Научная статья на тему 'Развитие профессионального творчества педагога как психолого-педагогическая проблема'

Развитие профессионального творчества педагога как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В СТАТЬЕ РАСКРЫТЫ ПОНЯТИЯ "ТВОРЧЕСТВО" / "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО" / РАССМОТРЕНЫ ПРИЗНАКИ / ЭТАПЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / PROFESSIONAL CREATIVITY / PROFESSIONAL CREATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саурбаева Ольга Геннадьевна

В статье раскрыты понятия «творчество», «профессиональное творчество»; рассмотрены признаки, этапы и уровни развития профессионального творчества педагога; проанализированы проблемы творческого саморазвития преподавателя высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саурбаева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Professional Creativity of a Teacher as a Psycho-Pedagogical Problem

In the article the notions of creativity and professional creativity are explained, the criteria, stages and levels of development of a teacher`s professional creativity are characterized, the problems of a university teacher`s creative self-development are analysed.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального творчества педагога как психолого-педагогическая проблема»

ББК 74.580.4 УДК 378.1 С 21

О.Г. САУРБАЕВА

O.G. SAURBAEVA

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CREATIVITY OF A TEACHER AS A PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM

В статье раскрыты понятия «творчество», «профессиональное творчество»; рассмотрены признаки, этапы и уровни развития профессионального творчества педагога; проанализированы проблемы творческого саморазвития преподавателя высшей школы.

In the article the notions of creativity and professional creativity are explained, the criteria, stages and levels of development of a teacher's professional creativity are characterized, the problems of a university teacher's creative self-development are analysed.

Ключевые слова: творчество, профессиональное творчество, профессиональные творческие способности.

Key words: creativity, professional creativity, professional creative skills.

Вопросы развития профессионального творчества педагогов высшей школы, формирования и развития творческой личности вузовского преподавателя издавна привлекали ученых. В последние время эта проблема стала особенно значимой и актуальной, и перед многими науками, в том числе и перед психологией и педагогикой, стоит задача комплексного изучения развития творческой личности.

В психолого-педагогическом словаре под редакцией П.И. Пидкасистого под творчеством понимается «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами». Творчество при доминировании в процессе мышления проявляется как воображение. Являясь компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает их до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы. Как отмечает данный автор, творчество при различной степени выраженности может проявляться в любом виде деятельности и связно с переживаниями - от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. При высшем проявлении творчества у личности возникает необходимость в деятельности, сопровождающаяся стремлением к достижению новых, ранее не ставившихся целей, новыми, ранее не апробированными средствами.

В некоторых источниках «творчество» и «креативность» рассматриваются как синонимы, как некоторое особое устойчивое свойство человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность [3, с. 129]. При этом для обозначения творчества ис-

пользуют процессуально-результативную характеристику, а для креативности -субъективно-обусловливающую.

Креативность (лат. - «созидание») - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности, процесс их создания [5, с. 225]. Как правило, креативность рассматривается как способность к творчеству.

Анализируя различные определения творчества, необходимо отметить, что родовым понятием выступает деятельность, а видовым - социальная значимость и новизна. Под новым понимаются «ценности, обладающие общественной значимостью», а также то, чего ранее «никогда не было».

Разделение деятельности на репродуктивную и творческую проводится на основе определенных критериев [6, с. 146]:

1) получение нового результата;

2) новизна процесса, с помощью которого был получен результат (новый метод, способ действия);

3) получение результата не могло быть получено в результате действий по заданному алгоритму;

4) способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

5) эмоциональное переживание, предшествующее моменту нахождения решения;

6) сильная мотивация.

Л.С. Выготский пишет, что «...высшие выражения творчества доступны только немногим избранным гениям человечества, - но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» [2].

Креативность как глубинное свойство выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Поэтому необходимо осуществлять системное формирующее воздействие через определенный комплекс условий микросреды, так как окружающая обстановка может создавать условия, способствующие пробуждению творчества, а может и подавлять его.

Целостное изучение проблемы творчества позволяет определить его как целесообразную, целенаправленную теоретическую и практическую деятельность человека, отличающуюся новизной, оригинальностью, нестандартностью в общесоциальном, групповом или индивидуальном планах. В процессе профессиональной деятельности реализация сущностных сил человека приводит к общественно значимому результату [4, с. 285].

