Научная статья на тему 'Анализ теоретико-методологических подходов к проблеме развития технического творчества студентов инженерных специальностей в рамках среднего профессионального образования'

Анализ теоретико-методологических подходов к проблеме развития технического творчества студентов инженерных специальностей в рамках среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / TECHNICAL CREATIVITY / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ИНЖЕНЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ENGINEERING / МОТИВАЦИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ / MOTIVATION FOR CREATIVE DEVELOPMENT / ФАСИЛИТАЦИЯ / FACILITATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TEACHER INCENTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улитина Татьяна Ивановна

В статье рассмотрена проблема формирования основ технического творчества у студентов инженерного профиля. Обоснована необходимость применения педагогических новых подходов в системе среднего профессионального образования. Выделен метод фасилитации (педагогического стимулирования) как наиболее эффективный, и недостаточно раскрытый на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улитина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the problem of formation of foundations of technical creativity in students of engineering. The necessity of applying new approaches in the system of secondary vocational education is specified. The method of facilitation (pedagogical stimulation) which has not been clarified before is presented as the most effective one.

Текст научной работы на тему «Анализ теоретико-методологических подходов к проблеме развития технического творчества студентов инженерных специальностей в рамках среднего профессионального образования»

УДК 373.7:6(07) ББК 74.47:74.263

Т.И. Улитина

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрена проблема формирования основ технического творчества у студентов инженерного профиля. Обоснована необходимость применения педагогических новых подходов в системе среднего профессионального образования. Выделен метод фасилитации (педагогического стимулирования) как наиболее эффективный, и недостаточно раскрытый на сегодняшний день.

Ключевые слова: техническое творчество, среднее профессиональное образование, инженерные специальности, мотивация к творческому развитию, фасилитация, педагогическое стимулирование.

T.I. Ulitina

ANALYSIS OF THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES OF THE PROBLEM OF TECHNICAL STUDENTS ENGINEERING CREATIVITY IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article reviews the problem of formation of foundations of technical creativity in students of engineering. The necessity of applying new approaches in the system of secondary vocational education is specified. The method of facilitation (pedagogical stimulation) which has not been clarified before is presented as the most effective one.

Key words, technical creativity, vocational education, engineering, motivation for creative development, facilitation, teacher incentives.

Актуальность и постановка проблемы. Среди стратегических задач реформирования высшего образования России, определенных в Национальной доктрине развития образования Российской Федерации, поставлены следующие задачи: «создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России» [1].

Одним из направлений решения этих задач является совершенствование учебно-воспитательного процесса в заведениях среднего профессионального образования (далее - СПО). Это обусловлено тем обстоятельством, что в услови-

ях конкуренции возрастает потребность в подготовке компетентных инженеров-специалистов, которые наравне с высоким уровнем технико-технологических знаний владели бы методами их творческого применения и имели бы достаточно высокий уровень профессионального мастерства. В свою очередь мастерство инженера-специалиста, как синтез теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, проявляется через творчество и воплощается в нём.

С нашей точки зрения, формирование и развитие творческих умений у будущих инженеров является одним из путей совершенствования подготовки высоко-

квалифицированных специалистов, которые творчески относятся к своей работе и способны поднять на уровень ведущих стран мира национальную систему профессионального образования Российской Федерации. Приоритетным направлением развития современного образования является создание в учебном заведении благоприятных условий для формирования творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, как во время обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности [11].

Анализ последних исследований и публикаций. Зависимость научно-технического прогресса от творчества инженеров направила усилия психологов и инженеров-специалистов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляцию творческой активности. Вопрос технического творчества рассматривается в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей: В.И. Васильева, А.А. Вербицкого, О.Г. Ларионовой, М.В. Дубовой, Л.В. Муратовой, Э.В. Самойленко, А.Д. Урсул, Т.А. Фугеловой и др.

