионального мастерства.

Представленные этапы программирования и планирования самовоспитательной

Список литературы

1. Евтух Н. Б., Черкашина Т. В. Культура взаимоотношений: учебник. Черкассы, 2010. 340 с.

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: ИТИ Технологии, 2007. 944 с.

4. Основи педагогічної майстерності / за ред. I. А. Зязюн 2-ге вид., доп. і переробл. К.: Вища школа, 2004. 304 с.

5. Пиньковская Э. А. Спаси и сохрани. Экология. Черкассы, 2012. Т. 2. 438 с.

6. Пиньковская Э. А. Спаси и сохрани. Детектор лести. Черкассы, 2013. Т. 3. 438 с.

1. Evtukh N. B., Cherkashina T. V. Kultura vzaimootnosheny: uchebnik. Cherkassy, 2010. 340 s.

2. Yefremova T. F. Novy slovar russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatelny. M.: Russky yazyk, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovy slovar russkogo yazyka. 4-e izd., dop. M.: ITI Tekhnologii, 2007. 944 s.

4. Osnovi pedagogichnoi' maysternosti / za red. I. A. Zyazyun 2-ge vid., dop. i pererobl. K.: Vishcha shkola, 2004. 304 s.

5. Pinkovskaya E. A. Spasi i sokhrani. Ekologiya. Cherkassy, 2012. T. 2. 438 s.

6. Pinkovskaya E. A. Spasi i sokhrani. Detektor lesti. Cherkassy, 2013. T. 3. 438 s.

References

Статья поступила в редакцию 19 сентября 2013 г.