Научная статья на тему 'Социальная фасилитация как средство активизации генерирования критических идей студентами'

Социальная фасилитация как средство активизации генерирования критических идей студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ / SOCIAL FACILITATION / CRITICAL THINKING / ACTIVATION / SOCIAL PRESENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоцкая Г. А.

В статье рассматривается возможность активизации процесса генерирования критических идей студентами в ходе преподавания иностранного языка посредством использования такого психологического феномена, как социальная фасилитация. Приводится научная дефиниция данного явления и описывается его воздействие на критическое мышление человека. Раскрывается возможность практического использования социальной фасилитации в рамках образовательного процесса. Указываются конкретные методические приемы, предполагающие задействование в учебном процессе людей, не входящих в определенную учебную группу и выполняющих роль механизма, запускающего фасилитирующие процессы, вызванные социальным присутствием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шоцкая Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FACILITATION AS A MEANS OF THE ACTIVATION OF STUDENS` GENERATING CRITICAL IDEAS

The article deals with the possibility of the activation of the process of students` generating critical ideas while teaching them a foreign language using the psychological phenomenon of social facilitation. The scientific definition of this phenomenon is given as well as its influence on a person`s critical thinking. The possibility of social facilitation usage in the teaching process is revealed. The article presents definite methods of using people not belonging to a definite students` group in the teaching progress. These people are supposed to function as a trigger to facilitating processes caused by social presence

Текст научной работы на тему «Социальная фасилитация как средство активизации генерирования критических идей студентами»

УДК 378.016

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗИЦИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ СТУДЕНТАМИ

ГА. Шоцкая

В статье рассматривается возможность активизации процесса генерирования критических идей студентами в ходе преподавания иностранного языка посредством использования такого психологического феномена, как социальная фасилитация. Приводится научная дефиниция данного явления и описывается его воздействие на критическое мышление человека. Раскрывается возможность практического использования социальной фасилитации в рамках образовательного процесса. Указываются конкретные методические приемы, предполагающие задействование в учебном процессе людей, не входящих в определенную учебную группу и выполняющих роль механизма, запускающего фасилитирующие процессы, вызванные социальным присутствием.

Ключевые слова: социальная фасилитация, критическое мышление, активизация, социальное присутствие.

Способность генерировать критические идеи является несомненным критерием активности студентов в ходе решения учебных задач. В рамках проведенной нами опытно-экспериментальной работы для активизации процесса генерирования критических идей студентами был использован такой психологический феномен, как социальная фасилитация.

В научной литературе дефиниция «социальная фасилитация» (от англ. facilitate -облегчать) понимается как «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида» [1, с. 425].

В условиях присутствия других людей у индивида улучшаются характеристики психической и физической деятельности, относящиеся к группе временных (сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, долговременная память), и снижаются показатели, являющиеся качественной характеристикой (чувствительность, качество внимания, показатели простых умственных действий, требующих концентрации внимания).

Согласно результатам экспериментальной работы, проводимой в 1904 году Ф. Шмидтом, целью которой являлось сравнение выполнения заданий школьниками в домашних условиях с выполнением эквивалентной работы в классе, присутствие других людей оказывает определенное влияние на деятельность индивида. Предложенные детям задания включали письменные упражнения, арифметические задачи и написание сочинения на немецком языке. Измерить скорость выполнения работы в домашних условиях не представлялось возможным, однако было проанализировано качество выполнения заданий. Было выявлено значительное превосходство качественных характеристик работы, выполненной в условиях социального присутствия в классе. Несколько человек показали более высокие результаты, работая дома. В присутствии других людей было сделано меньше ошибок. Ф. Шмидт установил, что пропуск букв и слов был характерен в работе, выполненной в домашних условиях, в то время как лишние буквы и слова встречались в упражнениях, выполненных в классе. Данные показатели являются еще одним доказательством усиления моторных импульсов в условиях стимуляции деятельности человека присутствием и сходными действиями других людей [2].

Ф. Оллпорт изучал влияние социального присутствия на процесс критического мышления. По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

- количество конструктивных идей высокого качества возрастает в условиях уединения, а малоконструктивных, имеющих меньшую логическую ценность - в группе;

- аргументы, приводимые в присутствии других людей, являются более пространными, в них используется большее количество слов. Ф. Оллпорт охарактеризовал пространность мышления в группе как «многословие» (wordiness) [3].

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы студентам предлагались высказывания на определенную тему и ставилась задача генерировать аргументы «за» или «против». Студентам было заранее известно, что презентация идей будет осуществляться в аудиторное время в присутствии на занятии «посторонних» людей (студентов из параллельной группы), перед которыми будет стоять зачать оценить высказывания определенным образом (социальное присутствие). Данный факт способствовал мобилизации внутренних резервов организма и выражался в активизации выполняемого студентами вида работы.

