Научная статья на тему 'Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам'

Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1084
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / FACILITATION / ПРОДУКТИВНОСТЬ / PRODUCTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / АКТИВИЗАЦИЯ / INTENSIFICATION / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TEACHER'S ROLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаркова Татьяна Валериановна, Барановская Юлия Леонидовна

Раскрыто явление фасилитации в процессе обучения студентов иностранному языку. Даны определения социальной и педагогической фасилитации, описано их использование в образовательном процессе. Также приведена характеристика фасилитирующей атмосферы, определена роль преподавателя, его основные задачи. Установлено, что использование феномена фасилитации позволяет значительно активизировать учебную работу студентов при обучении иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаркова Татьяна Валериановна, Барановская Юлия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATION AS A MEANS OF STUDENT’S ACTIVITY INTENSIFICATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article treats the phenomenon of facilitation in teaching students foreign languages. Having defined social and pedagogical facilitation, the authors describe their use in educational process, provide the characteristics of facilitating atmosphere, determine the teacher’s role and his main tasks. It is found that the use of facilitation can significantly intensify students’ training activities when learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам»

4. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь. М., 2002. В 2 т.

5. Лобанова Л.П. Концепция языковой картины мира и ее истоки в трудах Вильгельма фон Гумбольдта. М.: АПК и ППРО, 2013.

6. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. М.: УРСС, 2004.

7. Соколова Т. В. Ассоциативный тезаурус ребенка 3-6 лет: науч. докл. д-ра филолог. наук. Астрахань, 1998.

8. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 34-47.

9. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998. С. 135-170.

10. Уфимцева Н.В. Культура и проблема заимствования // Встречи этнических культур в зеркале языка. М.: Наука, 2002. С. 152-170.

11. Фрумкина РМ. Психолингвистические методы изучения семантики // Психолингвистические проблемы семантики / отв. ред. А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович. М.: Наука, 1983. С. 46-96.

УДК 159.9.37

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

л _ о

© Т.В. Фаркова1, Ю.Л. Барановская2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрыто явление фасилитации в процессе обучения студентов иностранному языку. Даны определения социальной и педагогической фасилитации, описано их использование в образовательном процессе. Также приведена характеристика фасилитирующей атмосферы, определена роль преподавателя, его основные задачи. Установлено, что использование феномена фасилитации позволяет значительно активизировать учебную работу студентов при обучении иностранным языкам. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: фасилитация; продуктивность; профессиональное образование; активизация; роль преподавателя.

FACILITATION AS A MEANS OF STUDENT'S ACTIVITY INTENSIFICATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES T.V. Farkova, Y.L. Baranovskaya

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia

The article treats the phenomenon of facilitation in teaching students foreign languages. Having defined social and pedagogical facilitation, the authors describe their use in educational process, provide the characteristics of facilitating atmosphere, determine the teacher's role and his main tasks. It is found that the use of facilitation can significantly intensify students' training activities when learning foreign languages. 7 sources.

Key words: facilitation; productivity; professional education; intensification; teacher's role.

Сотрудничество профессиональных сообществ на фоне мировых глобализационных процессов поднимает вопрос о социальном, деловом, коммуникативном взаимодействии представителей различных стран. Известно, что лучший способ найти взаимопонимание лежит в рамках личных контактов, что предполагает практическое владение иностранными языками. Таким образом, возникает новый социальный заказ на специалиста XXI века со знанием иностранных языков.

Руководящим принципом современного процесса обучения иностранному языку при подготовке конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов как гуманитарного, так и инженерного профиля

является активное использование языка в целях общения, устного и письменного обмена знаниями, информацией, суждениями. Обучение на этапе вузовской подготовки должно быть ориентировано на развитие определенных коммуникативных умений, позволяющих использовать иностранный язык в профессиональной сфере деятельности. При этом приходится констатировать, что у подавляющего большинства студентов даже при наличии удовлетворительных языковых знаний совершенно отсутствуют речевые умения. Следовательно, крайне важно дать студентам возможность приобретать положительный коммуникативный опыт.

