Социальные сервисы web 2.0 как составляющая информатизации
образовательных организаций
Ж.В. Идрисова, М.И. Кудусова, Л.С. Идигова ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Аннотация: Основной целью модернизации в сфере образования в мире является достижение нового качества учебного процесса, соответствующего новым социально-экономическим условиям. Это требует эффективной организации учебного процесса, что облегчит поиск и развитие способностей у каждого учащегося. Результатом работы преподавателя должна стать активная, творческая, познавательная организация совместной деятельности учащихся. Также важным является развитие у студентов навыков XXI века, которые были бы полезны в их будущей профессиональной деятельности, где последняя требует умения работать не только с информацией, но и с людьми. Это могут быть навыки общения и навыки совместной работы, гибкость и адаптивность, использование для достижения целей совокупного интеллекта группы, которая является совместной деятельностью.
Ключевые слова: интернет, инструменты Web 2.0, социальная сеть, познавательная активность, сетевые сервисы.
Интернет сегодня созрел не только с отличным контентом, но и с новыми инструментами, которые повышают производительность и силу публикации. Хотя на это есть технические причины, многие современные веб-сайты предлагают функциональность, которая раньше считалась уникальной для настольных программ. Сегодня мы можем редактировать фотографии, создавать формулы в электронных таблицах и готовить презентации с мультимедиа в одном окне: веб-браузере. Некоторые называют это новое поколение инструментов «Чтение / запись в Интернете», потому что вместо того, чтобы просто загружать контент, созданный другими, используя сложные языки, такие как HTML, JavaScript и другие, теперь мы можем легко использовать Интернет для публикации или написать наш собственный контент [1]. Но сегодня Интернет даже выходит за рамки таких инструментов, как вики и блоги; он включает в себя редактирование фотографий, потоковое видео и хостинг, а также инструменты, которые помогают нам организовать перегрузку публикуемого контента. Эту новую
эру продуктивности, предлагаемую современной всемирной паутиной, многие называют «Веб 2.0»
Наши студенты будут жить и работать в этой сетевой среде, в которой они должны иметь возможность находить, управлять, создавать и передавать онлайн-контент. Даже сейчас инструменты Web 2.0 используются на рабочем месте, в средствах массовой информации и дома [2]. Хосписы создают учетные записи в блогах для семей своих пациентов, профессионалы совместно пишут СМИ, используя онлайновые документы, крупные новостные корпорации имеют интерактивные блоги, форумы и настраиваемые RSS-каналы, которые призваны обеспечить расширенный доступ к информации. Многие профессиональные организации, предприятия и правительства используют социальные сети для обеспечения профессионального развития, сотрудничества и создания сообщества, объединяющего людей во всем мире. Нашим студентам нужен опыт работы с этими инструментами Web 2.0. Непрерывное [3] знакомство с бесплатными онлайн-инструментами позволят студентам развить ценные навыки общения в среде 21-го века. Инструменты Web 2.0 являются мощными посредниками между учениками и окружающим их миром, и они могут мотивировать учеников продолжать обучение за пределами аудитории. Такие инструменты способны инициировать и усилить любовь к обучению на протяжении всей жизни.
Современное состояние (ИКТ) информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе требует использования передовых информационных и коммуникационных технологий и современных средств доступа в Интернет, таких как: образовательные платформы, системы открытого обучения, онлайн-курсы и платформы дистанционного обучения на основе облачных технологий, социальные сети и т. д. Эти информационные технологии применимы в подавляющем большинстве
аспектов педагогической деятельности (от преподавания конкретной дисциплины до внедрения в управление образовательным учреждением). Эти цифровые технологии являются движущей силой социально-экономического развития страны и основой ее устойчивого развития в будущем. В современном мире все более популярным становится использование социальных сетей в образовании. Интернет сам по себе становится отличным ресурсно-информационным сайтом, на котором решаются новые педагогические проблемы и внедряются новые формы обучения [1].
Ценность социальных сетей зависит не только от контента, который передается по сети пользователям. С развитием сервисов [5-7]. Web 2.0 ценность официального контента значительно падает, и пользователей все больше привлекают онлайн-сервисы, которые отражают дополнительные возможности коллективного общения и совместной работы. Эти особенности в дополнение к обучению определяют концепцию социального обучения [4]. Использование социальных сетей может обеспечить интерактивность, может положительно повлиять на результаты познавательной деятельности студентов в учебном процессе, а также может стать эффективным средством повышения мотивации и качества обучения, организации командной работы студентов, совместной проектной деятельности, и индивидуализация виртуального образовательного пространства студента. Также социальные сети могут использоваться как средство распространения учебного материала.
