А. А. Гпузман
УДК 378.001
ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последние несколько десятилетий в зарубежной и отечественной педагогической литературе активно обсуждаются различные аспекты актуальной проблемы профессионального самосовершенствования субъектов образовательной деятельности - самопознания и саморазвития обучающихся и педагогов. На протяжении прошлого столетия в теории и в практике образования школьника и студента рассматривали в качестве объекта внешнего воздействия со стороны родителей, учителей, преподавателей, т. е. лиц, реализующих социальный заказ общества по обучению и воспитанию молодежи. На такой позиции формировалась традиционная советская педагогика и психология. Вместе с тем в конце XX - начале XXI столетий разрабатывались и обосновывались методологические подходы, составляющие основу нового осмысления сущности педагогического процесса, в котором педагоги и обучающиеся выступают в качестве разнозначных субъектов. Не случайно выдающиеся представители современной педагогической и психологической науки рассматривают проблему самосовершенствования в качестве одной из важнейших научных задач нашего времени.
Источником возникновения и развития в отечественной науке теоретических основ идей личностно-профессионального самосовершенствования является теория развивающего обучения, которая была обоснована Л. С. Выготским и впоследствии продолжена А. Н. Леон-
тьевым, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А В. Запорожцем, Л. В. Занко-вым. Внедрение идей развивающего обучения во второй половине XX столетия явилось прогрессивным шагом в преодолении отношения к обучающемуся как объекту воздействия. Распространение гуманистических взглядов в системе отечественного образования привело ученых к идеям о саморазвитии, основанным на признании права обучающегося быть субъектом учения, самовоспитания и собственной жизнедеятельности. Следовательно, обучение и воспитание должны быть не только развивающими, но и стимулирующими тенденциями к самопознанию и саморазвитию.
В настоящее время имеется множество теоретических и практических разработок, связанных с поиском педагогических условий стимулирования тенденции к саморазвитию личности. Несмотря на все разнообразие технологий, ценностные ориентиры педагогической поддержки саморазвития совпадают. Как отмечалось, в конце прошлого века «переход от установки на развитие детей к педагогической ценности саморазвития ребенка и педагога - вот формула новой, зарождающейся сегодня педагогики» [15, с. 161]. Общая гуманистическая направленность современной педагогической мысли не на поиск методов формирования личности, а на создание среды, поддерживающей ответственное самопознание и саморазвитие обучающихся, становится приоритетом в развитии современного образования.
Концепция самосовершенствования основана на положении о том, что внутренней мотивации и внутренних ресурсов личности на начальных этапах ее становления недостаточно для самостоятельного осуществления саморазвития. В начале жизненного пути личность нуждается в побуждающих и поддерживающих действиях со стороны родителей, педагогов, значимых людей. В образовательном пространстве такой значимой личностью является педагог. Педагогическая помощь является основой для развивающейся личности, которой указывают на саморазвитие как на одну из стратегий жизнедеятельности, не
ожидая того, пока личность самостоятельно откроет ее для себя, и из опасения, что она не откроет ее вовсе. Переход к самосовершенствованию на основе саморазвития является определенным этапом становления личности и индивидуальности.
В связи с этим в современных федеральных стандартах образования происходит смещение акцентов от руководства развитием обучающихся к помощи в их самосовершенствовании на основе самопознания и саморазвития. Поэтому одна из главных целей современного образования состоит в формировании у личности системы личностно -ориентированных мотивов, интересов и потребностей в самоизменении (Л. М. Митина). Идея превращения обучающегося в субъект, стремящийся к самоизменению, обусловливает в дальнейшем становление его как будущего специалиста, способного к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
Одно из направлений современных психолого-педагогических исследований связано с профессиональным и личностным самосовершенствованием специалистов педагогической сферы на основе их самопознания и саморазвития [2-14]. Несмотря на положительные моменты и достижения в данной области знаний, многие взгляды ученых на различные аспекты проблемы отличаются абстрактностью, нередко односторонним подходом к системному рассмотрению вопроса личност-но-профессионального самосовершенствования субъектов образовательного процесса. Прежде всего, это касается исследования совместного пути личностно-профессионально-го самосовершенствования, который должны пройти педагоги и их воспитанники. Только саморазвивающийся в личностном и профессиональном плане педагог способен стать ориентиром и опорой для обучающихся в их работе над собой и выборе непрерывного саморазвития в качестве жизненного пути. В связи с этим в условиях социальной потребности в постоянном обновлении компетент-ностной базы педагогов и интенсификации, требующих внедрения достижений педагогической науки, работники образовательных учреждений все чаще выбирают стратегию не-
прерывного образования, где вузовский этап обучения - только начало профессионализации. Реализация данной стратегии становится залогом профессионального и личностного роста педагогических кадров.
