Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА САМОПОЗНАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА САМОПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / INTEGRATIVE CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL COMPETENCE / МЕНТАЛЬНАЯ ТРУДОСПОСОБНОСТЬ / MENTAL CAPACITY FOR WORK / САМОПОЗНАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE AND PROFESSIONAL SELF-PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкашина Татьяна Викторовна

Самопознание и самосовершенствование как социально-направленный процесс обусловлен общественным запросом, предъявляемым к профессионально-личностным качествам педагога как носителя духовно-нравственных ценностей. Динамика роста профессиональной компетентности разумно мыслящего субъекта самопознания достигается в режиме постоянства в силу поступенно-постепенной трансформации педагогического сознания в приложении к современной педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкашина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Competence of a Lecturer as a Subject of Self-Knowledge

Self-knowledge and self-perfection as a social oriented process bases on public demand brought forward to professional and personal qualities of a teacher as a bearer of spiritual and moral values. The dynamics of increase of professional competence of a reasonably thinking subject of self-knowledge is attained in the conditions of permanency due to the gradual transformation of pedagogical consciousness applied to the modern pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА САМОПОЗНАНИЯ»

Т.В. Черкашина

Профессиональная компетентность преподавателя как субъекта самопознания

Самопознание и самосовершенствование как социально-направленный процесс обусловлен общественным запросом, предъявляемым к профессионально-личностным качествам педагога как носителя духовно-нравственных ценностей. Динамика роста профессиональной компетентности разумно мыслящего субъекта самопознания достигается в режиме постоянства в силу поступенно-постепенной трансформации педагогического сознания в приложении к современной педагогической практике.

Ключевые слова: интегративные характеристики профессиональной компетентности; ментальная трудоспособность; самопознание и профессиональное самосовершенствование.

Разумно мыслящий педагог, адаптируясь к современным условиям периода перемен, смены духовно-нравственных установок, способен максимально активизировать индивидуальный ресурс сил в своей педагогической деятельности. Показательным в этой связи является целенаправленное познание личных возможностей и способностей в приложении к повседневным педагогическим коммуникациям. Речь идет не столько о культуре внешних взаимосвязей участников педагогического сотрудничества, сколько о культуре генерируемых побудительных мотивов, направленных на профессионально-личностное самосовершенствование с целью разрешения плановых педагогических задач.

Одной из первоочередных практически-значимых задач современного образовательного пространства выступает осознанное формирование внутренней культуры педагога на основе самопознания и профессионально-личностного самосовершенствования. Объективация самооценки профессионально-личностных качеств способствует формированию самосознания разумно мыслящего субъекта педагогической деятельности, укреплению ментального иммунитета, призванного противостоять пустословию, безрассудству, безнравственности.

Профессиональное самосовершенствование педагога предопределяется такими соционормативными требованиями, которые выше его настоящих (текущих) умений и навыков. Существующее противоречие между реальными достижениями и желаемыми результатами в системе профессионально-личностных приоритетов «быть» и «становиться» отражает динамику изменений самосознания в соответствии с индивидуальной программой самопознания и самосовершенствования.

В контексте проблемы следует подчеркнуть, что в основе профессионального самосовершенствования заложен психологический механизм целенаправленного

преодоления внутренних противоречий между реальным уровнем профессионализма («Я-реальное профессиональное») и некоторым моделируемым (воображаемым) его состоянием («Я-идеальное профессиональное») [5]. Преодоление противоречий между внутренним запросом «быть» и потребностью «становиться» обеспечивается системной трансформацией неполноценных свойств в желаниях, эмоциях, чувствах, мыслях. Движущей силой этого процесса выступает побудительный мотив к самосовершенствованию с последующей активизацией ментальной трудоспособности в виде унифицированного самоанализа. Унифицированный самоанализ профессионально-личностных достижений в параметрах временных характеристик в режиме постоянства (день, неделя, месяц и т. д.) и универсальная программа самокоррекции выявленных недостатков создают предпосылки для качественного преобразования исследуемых в себе свойств в соответствии с нравственной ориентацией побудительных мотивов. Так, качество миролюбия, как коммуникативная основа педагогического сотрудничества, в динамике позитивных трансформаций приобретает вид терпеливого миролюбия, прощающего миролюбия, понимающего миролюбия, милосердного миролюбия, сострадательного миролюбия. Динамика противоположных (негативных) трансформаций будет выражаться упорным, неотступным, настырным, назойливым, навязчивым, упрямым миролюбием, при этом с каждой последующей ступенью происходит усиление свойств, присущих качеству немиролюбия [3]. В этом смысле длительные остановки, связанные с переоценкой личных достижений, не только не полезны, но и опасны в силу возможного «сползания» в зону действия негативных проявлений: обиды, зависти, ревности, тщеславия.