Для активизации технического творчества и развития необходимых для него качеств в разные времена предлагались следующие методы: морфологический анализ, синектика, методы контрольных вопросов, матриц открытия, мозгового штурма, творческого инженерного конструирования, теория решения изобретательских задач, методы психоэвристического программирования, гирлянды случайностей и ассоциаций, стратегия семикратного поиска и многие другие.

Однако, несмотря на определенный уровень теоретической и практической разработанности проблемы формирования творческих умений, проведенный нами анализ показал, что вне поля зрения исследователей остались такие вопросы, как комплексное рассмотрение содержания, форм и методов подготовки будущих специалистов инженерного профиля к творчеству в профессиональной деятельности. Творчество, связанное с необходимостью ухода от традиционных решений, с поиском новых путей до-

стижения даже традиционных целей, -это неотъемлемая часть трудовой деятельности современного инженера.

Формулирование целей статьи (постановка задачи). Несмотря на многочисленные наработки по вопросам творчества, творческому потенциалу будущих специалистов, в частности, не хватает инновационных авторских методик формирования творческих умений у студентов.

Таким образом, целью исследования является теоретический поиск эффективных методов формирования творческих умений будущего инженера-специалиста во время его профессиональной подготовки.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Провести анализ литературы по проблемам формирования творческих умений.

2. Определить содержательную структуру творческих умений будущего инженера.

3. Теоретически обосновать необходимость применения новых методов формирования творческих умений будущего инженера.

изложение основного материала. Обновление общества, а тем более его радикальное изменение, - противоречивый, сложный и длительный процесс, связанный с поиском новых путей, средств осуществления преобразований во всех сферах жизнедеятельности людей. Все это обусловливает необходимость творческого участия в этом процессе всех членов общества, так как недостаточная творческая активность, отсутствие эффективных стимулов ее развития и реализации - основные факторы, которые мешают воплощению новых идей, замыслов, новых целевых установок и ори-ентаций.

Процессы демократизации и гуманизации общества создают возможность выбора путей жизнедеятельности его членов, благоприятные условия для творчества развития каждого индивида.

По мнению Т.А. Фугеловой, «в современном цивилизованном обществе, развитие личности, ее творческих возможностей становится самоцелью всех

ш о

II

ф

¡3

го ей I-

о ф

т ^

о ей I-

2 I

О I

X Го

0 со Ф о Т со

^ го

1 О.

ХЮ Ф о

* 2 о

X .0

го

X

о ф ^

¡ё

о о ^^

с с

* о

ей

го р

ей

ф

° ф Й- а.

5 °

X

го го

О ф

I- -о Ф с; 2 ГО

¿и

И ф °

ах О 5

£ 1 ь а

со ф ^ X

с; Ф < ^

го

X

£

общественных отношений» [12, с. 65]. Именно поэтому в условиях духовного возрождения общества деятельность учреждений образования - от детского сада до вуза, требует конкретных изменений, которые вызваны необходимостью формирования общественно-активной, творческой личности, что возможно лишь при создании благоприятных условий для всестороннего развития потенциальных возможностей каждого человека, самореализации его личности в учебном процессе.

Темпы научно-технического прогресса поставили перед современной системой профессионального и среднего специального образования задачу воспитать креативно действующую, интеллектуально и практически развитую личность, способную к творческому решению ординарных задач.

Реализация приведенных задач требует от системы профессионального образования организации такого обучения, которое бы не только гарантировало получение умений адаптироваться в действенном пространстве, но и побуждало к трансформации и модернизации их относительно потребностей индивида и самореализации в широком поле видов деятельности.

Между тем, вопрос о возможности обучения творчеству в СПО до сих пор является неопределенным. Неопределенным остается и понятие «творческие умения», его структура, критерии и показатели сформированности. Творческие умения, которые указаны в Государственном стандарте образования РФ как желаемый компонент, еще не являются задачей образования [2]. И в то же время высокий уровень системы оценивания называется «творческим», а это означает, что должна быть организована систематическая творческая деятельность студента и преподавателя с указаниями конкретных ее ориентиров, привлечением соответствующих умений, демонстрацией творческих технологий, системой исследования динамики качественных изменений и т.д.