Ценность идеи самосовершенствования на основе самопознания и саморазвития субъектов образовательной деятельности обусловлена необходимостью дальнейшего развития методологических и теоретических взглядов к данному феномену. Следует отметить, что на основе теоретического обобщения методологических подходов к проблеме лич-ностно-профессионального самосовершенствования, оформившихся в философской, психологической, педагогической науке, сегодня сложился достаточно стройный методологический стержень, определяющий сущностную, содержательную и функциональную характеристику личностно-профессионально-го самосовершенствования субъектов образовательного процесса.
Так, сущность акмеологического подхода личностно-профессионального самосовершенствования заключается в достижении различных инвариантов профессионализма, высокого уровня антиципации, саморегуляции, самоуправления и самокоррекции на основе унифицированного самоанализа, а также ментальной самодостаточности, позитивного конструктивного логически-образного мышления, высокой и адекватной мотивации личностно-профессиональных достижений (А. А Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина).
С точки зрения аксиологического подхода под личностно-профессиональным самосовершенствованием понимается осмысление духовно-нравственной и личностно-ориенти-рованной перспективы, достижение осознанных профессиональных целей, формирование индивидуального ресурса субъекта педагогической деятельности, исходя из синкретической модели, в которой ценностные отношения зависят от ценностных качеств личности. Актуализация духовно-нравственных и профессионально-значимых ценностей происходит в соответствии с социокультурным запросом общества, при котором происходит
отказ от антиценностей, ведущих к безнравственности и бездуховности (Н. А. Аминов, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев).
Компетентностный подход рассматривает личностно-профессиональное самосовершенствование как достижение высокого уровня образованности, определяемого не столько объемом знаний, их энциклопедичностью, сколько способностью решать профессиональные задачи различной сложности на основе имеющихся знаний, являющих собой сложную культурно-дидактическую структуру - целостную компетентность. Именно формирование компетентности человека в определенном виде деятельности отражает личностное стремление и осознанную потребность учиться в течение жизнедеятельности, включая личностно-профессионального самосовершенствование на основе самосознания и самопознания. Компетентностный подход определяет возможность и необходимость развития мотивационного поля, познавательных интересов и потребностей, ценностей, личностных смыслов субъектом педагогической деятельности (В. А. Адольф, В. А. Кан-Калик, Е. А. Климов, Г. М. Коджаспирова, Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, В. С. Соловьев).
Системный подход рассматривает лич-ностно-профессиональное самосовершенствование как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение педагогического объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, характеризующийся структурностью, иерархичностью, взаимосвязью, взаимообусловленностью, направленных не только на поиск оптимального решения задач, но и ведущих к развитию новых личностно-про-фессиональных качеств, ментальной трудоспособности, ответственности, толерантности, гуманизму. Этот подход представляется способом организации педагогических действий, при котором охватывается любой вид образовательной деятельности, выявляются закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин).
В ходе реализации синергетического подхода происходит интенсивное развитие уже существующих личностно-профессиональных качеств, создание новообразований в структуре индивидуального ресурса сил, формирующих самосознание субъекта педагогической деятельности, способного к творческим достижениям. Благодаря данному подходу происходит активное личностно-профессиональное самосовершенствование субъектов образовательной деятельности, включающее формирование педагогической импровизации, развитие профессиональной интуиции, изменение программы профессиональной деятельности и жизненных перспектив (Р. Г. Пиотровский, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Хакен).
