Щф}
улшиш^ные /к(//Ки
А. А. Гпузман, А. В. Гпузман
УДК 378.147 СТРАТЕГИЯ
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА ОСНОВЕ САМОПОЗНАНИЯ
к ктуальность исследования обуславливается существующей общественной и образовательной потребностью в субъектах педагогической деятельности, способных как к проектированию образовательной среды и ее участников, так и самопроектированию, а именно - их собственному профессиональному росту, основанному на развитых механизмах осмысления и анализа своего педагогического опыта. Продвижение в указанном направлении дает возможность будущему преподавателю иностранных языков осмыслить и спроектировать собственную профессиональную стратегию, совершенствовать общеразви-вающие, фундаментальные, профессиональные, специальные, научно-исследовательские и практические компетенции, приумножать собственный опыт в области теоретической и практической грамматики, фонетики, лексикологии, стилистики, истории языка, теории и практики перевода, страноведения, практики устной и письменной речи, методики преподавания иностранного языка с целью направить индивидуальный ресурс на более высокий уровень выполнения своей личностно-про-фессиональной роли с учетом условий образовательной среды.
Целью статьи является рассмотрение стратегии самосовершенствования будущих преподавателей иностранных языков на основе самопознания.
Основные положения проблемы самосовершенствования преподавателей иностранных языков рассматриваются в философской, педагогической и психологической литературе. В соответствии с этими сферами наук определились три основных подхода.
В философских науках (Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, В. Э. Чудновский, Ф. Т. Михайлов, С. Л. Франк, В. А. Ядов) личностно-профессиональное самосовершенствование рассматривается как деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков. Ведущим критерием сформированное™ личности вообще, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств, определяет развитость его самосознания, способность выбирать ту систему ценностей и целей, которую он будет реализовывать в своей жизни.
В психологических науках (К. А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, Б. С. Братусь, К. Я. Вазина, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. А. Климов, Д.А Леонтьев, Н.С. Пряжников, С. А. Ми-нюрова, Л. И. Рувинский, И. Н. Семенов, В. И. Слободчиков, В. В. Столин, В. Франкл, Г. К. Юнг) сущностная характеристика лич-ностно-профессионального самосовершенствования субъекта любой деятельности определяется мотивационными, интеллектуальными и практико-ориентированными факторами, которые определяются уровнем осмысленности себя и своей роли в профессиональной среде, стремлением к самопознанию, самоутверждению, самовыражению, самореализации, самоактуализации. Личностно-профес-сиональное самосовершенствование включает в себя жизненные смыслы-цели, определяющие характер и направленность профессиональных целей и планов, в то же время данные цели и планы конкретизируют смысло-жизненные ценностные предпочтения, так как личность выбирает из иерархии ценностей те, которые наиболее тесно увязаны с ее доминирующими потребностями.
В педагогических науках (В. И. Андреев, В. А. Деркунская, В. Г. Маралов, Г. М. Код-жаспирова, Н. В. Кузьмина, Ю. М. Орлов) личностно-профессиональное самосовершенствование рассматривается как внутренний
процесс осознанной целенаправленной самопознавательной (ценностно-мотивированной) непрерывной жизнедеятельности на основе системного целеполагания, самоорганизации, самоанализа, самооценки и самокоррекции, направленных на совершенствование индивидуальных качеств и личностно-профессио-нального роста. Личностный и профессиональный рост педагога связан с качественным изменением его личностного и профессионального потенциала: расширением сознания и самосознания, открытием истинного, сущностного в себе, обретением профессионально и личностно ценных смыслов и целей своего бытия, индивидуального способа осуществления себя в профессии. Профессиональное становление педагога во многом зависит от осуществления поиска и обретения им смысла жизни, от осознания им профессиональной деятельности как своего жизненного призвания.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской, «смысл жизни - это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления» [1, с. 72]. Для человека, осуществившего смысложизненное самоопределение, выбор в конкретных ситуациях жизни и профессиональной деятельности не вызывает мучительных раздумий, а становится самопроявлением его сущности: он действует в этих ситуациях с позиции ведущих смыслов и целей своей жизни.