В рамках организации опытно-экспериментальной работы нами были использованы следующие методические приемы, направленные на усиление экспрессивности речи студентов и учитывающие эффект социальной фасилитации, вызванный присутствием студентов из параллельных групп.

Аргументация. Студентам может быть предложено согласиться или не согласиться с приведенным высказыванием и аргументировать свою точку зрения. Присутствующие на занятии люди выбирают наиболее весомые аргументы, соглашаются или не соглашаются с какой-либо из представленных интерпретаций проблемы.

Анализ мотивов. После прочтения художественного произведения или его отрывка студенты анализируют характер героев и мотивы их поведения. Присутствующие на занятии «посторонние» преподаватели или друзья из параллельной группы оценивают логику мышления студентов, соглашаются или не соглашаются с высказанным мнением.

Решение проблемы. Перед учебной группой ставится проблема, связанная с изучаемой темой. Студенты предлагают возможные пути ее решения. Присутствующие «посторонние» выбирают наиболее конструктивные идеи.

Аукцион проектов. Данный вид работы организуется в форме соревнования: презентация нескольких проектов с их последующей оценкой и ранжированием. Присутствующие студенты выбирают лучший проект и аргументируют свой выбор. Друзья из параллельной группы также могут участвовать в соревновании, представляя свой проект.

Машина времени. После прочтения литературного произведения или просмотра кинофильма студентам предлагается представить, что они могли бы вернуться в определенный момент в прошлом, и ставится задача предложить свой вариант развития событий. «Посторонние» комментируют версии студентов или предлагают свою историю.

Написание газетного репортажа. Для внеаудиторной работы студентам можно предложить написать газетный репортаж на определенную тему. После его презентации на занятии в условиях социального присутствия «посторонние» люди выбирают (и аргументируют свой выбор) наиболее удачные репортажи, которые они смогли бы напечатать в газете, если бы были главным редактором. «Посторонние» преподаватели или друзья рассматривают репортажи с точки зрения актуальности темы, стиля изложения материала, творческого подхода.

Анализ народной сказки. С целью усиления процесса генерирования критических идей могут быть использованы и определенные приемы педагогической арт-терапии. Так, в рамках изучения тем «Belarus», «Great Britain», «The USA» при знакомстве с понятием «национальный характер» студенты читают и анализируют выбранную ими сказку и её героев, результирующих в себе конкретные черты определённого национального характера. Обсуждается история, судьба народа, повлиявшие на появление этих черт. Анализируется, как в сказках народа отражается его нравственная система координат. Дискуссия проходит в условиях социального присутствия. «Посторонние» люди могут принимать участие в обсуждении поднимаемых проблем.

Сочинение сказки. Студентам можно предложить написать сказку на заданную тему самим. «Посторонние» люди должны оценить креативность мышления студентов, найти сходство стиля сказки со стилем творчества какого-либо известного автора.

Написание киносценария. Написание киносценария к литературному произведению (отрывку) также является методическим приёмом, имеющим целью усиление процесса генерирования критических идей студентами. Возможная схема написания сценария следующая: название эпизода, обстановка, текст и действия героев, музыка и звуковое оформление. Студенты могут также предложить возможных актеров. Присутствующие «посторонние» выбирают лучший киносценарий, аргументируя свой выбор; сценарий и роль, над которыми они хотели бы работать, если бы были режиссером или актером; выявляют новое в интерпретации литературного произведения и характере героев в сценарии.

Сочинение финала. С целью усиления процесса генерирования критических идей для внеаудиторной работы студентам предлагается небольшое по объёму литературное произведение без финальной части. Задача состоит в его завершении. На следующем занятии присутствующие «посторонние» сравнивают предложенный финал с вариантом автора, выявляют сходство в логике мышления, выбирают вариант, который, возможно, понравился больше, чем у автора произведения.

Написание истории, основанной на музыкальном произведении. Использование техник педагогической арт-терапии для усиления процесса генерирования критических идей может базироваться и на музыкальных произведениях. Так, перед студентами может стоять задача написать

историю, основанную на сюжете какой-либо песни. Истории зачитываются в группе. Присутствующие «посторонние» высказывают предположения о том, какая песня была выбрана для написания рассказа, описывают собственные ассоциации. Для выполнения данного задания необходимо выбирать произведения с определенным сюжетом, соответствующим изучаемой теме. Удачным примером, на наш взгляд, является песня «Strangers in the Night», исполненная Фрэнком Синатрой, и др.