Проблемой творчества, творческих умений, их состава, занималось доста-

точно много ученых [5; 8; 11]. Проведя теоретический анализ различных работ, мы пришли к следующим выводам:

1. Количественный уровень и высокая степень владения творческим мышлением свидетельствуют о способности человека к адаптации, саморазвитию и инновационной деятельности. Творческие умения - это реализованные креативные способности человека, результатом выявления которых является новый продукт; они являются самыми высокими в иерархии умений, обеспечивают жизнетворчество человека, позволяют реализоваться креативному потенциалу индивида, раскрыться в виде соответствующих способностей. Каждое умение включает в себя элементы творчества. Часть из них являются обусловленными онтогенетически и остаются ведущими для индивида на всю жизнь.

2. Основа успеха в ситуации решения творческих задач будущего инженера-специалиста - высокоразвитая способность осуществлять определенные манипуляции с понятиями, образами, идеями, где главным компонентом психологического механизма поведения человека является высокое развитие внутреннего плана действий личности. Соответственно, творческие умения будущего специалиста инженерного профиля -это интегральное качество личности последнего, определяющее способность к творчеству и развитию в процессе профессиональной подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности. Творчество специалиста инженерного профиля проявляется через умение создавать творческую атмосферу, видеть технические проблемы, находить новые оригинальные и продуктивные пути их решения, творчески используя различные объекты.

Проведенный анализ работ ученых о структуре творческих умений (О.Г. Ларионова, М.В. Дубова, Л.В. Муратова, Э.В. Самойленко, А.Д. Урсул), позволил сделать следующие выводы:

1) на сегодняшний день среди педагогов и психологов нет согласованного, единого мнения относительно структуры творческих умений;

2) важным компонентом творческих умений является способность человека к дивергентному мышлению;

3) решающую роль играет мотивация (особенно внутренняя);

4) креативные достижения невозможны без усвоения человеком общих и специфических знаний, связанных с творчеством;

5) важную роль играет положительное эмоциональное состояние человека, вера в свои возможности.

На основе анализа мы выделили следующие основные компоненты творческих умений будущих инженеров-специалистов:

1) интеллектуально-логические умения: анализировать, синтезировать, выполнять умственные операции сравнения, выделять главное, основное, описывать явления, процессы, систематизации, классификации, абстрагирования, конкретизации, обобщения [8];

2) интеллектуально-эвристические умения: формирование гипотез, генерирование оригинальных идей, фантазирование, ассоциативность мышления, независимость суждений, умение переносить знания и навыки в новые ситуации, видеть противоречия, проблемы [5];

3) коммуникативно-творческие умения: отстаивать свою точку зрения, убеждать других в процессе творческой дискуссии, овладение опытом других людей, быстрое усвоение рациональных методов и приемов творческой деятельности, сотрудничества, продуктивного общения, успешное решение конфликтных ситуаций во время коллективной творческой деятельности [11].

Также были определены важнейшие качества инженера-специалиста, способствующие успешной творческой деятельности:

• способность к нестандартному решению задачи;

• поисково-проблемный стиль мышления;

• оригинальность во всех сферах своей деятельности;

• творческая фантазия, развитое воображение;

• специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, изобретательность, целеустремленность, оптимизм, энтузиазм, настойчивость, уверенность, сообразительность, интуитивное ощущение нового, оригинального и пр.).

Несмотря на это, приведенный нами переченьважнейшиххарактеристиктвор-ческих умений инженера-специалиста не является устойчивым. Анализ психолого-педагогической литературы приводит к выводу, что уровень творческой деятельности инженера-специалиста, определяется, как правило, в зависимости от того или иного конкретного направления его профессиональной деятельности.

Так, например, Н.Г. Багдасарьян определяет уровни творческой деятельности профессионала по его умению организовывать свой труд [2]. Л.В. Муратова определяет творческие уровни деятельности будущего инженера по умению управлять усвоением знаний через взаимодействие с трудовым коллективом [7].