Сегодня изучение творческого мышления проводится при помощи различных методов: анализа процесса решения творческих задач (задач на смекалку); наводящих задач; «многослойных» задач; методов экспертных оценок; анализа продуктов деятельности; личностных опросников и проективных тестов; тестов креативности.

Ряд авторов (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, А.В. Морозов, Д.В. Черни-левский) отмечают, что большое влияние на развитие творчества оказывают личностные особенности индивида, его эмоции и мотивы. Творческих людей отличают некоторые личностные характеристики: любознательность, стремление к совершенствованию, находчивость, сообразительность, развитие воображения; изобретательность; самостоятельность и независимость в суждениях, мышлении, поступках; широкий кругозор и эрудиция; профессионализм и компетентность; артистичность; оптимизм, чувство юмора; оригинальность, гибкость мышления; харизматические качества и другие.

Способность к творчеству предполагает наличие совокупности общих и специальных способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Творчество всегда является результатом индивидуального труда.

Качественными признаками творческой деятельности являются: наличие поисковой активности, одновременная вовлеченность в нее многих подсистем личности, а главное - преобразование в результате этой деятельности существующей системы моделей, совершенствование фонда навыков.

Развитие профессионального творчества в процессе практической деятельности строится на освоении системы специальных знаний, навыков и комплексных умений, опыта, мастерства в области специальных наук, а также психологии, педагогики, частных методик, то есть всего того, что служит более экономному и продуктивному решению профессиональных практических задач [4, с. 284].

Анализ различных источников по данной проблеме позволяет сделать вывод, что профессиональное творчество - это специальная деятельность, которая характеризуется профессиональной направленностью на поиск новых, нестандартных, рациональных решений, новым решение творческих проблемных задач в профессиональной деятельности, воплощением их в практику [4, с. 284].

Сущностными признаками профессионального творчества являются:

- объективная обусловленность творческого процесса;

- единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических, биоэнергетических и практических компонентов в творческой профессиональной деятельности;

- обусловленность проблемной ситуации профессионального творчества;

- использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и их сочетание;

- направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решения возникающих творческих специальных задач и их реализацию в профессиональной деятельности.

Как отмечают некоторые ученые, профессиональное творчество представляет собой не только многочисленные творческие акты деятельности, но и целостный процесс, развивающийся во времени [4, с. 297].

Ряд авторов выделяют четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы; фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательной регуляции человек может заниматься совсем другой деятельностью; фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целостно проявляется в сознании; фаза контроля, или проверки, которая требует полной включенности сознания [6, с. 147].

По мнению других ученых, развитие творчества предполагает выделение этапов: профессионально-избирательное узнавание, осмысление и осознание проблемной ситуации; выделение главной проблемы и ее отделение от второстепенных, постановка проблемы; поиск подходов к решению проблемы, выбор стратегии решения проблемы; разработка идеальной модели реализации выбранной стратегии; логическое и математическое обоснование принятой модели; решение проблемы через реализацию творческой идеи на практике. Дадим краткую характеристику каждого из этапов [4, с. 297].

Говоря о первом этапе, можно отметить, что в любом творческом процессе перед субъектом возникают определенные задачи. Этот этап можно назвать этапом профессионального узнавания, осмысления и осознания проблемной ситуации и, главное, постановки творческой проблемы. Он включает в себя осмысление и осознание личностью реальных условий технологического процесса (возможность овладения теорией, методологией и методикой применения знаний для решения задач); уяснение и формулирование на этой основе творческой задачи для себя; обдумывание творческого замысла.

Следующий, относительно самостоятельный этап, - решение творческой комплексной творческой задачи. Его следует рассматривать широко, как весь творческий процесс. В данном случае речь идет об этапе мысленного решения, нахождения идеи, решении творческой задачи, мысленного отражения конкретного творческого подхода в процессе взаимодействия с учащимися. На этом этапе возникают идеи о создании конкретных проблемных ситуаций, об условиях, необходимых для этого, о логике их разрешения исполнителями под руководством педагога.

