ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147:811
М.А. Одинокая
Санкт-Петербургский политехнический Университет Петра Великого
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются дидактические возможности социальных сервисов на занятиях по иностранному языку. Особое внимание обращено на то, что развитие технологий Веб 2.0 существенно модифицировали современный учебный процесс во всех его аспектах. В связи с эти целесообразно проанализировать практическую деятельность преподавателей по урегулированию процесса использования социальных сетей в своей профессиональной деятельности и учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: иностранный язык; технический вуз; информационно-коммуникационные технологии; самостоятельная работа студентов; социальные сети; Интернет; сервис Веб 2.0.
Одним из обязательных требований, предъявляемых к выпускникам вуза для всех направлений подготовки, является указание на то, что одной из важнейших компетенций наряду с владением иностранным языком (ИЯ) является применение компьютеров в учебном процессе. При использовании существующего в настоящее время многообразия информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), нужно учитывать то, что они фактически стали общедоступными, причем в режиме самостоятельной внеаудиторной работы даже в большей мере, чем в аудиторной работе [1]. Это объясняется тем, что далеко не все вузы имеют возможности предоставления компьютерных классов для занятий ИЯ всех студентов, в то время как более 95% студентов имеют персональные компьютеры и/или смартфоны, которые обеспечивают им доступ к работе в сети Интернет. Исходя из этого обстоятельства, современному преподавателю ИЯ необходимо переосмыслить роль самостоятельной работы, которая в настоящее время приобретает значительно больший вес в общей подготовке студентов по ИЯ. Наличие современных средств организации обучения в учебном процессе предоставляет возможность студентам в режиме реального времени исследовать какую-либо учебную ситуацию, а преподавателям -исследовать динамику и хронологию выполнения самостоятельной работы студентов [2].
За последние годы появился ряд работ отечественных авторов, в которых рассматривается образовательный потенциал сервисов и служб сети Интернет применительно к обучению ИЯ. В большинстве из указанных работ
прослеживается тенденция все более активного применения в обучении видам речевой деятельности сервисов Веб 2.0. По мнению многих авторов, сервис Веб 2.0 в обучении аспектам языка создает условия для умения принимать ответственные решения в ситуации выбора.
В качестве базовых принципов Веб 2.0 обычно выделяют интерактивность, синдикация и социализация [3]. Интерактивность Веб 2.0 проявляется в наполнении сайта содержанием, когда посетители активно формируют сайт, наполняя и многократно редактируя его содержание. Синдикация дает возможность полностью или частично использовать в качестве источников информации другие сервисы Интернет, образуя сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с другом. Социализация предполагает использование технологий, которые позволяют создавать сообщество.
Развитие технологий Веб 2.0 оказало существенное влияние на создание, распространение и интерпретацию контента сайтов в Интернет-сообществе. В зависимости от контента и направленности социальные сервисы сети Интернет разделяются на множество групп. Среди наиболее популярных социальных сетей исследователи отмечают Фейсбук, Твиттер, ВКонтакте, Гугл+. Популярность различных сайтов объясняется целиком их интерфейсом, сервисами (характером сетевого взаимодействия - открытое или закрытое общество, целевой аудиторией, значимостью в сети Интернет, территориальному признаку). Обозначим основные типы социальных сервисов, которые позволяют контактировать в сети на изучаемом языке и могут быть использованы в обучении ИЯ.
Твиттер. Социальной платформой создания мини-блогов для обмена короткими текстовыми сообщениями, заметками по различным темам является Твиттер (Twitter). Сервис Твиттер является одним из наиболее популярных образовательных платформ, основанных на интернет-технологиях Веб 2.0. За последние годы появился ряд работ как отечественных, так и зарубежных авторов, в которых рассматривается образовательный потенциал социального сервиса Твиттер применительно к обучению ИЯ и развитию иноязычной коммуникативной компетенции. В таблице 1 представлены дидактические возможности и методические функции социальной сети Твиттер [4].
Таблица 1.