Проведенный анализ позволил выявить основные компоненты творческой деятельности профессионала (табл. 1).

Далее следует отметить, что для определения уровня подготовки деятельности педагога по формированию творческих умений будущего инженера, нужно рассматривать различные направления его профессиональной, и его подход к определению пяти подсистем педагогической системы творческой деятельности [9].

Табл. 1. Структура творческих умений будущего специалиста инженерного профиля

ей о

II

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

Ез

го ей I-

о ф

т а о ей I-

2 I

О I

X Го

0 со Ф о Т со

^ го

1 а хю Ф о

* 2 о

X .0

го

X

о ф ^

¡ё

о о аа с с

* о

5 °

Го

I-

ей

го р

О ф

I- -о

Ф с;

2 ГО

о и * ф с

о

№ п/п Название компонента Суть компонента

1 2 3

1 Мотивационно-творческая активность и направленность личности Заинтересованность личности, чувство удовлетворенности от своей деятельности, желание достичь новых высот и успехов, инициатива и желание быть лидером, стремление к самообразованию, самопознанию и самовоспитанию

I-

ф

ах О 5

2 1 ь а

со ф ^ X

с; Ф

I* < ^

Продолжение табл. 1

1 2 3

2 Интеллектуально-логические свойства личности Способность к аналитико-синтетической деятельности, к выполнению умственных операций сравнения, выделению главного, систематизации и классификации, индукции и дедукции, объяснению, абстрагированию, конкретизации и обобщению

3 Интеллектуально-эвристические способности личности Основные интеллектуальные операции: выдвижение гипотез, генерирование оригинальных идей, фантазирование, ассоциативность мышления, независимость суждений, умение переносить знания и навыки в новые ситуации

4 Мировоззренческие способности личности, способствующие успеху в учебно-творческой деятельности Мировоззренческие элементы, определяющие направление работы исследователя: уверенность личности в социальном смысле творческой деятельности для научно-технического и общественного прогресса, методологический фундамент научных достижений

5 Моральные качества личности, влияющие на успешность творческой деятельности Честность, как интегративное нравственное качество, включающее в себя правдивость, принципиальность, верность взятым на себя обязательствам, субъективную уверенность в правильности своей позиции, искренность перед самим собой и другими людьми

6 Способность личности к самоуправлению в процессе творческой деятельности Целеустремленность, способность к планированию, способность к самореализации личности, способность к самоконтролю, способность личности объективно оценивать свои возможности, индивидуальные особенности и достижения

7 Коммуникативные качества личности Способность овладевать передовым опытом других, быстро усваивать новые рациональные методы и приемы творческой деятельности, способность к сотрудничеству

8 Эстетические качества личности Способность руководствоваться в творческой деятельности принципами гармонии, красоты, симметрии, целостности

9 Индивидуальные особенности личности Темп и стиль деятельности, зависят от темперамента личности; работоспособность, как способность длительное время выполнять творческие задания

В этих подсистемах педагоги могут находиться на разных творческих уровнях:

1. Репродуктивный предусматривает, что преподаватель, работая на основе выработанных методик, рекомендаций, опыта, отбирает те, которые наиболее соответствуют конкретным условиям его труда, индивидуально-психологическим особенностям студентов.

2. Новаторский предусматривает, что преподаватель на основе анализа своего

| опыта, конкретных условий своей педа-ё гогической деятельности вносит коррек-^ тивы в свою работу, совершенствует, мо-^ дернизирует ее.

3. Конструкторский предусматривает такую деятельность преподавателя, в которой на основе своего опыта, знаний психолого-педагогических особенностей студенческого коллектива, используя существующие методики, преподаватель конструирует свой вариант решения педагогической проблемы.

4. Инновационный предусматривает решение педагогической проблемы на принципиально новых началах, отличается новизной, оригинальностью, высокой результативностью.