Этап решения творческой задачи представляет собой собственно акт творчества, который предполагает единство логических и интуитивных механизмов. Степень зрелости творческой идеи в этот момент может быть различной: от едва намеченной идеи до полного обоснования решения.

Логическое обоснование выдвинутой творческой идеи - следующий этап творческой профессиональной деятельности. Следует помнить, что здесь логические средства играют основную роль, но ограничиваться только ими нельзя, должны присутствовать и творческие элементы решения.

Здесь важно отметить, что творчество есть деятельность целостной личности, в нем неразрывно слиты образная и логическая, бессознательная и сознательная составляющая. Они обе крайне существенны, в полученном результате воплощены плоды их совместной деятельности, но роли этих составляющих в процессе творчества различны. Как отмечают Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова, творческий процесс имеет две важнейшие стороны: генерирование идей и выбор ценных, плодотворных вариантов; в первом случает большее участие принимает бессознательное, во втором - разум. Однако целостность творческого процесса до сих пор не поддается формализации, его ход невозможно описать полностью. Но интересно в этой связи отметить, что латинский глагол «cogito» - «мыслить, думать» - этимологически означает «волноваться вместе» (со-чувствовать), а слово «inteNigo» по своему происхождению имеет значение «выбирать среди». Эти примеры выражают целостность творческого процесса, единство чувства и мысли.

Заключительный этап профессионального творчества - реализация творческой идеи на практике. На данном этапе в результате непосредственного взаимодействия с обучаемыми возникают новые творческие задачи. Важно отметить, что реализация творческой идеи во многом зависит не только от руководителя, автора, но и от исполнителя. Появление новых творческих задач на данном этапе, как отмечают авторы, свидетельствует о специфичности процесса профессионального творчества.

Любая профессиональная деятельность, в том числе и педагогическая, будет являться творческой, если ее субъект (педагог) обнаруживает противоречивую проблемную ситуацию, понимает необходимость нового решения творческих специальных задач в профессиональной деятельности, осуществляет такой подход и претворяет его результаты на практике.

Известно, что изучение творчества в педагогической деятельности преподавателей учебных заведений показало, что педагогическое творчество и есть педагогическая деятельность, но деятельность специфическая, направленная на решение творческих задач. Комплексные творческие задачи в профессиональной деятельности возникают в том случае, если субъект профессиональной деятельности осознает наличие ситуации, отражающей противоречие между необходимостью решения задачи и отсутствием опыта, системных знаний для ее решения; между знаниями способа решения той или иной задачи и невозможностью его использования в силу ряда причин. Практика показывает, что далеко не все субъекты профессиональной деятельности творчески решают проблемные ситуации.

Солоницин В.А. выделяет следующие уровни творчества. Низкий уровень: к профессиональному опыту относится положительно, профессиональное воображение и психолого-педагогическое мышление развиты недостаточно; средний уровень: использует передовой профессиональный опыт, проявляет самостоятельность в творческом решении, педагогическое воображение и психолого-педагогическое мышление развиты достаточно; высокий уровень творчества: систематическая активность в изучении и творческом использовании передового опыта, педагогическое воображение и психолого-педагогическое мышление хорошо развиты, мышление отличается четкостью и оригинальностью.

Уровни профессионального творчества могут быть представлены и в следующем виде: уровень готовности к творческой специальной деятельности; уровень импульсивного творчества; творчество как стиль специальной деятельности; развитие творчества в избранной профессии и образе жизни [4, с. 299].

Важнейшим элементом педагогического творчества является педагогическая импровизация [1, с. 79]. Педагогическая импровизация характеризуется, с одной стороны, как фрагмент педагогической деятельности, в которой преподаватель в процессе решения предварительно непланируемой педагогической задачи экспромтом осуществляет творческую трансформацию педагогических знаний, умений и способностей. С другой стороны, педагогическая импровизация создает условия для творческого саморазвития педагога. Как отмечает Андреев В.И., в условиях педагогической импровизации идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей преподавателя, происходит некоторое приращение его профессиональных умений и способностей, то, что данный автор именует творческим саморазвитием преподавателя.