Профессиональное самосовершенствование как осмысленный процесс является следствием разрешения целенаправленного и непрерывного поиска и обретения личностного «я», унифицированного самоанализа индивидуального ресурса сил (силы разума, воли, духа), осознания необходимости внутренних качественных перемен, мотивации продуктивной деятельности. Различают внутренние и внешние источники мотивации профессионального самосовершенствования. В качестве внешнего источника выступает социально-значимая потребность, определяющая направление и содержание необходимых качественных изменений в характере трудоспособности разумно мыслящего субъекта педагогической деятельности. Активизированная запросом извне внутренняя потребность педагога в самосовершенствовании поддерживается его личными мотивами и обуславливается наличием системных качеств, подтверждающих уровень его профессионализма. Самосовершенствование не имеет никаких возрастных, половых, статусных, ограничений, но в большей мере зависит от внутренней готовности и развитой способности познавать, преобразовывать себя и, как следствие, свою жизнедеятельность, становиться подлинным субъектом профессионального труда.

Педагогическая компетентность, как составляющая профессионального самосовершенствования, представляется интегральной профессионально-личностной характеристикой, определяющей готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-

исторический момент нормами, стандартами, требованиями [6]. В самом общем представлении профессиональная компетентность означат владение преподавателем необходимой суммой знаний, умений, навыков, определяющих уровень его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [4]. Исходя из определений, в контексте самопознания можно выделить структурно-смысловые компоненты профессиональной компетентности, основные ценностные ориентиры в преодолении формализованных подходов в полифункциональных педагогических коммуникациях, с учетом специфики уклада образовательного учреждения. Уклад образовательного учреждения, как подчеркивает С. Вачкова, является важнейшей характеристикой образа жизни педагогов и воспитанников, в идеале предполагающей установление подлинно гуманных отношений между ними в учебном процессе [2: с. 57]. Среди множества факторов, влияющих на гуманизацию педагогического процесса, особого внимания заслуживает нравственный аспект иерархических коммуникаций (с учетом специфики менеджмента высшей школы), обусловленный внутренней готовностью их участников к самопознанию и профессиональному самосовершенствованию.

В контексте изложения детальному рассмотрению подлежит трудоспособность преподавателя как интегративная характеристика в соответствии с низким, средним, высоким уровнем объективации самооценки профессионально-личностных достижений по схеме просто, грамотно, интересно, полезно, понятно [7], исходя из целенаправленно совершаемых педагогических действий, емких по содержанию:

1. Просто — понять совершенные ошибки, преодолевая сомнения в правильности выбранной системы самопознания и профессионального самосовершенствования.

2. Грамотно — принять систему самопознания и профессионального самосовершенствования как руководство к действию; удобным для себя способом преодолеть страх собственного несовершенства, не нарушая норм межличностных педагогических коммуникаций.

3. Интересно — вместить в сознание систему самопознания и профессионального самосовершенствования, упорядоченно организовать свою профессиональную деятельность, преодолевая в себе проявления тщеславия, при этом сохраняя базовые профессионально-личностные качества лидера-педагога.

4. Полезно — овладеть системой самопознания, преодолевая страдания вследствие выявленных неполноценных профессионально-личностных качеств, развивая способность к системному профессиональному самосовершенствованию.

5. Понятно — применить (внедрить) систему самопознания и профессионального самосовершенствования в практику профессиональной педагогической деятельности, совершенствуя свои педагогические знания и умения в соответствии с нормативными требованиями профессионального мастерства.

6. Целенаправленно — проанализировать свои профессионально-личностные качества, совершенствуя умение ясного видения достоинств и недостатков (в себе и окружающих), проявленных в межличностных профессиональных коммуникациях.