Таким образом, творчески-ориентированный педагог - это личность, которая характеризуется высоким уровнем

творческих умений (креативные черты личности и дополнительно сформированные мотивы, личностные качества, способности к успешной творческой деятельности), соответствующим уровнем знаний предмета, приобретенными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, которые, при благоприятных для педагогического творчества учителя условиях, обеспечивают его эффективную педагогическую деятельность по развитию потенциальных творческих возможностей обучаемых.

При всем разнообразии проблемы формирования будущего инженера-специалиста как творческой личности, подготовки его к творческой профессиональной деятельности, аспект формирования у студентов инженерных учебных заведений творческих умений и навыков недостаточно исследован в теоретико-методическом и методическом планах [3, с. 178]. Вместе с тем в системе профессиональной подготовки будущего инженера-специалиста, на начальных этапах его привлечения к технической самореализации, существует особенно большая потребность в углублении теоретической и практической подготовки к творческой профессиональной деятельности, а именно существует настоятельная потребность в методиках, которые улучшали подготовку будущих инженеров как творческих личностей.

Именно поэтому дальнейшей перспективой данного направления является разработка методики формирования творческих умений будущих инженеров-специалистов в процессе их профессиональной подготовки при изучении цикла технических дисциплин.

На основе анализа базового содержания различных учебных курсов можно сделать вывод, что предметная область цикла технических дисциплин наиболее оптимальна для формирования творческих умений инженера-специалиста.

Формирование - это педагогическое управление индивидуальным становлением человеческой личности. Процесс формирования личности обучающегося как субъекта творческих социальных отношений и продуктивной творческой

деятельности по своей сути является педагогическим управлением развитием потенциальных творческих возможностей человека, формированием у нее таких творческих качеств, которые обеспечивают успешность в творческой деятельности, индивидуальное становление личности студента как общественно активной [13, с. 20].

Формирование творческой личности студента в учебно-воспитательном процессе следует рассматривать как процесс фасилитации (стимулирования), то есть как создание условий для облегчения, содействия, стимулирования, активизации развития творческих возможностей студентов.

В нашем исследовании выделены три этапа стимулирования развития творческих умений будущих инженеров-специалистов:

1) мотивационный - на этом этапе у студентов формируется положительная мотивация к выполнению творческих действий;

2) деятельностный - на этом этапе у студентов формируются знания и умения в творческой деятельности, личные качества;

3) результативный - на этом этапе у студентов формируются умения по использованию ранее полученных знаний для решения проблемы в конкретной заданной ситуации.

Поскольку на каждом из этих этапов решаются свои задачи, присущие именно этому этапу, то, соответственно, на каждом из них необходимо использовать свои методы и средства диагностики сформированности творческих умений.

Цель мотивационного этапа заключается в стимулировании развития мотивации овладения профессией и ценностных ориентаций в творческой деятельности. Создание стимулов на установление и поддержание обратной связи в общении, осознания роли вербальных профессиональных умений (организация вещания, ориентация в ситуации общения, речевое воздействие) и невербальных средств коммуникативного воздействия в процессе общения.

ей

0 н

1

ф

?

о

го ей

н

о ф

т а о ей I-

2 I

О I

* го

0 со Ф о т со ^ го

1 а хю Ф о

* 2 о

X

.0 ц

го

X

о ф ^

¡ё

о о аа с с

* о

ей

го р

ей

ф

Й- а.

5 °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

го

го а

О ф

I- -о ф ц

2 ГО

¿И

И ф °

ах О 5

£ 1 ь а

со ф ^ X

ш ф

I* < ^

Цель деятельностного этапа заключается в формировании у студентов знаний и умений в творческой деятельности, самооценке, систематизации и обобщении, способности к самоанализу.

Цель последнего, результативного, этапазаключается ввыявлении имеющегося уровня сформированности творческих умений у студентов, самостоятельное создание ими проектов собственных профессиональных действий, овладение творческими коммуникативными умениями.