Фещенко А. в своей работе выдвинул ряд преимуществ, связанных с использованием инструментов социальных сетей в образовательной деятельности, вот некоторые из них:
1. Популярность социальных сетей среди молодежи в возрасте от 16 до 21 года.
2. Используя социальные сети, студенты приобретают навыки XXI
века.
3. Постоянное взаимодействие в сети между учениками и преподавателями, что обеспечивает непрерывность образовательного процесса.
4. Интерактивный режим обучения.
5. Совместное создание и совершенствование содержания обучения.
6. Онлайн-поддержка учебного процесса студентами, отсутствующими в классе [10].
Организация совместной деятельности студентов с помощью популярных сетевых сервисов. Был проведен социологический опрос «Использование социальных сетей в повседневной и образовательной деятельности» среди 250 первокурсники (17-18 лет) специальности "Начальное образование". Целью опроса было выяснить, имеют ли студенты постоянный доступ к Интернету, где и как они его используют. Результаты показывают, что большинство студентов имеют постоянный доступ к Интернету (92%), 88% используют его дома, и только 4% не имеют доступа к сети. 52% респондентов используют смартфоны, 41% используют ноутбуки. 32% респондентов находятся в социальных сетях более 3 часов в день, а 29% - более 6 часов в день, то есть они проводят больше времени в сетях, чем половина дневного времени. В то время как 37% считают, что использование социальных сетей не влияет на их успех, а 33% считают, что это даже помогает им в учебе и является эффективным средством для получения быстрых советов (39%). Большинство студентов используют социальную сеть «ВКонтакте», а именно 43%, 19% используют «Instagram», другая часть использует «Skype» и «Twitter». Также результаты опроса показали, что более 54% студентов используют социальные сети для общения, прослушивания музыки и просмотра фильмов, 15% для самореализации,
участия в социальных проектах и поиска работы [11]. Таким образом, студенты пытаются использовать социальные сети для демонстрации личной позиции по обсуждаемым вопросам, своих достижений, развития или творчества. 18% пытались использовать социальные сети для обучения. Студенты поддерживают мнение, что социальные сети лучше использовать для онлайн-доступа к учебным материалам, общения с учителем и выполнения коллективных домашних заданий, проведения уроков в дистанционном режиме и самостоятельного наполнения учебным контентом. Для этого, по их мнению, более подходящими сетями являются «ВКонтакте», «БасеЬоок», блог-платформа «Ь^е1оита1» и программа «Бкуре». Это говорит о том, что социальные сети являются эффективной платформой для развития электронного обучения [13]. В контенте социальных сетей находится большое количество обучающих видео, на которые могут подписаться любые пользователи сети. Кроме того, в любое время дня есть доступ к лекциям и учебным материалам, что позволяет вам учиться в своем собственном темпе. Обеспечивая учебную деятельность студентов, мы пришли к выводу, что социальные сети можно использовать для решения следующих задач:
— организовать коллективную работу учащихся в классе и за ее пределами, что способствует сотрудничеству и приобретению опыта работы в команде;
— расширить обучение студентов на дому, потому что социальные сети позволяют использовать учебный контент, который не ограничивается временными, географическими и возрастными ограничениями;
— обеспечить развитие персонализированной учебной среды студента, создание его учебного плана и учебного содержания дисциплин. Если учащиеся вместе с преподавателем создают учебное содержание дисциплины, оно будет адаптировано индивидуально для каждого учащегося;
— содействовать самостоятельному обучению студентов (внедрение основанных на исследованиях принципов обучения);
— способствовать индивидуальному обучению студентов, потому что каждый студент должен работать в своем темпе;
— осуществлять неформальное общение между учителем и учеником;
— реализовать принципы обучения на протяжении всей жизни; Студенты смогут посещать страницу дисциплины в любое время дня, загружать необходимые материалы, отправлять выполненную работу, учиться онлайн без каких-либо затрат и получать постоянную поддержку от учителя [8,12].