7. Емко — откорректировать выявленные в себе неполноценные профессионально-личностные качества, обеспечивая уникальную возможность вхождения в период качественных перемен в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя динамику развития трудоспособности по предложенной схеме, можно выделить три характерных уровня. Первая - третья позиции в представленном ряду соответствуют низкому уровню самосознания разумного субъекта педагогической деятельности, характеризуют способность к системному преодолению в себе неполноценных качеств. Третья - пятая позиции свидетельствуют об окрепшем волевом, эмоциональном, ментальном иммунитете, соответствуют среднему уровню самосознания разумно душевного субъекта педагогической деятельности, отражают универсальные возможности профессионального самосовершенствования. Пятая - седьмая позиции указывают на возможность уникальных достижений по самоуправлению внутренним ресурсом сил, создают условия для перехода в высокий уровень самосознания разумно мыслящего субъекта педагогической деятельности. Таким образом, количество совершаемых (исходя из объективной необходимости) ментально-чувственных интеракций преобразовывается в качество осмысленной профессиональной деятельности в соответствии с нормативными требованиями профессиональной педагогической компетентности. На основе изложенного интегративная характеристика профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как субъекта самопознания может быть структурирована в соответствии с показателями (профессиональные знания и умения, личностные качества), критериями (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельный), уровнями (низкий, средний, высокий) и представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1

Интегративная характеристика профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как субъекта самопознания

Кри- Интегративные уровневые характеристики. Показатели [7: с. 261-262, 435-436]

терии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Субъект, устремленный Преподаватель в систе- Сотрудник в системе

а л л к самопознанию, обла- ме самопознания, обла- самопознания, обла-

« Я Ь 1 § Й и В 4 дающий специальными дающий научными дающий фундамен-

в « знаниями в формате знаниями в формате тальными знаниями

* ¡5 о (г1 упорядоченности систематизации и согла- в формате унификации

о ^ <и м и стандартности в пара- сованности в пара- и инновации в пара-

£ ■и1 в о в а га метрах понять, принять, метрах вместить, метрах применить,

с: 5 вместить овладеть, применить проанализировать, откорректировать

Критерии Интегративные уровневые характеристики. Показатели [7: с. 261-262, 435-436]

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Эмоционально-ценностный Личностные качества (как делать?) Разумный субъект педагогической деятельности, формат мышления «я + они» в параметрах «ты и знания», «ты к знаниям», «ты со знаниями»; педагогическое сознание, пробуждающееся, насыщающееся, трезвеющее, прозревающее, слушающее, говорящее, сосредоточенное Разумно душевный субъект педагогической деятельности, формат мышления «они и я» в параметрах «ты со знаниями», «ты в знаниях», «знания и умения с тобой»; педагогическое сознание бодрое, насыщенное, трезвое, зрячее, слышащее, повествующее, осознающее «зло в добре» Разумно мыслящий субъект педагогической деятельности, формат мышления «они + я» в параметрах «знания и умения с тобой», «знания и умения в тебе», «знания и умения через тебя»; педагогическое сознание активное насыщающее, отрезвляющее, ясновидящее, яснослы-шащее, наставляющее, осознающее «добро во зле»

Деятельный Профессиональные умения (с чего начинать?) Ментально трудолюбивый субъект, производящий самоанализ «после» коммуникативного педагогического события, обладающий упорядоченными умениями в параметрах просто, грамотно, интересно Ментально самостоятельный субъект, производящий самоанализ «во время» коммуникативного педагогического события, обладающий системными умениями в параметрах интересно, полезно, понятно Ментально самодостаточный субъект, производящий самоанализ «до» возможного коммуникативного педагогического события, обладающий унифицированными умениями в параметрах понятно, целенаправленно, емко

Представленная трехуровневая модель профессионально-педагогической компетентности базируется на системном самоанализе ошибок в прошлом («после» коммуникативного педагогического события, низкий уровень), унифицированном разрешении напряженных ситуаций в настоящем («во время» коммуникативного педагогического события, средний уровень), универсальной профилактике неадекватных проявлений в будущем («до» прогнозируемого коммуникативного педагогического события, высокий уровень). При этом ментальная трудоспособность, в соответствии с форматом мышления «они + я», будет способствовать минимизации некорректных личностных проявлений в практике педагогического труда в силу существенного преобладания социально-значимой идеи над личной мотивацией в приложении профессионально-личностных сил. Системные подходы в познании индивидуального ресурса сил, в умении видеть и различать суть внутренних преобразований на уровне желаний, эмоций, чувств, мыслей способствуют повышению профессионально-личностного потенциала по ряду исследуемых добродетелей: миролюбию, правдивости, ответственности, благодарности, уверенности, скромности.