Целостный подход рассматривает лич-ностно-профессиональное самосовершенствование как высшую степень осмысления своего внешнего и внутреннего образа, взаимосогласованность компонентов в структуре индивидуального ресурса сил, личностно-профес-сиональную идентичность субъекта педагогической деятельности в педагогической среде, системную самопознавательную деятельность, личностное отождествление как целостного сложного и многопланового определения себя в образовательном пространстве (Н. А. Аминов, И. Д. Бех, И. А. Донцов).
В рамках личностно-ориентированного подхода личностно-профессиональное самосовершенствование трактуется как одно из проявлений деятельностной сущности человека, направленное на самоактуализацию, самовыражение, самоутверждение субъектно-сти на основе диалогических коммуникаций, формирование внутренней культуры, осознанной потребности в постоянном личностном росте, созидательной рефлексии, объективации самооценки личностно-профессио-нальных достижений субъекта педагогической деятельности (Ш. А. Амонашвили, В. П. Зинченко, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, В. А. Якунин).
Таким образом, методологический контекст проблемы самосовершенствования субъектов образовательной деятельности на основе самопознания и саморазвития предпо-
Щф}
улшиш^ные /к(//Ки
лагает моделирование таких условий обучения и воспитания, которые основаны на ценности открытия человеком своего «Я», направлены на актуализацию его способности быть подлинным автором собственной жизнедеятельности. Для этого важна реализация идеи психолого-педагогического сопровождения как способа включения педагогов и обучающихся в учебно-воспитательный процесс с целью создания организационно-содержательных педагогических условий для самопознания и саморазвития всех субъектов взаимодействия.
Реализация разработанных и основанных в педагогике методологических подходов позволяет смоделировать и предложить для использования в педагогической практике содержание основных этапов самосовершенствования субъектов педагогического процесса на основе самопознания и саморазвития. Так, сущность самосовершенствования человека проявляется в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшей активной жизнедеятельности. Этот процесс по своей сути состоит из определенной общей личностно-индивидуаль-ной структуры, включающей мотивацию, миссию и цели, интересы и потребности, характер и темперамент, способности и возможности человека, его личностные качества. В связи с этими элементами индивидуальной структуры зачастую человек на протяжении профессиональной деятельности стремится развивать в себе позитивные личностные и деловые качества соответственно собственным представлениям об идеале будущей жизни и работы.
Контент-анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы позволил выделить пять основных этапов личностно-профессионального самосовершенствования субъектов образовательного процесса. В идеальном виде в структуру модели данного педагогического объекта входят цель и задачи самопознания и самосознания, идеальный образ или идеальный план действий по совершенствованию себя, определение организационных границ реализации и
выделение вторичных целей, выбор содержания, средств, форм, методов и приемов совершенствования, самоконтроль, саморегуляция результатов самосовершенствования на определенных этапах личностно-профессио-нального становления.
Итак, первым этапом рассмотрения данного феномена является самопознание - это осознание человеком самого себя, своей индивидуальности, уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных индивидов и мира в целом. Личность выводит на «экран своего сознания» уже осмысленные события и факты своей собственной жизни. «Самопознание - не только условие, но и главный фактор саморазвития и самосовершенствования человека. Ведь это - путь к себе и другому, путь созидания подлинно человеческих смыслов и ценностей, творчества доброй воли, собственной судьбы, путь взаимопонимания людей и народов, путь мировой самоорганизации, одухотворенный высокими гуманистическими идеалами» [1].
Самосовершенствование довольно трудно представить без освоения системы приемов деятельности, которые включают целе-полагание, формулирование текущих и перспективных задач, планирование, организацию повседневной работы, самоконтроль, коррегирование и оценивание результатов, перспективное проектирование своих дальнейших действий. В связи с этим нужно разбить свой день, неделю, месяц, год на несколько этапов и блоков. При помощи данных приемов можно без труда отследить, какие значимые личностно-профессиональные результаты будут получены повседневно и на протяжении продолжительного времени жизнедеятельности, а также какие процессы будут способствовать развитию самопознания и самосознания личности в ходе непрерывного самосовершенствования.