Дидактические возможности и методические функции социального сервиса Твиттер
Дидактические возможности социального сервиса Твиттер Методические функции социального сервиса Твиттерпри развитии речевых умений студентов
Возможность оставлять видео- и Каждым студентом на социальном сервере Твиттер создается видео- или аудиозапись и
Дидактические возможности социального сервиса Твиттер Методические функции социального сервиса Твиттерпри развитии речевых умений студентов
аудиосообщения в режимах онлайн и оффлайн отправляется другому (другим) студенту.
Возможность оставлять сообщения в чате в реальном времени и оффлайн На основе данного сервиса студенты могут общаться друг с другом, развивая диалогические умения.
Возможность транслировать работу с рабочего стола Студенты могут транслировать работу, которую они выполняют.
Из приведенной таблицы видно, что одной из дидактических возможностей сервиса Твиттер является опция оставления видео- и аудиосообщения в режимах онлайн и оффлайн. Каждым студентом на социальном сервере Твиттер создается видео- или аудиозапись и отправляется другому (другим) студенту. После просмотра записи конкретного студента преподаватель может разместить свои комментарии в чате. Таким образом, при подготовке аудио-, видеосообщения и его дальнейшем обсуждении студенты могут развивать все виды речевых умений. В зависимости от поставленных задач после просмотра или прослушивания сообщения в своих комментариях преподаватель может: выражать согласие или несогласие с мнением автора сообщения; выделять положительные и неудачные моменты в содержании сообщения; останавливаться на языковой стороне сообщения (языковой корректности, используемой активной лексике и т.п.). Преподаватель определяет алгоритм организации обсуждения.
Весьма интересным нам также представляется дидактическая возможность социального сервера Твиттер - опция оставления сообщения в чате в реальном времени и оффлайн. На основе данного сервиса студенты могут общаться друг с другом, развивая диалогические умения. Тематическое содержание диалогов определяется тематическим содержанием учебных программ по ИЯ для студентов нелингвистических направлений подготовки. Длительность и формат общения обозначаются преподавателем. В зависимости от поставленной задачи с помощью данной возможности студенты могут развивать определенные умения чтения и письма. Пользоваться чатом студенты могут при обсуждении увиденного или услышанного материала (развивая, таким образом, еще и аудитивные умения), либо при обсуждении заранее заданной тематики, или после прочтения текста.
Следует отметить, что в данную таблицу включено еще одна дидактическая возможность социального сервера Твиттер - опция
транслирования работы с рабочего стола. Студенты могут транслировать работу, которую они выполняют (выполнение письменных работ), либо делиться информацией (картинками, текстами, аудио-, видеозаписями и т.д.), которая их интересует, что впоследствии может стать материалом для обсуждения.
Основываясь на принципах действия сервиса Твиттер, можно выделить несколько основных возможностей этого ресурса. Прежде всего, это высокая степень интерактивности ресурса: сервис Твиттер позволяет быстро реагировать на различные события, изменения и т.д.; лаконичность (ограничение длины сообщения до 140 символов); линейность: сообщение располагаются в хронологическом порядке, одно за другим; контекстуальность, то есть сфокусированность на определенных тематических рубриках, выбираемых пользователями с помощью знака # перед словом или фразой; высокая степень интерактивности ресурса, т.е. возможность получать информацию из различных источников; возможность четкой направленности на адресата [5].
Фейсбук - это крупнейшая интернациональная социальная сеть в мире, основанная в 2004 году М. Цукербергом, Э. Саверином, Д. Московицем и К. Хьюзом во время обучения в Гарвардском университете. Фейсбук предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных -фотоальбомы и «стена», на которой знакомые пользователя могут оставлять сообщения. Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.
В зарубежных образовательных учреждениях имеется опыт применения социальной сети Фейсбук. Так, в октябре 2010 г. Лондонская школа бизнеса и финансов стала инициатором трансформации традиционного обучения в классах. Курсы школы позволяют приступить к он-лайн образованию с помощью социальной сети Фейсбук. Учебный материал программы записан в высококачественном видеоформате, студенты могут поддерживать связь с преподавательским составом высшей школы, участвовать в дискуссионных панелях, к обсуждению в которых также приглашаются лидеры различных индустрий бизнеса и финансов [6]. Техническая реализация такой идеи оказалась простой. Специалистами школы было разработано специальное приложение для Фейсбук. - LSBF Global MBA™ http://apps. facebook.com/lsbfglobalmba/. Таким образом, на базе уже имеющегося программного продукта Фейсбук создается доступная система.