Подготовка будущих специалистов к профессио-

1Фаркова Татьяна Валериановна, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2, тел.: 89025613177, e-mail: 418376@mail.ru

Farkova Tatyana, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages no. 2, tel.: 89025613177, e-mail: 418376@mail.ru

2Барановская Юлия Леонидовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2, тел.: 731713, e-mail: olegodessa423@yandex.ru

Baranovskaya Yulia, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages no. 2, tel.: 731713, e-mail: olegodessa423@yandex.ru

нальному общению при формировании их коммуникативной компетенции проводится в процессе педагогического общения, которое рассматривается в качестве формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях их равноправного сотрудничества [5].

С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии явление фасилита-ции (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Сам термин фасилитация восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В современных европейских языках однокорен-ной глагол означает «облегчать, помогать, способствовать», причем почти всегда в переносном, психологическом значении [6]. Фасилитация - это создание и поддерживание условий, которые не выдвигают препятствий для достижения поставленной цели, но облегчают его [3].

В науке выделяют фасилитацию социальную и педагогическую. Под первой понимают повышение скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями. Под второй - усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [1].

По нашему мнению, оба эти вида объединяет то обстоятельство, что фасилитация способствует повышению продуктивности любой деятельности, в том числе и педагогической. Различие же между ними заключается в том, что в социальной сфере это происходит посредством наблюдения за действиями субъекта, а в педагогической - за счет особого стиля общения педагога с обучающимися и влияния на них его личности [4].

Явление социальной фасилитации имеет место в различных сферах деятельности человека: спорт, азартные игры, мониторинг работы офисных служащих и др. На наш взгляд, использование данного психологического феномена в сфере образования является перспективным, в частности, в процессе обучения студентов иностранному языку учет социально-психологических аспектов будет в наибольшей степени способствовать активизации учебной работы студентов на занятии, так как преподавание иностранного языка основано на коммуникации.

В этой связи значительный интерес представляют идеи зарубежных ученых, изучавших феномен социальной фасилитации. Первооткрывателем данного явления считается американский психолог Н. Три-плетт, который, исследуя данный феномен, пришел к выводу, что у человека, выполняющего работу в присутствии других людей, значительно увеличивается скорость и продуктивность выполнения задания.

Влияние социального присутствия на процесс обучения личности было исследовано еще в начале XX века А. Майером, Е. Мейманом, Ф. Шмидтом. Од-

нако результаты их деятельности носили рекомендательный характер и не сложились в определенную методическую систему. Возможность системного использования социальной фасилитации при организации различных видов деятельности отмечал в своих научных трудах Дж. Айелло. Он указывал на такие важные аспекты социальной фасилитации, как методы мониторинга, организация групповой работы, оценка результатов деятельности и др. [7].

Данный психологический феномен изучался также и российскими учеными В.М. Бехтеревым, М.В. Ланге и другими. В частности, использование феномена социальной фасилитации в процессе обучения студентов иностранному языку можно рассматривать как способ приближения учебной ситуации к условиям реальной коммуникации, так как проведение занятий в условиях социального присутствия предполагает общение студентов не только с членами своей учебной группы, но и реагирование на присутствие посторонних людей, требует реакции на их критику, оценку и т.п.

Социальная фасилитация в рамках образовательного процесса является средством активизации учебной работы студентов на занятии и представляет собой облегчение выполнения студентами видов деятельности, не предполагающих генерирования сложных критических или креативных идей, либо видов деятельности, связанных с презентацией в аудитории заранее подготовленных сложных заданий в присутствии на занятии посторонних людей. Причиной улучшения результатов деятельности студентов является ожидание оценивания их работы со стороны других людей. Присутствующими «посторонними» выступают студенты из параллельной группы, в отдельных случаях - другие преподаватели. Данные студенты не выпадают из учебного процесса, так как являются не простыми наблюдателями, а активно участвуют в ходе занятия, реализуя поставленную перед ними задачу (участие в ходе обсуждения проблем, высказывание собственной точки зрения по определенным вопросам, оценивание выполнения заданий студентами учебной группы и др.).

Так как эффект социальной фасилитации наблюдается при выполнении относительно простых или хорошо усвоенных видов деятельности, то организацию социального присутствия следует осуществлять на этапе совершенствования, а не формирования определенных навыков. Целесообразным является проведение занятия в условиях социальной фасили-тации после завершения изучения определенного модуля учебного материала.