Вторым этапом является самоутверждение, которое представляет принятие себя как субъекта образовательного процесса и всего периода жизнедеятельности, в ходе которого человек демонстрирует свои достоинства, подкрепляя их реальными достиже-
ниями в различных видах деятельности, занимает достойное положение в обществе. Справедливо отмечается, что на каждом из этапов личностно-профессионального становления человек получает позитивную поддержку и одобрение со стороны значимых людей, поскольку в это время для него чрезвычайно важно знать мнение о нем класса, группы, дружеской компании. Но рассчитывать на то, что поддержка и одобрение окружающего социума последуют за заслугами автоматически, не стоит. Иногда случается, что человек жаждет оказаться в центре внимания общества, не подкрепляя это желание ничем, кроме пустых слов и отсутствием реальных дел. Подобное поведение говорит о неразвитом или пораженном чувстве собственного достоинства, грозящем пресечь всякое дальнейшее развитие личности. В данном случае можно говорить о кризисном развитии индивида, которое раньше или позже потребует от него ухода от реальной окружающей действительности, погружения в самого себя или в иную социальную роль, что не может не кончиться личностным кризисом. В этом случае можно говорить о том, что индивид не получил своего дальнейшего личностного и индивидуального развития.
Третьим этапом самосовершенствования является саморазвитие, которое представляет собой не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих врожденных и приобретенных определенных качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные. Саморазвитие представляет собой проявление внутренней свободы выбора человека, его духовного начала и инициативы относительно самого себя. Данное понятие объединяет различные аспекты совершенствования личности, ее восходящего развития. Однако ясно, что применительно к субъектам образовательной деятельности это будут физический, психологический, нравственно-моральный, интеллектуальный и мировоззренческий критерии. Саморазвитие в данном контексте означает обретение личностью умения определять собственные действия в
процессе принятия и реализации важных решений, соответствующих всем многообразным сторонам жизнедеятельности.
Важнейшим четвертым этапом являются поиски призвания и смысла жизни, связанные с первыми тремя этапами и составляющие их мотивационно-нравственную основу. Речь идет об обретении личностью самой себя, выяснении сути и цели ее существования в социуме. Чувства собственной миссии, призвания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. В связи с этим можно говорить, что смысл человеческой жизни - это поиск, установление и реализация индивидом своего призвания в личной и профессиональной жизни. Призвание по своей сути - это форма движения к смыслу жизнедеятельности, его проектирование, организация, реализация и получение результатов, приносящих личностное удовлетворение. В ходе этого процесса развиваются мотивы, интересы, потребности, направленность личности, волевые качества; формулируются значимые цели и задачи, направленные на умение преодолевать препятствия, выполнять подчас монотонную или изнурительную, но необходимую работу. Гуманистическая педагогика считает важным как можно полнее раскрывать перед личностью механизмы, методы и перспективы подобного типа развития. Исполнение жизненных планов, радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения.
Пятым, завершающим этапом самосовершенствования является самореализация. Человек постоянно проявляет себя, но реализовать себя во сколько-нибудь полной мере может только зрелая личность, у которой сложились собственные и одновременно общественно значимые мотивы и стимулы для активной жизнедеятельности: жизни яркой, в полную силу, плодотворной и в целом оптимистичной и радостной. Полнота жизни не исчерпывается внешними достижениями и объективными событиями биографии. Интенсивность внутренней духовной жизни и личностной свободы - не менее существенные
Щф}
jjZfuü/tOL
составляющие ее полноты. Значимость прожитой жизни определяется затраченными усилиями, вкладом личности в будущую жизнь, в то, что будет после нее; тут неважно, сохранится ли в памяти последующих поколений ее имя или же добро, совершенное ею при жизни, останется почему-либо безымянным. Как правило, стремление человека к самореализации сталкивается с большими трудностями как личного характера (болезнь, проблемы в семье, непринятие социумом), так и общественного (объективные препятствия на пути к достижению цели, отсутствие возможностей реализовать значимые проекты и идеи).
Таким образом, говоря об этапах и стратегиях личностно-профессионального самосовершенствования субъектов учебной деятельности как важнейшей части гуманистической педагогики развития личности, т. е. о самопознании, поиске призвания и смысла жизни и самореализации, нельзя не отметить общее для этих процедур - самодетерминацию. Все они предполагают как личностное самоопределение, так и внутреннее определение, точнее причинное воздействие экзистенциального Я на все психические движения личности, на все ее шаги к обогащению, возвышению и совершенству.