Анализ образовательного потенциала в современных исследованиях показал, что сервис Фейсбук не располагает к обучению ИЯ вследствие незначительной представленности в нем российских пользователей. Так, в публикациях можно встретить информацию о том, что сервис Фейсбук дает большие возможности в образовательной сфере для привлечения международных студентов [7].
В настоящее время онлайновый учебный процесс стал более социальным и, как следствие, неразрывно связанным с технологиями для совместной работы, попытки объединить весь требуемый функционал требуют кардинального пересмотра. Социальным сетям, таким как ВКонтакте, удалось технически разрешить данную проблему путем предоставления в распоряжение пользователей общедоступных социальных инструментов и средств взаимодействия для построения своего собственного учебного или рабочего пространства.
ВКонтакте - это крупнейшая в русскоязычном Интернете социальная сеть. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети» [8]. Пользователям ВКонтакте доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создавать профиль с информацией о себе, производить и распространять контент, гибко управлять настройками доступа, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ. Кроме возможности писать новые сообщения пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудио-треки и видео-записи, ссылки на другие ресурсы сети Интернет, что делает сервис ВКонтакте одним из крупнейших медиа-архивов русскоязычного Интернета.
Сервис ВКонтакте является самым популярным и востребованным социальным ресурсом для пользователей в возрасте от 14 до 24 лет. При этом данная социальная сеть также является лидером по активности посещения проекта пользователями: 45% пользователей, зарегистрированных на этом ресурсе, посещают его ежедневно, 70% из них чаще, чем 1 раз в сутки. При этом каждый третий пользователь проводит на сайте более получаса за одно посещение [9].
Фонд содействия изучению общественного мнения Vox Populi представил исследование, посвященное активности российских пользователей в социальных сетях. Данные по активности обрабатывались с помощью методики Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - партнера Vox Populi, в том числе был проведен анализ активности пользователей в социальных сетях ВКонтакте и Tвиттер. Особенности анализа Vox Populi состоит в том, что учитываются только те пользователи, которые написали не менее одного публичного сообщения за исследуемый период времени. В рамках выбранного подхода фонд изучает социальные сети как средство публичной коммуникации между людьми, как инструмент влияния на формирование общественного мнения.
В этом свете важны активные («говорящие») пользователи - те, кто очевидным образом проявляет свою позицию по исследуемым темам и выражает свое мнение, путем размещения открытого контента: постов,
твитов, комментариев. По данным Vox Populi, аудитория сервиса ВКонтакте в мае-июне 2013 года составила 12,4 млн. пользователей, сервиса Твиттер - около 8 млн. [10]. По роду занятий преобладающей аудиторией в социальных сетях ВКонтакте и Твиттер являются студенты.
Результаты анкетирования преподавателей Санкт-Петербурга показали, что наиболее востребованным сетевым ресурсом является ВКонтакте, т.к. он представляет возможность легко, не имея глубоких знаний о компьютерных технологиях и организуя свое пространство на интуитивном уровне, представлять себя в сети и осуществлять взаимодействие с участниками данного сообщества. Преподавателей, имеющих там свою страницу, гораздо больше, чем тех, у кого есть свой сайт или блог, кто может самостоятельно, соответственно педагогической целесообразности, проектировать свое представительство в Сети и наполнять его содержанием, использовать различные формы общения с обучающимися. Это означает только одно - педагоги готовы использовать любые доступные им возможности для самореализации в сети.
Таблица 2.