Сон героя. Иногда возможно использование методических приёмов, способствующих усилению нескольких видов доминирующих реакций одновременно. Для усиления процессов возникновения ассоциаций и генерирования критических идей после прочтения литературного произведения или просмотра художественного фильма (отрывков) студенты описывают в сочинении-эссе возможный сон главного героя. Выполнение задания основано на соотношении сознательного и бессознательного, отраженного на уровне ассоциаций. Данное задание направлено на усиление процесса возникновения ассоциаций, но так как оно связано с генерированием идей, то относится к сложной мыслительной деятельности, поэтому должно планироваться для внеаудиторной работы. Студентам заранее сообщают, что «посторонние» будут анализировать их сочинения, интерпретировать описанный сон героя [4].

В ходе опытно-экспериментальной работы студентам 3-го курса при изучении темы «Cinema» («Кино») для улучшения процесса генерирования критических идей во внеаудиторной работе было предложено написать сценарий, основанный на отрывке романа Дж.К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», а также написать эссе на одну из следующих тем: «Cinema: the second reality» («Кино: вторая реальность»), «His (or her) actor genius» («Его актерский гений»), «My favourite cinema genre» («Мой любимый жанр кино») с последующей презентаций результатов работы в группе.

При изучении темы «Human Personality» («Личность») студентам предлагалось прочитать новеллу О. Генри «The Gift of the Magi» («Дары волхвов») без финальной части. Студенты должны были придумать свой вариант окончания новеллы. Присутствующие на занятии «посторонние» озвучивали финал оригинала и сравнивали его с вариантами студентов. Также для внеаудиторной работы было предложено высказывание В. М. Бехтерева о роли личности в истории. Студенты анализировали позицию автора и предлагали свою трактовку проблемы, изложив ее в форме эссе, которое зачитывалось в группе.

В рамках работы со студентами 3-го курса над темой «Man and Nature» («Человек и природа») для улучшения процесса генерирования критических идей предлагались следующие задания:

- написать газетный репортаж об одном из редких или исчезающих видов животных. Присутствующие «посторонние» люди должны были выбрать репортаж, который бы они напечатали в своем издании, если бы были редактором, и аргументировать свой выбор;

- написать сценарий, основанный на одном из литературных произведений о редком виде животных (например, «Белый Клык» Дж. Лондона), об экологической катастрофе. Присутствующие люди выбирали лучший сценарий и высказывали предположения о возможном кастинге;

- написать сказку о редком виде животных или растений Беларуси. Присутствующие «посторонние» отвечали на вопрос, какую сказку они рассказали бы своим детям и почему;

- разработать программу действий по решению экологической проблемы (загрязнение реки, озера в своем районе). Присутствующие выбирали лучший проект, указывали моменты, которые возможно/невозможно реализовать в реальности и др. Подготовка к предлагаемым заданиям, имеющим целью усиление процесса генерирования критических идей, осуществлялась во внеаудиторное время.

Согласно результатам экспериментальной работы по использованию феномена социальной фасилитации с целью активизации процесса генерирования критических идей студентами, были зафиксированы статистически значимые отличия в уровне генерирования критических идей студентами контрольных и экспериментальных групп.

Таким образом, можно утверждать, что психологический ресурс социальной фасилитации является действенным способом активизации учебной работы студентов на занятии и может быть целенаправленно использован в рамках образовательного процесса.

The article deals with the possibility of the activation of the process of students' generating critical ideas while teaching them a foreign language using the psychological phenomenon of social facilitation. The scientific definition of this phenomenon is given as well as its influence on a person's critical thinking. The possibility of social facilitation

usage in the teaching process is revealed. The article presents definite methods of using people not belonging to a definite students' group in the teaching progress. These people are supposed to function as a trigger to facilitating processes caused by social presence.

The key words: social facilitation, critical thinking, activation, social presence.

Список литературы

1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. : Изд-во полит. лит-ры, 1990. 494 с.

2. Burnham, W.H. The hygiene of home study / W.H. Burnham // Pedagogical seminary. 1905. Vol. 7, № 12. P. 229 - 236.

3. Allport, F.H. The influence of the group upon association and thought / F.H. Allport // J. of experimental psychology. 1920. Vol. 3, № 3. P. 159 - 182 .

4. Шоцкая, Г.А. Социальная фасилитация в системе обучения студентов иностранному языку : моногр. / Г.А. Шоцкая. Минск : Бестпринт, 2007. 50 с.

Об авторе

Шоцкая Гражина Александровна - Барановичский государственный университет (Республика Беларусь), старший преподаватель кафедры грамматики и фонетики английского языка.

4. РБ, г. Барановичи, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 34, кв. 82.

5. elena3280@mail .ru

6. 8(0163) 49 41 83

SOCIAL FACILITATION AS A MEANS OF THE ACTIVATION OF STUDENS" GENERATING CRITICAL IDEAS G.A. Shotskaya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.