Интегративные уровневые характеристики профессиональной компетентности разумно мыслящего субъекта педагогической деятельности создают возможность для сравнительной самооценки вследствие системного самоанализа качественных изменений ментальной трудоспособности, определяющей уровень педагогического сознания. Педагогическое сознание, по определению В. Меньшикова, представляет целостное единство взаимосвязанных между собой разных форм педагогического сознания (народное педагогическое сознание, нормативное педагогическое сознание, теоретическое педагогическое сознание), сложнейшее пространство образов, идей, традиций, концепций, учений, явление все более развивающееся и усложняющееся в истории. При этом подчеркивается необходимость анализа типов сознания не только со стороны их форм, но прежде всего со стороны содержания1.

Качественные показатели когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельного критериев во взаимообусловленных, взаимозависимых связях создают уровневую модель педагогического сознания и дают возможность исследовать его и по форме, и по содержанию. Анализируя структурно-содержательную уровневую модель педагогического сознания можно проследить динамичные статусные трансформации субъекта самопознания, обладающего характерными правами и обязанностями на стадии: устремленный, ученик, сотрудник (когнитивный критерий). Соционормативные правила профессионально-личностных коммуникаций на каждом из этапов будут иметь существенные отличия по смыслу и процессуальной направленности, например, правила для ученика и сотрудника, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Соционормативные правила профессионально-личностных коммуникаций

субъекта самопознания [8: с. 341-342]

№ Правила

для ученика для сотрудника

1. Не сори (хламом, словами, мыслями). Прибирай, убирай (хлам, слова, мысли).

2. Не нарушай (законов, правил, принципов). Соблюдай (законы, правила, принципы).

3. Не возьми (не твое, ничье, общее). Отдавай без корысти (силы, время, знания).

4. Не суди (учителей, врачей, родителей). Оправдай (обидчика, критика, оппонента).

5. Не расточай (свое, народное, природное). Сохраняй (природное, народное, свое).

6. Не забывай (долгов, обещаний, обязанностей). Помни (долги, обещания, обязанности).

7. Не навреди (себе, другу, врагу). Помогай (врагу, другу, себе).

По аналогии, исходя из критериальной характеристики условно низкого уровня в достижении профессиональной компетентности (табл. 1), выстраи-

1 Меньшиков В.М. Педагогическое сознание: структура и содержание. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41497.php.

ваются правила для субъекта, устремленного к самопознанию и профессиональному самосовершенствованию, отражая модель педагогического сознания разумного, трудолюбивого преподавателя высшей школы, адаптированного к условиям современной образовательной среды.

Приведенные правила на стадии ученик (табл. 2) соответствуют условно среднему уровню самосознания разумно душевного субъекта самопознания, прилагающему свои усилия для разрешения индивидуальных самовоспитательных программ, вследствие которых правило «не сори» становится руководством к осмыслению чувств и развитию ментального трудолюбия в параметрах интересно, полезно, понятно. Нравственное указание «не нарушай» и безусловное следование этой установке ведет к законопослушанию, чести, справедливости; «не суди» — укрепляет силу воли в части благодарности, признания и прощения тех, кто связан общими духовно-нравственными идеалами в формате профессионального мышления «они и я», умением видеть собственные ошибки ранее, чем на них укажут критики и оппоненты; правило «не расточай» — учит целесообразности и соизмеримости профессионально-личностных затрат в параметрах «ты со знаниями», «ты в знаниях», «знания и умения в тебе», осмысляя ценность своевременного применения системных знаний в практику педагогического труда; сентенция «не забывай» — позволяет производить самоанализ выполненных обещаний «во время» текущего события с осмыслением причинно-следственных связей происходящего; установка «не навреди» — способствует развитию ментальной самостоятельности в принятии и разрешении плановых самовоспитательных программ, ответственности и дисциплины в освоении инновационных творческих подходов по реализации актуальных педагогических задач.

Анализ модели педагогического сознания на основе критериальных показателей условно высокого уровня в достижении профессиональной компетентности указывает на возможности дальнейшего профессионально-личностного самосовершенствования как сотрудника в самопознании, духовно-нравственные правила для которого ориентированы на сбережение социально-значимых воспитательных традиций, приумножение ценностных стимулов к ментальному труду, достижения уровня культуры в полифункциональных коммуникациях участников педагогического сотрудничества.

Системное освоение каждого последующего этапа самопознания обеспечивает качественно новый уровень профессионально-личностных достижений в повышении педагогической компетентности, при этом педагогическое сознание в целом (в силу поступенно-постепенной трансформации) обретает более сложную структуру и более масштабное функционирование. Подтверждением тому могут служить результаты деятельности «Школы педагогического мастерства» за 2011/2012 учебный год, организованной на базе Восточноевропейского университета экономики и менеджмента г. Черкассы, Украина. В состав участников «Школы педагогического мастерства» вошли начинающие преподаватели, в большинстве своем не имеющие педагогического образования, в количестве 15 человек. Базовым компонентом программы «Школы педагогического мастерства» явился теоретико-методический ресурс системы самопознания и профессиональ-

ного самосовершенствования субъекта педагогической деятельности, основные положения которого представлены в учебных программах «Культура взаимоотношений. Самоанализ», «Культура взаимоотношений. Самокоррекция», в научно-методическом сборнике «Культура взаимоотношений субъектов педагогической деятельности в современной педагогической практике» (авторские разработки), в учебном пособии «Самодиагностика», учебнике «Культура взаимоотношений» (в соавторстве с Н.Б. Евтухом) и других авторских научно-методических разработках по самопознанию и самосовершенствованию. Анализ деятельности «Школы педагогического мастерства» дал возможность составить общее представление о готовности ее участников к самопознанию, а также проследить динамику роста профессионально-личностных качеств по отдельным показателям, включенным в уровневые характеристики (таблица 1). Вследствие овладения самодиагностическими методиками (самотестирование [9], самодиагностика по таблице «Леонардо» [8: с. 436]), отмечены позитивные изменения в профессиональной деятельности указанной группы преподавателей. К наиболее существенным показателям, характеризующим состоявшиеся профессионально-личностные достижения, отнесены:

• повышение ментальной трудоспособности — системный самоанализ профессионально-личностных качеств «после» нестандартных коммуникативных педагогических контактов (профессиональные умения);

• формирование эмоционального иммунитета — проявление самообладания в нештатных педагогических ситуациях (личные качества);

• укрепление самодисциплины в педагогической деятельности — умение самостоятельно принимать решения и разрешать комплексные программные педагогические задачи (профессиональные знания).

Системное изучение теоретико-методических основ самопознания и профессионально-личностного самосовершенствования, организованное в виде научно-методического семинара для учителей различных категорий в системе последипломного образования (Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников, 2012/2013 учебный год, более 200 человек) свидетельствует об актуальности и практической ценности предложенной методики применительно к реальным условиям педагогической практики.

Интересным и полезным, в части проявления внутренней готовности к самопознанию, является опыт работы со студентами различных направлений профессиональной подготовки, в том числе и педагогических специальностей (Черкасский национальный университет им. Б. Хмельницкого, Восточноевропейский университет экономики и менеджмента, г. Черкассы, 2011/2013 учебные года) по апробации специальной дисциплины социально-гуманитарного цикла «Культура взаимоотношений». Анализ показывает, что назрела насущная необходимость широкомасштабного внедрения системы самопознания и профессионально-личностного самосовершенствования в педагогический процесс вузов, общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных заведений современного образовательного пространства.

Профессиональная компетентность, отражая способность профессионально работающего в области педагогики субъекта позволяет рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта для самовоспитания и самообучения, овладения инновационными способами и формами целесообразной педагогической деятельности.