Основные затруднения преподавателей при работе в сети Интернет
Причина затруднений при освоении Доля упоминаний
Интерфейс среды 47%
Инструментарий 38%
Интеграция с другими программами (например, Microsoft Office) 44%
Информационное наполнение 30%
Методика включения в учебный процесс 38%
Организация совместной деятельности со 38%
студентами
Временные затраты на подготовку содержания 69%
Результаты опроса педагогов различных типов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, проведенного в марте 2009 года сотрудниками лаборатории Учреждении Российской академии образования «Институт педагогического образования», показали (данные от всего количества опрошенных) следующее: менее 40% из всех опрошенных педагогов осуществляют общение с обучаемыми в сети, 41% имеют в Интернете страницу на каком-либо ресурсе (например, на портале ВКонтакте), сайте, блоге или представление на сайте своего образовательного учреждения; только 23% из всех опрошенных готовы решать профессиональные задачи в Интернете, осуществлять педагогическое взаимодействие; 24% отметили наивысшую степень трудности освоения средств ИКТ [11]. Основные затруднения при освоении ИКТ, которые обозначили педагоги, приведены в таблице 2.
Мы приводим эти данные для того, чтобы обозначить основные проблемные поля педагогов. Безусловно, показатели имеют относительный характер, т.к. система повышения квалификации педагогов постоянно вносит коррективы в них, и мониторинг только части педагогов Санкт-Петербурга не может носить абсолютного характера.
Тем не менее, когда все особенности сетевого кабинета педагога уже освещены, можно понять, почему социальный сервис ВКонтакте является одним из наиболее востребованных в практике педагогов: в силу простоты интерфейса снимается напряжение при создании своего сетевого ресурса; встроенная справочная система, возможность задавать разработчикам любые вопросы, обсуждение в Сети общих проблем привлекает широкую педагогическую аудиторию.
В популярнейшей социальной сети России ВКонтакте преимущественно общаются студенты. Данный сервис привлекает студентов возможностью самовыражения и виртуального общения в различных тематических группах. Таким образом, Интернет-страницы социальных сетей могут быть местом генерации полезного контента, который впоследствии можно использовать в любых целях (наполнение сайта, создание новостей, фотогаллереи и др.), в том числе и для образовательных целей как дополнительный инструмент повышения интерактивности студентов как дистанционно, так и в аудитории.
В связи с наибольшей популярностью сервиса ВКонтакте, а также в связи с нашим намерением использовать его в нашем исследовании, необходимо ясно представлять его преимущества. Рассмотрим далее дидактические преимущества использования социального сервиса ВКонтакте для целей обучения иностранному языку.
На основе описания основных социальных служб выделим основные преимущества ВКонтакте применительно к целям профессионального образования по дисциплине иностранный язык. Одно из преимуществ социального сервиса ВКонтакте заключается в простоте и широте его использования без дополнительных умений программирования. Используя шаблоны и оболочки сервисов, студенты получают возможность принять участие в создании записи аудио- и видео-материала и размещении его в сети Интернет в разных информационных форматах для всеобщего (или ограниченного) доступа.
Особенно важной, при использовании социальной сети ВКонтакте в качестве платформы обучения ИЯ, является возможность постоянного взаимодействия между преподавателем и студентами, что обеспечивает непрерывность учебного процесса и более глубокое планирование самостоятельной деятельности студентов, не ограниченной рамками занятий в аудитории 1-2 раза в неделю. Социальный сервис ВКонтакте создает условия для общения между студентами, объединенными общим интересом - выполнением задания, но разделенными пространством. Сервис ВКонтакте создает условия для организации синхронного общения между пользователями сети Интернет. Преподаватель может, например, предложить
обучающимся создать собственный диалог и представить его письменную версию и аудиофайл, что может использоваться в дидактических целях. Таким образом, социальная сеть ВКонтакте может стать средством организации и местом проведения специально организованной учебной деятельности студентов, где основной целью студентов является достижение учебных задач по коммуникации, как на родном, так и на ИЯ.