Внедрение сетевых услуг в учебный процесс, помимо навыков взаимодействия, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, развивает критическое мышление и обеспечивает высокий уровень обучающегося. Образовательная деятельность не ограничивается учебной средой, но выходит за ее пределы и обеспечивает непрерывность образовательного процесса. По результатам эксперимента по использованию сетевых сервисов в учебном процессе была доказана эффективность внедрения сетевых инструментов, которые предоставляют социальные сети для организации учебного процесса. Это подтверждает гипотезу авторов о том, что использование популярных сетевых сервисов в качестве дополнительного педагогического инструмента будет способствовать формированию культуры общения учащихся в виртуальной среде; развитие коммуникативной компетентности и может быть эффективным средством повышения познавательной и образовательной исследовательской активности студентов и развития навыков, необходимых в XXI веке.
Литература
1. Машарова В. А., Ахаян А. А. Влияние интернет-взаимодействия в образовании на развитие познавательной активности учащихся // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. 2011, 12(декабрь), ART URL: emissia.org/offline/2011/1695.htm.
2. Казначеева С.Н. Развитие познавательной активности студентов вуза: дис. ...канд. пед. наук. Волжский гос. инженерно-педагогический университет, Нижний Новгород, 2007 - С. 182-186.
3. Везиров Т.Г. Педагогические основы использования информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования. Махачкала: Монография. 2000. - С. 228.
4. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии. Махачкала: ДГПУ, 2000. - С. 64.
5. Ознакомление с концепцией Web 2.0. URL: osp.ru/os/2007/01/3999213/
6. Интерактивности. WEB-сервисы для образования. URL: wikischool-ru.livejournal.com/71243.html.
7. Использование сервисов web 2.0 в образовании. URL: ucom.ru/doc/na.2016.03.02.206.pdf.
8. Розин М.Д., Свечкарев В.П. Исследование социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации // Инженерный вестник Дона, 2011, №1 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/397.
9. Taxonomy of Web 2.0 Applications with Educational Potential. // URL: researchgate.net/publication/224911056_Taxonomy_of_Web_20_Applications_wi th_Educational_Potential.
10. Новоселова, Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для
развития социально-экономических задач в регионе. // Инженерный вестник Дона, 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/366.
11. Educational Networking: The Role of Web 2.0 in Education. // Internet shool URL: internetatschools.com/Articles/Editorial/Features/Educational-Networking-The-Role-of-Web-2.0-in-Education-61342.aspx.
12. А.Н. Земцов, Зунг Хань Чан. Об эффективности поиска данных в веб-приложениях // Инженерный вестник Дона, 2017, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4257.
13. Лавриченко О.В. Модель адаптивного распределения ограниченных инновационных ресурсов на основе неманипулируемых механизмов. Инженерный вестник Дона, 2015, №1 ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2834.
References
1. Masharova V.A., Akhayan A.A., Pis'ma v Emissiya.Offlayn (TheEmissia. OfflineLetters): elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2011, 12 (dekabr'), ART. URL: emissia.org/offline/2011/1695.htm.
2. Kaznacheeva S.N. Razvitiye poznavatel'noy aktivnosti studentov vuza [The development of cognitive activity of university students] dis. ... Cand. ped. sciences. Volzhsky State Engineering and Pedagogical University, Nizhny Novgorod, 2007. pp. 182-186.
3. Vezirov T.G. Pedagogicheskiye osnovy ispol'zovaniya informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Pedagogical foundations of the use of information and communication technologies in the system of continuous education]. Makhachkala: Monograph. 2000- p.228.
4. Vezirov T.G. Informatsionnyye i kommunikatsionnyye tekhnologii [Information and communication technologies]. Makhachkala: DGPU, 2000. p. 64.
5. Oznakomleniye s kontseptsiyey Web 2.0. [Acquaintance with the concept of Web 2.0]. URL: osp.ru/os/2007/01/3999213/
6. Interaktivnosti. WEB-servisy dlya obrazovaniya [Interactivity. WEBservices for education]. URL: wikischool-ru.livejournal.com/71243.
7. Ispol'zovaniye servisov web 2.0 v obrazovanii [Using web 2.0 services in education]. URL: ucom.ru/doc/na.2016.03.02.02.206.pdf.
8. Rozin M.D., Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №1 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/397.
9. Taxonomy of Web 2.0 Applications with Educational Potential. URL: researchgate.net/publication/224911056_Taxonomy_of_Web_20_Applications_wi th_Educational_Potential.
10. Novoselova, N.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/366.
11. Educational Networking: The Role of Web 2.0 in Education. Internet shool. URL: internetatschools.com/Articles/Editorial/Features/Educational-Networking-The-Role-of-Web-2.0-in-Education-61342.aspx.
12. A.N. Zemcov, Zung Han' Chan. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4257.
13. Lavrichenko O.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1, p.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2834.