В контексте проблемы считаем уместным представить компетентность в акмеологическом понимании, которая рассматривается как главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам [1]. Очевидно, что акмеологическое прочтение компетентности предполагает разрешение двух основных профессионально-педагогических задач «Что делать?» и «С чего начинать?». В контексте самопознания и самосовершенствования помимо указанных двух реализуется программа профессионально-личностных достижений «Как делать?», ориентированная на эмоционально-выверенные, ментально-гуманные формы коммуникаций современного образовательного пространства. При этом личный ресурс знаний и умений применительно к качеству педагогического труда позволяет выявить уровень профессиональной педагогической компетентности (низкий, средний, высокий) и выработать дальнейший план профессионального самосовершенствования.

Несоответствие индивидуального ресурса сил вышеприведенным критериям когнитивному, эмоционально-ценностному, деятельному (табл. 1), свидетельствует о нереализованных возможностях в достижении заявленного (желаемого) уровня профессиональной компетентности. Осмысленная мотивация дальнейшего профессионального самосовершенствования активизирует процесс системных трансформаций по схеме личностных преодолений: сомнение, страх, гордыня, страдание на новом витке индивидуального развития [7]. В этом смысле вопрос «Как делать?» выступает стимулирующим фактором в переходе педагогического сознания (эмоционально-ценностный критерий) из зоны действия неполноценных свойств в виде благообразия, правдоподобия, благосклонности, благочестия в зону более высоких личностных качеств при безусловном соблюдении духовно-нравственных норм. Уровневая трансформация системных качеств способствует созданию ценностного ресурса в желаниях, эмоциях, чувствах, обеспечивает ментальное пробуждение педагогического сознания от духовного невежества, насыщение его специальными и научными знаниями, отрезвление от самолюбования малозначимыми достижениями и успехами, прозрение на собственную некомпетентность, умение слушать собеседника, говорить по существу, сосредотачиваться на объекте педагогического исследования. Следует подчеркнуть, что одним из базовых показателей педагогической компетентности выступает гуманизация профессиональной деятельности, вследствие чего педагогическое сознание претерпевает существенные изменения, приобретая трезвость суждений, насыщаясь

фундаментальными, духовно-нравственными знаниями, становясь «зрячим», постигая умение анализировать причинно-следственные связи «во время» событий, слышащее себя и оппонента, целенаправленно говорящее, осознающее «зло в добре». Педагогическое сознание разумно мыслящего субъекта самопознания в высоких проявлениях выступает как ментально активное, насыщающее знаниями, отрезвляющее от неполноценных желаний, чувств и мыслей, ясновидящее причинно-следственные связи «до» возможного события, яснослышащее себя, коллег, оппонентов, критиков, наставляющее по велению совести и долга, осознающее «добро во зле». Уровневая дифференциация педагогического сознания (низкий, средний, высокий уровень) указывает на динамику роста ментальной трудоспособности, определяющей профессионально-личностную стратегию в формировании коммуникативной культуры с субъектами и объектами окружающей действительности в пределах нормативных требований профессиональной компетентности.

Умение системно воспринимать педагогическую реальность, рассматриваемое как базовый процессуальный компонент профессионально-педагогической компетентности, обусловливает системное взаимодействие с ней. Такое умение обеспечивает возможность целостного, унифицированного видения логики педагогических процессов, понимания закономерностей и тенденций развития педагогической системы, моделирования целесообразной деятельности [6].

Исходя из критериальных уровневых характеристик профессиональной компетентности, целенаправленная педагогическая деятельность (низкий уровень, деятельный критерий) представляется трудолюбием, упорядоченными умениями по проектированию и реализации программных педагогических задач в параметрах просто, грамотно, интересно. Соответственно средний уровень (деятельный критерий) отражает самостоятельность, системные умения в принятии и разрешении плановых комплексных педагогических программ в параметрах интересно, полезно, понятно; высокий уровень (деятельный критерий) — самодостаточность, унифицированные умения в достижении социально-ориентированных, профессионально-значимых педагогических стратегий в параметрах понятно, целенаправленно, емко (табл. 1). Анализ показывает, что динамика роста профессионально-педагогической компетентности разумно мыслящего субъекта самопознания достигается в режиме постоянства профессионально-личностного самосовершенствования вследствие поступенно-постепенной трансформации педагогического сознания в части профессиональных знаний, умений и личных качеств.