Характерной чертой учебной работы ВКонтакте является продуктивность, то есть результатом деятельности в социальной сети является некий продукт: сообщения, диалоги и др. В Интернет-пространстве социальная сеть - это интерактивный структурированный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети [12]. Связь определяется характером взаимного обмена между ними, например, объемом передаваемой информации, способом трансформации информации. В обучении ИЯ социальный сервис ВКонтакте может эффективно использоваться в качестве информационного ресурса для обогащения языковой практики студентов и развития их умений чтения. Для учебных целей сервис используется бесплатно а информация на нем размещается мгновенно.Все вышеобозначенные дидактические свойства социальной сети ВКонтакте необходимо учитывать при разработке методик развития речевых умений обучающихся на основе данной Интернет-технологии.
Использование интерактивных электронных образовательных ресурсов способствует созданию условий для развития самостоятельной творческой деятельности студентов благодаря тому, что обучение осуществляется через совместную деятельность преподавателя и студента по использованию электронных ресурсов. Решение задачи с использованием самостоятельно выбираемых информационных технологий, в направлении, обозначенном преподавателем, активизирует познавательную деятельность, обеспечивает дополнительные возможности познания. Организационная роль преподавателя-менеджера учебного процесса заключается в разработке рекомендаций по использованию средств ИКТ и раззмещению их в локальной сети вуза для общего пользования, мониторинге учебной деятельности с целью выявления сложностей для последующего оценивания и корректировки, а также индивидуальный контроль обучающихся по результатам мониторинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Попова Н.В., Одинокая М.А. Пути повышения интерактивности в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза (на примере делового дискурса) / Н.В. Попова, М.А. Одинокая // Культура и деловой иностранный язык: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. и всерос. науч.-метод. конф. «STUDIUM: педагогика высш. шк.», Санкт-Петербург, 14-15 марта 2013 г. / М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, каф. иностр. яз.; науч. ред. Л.А. Девель, Н.В. Попова; ред.-сост. Л.А. Девель. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2013. - С. 133-144.
2. Одинокая М.А. Использование интерактивных технологий для формирования коммуникативных умений при изучении иностранного языка // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах. Материалы Международной научно-методической конференции. - Том 2, СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2013. - С.39-43.
3. Гольдин А.М. Образование 2.0: взгляд педагога. // Компьютерра Online. - [сайт]. -[СПб.]. - URL: http://www.computerra.ru/readitorial/393364. (дата обращения 07.09.2013).
4. Пустовалова О.В., Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса Твиттер: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Пустовалова О.В.; [Тамбовский ун-т]. - М., 2012. - 25 с.
5. Сорокина Е., Федотченко Ю., Чабаненко К. В социальных сетях. Twitter - 140 символов самовыражения. - СПб.: Питер, 2011. - 144 с.
6. Революция в мире образования от LSBF URL: http://www.lsbf.ru/news/lsbf-facebook/ (дата обращения: 28.10.13).
7. Бакланова Е.М. Эффективный маркетинг образовательных услуг в социальных сетях // Вопросы современной науки и практики, №3, 2011. - С. 111-115.
8. Антоненко М.В., Томашевский А.П., Прокди Р.Г. Интернет. Полное руководство. Книга+DVD с видеоуроками и программами. 2-е издание. - СПб.: Наука и Техника, 2013. - 560 с.
9. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Гуманитарная информатика, № 6, 2011. - С. 124-134.
10. Голицина А. Социальные сети проверили на активность http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/07/11/socialnye-seti-proverili-na-aktivnost (дата обращения 09.08.2015).
11. Сидорова Е.В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. -СПб.: БХВ - Петербург, 2010. - 288 с.
12. Гущин Ю.В. Сравнительный анализ зоны ближайшего развития у детей в норме и при различных вариантах дизонтогенеза [Текст]: автореф. дис. . канд. психол. наук: (19.00.13) / Ю.В. Гущин, М.: 2010. - 29 с.
УДК 378.046.4
М.Н. Евстигнеев
Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина П.В. Сысоев
Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина Московский педагогический государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
Статья посвящена вопросам формирования компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий. В ней автором а) обосновывается актуальность данной проблемы; б) предлагаются определения понятий «ИКТ компетенция» и «ИКТ компетентность»; в) выявляется компонентный состав и определяется структура ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) разрабатываются критерии оценки уровней сформированности ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка.