Научная статья на тему 'Социальные сервисы Web 2. 0 как составляющая информатизации образовательных организаций'

Социальные сервисы Web 2. 0 как составляющая информатизации образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНСТРУМЕНТЫ WEB 2.0 / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / INTERNET / WEB 2.0 TOOLS / SOCIAL NETWORK / COGNITIVE ACTIVITY / NETWORK SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисова Ж. В., Кудусова М. И., Идигова Л. С.

Основной целью модернизации в сфере образования в мире является достижение нового качества учебного процесса, соответствующего новым социально-экономическим условиям. Это требует эффективной организации учебного процесса, что облегчит поиск и развитие способностей у каждого учащегося. Результатом работы преподавателя должна стать активная, творческая, познавательная организация совместной деятельности учащихся. Также важным является развитие у студентов навыков XXI века, которые были бы полезны в их будущей профессиональной деятельности, где последняя требует умения работать не только с информацией, но и с людьми. Это могут быть навыки общения и навыки совместной работы, гибкость и адаптивность, использование для достижения целей совокупного интеллекта группы, которая является совместной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social services web 2.0 as a component of informatization of educational organizations

The main goal of modernization in the field of education in the world is to achieve a new quality of the educational process corresponding to the new socio-economic conditions. This requires effective organization of the educational process, which will facilitate the search and development of abilities in each student. The result of the teacher’s work should be an active, creative, and cognitive organization of students' joint activities. Also important is the development of students' skills of the 21st century, which would be useful in their future professional activity, where the latter requires the ability to work not only with information, but also with people. These can be communication skills and teamwork skills, flexibility and adaptability, the use of the aggregate intelligence of a group that is a joint activity to achieve the goals.

Текст научной работы на тему «Социальные сервисы Web 2. 0 как составляющая информатизации образовательных организаций»

Социальные сервисы web 2.0 как составляющая информатизации

образовательных организаций

Ж.В. Идрисова, М.И. Кудусова, Л.С. Идигова ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Аннотация: Основной целью модернизации в сфере образования в мире является достижение нового качества учебного процесса, соответствующего новым социально-экономическим условиям. Это требует эффективной организации учебного процесса, что облегчит поиск и развитие способностей у каждого учащегося. Результатом работы преподавателя должна стать активная, творческая, познавательная организация совместной деятельности учащихся. Также важным является развитие у студентов навыков XXI века, которые были бы полезны в их будущей профессиональной деятельности, где последняя требует умения работать не только с информацией, но и с людьми. Это могут быть навыки общения и навыки совместной работы, гибкость и адаптивность, использование для достижения целей совокупного интеллекта группы, которая является совместной деятельностью.

Ключевые слова: интернет, инструменты Web 2.0, социальная сеть, познавательная активность, сетевые сервисы.

Интернет сегодня созрел не только с отличным контентом, но и с новыми инструментами, которые повышают производительность и силу публикации. Хотя на это есть технические причины, многие современные веб-сайты предлагают функциональность, которая раньше считалась уникальной для настольных программ. Сегодня мы можем редактировать фотографии, создавать формулы в электронных таблицах и готовить презентации с мультимедиа в одном окне: веб-браузере. Некоторые называют это новое поколение инструментов «Чтение / запись в Интернете», потому что вместо того, чтобы просто загружать контент, созданный другими, используя сложные языки, такие как HTML, JavaScript и другие, теперь мы можем легко использовать Интернет для публикации или написать наш собственный контент [1]. Но сегодня Интернет даже выходит за рамки таких инструментов, как вики и блоги; он включает в себя редактирование фотографий, потоковое видео и хостинг, а также инструменты, которые помогают нам организовать перегрузку публикуемого контента. Эту новую

эру продуктивности, предлагаемую современной всемирной паутиной, многие называют «Веб 2.0»

Наши студенты будут жить и работать в этой сетевой среде, в которой они должны иметь возможность находить, управлять, создавать и передавать онлайн-контент. Даже сейчас инструменты Web 2.0 используются на рабочем месте, в средствах массовой информации и дома [2]. Хосписы создают учетные записи в блогах для семей своих пациентов, профессионалы совместно пишут СМИ, используя онлайновые документы, крупные новостные корпорации имеют интерактивные блоги, форумы и настраиваемые RSS-каналы, которые призваны обеспечить расширенный доступ к информации. Многие профессиональные организации, предприятия и правительства используют социальные сети для обеспечения профессионального развития, сотрудничества и создания сообщества, объединяющего людей во всем мире. Нашим студентам нужен опыт работы с этими инструментами Web 2.0. Непрерывное [3] знакомство с бесплатными онлайн-инструментами позволят студентам развить ценные навыки общения в среде 21-го века. Инструменты Web 2.0 являются мощными посредниками между учениками и окружающим их миром, и они могут мотивировать учеников продолжать обучение за пределами аудитории. Такие инструменты способны инициировать и усилить любовь к обучению на протяжении всей жизни.