Таким образом, профессиональная педагогическая компетентность, выражая единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению целенаправленной педагогической деятельности, выступает следствием системного ментального труда по самокоррекции профессионально-личностных качеств, укреплению волевого, эмоционального, ментального иммунитета в процессе самопознания. Дифференциация профессиональной компетентности (низкий, средний, высокий уровень) в соответствии с уровнем самосознания указывает

на динамику роста профессионально-личностных качеств. Структурирование по заданным критериям (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельный) дает возможность проанализировать качественные изменения педагогического сознания разумно мыслящего субъекта самопознания, установить уровень профессиональной компетентности, скорректировать программу дальнейшего профессионально-личностного самосовершенствования.

Литература

1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2004. 161 с.

2. Вачкова С.Н. Уклад школы как педагогическая категория и феномен действительности // Вестник БФУ им. И. Канта. Калининград. 2013. Вып. 5. С. 54-59.

3. Евтух Н.Б., Черкашина Т.В. Культура взаимоотношений: учебник. Черкассы: Издатель Ю.А. Чабаненко, 2010. 340 с.

4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1223 с.

5. Кунаковская Л.А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж. 2003. 202 с.

6. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. 2-е изд., доп. и перераб. Киев: Высшая школа, 2004. 304 с.

7. Пиньковская Э.А. Спаси и сохрани. Т. 2. «Эгология». Черкассы: Издатель Ю.А. Чабаненко, 2012. 438с.

8. Пиньковская Э.А. Спаси и сохрани. Т. 3. «Детектор лести». Черкассы: Издатель Ю.А. Чабаненко, 2013. 438 с.

9. Самодиагностика. Сборник тестов: учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Б. Евту-ха, Т.В. Черкашиной. Черкассы: Издатель Ю.А. Чабаненко, 2010. 240 с.

References

1. Akmeologicheskij slovar' / Pod obshh. red. A.A. Derkach. M.: RAGS, 2004. 161 s.

2. Vachkova S.N. Vklad shkoly' kak pedagogicheskaya kategoriya i fenomen dejstvitelnosti // Vestnik BFU im. I. Kanta. Kaliningrad. 2013. Vy'p. 5. S. 54-59.

3. Evtux M.B., Cherkashina TV Kul'tura vzaimootnoshenij: uchebnik. Cherkasy': Izdatel' Yu.A. Chabanenko, 2010. 340 s.

4. Efremova T.F. Novy'j slovar' russkogo yazy'ka, Tolkovo-slovoobrazovatel'ny'j. M.: Russkij yazy'k, 2000. 1223 s.

5. Kunakovskaya L.A. Pedagogicheskaya refleksiya kak faktor profesional'nogo samosovershenstvovaniya uchitelya: dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2003. 202 s.

6. Osnovy' pedagogicheskogo masterstva / Pod red. I.A. Zyazyuna. 2-e izd. dop. i pererab. К.: Vy'sshaya shkola, 2004. 304 s.

7. Pin'kovskaya E\A. Seriya knig «Spasi i soxrani». T. 2. «Egologiya». Cherkassy': Izdatel' Yu.A. Chabanenko, 2012. 438 s.

8. Pin'kovskayaE.A. Seriya knig «Spasi i soxrani». T. 3. «Detektor lesti». Cherkassy': Izdatel' Yu.A. Chabanenko, 2012. 438 s.

9. Samodiagnostika. Sbornik testov: ucheb. posobie / Pod obshh. red. M.B. Evtux, ТУ. Cherkashinoj. Cherkassy': Izdatel' Yu.A. Chabanenko, 2010. 240 s.

T.V. Cherkashina

Professional Competence of a Lecturer as a Subject of Self-Knowledge

Self-knowledge and self-perfection as a social oriented process bases on public demand brought forward to professional and personal qualities of a teacher as a bearer of spiritual and moral values. The dynamics of increase of professional competence of a reasonably thinking subject of self-knowledge is attained in the conditions of permanency due to the gradual transformation of pedagogical consciousness applied to the modern pedagogical practice.

Keywords: integrative characteristics of professional competence; mental capacity for work; self-knowledge and professional self-perfection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.