Для проверки исходного и конечного уровней творчества можно использовать следующий диагностический инструментарий: диагностика невербальной креативности (методика Э. Торренса, адаптированная А.Н. Ворониным); диагностика вербальной креативности (методика С. Мидника, адаптированная А.Н. Ворониным).

Для определения наличия у будущих инженеров-специалистов представления о творческих способностях и их структуры, можно также использовать такие методы и средства педагогической диагностики, как: анкетирование; тестирование; беседа; опрос.

Для выявления уровня готовности конкурентоспособного инженера к будущей профессиональной деятельности нами определены соответствующие:

1. Критерии: мотивационный; дея-тельностный; результативный.

2. Показатели: показатель конкретных знаний, умений и навыков, показатель творческого мышления; личностно-индивидуальный показатель (коммуникативность, любознательность, воображение, воля, трудолюбие, интерес к занятиям в коллективе).

3. Уровни: репродуктивный, продуктивный, творческий.

Табл. 2. Содержание методики I творческих умений

На основе проведенного нами исследования существующих методов развития технического творчества особое внимание было уделено фасилитации (или педагогическому стимулированию), как наиболее эффективному и нераскрытому на сегодняшний день методу развития творческого мышления студентов.

Фасилитация (стимулирование) творческого потенциала будущих инженеров-специалистов должна происходить во время аудиторной работы - лекционного курса, практических занятий, научно-исследовательской деятельности, внеаудиторной самостоятельной работы [4]. При проведении лекционных занятий преподаватель использует методы, способствующие развитию творческого мышления у студентов, такие как: эвристические беседы с элементами использования видеопрезентации, лекций-диалогов, диспутов и т.д.

Содержание и структура практических занятий должна побудить студентов творчески осмысливать теорию, обращаться за дополнительной информацией к учебникам, учебно-методическим пособиям, интернет-источникам, профессиональным периодическим изданиям. Такие занятия строятся на использовании проблемных ситуаций, задач, решение которых требует не столько репродукции полученных знаний на лекциях или прочтения учебника, сколько активизации творческих умений студентов, дивергентного мышления, выявления творческого потенциала.

Более подробно содержание методики фасилитации (стимулирования) творческих умений будущего инженера-специалиста представлено в табл. 2.

фасилитации (стимулирования)

будущего инженера

го

X

5

№ Цель формируемых умений Метод Форма Средства

1 2 3 4 5

1 Уметь анализировать, синтезировать, выполнять умственные операции сравнения, выделять главное, основное, описывать явления, процессы, систематизации, классификации, абстрагирования, конкретизации, обобщения Рассказ, доклад, тренинг, эвристические задачи Индивидуальная, групповая Карточки с: эвристическими задачами; задачами в виде схем, таблиц; вопросами по теме занятия; принадлежности

Продолжение табл. 2

2 Уметь формулировать гипотезы, генерировать оригинальные идеи, ассоциировать, переносить знания и навыки в новые ситуации, выявлять противоречия, проблемы Бином фантазий, коллективное творческое мышление, мозговой штурм Индивидуальная, групповая Карточки с задачами, наглядные методы (видео- и аудиозаписи), рабочий конспект

3 Уметь отстаивать свою точку зрения, овладевать опытом других, быстро усваивать рациональные методы и приемы творческой деятельности, сотрудничества, продуктивно общаться, успешно решать конфликтные ситуации во время коллективной творческой деятельности Эвристическая беседа, дискуссия, деловая игра, метод проектов с последующей публичной защитой Индивидуальная, групповая Конспект с вопросами, сценарий деловой игры, алгоритм выполнения проекта, литературные источники

Таким образом, можно констатировать, что задачи по разработке методики фасилитации (стимулирования) творческих умений будущего инженера-специалиста решены. В свою очередь, решение основных задач по разработке данной методики создает научную основу для дальнейшей экспериментальной работы.