Говоря о педагоге высшей школы, Андреев В.И. отмечает, что творческое саморазвитие вузовского преподавателя - это интегративная характеристика его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают саомопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности преподавателя в его профессионально-творческом становлении [1, с. 80]. Важнейшее средство такого творческого саморазвития - создание «Я-концепции».

В случае, когда речь идет о культуре творческого саморазвития преподавателя высшей школы, по мнению того же автора, следует помнить, что культура характеризует «меру владения» чем-то, и, следовательно, выступает как синоним степени полноты знаний, умений, способностей, ценностных ори-ентаций, которые в своей совокупности гармонизируют процесс творческого саморазвития личности педагога вуза в его профессионально-творческом становлении.

Анализ компонентного состава культуры творческого саморазвития личности вузовского преподавателя показывает, что стратегия творческого саморазвития определяется, с одной стороны, потребностями в профессиональном самосовершенствовании, а с другой - степенью осознания и самопознания своих сильных и слабых профессионально-личностных качеств.

На основе функционирования творческого потенциала раскрываются профессионально-творческие способности человека и мотивированная творческая деятельность [4, с. 294]. Они раскрываются через следующие компоненты:

1. Мотивационный компонент включает в себя мотивы творческого усвоения знаний; профессионально-познавательный интерес и стремление овладеть профессией; стремление к самообразованию, саморазвитию; личная и общественная значимость деятельности; стремление к творческому усвоению знаний и комплексных умений; стремление к успеху, творческим достижениям. Данный компонент не только побуждает и направляет деятельность человека, но и придает ей личностный смысл.

2. Эмоционально-волевая устойчивость позволяет четко организовать свою деятельность и управлять своим поведением; контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение целей. Этот компонент обеспечивает успех в творческой специальной деятельности.

3. Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию творческой деятельности. Сюда относятся интеллектуально-логические (способность (умение) анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать, описывать явления, процессы; доказывать, обосновывать свои суждения и умозаключения и т.д.) и интеллектуально-эвристические способности (способности генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к творческому воображению; ассоциативность мышления; способность к экстраполяции; независимость суждений, критичность, быстрота, точность, логичность, динамичность мышления; способность к прогнозированию и т.д.).

4. Коммуникативные способности обеспечивают реализацию побуждений к деятельности через межличностное общение в коллективе. Сюда относятся: способность видеть цель, перспективу и прилагать эмоционально-волевые и интеллектуальные усилия для ее достижения; способность отстаивать вою точку зрения; способность избегать конфликты и успешно их разрешать, поддерживать хорошие отношения в коллективе, сотрудничать; способность к самоутверждению; мотивацию «на взаимоотношения».

5. Способности к самоуправлению личности. Этот компонент содействует совершенствованию профессионального мастерства. Уметь управлять собой - значит научиться сдерживать свои эмоции, сосредоточивать внимание на нужном объекте, проявлять волевое усилие при встрече с трудностями, быть дисциплинированным и организованным. Здесь важно научиться рационально, эвристически мыслить, видеть научные проблемы и творчески их решать.

Этот компонент включает в себя совокупность навыков самоорганизации и саморазвития в процессе жизнедеятельности: способность к самопознанию (самосознание, самоизучение, самооценка и принятие решения на самосовершенствование); способность к планированию (выработка цели и задач самосовершенствования; составление программы самосовершенствования; выработка правил самообразования, поведения и т.д.); способность к практическому действию по реализации программы и плана самосовершенствования (получение новых знаний, специальных навыков, комплексных умений; формирование новых качеств личности); самоконтроль и самокорректирование и т.д.

Творчество как процесс создания нового выражает созидательный преобразующий труд человека, связанный с его познавательной деятельностью, в ходе которого не только отражаются предметы и явления окружающего мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений. В этой связи творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования [4, с. 296].

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно-прогностический курс [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 500 с.

2. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. -144 с.

3. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология [Текст] / А.В. Морозов, Д.В. Чер-нилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.

4. Психология и педагогика [Текст] учебное пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во ин-та Псизотерапии, 2002. - 585 с.

5. Салов, Ю.И. Психолого-педагогическая антропология [Текст] / Ю.И. Салов, Ю.С. Тюников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 256 с.

6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] / С.Д. Смирнов. - М.: Академия, 2003. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.