Современное состояние (ИКТ) информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе требует использования передовых информационных и коммуникационных технологий и современных средств доступа в Интернет, таких как: образовательные платформы, системы открытого обучения, онлайн-курсы и платформы дистанционного обучения на основе облачных технологий, социальные сети и т. д. Эти информационные технологии применимы в подавляющем большинстве

аспектов педагогической деятельности (от преподавания конкретной дисциплины до внедрения в управление образовательным учреждением). Эти цифровые технологии являются движущей силой социально-экономического развития страны и основой ее устойчивого развития в будущем. В современном мире все более популярным становится использование социальных сетей в образовании. Интернет сам по себе становится отличным ресурсно-информационным сайтом, на котором решаются новые педагогические проблемы и внедряются новые формы обучения [1].

Ценность социальных сетей зависит не только от контента, который передается по сети пользователям. С развитием сервисов [5-7]. Web 2.0 ценность официального контента значительно падает, и пользователей все больше привлекают онлайн-сервисы, которые отражают дополнительные возможности коллективного общения и совместной работы. Эти особенности в дополнение к обучению определяют концепцию социального обучения [4]. Использование социальных сетей может обеспечить интерактивность, может положительно повлиять на результаты познавательной деятельности студентов в учебном процессе, а также может стать эффективным средством повышения мотивации и качества обучения, организации командной работы студентов, совместной проектной деятельности, и индивидуализация виртуального образовательного пространства студента. Также социальные сети могут использоваться как средство распространения учебного материала.

Фещенко А. в своей работе выдвинул ряд преимуществ, связанных с использованием инструментов социальных сетей в образовательной деятельности, вот некоторые из них:

1. Популярность социальных сетей среди молодежи в возрасте от 16 до 21 года.

2. Используя социальные сети, студенты приобретают навыки XXI

века.

3. Постоянное взаимодействие в сети между учениками и преподавателями, что обеспечивает непрерывность образовательного процесса.

4. Интерактивный режим обучения.

5. Совместное создание и совершенствование содержания обучения.

6. Онлайн-поддержка учебного процесса студентами, отсутствующими в классе [10].

Организация совместной деятельности студентов с помощью популярных сетевых сервисов. Был проведен социологический опрос «Использование социальных сетей в повседневной и образовательной деятельности» среди 250 первокурсники (17-18 лет) специальности "Начальное образование". Целью опроса было выяснить, имеют ли студенты постоянный доступ к Интернету, где и как они его используют. Результаты показывают, что большинство студентов имеют постоянный доступ к Интернету (92%), 88% используют его дома, и только 4% не имеют доступа к сети. 52% респондентов используют смартфоны, 41% используют ноутбуки. 32% респондентов находятся в социальных сетях более 3 часов в день, а 29% - более 6 часов в день, то есть они проводят больше времени в сетях, чем половина дневного времени. В то время как 37% считают, что использование социальных сетей не влияет на их успех, а 33% считают, что это даже помогает им в учебе и является эффективным средством для получения быстрых советов (39%). Большинство студентов используют социальную сеть «ВКонтакте», а именно 43%, 19% используют «Instagram», другая часть использует «Skype» и «Twitter». Также результаты опроса показали, что более 54% студентов используют социальные сети для общения, прослушивания музыки и просмотра фильмов, 15% для самореализации,

участия в социальных проектах и поиска работы [11]. Таким образом, студенты пытаются использовать социальные сети для демонстрации личной позиции по обсуждаемым вопросам, своих достижений, развития или творчества. 18% пытались использовать социальные сети для обучения. Студенты поддерживают мнение, что социальные сети лучше использовать для онлайн-доступа к учебным материалам, общения с учителем и выполнения коллективных домашних заданий, проведения уроков в дистанционном режиме и самостоятельного наполнения учебным контентом. Для этого, по их мнению, более подходящими сетями являются «ВКонтакте», «БасеЬоок», блог-платформа «Ь^е1оита1» и программа «Бкуре». Это говорит о том, что социальные сети являются эффективной платформой для развития электронного обучения [13]. В контенте социальных сетей находится большое количество обучающих видео, на которые могут подписаться любые пользователи сети. Кроме того, в любое время дня есть доступ к лекциям и учебным материалам, что позволяет вам учиться в своем собственном темпе. Обеспечивая учебную деятельность студентов, мы пришли к выводу, что социальные сети можно использовать для решения следующих задач:

— организовать коллективную работу учащихся в классе и за ее пределами, что способствует сотрудничеству и приобретению опыта работы в команде;

— расширить обучение студентов на дому, потому что социальные сети позволяют использовать учебный контент, который не ограничивается временными, географическими и возрастными ограничениями;

— обеспечить развитие персонализированной учебной среды студента, создание его учебного плана и учебного содержания дисциплин. Если учащиеся вместе с преподавателем создают учебное содержание дисциплины, оно будет адаптировано индивидуально для каждого учащегося;

— содействовать самостоятельному обучению студентов (внедрение основанных на исследованиях принципов обучения);

— способствовать индивидуальному обучению студентов, потому что каждый студент должен работать в своем темпе;

— осуществлять неформальное общение между учителем и учеником;

— реализовать принципы обучения на протяжении всей жизни; Студенты смогут посещать страницу дисциплины в любое время дня, загружать необходимые материалы, отправлять выполненную работу, учиться онлайн без каких-либо затрат и получать постоянную поддержку от учителя [8,12].