Систематическая работа по фаси-литации творческих умений студентов способна дать следующие результаты: студенты становятся любознательными, активными, такими, которые умеют учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Занятия по техническим дисциплинам значительно повышают творческий потенциал, развивают творческие способности будущих инженеров, ведь творчество является одной из существенных характеристик педагогической деятельности. Собственное творчество студентов помогает крепче усваивать и запоминать теоретические основы. Легче решается проблема мотивации, студенты сами изъявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание практически всех студентов, здесь они открываются с положительной стороны.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что творчество является важной способностью личности вообще, а для личности инженера-специалиста это приоритетный и один из основных

факторов. Будущий инженер - это творческая личность, которая обладает оригинальным проблемно-педагогическим и творческим мышлением. Именно творчество представляет собой универсальное качество личности, которая владеет знаниями, уверенно их использует на практике, стремится к самореализации и умеет критически мыслить.

Именно творческие умения дают возможность инженеру моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании производственного процесса, целенаправленно и своевременно корректировать свою деятельность при использовании технических технологий и инноваций, возникновении трудностей в процессе изучения различных дисциплин, что требует целесообразного, вдумчивого, творческого использования различных методов, приемов, средств обучения, реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, приоритетным среди которых является фасилитация, или стимулирование развития технического творчества.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. В статье осуществлен теоретический анализ проблемы формирования творческих умений у будущих инженеров, определена структура творческих умений инженера и предложена методика фасилитации (стимулирования) у будущих инженеров творческих умений.

Дальнейшего развития требуют: поиск путей развития творческих умений

ей

0 н

1

ф

Ез

го ш н

о ф

т а о ей I-

2 I

О I

X Го

0 со Ф о Т со

^ го

1 а хю Ф о

* 2 о

X .0

го

X

о ф ^

¡ё

о о аа с с

* о

ей

го р

ей

ф

° ф Й- а.

5 °

-

го

го а

О ф

I- -о Ф с; 2 ГО

¿и Н

ф ° ах О 5

£ 1 ь а

со ф ^ X

ш ф

I* < ^

преподавателей учреждений СПО; соз- ний в учебном процессе вуза по всем дис-дание единого комплекса методических циплинам с начала обучения и до его за-приемов для развития творческих уме- вершения.

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2000.

2. Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения [Текст] / Н.Г. Багдасарьян // Экономика железных дорог. - 2010. - № 11. - С. 53-69.

3. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст] / В. Васильев // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 177-180.

4. Вербицкий, A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2010. - 336 с.

5. Дубова, М.В. Компетентностные задачи как форма учебного материала [Текст] / М.В. Дубова // Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 46-52.

6. Дурандина, Т.В. Дополнительное техническое образование учащихся в условиях инновационного образовательного учреждения лицей: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Дурандина. - Н. Новгород, 2002. - 185 с.

7. Муратова, Л.В. Дидактические условия и средства развития рефлексивной и творческой активности студентов [Текст] / Л.В. Муратова. - Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2002. - 178 с.

8. Нохрина, Н.Н. Основы диагностики качества гуманитарной подготовленности студентов технических специальностей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.Н. Нохрина. - М., 2006. - 41 с.

9. Самойленко, Э.В. Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения [Текст]: дис. . канд. пед. наук / Э.В. Самойленко. - Ставрополь, 2004. - 209 с.

10. Теория и практика профессионально-педагогического образования [Текст]: монография / под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - Т. 2. - 283 с.

11. Урсул, А.Д. На пути к глобальным трансформациям образования [Текст] / А.Д. Урсул // Философские науки. - 2011. - № 2. - С. 37-49.

12. Фугелова, Т.А. Через гуманитаризацию образования к профессионально мобильному специалисту [Текст] / Т.А. Фугелова // Образование и наука. - 2012. - № 5(94). - С. 63-72.

13. Чурилин, A.B. Уровни, критерии и показатели профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта [Текст] / А.В. Чурилин // Высшее образование сегодня. - 2012. - №. 6. - С. 19-20.