Использование социальной фасилитации в образовательном процессе имеет своей целью активизацию учебной работы студентов на занятии вследствие усиления таких доминирующих реакций студентов, как экспрессивность речи, высказывание собственной точки зрения, процесс возникновения ассоциаций и генерирование критических идей, и включает:

- формы организации социального присутствия на занятии (учебное занятие проводится в присут-

ствии «посторонних» людей, не имеющих задачи оценивания; в присутствии «посторонних» людей, имеющих задачу оценивания; в форме или с использованием элементов соревнования с присутствующими на занятии «посторонними» людьми);

- методические приемы («Абстрактный рисунок», «Стилевой анализ» и др.), направленные на усиление определенных доминирующих реакций студентов (экспрессивность речи, высказывание собственной точки зрения, процесс возникновения ассоциаций, генерирование критических идей) в процессе обучения иностранному языку в условиях социальной фа-силитации;

- этапы проведения занятия (представление присутствующих на занятии «посторонних» людей и озвучивание поставленной перед ними задачи; проведение занятия с учетом усиления определенных доминирующих реакций студентов; высказывание оценочных суждений присутствующими на занятии «посторонними» людьми) [7].

Что касается педагогической фасилитации, то впервые разработку этой концепции начал в 50-х гг. XX в. К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии.

В отечественной психологии количество работ, посвященных педагогической фасилитации, не так велико (Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина и др.). Изучая этот феномен, авторы устанавливают его особенности и психотехнологии развития. Большинство исследований выполнено в контексте педагогики (Р.С. Димуха-метов, Е.Ю. Борисенко, Л.Н. Куликова, Е.Г. Врублев-ская). Так, Е.Ю. Борисенко рассматривает вопросы внедрения форм и методов работы по фасилитации, становления экзистенциальной направленности личности обучающихся, развития слабоуспевающих. В исследованиях Л.Н. Куликовой и Е.Г. Врублевской изучается фасилитирующее общение как вид педагогического взаимодействия, в ходе и в результате которого при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие его субъектов. Фасилитирующее общение в духовно-ценностном поле его участников порождает их нравственное самопреобразование и совершенствование. Выделены основные педагогические условия, обеспечивающие развитие способности преподавателя к такому взаимодействию [1].

Обращение к названным работам и их анализ позволяют сделать вывод о том, что педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами.

Суть педагогической фасилитации в профессиональном образовании состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучающимися исполнительской части совместной деятельности и тем самым перейти от формирования специалиста-функционера к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений выпускника [4].

Потребности и мотивы активного поведения складываются не в исполнительской, а в ориентационной части взаимодействия. В связи с этим задача преподавателя - включить студентов в совместную ориентировку, разделить с ними ряд управленческих функций в целях создания условий для пробуждения глубокого интереса к предмету и возникновения реальных содержательных мотивов учения.

Мы считаем, что педагогическая фасилитация -это качественно более высокий и соответствующий современным запросам практики уровень обучения профессионалов. Практически студент усваивает ровно столько, сколько у него возникло вопросов, то есть насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если обучающиеся по тем или иным причинам остались пассивными слушателями, которые лишь присутствуют на лекции и машинально фиксируют ее содержание. Каждый из них берет от занятий ровно столько материала, сколько проявлено им сознательности при его восприятии [1].

При фасилитации обучения преподаватель получает возможность использовать догматические методы и приемы не в полном объеме, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами и при этом не бояться быть обвиненным в «незнании существующих на практике проблем», которые анализируются в ходе курса и часто подвергаются сомнению.

Таким образом, педагог остается исследователем и не теряет своего лица как ученый, не надевает на себя маску педагога-догматика, дающего однозначные ответы на все без исключения вопросы учебной программы. Все это вместе взятое создает условия для повышения интереса и познавательной активности студентов, оптимизирует процесс развития их профессионального самосознания.

Реализация концепции педагогической фасилитации предполагает создание ряда условий. Среди них следует особо выделить значимость учения для студентов, конгруэнтность преподавателя, психологическую безопасность и психологическую свободу. Рассмотрим каждое из них.

Только значимое учение является наиболее продуктивным, так как предполагает не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта студента.