Древняя мудрость говорит нам: «Познай себя, и ты поймешь весь мир». Освоив различные уровни самопознания, педагог приходит к мысли о непрерывности процесса саморазвития и самосовершенствования. Он раскрывает новые горизонты развития и формирования собственного внутреннего мира профессионального становления и мастерства на протяжении всей жизнедеятельности. В личностно-профессиональном самосовершенствовании субъектов образовательной деятельности всегда скрыт творческий инновационный путь, поскольку суть любого творчества - создание нового педагогического продукта на основе уже известного, но модернизированного с целью образования новых уникальных педагогических произведений.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается теоретико-методологические вопросы личностно-профес-сионального самосовершенствования субъектов образовательной деятельности на основе самопознания. На основе теоретического обобщения систематизируются методологические подходы к проблеме личностно-про-фессионального самосовершенствования, сложившиеся в философской, психологической, педагогической науке. Раскрываются основные этапы, определяющие сущностную, содержательную и функциональную характеристики данного феномена.
Ключевые слова: самопознание, самосознание, личностно-профессиональное самосовершенствование, субъекты учебной и педагогической деятельности, образовательная деятельность.
SUMMARY
The article deals with theoretical and methodological issues of personal and professional self-improvement of subjects of educational activity on the basis of self-knowledge. On the basis of theoretical generalization, the methodological approaches to the problem of personal and professional self-improvement, which have developed in philosophical, psychological, and pedagogical science, are systematized. The main stages that determine the essential, content and functional characteristics of this phenomenon are revealed.
Key words: self-knowledge, self-awareness, personal and professional self-improvement, subjects of educational and pedagogical activities, educational activities.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллина O. A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
2. Адольф В. А. Профессиональная компетентность совершенного учителя: монография. - М.: М-во общего и проф. образования РФ; Красноярск, Красноярск. гос. ун-т, 1998. - 309 с.
3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 566 с.
4. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 623 с.
5. Деркач А. А., Орбан Л. Э. Акмеологи-ческие основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. -М.: РАГС, 1995. - 208 с.
6. Евтух Н. Б., Пиньковская Э. А., Чер-кашина Т. В. Методики личностно-профессио-нального самосовершенствования субъекта педагогической деятельности на основе самопознания: учебно-методическое пособие. -Черкассы: Издатель Чабаненко Ю. А., 2016. -406 с.
7. Личностно-развивающее профессиональное образование: монография. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2006. - 169 с.
8. Климов Е. А. Психология профессионализма. - М.: ИПП МОДЭК, 1996. - 400 с.
9. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: учебное пособие. - М.: Изд-во Всеросс. на-уч.-практ. центра профориентации и психол. поддержки населения, 1994. - 344 с.
10. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности субъектом педагогической деятельности и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
11. Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: диагностика и развитие: монография. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2002. - 416 с.
12. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
13. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии: монография. - М.: Компания Спутник+, 2008. - 298 с.
14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 395 с.
15. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс,1995. -228 с.
Н. В. Яшникова
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
емительная глобализация экономических и торговых отношений привела к повышению уровня конкуренции на мировом рынке труда среди работников водного транспорта, которое, в свою очередь, обуславливает ужесточение требований к профессиональной подготовке, качествам и компетентно-стям персонала со стороны судовладельческих компаний. Эти растущие требования обусловлены стремлением работодателей создать условия для эффективного выполнения должностных обязанностей с целью обеспечения целостности судна, груза, безопасности пассажиров и всех членов экипажа. В связи с тем, что профессиональное взаимодействие на борту судна с интернациональным экипажем происходит посредством английского языка, владение им в устной и письменной форме на уровне, необходимом для выполнения своих профессиональных обязанностей, является одним из основных требований, предъявляемых ко всем членам экипажа. Международная морская организация инициировала поиск путей повышения уровня владения английским языком членами экипажа судов, что привело к повышенному вниманию педагогов и методистов во всем мире (В. Бакзковска, Б. Причард, П. Тренк-нер, Д. Фишер, Н. В. Бородина, Т. Д. Курша-кова, В. Ф. Тенищева, В. А. Филоненко и др.) к проблеме эффективного формирования готовности будущих специалистов морских вузов к профессионально ориентированной иноязычной коммуникации.