References

1. National doctrine of education of the Russian Federation. M., 2000. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bagdasar'jan N.V. Professional culture of an engineer: mechanisms of mastering. Ehkonomika zheleznykh dorog. 2010. № 11. P. 53-69. [in Russian].

3.Vasil'ev V. Research and technology: the development of motivation. Narodnoe obrazovanie. 2009. № 9.P. 177-180. [in Russian].

4.Verbitskij A.A., Larionova O.G. Personal and competence-based approaches in education: problems of integration. 2010. M.: Logos. P. 336. [in Russian].

5. Dubova M.V. Competence-based tasks as a form of educational material. Pedagogika. 2012. No. 1. P.46-52. [in Russian].

6. Durandina T.V. Additional technical education of students in innovative educational institution of lyceum. Dis. ...Doct. Sci. (Education). N. Novgorod, 2002. P. 272. [in Russian].

7. Muratova L.V. Didactic conditions and means of the development of reflective and creative activity of students. Saratov: Sarat. gos. un-t, 2002. P. 178. [in Russian].

s 8. Nohrina N.N. The main principles of diagnostics of humanitarian readiness quality in technical students.

Ёц Author's abstract. Dis... Doct.Sci. (Education). M., 2006. P. 41. [in Russian].

9. Samoilenko E.V. Technical creativity development in children's additional education with the help of distance

H learning. Dis... Doct.Sci. (Education). Stavropol, 2004. P. 209. [in Russian].

10. Theory and practice of vocational teacher's education. Under the editorship of Romantseva G.M. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2010. Vol. 2. P. 283. [in Russian].

11. Ursul A.D. Towards global transformation of education. Filosofskie nauki. 2011№ 2. P. 37-49. [in Russian].

12. Fugelova T. A. Through humanitarization of the educational process to professionally mobile specialist. Obrazovanie i nauka. 2012. № 5. P. 63-72. [in Russian].

13. Churilin A.V. Levels, criteria and indicators of professional-managerial culture of railway transport engineers. Vysshee obrazovanie segodnja. 2012. № 6. P. 19-20. [in Russian].

Сведения об авторе: Улитина Татьяна Ивановна,

директор,

Трехгорный технологический институт -

Филиал Национального исследовательского

ядерного университета МИФИ,

г. Трехгорный.

E-mail: neshumit@gmail.com

Information about the author: Ulitina Tatiana Ivanovna,

Director,

Trekhgorny Technological Institute. The branch of National Research Nuclear University MEPhI, Trekhgorny.

E-mail: neshumit@gmail.com

УДК 371.03 ББК 74.200.5

В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина

РАЗВИТИЕ СИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА ОСНОВЕ ТРИЗ

В статье описываются феномен системологического мышления и методика его развития в рамках психолого-педагогической технологии многоуровневой непрерывной системы креативного образования НФТМ-ТРИЗ М.М. Зиновкиной. В методике выделяются эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации и их блоковая структура.

Ключевые слова: компьютерная интеллектуальная поддержка, креативная педагогика, НФТМ-ТРИЗ, теория решения изобретательских задач, задачи открытого типа.

V.V. Utemov, M№. Zinovkina Development of systemological thinking in NFTM-TRIZ

The paper describes the phenomenon of systemological thinking and methods of its development in psycho-pedagogical technology of multi-tiered system of continuous creative education NFTM-TRIZ by M. Zinovkina. The methodology allocates emotional, communicative and creative means of adaptation and their block structure.

Key words: computer intellectual support, creative pedagogics, NFTM-TRIZ, theory of inventive problem solving, open-type problem.

Традиционный процесс обучения в общеобразовательном учреждении, построенный на объяснительно-иллюстративных методах, ориентирован на оперирование конкретными объектами реальной действительности или их готовыми моделями. Мыслительная

деятельность учащихся в процессе такого обучения направлена на решение существенно упрощенных, искусственных учебных задач, а потому не получает стимула к развитию мышления, необходимого для успешного взаимодействия с реальными системно орга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.