Конгруэнтность преподавателя выражается в том, что он осознает свое отношение к другим людям вообще и студентам, с которыми он работает, в частности, рефлексирует взаимодействие, понимает и принимает свои настоящие чувства по отношению к обучаемым и ситуации, в которой они находятся. Это позволяет ему быть откровенным в отношениях с обучающимися.

Психологическая безопасность достигается в

процессе фасилитации за счет признания безусловной ценности личности и создания обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Преподаватель обеспечивает условия для развития и способствует творчеству, если убежден, что любой человек самобытен и неповторим во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем [4].

Психологическая свобода предполагает формирование креативности студентов, их самовыражение.

Фасилитация позволяет открывать сокровенные мысли, чувства и состояния. Это обеспечивает искренность и доверие, а также причудливое и неожиданное сочетание образов, понятий и значений, что является частью творчества.

Соблюдение данных условий в целях организации фасилитации в процессе обучения способствует формированию и развитию таких качеств, как самостоятельность, познавательная активность, направленность на овладение профессией. Они играют важную роль в становлении будущих специалистов.

Преподаватель-фасилитатор повышает эффективность обучения прежде всего за счет оптимизации процесса совместной работы в группах «преподаватель - студент» и «студент - студент». При этом важны формы и способы внутригруппового взаимодействия: как обучающиеся разговаривают друг с другом, как находят общее понимание проблем, как принимают решения и разрешают конфликты.

На основе анализа и обобщения современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме педагогической фасилитации, можно заключить, что наметился определенный отход от традиционного понимания сущности этого понятия. Чаще оно рассматривается как качественная характеристика педагога. В то же время обращение к истории возникновения термина позволяет нам утверждать, что в своей основе фасилитация представляет собой процесс взаимодействия преподавателя со студентами, соответствующий определенным характеристикам [1].

Фасилитация обучения общению предполагает, что наши ученики начинают любить тот язык, который они изучают, и с удовольствием находятся в иноязычной среде все время пребывания на занятии [3]. Главный канал общения - это преподаватель, который создает специальную атмосферу, способствующую присвоению инструментов общения и погружению в него. Что еще определяет фасилитирующую атмосферу занятия?

Основные моменты фасилитирующей атмосферы, идущие от преподавателя, это:

- легкость отношения к учебному процессу, восприятие учебных задач как посильных, помощь в их достижении, позитивное подкрепление;

- интерес к происходящему;

- полная отключенность от проблем, находящихся за пределами аудитории;

- ощущение структуры занятия и времени, уделяемого заданию и каждому человеку в нем;

- равновесие участия студентов группы во взаи-

модействии и собственного участия;

- дружественность, открытость для вопросов;

- терпимое отношение к ошибкам;

- отсутствие эмоциональной борьбы со студентами при четком обозначении психологических границ поведения;

- принятие реальности как готовность изменить условия выполнения задания;

- творчество как готовность к спонтанному внесению изменений в существующий план занятия, как придание красоты и новизны пространству и процессу;

- обратная связь, направленная на признание любого достижения или обозначающая путь к новым реальным успехам;

- искренность преподавателя со знаком «+», который однозначно обозначает то, что «хорошо», а то, что «плохо» становится посильной для студента задачей, на решение которой нужно обратить внимание в ближайшем будущем;

- юмор, направленный на жизненные ситуации, как один из главных инструментов привнесения экзистенциальной легкости в процесс обучения.

Список факторов оказался значительным по объему, но главные среди них - это внутренняя легкость, удовольствие, интерес, исходящие от преподавателя. Они транслируются в пространство аудитории, передаются через взгляд, вопрос, улыбку, заинтересованное внимание, которые должны в процессе занятия адресоваться каждому присутствующему. С другой стороны, это четкость обозначенных границ и требований - временных, пространственных, поведенческих. Преподаватель неуклонно соблюдает их сам и создает условия для того, чтобы они соблюдались студентами, стремится к тому, чтобы в группе не было наблюдателей, а имелись только участники.

Фасилитирующая атмосфера - это баланс множества плюсов с четкими ограничительными границами. Их сочетание раскрепощает и освобождает человека для взаимодействия, создавая надежность определенности и безопасности [3].

На современном этапе развития педагогической науки в качестве одной из задач рассматривается поиск новых способов активизации учебной работы студентов. В этой связи изучение педагогического потенциала феномена фасилитации является приоритетным и перспективным [7].