Внедрение сетевых услуг в учебный процесс, помимо навыков взаимодействия, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, развивает критическое мышление и обеспечивает высокий уровень обучающегося. Образовательная деятельность не ограничивается учебной средой, но выходит за ее пределы и обеспечивает непрерывность образовательного процесса. По результатам эксперимента по использованию сетевых сервисов в учебном процессе была доказана эффективность внедрения сетевых инструментов, которые предоставляют социальные сети для организации учебного процесса. Это подтверждает гипотезу авторов о том, что использование популярных сетевых сервисов в качестве дополнительного педагогического инструмента будет способствовать формированию культуры общения учащихся в виртуальной среде; развитие коммуникативной компетентности и может быть эффективным средством повышения познавательной и образовательной исследовательской активности студентов и развития навыков, необходимых в XXI веке.

Литература

1. Машарова В. А., Ахаян А. А. Влияние интернет-взаимодействия в образовании на развитие познавательной активности учащихся // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. 2011, 12(декабрь), ART URL: emissia.org/offline/2011/1695.htm.

2. Казначеева С.Н. Развитие познавательной активности студентов вуза: дис. ...канд. пед. наук. Волжский гос. инженерно-педагогический университет, Нижний Новгород, 2007 - С. 182-186.

3. Везиров Т.Г. Педагогические основы использования информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования. Махачкала: Монография. 2000. - С. 228.

4. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии. Махачкала: ДГПУ, 2000. - С. 64.

5. Ознакомление с концепцией Web 2.0. URL: osp.ru/os/2007/01/3999213/

6. Интерактивности. WEB-сервисы для образования. URL: wikischool-ru.livejournal.com/71243.html.

7. Использование сервисов web 2.0 в образовании. URL: ucom.ru/doc/na.2016.03.02.206.pdf.

8. Розин М.Д., Свечкарев В.П. Исследование социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации // Инженерный вестник Дона, 2011, №1 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/397.

9. Taxonomy of Web 2.0 Applications with Educational Potential. // URL: researchgate.net/publication/224911056_Taxonomy_of_Web_20_Applications_wi th_Educational_Potential.

10. Новоселова, Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для

развития социально-экономических задач в регионе. // Инженерный вестник Дона, 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/366.

11. Educational Networking: The Role of Web 2.0 in Education. // Internet shool URL: internetatschools.com/Articles/Editorial/Features/Educational-Networking-The-Role-of-Web-2.0-in-Education-61342.aspx.

12. А.Н. Земцов, Зунг Хань Чан. Об эффективности поиска данных в веб-приложениях // Инженерный вестник Дона, 2017, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4257.

13. Лавриченко О.В. Модель адаптивного распределения ограниченных инновационных ресурсов на основе неманипулируемых механизмов. Инженерный вестник Дона, 2015, №1 ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2834.

References

1. Masharova V.A., Akhayan A.A., Pis'ma v Emissiya.Offlayn (TheEmissia. OfflineLetters): elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2011, 12 (dekabr'), ART. URL: emissia.org/offline/2011/1695.htm.

2. Kaznacheeva S.N. Razvitiye poznavatel'noy aktivnosti studentov vuza [The development of cognitive activity of university students] dis. ... Cand. ped. sciences. Volzhsky State Engineering and Pedagogical University, Nizhny Novgorod, 2007. pp. 182-186.

3. Vezirov T.G. Pedagogicheskiye osnovy ispol'zovaniya informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Pedagogical foundations of the use of information and communication technologies in the system of continuous education]. Makhachkala: Monograph. 2000- p.228.

4. Vezirov T.G. Informatsionnyye i kommunikatsionnyye tekhnologii [Information and communication technologies]. Makhachkala: DGPU, 2000. p. 64.

5. Oznakomleniye s kontseptsiyey Web 2.0. [Acquaintance with the concept of Web 2.0]. URL: osp.ru/os/2007/01/3999213/

6. Interaktivnosti. WEB-servisy dlya obrazovaniya [Interactivity. WEBservices for education]. URL: wikischool-ru.livejournal.com/71243.

7. Ispol'zovaniye servisov web 2.0 v obrazovanii [Using web 2.0 services in education]. URL: ucom.ru/doc/na.2016.03.02.02.206.pdf.

8. Rozin M.D., Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №1 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/397.

9. Taxonomy of Web 2.0 Applications with Educational Potential. URL: researchgate.net/publication/224911056_Taxonomy_of_Web_20_Applications_wi th_Educational_Potential.

10. Novoselova, N.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/366.

11. Educational Networking: The Role of Web 2.0 in Education. Internet shool. URL: internetatschools.com/Articles/Editorial/Features/Educational-Networking-The-Role-of-Web-2.0-in-Education-61342.aspx.

12. A.N. Zemcov, Zung Han' Chan. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4257.

13. Lavrichenko O.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1, p.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2834.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.