Таким образом, философы, психологи и педагоги утверждают, что на каждом отрезке существования человек в определенной степени самоорганизуется и самоопределяется по отношению к своей жизнедеятельности. В процессе профессионального обучения и приобретения специальности молодые люди становятся субъектами жизни и профессиональной деятельности, выступая как ее организатор и исполнитель определенных социальных ролей. Эти роли, как минимум, включают два аспекта: ценностно-смысловой, который обеспечивает ценностную сторону мотива-ционного целеполагания и содержит систему
нравственно-духовных ценностей, определяющих смысл жизни человека, и пространственно-временной: наличие представлений о личностно-профессиональном будущем, выраженных в жизненно-деятельностных целях и планах. Все это впоследствии реализуется в ходе стратегического и тактического планирования своей жизнедеятельности.
Речь идет о подготовке педагога к осмысленному выбору и построению своего жизненного и профессионального пути в независимости от социально-экономических и культурно-образовательных условий общества. Это связано, прежде всего, с тем, что в современном образовательном социуме следует формировать у будущих конкурентоспособных специалистов представления о будущем, основанном на самопознании, саморазвитии и саморегуляции своего поведения и выполнения полифункциональных жизненных и профессиональных ролей. Стратегия жизнедеятельности отражается в способности личности осмысливать имеющийся опыт, полученный в предыдущий период, планировать и организовать свою жизнь с учетом ее удовлетворенности в настоящее время, проецировать ее ход на предстоящие годы. Причем представление будущего во многом зависит от оценки настоящего уровня жизнедеятельности, способности коррелировать планы в зависимости от существующего уровня выполнения стратегических планов и возможностей (условий) по-новому их обосновать и реализовать в будущем.
Важное значение для обоснования и реализации стратегии личностно-профессиональ-ного самосовершенствования преподавателя иностранного языка имеют жизненные идеалы и смыслы, которые отражаются в целях и планах жизнедеятельности. В поиске и обретении будущим педагогом-филологом смысла жизни решающую роль играет его профессионально-личностная перспектива, объединяющая в себе профессиональные и жизненные ценности, цели и планы. В основу данного понятия положено понятие «стратегия жизнедеятельности», включающее личные
профессиональные планы и перспективу, которое активно разрабатывается в отечественной психологии в рамках проблемы профессионального образования (Э. Ф. Зеер, А. А. Бо-далев, С. А. Минюрова, В. И. Андреев, К. Я. Ва-зина, М. И. Кряхтунов, Б. И. Сарсенбаева, В. В. Сериков).
Достижение высокого уровня стратегии самосовершенствования практикующего специалиста в сфере иностранной филологии становится возможным вследствии системной самопознавательной деятельности при соблюдении ряда существенных требований:
- мотивированного и осознанного стремления к самопознанию, основанного на собственных интересах и потребностях в совершенствовании личностно-профессиональных качеств и способностей;
- осмысленности целей и задач, направленных на уточнение и достижение значимых результатов собственного труда с учетом сравнения и анализа организационно-содержательных педагогических условий с имеющимся опытом; создание рабочей стратегии (це-лереализации) профессиональной деятельности на протяжении всей жизнедеятельности;
- сформированности способов деятельности к самопроектированию и самоорганизации личностно-профессиональной деятельности на основе установления связей между изучаемым содержанием обучения (практики) и форм, средств, методов, выяснение их сущности, состава, связей, назначения;
- способности к поиску и отбору необходимых процессуальных и содержательных действий, самостоятельный выбор из множества возможных наиболее рациональных и эффективных, направленных на выполнение полифункциональных образовательных (производственных) задач, ориентированных на общий способ их разрешения во всех частных и конкретных вариантах условий;
- способности к самоконтролю, самооцениванию, самоанализу и самокоррекции на основе получения сведений о ходе познавательно-практической деятельности, самостоятельного определении правильности, последова-
тельности, полноты выполняемых собственных действий; выявление причин собственных ошибок и недостатков, определение эффективности используемых приемов, степени их соответствия ожидаемым результатам; самооценка результатов деятельности и ее сопоставление с целями и задачами, позволяющая констатировать уровень применения содержания и способов действий, направленных на решение полифункциональных задач;
- сформированности навыков проектирования собственной дальнейшей деятельности, направленных на определение новых стратегических целей и более сложных задач практической работы [5, с. 112-119].
Как известно, в научной литературе условно выделены пять основных этапов лич-ностно-профессионального самосовершенствования субъектов педагогического процесса. Попробуем определить, какой из этапов является наиболее важным в процессе определения стратегии подготовки специалистов -преподавателей иностранного языка.
Первым этапом личностно-профессио-нального самосовершенствования педагога в области иностранной филологии является самопознание, включающее осознание личностью собственных свойств, интеллектуальных особенностей, черт характера, отношений и социальных связей с другими индивидами, в целом, своей индивидуальности и уникальности.
Для преподавателя иностранных языков элементами самопознания являются:
- наличие внешних и внутренних мотивов («мотивационного поля»), которые позволяют разобраться в своих сильных и слабых качествах как профессионала, расширить общекультурный и профессиональный кругозор;
- развитие интересов и потребностей в профессиональной деятельности в качестве преподавателя иностранного языка;
- осмысление внутренних и внешних противоречий между результатами своего труда и личностно-профессиональными стратегическими целями, разрешение которых стимулирует процесс познания себя и самосовершенствование своей жизнедеятельности;
- обретение внутренней гармонии с самим собой, субъектами образовательной действительности, социумом и окружающей природой, которое позволит восстановить равновесие между собой и окружающими; ликвидировать отрицательные эмоциональные переживания в связи с критическими замечаниями в свой адрес администрации, коллег, родителей, иногда и учеников;
- наличие психического и психологического здоровья, воли как отражения психологической зрелости педагога;
- развитие стимулов самопознания, таких как самоутверждение и самоактуализация, как элементов саморазвития личности и ее самореализации [3].
В. Г. Маралов в состав саморазвития индивида включает следующие формы, отражающие суть «самопостроение личности» [8]:
- самосовершенствование как сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении и стремление приблизиться к некоторому идеалу;
- самоактуализацию, позволяющую реализовать себя в мире путем познания смысла жизни, выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни;
- самоутверждение, которое позволяет заявить о себе в полной мере как о личности и индивидуальности и направлено на интенсивное развитие качеств и черт характера, способов поведения и деятельности.
Исходя из вышеизложенного, вторым этапом формирования и развития личностно-профессионального самосовершенствования преподавателей иностранного языка является самоутверждение, включающее принятие себя и опору на самого себя, демонстрацию своих достоинств и подкрепление их реальными достижениями в социуме. Феномен самоутверждения рассматривается как явление социально-психологическое, обусловленное, с одной стороны, характеристиками социальной среды, деятельности, а с другой - индивидуальными личностными особенностями человека.
Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, самопроявлении педагогом
своей индивидуальности, стремлении реали-зовывать себя в процессе получения значимых результатов в деятельности и взаимодействии с другими людьми и на основе этого утверждать себя как личность. Это невероятно важно для преподавателя иностранных языков, который должен целеустремленно и в полной мере проявлять и утверждать себя в педагогической сфере, поднимаясь по карьерным степеням в своем профессиональном становлении, профессиональной зрелости и мастерстве.
Самоутверждение личности включает три важных системообразующих элемента:
- самоопределение личности, включающее осознание ею потребности в самоутверждении и самореализации, выработку своей позиции, отношения к окружающей ее действительности, постановку целей деятельности и поведения, определение своего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива, обоснование своих действий, поведения, средств и способов по осуществлению поставленных целей;
- процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения, включающих содержательные и процессуально-инструментальные характеристики данного феномена: правильные или неправильные, разносторонние или односторонние, полные или неполные, коллективистические или индивидуалистические, альтруистические или эгоистические и т. п.;
- самооценку педагогом результатов и процесса своего самоутверждения в зависимости от параметров возможностей тех, кто находится выше и ниже в карьерной системе, впереди и сзади, ближе и дальше; выявление истоков его затруднений, коррекция целей, средств, способов дальнейшего самоутверждения личности.
Основными функциями профессионального самоутверждения преподавателя иностранного языка являются социально-ролевая, профессионально-деятельностная и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).
Таким образом, стремление личности к самоутверждению является стимулом ее развития и саморазвития, а стремление ее к профессиональному самоутверждению - одним из факторов ее профессионального становления и совершенствования. Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающейся личности находятся в ней самой, хотя и связаны с особенностями той социально-образовательной среды и деятельности, которые детерминируют ее поведение, действия, поступки, отношения.
Третий этап личностно-профессиональ-ного самосовершенствования педагога в области иностранной филологии включает саморазвитие - проявление внутренней свободы выбора личности, ее инициатива относительно самого себя и профессиональной деятельности.
Проблема саморазвития личности в психолого-педагогических условиях становилась предметом исследований в рамках деятель-ностного (А. Н. Леонтьев), динамического (Л. И. Анцыферова), субъектного (Л. М. Митина, АК. Маркова), синергетического (И. А. Шар-шов, Э. Ф. Зеер) подходов.
На основе контент-анализа научной литературы личностно-профессиональное саморазвитие рассматривается как становление, развитие, творческое освоение и функционирование полифункциональных компетенций специалиста в сфере иностранной филологии, включающих систему знаний и способов действий, личностных качеств и способностей, направленных на саморегуляцию, самоизменения и преобразования, связанных с достижением личностно и профессионально значимых целей на протяжении жизнедеятельности.
На основе системного анализа выделены следующие взаимосвязанные компоненты личностно-профессионального саморазвития:
- самоосознание, предполагающее субъективное определение отличительных особенностей себя от других индивидов, собственных эмоций, личностных качеств, черт характера, позволяющих на этой основе осознавать себя как субъекта деятельности и развивать само-
оценку в отношении своего поведения и практических действий (В. С. Мерлин);
- самооценку, представляющую субъективный анализ собственных достижений в профессиональной деятельности, их соответствия поставленным стратегическим целям и задачам, а также личностным моральным принципам и правилам поведения;
- самоорганизацию, включающую сознательное и целенаправленное конструирование своей жизнедеятельности на основе четкого планирования рабочего и свободного времени в соответствии с личностными качествами: эмоциональной уравновешенностью, ответственностью, аккуратностью, обязательностью и правдивостью;
- самоуправление, связанное с систематическим самоопределением стратегических целей в ходе планирования, организации и эффективного решения полифункциональных учебных и производственных задач, достижения высокого уровня их решений на основе собственных способностей и возможностей [2].
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие функции личностно-профессионального саморазвития специалиста:
- мотивационно-смысловая (целесообра-зующая), определяющая ценностно-смысловые ориентации будущего специалиста, направленные на самоизменения, актуализацию внутренних устремлений субъекта к достижению личностно и профессионально значимых целей;
- рефлексивная, стимулирующая самоизучение внутренних качеств, интересов, потребностей и интересов будущего специалиста, работу над собой, поиск и личностную оценку собственного жизненного и профессионального опыта;
- деятельностно-практическая, направленная на развитие саморегуляции своего поведения, умений осуществлять практические действия, направленные на самоизменение;
- нормативная, предопределяющая соблюдение правовых отношений;
- активного взаимодействия, обусловливающая деятельность и активность будущего специалиста, запускающая механизм саморазвития (Е. Е. Чудина).
Таким образом, саморазвитие предполагает приобретение человеком более широкой ориентированности в окружающей среде, формирование личностно-профессиональной направленности, усвоение и совершенствование компетентности в выбранной специальности, формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности на основе знаний о себе (Е. А. Климов).
Четвертый этап включает поиски профессионального призвания и смысла жизни, обретение личностью самой себя, выяснение сути и цели ее жизнедеятельности. В контексте рассматриваемой проблемы широко рассматриваются такие взаимосвязанные понятия, как «психология смысла» (Д. А. Леонтьев), и «вершинная психология» (Л. С. Выготский).
Смыслы жизни человека отражаются в личностных потребностях и ценностях, системе отношений к самому себе, социуму и окружающей природе, воплощая принцип единства деятельности, сознания и личности. Смыслы жизни образуют основу внутреннего мира личности (обдумывание, соображение, конструирование, определение), отражающие динамику ее эмоций и переживаний, структурирующих и трансформирующих его картину мира и ее ядро - мировоззрение [7].
В психологической науке выделены определенные ступени смысловых образований, которые объединяются в следующие уровни смысловой сферы:
- эгоцентрический, подразумевающий личную выгоду, жизненное и пространственное удобство, престижность, систему отношений с другими субъектами жизнедеятельности, которые помогают или препятствуют индивиду в достижении стратегических целей;
- группоцентрический, при котором для личности важным становится система взаимодействий с группой субъектов жизнедеятельности, являющейся для нее референтной;
- просоциальный, включающий в себя коллективистскую, общественную и общечеловеческую ступень.
Как и любое психологическое образование, смысловые образования имеют свои специфические функции:
- направленные на формирование идеального плана будущей жизнедеятельности, который связан с перспективными личностно-про-фессиональными целями и задачами, которые будут решаться личностью в ходе саморазвития и самосовершенствования;
- направленные на формулирование общих личностных принципов, которые могут реализовываться или не реализовываться в зависимости от жизненно -профессиональных ситуаций или условий [4].
Смыслы жизни человека неразрывно связаны с профессиональным призванием, которое является важнейшим критерием такого явления, как человеческое счастье и благополучие в семейной жизни и работе.
Сущностью профессионального призвания являются внутренняя склонность к определенному виду деятельности, соответствующему индивидуальным мотивам, интересам, желаниями, способностям и потребностям, темпераменту и характеру личности, определяющим стиль и условия жизни, а также возможность работать в определенной сфере: науки, образования, здравоохранения, культуры, строительства, государственного управления, производства и т.д.
Структура профессионального призвания включает такие компоненты, как:
- предназначение, миссия - понятия, близкие по своей сути, представляющие смысл жизненного и профессионального пути человека, двигаясь по которому, он чувствует себя в гармонии с самим собой, социумом, окружающей средой, реализуя собственные мотивы, способности, интересы, личностно-профессио-нальные потребности и возможности в различных областях жизнедеятельности;
- личностные и профессиональные интересы, страсть к какому-то виду деятельности, включающие активное, избирательное познавательное, эмоциональное и волевое отношение личности к определенному виду деятельности, на основе социальной установки и профессиональной направленности к данной сфере деятельности, (В.Ф. Афанасьев, Е.Н. Зем-лянская, Л. А. Йовайша);
- способности создавать материальные, социальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей, получая при этом финансовое и моральное удовлетворение от результатов своего труда;
- личностные и профессиональные качества, приобретенные в процессе общения, обучения, производственной практики: ответственность, повышенная работоспособность, стремление к профессиональному росту; способность находить с людьми общий язык, аналитическое мышление и т.д.
Таким образом, поиски призвания и смысла жизни по своей сути, структуре и функциям являются системными эффективными и действенными личностно-профессиональны-ми технологиями, ведущими к саморазвитию и самосовершенствованию личности.
Пятыш этап формирования и развития личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя иностранного языка включает самореализацию, сущностью которой является проявление и реализация личностью в полной мере собственных и общественно значимых мотивов, интересов, потребностей, связанных с активной и плодотворной жизнедеятельности.
Сущность самореализации заключается в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в определенном выбранном виде деятельности. Потребность в самореализации изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивиде. И в связи с этим самореализация в «иерархии потребностей» представляет собой наивысшую потребность личности (А. Мас-лоу) и является основой для создания стратегической системы ориентирования личности на протяжении всей жизнедеятельности.
Стратегической целью самореализации личности является идеальное представление результатов личностно-профессиональной деятельности на основе использования собственных компетенций, способов и механизмов их достижения.
Самореализация преподавателя иностранного языка включает условно два компонен-
та: самоопределение и самоактуализацию личности. Самоопределение обеспечивает осмысление своего жизненного и профессионального пути, оценивание собственных возможностей и ресурсов, способность к сопоставлению стратегических целей и задач, выбранных условий и средств их достижения. Самоактуализация является индивидуальным стимулом для обоснования и реализации лично-стно-профессиональных планов и проектов в ходе осуществления самореализации.
Профессиональная самореализация педагога включает ряд необходимых и важных функций, включающих:
- сознание собственной миссии в выбранной профессиональной действительности;
- осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии социальных и личностно-профессиональных ролей;
- осмысление субъектом педагогической деятельности степени признания его в профессиональной сфере;
- осознание собственных сильных сторон и недостатков, позволяющих или мешающих личностно-профессиональному самосовершенствованию на протяжении жизнедеятельности;
- принятие и реализация общечеловеческих и личностно-профессиональных принципов, позволяющих совершенствовать себя в значимых областях жизнедеятельности.
Таким образом, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенциальных мотивов, интересов, потребностей и возможностей личности в процессе индивидуально-творческой жизнедеятельности на протяжении всего земного пути. Самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала индивида и выработки у него рефлексивного отношения по отношению к профессиональной деятельности и семейной жизни.
Обобщая вышесказанное, отметим, что основными этапами личностно-профессиональ-ного самосовершенствования педагога в об-
ласти иностранной филологии являются самопознание, самоутверждение, саморазвитие, поиски профессионального призвания и смысла жизни, самореализация, определяющие суть, структуру и функции личностно-про-фессиональной деятельности специалиста на протяжении всей жизнедеятельности.
Исследования в области философии, психологии и педагогики показывают, что обучение в вузе - это наиболее благоприятный период для становления личности, так как именно в это время интенсивно развивается самоосознание, формируется самооценка, навыки самоорганизации и самоуправления. И чтобы соответствовать уровню современных требований, будущему специалисту необходимо не только успешно заниматься в системе специально организованной подготовки, но и непрерывно работать над собой, профессионально самосовершенствоваться.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основные направления стратегии самосовершенствования будущих преподавателей иностранных языков на основе самопознания. Раскрывается содержание этапов стратегии личностно-профес-сионального самосовершенствования специалистов в области иностранной филологии на основе самопознания.
Ключевые слова: стратегия самосовершенствования, будущие преподаватели иностранных языков, самопознание, этапы формирования и развития стратегии самосовершенствования.
SUMMARY
The article presents the main directions of the strategy of self-improvement of future teachers of foreign languages on the basis of self-knowledge. The content of the stages of the strategy of personal and professional self-improvement of specialists in the field of foreign philology based on self-knowledge is revealed.
Key words: self-improvement strategy, future teachers of foreign languages, self-knowledge, stages of formation and development of a self-improvement strategy.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 566 с.
3. Барышников Н. В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации: учебник. - М.: ЦИФРА-М., 2022. - 348 с.
4. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. -М.: Знание, 1985. - 64 с.
5. Глузман А. В. Профессионально-педагогическая подготовка студентов университета: теория и опыт исследования: монография. - К.: Поисково-издательское агентство, 1998. - 252 с.
6. Евтух Н. Б., Пиньковская Э. А., Чер-кашина Т. В. Методики личностно-профес-сионального самосовершенствования субъекта педагогической деятельности на основе самопознания: учебно-методическое пособие. -Черкассы: Издатель Чабаненко Ю. А., 2016. -406 с.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2019. - 584 с.
8. Маралов В. Г., Низовских Н. А., Щукина М. А. Психология саморазвития: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2022. - 320 с.