Главная задача фасилитатора - донести до студента мысль о том, что основной результат обучения в вузе - способность к интенсивному и грамотному поиску знаний. Личностные изменения, а не статическое знание, являются единственным, что имеет смысл при выборе цели образования [4].

В современном мире, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, совершенно необходимо в процессе обучения перенести акцент с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию (активизацию, обеспечение и поддержку) процессов осмысленного учения. Такое изменение в обучении рассматривают как

проявление нового мышления, как подлинную реформу образования, которую нельзя обеспечить ни путем совершенствования навыков и умений, знаний и способностей учителя, ни путем разработки и внедрения

в процесс обучения новых экспериментальных программ и самых современных технических средств.

Статья поступила 22.06.2014 г.

1. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированные технологии в обучении // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: тез. докл. VI научy.-практ. конф. (Екатеринбург, 7-11 декабря 1998). Екатеринбург, 1998.

2. Психология. Словарь. 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 19 90. 494 с.

3. Самарова О.В. Фасилитация. Легко учиться, легко говорить // Иностранные языки: интернет-издание для учителя. 2014. № 12 (лето) [Электронный ресурс] URL: http://www.iyazyki.ru>2013/01 /facilitation-easy (10 июня 2014).

4. Скопкарёва С.Л. Фасилитация в профессиональном образовании и система оценки качества образовательных ре-

Библиографический список

зультатов [Электронный ресурс]. URL: www.ipkpro.ru/library/method/tradnov/2012/2/Skopkareva.doc (10 июня 2014)

5. Сумина В.Е. Развитие умений фасилитации общения у студентов в процессе овладения иноязычной речью: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Ростов-н/Д, 2006. 189 с.

6. Чуева М.Ю. Педагогическая фасилитация. Опыт применения в высшей школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по мат-лам XXXIII Между-нар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2013. № 10 (33). С. 109-116.

7. Шоцкая Г.А. Социальная фасилитация в системе обучения студентов иностранному языку. Минск: Бестпринт, 2007. 50 с.

УДК 930.2 + 629.73

ИРКУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

© В.А. Хороших1

Филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации,

Рыльский авиационный технический колледж,

307370, Россия, Курская обл., г. Рыльск, ул. Дзержинского, 18.

Рассмотрено зарождение авиационного образования в Восточной Сибири. Дан обзор истории подготовки инженеров по специальности «Эксплуатация самолетов и двигателей» в Иркутском политехническом институте во второй половине ХХ столетия. Показана работа отдельных представителей профессорско-преподавательского состава и выпускников. Библиогр. 28 назв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: авиация; образование; Иркутск; университет; специальные дисциплины; инженер; эксплуатация; летательный аппарат; достижения.

IRKUTSK POLYTECHNIC INSTITUTE IN TRAINING CIVIL AVIATION ENGINEERS FOR SIBERIA AND FAR EAST IN THE SECOND HALF OF XX CENTURY V.A. Khoroshikh

Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation,

Rylsk Aviation Technical College,

18 Dzerzhinsky St., Rylsk, Kursk region, 307370, Russia.

The article deals with the beginning of aviation education in Eastern Siberia. It gives an overview of the history of training engineers specialized in the "Maintenance of aircrafts and aircraft engines" in Irkutsk Polytechnic Institute in the second half of the twentieth century. The activities of the individual members of the faculty and graduates are described in the article. 10 sources.

Key words: aviation; education; Irkutsk; university; specialized subjects; engineer; maintenance; aircraft; achievements.

Изучение отечественной истории подготовки кадров для гражданской авиации Восточной Сибири обусловлено техническим прогрессом и важностью раскрытия основных этапов становления и развития системы ведомственного профессионального образова-

ния, требует более глубокого понимания ее проблем и перспектив модернизации. Научные исследования позволяют утверждать, что система подготовки специалистов для воздушного транспорта зародилась 22 апреля 1887 г. в Гатчинском учебном воздухоплава-

1Хороших Владимир Алексеевич, кандидат исторических наук, преподаватель, тел.: (47152) 22495; 89103180111, e-mail: vladimir.horoschih@yandex.ru

Khoroshikh Vladimir, Candidate of History, Lecturer, tel.: (47152) 22495; 89103180111, e-mail: vladimir.horoschih@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.